Перспективы развития газовой отрасли Китая и оценка позиции России как ключевого поставщика газа в контексте реализации политики углеродной нейтральности КНР
Хотимский Кирилл Викторович
аспирант факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected]
В статье рассматривается газовый баланс Китая за 2010-2060 гг. На основе ретроспективных данных за 2010-2021 гг. построен прогноз развития газовой отрасли КНР в трех сценариях с учетом реализации политики углеродной нейтральности. Главной же темой статьи является построение прогноза и исследование газового баланса Китая для понимания, какую нишу может занять Россия в качестве поставщика газа. Построив прогноз потребления и добычи природного газа, заметен ежегодно увеличивающийся разрыв между данными показателями на период до 2035 г. в связи с достижением пика потребления к этому времени. Разница между потреблением и добычей будет покрываться за счет роста трубопроводных и СПГ поставок. После 2035 г. ожидается снижение потребления газа в первую очередь за счет более интенсивного перехода на возобновляемые источники энергии и роста энергоэффективности для достижения углеродной нейтральности к 2060 году. В связи с намеченными Китаем целями, останется ли возможность для России стать ключевым поставщиком газа в Китай? Ключевые слова: газовый баланс, Китай, добыча, потребление, импорт, экспорт, углеродная нейтральность
Газовая отрасль - одна из наиболее динамично развивающихся энергетических отраслей наравне с отраслью ВИЭ. Потребление газа в 2021 г. составило 367,1 млрд куб. м по сравнению с уровнем 2010 г. в 107,3 млрд куб. м, среднегодовые темпы прироста за 2011-2021 гг. составили 13%. Данное увеличение объясняется все большей заботой правительства Китая об окружающей среде, в связи с чем и была разработана кампания по переводу потребителей с угля на газ (как более чистое топливо), продолжающимися высокими темпами экономического развития Китая и ростом спроса в сфере газовой генерации электроэнергии.
За 2011-2021 гг. потребление газа увеличилось на 259,8 млрд куб. м в основном за счет роста потребления в промышленном (на 80,5 млрд куб. м) и жилищном (на 43,8 млрд куб. м) секторах в первую очередь за счет реализации кампании «замены угля на газ»; в электроэнергетике (на 52,6 млрд куб. м) - за счет продолжающегося ввода новых мощностей газовых ТЭС; в транспортном секторе (на 25,9 млрд куб. м) - в связи с продолжающейся поддержкой использования более экологически чистых видов топлива (электроэнергия, сжиженный и компримированный природный газ) для автотранспорта и судов (рис. 1).
Рисунок 1. Изменение потребления газа в Китае по категориям потребителей за 2011-2021 гг., млрд куб. м Источник: составлено автором на основе данных ГКРР КНР, МЭА
Наибольшее потребление газа характерно для Восточного и Северного Китая по ряду причин:
- сосредоточена большая часть населения страны;
- регионы являются конечным пунктом магистральной транспортировки газа из провинций Северо-Западного Китая по газопроводу «Запад - Восток»;
- доступ регионов к регазификационным СПГ-тер-миналам;
- в провинциях «Столичного региона» и дельты р. Янцзы действуют самые строгие запреты и ограничения на строительство новых угольных ТЭС и использование угля (зона «голубого неба») (рис. 2).
X X
о
го А с.
X
го т
о
2 О
м м
сч сч
0 сч
сч
01
о ш со
X
< СО
о
Рисунок 2. Потребления газа в Китае в провинциальном разрезе в 2021 г., млрд куб. м
Источник: составлено автором на основе данных ГСУ КНР
Наименьшее потребление наблюдается в СевероВосточном Китае, что объясняется отдаленностью от центров газодобычи и наличием развитой газовой инфраструктуры, именно на этот регион нацелены поставки газа из России по магистральному газопроводу (далее - МГ) «Сила Сибири-1» до его выхода на проектную мощность в 38 млрд куб. м. В прочих регионах Китая те или иные объемы потребления объясняются следующими факторами: Юго-Западный и Северо-Западный Китай - сосредоточенность основных центров добычи газа; Южный Китай - включение ряда провинций, расположенных в дельте р. Чжэцзян в зону «голубого неба» и быстрые темпы строительства СпГ-терминалов; Центральный Китай - отдаленность от центров газодобычи.
