Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЧС РОССИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / НОСИМАЯ ЭЛЕКТРОНИКА / ПОЖАРНЫЕ ТЕЛЕМЕТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / DRäGER / ЛИТЕЛ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Рожков Александр Геннадьевич, Ходатенко Евгений Николаевич, Леонович Инна Адолиевна, Подкосов Сергей Викторович, Леднев Михаил Сергеевич

Тема. Статья посвящена анализу перспектив развития информационных систем (ИС) для пожарных и спасательных подразделений МЧС России. В настоящее время в системе МЧС созданы и развиваются центры управления и ИС федерального, регионального, местного уровней. Результативность их применения складывается из их интегральной эффективности и качества получаемых такими системами первичных данных. Методы. Авторы провели обзор статей, научных докладов и материалов из открытых источников сети Интернет. В первой части обзора рассматривается фактор связности ИС МЧС России. Результаты. Статья затрагивает вопрос эписистемного развития ИС в самом общем виде и может являться начальной точкой для глубоких исследований по данному направлению. Во второй части обзора рассматривается вопрос сбора и обработки первичных данных для ИС, в частности - приводится обзор современного состояния пожарных телеметрических систем (ТС) и их роль в обогащении данными ИС. Описаны основные требования к ТС, представлен обзор макета перспективной «Системы поддержки личного состава пожарно-спасательных подразделений» отечественного образца. Область применения результатов. Полученные данные могут быть использованы на этапе стратегического планирования и бюджетирования при постановке целей по развитию ИС в системе МЧС России. Материалы также могут быть востребованы при формировании требований к перспективной ТС МЧС России для автоматизации сбора данных непосредственно от бойцов. Выводы. Проведенный авторами анализ показывает, что требуется чередовать этапы развития ИС с этапами «стабилизации», что повысит устойчивость системы управления, эффективность и скорость принимаемых решений, сэкономит средства на дублирующий функционал в рамках разных ИС. Персональные системы телеметрии должны стать незаменимым источником данных для информационных систем принятия решений, обладают большим потенциалом по предупреждению травматизма сотрудников МЧС России и могут предоставить данные, необходимые для научно-исследовательских работ, а также для актуализации действующей нормативной базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Рожков Александр Геннадьевич, Ходатенко Евгений Николаевич, Леонович Инна Адолиевна, Подкосов Сергей Викторович, Леднев Михаил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION SYSTEMS DEVELOPMENT PROSPECTS FOR FIRE AND RESCUE UNITS OF EMERCOM OF RUSSIA

Purpose. The article is devoted to the analysis of information systems (IS) development prospects for fire and rescue units of EMERCOM of Russia. Currently, management centers and IS of the federal, regional, local levels in the system EMERCOM of Russia have been created and are being developed. The effectiveness of their application consists of their integral efficiency and the quality of primary data obtained by such systems. Methods. The authors reviewed articles, scientific reports and materials from open sources on the Internet. In the first part of the review, connectivity factor of IS of EMERCOM of Russia is considered. Findings. The article regards the issue of the episistemic development of IS in the most general form and may serve as a starting point for in-depth research in this area. The second part of the review considers the issue of collecting and processing primary data for IS, in particular, the overview of the current state of fire telemetry systems (TS) and their role in enriching IS data is provided. Main requirements for TS are described, the overview of the layout of promising “Fire and rescue units personnel support system” of the domestic model is presented. Research application field. The obtained data can be used at the stage of strategic planning and budgeting when setting goals for the development of IS in the system of EMERCOM of Russia. Materials can also be in demand when forming requirements for a promising TS of EMERCOM of Russia to automate data collection directly from firefighters. Conclusions. The analysis carried out by the authors shows that it is necessary to alternate the stages of IS development with the stages of “stabilization”, which will increase the stability of the control system, the efficiency and speed of decision-making, and will save money on duplicate functionality within different ISs. Personal telemetry systems should become an indispensable source of data for decision-making information systems, they have great potential for preventing injuries of EMERCOM personnel and can provide data necessary for scientific and research work, as well as for updating the current regulatory framework.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ПОЖАРНЫХ И СПАСАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ»

