Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
банкротство кредитных организаций / несостоятельность кредитных организаций / предупреждение банкротства / субъекты правового регулирования / правовое регулирование / меры по предупреждению банкротства / bankruptcy of credit organizations / insolvency of credit organizations / prevention of bankruptcy / credit organizations / legal regulation / measures to prevent bankruptcy

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дмитровская А.Ю.

В статье рассматривается вопрос возникновения проблематики правового регулирования банкротства кредитных организаций. Регулирование законодательством Российской Федерации общих вопросов, связанных с банкротством и правоотношениями, в которые вступают субъекты гражданского права, имеющие специальную гражданскую правоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT & IMPROVEMENT OF LEGISLATION REGULATING BANKRUPTCY OF CREDIT INSTITUTIONS IN MODERN RUSSIA

The article deals with the issue of the emergence of the problems of legal regulation of bankruptcy of credit institutions. Regulation by the legislation of the Russian Federation of general issues related to bankruptcy and legal relations entered into by subjects of civil law who have special civil legal capacity.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 34

Дмитровская А.Ю.

магистрант юридического факультета Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

(г. Москва, Россия)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, РЕГУЛИРУЮЩЕГО БАНКРОТСТВО КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация: в статье рассматривается вопрос возникновения проблематики правового регулирования банкротства кредитных организаций. Регулирование законодательством Российской Федерации общих вопросов, связанных с банкротством и правоотношениями, в которые вступают субъекты гражданского права, имеющие специальную гражданскую правоспособность.

Ключевые слова: банкротство кредитных организаций, несостоятельность кредитных организаций, предупреждение банкротства, субъекты правового регулирования, правовое регулирование, меры по предупреждению банкротства.

В настоящее время в банковской системе Российской Федерации наблюдается определённый кризис. Причиной изначально явилась появившаяся пандемия коронавирусной инфекции, а затем введение в отношении банков беспрецедентных по своему масштабу санкций со стороны недружественных стран, в результате которых банки страны попали в тяжёлое экономическое положение. В связи с этим Правительством Российской Федерации и Центральным Банком Российской Федерации предпринимаются ряд мер, направленных на поддержание финансового положения банков и недопущению их банкротства.

Так, например, в настоящее время в Российской Федерации вводятся послабления для кредитных организаций. Федеральный закон от 19.12.2022

№ 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» ввел нормы, которые включают в себя не применение мер по финансовому оздоровлению и мер по предупреждению банкротства в случае уменьшения по итогам отчетного месяца у кредитной организации собственных средств ниже размера ее уставного капитала, указанного в ЕГРЮЛ. Ранее при наличии данного обстоятельства, Банк России согласно статьям 189.9 и 189.20 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 №2 127-ФЗ был обязан проводить меры по предупреждению банкротства. Указанные послабления вводились до 1 июня 2023 г., однако впоследствии были продлены до конца 2023 г. На наш взгляд, подобные послабления и дальше будут продлеваться до тех пор, пока санкции недружественных стран не будут отменены и ситуация в банковской сфере Российской Федерации не стабилизируется.

В Российской Федерации в 2022 г. Постановлением Правительства № 497 от 28.03.2022 г. был введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по требованию кредиторов. В числе субъектов, на которых распространялось действие моратория, оказались кредитные организации. Согласно указанному мораторию требования кредиторов приостанавливались на полгода. Это означало, что в период действия моратория приостанавливалось исполнительное производство и кредиторы кредитной организации не могли предъявить к ней требования по взысканию задолженности по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей.

В ходе проведенного нашего исследования были проанализированы нормы Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве), регулирующие процедуру банкротства кредитной организации. На наш взгляд, некоторые положения закона нуждаются в изменении и совершенствовании, которые позволили бы уменьшить продолжительность проведения процедуры банкротства, а также ввели бы дополнительные гарантии лицам, участвующим в деле о банкротстве кредитной организации.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» называет в качестве обязательного условия для подачи кредиторами заявления в арбитражный суд отзыв у кредитной организации лицензии Банка России на осуществление банковских операций. В случае если Банк России не отозвал лицензию у кредитной организации самостоятельно, кредиторы вынуждены перед подачей заявления в арбитражный суд обращаться с ходатайством в Банк России об отзыве у кредитной организации лицензии. По современному законодательству право подачи заявления у кредиторов возникает только после получения ответа от Банка России или после истечения двух месяцев в случае его непредоставления. Необходимость совершения кредиторами указанных действий увеличивает продолжительность процедуры признания кредитной организации банкротом, а также создает риск в образовании у кредитной организации ещё большей задолженности. Представляется целесообразным внести изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в части того, чтобы кредиторы наделялись правом подачи заявления в арбитражный суд, не дожидаясь при этом ответа Банка России. При подаче заявления в арбитражный суд кредиторам необходимо приложить к нему копию заявления, направленного в Банк России, об отзыве у кредитной организации лицензии, а также копии документов, подтверждающие наличие у кредитной организации признаков банкротства. Данный порядок подачи заявления в арбитражный суд поможет ускорить процедуру признания кредитной организации банкротом, а также поможет предотвратить риск образования большей задолженности и увеличения числа кредиторов.