очередь сланцевого газа, а также метана угольных пластов, синтетического угольного газа. Доля добычи нетрадиционных видов газа в общем объеме добычи в 2021 г. составила примерно 15%. В региональном разрезе основная часть газа (73%) добывается на территории четырех регионов Китая - Сычуань (52,8 млрд куб. м в 2021 г.), Синьцзян-Уйгурский автономный район (38,8 млрд куб. м), Шэньси (29,4 млрд куб. м) и автономный район Внутренняя Монголия (26,0 млрд куб. м). На территории данных регионов находятся Ордосский, Сычуаньский, Таримский и Джунгарский нефтегазоносные бассейны (рис. 3).
Увеличивающийся ежегодно разрыв между потреблением газа и собственной добычей, возникший в связи с превышением среднегодовых темпов прироста потребления над добычей, усилил импортозависимость страны от газа. Так, если в 2010 г. импортозависимость была на уровне 10%, то к концу 2021 г. составила уже 45%. Импорт газа Китаем увеличился на 151,2 млрд куб. м как за счет поставок трубопроводного газа (на 54,8 млрд куб. м), так и за счет роста поставок СПГ (на 96,4 млрд куб. м) в связи с началом трубопроводных поставок газа в данный период из Узбекистана, Казахстана, Мьянмы и России, а также вводом в эксплуатацию приемных СПГ-терминалов, что позволило закупать большее количество СПГ (рис. 4). Экспорт газа в специальные административные районы Китая увеличился на 1,2 млрд куб. м и в 2021 г. составил 5,7 млрд куб. м.
СПГ
Прочие США
16,5 13, 0
Индонезия
6,7
Австралия Катар Малайзия
43,2 12,2 11,6 Я
Труби гроводш шгаз
Туркменистан 33,4
Узбекистан 4,5
Россия Казахстан 6,4 Мьянма 4,2
Рисунок 3. Добыча газа в Китае в провинциальном разрезе в 2021 г., млрд куб. м
Источник: составлено автором на основе данных ГСУ КНР
Добыча и потребление газа распределены неравномерно по регионам Китая. Основная добыча ведется на западе страны, когда основное потребление на восточном побережье Китая. Газ транспортируется с запада на восток. Добыча газа за рассматриваемый период увеличилась на 109,8 млрд куб. м в связи с реализацией стратегии правительства КНР и крупнейших государственных нефтегазовых компаний по развитию сырьевой базы, в т. ч. за счет разработки нетрадиционных источников в первую
■ СПГ ■ Трубопроводный газ
Рисунок 4. Крупнейшие поставщики трубопроводного газа и СПГ в Китай в 2021 г., млрд куб. м
Источник: составлено автором на основе данных ГТУ КНР
В сентябре 2020 г. Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН заявил: «Китай намерен выйти на пик выбросов С02 до 2030 г. и достичь углеродной нейтральности до 2060 г.». Углеродная нейтральность означает такую ситуацию, при которой разница между выбросами парниковых газов (в основном это СО2) и их поглощением экосистемами (леса, океаны), а также за счет реализации углеродно-отрицательных проектов, снижается до нуля.
Для достижения углеродной нейтральности Китай, как крупнейшая развивающаяся страна, должна совершить наибольшее сокращение интенсивности выбросов парниковых газов за короткие сроки, планируется проделать путь от пика выбросов до углеродной нейтральности за 30 лет. Для реализации такой крупномасштабной цели необходимо выполнить ряд задач:
- расширение собственной добычи углеводородного топлива с использованием более экологически чи-
стых технологий, а также дальнейшее развитие возобновляемой энергетики для снижения импортозависимо-сти от топливных энергоносителей;
- к 2030 г. доля объектов угольной генерации «со сверхнизкими выбросами» должна составлять более 80% всех мощностей угольных ТЭС, для этого предусматривается развитие экологически чистых технологий добычи и обогащения угля, внедрение технологий УХУ, вывод из эксплуатации технически и технологически устаревших объектов угольной генерации, модернизация действующих объектов генерации;
- жесткий контроль, а в ближайшее время и сокращение потребления угля (по заявлению Си Цзиньпина, уже с 2021 г. потребление угля находится под контролем государства, а с 2026 г. начнется его снижение);
- наращивание ресурсной базы за счет разработки сланцевого газа, МУП, запасов низкопроницаемых коллекторов и газогидратных залежей;
- увеличение доли нетопливных источников энергии в структуре первичного энергопотребления и в общем объеме производства электроэнергии за счет развития в первую очередь солнечной и ветровой генерации;
- сокращение потребления нефтепродуктов в транспортном секторе за счет электрификации транспорта, расширения использования водорода и природного газа (в т. ч. в виде СПГ) и современных жидких био-топлив одновременно с сокращением автомобилей на ДВС до 10% от всего автопарка страны;
- внедрение энергосберегающих технологий в большинстве энергоемких отраслей промышленности и проч.