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 007.51

DOI 10.25257/FE.2022.3.82-89

© А. Г. РОЖКОВ1, Е. Н. ХОДАТЕНКО2, И. А. ЛЕОНОВИЧ1, С. В. ПОДКОСОВ3, М. С. ЛЕДНЕВ3, Ю. В. КАПРАЛЬНЫЙ4

1 ООО «ЛИТЕЛ», Москва, Россия

2 Департамент образовательной и научно-технической деятельности МЧС России, Москва, Россия

3 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

4 Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны

и чрезвычайных ситуаций МЧС России (Федеральный центр науки и высоких технологий), Москва, Россия

Перспективы развития информационных систем для пожарных и спасательных подразделений МЧС России

АННОТАЦИЯ

Тема. Статья посвящена анализу перспектив развития информационных систем (ИС) для пожарных и спасательных подразделений МЧС России. В настоящее время в системе МЧС созданы и развиваются центры управления и ИС федерального, регионального, местного уровней. Результативность их применения складывается из их интегральной эффективности и качества получаемых такими системами первичных данных.

Методы. Авторы провели обзор статей, научных докладов и материалов из открытых источников сети Интернет. В первой части обзора рассматривается фактор связности ИС МЧС России.

Результаты. Статья затрагивает вопрос эписистемного развития ИС в самом общем виде и может являться начальной точкой для глубоких исследований по данному направлению. Во второй части обзора рассматривается вопрос сбора и обработки первичных данных для ИС, в частности - приводится обзор современного состояния пожарных телеметрических систем (ТС) и их роль в обогащении данными ИС. Описаны основные требования к ТС, представлен обзор макета перспективной «Системы поддержки личного состава пожарно-спасательных подразделений» отечественного образца.

Область применения результатов. Полученные данные могут быть использованы на этапе стратегического планирования и бюджетирования при постановке целей по развитию ИС в системе МЧС России. Материалы также могут быть востребованы при формировании требований к перспективной ТС МЧС России для автоматизации сбора данных непосредственно от бойцов.

Выводы. Проведенный авторами анализ показывает, что требуется чередовать этапы развития ИС с этапами «стабилизации», что повысит устойчивость системы управления, эффективность и скорость принимаемых решений, сэкономит средства на дублирующий функционал в рамках разных ИС. Персональные системы телеметрии должны стать незаменимым источником данных для информационных систем принятия решений, обладают большим потенциалом по предупреждению травматизма сотрудников МЧС России и могут предоставить данные, необходимые для научно-исследовательских работ, а также для актуализации действующей нормативной базы.

Ключевые слова: МЧС России, информационные системы, носимая электроника, пожарные телеметрические системы, Э^ег, Лител

© A.G. ROZHKOV1, E.N. KHODATENKO2, A.G. LEONOVICH1, S.V. PODKOSOV3, M.S. LEDNEV3, Yu.V. KAPRALNIY4

1 «LITEL» LLC, Moscow, Russia

2 Educational and Scientific-Technical Department of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

3 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

4 All-Russian Research Institute on Problems of Civil Defense and Emergencies of EMERCOM of Russia (Federal Centre of Science and High Technologies), Moscow, Russia

Information systems development prospects for fire and rescue units of EMERCOM of Russia

ABSTRACT

Purpose. The article is devoted to the analysis of information systems (IS) development prospects for fire and rescue units of EMERCOM of Russia. Currently, management centers and IS of the federal, regional, local levels in the system EMERCOM of Russia have been created and are being developed. The effectiveness of their application consists of their integral efficiency and the quality of primary data obtained by such systems.

Methods. The authors reviewed articles, scientific reports and materials from open sources on the Internet. In the first part of the review, connectivity factor of IS of EMERCOM of Russia is considered.

Findings. The article regards the issue of the episistemic development of IS in the most general form and may serve as a starting point for in-depth research in this area. The second part of the review considers the issue of collecting and processing primary data for IS, in particular, the overview of the current state of fire telemetry systems (TS) and their role in enriching IS data is provided. Main requirements for TS are described, the overview of the layout of promising "Fire and rescue units personnel support system" of the domestic model is presented.

Research application field. The obtained data can be used at the stage of strategic planning and budgeting when setting goals

for the development of IS in the system of EMERCOM of Russia. Materials can also be in demand when forming requirements for a promising TS of EMERCOM of Russia to automate data collection directly from firefighters.

