Научная статья на тему 'Перспективы развития газовой промышленности'

Перспективы развития газовой промышленности Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2258
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / МОТОРНОЕ ТОПЛИВО / СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гумеров И. Р., Кувшинов Н. Е.

В статье рассматриваются основные перспективы развития газовой промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития газовой промышленности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

с месторождений будет передаваться танкерами-челноками для перевалки в Мурманский порт. Учитывая, что неблагоприятная ледовая обстановка на восточном берегу Новой Земли возникает один раз в 3-5 лет и продолжается не более 2 месяцев, она не сможет существенно повлиять на достоинства сделанного предложения.

Список использованной литературы:

1. Парфенов А. Какой должна быть структура морского порта//Север промышленный —2006. — № 4.

2. Мищенко И.Н., Волынкин А.И., Волосов П.С., Григорьев М.Н. Глобальная навигационная система «НАВСТАР» //Успехи современной радиоэлектроники. —1980. — № 8. — С. 52 - 83.

3. Шебшаевич В.С., Григорьев М.Н., Кокина Э.Г., Мищенко И.Н., Шишман Ю.Д. Дифференциальный режим сетевой спутниковой радионавигационной системы //Успехи современной радиоэлектроники. -1989. - № 1.

- С. 5 - 32.

4. Григорьев М.Н., Максютенко Ю.А., Шебшаевич В.С. Спутниковая радионавигационная система, патент на изобретение RUS 1840714 23.09.1977

5. Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика. Учебник для бакалавров по направлению "Менеджмент" (3-е изд., перераб. и доп.) Сер. Бакалавр. Базовый курс, - М., 2012 - 825с.

6. Григорьев М. Н., С. А. Уваров. Логистика. Краткий курс лекций: учебник по направлению "Менеджмент".

- М., 2012 - 200с.

7. Григорьев М.Н., Ткач В.В., Уваров С.А. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для студентов (2-е изд., перераб. и доп.). Сер. Бакалавр. Углубленный курс. - М., 2012 - 480с.

8. Григорьев М.Н. Уваров С. А Информационные системы и технологии в логистике. - СПб., 2006 - 232с.

9. Григорьев М.Н. Современные электронные системы поддержки принятия решений по управлению товарными запасами. - СПб., 2004 - 156с.

10. Григорьев М.Н., Груберт Л.Ю., Иванов В.Н., Писарев С.Б. Информационная система, патент на изобретение RUS 2133508 26.01.1998

© Григорьев М.Н., Уваров С.А., 2016

УДК 662.767

И.Р. Гумеров

студент 4 курса института теплоэнергетики, кафедры «ПТЭ»

Н.Е. Кувшинов

магистрант 1 курса института теплоэнергетики, кафедры «КУПГ» Казанский государственный энергетический университет

Г. Казань, Российская Федерация

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация

В статье рассматриваются основные перспективы развития газовой промышленности.

Ключевые слова Природный газ, потребление, моторное топливо, сжиженный газ

По данным Международного энергетического агентства потребление природного газа к 2035 г. увеличится настолько, что позволит ему выйти на второе место после нефти. Ожидаемый в перспективе интенсивный рост потребления природного газа связан с очевидными преимуществами перед углем и нефтью. Так затраты труда на добычу газа в 37 раз ниже, чем на добычу такого же количества угля в пересчете на условное топливо. При этом газ отличается высокой теплотворной способностью, а с помощью

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

системы газопроводов газ можно подвести к любому потребителю. Свыше 90% всего объема добычи газа расходуется как топливо на тепловых электростанциях, промышленных предприятиях и в быту. Расчеты показывают, что себестоимость электроэнергии, вырабатываемой при использовании газа, меньше по сравнению с себестоимостью электроэнергии, вырабатываемой угольными, атомными и другими электростанциями [1].

Следует также отметить, что во многих странах мира отдается приоритет частичной замене традиционных видов моторного топлива природным газом как в компримированном (сжатом), так и сжиженном виде. Это связано с тем, что, во-первых, по физико-химическим характеристикам природный газ во многом превосходит даже самый высококачественный бензин, причем для его использования не требуется значительного изменения конструкции двигателя. Во-вторых, цена эквивалентного количества газа на 3050% ниже, чем бензина или дизельного топлива. В-третьих, характерной особенностью применения в двигателях природного газа, как топлива, является значительное снижение износа основных деталей, уменьшение расхода смазочного масла и понижение требований к его качеству. При работе двигателя на газе в продуктах сгорания топлива также отсутствуют частицы твердого углерода, вызывающие износ деталей.

При сжигании газа, в сравнении с топливом нефтяного происхождения, снижение выбросов оксидов углерода и азота, а также углеводородов может достигать соответственно 80%, 70% и 45%. Известно, что автомобильный транспорт потребляет более 60% нефти и является основным источником загрязнения воздушных бассейнов промышленных центров.

Производство сжиженного природного газа (СПГ) является одним из быстрорастущих секторов мирового рынка энергоресурсов. Согласно прогнозам специалистов, к 2020 году его поставки увеличатся почти вдвое и составят около 45% международной торговли природным газом. За рубежом в течение трех десятилетий производство и применение СПГ стремительно росло, и к настоящему времени его доля в общем потреблении газа развитых государств, например Японии составляет - 75%, США - 25% [2].

Производство сжиженного природного газа представляет собой процесс перевода природного газа в жидкое состояние при температуре ниже критической. Сжиженный природный газ получается путем охлаждения до минус 162°C. В процессе сжижения плотность газа увеличивается почти в 600 раз, что повышает удобство хранения и транспортировки. СПГ хранится в криоцистернах, транспортируется на специализированных морских танкерах, для хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на регазификационных терминалах [3].

Сегодня в России работает только один завод по производству СПГ - в поселке Пригородное (Сахалинская область) в рамках проекта «Сахалин-2» мощностью 9,6 млн. тонн в год, что составляет менее 4% мирового производства. Вместе с тем, в нашей стране запланировано к реализации еще несколько СПГ -проектов [4].

Так, к концу 2016-го - началу 2017 года планируется ввести в эксплуатацию завод «Ямал СПГ» на базе Южно-Тамбейского месторождения. Основными инвесторами проекта выступают «Новатэк» (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC (20%). Планируется, что после запуска всех трех линий завод будет производить 16,5 млн. тонн СПГ в год [5].

Список использованной литературы:

1. Альтернативная энергетика и газовая промышленность. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://neftegaz.ru/science/view/1044.

2. Производство сжиженного природного газа. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.mgpz.ru/spg.

3. Гафуров А.М., Осипов Б.М. Турбодетандирование природного газа на газораспределительной станции с последующим его сжижением. // Вестник Казанского государственного энергетического университета. -2011. - №2 (9). - С. 6-11.

4. СПГ - проекты. «Сахалин-2». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.gazprom .ru/about/production/proj ects/lng/sakhalin2/.

5. Производство СПГ: мировые тенденции и российские перспективы. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=53333.

© Гумеров И.Р., Кувшинов Н.Е., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.