Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
бизнес / инновации / искусственный интеллект / компьютерные технологии / развитие / цифровизация / business / innovation / artificial intelligence / computer technology / development / digitalization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синельникова О.В.

В работе представлена оценка перспектив внедрения алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) в различные сферы бизнеса, что является актуальным вопросом в мире цифровых технологий. Была систематизирована существующая мировая практика применения различных техник и сервисов ИИ, определены положительные и отрицательные результаты внедрения нейросети в бизнес-процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS DEVELOPMENT PROSPECTS IN CONTEXT OF COMPUTER TECHNOLOGY AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE

The paper presents an assessment of the prospects for the introduction of artificial intelligence (AI) algorithms in various business areas, which is an urgent issue in the world of digital technologies. The existing global practice of using various AI techniques and services was systematized, and the positive and negative results of introducing a neural network into business processes were determined.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 33

Синельникова О.В.

предприниматель, инвестор, основатель онлайн-сервиса лидогенерации

Компания «Бизнес-Партнерка» (г. Краснодар, Россия)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: в работе представлена оценка перспектив внедрения алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) в различные сферы бизнеса, что является актуальным вопросом в мире цифровых технологий. Была систематизирована существующая мировая практика применения различных техник и сервисов ИИ, определены положительные и отрицательные результаты внедрения нейросети в бизнес-процессы.

Ключевые слова: бизнес, инновации, искусственный интеллект, компьютерные технологии, развитие, цифровизация.

Наиболее эффективный путь перехода к современному технологическому укладу и расширению возможностей бизнеса - применение техник искусственного интеллекта (ИИ), цифровой трансформации. Это важная технологическая тенденция, способная в коре поменять экономику, процессы ведения бизнеса.

Искусственный интеллект предполагает применение компьютерных технологий, имитирующих интеллект и поведенческую активность человека. Данные механизмы автоматизируют большую часть производственных процессов, уменьшают время на производство, минимизируют риски ошибок, повышают качество продукции [4].

Искусственный интеллект подразумевает механизмы, которые анализируют большие объемы данных, извлекают знания, обучаются на опыте

и принимают решения без прямого участия персонала. Внушительные объемы информации обрабатываются за несколько секунд - перед компанией открывается уникальная возможность оптимизировать производственные процессы.

За последние 3 десятка лет человечество создало такое количество информации, которое приравнивают к созданной за предыдущие 3 тысячелетия. Процесс стремительно растет, формируются огромные массивы данных. Они не могут эффективно использоваться без привлечения нейросетей [2].

Однако существуют и некоторые минусы. Например, технологии ИИ не способны следовать этическим, моральным ценностям. Это человеческая специфика - в «машинах» отсутствует мораль, и ее сложно спроектировать. ИИ поможет сократить время при ведении бизнеса, но не сможет учитывать этические, эмоциональные аспекты.

Второй нюанс - механизмам ИИ не хватает творческого подхода. Они работают в соответствии с тем, как их запрограммировали. Хотя в современное время ИИ способны обучаться, однако нестандартного мышления им не хватает [6].

В таблице 1 представлена отечественная практика внедрения ИИ в различные отрасли бизнеса.

Таблица 1. Сопоставление работы отечественных компаний до и после внедрения ИИ.

Компания До применения После применения Проблемные вопросы Общий результат

технологий ИИ технологий ИИ

Папа Джонс 138 сотрудников, Автоматизированная Перевод голосовых Экономия финансов

Пицца 232 тысяч звонков в обработка запросов в текстовый - 387 тысяч руб. в

контакт-центры за 1 повторяющихся формат, избыточные месяц.

месяц запросов и жалоб от тематики запросов и Повторяющиеся

клиентов. Оператор жалоб. запросы клиентов

работает обрабатываются в

исключительно с 68% звонков.

нестандартными

вопросами.

ГМК Работа по ручному Автоматизированное Трудности в подборе Новые направления

«Норильский отслеживанию формирование формулировок для научно -

никель» новинок отрасли семантической карты, выражений, слов, исследовательских

для создания автоматизированное падежей, их значений. работ. Экономия

востребованного на отслеживание Длительный процесс финансов

рынке продукта. трендовой карты, обработки данных: 3-4 вследствие

роботизированная месяца для сокращения

обработка патентных формирования персонала.

заявок. результата.