Conclusions. The analysis carried out by the authors shows that it is necessary to alternate the stages of IS development with the stages of "stabilization", which will increase the stability of the control system, the efficiency and speed of decision-making, and will save money on duplicate functionality within different

ISs. Personal telemetry systems should become an indispensable source of data for decision-making information systems, they have great potential for preventing injuries of EMERCOM personnel and can provide data necessary for scientific and research work, as well as for updating the current regulatory framework.

Key words: EMERCOM of Russia, informatization, database, wearable electronics, fire telemetry systems, Drager, Litel

В современном мире информатизация проникает во многие области жизнедеятельности человека. Привычным стало наличие смартфонов, планшетов, умных часов и других электронных устройств. В коммерческой деятельности многие компании уже создают так называемых «цифровых двойников» - DTO или digital twin organization - цифровую модель компании, позволяющую прогнозировать последствия управленческих решений, тем самым снижая риски ошибок и повышая экономические показатели. Безусловно, современные информационные системы значимо облегчают выполнение многих задач. Важно правильно расставлять приоритеты при составлении планов развития имеющихся и создаваемых информационных систем. Параллельно с внедрением современных информационных систем происходит сокращение бумажного документооборота, что сказывается на оперативности принятия решений и их более взвешенной оценке.

Не обходит стороной информатизация и государственные органы власти. За выполнение задачи антикризисного управления, профилактику и предупреждение угроз и опасностей, в первую очередь, отвечает МЧС России. Процессы информатизации для данного ведомства имеют большое значение. В частности, перед министерством ставятся задачи скорости, полноты и актуальности собираемых сведений для принятия обоснованных решений в процессе устранения возникшей чрезвычайной ситуации. В самом общем виде задачами информационной поддержки при проведении спасательных операций являются:

- сокращение времени принятия решений командным составом при руководстве спасательной операцией;

- повышение обоснованности принимаемых решений;

- обеспечение эффективного обучения командного состава методам решения задач спасания.

Для эффективного выполнения обозначенных задач создаются центры управления и информационные системы на разных уровнях управления - федеральном, региональном, местном, а также локальные системы безопасности на конкретных

объектах самими собственниками. В настоящее время уже эксплуатируется множество информационных систем: АИУС РСЧС, ситуационные центры муниципальных образований, ЕДДС, ведомственные ДДС, «Система 112», КСЭОН, СЗИОНТ, ОКСИОН, СМИС, системы охранно-пожарной сигнализации, системы сбора результатов технического мониторинга и контроля объектов транспортной инфраструктуры (СС ТМК), системы экологического мониторинга, информационные системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и прочие [1, 2].

Состояние перечисленных систем находится на разном уровне, но уже очевидны области, требующие особого внимания при составлении планов развития и модернизации. Известно, что для сохранения устойчивости развития между этапами бурного роста должны проходить этапы «стабилизации», иначе система может преодолеть критический уровень противоречий и оказаться в фазе самораспада. По нашему мнению, этап бурного развития перечисленных ИС в 2000 гг., следует направить к стабилизации достигнутого результата, а именно - повышения эффективности их работы [3]. Например, состояние АИУС РСЧС в 2014-2017 гг. столкнулось с проблемой «лоскутной автоматизации» и своевременная идентификация угрозы, позволила начать эффективное исправление этого недостатка [4-6].

К настоящему моменту мы имеем риск получить «лоскутность» не на уровне отдельной информационной системы, а на уровне системы управления в целом. В первую очередь, для снижения этого риска требуется повышение связности всех ИС в рамках одной суперсистемы. Это означает, что требуется внимательно проработать вопрос согласованности развития и интеграции информационных систем между собой с целью взаимного обогащения данными, что позволит повысить устойчивость системы управления, эффективность и скорость принимаемых решений, позволит сэкономить, а не расходовать лишние средства на создание дублирующего функционала в рамках разных ИС [7, 8]. Как видим, результат такого подхода отражает именно ту общность

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

целей, что мы обозначили ранее: сокращение времени принятия решений, повышение их обоснованности, а также обеспечение эффективного обучения командного состава.

