Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА ЖЕНЕВЫ (ШВЕЙЦАРИЯ) В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА ЖЕНЕВЫ (ШВЕЙЦАРИЯ) В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ РЫНКОМ АВИАПЕРЕВОЗОК / РЫНОК АВИАПЕРЕВОЗОК ШВЕЙЦАРИИ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ / БЮДЖЕТНЫЕ АВИАКОМПАНИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

Цель работы. Фундаментальной целью проводимого исследования стал анализ деятельности аэропорта Женевы, одного из трех международных аэропортов Швейцарской Конфедерации, выполняющего важную роль в структуре национального рынка авиаперевозок. Женева является важным политическим и экономическим центром Европы, а аэропорт Женевы в период докризисного развития демонстрировал высокие темпы роста и развития. Методология и методы проведения работы. Анализ швейцарского рынка пассажирских авиаперевозок с 2000 по 2019 гг. позволил выявить тенденцию усиления аэропорта Женевы в структуре рынка пассажирских авиаперевозок Швейцарии. Анализ маршрутной сети аэропорта Женевы доказал, что обуславливающим фактором усиления на рынке стало развитие направлений бюджетной авиакомпании «easyJet», выполняющей по состоянию на 2021 г. регулярные рейсы по 76 направлениям. Результаты. Результатом проведенного исследования является заключение о том, что аэропорт Женевы в условиях преодоления кризиса 2020 г. может стать усиление влияния бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети и их роли. В случае выхода на швейцарский рынок ведущих европейских бюджетных авиакомпаний «Ryanair», «Wizz Air», «Vueling», «Volotea» аэропорт Женевы может продемонстрировать высокие темпы роста пассажиропотока в условиях преодоления кризиса. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития региональных аэропортов и региональных авиакомпаний Российской Федерации. Развитие сегмента бюджетных авиаперевозок может послужить обуславливающим фактором роста и развития российского рынка пассажирских авиаперевозок в условиях преодоления кризиса 2020 г. Выводы. Усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка является наиболее вероятным сценарием посткризисного развития аэропорта Женевы и швейцарского рынка пассажирских авиаперевозок. Результатом преодоления кризиса 2008 г. стал рост и развития сегмента бюджетных авиаперевозок на европейском рынке. Если в 2008 г. доля бюджетных авиакомпаний на рынке не превышала 15%, то по итогам деятельности совокупный показатель перевезенных пассажиров бюджетными авиакомпаниями достиг 50% рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рублев Владимир Владимирович, Ларин Олег Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF GENEVA AIRPORT (SWITZERLAND) IN THE CONTEXT OF OVERCOMING THE MACROECONOMIC CRISIS

The purpose of the work. The fundamental purpose of the study was to analyze the activities of Geneva Airport, one of the three international airports of the Swiss Confederation, which plays an important role in the structure of the national air transportation market. Geneva is an important political and economic center of Europe, and the Geneva Airport showed high growth and development rates during the pre-crisis period. Methodology and methods of work. Analysis of the Swiss passenger air transportation market from 2000 to 2019 It allowed us to identify the trend of strengthening of Geneva Airport in the structure of the Swiss passenger air transportation market. The analysis of the route network of the Geneva airport proved that the development of the directions of the budget airline "easyJet", which performs regular flights to 76 destinations as of 2021, was the determining factor of strengthening in the market. Results. The result of the study is the conclusion that the Geneva airport in the conditions of overcoming the crisis in 2020 may become an increase in the influence of budget airlines on the structure of the route network and their role. If the leading European budget airlines "Ryanair", "Wizz Air", "Vueling", "Volotea" enter the Swiss market, Geneva Airport can demonstrate high rates of passenger traffic growth in the conditions of overcoming the crisis. The scope of the results. The results of the conducted research can be applied when developing a strategy for the development of regional airports and regional airlines of the Russian Federation. The development of the low-cost air transportation segment can serve as a driving factor for the growth and development of the Russian passenger air transportation market in the conditions of overcoming the crisis in 2020. Conclusions. The strengthening of the role and influence of budget airlines in the structure of the European market is the most likely scenario for the post-crisis development of Geneva Airport and the Swiss passenger air transportation market. The result of overcoming the crisis of 2008 was the growth and development of the segment of low-cost air transportation in the European market. If in 2008 the share of budget airlines in the market did not exceed 15%, then according to the results of the activity, the aggregate indicator of passengers transported by budget airlines reached 50% of the market.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА ЖЕНЕВЫ (ШВЕЙЦАРИЯ) В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА»

Транспорт

УДК 656.078 РУБЛЕВ ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

аспирант кафедры Предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва),

e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

ЛАРИНОЛЕГНИКОЛАЕВИЧ

д.т.н., профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г.