Ю:Фитнес Отзывы и жалобы Технологии ИИ Для решения Реакция

клуб от ООО обрабатываются обучены нестандартных запросов реагирования на

«Лаборатория вручную, большое автоматически и проблем необходимо жалобы и проблемы

ПО» количество отбирать реальные привлечение персонала от клиентов

персонала. Ручное отзывы клиентов, компании. ускорилась.

выявление и определять их Экономия финансов

решение возникших тональность. компании за счет

проблем. Возникшие проблемы сокращения фонда

решаются в оплаты труда.

автоматизированном Отзывы

формате. обрабатываются с

90%

достоверностью.

Опрошенные компании отмечают, что благодаря ИИ сокращаются затраты, касающиеся бизнес-процессов, увеличивается выручка компании. Исходя из данных таблицы можно отметить, что ИИ обладает также

способностью прогнозирования трендов и рыночного анализа - это заметно на примере внедрения ИИ в ГМК «Норильский никель». Перечисленные компании используют ИИ также для решения задач по работе с текстами, для работы с изображениями, документацией.

Открытие для бизнеса генеративных нейросетей стимулирует внедрение технологий в пользовательскую продукцию и ведение внутренних процессов. Например, ассистент написания кода на основе генеративного искусственного интеллекта увеличивает производительность разработчиков и избавляет их от 20-30% рутинных процессов. Генеративные подсказки, основанные на механизмах ИИ, как мы видим из таблицы выше, положительно влияют на работу службы поддержки.

В дальнейшем развитие генеративного искусственного интеллекта станет более глобальным. С каждым годом алгоритмы становятся все более сложными и совершенными. ИИ способствует экономии времени за счет автоматизации рутинных процессов: сбор, ввод, первичная обработка данных, коммуникация с клиентами. ИИ трансформирует процессы управления цепочками поставок, что важно для бизнеса сферы производства и торговли.

Согласно «АРБ Про», объем отечественного рынка решений, использующих технологии ИИ, с 2018 года к 2023 вырос на 45%.

Рис. 1. Мировой и российский рынок ИИ за период 2017-2023 гг.

Помимо отечественных компаний, ИИ, безусловно, пользуется спросом среди крупных международных и иностранных компаний. По данным CB Insights, в 2019 году ИИ-стартапы в США привлекли $18,5 млрд инвестиций, а это 60% от общего объема инвестиций в ИИ-стартапы в мире [8].

В контексте проводимого исследования важно отметить конкретные области бизнес-сферы, в которых использование ИИ станет особо актуальным. Первое - способность спрогнозировать спрос на услугу, товар. Для этого используются системы анализа существующих данных. Это происходит следующим образом: алгоритмы ИИ проводят автоматический анализ, используя исторические данные о покупках, отзывах клиентов и поведенческие шаблоны, чтобы предсказывать, какие товары или услуги будут популярны в будущем. Результат - компания улучшает производственную деятельность, эффективнее управляет существующими запасами, легче решает маркетинговые вопросы.

Второе - анализ финансового рынка, автоматизированное отслеживание динамики ценообразования, акций, облигаций. Классический алгоритм выстраивается на ранее заданных правилах, которые четко описывают, когда совершать сделку. Они определяют цену, время и объем сделки, учитывая множество разных параметров. Такие алгоритмы позволяют совершать торговые операции автоматически, практически без участия трейдера.

Третье - роботизация производственных процессов, благодаря чему возможна экономия финансов. Например, прогнозирование изменений в состоянии оборудования и оценка рисков поломок осуществляется с помощью цифровых двойников — виртуальных моделей физических объектов. ИИ предоставляет возможность воспроизводить условия эксплуатации оборудования, проводить виртуальные испытания, прогнозировать отказы и находить их причины. Это особо актуально в отраслях бизнеса с повторяющимися задачами.

Четвертое - автоматизированный процесс контроля качества услуг или продукции. Компания сможет оперативно выявлять ошибки или дефекты, вовремя предотвращать их. Например: технология компьютерного зрения на основе ИИ применяется для обнаружения брака и производственных дефектов. Она позволяет быстро и практически в автоматическом режиме проанализировать фотографии элементов продукции. Проверяется геометрия, качество сварки, штамповки, сборки и другие свойства изделий, определяются отклонения от нормы с высоким уровнем точности, которого невозможно добиться при традиционной системе контроля качества [1].