Обозначив важность повышения связности через интеграцию, мы подходим ко второй не менее значимой задаче - сбору и правильному подбору агрегируемых данных [9, 10]. Качество сбора «сырых» данных и правильный подбор критериев сбора данных в большей степени определяет достигаемый в итоге результат. Проведя анализ всех вышеперечисленных систем, мы обнаружили большее тяготение их создателей к автоматизированному сбору данных об окружающей среде со стационарных датчиков и о составе технических средств в наличии. Это вполне благоразумный подход. В большей степени эта задача к текущему моменту решена. Однако не менее важным ресурсом, требующим качественного учёта и сбережения, являются кадры. К настоящему времени сбор информации по последнему направлению организован в недостаточном объёме для целей сбережения здоровья и жизни пожарных. Несмотря на интенсивное развитие технологий, фраза «кадры решают всё», произнесённая И. В. Сталиным перед выпускниками военных академий в 1935 г. не теряет своей актуальности. Воспитать, обучить, закалить в деле - сложная и дорогая задача в создании квалифицированных профессиональных кадров. Конечный результат зависит, в первую

очередь, от людей, а не от «машин». Машины -хорошие помощники, но на первом месте всё же человек.

Подготовка одного профессионального пожарного с учётом приобретения им практического опыта, занимает не менее 5 лет. На наш взгляд, именно на сбережение жизни и здоровья профессиональных спасателей, как наиболее ценного ресурса, необходимо ориентировать дальнейшие планы развития современных информационных систем. Для формирования полной картины происходящего современная ИС должна иметь актуальные сведения не только от датчиков окружающей среды и автомобильной техники (сведения о доступных средствах в наличии), но и собирать данные о доступных силах в наличии, их готовности к несению боевого дежурства, пригодности окружающей среды для нахождения бойца в конкретной локации, а также сведения о место нахождении бойца в каждый момент времени, не отвлекая бойца и не препятствуя в выполнении им поставленных задач.

Проведённый анализ статистики травматизма и гибели кадрового состава звеньев ГДЗС за период с 2017 по 2021 гг. (рис. 1) позволил сделать несколько выводов:

1) сотрудник ГДЗС при выполнении боевой задачи по спасению пострадавших не всегда имеет возможность правильно оценить риски угрозы собственного здоровья.

Травмы по категориям за указанный период

Личная неосторожность Падение, обрушение, обвалы предметов Падение с высоты ДТП

Спортивно-массовые мероприятия Иные причины и обстоятельства Воздействие экстремальных температур Несоблюдение техники безопасности Отравление продуктами горения При проведении хозяйственных работ Взрыв газовых баллонов Вспышка и выброс пламени Противоправные действия третьих лиц Тепловой удар Нарушение эксплуатации ПТВ Поражение электрическим током Воздействие вредных веществ Воздействие режущих предметов

■ 25

■ 23

■ 21 ■ 20 ■ 16

10

| 65 |63 | 60

| 397

150 200 250

Количество случаев, ед.

Рисунок 1. Статистика травматизма личного состава (суммарно случаев за период с 2017 по 2020 гг.) Figure 1. Personnel injury statistics (the first quarter of 2017-2021).

0

50

100

300

350

400

2) в случае возникновения несчастного случая с участником звена ГДЗС вероятность успешного исхода нелинейно обратно пропорциональна времени эвакуации пострадавшего бойца;

3) обеспеченность личного состава персональными системами предупреждения травматизма в настоящее время крайне низкая;

4) современный уровень развития техники и технологий позволяет создать такую персональную систему предупреждения травматизма, которая сократит количество несчастных случаев и время поиска пострадавшего бойца, при этом не отвлекая его от выполнения им основных задач по устранению чрезвычайной ситуации (ЧС).

Статистика собиралась из открытых источников сети Интернет, а также с официального сайта МЧС России.

Для анализа основным источником данных по гибели послужили данные с сайта «Книга памяти» (https://memory.mchs.gov.ru). Источники [1214] послужили основой для статистики по травматизму. Собираемые данные агрегировались за указанные периоды и сводились в таблицу по категориям.

Дополнительно, хотя и не использовались в статистике, но были полезны для погружения в проблематику данные из анализа деятельности нештатной газодымозащитной службы территориального пожарно-спасательного гарнизона города Москвы в 2018 г.