Как видно из задач для достижения углеродной нейтральности роль газа в долгосрочной перспективе изменится - газ станет дополнительным инструментом в политике, основанной на резком развитии нетопливных источников энергии. В связи с этим ожидается сохранение тенденции потребления газа на период до 2035 г., после чего прогнозируется сокращение.
Таким образом, потребление газа в Китае к 2035 г. может увеличиться во всех сценариях (по сравнению с 367,1 млрд куб. м в 2021 г.), после чего ожидается снижение, при этом в низком и среднем сценариях в 2060 г. потребление может составить ниже уровня 2021 года. Потребление газа в Китае может составить (рис. 5):
- в 2035 г. - 573-654 млрд куб. м (в среднем сценарии - 617 млрд куб. м);
- в 2060 г. - 308-409 млрд куб. м (в среднем сценарии - 357 млрд куб. м).
Рисунок 5. Прогноз потребления газа в Китае в 2021-2060
гг., млрд куб. м
Источник: расчеты автора
Данная динамика потребления газа до середины 2030-х гг. будет объясняться продолжением проводимой политики замены угля на газ в промышленности и жилищном секторе, а также ростом потребления газа электростанциями и транспортным сектором. Сокращение потребления после 2035 г. объясняется замещением топливных энергоресурсов на ВИЭ в электроэнергетике, в жилищном и коммунально-бытовом секторах, а также сокращением темпов роста потребления газа в транспортном секторе в связи с увеличением доли автопарка с электродвигателями и на водороде.
Прогноз добычи газа в КНР связан с неопределенностью в возможностях добычи сланцевого газа Китаем, при этом, несомненно, добыча сланцевого газа будет продолжать увеличиваться, однако непонятно до каких объемов она может возрасти. В связи с названными выше обстоятельствами, представляется возможность реализации нескольких сценариев: сохранение тренда добычи газа до 2050 г. с поправкой на возможные объемы добычи нетрадиционных видов газа в первую очередь сланцевого, а также метана угольных пластов и газа плотных коллекторов. После 2050 г. предполагается три пути развития: замедление темпов роста добычи в связи с продолжающейся политикой снижения импортозависимости; поддержание добычи газа на уровне 2050 г.; небольшое сокращение добычи за счет более быстрых темпов развития нетопливной энергетики. Учитывая вышесказанное, прогноз добычи конвенционального газа строится без дифференциации по сценариям, когда прогноз добычи нетрадиционного газа дифференцирован по трем сценариям в связи с большей неопределенностью развития данной сферы.
В перспективе добыча природного газа в Китае может увеличится во всех сценариях (по сравнению с 204,9 млрд куб. м в 2021 г.). Добыча газа в Китае может составить (рис. 6):
- в 2035 г. - 252-285 млрд куб. м (в среднем сценарии - 268 млрд куб. м);
- в 2030 г. - 275-341 млрд куб. м (в среднем сценарии - 308 млрд куб. м).
Рисунок 6. Прогноз добычи природного газа в КНР в 20212060 гг., млрд куб. м Источник: расчеты автора
До середины 2030-х гг. будут сохраняться более высокие темпы роста потребления чем добычи, в связи с этим будет продолжать расти и импорт природного газа, как трубопроводного, так и сжиженного. При этом увеличение закупок газа будет происходить в основном за счет роста импорта СПГ из-за реализации планов Китая по увеличению инфраструктуры СПГ-терминалов, когда
О
СО >
с
из т
о
2 о м 2
сч сч о сч
сч
о ш Ш X
3
<
т о х
X
рост поставок трубопроводного газа в КНР может быть обеспечен только из Туркменистана и России в связи со строительством линии Д газопровода из Туркменистана в Китай, а также заключением новых контрактов на поставку природного газа из России. Однако к 2060 г. импорт природного газа сократиться до менее 100 млрд куб. м. Импорт может составить:
- в 2035 г. - 327-376 млрд куб. м (в среднем сценарии - 355 млрд куб. м);
- в 2060 г. - 40-75 млрд куб. м (в среднем сценарии - 56 млрд куб. м).
