Научная статья на тему 'Перспективы развития инфраструктуры туристско-рекреационных зон Краснодарского края в условиях мировой конкуренции'

Перспективы развития инфраструктуры туристско-рекреационных зон Краснодарского края в условиях мировой конкуренции Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
618
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития инфраструктуры туристско-рекреационных зон Краснодарского края в условиях мировой конкуренции»

1. Фильтр организационного несовершенства проявляется в отсутствии на предприятии единого центра обработки и анализа маркетинговой информации, поступающей к руководителю предприятия от ряда подразделений (различные коммерческие и экономические службы), представленной в различном исполнении (формате).

2. Фильтр низкой квалификации-1 проявляется в отсутствии на предприятиях хороших специалистов в области поиска и представления маркетинговой информации, а значит качество проведения этих работ, как правило, невысокое.

3. Фильтр низкой квалификации-2 проявляется в неумении высшего руководства работать с маркетинговой информацией. Многие высшие руководители не любят признаваться в непонимании или незнании чего-либо, опасаясь уронить свой авторитет перед подчиненными и, вследствие этого отторгают не понятую информацию.

4. Фильтр метода обработки информации проявляется во введении ограничивающих условий, характерных для того или иного математического метода применяемого при обработке маркетинговой информации. При неправильно выбранном методе обработки может быть утеряна (отсечена) важная информация.

Во избежание этого, для обработки маркетинговых данных можно рекомендовать метод экспертных оценок который наиболее мягким образом работает даже с интуитивной - самой ценной, информацией.

5. Фильтр успешных установок проявляется в стремлении менеджеров использовать стандартные методы решения возникающих проблем, уже отработанные ранее на подобных задачах (опыт управленца).

Наиболее типична такая ситуация в сфере принятия маркетинговых решений, поскольку осознание актуальности маркетинга на российских предприятиях идет «сверху вниз», и поэтому взаимное непонимание между высшим и средним менеджментом особенно сильно.

Важно, чтобы шеф помимо выдачи указаний не только «делился» маркетинговой информацией (по принадлежности) с подчиненными, но и всячески поддерживал систематическое повышение маркетинговой квалификации менеджмента на предприятии.

Тем самым уменьшается эффект «сопротивления» среднего менеджмента, при реализации маркетинговых мероприятий.

Выявление информационных фильтров на предприятии и работа по уменьшению их вредного влияния на качество маркетинговой информации заключается в создании комфортной информационной среды для процесса принятия управленческих решений относительно поведения предприятия на рынке.

литература

1. Канторович Л.В., Горстко А.В. Оптимальные решения в экономике. М.: Наука, 1972.

2. Кузнецова Н.П. Информационная экономика в условиях глобализации // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия. СПб., 2003.

3. Мисаков В.С. Имитационная модель процесса формирования информационного механизма управления. Ставрополь: ИСПИ ЮР НОЦ, 2007.

4. Прохоров А. «Электронная Россия» - программа третьей индустриальной революции // Компьтер Пресс, 2002. № 4.

МАЙМУЛА Г.В., ЗАХАРОВА И.Ю.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ В УСЛОВИЯХ МИРОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Туризм - одна из наиболее ведущих динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В 2006 г. на туризм приходилось 12,3% мирового валового продукта, в отрасли работало - 8,7% от общего числа занятых. Основные тенденции развития туризма в мире: жесткая

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

конкуренция; рост требовательности туристов; изменчивость предпочтений туристов при выборе курортов; сегментация спроса и, как следствие, растущая специализация курортов.

Учитывая, сложившиеся условия разрабатываются новые стратегии и долгосрочные программы развития. Совершенствование курортов - масштабная задача, связанная с финансовыми рисками, и поэтому главным инициатором выступает государство.

Туризм России неразрывно связан с мировой туристической отраслью. В 2006 г. на эту отрасль в России приходилось 9,6% ВВП, постоянно увеличивается количество занятых.