Как показывают полученные данные, категория «личная неосторожность» в разы превышает

по количеству случаев все остальные категории. Случаи из реальной жизни из рассмотренной нами статистики травматизма за указанный период времени указывают на то, что персональная информационная система бойца могла бы предотвратить или уменьшить понесённые потери по причинам:

- личная неосторожность;

- острое отравление продуктами горения; отравление, связанное с непригодной для дыхания средой; накопительный отложенный эффект острого отравления;

- потери, связанные с несвоевременным обнаружением угрозы жизни и здоровью бойца;

- потери, связанные с длительным периодом поиска пострадавшего бойца звена ГДЗС;

- потери при спасении, связанные с недостаточной обоснованностью принятого решения о привлекаемых силах.

В настоящее время на рынке представлены такие телеметрические системы, как Drager PSS Merlin немецкого производства и «Маяк спасателя» российского производства [11]. Подобные системы получили обобщающее название - «пожарная телеметрическая система». Обогащение ИС данными по личному составу, автоматизация этого процесса позволит обеспечить полноту сведений не только по средствам, но и по силам, позволит снизить потери и травмы личного состава.

Немецкая компания Drager вывела на рынок и продолжает совершенствовать свою систему телеметрии для звеньев ГДЗС - Drager PSS Merlin (рис. 2). Система имеет широкий набор

Рисунок 2. Dräger PSS Merlin (источник: https://www.draeger.com/) Figure 2. Dräger PSS Merlin (sourse: https://www.draeger.com/)

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

функционала и глубоко интегрирована в дыхательный аппарат со сжатым воздухом (ДАСВ) того же производителя.

Система телеметрии Dräger может содержать в своём составе:

- манометр с прямым подключением к модулю телеметрии;

- блок телеметрический индивидуальный PSS Merlin;

- беспроводной головной дисплей FPS 7 000 HUD;

- поисковое устройство FRT 1 000;

- телеметрическую систему (база) PSS Merlin для поста безопасности;

- другие аксессуары (зарядные устройства, АКБ, прочее).

Система позволяет обмениваться с постом безопасности экстренными сообщениями «SOS», централизованно контролировать в автоматическом режиме давление в ДАСВ, и температуру внешнего воздуха, автоматически идентифицировать неподвижность контролируемого объекта в течение более 25 с и поднимать сигнал тревоги, производить поиск пострадавшего бойца посредством поискового устройства. Надо отметить, что стоимость элементов системы достаточно высока и это, вероятно, следствие не только высокого качества выпускаемой продукции и стоимости рабочей силы в Германии, но и отсутствия сильной конкуренции на этом рынке.

На отечественном рынке часть задачи получения телеметрических данных пробовали решить компании ООО «СТРЕЛЕЦ» и ООО «АРГУС-СПЕКТР» продуктом «Маяк спасателя» (рис. 3).

«Маяк спасателя» обеспечивает передачу по радиоканалу в ручном (по нажатию кнопки)

и автоматическом (при отсутствии движения в течение 40 с) режимах радиосигнала «SOS» от бойца ГДЗС на приемопередающую станцию, расположенную на посту безопасности (ПБ) и приём сигнала «На выход» с поста безопасности. В случае тревоги на маяке включается светозвуковая индикация. В последней модификации «Маяк» интегрируется с отечественным ДАСВ ПТС «Профи»-МТ и позволяет передавать на ПБ данные о давлении в баллоне.

Из наиболее новых работ по данному направлению можно отметить совместно проводимую инициативную разработку ВНИИ ГОЧС МЧС России (ФЦ), Академии ГПС МЧС России и ООО «Ли-тел» по созданию «Системы поддержки личного состава пожарно-спасательных подразделений» (рис. 4). Система предполагает применение в широком диапазоне условий: при ликвидации чрезвычайной ситуации в городских условиях, в сельской местности, на пересечённой местности, в лесном массиве, в горной местности и в условиях ограниченной видимости.

Разработчики ставят перед системой следующие задачи:

- упреждение травм и потерь среди личного состава;

- непрерывный мониторинг состояния здоровья бойца и автоматическое получение сигнала в случае его ухудшения;

- оперативный поиск пострадавшего бойца;

- двухсторонняя телеметрическая связь, а в перспективе и голосовая связь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- постоянный контроль качества связи со звеном;

- подключение манометра ДАСВ к модулю телеметрии.