Москва), профессор Российского университета транспорта (г. Москва), Академик Российской и Международной академий транспорта,

e-mail: larin.on@rea.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021-7-70-78 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АЭРОПОРТА ЖЕНЕВЫ (ШВЕЙЦАРИЯ) В УСЛОВИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

Аннотация. Цель работы. Фундаментальной целью проводимого исследования стал анализ деятельности аэропорта Женевы, одного из трех международных аэропортов Швейцарской Конфедерации, выполняющего важную роль в структуре национального рынка авиаперевозок. Женева является важным политическим и экономическим центром Европы, а аэропорт Женевы в период докризисного развития демонстрировал высокие темпы роста и развития. Методология и методы проведения работы. Анализ швейцарского рынка пассажирских авиаперевозок с 2000 по 2019 гг. позволил выявить тенденцию усиления аэропорта Женевы в структуре рынка пассажирских авиаперевозок Швейцарии. Анализ маршрутной сети аэропорта Женевы доказал, что обуславливающим фактором усиления на рынке стало развитие направлений бюджетной авиакомпании «easyJet», выполняющей по состоянию на 2021 г. регулярные рейсы по 76 направлениям. Результаты. Результатом проведенного исследования является заключение о том, что аэропорт Женевы в условиях преодоления кризиса 2020 г. может стать усиление влияния бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети и их роли. В случае выхода на швейцарский рынок ведущих европейских бюджетных авиакомпаний «Ryanair», «Wizz Air», «Vueling», «Volotea» аэропорт Женевы может продемонстрировать высокие темпы роста пассажиропотока в условиях преодоления кризиса. Область применения результатов. Результаты проведенного исследования могут быть применимы при разработке стратегии развития региональных аэропортов и региональных авиакомпаний Российской Федерации. Развитие сегмента бюджетных авиаперевозок может послужить обуславливающим фактором роста и развития российского рынка пассажирских авиаперевозок в условиях преодоления кризиса 2020 г. Выводы. Усиление роли и влияния бюджетных авиакомпаний в структуре европейского рынка является наиболее вероятным сценарием посткризисного развития аэропорта Женевы и швейцарского рынка пассажирских авиаперевозок. Результатом преодоления кризиса 2008 г. стал рост и развития сегмента бюджетных авиаперевозок на европейском рынке. Если в 2008 г. доля бюджетных авиакомпаний на рынке не превышала 15%, то по итогам деятельности совокупный показатель перевезенных пассажиров бюджетными авиакомпаниями достиг 50% рынка. Ключевые слова: антикризисное управление, управление рынком авиаперевозок, рынок авиаперевозок Швейцарии, региональные авиаперевозки, бюджетные авиакомпании.

RUBLEV VLADIMIR VLADIMIROVICH

Postgraduate Student of the Department of Entrepreneurship and Logistics of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow),

e-mail: v.v.rublev@yandex.ru

LARIN OLEG NIKOLAEVICH

Dr.Sc of Technics, Professor of the Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), Professor of the Russian University of Transport (Moscow), Academician of the Russian and International Academies of Transport,

e-mail: larin.on@rea.ru

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF GENEVA AIRPORT (SWITZERLAND) IN THE CONTEXT OF OVERCOMING THE MACROECONOMIC CRISIS

