Научная статья на тему 'Перспективы развития экономики Ульяновской области и прогнозы риска'

Перспективы развития экономики Ульяновской области и прогнозы риска Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития экономики Ульяновской области и прогнозы риска»

занятости и неудовлетворенностью заработной платой на основном месте работы.

Полученные коэффициенты придают уравнению регрессии следующий вид: у = 1,376 + 1,4х3

Коэффициенты регрессии показывают зависимость величины результативного признака от увеличения факторного на единицу. Таким образом, анализируя полученное уравнение, можно сказать, что при увеличении количества человек, которых не устраивает заработная плата на первой работе на

1, количество «вторичнозанятых» возрастет на 1,4 единиц. Значение свободного члена 1,376 показывает совокупное влияние других факторов.

Коэффициент корреляции, характеризующий степень тесноты между результативным и факторным признаками значения других факторных признаков, в данном случае равен 0,93, что свидетельствует об очень тесной связи между количеством «вторичнозанятых» и неудовлетворенностью заработной платой на основном месте работы. Следующий этап исследования - уста-

новление взаимосвязи между количеством «вторичнозанятых» и семейным положением респондентов.

Уравнением регрессии в данном случае принимает вид:

у = 9,503 + 0,955х4

Анализируя данное уравнение, можно сделать вывод, что при увеличении количества семейных респондентов на 1, количество людей, участвующих во вторичной занятости, возрастет на 0,955 единиц. Значение свободного члена 9,503 показывает совокупное влияние других факторов.

Коэффициент корреляции в этом случае свидетельствует о наличии очень тесной связи между вторичной занятостью и семейным положением респондентов, т.е. семейные люди более предрасположены к участию во вторичной занятости.

Таким образом, проведенные в ходе регрессионного анализа расчеты в целом подтвердили основные гипотезы о поведении сельских жителей в сфере предложения труда при вторичной занятости в ответ на изменение ряда факторов.

УдК 65.01.(075.8)

перспективы развития экономики ульяновской области и прогнозы риска

ЛЮ. Падилья Сароса, зам. директора направления «Муниципальное экономическое развитие» Фонда «Институт экономики города»

В условиях глобализации экономических и социальных процессов возрастают требования к качеству управления не только предприятиями, но и целыми территориями. Под качеством управления, в первую очередь, понимается умение принимать оптимальные решения и действовать в соответствии с требованиями времени. Безусловно, не подлежит сомнению необходимость обеспечения всех составляющих «управления» - от постановки целей до получения результата, но при этом крайне важно определить главные проблемы, решение которых обеспечит экономический успех.

Лидерство в конкурентной борьбе за инвестора, умение оперативно влиять на сни-

жение инвестиционных рисков является одним из определяющих признаков управления экономикой с инновационных позиций. Включение сообразных с реалиями времени механизмов государственного регулирования экономики, пожалуй, является главным в управленческой деятельности. Отнесение Ульяновской области по «Типологии социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» Министерства регионального развития к группе «кризисных регионов» вовсе не означает бесперспективность территории в плане развития, хотя и повышает управленческие риски. Так, в чем главные причины?

Экономика Ульяновской области в 2007

году, как, впрочем, и российская, находится на переломном моменте, и если в масштабах страны существует угроза «сползания к стагнации», то для региона необходимо включение рычагов развития, а не только преодоления. Задача 2005-2006 гг. по выходу из кризисной ситуации и обеспечению ускоренного процесса стабилизации была решена, о чём свидетельствуют основные социально-экономические показатели области, а также приход нескольких крупных инвесторов в сферу материального производства региона. И хотя в преддверии вступления России в ВТО экономика Ульяновской области имеет сравнительно лучшую структуру (меньшая доля добывающих отраслей), сложность диверсификации заключается в следующем:

1. Существует значительная зависимость экономики области от стабильности нескольких крупных предприятий, сосредоточенных в одном виде деятельности (обрабатывающие производства);

2. Производственные мощности размещены в основном в городах области;

3. Недостаточно вовлечены в разработку располагаемые природные ресурсы и организована переработка на их основе;

4. Необходимо создать условия равных возможностей развития в муниципальных образованиях, в том числе решать проблемы транспортной доступности;

5. Необходимо обеспечить рост конкурентоспособности местных товаропроизводителей с позиций международных стандартов качества.

Данные вопросы требуют скорейшего решения, иначе переломный момент 2007 года для Ульяновской области может означать в будущем замедление темпов роста выведенной из кризиса и стабилизированной экономики. С этих позиций становится достаточно определённой роль государственной власти и заключается она в создании условий для развития, снятии инвестиционных рисков на территории.

Определяя точки государственного влияния на реальный сектор экономики и учитывая преимущества Ульяновской области, необходимо дальнейшее развитие внешне-

торговых связей области. С момента либерализации внешнеэкономической деятельности в России предприятия Ульяновской области были в числе первых, заявивших поставками продукции о самостоятельном выходе на внешние рынки, причём именно продукции, а не сырья. Если их первые шаги были достаточно нерешительны и в маркетинговом, и в юридическом плане, то за годы демонополизации внешнего сектора экономики в стране некоторые из них не только сохранили позиции постоянных поставщиков на рынки Дальнего Зарубежья и стран СНГ, но и создали брэнды международного признания (авиастроение, приборостроение, производство радионуклидов, др.). Динамика внешней торговли за последние шесть лет убедительно свидетельствует о росте внешнеторгового оборота и устойчивом превышении экспорта над импортом. Рекордным в анализируемом периоде выглядит 2006 год: экспортные поставки к уровню прошлого года возросли в 1,5 раза, импорт - в 1,9 раз, товарооборот - в 1,6 раз. Как следствие, увеличилась доля поступлений в федеральный бюджет из региона в части таможенных платежей - практически в 2 раза.

