УДК: 35.084.6:35.07(470)
Ященков Вадим Алексеевич - магистр, Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел), e-mail: [email protected]
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГЛАВНЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ИНСПЕКТОРОВ ПО СУБЪЕКТАМ РФ АППАРАТА ПОЛНОМОЧНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГАХ
Исследуются перспективы и направления совершенствования института главных федеральных инспекторов аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в субъектах РФ; анализируются научные работы и нормативная основа функционирования главных федеральных инспекторов; формулируются предложения, направленные на совершенствование правовой базы и практики деятельности главных федеральных инспекторов.
Ключевые слова: главный федеральный инспектор, аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, государственное территориальное управление, государственное управление, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное образование, Администрация Президента РФ, система государственного управления.
YASHCHENKOV V. A. - Master, Central Russian Institute of Management - a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT PROSPECTS OF THE INSTITUTE OF THE MAIN FEDERAL INSPECTORS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION OF THE PLENIPOTENTIARY REPRESENTATIVE OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN FEDERAL
DISTRICTS
Prospects and directions for improving the institute of the main federal inspectors of the office of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the federal district in the subjects of the Russian Federation are explored; scientific work and the regulatory framework for the functioning of the main federal inspectors are analyzed; proposals are formulated to improve the legal framework and practices of the activities of the main federal inspectors.
Keywords: chief federal inspector, office of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in the federal district, state territorial administration, state administration, territorial body of the federal executive body, executive body of a constituent entity of the Russian Federation, municipality, Presidential Administration, state administration system.
Институт главных федеральных инспекторов по субъектам РФ занимает особое звено в структуре аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в федеральных округах, но правовой статус изучен недостаточно. [1, С. 326].
В настоящее время существование и функционирование института главных федеральных инспекторов аппаратов Полномочных Представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах неоднократно обсуждается с научной точки зрения. Таким образом, объектом проводимых исследований были обстоятельства, обусловленные изменением законодательных актов по порядку наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (губернатор, глава республики) на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации [2,
С. 127].
В 2012 году в современной политической системе нашей страны появляется институт выборности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, т.е. возникает необходимость в модернизации и необходимом пересмотре института главных федеральных инспекторов по российским регионам.
Данный процесс значительно изменил юридический статус института главных федеральных инспекторов по субъектам России, т.е. включил в структуру территориального управления государства. Претерпел изменение и характер взаимоотношений федеральных государственных служащих с региональными и муниципальными элитами [3, С. 27].
В настоящее время главный федеральный инспектор по субъектам РФ проводит контроль за исполнением Указов и Распоряжений Президента Российской Федерации на территории конкретного субъекта страны.
Главное предначертание функции главного федерального инспектора - это обеспечение представления интересов аппара-
66 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUME 7*ISSUE № 2» 2018
тов Полномочных Представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах на территории субъектов страны. На сегодняшний день главные федеральные инспекторы назначаются в каждые 85 субъектов страны.
Безусловно, в сегодняшней действительности возникает необходимость в сохранении института главных федеральных инспекторов. Необходимо продумать вопрос и нормативным и правовым способом закрепить и расширить полномочия указанной должности за счёт перераспределения функций некоторых территориальных федеральных органов исполнительной власти, а также органов регионального управления.
В процессе оптимизации административно-правового статуса главных федеральных инспекторов аппаратов олномоч-ных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах в субъектах РФ необходимо проработать и закрепить порядок наделения полномочиями данных лиц.
В связи с этим, можно предложить и дополнить наделение следующими компетенциями и полномочиями главных федеральных инспекторов:
1) предоставить право законодательной инициативы в законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также представительные органы местного самоуправления. Предполагается возможность обращаться с правотворческой инициативой к высшему должностному лицу субъекта РФ, органам ис-
полнительной власти регионов, способствуя достижению верховенства федерального законодательства, а также обеспечению контроля и координации;
2) наделение правом внесения представлений в случае противоречия и ненадлежащего исполнения принятых ими нормативных правовых актов федеральному законодательству органами государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления;
3) правом внесения предложений по совершенствованию системы и структуры органов исполнительной власти субъектов РФ для повышения эффективности их деятельности.
Библиография:
1. Абдрашитов Р.Ш. Система государственного управления России в 21 веке. -СПб.: СПбГУ, 2015.-235 с.
2. Абрамов A.C. Развитие федерализма в России. - М.: МСПИ, 2016. - 426 с.
3. Астахов В.А. Институт Полномочных Представителей Президента РФ в федеральных округах: современное состояние и динамика развития. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2016. -127 с.
4. Матвеев М.В. Государственный контроль и надзор в государственном управлении.-М.: ВШЭ, 2017.-328 с.
5. Белозёров И.А. Деятельность института главных федеральных инспекторов по субъектам РФ II Политика и право. - 2015. - № 6. - С. 53-54.
6. Звягинцев А.И. Реформа системы государственного взаимодействия федерального центра с регионами II Россия сегодня.-2016,-№2.-С. 124-127.
References:
1.Abdrashitov R.SH. Sistema gosudar-stvennogo upravleniya Rossii v 21 veke. -SPb.: SPbGU, 2015. - 235 s. (In Russ.)
2.Abramov A.S. Razvitiye federalizma v Rossii. - M.: MSPI, 2016. - 426 s. (In Russ.)
3.Astakhov V.A. Institut Polnomochnykh Predstaviteley Prezidenta RF v federal'nykh okrugakh: sovremennoye sostoyaniye i dina-mika razvitiya. - M.: MGU im. M.V. Lomonosova, 2016. -127 s. (In Russ.)
4.Matveyev M.V. Gosudarstvennyy kontrol' i nadzor v gosudarstvennom uprav-lenii. - M.: VSHE, 2017. - 328 s. (In Russ.)
5.Belozorov I.A. Deyatel'nost' instituta glavnykh federal'nykh inspektorov po sub"yektam RF II Politika i pravo. - 2015. - № 6.-S. 53-54. (In Russ.)
6.Zvyagintsev A.I. Reforma sistemy gosu-darstvennogo vzaimodeystviya federal'nogo tsentra s regionami II Rossiya segodnya. -2016. - № 2. - S. 124- 127. (In Russ.)
68 JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION »VOLUME 7»ISSUE № 2» 2018