Abstract. The purpose of the work. The fundamental purpose of the study was to analyze the activities of Geneva Airport, one of the three international airports of the Swiss Confederation, which plays an important role in the structure of the national air transportation market. Geneva is an important political and economic center of Europe, and the Geneva Airport showed high growth and development rates during the pre-crisis period. Methodology and methods of work. Analysis of the Swiss passenger air transportation market from 2000 to 2019 It allowed us to identify the trend of strengthening of Geneva Airport in the structure of the Swiss passenger air transportation market. The analysis of the route network of the Geneva airport proved that the development of the directions of the budget airline "easyJet", which performs regular flights to 76 destinations as of 2021, was the determining factor of strengthening in the market. Results. The result of the study is the conclusion that the Geneva airport in the conditions of overcoming the crisis in 2020 may become an increase in the influence of budget airlines on the structure of the route network and their role. If the leading European budget airlines "Ryanair", "Wizz Air", "Vueling", "Volotea" enter the Swiss market, Geneva Airport can demonstrate high rates of passenger traffic growth in the conditions of overcoming the crisis. The scope of the results. The results of the conducted research can be applied when developing a strategy for the development of regional airports and regional airlines of the Russian Federation. The development of the low-cost air transportation segment can serve as a driving factor for the growth and development of the Russian passenger air transportation market in the conditions of overcoming the crisis in 2020. Conclusions. The strengthening of the role and influence of budget airlines in the structure of the European market is the most likely scenario for the post-crisis development of Geneva Airport and the Swiss passenger air transportation market. The result of overcoming the crisis of 2008 was the growth and development of the segment of low-cost air transportation in the European market. If in 2008 the share of budget airlines in the market did not exceed 15%, then according to the results of the activity, the aggregate indicator of passengers transported by budget airlines reached 50% of the market.

Keywords: anti-crisis management, management of the air transportation market, the Swiss air transportation market, regional air transportation, low-cost airlines.

Введение. Аэропорт Женевы имеет статус одного из трех международных аэропортов Швейцарской Конфедерации, а также является важным авиатранспортным узлом для жителей западной и юго-западной части страны. Он расположен на границе с Францией, где жители граничащих со Швейцарией французских регионов Рона-Альпы и Франш-Конте используют аэропорт в качестве авиатранспортного узла, совершая как внутри европейские, так и международные перелеты. Швейцария не является государством-участником Европейского Союза, однако входит в состав стран-участников Шенгенского соглашения от 14 июня 1985 г. Вступление страны в состав участников Шенгенского соглашения предоставило возможность гражданам Швейцарии осуществлять беспрепятственное перемещение в рамках Европейского Союза, а жителям государств, входящих в структуру Европейского Союза, свободно пересекать территорию Швейцарии. Ведущим (по пассажиропотоку) аэропортом Швейцарии является аэропорт Цюрих-Клотен, а наименьшим по пассажиропотоку международным аэропортом значится Базель-Мюлуз. Важно отметить, что аэропорт Базель-Мюлуз является единственным в мире аэропортом, управляемым двумя государствами (Францией и Швейцарией). Базель-Мюлуз располагается на территории Франции, однако значительную часть пассажиропотока составляют граждане Швейцарии близлежащих кантонов.

Швейцария является одной из наиболее развитых стран европейского континента и имеет

достаточно высокий показатель ВВП (более 707 млрд долл. США в 2020 г.) [1]. Население Швейцарии составляет 8,8 млн жителей, а среднедушевой показатель ВВП - более 81 тыс. долл. США. Экономика Швейцарии отличается высокими темпами роста и развития, высокой степенью интеграции в международное экономическое пространство и устойчивостью финансовых институтов (в т. ч. «Credit Suisse», «UBS»). Благодаря эффективной налоговой политике, минимальному уровню коррупции и преступности, Швейцария представляет значительный интерес для зарубежных компаний. Поэтому на территории Швейцарии зарегистрировано более 100 транснациональных корпораций. Ключевым торговым партнером является Европейский Союз, Китай, страны Ближнего Востока, а также США.

Швейцария имеет конфедеративную форму государственного устройства, отличительной особенностью которой является высокая степень самостоятельности регионов (кантонов) страны. Швейцарская Конфедерация во внешней политике придерживается принципов нейтралитета, выступает посредником в урегулировании конфликтов на межгосударственном уровне. На территории Швейцарии действуют штаб-квартиры 35 международных организаций, в т. ч. Международный красный крест, Всемирная торговая организация, Всемирная организация здравоохранения, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация по миграции, а также представительство Организации Объединенных Наций (ООН), расположенное в Женеве.