Краснодарский край - самый массовый курорт в России. В 2006г. курорты региона посетило 7,8 млн туристов. Все больше россиян выбирает зарубежные курорты. Привлекают разнообразие отдыха, цена и качество обслуживания. Наиболее посещаемые курорты Турции, Кипра, Греции, Болгарии, Венгрии, Испании, Италии, Чехии. Чтобы сохранить лидирующие позиции и обеспечить долгосрочный рост туристской отрасли, Краснодарскому краю необходимо сформировать современное конкурентоспособное туристическое предложение.

Основные стратегии развития следующие:

1. Формирование портфеля курортов для привлечения широких слоев туристов из России и СНГ. Это направление предполагает определение приоритетной тематической специализации курортов и их позиционирование для целевых групп потребителей. Чтобы повысить конкурентоспособность Черноморского побережья Краснодарского края, будут созданы 4 основных курорта по 10 тематическим направлениям:

A. Сочи - современный горно-морской курорт, центр бизнеса и фестивалей, здоровья и СПА;

Б. Туапсе - отдых для массового туризма, центр автотуризма;

B. Геленджик - активный пляжный отдых для средних и обеспеченных слоев населения с обширным набором дополнительных возможностей (городские развлечения, активный отдых, экстрим, экотуризм);

Г. Анапа - семейный курорт, предлагающий возможность спокойного отдыха в разных форматах (ссылка Администрация Края).

2. Создание эффективной системы продвижения продукта с помощью маркетинга и дистрибуции. Данная цель предполагает усиление позиций Краснодарского края в продвижении туристского продукта. Необходимо усилить позиции Краснодарского края в туристических агентствах и магазинах розничных продаж туристических путевок, развить единую информационную систему туристических ресурсов края.

3. Повышение качества и конкурентоспособности всех частей туристского продукта -создание современных форматов гостиничного комплекса и широкого спектра дополнительных услуг для соответствия спросу мировых стандартов.

В настоящее время наблюдается значительный дефицит качественного предложения трех- и четырех звездочных гостиниц. Гостиничное предложение не выдерживает конкуренции с зарубежными направлениями по соотношению цены и качества. Дефицит качественного предложения при наличии спроса в сочетании со значительной долей спроса со стороны туристов, приводит к повышению цен. Уровень гостиничного обслуживания сильно отстает от стандартов зарубежных курортов: все процессы и стандарты - от процесса поселения и состояния номера и организации питания и предоставления дополнительных услуг.

Структура гостиничной сети края имела на 2006г. следующий вид: 45% приходилось на частный сектор и минигостиницы, которые предоставляют нестандартизированные услуги; 20% турбазы; 12% детские оздоровительные лагеря; 10% базы отдыха, 3% кемпинги. Таким образом, 80% - доля нестандартизированного и зачастую низкокачественного предложения жилья, 20% гостиничного жилья, соответствующего мировым стандартам.

Данное предложение практически не представлено в турагентствах, что снижает как уровень услуг для клиентов, так и эффективность продвижения предложения. В Краснодарском крае практически не представлены новые форматы гостиничного бизнеса. Существует всего несколько современных гостиниц, организованных по «групповому» принципу. Номера квартирного типа с гостиничным обслуживанием. Несмотря на богатые возможности края по развитию экологического и природного туризма отсутствует предложение комплексов вилл и гостиниц, расположенных в отдалении от других туристических объектов.

Гостиничный сектор составляет основу туристского предложения, полноценная конкурентоспособность может быть только при комплексном усовершенствовании всех его компонентов. Необходимо дополнительное строительство знаковых объектов показа и развлечений, наличие которых продлевает туристический сезон. К таким объектам относятся бизнес-центры, СПА и лечебные центры, спортивные, развлекательные и торговые комплексы, объекты культуры. Существует спрос со стороны активных российских туристов на данный вид услуг. Так, открытие в Геленджике сафари-парка существенно повысило популярность этого курорта и привлекло значительный поток туристов.