Меры по предупреждению банкротства в настоящее время проводятся Банком России при участии Агентства по страхованию вкладов или ООО Управляющей компании «Фонд консолидации банковских средств. ФКБС является подразделением Банка России и осуществляет проведение мер по предупреждению банкротства от его имени, тогда как Агентство является государственной корпорацией, которая принимает участие в проведении мер по предупреждению банкротства по предложению Банка России. В настоящее

время процедура конкурсного производства проводится в отношении 299 банков и связи с тем, что риску при банкротстве кредитной организации подвержено неограниченное количество субъектов-вкладчиков, представляется правильным внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» изменения, которые выражались бы в обязательном совместном участии ФКБС и Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства кредитных организаций.

Банк России, назначая меру по предупреждению банкротства в виде временной администрации по управлению делами кредитной организации, обязан издать об этом соответствующий приказ, а также опубликовать его в течение десяти дней в своем официальном издании «Вестнике Банка России». На наш взгляд, для своевременного уведомления кредиторов и лиц, имеющих вклады в кредитной организации, представляется разумным банку размещать информацию о назначении временной администрации на своем официальном сайте.

Процедура финансового оздоровления в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» может проводиться по инициативе руководящего органа или Банка России. При этом руководитель кредитной организации должен сначала обратиться с ходатайством в совет директоров банка, отрицательный ответ которого, позволяет ему обратиться в Банк России. На наш взгляд, данная процедура усложнена российским законодательством и нуждается в изменении. Необходимо ввести обязанность руководителя кредитной организации при первых обнаружениях обстоятельств, при которых возможна процедура финансового оздоровления, обратиться в Банк России с соответствующим заявлением. При этом также целесообразно ввести административную ответственность для руководителя кредитной организации в случае невыполнения данной обязанности. Указанные изменения помогут в кратчайшие сроки начать процедуру санации банки, что может положительно сказаться на результатах её проведения.

Анализ судебной практики по делам о банкротстве кредитных организаций позволяет утверждать, что в подавляющем большинстве случаев

причиной обстоятельств, вызвавших признаки банкротства, являются преступные действия руководителей и сотрудников банка. В этой связи представляется правильным ужесточить наказание за фиктивное и преднамеренное банкротство кредитной организации, добавив соответствующие изменения в статьи 195,196,197 Уголовного Кодекса Российской Федерации -санкцию части 1.1 статьи 195 УК РФ изложить в следующей редакции: «наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей либо без такового», санкцию части второй статьи 196 УК РФ изложить в следующей редакции: «наказывается штрафом в размере пяти миллионов рублей, либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пяти миллионов рублей и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без такового», санкцию статьи 197 УК РФ изложить в следующей редакции: «наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей, либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей либо без такового».

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящее время кредитные организации испытывают ряд экономических проблем, вызванных действиями недружественных стран. Правительство РФ и Центральный Банк РФ предпринимают меры, которые помогают поддерживать стабильную работу кредитных организаций и помогают им преодолевать трудную экономическую ситуацию в стране. В настоящее время законодательство РФ, регулирующее процедуру несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, продолжает свое развитие и совершенствование. Предложенные нами варианты совершенствования законодательства позволят сократить срок рассмотрения арбитражным судом дела до признания кредитной организации банкротом, повысят гарантии субъектов, участвующих в деле о банкротстве, а также увеличат ответственность руководства и сотрудников банка, чьи действия являются зачастую причиной банкротства кредитной организации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 6Э-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

2. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 43. - Ст. 4190.

3. Федеральный закон от 19.12.2022 № 519-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 52. Ст. 9349.

4. Постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (утратило силу) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_413460/ (дата обращения: 07.11.2023).

5. Центральный Банк Российской Федерации (Банк России): официальный сайт. - URL: https://www.cbr.ru/banking_sector/likvidbase/ (дата обращения: 07.11.2023).

Dmitrovskaya A.Y.

Graduate student of the Faculty of Law Moscow Financial and Industrial University "Synergy" (Moscow, Russia)

PROSPECTS FOR DEVELOPMENT & IMPROVEMENT OF LEGISLATION REGULATING BANKRUPTCY OF CREDIT INSTITUTIONS IN MODERN RUSSIA

Abstract: the article deals with the issue of the emergence of the problems of legal regulation of bankruptcy of credit institutions. Regulation by the legislation of the Russian Federation of general issues related to bankruptcy and legal relations entered into by subjects of civil law who have special civil legal capacity.

Keywords: bankruptcy of credit organizations, insolvency of credit organizations, prevention of bankruptcy, credit organizations, legal regulation, measures to prevent bankruptcy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.