Перечисленные положительные аспекты использования ИИ влекут за собой и некоторые нюансы, которые можно назвать негативной стороной вопроса.

Первое - уменьшается роль персонала, ручной труд заменяется роботизированным. Переквалификация также проходит с некоторыми затруднениями, поскольку современные технологии требуют углубленных знаний. Вследствие сокращения персонала возможна ситуация нестабильности социума - массовая безработица.

Второй момент - вложение финансовых ресурсов в разработку и внедрение ИИ. Данный процесс предусматривает регулярное инвестирование в современные технологии [5].

Наиболее важные решения на основе ИИ: самостоятельная интерпретация информации и быстрое реагирование на изменения, на поступающую информацию, запоминание результатов предыдущих действий (в том числе ошибок) и применение их в дальнейшей работе.

Таким образом, ведение бизнеса на основе ИИ - это автоматизация рутинной интеллектуальной деятельности персонала, которое сочетает в себе ряд преимуществ и недостатков.

Отчет Организации экономического сотрудничества и развития («The Organisation for Economic Co-operation and Development, OECD») указывает на то, что в 2020 году компании по всему миру вложили в развитие ИИ свыше $50

млрд. К 2024 году инвестиции возросли более, чем в 2 раза, достигли показателя в $110 млрд [7].

На основе вышеприведенных данных можно сделать вывод, что искусственный интеллект, применяемый в бизнесе, улучшает показатели во всех сферах. Например: ценообразование, прогнозирование состояния рынка, маркетинговые процессы, кибезопасность, автоматизация обработки данных.

Однако нельзя не отметить, что использование механизмов ИИ вызывает ряд проблем, которые требуют устранения или дополнительного контроля со стороны человека. Например: формирование нормативно-правовой базы (цифрового права), определение ответственной перед законом стороны за возможные ошибки роботов, конфиденциальность данных и экономическая безопасность. Человеческий фактор в данном вопросе становится посредником, контроллером для механизмов ИИ. Как уже было отмечено ранее, в таком случае возникает и проблема сокращения рабочих мест.

В ходе исследования сделан основной вывод, что современный бизнес, активно применяет возможности искусственного интеллекта, получая из этого больше выгоды, чем убытков. Прогнозируется рост числа ИИ-стартапов, однако творческие и сложные виды деятельности останутся за человеком. Таким образом, роботизированные комплексы и механизмы ИИ должны стать не оппонентом, а партнером для человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеев А.А. Цифровизация производства // Academy. 2019. № 1. С. 32-33;

2. Архипов Л.И. Большие данные и искусственный интеллект в бизнесе: развитие и регулирование // Big Data and Advanced Analytics. 2020. № 6-3. С. 122-127;

3. Афанасьев Д. Как искусственный интеллект меняет отношение бизнеса к покупателю // БИТ. Бизнес и Информационные технологии. 2019. № 5(88). С. 54-55;

4. Борисова М.А. Развитие технологии искусственного интеллекта, как одного из направлений государственной программы «Цифровая экономика» // Хроноэкономика. 2017. С. 2-3;

5. Жуков Д.С. Искусственный интеллект для общественно-государственного организма // Журнал политических исследований. 2020. № 2. С. 70-79;

6. Ларин С.Н. Особенности развития технологий искусственного интеллекта // Экономические исследования и разработки. 2019. № 6. С. 81-92;

7. Artificial Intelligence, Machine Learning and Big Data in Finance [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd.org/finance/financial-markets/Artificial-intelligence-machine-learning-big-data-in-finance.pdf (дата обращения: 07.03.2024);

8. CB Insights. The State of AI 2020: Investment & Sector Trends To Watch [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbinsights.com/research/report/artificial-intelligence-trends-2020/ (дата обращения: 28.03.2023)

Sinelnikova O.V.

Business Partnerka Company (Krasnodar, Russia)

BUSINESS DEVELOPMENT PROSPECTS IN CONTEXT OF COMPUTER TECHNOLOGY AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE

Abstract: the paper presents an assessment of the prospects for the introduction of artificial intelligence (AI) algorithms in various business areas, which is an urgent issue in the world of digital technologies. The existing global practice of using various AI techniques and services was systematized, and the positive and negative results of introducing a neural network into business processes were determined.

Keywords: business, innovation, artificial intelligence, computer technology, development, digitalization.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.