Что же касается возможностей России в качестве поставщика газа в Китай, то в 2014 г. заключен договор о поставках газа по МГ «Сила Сибири-1» сроком на 30 лет в объеме 38 млрд куб. м ежегодно; 4 февраля 2022 г. подписан долгосрочный договор купли-продажи природного газа по «дальневосточному» маршруту (отвод от МГ «Сахалин - Хабаровск - Владивосток», далее МГ «СХВ») мощностью 10 млрд куб. м в год сроком на 25 лет. Поставки по МГ «Сила Сибири-1» начались 1 декабря 2019 г. и к 2025 г. планируется выход объема поставок на проектный уровень. Поставки по МГ «СХВ» могут начаться после 2023 г., когда ожидается ввод в эксплуатацию Южно-Киринского месторождения, однако здесь могут возникнуть проблемы в связи с наложенными санкциями на разработку данного месторождения, что может отложить начало поставок газа. Помимо трубопроводного газа, Россия поставляет в Китай СПГ с заводов «Сахалин-2» и «Ямал СПГ», также заключен договор о поставках газа со строящегося завода по сжижению «Арктик СПГ-2». СПГ-контракты с заводов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» заключены на период до 2033 г. и 2044 г. соответственно.
Помимо заключенных контрактов поставки газа в Китай возможны с проектов (рис. 7):
- МГ «Сила Сибири-2» - газопровод компании ПАО «Газпром», протяженностью около 5,5 тыс. км, должен быть проложен из Западной Сибири через Монголию в Пекин и позволит поставлять в Китай 30-50 млрд куб. м газа в год; в январе 2022 г. завершена разработка ТЭО проекта, если будет заключен контракт, поставки могут начаться с середины 2030-х гг.;
- «Дальневосточный СПГ» - СПГ-завод компании ПАО «Роснефть», планируемый к строительству в поселке Де Кастри, мощностью 8,4 млрд куб. м в год, который планируется ввести в эксплуатацию после 2025 г.;
- «Арктик СПГ-1» - СПГ-завод компании ПАО «НО-ВАТЭК», планируемый к строительству на п-ове Гыдан, мощностью 27,2 млрд куб. м в год, который планируется ввести в эксплуатацию после 2025 года.
гвующие газопроводы ■ Проекты газопроводов 9 Действующие СПГ-заводы Проекты СПГ-заводов Газовые месторождения
Таким образом, уже к 2025 г. Россия может стать крупнейшим поставщиком газа в Китай, занимая более 20% в географической структуре импорта газа, обогнав действующих крупнейших поставщиков - Австралию и Туркменистан. К 2035 г. доля России может составить 14-23% в зависимости от реализации проектов, по которым сейчас наблюдается неопределенность («Сила Си-бири-2», будущие проекты СПГ-заводов), оставаясь при этом крупнейшим поставщиком газа в Китай.
Говоря о возможностях России в 2060 г., ситуация может сложиться следующей:
- диапазон импорта газа, необходимого для покрытия внутреннего потребления в Китае, по расчетам может составить 40-75 млрд куб. м;
- срок подписанных на начало 2022 г. договоров купли-продажи газа, как по трубопроводам, так и СПГ, истечет;
- может быть подписан крупнейший между нашими странами договор о поставках газа по МГ «Сила Сибири-2» в размере до 50 млрд куб. м в год, с поправкой на то, что условия договора будут совпадать с условиями договора поставки газа по МГ «Сила Сибири-1»:
о формула расчета цены (Россия поставляет газ в Китай по минимальным ценам среди всех экспортеров данного ТЭР),
о срок действия контракта - 30 лет;
- возможность пролонгации действующих проектов поставок газа по трубопроводам, однако, данный пункт будет невозможен при подписании долгосрочного договора о поставках по МГ «Сила Сибири-2» за ненадобностью такого большого количества газа к тому времени;
- ввод в эксплуатацию российских СПГ-заводов на полуострове Гыдан, а также на Дальнем Востоке.
С учетом всего вышесказанного у Китая есть несколько вариантов:
1. Продлить договор о поставках по МГ «Сила Си-бири-1» (данный вариант является достаточно выгодным для России, т. к. позволит обеспечить окупаемость вложенных инвестиций);
2. Заключить долгосрочный контракт о поставках по МГ «Сила Сибири-2» (в связи с масштабностью проекта обеспечить его окупаемость при нынешних ценах реализации газа будет невозможно даже при заключении контракта на 30 лет);
3. Продлить договор о поставках газа по МГ «СХВ», а остальные объемы закупать в виде СПГ у различных поставщиков в т. ч. у России;
4. Недостающие для удовлетворения внутреннего потребления объемы газа полностью закупать в виде СПГ у различных поставщиков в т. ч. у России.