Рисунок 3. ПТС «Профи»-МТ и «Маяк спасателя» (источник: https://pto-pts.ru/) Figure 3. Physical configuration of FFE "Profi"-MT and "Mayak spasatelya" (sourse: https://pto-pts.ru/)

Рисунок 4. Система поддержки личного состава пожарно-спасательных подразделений Figure 4. Fire and rescue units personnel support system

В процессе работы система фиксирует ряд важных показателей: производит оценку состояния бойца по категориям «нормальное/опасное/критическое»; контролирует снятие датчика состояния здоровья; осуществляет трекинг передвижения каждого бойца; обеспечивает автономное функционирование в зонах с отсутствием радиосвязи; накапливает и передаёт данные на сервер для последующего разбора чрезвычайной ситуации; сразу закладывается возможность интеграции с комплексной информационной системой мониторинга и управления силами и средствами Главное управление МЧС России по г. Москве. В перспективе планируется осуществить с ПБ централизованный контроль давления в баллоне ДАСВ. Функциональные возможности системы отражают потребности, сформированные совместно с экспертами Академии ГПС МЧС России и ВНИИ ГОЧС МЧС России (ФЦ). Система оригинальна и на текущий день не имеет аналогов в мире.

Макет системы прошёл демонстрационный показ на территории Академии ГПС МЧС России и получил положительные отзывы от специалистов ГУПО МЧС России и Главное управление МЧС России по г. Москве.

Подводя итог сказанному, можно констатировать, что при составлении планов развития имеющихся и перспективных информационных систем необходимо в обязательном порядке предусматривать раздел интеграции в рамках общей системы управления (межсистемная интеграция),

а также уделять большее внимание задачам мониторинга и учёта кадрового состава, автоматизации сбора данных непосредственно от бойцов.

Персональные системы телеметрии должны стать незаменимым источником данных для информационных систем принятия решений, обладают большим потенциалом по предупреждению травматизма сотрудников МЧС России и будут полезным подспорьем для научно-исследовательских работ, а также для актуализации действующей нормативной базы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Акимов В. А, Качанов С. А, Попов А. П. Совершенствование требований к комплексной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности субъектов Российской Федерации с учётом новых нормативных и методических документов по развитию информационных технологий // Технологии гражданской безопасности. 2021. Т. 18. № Б. С. 53-59.

2. Качанов С. А, Нехорошев С. Н., Попов А. П. Инфома-тизационные технологии поддержки принятия решений в чрезвычайных ситуациях: Автоматизированная информационно-управляющая система Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: вчера, сегодня, завтра. МЧС России, 2011. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. Оформление. ЗАО ФИД «Деловой экспресс», 2011. Москва, 400 с.

3. Зазыгин С. П. Стратегии управления изменениями в организации // Е-Эсю. 2020. № 4 (43). С. 497-508.

4. Попов А. П. Основные направления развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры АИУС РСЧС // Материалы 11-й научно-технической конференции «Системы безопасности-2002» Академия ГПС МЧС России. М., 2002. С. 37-40.

5. Попов А. П. Перспективы развития АИУС РСЧС. Комплексная безопасность России - исследования, управление,

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 3

опыт: Международный симпозиум. 30-31 мая 2002 года. Сборник материалов. М., ВНИИ ГОЧС, 2002. 93-96 с.

6. Измалков В. А. АИУС РСЧС-2030: анализ опыта эксплуатации и перспективные направления развития // Технологии гражданской безопасности. 2017. Т. 14. № 1(51). С. 38-42.

7. Управление изменениями: Учебное пособие / Сост. Галынчик Т. А. Нижневартовск: Издательство НВГУ, 2016. 120 с.

8. Дак Д. Д. Монстр перемен. Причины успеха и провала организационных преобразований. М.: Альпина паблишер, 2018. 320 с.

9. Облиенко А. В., Жердев А. В., Ворошилов А. Н. Создание ЕДДС // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. 2011. № 1 (2). С. 170-173.