Оценивая перспективы развития экспортного потенциала области, необходимо проанализировать факторы, от которых зависит экономика региона.

Факторы, представляющие угрозу:

- незавершенность реформ, которые должны были бы предварительно обеспечить увеличение темпов экономического роста, поддержать процессы модернизации производств и повысить конкурентоспособность наших предприятий;

- сравнительно слабые позиции экономики в рейтинге конкурентоспособности регионов как фактор повышения инвестиционной привлекательности;

- недостаточность финансовых средств на подготовку отраслей экономики области к конкуренции с более сильных позиций;

- большая доля в структуре ВРП отраслей, подвергаемых влиянию усиливающейся конкуренции при вступлении России в ВТО;

- малая доля продукции, реально соот-

Источник: составлено по данным статистического сборника «Внешняя торговля области в 2006 году» / «Ульяновскстат», 2006. - с.1; «Внешняя торговля субъектов Российской Федерации в 2006 году»: аналитический обзор /Приволжское таможенное управление, 2007. - прил.1. с.2.

ветствующая международным стандартам качества;

- высокая степень износа основных производственных фондов предприятий;

- высокие тарифы на энергоносители и металл - одни из главных составляющих в структуре себестоимости продукции машиностроения и авиастроения - ключевых отраслях области;

- низкая степень переработки в обрабатывающих отраслях и потому угроза лесопромышленному комплексу;

- неучастие банков и страховых фондов в размещении активов в проекты развития на территории области.

Положительные факторы:

- значительный опыт ведения внешнеэкономической деятельности основных по доле участия в экономике предприятий и организаций области;

- понимание руководством области и руководителями предприятий-экспортёров необходимости адекватных мер подготовки к условиям членства России в ВТО;

- положительная динамика основных

экономических показателей развития региона в 2005-2006 годах;

- благоприятное сочетание факторов для развития транспортно-логистического кластера (2 аэропорта класса «А»; крупнейшая в Европе взлётно-посадочная полоса для любого типа воздушных судов; возможность комплектации грузов различной сложности; базирование лидеров международных грузовых перевозок в лице компаний «Волга-Днепр» и «Полёт»; возможность выхода по волжской артерии к Чёрному, Балтийскому и Каспийскому морям; развитая инфраструктура обеспечивающих служб; отсутствие инфраструктурных ограничений для развития логистического комплекса в долгосрочном периоде);

- активизация внешнеэкономических связей на уровне руководства области в 2005 году, дающая основания для развития внешнеэкономической деятельности предприятий на перспективу;

- сочетание приоритета региона с приоритетом общегосударственного масштаба в части обеспечения выгодной интеграции в

мировое хозяйство.

Успешное решение задачи по выведению экономики области из кризисной ситуации в 2005 - 2006 годах и начало реализации инвестиционных проектов на территории области, в том числе и с участием иностранного капитала, позволяет делать оптимистические прогнозы по диверсификации экономики региона с усилением доли участия внешнетор-

удк 631.145

гового сектора на ближайшую перспективу.

Управленческие задачи существующего момента сводятся к минимизации влияния негативных факторов и созданию условий для развития производственного потенциала предприятий с позиций достигнутых рубежей и ужесточающихся требований международных рынков.

актуальность методов государственного регулирования В АПК

Ал. Г. Берг, к. э. н., ФНПЦ ОАО НПО «Марс»

Ан. Г. Берг, соискатель, Марийский ГТУ

Государственные заготовки сельскохозяйственной продукции должны сыграть громадную роль в развитии АПК.

Экономическое и политическое значение системы заготовок сельскохозяйственной продукции реализуется в процессе планирования, т.е. доведения до товаропроизводителей планов-заказов по продаже продукции государству.

Методологической основой планирования государственных заготовок должна служить совокупность принципов и методов, позволяющих с наибольшей полнотой учесть требования экономических и биологических законов в специфических условиях производства и реализации сельскохозяйственной продукции. В качестве важнейших из них должны выступать: во-первых, наиболее полный учет реальных возможностей сельскохозяйственных предприятий; во-вторых, решение вопросов оптимального размещения производства продукции между ними; в-третьих, создание необходимых предпосылок для дальнейшей специализации и концентрации производства; в-четвертых, стимулирование выявления и приведения в действие всех резервов роста эффективности производства при одинаковой напряженности использования ресурсов в разных хозяйствах.

Важным условием совершенствования экономических отношений служит также государственное регулирование цен на приоритетные виды материально-технических

ресурсов. Прежде всего необходимо научное и методическое обоснование предельных цен на энергоносители и наиболее значимые виды промышленной продукции, используемой в АПК. Но и такие цены подлежат индексации с учетом инфляции.

Одновременно с введением предельных цен должны быть установлены экономические санкции за превышение их уровня и действенные стимулы за снижение. Например, нормативную долю дохода, полученную от превышения таких цен, следует изымать у производителя для последующего возврата потребителям (покупателям) продукции.

В сельском хозяйстве механизм ценообразования должен представлять собой строгую систему, одним из главных элементов которой служит обоснованная величина целевых цен. Эти цены призваны обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям, работающим в относительно худших природно-экономических условиях зон массового производства определенных видов продукции, доходы, достаточные для осуществления расширенного воспроизводства в темпах, соответствующих задачам, которые определены аграрной политикой страны и ее регионов.

На основе целевых цен могут разрабатываться гарантированные (защитные), залоговые, ориентированные (рекомендуемые), пороговые (для определения таможенных тарифов) цены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.