Женева как крупнейший политический и финансовый центр Европы занимает особое положение в структуре международной политической и экономической системы. На территории Женевы расположены представительства 175 государств (консульства и посольства), более 250 неправительственных международных организаций [2]. Поэтому авиасообщение играет важную роль в структуре логистической системы страны. Доступность и развитость маршрутной сети способствует развитию и укреплению экономических связей Швейцарии как с государствами европейского континента, так и зарубежными странами.

Рынок авиаперевозок Швейцарии представлен национальной авиакомпанией «SWISS», образованной в 2002 г. после банкротства авиакомпании «Swissair». Причиной банкротства «Swissair» послужили следующие факторы: устаревший парк воздушных судов, неразвитость маршрутной сети, высокая долговая нагрузка. Авиакомпания «SWISS» в период с 2002 г. по 2008 г. имела низкую финансовую эффективность, что послужило причиной консолидации с немецким авиационным холдингом «Lufthansa Group» (в 2008 г.). После вхождения в состав этого холдинга наметилась положительная тенденция роста и развития: увеличился пассажиропоток авиакомпании, возросло количество сотрудников (с 7300 работников в 2008 г. до 9500 работников в 2019 г.), обновился парк воздушных судов. Авиакомпания «SWISS» стала первым и крупнейшим европейским эксплуатантом лайнера Airbus A-220 (региональный, средне-магистральный лайнер). По состоянию на 2021 г. маршрутную сеть представляют рейсы по 110 направлениям (в 45 стран мира), выполняемых из аэропортов Женевы и Цюрих-Клотена

[3]. Флот авиакомпании составляют воздушные суда всех типов в количестве 90 лайнеров, средний возраст парка воздушных судов составляет 9,8 лет (по состоянию на январь 2020 г.)

[4]. Вхождение «SWISS» в структуру авиационного холдинга «Lufthansa Group» оказало положительное влияние на развитие рынка пассажирских авиаперевозок Швейцарии.

Методы исследования. Вопросам развития аэропортов в условиях макроэкономической нестабильности посвящены труды российских и зарубежных ученых. В статье Мазалова А.А. «Инновации и основные направления развития автоматизации в аэропортах» [5] автором представлено заключение о том, что автоматизация процессов управления является фундаментальной составляющей успешного развития аэропортов. Автоматизация процессов обслуживания пассажиров и воздушных судов позволяет увеличить пропускную способность аэропортов, что является ключевым фактором производительности. Европейские региональные аэропорты имеют высокие показатели пассажиропотока, превосходящие пассажиропотоки региональных аэропортов РФ. Важно отметить, что региональные и ведущие авиатранспортные узлы Европы обладают высокой степенью автоматизации бизнес-процессов. Поэтому модернизация аэропорта, направленная на повышение производительности, может быть применима на развивающихся рынка (в т. ч. рынке пассажирских авиаперевозок РФ), а на рынке авиаперевозок с высоким уровнем развития (высокий показатель пассажиропотока, развитая конкурен-

ция, разветвленная маршрутная сеть региональных аэропортов) данная мера может оказаться неэффективной. В статье Солдатова Я.Н. «Стратегия развития региональных аэропортов» [6] автор исследования делает вывод о том, что региональный аэропорт является важным элементом транспортной инфраструктуры региона, и его развитие необходимо осуществлять по двум направлениям: развитие внутренних авиалиний и рост международных авиалиний. Следует отметить, что в структуре европейского рынка аэропорт Женевы является региональным аэропортом. Пассажиропоток аэропорта в докризисный 2019 г. достиг показателя 17,8 млн пассажиров, что значительно ниже пассажиропотока ведущих авиатранспортных узлов Европы (Лондон - Хитроу, Париж - Шарль де Голль, Амстердам - Схипхол, Франкфурт-на-Майне, Мадрид - Барахас), чей пассажиропоток в 2019 г. составлял от 50 до 80 млн пасс.