10. Фалеев М. И., Короткин Г. А, Шахраманьян М. А, Попов А. П. О дальнейшем совершенствовании организации экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации с учетом

преобразования государственной противопожарной службы // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 1 (5). С. 22-26.

11. Хабибулин Р. Ш. Автоматизированные системы в процессе прогнозирования, предупреждения и ликвидации ЧС. М.: Академия ГПС МЧС России, 2015.

12. Аксёнов В. В. Письмо МЧС России от 23.04.2018 № 91-1892-18. Анализ состояния охраны труда в системе МЧС России за 2017 год // Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны. М., 2018. С. 15.

13. Дежкин В. О. Письмо МЧС России от 11.03.2019 № 18-8-3-1170. Анализ состояния охраны труда в системе МЧС России за 2018 год // Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны. М., 2019. С. 17.

14. Приложение к письму МЧС России от 21.04.2021 № М-АГ-97 Анализ травматизма и гибели личного состава МЧС России за 2020 год // Департамент готовности сил и специальной пожарной охраны. Москва, 2021. С. 17.

REFERENCES

1. Akimov V.A., Kachanov S.A., Popov A.P. Improving the requirements to the integrated safety and security system for the federal subjects of Russia based on the new regulatory and guidance documents on it development. Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti - Civil Security Technology, 2021, vol. 18, no. S., pp. 53-59 (in Russ.).

2. Kachanov S.A., Nekhoroshev S.N., Popov A.P. Infomatization technologies of decision-making support in emergency situations: Automated information and control system of the Unified State System of Emergency Prevention and Response: yesterday, today, tomorrow. EMERCOM of Russia, 2011. AH-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM of Russia. Decoration. Moscow, CJSC FEED "Business Express" Publ., 2011, 400 p. (in Russ.).

3. Zazygin S.P. Change management strategies in the organization. E-Scio (Esco). 2020, no. 4 (43), pp. 497-508 (in Russ.).

4. Popov A.P. Main directions of development of information and telecommunication infrastructure of AIUS RSChS. Materialy 11-j nauchno-tehnicheskoj konferencii "Sistemy bezopasnosti -2002" (Materials of the 11th scientific and technical conference "Security systems - 2002"). State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., Moscow, 2002. pp. 37-40 (in Russ.).

5. Popov A.P. Prospects for the development of AIUS RSChS. Kompleksnaja bezopasnost' Rossii - issledovanija, upravlenie, opyt: Mezhdunarodnyj simpozium. 30-31 maja 2002 goda. Sbornik materialov (Integrated Security of Russia - Research, Management, Experience: International Symposium. May 30-31, 2002. Collection of materials). Moscow, AH-Russian Research Institute for Fire Protection of EMERCOM Publ., 2002. 93-96 p. (in Russ.).

6. Izmalkov V.A. Automated information management system of the Russian unified emergency prevention and response system AIUS RSCHS-2030: analysis of its operating experience and further development priorities. Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti -Civil Security Technology. 2017, vol. 14, no. 1 (51), pp. 38-42. (in Russ.).

7. Upravlenie izmenenijami: Sost. Galynchik T. A. [Change Management]. Nizhnevartovsk, NVSU Publishing House. 2016. 120 p. (in Russ.).

8. Duck D.D. Monstr peremen. Prichiny uspeha i provala organizacionnyh preobrazovanij [Monster of change. Reasons for the success and failure of organizational transformations]. Moscow, Alpina publisher, 2018. 320 p. (in Russ.).

9. Oblienko A.V., Zherdev A.V., Voroshilov A.N. Creation of EDDS. Sovremennye tehnologii obespechenija grazhdanskoj oborony i likvidacii posledstvij chrezvychajnyh situacij - Modern technologies of civil defense and liquidation of consequences of emergency situations. 2011, no. 1 (2). pp. 170-173 (in Russ.).

10. Faleev M.I., Korotkin G.A., Shakhramanyan M.A., Popov A.P. On further improvement of the organization of emergency response to emergency situations taking into account the transformation of the state fire service. Tehnologii grazhdanskoj bezopasnosti -Civil Security Technology. 2004, no. 1 (5), pp. 22-26 (in Russ.).

11. Khabibulin R.Sh. Automated systems in the process of forecasting, preventing and eliminating emergencies. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2015.