Намечается дальнейшее развитие дополнительных услуг, которое предполагает зонирование территорий в соответствии с концепцией развития, т.к. на сегодня часто хаотичная застройка приводит к избыточному количеству средств размещения с недостатком дополнительных услуг. Развитие многих дополнительных услуг (объекты показа, тематические парки, гольф-поля) часто не привлекательно с инвестиционной точки зрения, и для поддержания таких объектов необходимо единое планирование территории и государственное участие.

Расширение пропускной способности аэропортов, повышение уровня сервиса аэровокзальных и железнодорожных комплексов, т.к. все три вида транспортного сообщения играют (железнодорожный, авиа, авто) играют важную роль в туристской индустрии Краснодарского края, обслуживая различные сегменты с учетом их потребительских предпочтений.

Туристы Краснодарского края активно используют для переезда авто- и железнодорожный транспорт. Как правило туристов с авиаперевозкой значительно ниже. С наиболее низким уровнем дохода предпочитают железнодорожный транспорт, с высоким авиатранспорт.

Авиатранспорт Краснодарского края по пассажирообороту значительно уступает зарубежным конкурентам Турции, Кипра, Египта и др. стран. Аэровокзалы Адлера, Анапы, Краснодара по площади, уровню комфорта и обслуживания значительно уступают зарубежным аэропортам, и это является существенным негативным фактором для туристов с высоким уровнем доходов.

Высоки затраты и на авиабилеты, которые обусловлены ограничениями по приему больших самолетов на взлетных полосах в Адлере и Анапе; недостаточным объемом турпакетов, что ограничивает использование более дешевых характерных рейсов. Железнодорожная инфраструктура также оставляет желать лучшего. Необходима реконструкция путей железных дорог и сети вокзалов.

Основные факторы, снижающие конкурентоспобность автотранспортного сообщения: неудобства, связанные с организацией дорожного сообщения, узкие места на ряде ключевых автотрасс, неразвитая дорожная инфраструктура в ряде перспективных территорий.

Сообщение между главными курортом - Сочи и остальным побережьем затруднено из-за сложных условий вождения и загруженности трассы от Сочи до Туапсинского района. При этом практически не используется водное сообщение между курортами. Не во всех районах побережья Черного моря развита вообще в достаточной степени транспортная инфраструктура. Проблема существует в районах Большого и Маленького Утриша; территория находится вблизи скоростных дорог, но не имеет хороших подъездных путей. Внутренняя сеть дорог состоит из проселочных дорог, не предназначенных для потоков пассажиров.

4. Благоустройство курортных городов является главным направлением совершенствования современной туристско-рекреационной отрасли. Основные факторы, снижающие конкурентоспособность пляжей Краснодарского края, в сравнении с другими рекреационными зонами являются: грязное побережье, плохо развития инфрастуктура, отсутствие пляжей в приоритетных территориях.

Пляжи края не соответствуют мировым стандартам. Вместо мелкой гальки пляжи покрыты булыжниками. Волнорезы находятся в полуразвалившемся состоянии, а ширина пляжа во многих местах не превышает 20 метров. Атмосфера курортных городов края также уступают мировым стандартам.

Существует проблема коммуникационной инфраструктуры, которая в основном связана с частыми перебоями воды в районе г. Анапа, Геленджика, нехваткой канализационных мощностей и глубоководных выпусков и наличием незаконных свалок. По оценкам экспертов Комитета ЖКХ Краснодарского края дневной недостаток воды в Геленджике и Анапе составил в 2006г. 18 тыс. куб. м в сутки. Нехватка водосточных мощностей во многих случаях является

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

основной причиной высокой загрязненности моря, т.к. количество туристов превышает тот уровень, который может поддерживать водоочистительная инфраструктура Черноморского побережья. Незаконные свалки резко ухудшают экологическую обстановку и восприятие курортных городов. На всем побережье нет ни одного мусороперерабатывающего завода.