В статье Жуковой О.А. «Особенности сделок по слиянию и поглощению на авиационном рынке Европы» [7] автор приходит к выводу о том, что результатом преодоления макроэкономического кризиса является консолидация участников рынка авиаперевозок. По опыту преодоления кризиса 2008 г., вызванного негативными последствиями влияния мирового финансового кризиса, стало поглощение ведущими авиакомпаниями Европы региональных игроков, не сумевших стабилизировать свое финансовое положение. Опыт авиакомпании «SWISS», вошедшей в 2008 г. в структуру немецкой «Lufthansa Group», а также опыт слияния французской авиакомпании «Air France» и голландской «KLM» в холдинг «Air France - KLM» являются примерами, подтверждающими заключение автора. Важно отметить, что рост долговой нагрузки аэропортов в условиях преодоления макроэкономической нестабильности в результате понесенных убытков от падения авиационного трафика в 2020 г. может стать причиной национализации компаний-собственников аэропортов. Национализация аэропортов может оказать негативное влияние на эффективность управления и стать причиной пересмотра инвестиционных и антикризисных планов. Поэтому, прогнозируя дальнейшие сценарии посткризисного развития рынка авиаперевозок, необходимо разграничивать влияние пандемии COVID-19 на деятельность авиакомпаний и аэропортов.

Аэропорт как структурное звено рынка пассажирских авиаперевозок имеет ряд отличитель-

Рис. 1. Пассажиропоток аэропортов Швейцарии (с 2000 по 2019 гг.), чел. Источник: L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC) [8].

Как мы видим, за анализируемый двадцатилетний период совокупный пассажиропоток аэропортов Швейцарии ежегодно неуклонно возрастал и в целом увеличился на 68,11%. Среднегодовой рост пассажиропотока составил 3,5%. Следует указать, что европейский рынок пассажирских авиаперевозок в целом за период с 2008 по 2019 гг. возрос с 808 млн пасс. до 1 млрд 144 млн пасс., и его среднегодовой прирост составил 3,78%. Показатель среднегодового развития европейского рынка выше по причине усиления роли и влияния бюджетных авиакомпаний. Так, в 2008 г. доля бюджетных авиакомпаний в структуре пассажиропотока не превышала 15%, а по итогам 2019 г. приблизилась к 50%. Пассажирами бюджетных авиакомпаний преимущественно являются европейские туристы, совершающие самостоятельные путешествия. Ввиду высокой стоимости услуг туристического сервиса Швейцария не является привлекательной для туристов страной. Ежегодный туристический поток в страну не превышает 1,5 млн чел., а значительная часть прибывающих граждан составляют служащие корпораций, а также сотрудники государственных и общественных организаций, находящиеся в краткосрочных командировках или проживающие временно на территории Швейцарии.

Рис. 2. Пассажиропоток аэропорта Женевы (с 2000 по 2019 гг.), чел. Источник: L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC) [8].

Нетрудно заметить, что за период с 2000 по 2019 гг. пассажиропоток аэропорта Женевы динамично развивался и в целом возрос на 132,18%, а среднегодовой показатель роста составил 6,9%, что превышает показатель среднегодового роста рынка пассажирских авиаперевозок Швейцарии за рассматриваемый период.

На основании данных рис. 1 и 2 рассчитаем изменение доли пассажиропотока аэропорта Женевы в структуре национального рынка пассажирских авиаперевозок (рис. 3).

Мы видим, что по итогам деятельности за 2000 г. доля пассажиропотока аэропорта Женевы в структуре национального пассажиропотока составляла 21,82%, а по итогам деятельности за 2019 г. она возросла до 30,14%. Наибольший показатель наблюдался в 2016 г., когда доля аэропорта Женевы в структуре национального пассажиропотока составила 31,39%. Важно заметить, что увеличение доли аэропорта Женевы на 8,32% в период с 2000 по 2019 гг. в структуре национального рынка является фактором эффективного управления.

Представим данные анализа региональной (европейской) (табл. 1) и международной (табл. 2) маршрутной сети по состоянию на 2021 г.

Рис. 3. Доля аэропорта Женевы в структуре национального пассажиропотока

(с 2000 по 2019 гг.), %

Источник: табл. 1, 2.

