ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И.В. Мерекина, преподаватель
Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11082
Аннотация. В статье рассматривается влияние информационного пространства на жизнь и образование современного человека. Одним из способов получения образования путем сети интернет является дистанционное обучение. Статья раскрывает содержание понятия дистанционного обучения, ее формы и перспективы дальнейшего развития в образовательном процессе. Значительное внимание уделяется преимуществам дистанционного обучения в сфере образования, и какую роль играет преподаватель в образовательном процессе, используя данный метод обучения онлайн образования.
Ключевые слова: информационное пространство, информационные технологии, дистанционное обучение, самостоятельная работа, онлайн обучение, глобальный образовательный механизм.
С развитием информационного пространства жизнь современного человека достаточно сильно связана с современными информационными система и технологиями. Информация «проникает» в жизнь человека не зависимо от рода его деятельности, возраста, пола и т.д. и становится неотъемлемой ее частью.
В современных реалиях для успешной и эффективной профессиональной деятельности преподаватель обязан использовать все возможности, которые ему предоставляют информационные технологии [1, с. 5].
В современном обществе при бурном информационном росте специалисту требуется учиться практически всю жизнь. Раньше можно было позволить себе обучиться один раз и навсегда. Этого запаса знаний хватало на всю жизнь. Сегодня идея "образования через всю жизнь" приводит к необходимости поиска новых методов передачи знаний и технологий обучения. Одним из таких методов в современном образовании является дистанционное обучение.
Дистанционное обучение - это демократичная простая и свободная система обучения. Она была изобретена в Великобритании и сейчас активно используется жителями Европы для получения дополнительного образования. В России датой официального развития дистанционного
обучения можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ №000 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент дистанционного обучения в сфере образования.
Дистанционное обучение (ДО) - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [2].
Традиционное дистанционное обучение подразумевает, что обучающийся получает учебные материалы (печатные или электронные) и изучает их самостоятельно в удобном для него режиме.
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, по сети Интернет, e-mail имеет следующие формы занятий:
- Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
- Чат-занятия - учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. В рамках
многих дистанционных учебных заведений действует чат-школа, в которой с помощью чат-кабинетов организуется деятельность дистанционных педагогов и учеников.
- Веб-занятия - дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».
Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы - форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой.
От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
В конференции обучающийся общается с преподавателем онлайн, электронной почтой или в скайпе, задает ему вопросы, может получить консультацию по непонятому разделу, высылает задания. Преподаватель оценивает знания обучающегося.
Телеконференции - проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы [3].
Библиографический список
1. Бунчук H.A. Опыт и перспективы онлайн обучения в России Онлайн-курс как часть образовательной системы // Сборник статей Всероссийской научной конференции с международным участием «Опыт и перспективы онлайн-обучения в России», 2018. - 90 с.
2. Электронный ресурс. - Режим доступа: https://pandia.ru/text/78/277/91076.php
3. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://znakka4estva.ru/dokumenty/pedagogika/formy-distancionnogo-obucheniya/
В свою очередь, образовательный процесс при условии реализации массового онлайн обучения сможет выйти на новый уровень и позволит образовательным учреждениям достичь следующие качественные и количественные улучшения:
- расширение доступа слушателей к образованию и обучению; - повышение качества образования; - снижение стоимости обучения;
- уменьшение расходов на обеспечение образовательного процесса;
- повысить дохода от образовательной деятельности за счет привлечения большего количества слушателей;
- увеличить количество преподаваемых курсов;
- активно проводить обучение программам не только основного, но и дополнительного образования, а также повышения квалификации и профессиональной переподготовке;
- использование информационно-коммуникационных ресурсов не только в образовательных целях, но и для деятель-ностей смежных с образовательным процессом.
В конечном итоге преподаватель станет частью глобального «образовательного механизма», будет постоянно развиваться как профессионал и педагог, откроет доступ к знаниям для большого количества слушателей и поможет уже им в становлении слушателей как профессионалов [1, а 9].
PROSPECTS OF DISTANCE LEARNING DEVELOPMENT I.V. Merekina, Lecturer
Siberian State University of Telecommunications and Informatics (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article examines the influence of the information space on the life and education of a modern person. One of the ways to get education through the Internet is distance learning. The article reveals the content of the concept of distance learning, its forms and prospects for further development in the educational process. Considerable attention is paid to the advantages of distance learning in education, and what role the teacher plays in the educational process using this method of teaching online education.
Keywords: information space, information technology, distance learning, independent work, online learning, global educational mechanism.