Несовершенны также способы организации отдыха в Краснодарском крае. Большинство туристов, отдыхавших в сезон 2006 г. отдыхают без путевок, 80% из них размещаются самостоятельно .

Деятельность турагентов недостаточно эффективна для продвижения туристического продукта Краснодарского края: 20% турагентств Центрального федерального округа предлагают отдых на Кубани; 80% агентств занимаются либо зарубежными турами, либо не считают Краснодарский край в настоящий момент приоритетным направлением.

На современном этапе возможно создание нового конкурентоспособного предложения, для этого существует ряд предпосылок: 1) стабильный, растущий спрос на курортные услуги; 2) единственный теплый морской курорт на территории России. Например, в г. Сочи средняя температура в январе месяце составляет +4°, +6°, климат субтропический влажный, что способствует разнообразию и богатству природы.

Основными барьерами для развития туризма в Краснодарском крае являются: отсутствие крупных государственных территорий, где возможно создание нового современного предложения; неопределенность земельных отношений и правил развития курортов; короткий сезон отдыха; недостаточный спрос со стороны туристов с высоким уровнем доходов; недостаточный уровень профессиональных навыков, незнание лучшей практики у частных собственников.

Исходя из туристских стандартов в условиях мировой конкуренции, необходимо усовершенствовать рекреационный комплекс Кубани с учетом следующих направлений: привлекательности для иностранцев; европейский уровень чистоты моря и пляжей; уникальность природы и богатого культурного наследия Кубани.

Это позволит создать современную престижную курортную зону, которая будет способна конкурировать с европейскими курортами Болгарии, Чехии, Хорватии. Для достижения такого положения необходимо разработать стратегические цели, которые будут выражаться в следующем: 1. Позиционирование курорта на туристском рынке и формулировка его конкурентного предложения, например, Россия Краснодарский край - отдых в горах Кавказа, пляжный отдых на побережье, возможность насладиться разнообразной природой и богатой культурой региона. Позиционирование курорта позволяет дифференцировать его по отношению к другим туристским направлениям и сконцентрировать усилия государства и частного сектора на создании гармоничного туристического предложения для целевого сегмента. 2. Необходимо определить составляющие туристского продукта (проживание, транспорт, дополнительные услуги и благоустройство курортных городов).

По решению Администрации Краснодарского края к 2015г. на Черноморском побережье будет выделено 4 курорта, границы которых определены в соответствии с административным делением побережья и структурой управления по муниципалитетам. Это Анапа, Геленджик, Туапсе и Сочи. Новороссийск не включен, т.к. является курным индустриальным портом.

Для каждой территории разработана концепция курорта. Сочи - современный горнолыжный курорт, центр фестивалей, оздоровительный курорт. Целевые перспективные показатели (2015 г.): увеличение количества туристов с 3,5 млн чел. В 2006г. до 6 млн чел. ; рост доходов от туризма; целевой средний расход на поездку в долл. США: в 2006 г. - 500 долл., 2010 г. - 600 долл., 2015 г. - 800 долл.

Намечены перспективы в рамках развития курорта: комплексное развитие новых территорий с компактным расположением мест отдыха в Имеретинской бухте и Магри до 75 тыс. новых койко-мест; застройка имеющихся площадок в г. Сочи, Хосте, Вардане до 10 тыс. новых мест; целевой развитие инфраструктуры: создание торговых центров, ресторанов, разработка маршрутов экскурсий по горам, усовершенствование бизнес-центров.

