ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН
И.В. Ольховская, старший преподаватель Д.Э. Ишанходжаева, старший преподаватель Ташкентский финансовый институт (Узбекистан, г. Ташкент)
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития электронного бизнеса в Республике Узбекистан. Основой задачей развития электронного бизнеса является постоянное совершенствование технологий и необходимость поправок в действующем законодательстве. В Узбекистане создана прочная и гибкая законодательная база для развития ^-технологий, в частности в сфере электронного управления. На основе единого Центра, сформирована межбанковская платежная система безналичных расчетов по пластиковым карточкам в национальной валюте.
Ключевые слова: электронный бизнес, электронная коммерция; электронный банк, интернет-банкинг, система платежей, пластиковая карточка, рыночная экономика, электронное управление, телекоммуникация.
В быстро развивающемся пространстве информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Узбекистана, кардинально изменились условия развития электронного бизнеса. Происходящие инновационные изменения, в современном быстро изменяющемся бизнесе, достигаются внедрением новейших средств связи и современными коммуникациями, осуществляющими дистанционную передачу данных [1].
Все это, является основой сетевой экономики, позволяющей вести экономическую, финансовую деятельность субъектов в международном и внутриэкономическом пространстве. Выделяются несколько направления электронного бизнеса, основанные на услугах сети Интернет:
- бизнес на Интернете (Интернет -провайдинг, сервис - провайдинг, контейн - провайдинг);
- бизнес вокруг Интернета (обеспечение программных и технических средств, программирование и Web-дизайн, обслуживающие услуги);
- бизнес в Интернете (Интернет-маркетинг, Интернет-реклама, электронный магазин, электронный аукцион и т.
д.).
Основные направления электронного бизнеса - это: электронная коммерция; франчайзинг; электронные НИОКР; электронное обучение; банковское дело; элек-
тронные брокерские услуги; электронное страхование.
В Узбекистане успешным направлением признано интегрирование в Интернет банковского дела. Электронный банк осуществляет доступ клиентам к их счетам, с помощью созданного Web-сайта, производит всевозможные финансовые операции и дает клиентам возможность эффективно использовать свое время и свои денежные средства.
С начала года в Узбекистане более 200 тысяч клиентов стали пользователями услуг Интернет-банкинга, более 363 тысяч используют Mobile Banking. Увеличивается количество организаций и частных пользователей, производящих безналичные расчеты по пластиковым банковским картам в режиме on - line.
Национальный банк Узбекистана осуществляет обслуживание своих клиентов посредством международных карточек VISA (Visa Classic и Visa Electron), «Договор», «Заявление на открытие», «Заявление на пополнение» - UZkart, используемые для внутренних взаиморасчетов.
Национальный банк Узбекистана для всевозможных запросов клиентов выпускает различные типы карточек. Количество выпущенных карточек по данным на начало 2018 года составляет 19,2 млн штук: Ташкент - 4,7 млн, Ферганская область - 1,6 млн и Самаркандская область -
1,5 млн и минимальное количество - в Сырдарьинской области - 492 тысячи штук.
Межбанковская платежная система «UZKART» (МПС «UZKART») - местная система платежей, основа - электронная пластиковая карточка, деятельность которой опирается на нормативно - правовые акты и документы, программное, техническое и организационное обеспечение.
Основная деятельность - это безналичные платежи в электронной форме, собранные в одну общую систему банка, выпуск пластиковых карточек для удовлетворения возрастающего спроса частными и физическими лицами. Сформированный механизм контроля эффективно отслеживает оборот наличных денежных средств, деятельность денежно-кредитной системы, перераспределяет денежную массу в обращении.
Межбанковская платежная система «Шкаг!» создана на основании постановления Кааб. Мин. РУз 24.09. 2004 года №445 «О мерах по дальнейшему развитию системы расчетов на основе пластиковых карточек.
Главная цель - усовершенствование национальной системы безналичных расчетов и платежных систем с вовлечением новых хозяйствующих субъектов и населения. Развитие электронной коммерции, необходимо для решения проблем связанных с информационной инфраструктурой поддержки рынка в РУз и современными требованиями общемировой тенденции -перехода к информационному обществу.
Постоянное изменение и повышение спроса в рыночной экономике обусловливает необходимость внедрения новых условий для ведения бизнеса в сфере ИКТ.
Правительством РУз ведется работа по развитию ИКТ в стране: «Программа развития компьютеризации и информационно-коммуникационных технологий на 2013-2017 годы». Законодательная база Узбекистана, обеспечивает прочную тенденцию в использовании и усовершенствовании 1Т-технологий в постоянно совершенствующемся электронном управлении.
Программа предусматривает расширение и усовершенствование оптиковолоконных и радиорелейных линий связи, применение новейших технологий и современных средств радиодоступа [1].
В сфере национального сектора поля деятельности Интернета, проводится работа по повышению качественных и количественных показателей использование международных информационных сетей.
Сферой индустрии программных продуктов является:
- открытие новейших научно-технических центров для исследования и создания программного обеспечения;
- поощрение и продвижение национальных разработчиков программного обеспечения, путем обеспечения налоговых и таможенных льгот, вовлечение в специализированные государственные программы по созданию электронного правительства, электронной коммерции, информатизации электронного образования, развитее инновационных технологий в здравоохранении, в сельском хозяйстве и транспорте;
- помощь в экспорте программных разработок, созданных национальными производителями.
В Программе рассмотрены вопросы:
- формирования общего информационного поля государства;
- подготовки кадрового потенциала страны;
- обеспечение конкурентоспособности в области ИКТ;
- благоприятной нормативно-правовой базы;
- обеспечение информационной безопасности;
- компьютеризация ИКТ и финансовое обеспечение технической базы.
Специфика создания телекоммуникаций, определяет правовую основу электронной коммерческой деятельности в республике Узбекистан[1].
Законы создают условия для включения Узбекистана в глобальный информационный обмен, рациональное использование информационных ресурсов и информации. На законодательном уровне, контролирует
информационную безопасность в совре- обществу, соблюдения прав юридических менных требованиях общемировой тен- и физических лиц на ведение электронного денции - перехода к информационному бизнеса в Интернете.
Библиографический список
1. Постановление Кабинета Министров республики Узбекистан об утверждении концепции развития электронной коммерции в республике Узбекистан на период 20162018 годы (Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2015 г., №49, ст. 612)
2. ГоликВ.С. Эффективность интернет-маркетинга в бизнесе. - Дикта, 2008
3. Грабауров В.А. Электронный бизнес. - Минск: БГЭУ, 2007.
4. Юрасов А.В. Основы электронной коммерции. - М.: Горячая Линия - Телеком, 2008.
5. БалабановИ.Т. Электронная коммерция. - СПб: Питер, 2004.
THE PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC BUSINESS IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN
I.V. Olkhovskaya, senior lecturer D.E. Ishanhodjaeva, senior lecturer Tashkent financial institute (Uzbekistan, Tashkent)
Abstract. The prospects of development of electronic business are considered in the article in the republic of Uzbekistan. Basis a problem of development of Electronic business is constant improvement of technologies and need of amendments to the current legislation. In Uzbekistan the strong and flexible legislative base for development of IT technologies, in particular in the sphere of electronic control is created. On the basis of the uniform Center, the interbank payment service provider of clearing settlements according to plastic cards in national currency is created.
Keywords: Electronic business, electronic commerce; electronic bank, Internet banking, system of payments, plastic card, market economy, electronic control, telecommunication.