Таким образом, выбор 1 и 2 вариантов для Китая повлечет за собой ситуацию зависимости от одного поставщика, в такой ситуации доля России может составлять 51-95%. Наиболее возможными для реализации вариантами являются 3 или 4, поскольку позволят России не потерять свою долю в поставках газа на китайском рынке, а для Китая обеспечить диверсификацию импорта. При выборе 3 или 4 варианта сохраняется возможность реализации проекта поставок по МГ «Сила Сибири-2» однако сроком менее 30 лет, что ни при каких обстоятельствах не обеспечит окупаемость проекта и его заключение будет носить исключительно политический характер (рис. 8).
Рисунок 7. Проекты поставок газа из России в Китай Источник: составлено автором
Рисунок 8. Прогноз географической структуры импорта газа КНР до 2060 г. (вариант 3 + заключение договора о поставках по МГ «(Сила Сибири-2»), млрд куб. м Источник: расчеты автора
Литература
1. Первый национальный план КНР в области противодействия изменению климата (Enhanced Actions on Climate Change: China's Intended Nationally Determined Contributions)
2. План мероприятий по прохождению пика выбросов СО2 к 2030 г. (Action Plan For Carbon Dioxide Peaking Before 2030) разработан Государственным комитетом по развитию и реформам КНР, утвержден 27.10.2021
3. Прогноз развития мировой энергетики и энергетического сектора Китая на период до 2050 г. (World and China Energy Outlook 2050) опубликован Институтом Экономики и Технологии Китайской национальной нефтегазовой корпорации в 2019 г.
4. Сайт Главного статистического управления КНР (http://www.stats.gov.cn/)
5. Сайт Главного таможенного управления КНР (http://www.customs.gov.cn/)
6. Сайт Государственного комитета по развитию и реформе КНР (http://www.ndrc.gov.cn/)
7. Сайт МЭА (https://www.iea.org/)
8. Сайт ВР (https://www.bp.com/)
9. Стратегия революционных изменений в производстве и потреблении энергоресурсов на период 20162030 гг. (Energy supply and consumption revolution strategy) утверждена Госсоветом КНР в 2017 г.
10. Заявление Председателя КНР Си Цзиньпина в рамках общих прений75-й сессии Генеральной ассамблеи ООН 22.09.2020
Prospects for the development of the gas industry of China and assessment of the position of Russia as a key supplier of gas in the context of the implementation of the PRC carbon neutrality policy Khotimskiy K.V.
Russian State University oil and gas named by I. M. Gubkin
JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_
The article discusses the China's gas balance from 2010 to 2060. Based on retrospective data for 2010-2021, the forecast of the China's gas industry development was made in three scenarios taking into account the implementation of the carbon neutrality policy. The main topic of the article is the forecast construction and studying of China's gas balance to understand what niche Russia can occupy as a gas supplier. Building a forecast of natural gas consumption and production, one can notice an annually increasing gap between these indicators for the period up to 2035 due to the peak consumption by this time. The gap between consumption and production will be covered by the growth of pipeline and LNG supplies. After 2035, gas consumption is expected to decrease primarily due to a more intensive transition to renewable energy sources and energy efficiency improvements to achieve carbon neutrality by 2060. In connection with the goals set by China, will there still be an opportunity for Russia to become a key supplier of gas to China? Keywords: gas balance, China, production, consumption, import, export, carbon neutrality
References
1. The first national plan of the PRC in the field of combating climate change
(Enhanced Actions on Climate Change: China's Intended Nationally Determined Contributions)
2. The Action Plan for Carbon Dioxide Peaking Before 2030 was developed
by the National Development and Reform Committee of the People's Republic of China, approved on 10/27/2021
3. World and China Energy Outlook 2050 is published by China National
Petroleum Corporation Institute of Economics and Technology in 2019.
4. Website of the General Statistical Bureau of the People's Republic of China
(http://www.stats.gov.cn/)
5. Website of the General Administration of Customs of the People's Republic
of China (http://www.customs.gov.cn/)
6. Website of the State Committee for Development and Reform of the PRC
(http://www.ndrc.gov.cn/)
7. IEA website (https://www.iea.org/)
8. BP website (https://www.bp.com/)
9. Strategy for revolutionary changes in the production and consumption of
energy resources for the period 2016-2030. (Energy supply and consumption revolution strategy) approved by the State Council of China in 2017.
10. Statement by Chinese President Xi Jinping at the general debate of the 75th session of the UN General Assembly 09/22/2020
О
00 >
п.
из m
о
2 О 2 2