Таблица 1

Государство Города

Албания Тирана

Австрия Вена

Бельгия Брюссель

Болгария София

Чехия Прага

Дания Копенгаген

Финляндия Хельсинки, Киттила

Франция Аяччо, Бастия, Биариц, Бордо, Кальви, Фигари, Ла-Рошаль, Лиль, Нант, Ницца, Париж, Ренн, Тулуза

Германия Берлин, Дюссельдорф, Франкфурт-на-Майне, Мюнхен

Греция Афины, Корфу, Ираклион, Каламата, Кос, Миконос, Родос, Салоники, остров Закинф

Венгрия Будапешт

Ирландия Дублин

Италия Альгеро, Бриндизи, Кальяри, Катания, Флоренция, Ламеция-Терме, Милан, Неаполь, Ольбия, Палермо, Рим

Косово Приштина

Латвия Рига

Люксембург Люксембург

Черногория Тиват

Нидерланды Амстердам, Роттердам

Норвегия Осло

Польша Варшава

Продолжение таблицы 1

Государство

Города

Португалия

Фаро, Лисабон, Порту

Румыния

Бухарест

Российская Федерация

Москва, Санкт-Петербург

Сербия

Белград

Испания

Аликанте, Барселона, Бильбао, Фуэртевентура, Гран-Канарья, Ибица, Мадрид, Малага, Минорка, Пальма-де-Майорка, Сантьяго-де-Компостела, Севилья, Тенерифе, Валенсия.

Швеция

Гетеборг, Стокгольм

Швейцария

Цюрих

Украина

Киев

Великобритания *Источник: Destinations

Абердин, Белфаст, Бирмингем, Борнмут, Бристоль, Эдинбург, Глазго, Лидс-Брадфорд, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Ньюкасл, Ноттингем, Саутгемптон

departing from Geneva [9].-

Таблица 2

Государство Города

Алжир Алжир

Канада Монреаль

Китай Пекин

Египет Каир, Хургада

Эфиопия Аддис-Абеба

Израиль Тель-Авив-Яффо

Иордания Амман, Акаба

Кувейт Кувейт

Ливан Бейрут

Марокко Агадир, Касабланка, Маракеш

Катар Доха

Саудовская Аравия Джидда, Эр-Рияд

Тунис Джерба, Тунис

Турция Анкара, Анталия Стамбул, Измир

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объединенные Арабские Эмираты Абу-Даби, Дубай

^^CiTS^^UK^^tDe^nlkion^^^i^i^^^tine from Geneva Г9]. Нью-Йорк, Вашингтон

Аэропорт Женевы является одним из хабов (наряду с аэропортом Цюрих-Клотен) для швейцарской национальной авиакомпании «SWISS» (классическая авиакомпания). Вторым важным партнером аэропорта Женевы является британская бюджетная авиакомпания «easyJet», использующая данный аэропорт в качестве швейцарского хаба.

Рассмотрим подробно маршрутные сети авиакомпаний «SWISS» и «easyJet» на базе аэропорта Женевы по состоянию на 2021 г. (табл. 3).

Мы можем констатировать, что развитость маршрутной сети британской бюджетной авиакомпании «easyJet» является обуславливающими факторами роста пассажиропотока аэропорта Женевы и усиления его влияния на структуру национального рынка пассажирских авиаперевозок. Открытие авиакомпанией «easyJet» направлений, связывающих Женеву с городами Франции, Италии и Испании, обладающих высоким туристическим потенциалом, предоставило возможность гражданам Швейцарии и близлежащих регионов Франции самостоятельно путеше-

Таблица 3

Авиакомпания «SWISS», Швейцария, классическая авиакомпания Авиакомпания «easyJet», Великобритания, бюджетная авиакомпания