12. Aksyonov V.V. Letter from the Ministry of EMERCOM of Russia dated April 23, 2018. No. 91-1892-18. Analysis of the state of labor protection in the system of the Ministry of EMERCOM of Russia for 2017. Department of readiness of forces and special fire protection. Moscow, 2018. P. 15.

13. Dezhkin V.O. Letter from the Ministry of EMERCOM of Russia dated March 11, 2019. No. 18-8-3-1170. Analysis of the state of labor protection in the system of the Ministry EMERCOM of Russia for 2018. Department of readiness of forces and special fire protection. Moscow, 2019. P. 17.

14. Appendix to the letter of the Ministry of EMERCOM of Russia dated April 21, 2021. No. M-AG-97 Analysis of injuries and deaths of personnel of the Ministry of EMERCOM of Russia for 2020. Department of readiness of forces and special fire protection. Moscow, 2021. P. 17.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ Александр Геннадьевич РОЖКОВ

Директор по развитию,

ООО «ЛИТЕЛ», Москва, Российская Федерация alex@li-tel.ru

Евгений Николаевич ХОДАТЕНКО

Доктор юридических наук, кандидат исторических наук, доцент,

Заместитель директора, Департамент образовательной

и научно-технической деятельности МЧС России,

Москва, Российская Федерация

Ди^огЮ: 466924

artallae@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS Aleksander G. ROZHKOV

Chef of Development,

«LITEL» LLC, Moscow, Russian Federation

alex@li-tel.ru

Evgeni N. KHODATENKO

Grand Doctor of Law, PhD in History, Assistant Professor, Deputy Director, Educational and Scientific-Technical Department of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation AuthorlD: 466924 artallae@mail.ru

Инна Адолиевна ЛЕОНОВИЧ

Коммерческий директор,

ООО «ЛИТЕЛ», Москва, Российская Федерация

inna.leonovich@li-tel.ru

Inna AdoUyevna LEONOVICH

Commercial Director,

«LITEL» LLC, Moscow, Russian Federation

inna.leonovich@li-tel.ru

Сергей Викторович ПОДКОСОВ

Заместитель начальника Академии по служебно-боевой подготовке, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0002-9723-6364 sergej.podkosov@yandex.ru

Михаил Сергеевич ЛЕДНЕВ

Начальник учебно-научного комплекса пожаротушения, Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация SPIN-код: 1166-7754 M.Lednev@academygps.ru

Юрий Викторович КАПРАЛЬНЫЙ Н

Старший научный сотрудник

Всероссийский научно-исследовательский институт

по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций

МЧС России (Федеральный центр науки и высоких технологий),

Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 9367-7944

Ди^Ю: 1126873

Н kapralniy@mail.ru

Поступила в редакцию 8.02.2022 Принята к публикации 12.05.2022

Sergey V. PODKOSOV

Deputy Chief of the Academy for service and combat training,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-9723-6364

sergej.podkosov@yandex.ru

Mikhail S. LEDNEV

Head of the fire fighting educational and scientific complex,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 1166-7754

M.Lednev@academygps.ru

Yuri V. KAPRALNIYH

Senior Research Associate,

All-Russian Research Institute on Problems of Civil Defense

and Emergencies of EMERCOM of Russia

(Federal Centre of Science and High Technologies),

Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 9367-7944

AuthorID: 1126873

H kapralniy@mail.ru

Received 8.02.2022 Accepted 12.05.2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования:

Рожков А. Г., Ходатенко Е. Н, Леонович И. А, Подкосов С. В., Леднев М. С., Капральный Ю. В. Перспективы развития информационных систем для пожарных и спасательных подразделений МЧС России // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 3. С. 82-89. 001:10.25257ДЕ.2022.3.82-89

For citation:

Rozhkov A.G., Khodatenko E.N., Leonovich A.G., Podkosov S.V.,

Lednev M.S., Kapralniy Yu.V. Information systems development

prospects for fire and rescue units of EMERCOM of Russia.

Pozhary i chrezvychaynyye situatsii: predotvrashcheniye, likvidatsiya -

Fire and emergencies: prevention, elimination, 2022, no. 3, pp. 82-89.

DOI:10.25257/FE.2022.3.82-89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.