Курорт Туапсе. Направление - тематический пляжный отдых, горные маршруты, спорт (велосипедный, скалолазание, рафтинг). Планируется по данным Администрации Краснодарского края и г. Туапсе: увеличение количество туристов: 2006 г. - 2 млн чел., 2010 г. - 2,5 млн чел., 2015 г. - 3 млн чел.; рост доходов от туризма с 0,8 млн долл. в 2006 г. до 1,5 млн долл. в 2015 г.; массовая

21 Э

застройка свободных площадок в Ольгинке, Агое, Джубге, Лермонтово до 20-30 тыс. новых мест; реконструкция и уплотнение в бухте Инал; развитие горно-спортивных маршрутов и экскурсий.

Курорт Геленджик. Основная концепция - активный пляжный отдых для среднего класса. Целевые показатели развития: увеличение туристов с 1,8 млн чел. В 2006 г. 2 млн чел. в 2010 г., до 2,5 млн чел. в 2015 г.; рост доходов от туризма; комплексное развитие новой территории с застройкой в окрестностях Геленджика (Криница и Джанхот) до 15-30 тыс. дополнительных мест; застройка свободных площадей в Кабардинке и Толстом мысе; развитие дополнительных развлечений и горных экстримальных маршрутов.

Курорт Анапа. Концепция - семейный курорт, предлагающий возможности спокойного отдыха в разных форматах: пляжный отдых, семейный, парусный спорт и серфинг. Основные направления в развитии курорта: увеличение количества туристов с 1 млн чел. в 2006 г. до 1,5 млн чел. в 2010 г. до 2 млн чел. в 2015 г. [5]; рост доходов от туризма в 2006 г. составил

0.8 млн долл., в 2010 г. составит 1 млн долл., в 2015 г. - 1,8 млн долл.; комплексное развитие территории на Благовещенской косе до 25 тыс. новых мест.; застройка имеющихся площадок в Анапе, Малой бухте, Большом Утрише, Варваровой щели; развитие детских тематических развлечений, создание яхт-клуба в районе Утриша.

Активнее необходимо использовать побережье Азовского моря. Авторы предлагают рекреационную территорию в перспективе разделить также на несколько зон отдыха:

1. Ейская зона - основная концепция туризма - пляжный отдых, спортивный отдых. Центр оздоровления опорно-двигательной системы с использованием целебных грязевых источников озера Ханского.

2. Зона Должанской косы - пляжный и оздоровительный туризм.

3. Таманский полуостров. Концепция рекреационной зоны - пляжный отдых, культурноисторические маршруты, спорт (велосипедный, спортивное рыболовство), природные маршруты с посещением грязевых вулканов.

При реализации масштабных проектов по развитию туризма возможно добиться значительного эффекта. Количество туристов на Черноморском побережье может увеличиться с 6 млн чел. в 2006г. до 10 млн чел. в 2010 г., до 13 млн чел. 2015 г. [1]. Кубань сможет конкурировать с курортами Турции, Египта и Болгарии. Увеличится также рост доходов от туризма в 2006 г. 3,5 млн долл., в 2010 г. - 5 млн долл., в 2015 г. - 8,5 млн долл. (без учета инфляции). Значительный рост доходов увеличит и налоговые поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Кроме того, развитие туризма будет активно способствовать усовершенствованию транспортной, социальной инфраструктуры, развитию сельского хозяйства, особенно пригородного направления (садоводство, овощеводство, птицеводство), перерабатывающей промышленности.

литература

1. ГУГ «Краснодарский краевой социологический центр» - «Комплексное изучение проблем развития курортно-рекреационного комплекса Краснодарского края», 2006.

4. Официальный сайт Департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края // http://www.dips.kubangov.ru/

5. Официальный сайт Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами // http://www.rosoez.ru/

МАНТАЕВ Х.З.

ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЛАНДШАФТОВ Г. ГРОЗНОГО И МЕРЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Среди существующих глобальных проблем человечества экологические проблемы являются первоочередными после проблемы войны и мира. Утончение и прорыв озонового слоя, избыточное накопление диоксида углерода в составе воздуха и, как следствие этого, уже на-

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 №1 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.