Аяччо, Аликанте, Анталия, Афины, Барселона, Биариц, Бриндизи, Катания, Корфу, Джерба, Дублин, Дубровник, Фаро, Флоренция, Франкфурт-на-Майне, Гетеборг, Ираклион, Хургада, Ибица, Каламата, Киттила, Кос, Ларнака, Лиссабон, Лондон, Мадрид, Малага, Марракеш, Менорка, Москва, Миконос, Нью-Йорк, Ницца, Ольвия, Пальма-де-Майорка, Порту, Прага, Приштина, Пула, Родос, Санкт-Петербург, Стокгольм, Салоники, Валенсия, Остров Закинтос, Цюрих Абердин, Агадир, Аяччо, Алжир, Аликанте, Амстердам, Акаба, Афины, Барселона, Бастия, Белфаст, Белград, Берлин, Бильбао, Бирмингем, Бордо, Борнмут, Бриндизи, Бристоль, Брюссель, Будапешт, Кальяри, Кальви, Катания, Копенгаген, Дубровник, Эдинбург, Фаро, Фигари, Фуэртевентура, Глазко, Гран-Канарья, Гамбург, Ираклион, Хургада, Ибица, Краков, Ла Рошаль, Ламеция-Терме, Лилль, Лиссабон, Ливерпуль, Лондон, Мадрид, Малага, Мальта, Манчестер, Марракеш, Менорка, Миконос, Нант, Неаполь, Ницца, Ольвия, Палермо, Пальма-де-Майорка, Париж, Пиза, Порту, Прага, Приштина, Пула, Ренн, Рим, Сантьяго-де-Компостелла, Севилья, Саут-гемптон, Стокгольм, Тель-Авив-Яффо, Тенерифе, Тирана, Тиват, Тулуга, Валенсия, Венеция, Сплит.

Источник: AiMOWne^WMW ИТОГО: 76 направлений

Выводы. По итогам деятельности за 2020 г. падение пассажиропотока аэропорта Женевы составило 68,8%, что стало худшим показателем за всю историю развития гражданской авиации и рынка пассажирских авиаперевозок. Грузопоток аэропорта Женевы снизился на 37,7% к показателю 2019 г. За 2020 г. аэропорт Женевы осуществил обслуживание 5,6 млн пасс. Авиационный трафик (общее количество взлетов и посадок) в 2020 г. сократилось на 53,6% и составило 86353. По итогам 2020 г. пассажиропоток аэропорта Женевы был распределен следующим образом: «easyJet» (45,7%), «SWISS» (13,8%), «British Airways» (5,5%), «Air France» (4,2%), «KLM» (2,9%), «Iberia» (2,4) [11].

В условиях преодоления кризиса 2020 г. возможным сценарием развития будет укрепление роли и влияния бюджетных авиакомпаний на структуру маршрутной сети и пассажиропотока аэропорта Женевы. Из представленных выше данных видно, что в 2020 г. был достигнут рекордный показатель в структуре пассажиропотока аэропорта Женевы у британской бюджетной авиакомпании «easyJet» (45,7% пассажиропотока). Таким образом, из ведущих европейских бюджетных авиакомпаний только «easyJet» имеет развитую маршрутную сеть на базе аэропорта Женевы. В то же время есть резервы и возможности у других авиаперевозчиков. Так, ирландская бюджетная авиакомпания «Ryanair» в 2020 г. приобрела 75 единиц Boeing 737 MAX, что увеличит ее парк воздушных судов на 18% [12]. Испанская бюджетная авиакомпания «Volotea» в 2020 г. приобрела 3 лайнера Airbus A-319-100. В случае работы на швейцарском рынке других европейских бюджетных авиакомпаний доля бюджетных авиаперевозчиков в структуре аэропорта Женевы может превысить 60%. Выход на швейцарский рынок и развитие региональной (европейской) маршрутной сети бюджетных авиакомпаний «Ryanair» (Ирландия), «Wizz Air» (Венгрия), «Vueling» и «Volotea» (Испания) может стать ключевым фактором роста пассажиропотока в условиях преодоления кризиса 2020 г., вызванного негативным влиянием пандемии COVID-19, ставшей, как указано выше, причиной рекордного падения пассажиропотока на 68,8% аэропорта Женевы в 2020 г. Опыт преодоления последствий кризиса 2008 г. доказал эффективность развития сегмента бюджетных авиапере-

Литература

1. Швейцария - валовой внутренний продукт [Электронный ресурс]. - URL : https://knoema.ru/atlas/ (дата обращения: 20.01.2021).

2. Международные организации на территории Швейцарии [Электронный ресурс]. - URL : https:// www.eda.admin.ch/aboutswitzerland/ru/home/politik/die-schweiz-und-die-welt/internationale-organisationen.html (дата обращения: 20.01.2021).

3. «SWISS». About company (англ.) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.swiss.com/corporate/EN/ company (дата обращения: 20.01.2021).

4. Парк воздушных судов авиакомпании «SWISS» [Электронный ресурс]. - URL : https://samolety.org/ swiss-airlines/ (дата обращения: 20.01.2021).

5. Мазалов, А. А. Инновации и основные направления развития автоматизации в аэропортах // Транс-

порт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2017. № 5 (72). С. 50-55.

6. Солдатов, Я. Н. Стратегия развития региональных аэропортов // Символ науки. 2019. № 5. С. 50-56.

7. Жукова, О. А. Особенности сделок по слиянию и поглощению на авиационном рынке Европы //Наука, техника и образование. 2017. № 6 (36). С. 62-68.

8. L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC) (Статистика рынка авиаперевозок) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.bazl.admin.ch/bazl/fr/home/politique/statistique.html (дата обращения: 20.01.2021).

9. Destinations departing from Geneva (англ.) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.gva.ch/en/Site/ Passagers/Vols/Destinations-au-depart/Europe (дата обращения: 20.01.2021).

10. Airlines Geneva airport (англ.) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.gva.ch/en/Site/Passagers/ Contacts/Compagnies-aeriennes (дата обращения: 20.01.2021).

11. Genève Aéroport: chute de 68,8% du trafic passager en 2020 (фр.) [Электронный ресурс]. - URL : https://www.air-journal.fr/2021-01-17-geneve-aeroport-chute-de-688-du-trafic-passager-en-2020-5225368.html (дата обращения: 20.01.2021).

12. Ryanair заказала у Boeing 75 самолетов 737 MAX. Aviation Explorer. [Электронный ресурс]. - URL : https://www.aex.ru/news/2020/12M/220221/ (дата обращения: 20.01.2021).

References:

1. SHvejcariya - valovoj vnutrennij produkt [Elektronnyj resurs]. - URL : https://knoema.ru/atlas/ (data obrashcheniya: 20.01.2021).

2. Mezhdunarodnye organizacii na territorii SHvejcarii [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.eda.admin.ch/aboutswitzerland/ru/home/politik/die-schweiz-und-die-welt/internationale-organisationen.html (data obrashcheniya: 20.01.2021).

3. «SWISS». About company (angl.) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.swiss.com/corporate/EN/ company (data obrashcheniya: 20.01.2021).

4. Park vozdushnyh sudov aviakompanii «SWISS» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://samolety.org/swiss-airlines/ (data obrashcheniya: 20.01.2021).

5. Mazalov, A. A. Innovacii i osnovnye napravleniya razvitiya avtomatizacii v aeroportah // Transport Ros-sijskoj Federacii. ZHurnal o nauke, praktike, ekonomike. 2017. № 5 (72). S. 50-55.

6. Soldatov, YA. N. Strategiya razvitiya regional'nyh aeroportov // Simvol nauki. 2019. № 5. S. 50-56.

7. ZHukova, O. A. Osobennosti sdelok po sliyaniyu i pogloshcheniyu na aviacionnom rynke Evropy // Nauka, tekhnika i obrazovanie. 2017. № 6 (36). S. 62-68.

8. L'Office fédéral de l'aviation civile (OFAC) (Statistika rynka aviaperevozok) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.bazl.admin.ch/bazl/fr/home/politique/statistique.html (data obrashcheniya: 20.01.2021).

9. Destinations departing from Geneva (angl.) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.gva.ch/en/Site/ Passagers/Vols/Destinations-au-depart/Europe (data obrashcheniya: 20.01.2021).

10. Airlines Geneva airport (angl.) [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.gva.ch/en/Site/Passagers/ Contacts/Compagnies-aeriennes (data obrashcheniya: 20.01.2021).

11. Genève Aéroport: chute de 68,8% du trafic passager en 2020 (fr.) [Elektronnyj resurs]. - URL : https:// www.air-journal.fr/2021-01-17-geneve-aeroport-chute-de-688-du-trafic-passager-en-2020-5225368.html (data obrashcheniya: 20.01.2021).

12. Ryanair zakazala u Boeing 75 samoletov 737 MAX. Aviation Explorer. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://www.aex.ru/news/2020/12M/220221/ (data obrashcheniya: 20.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.