Научная статья на тему 'Перспективы продвижения инновационных продуктов на отечественном страховом рынке'

Перспективы продвижения инновационных продуктов на отечественном страховом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
797
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ИНВЕСТИЦИОННО-СТРАХОВЫЕ ПРОДУКТЫ / РЫНОК ИНВЕСТИЦИОННОГО СТРАХОВАНИЯ / INVESTMENT INSURANCE / INVESTMENT AND INSURANCE PRODUCTS / INVESTMENT INSURANCE MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Заернюк Виктор Макарович, Сюбаева Дарья Александровна

В настоящее время продукты инвестиционного страхования не пользуются достаточной попу­лярностью у населения России. Доля этого продукта у нас не превышает 1% всего страхового рынка, в то время как в США, Европе и Японии составляет порядка 50—70%. В статье проана­лизировано современное состояние отечественного рынка инвестиционного страхования. Это позволило определить как потенциал роста, так и основные факторы, сдерживающие его сегод­няшнее развитие. Даны предложения по изменению существующей ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, investment insurance products do not enjoy sufficient popularity among the Russian population. The share of this product we does not exceed 1% of the total insurance market, while in the United States, Europe and Japan it is about 50—70%. The authors analyze the current state of an investment insurance domestic market that made it possible to determine both growth potential ofand key constraints to its today's development. Suggestions for changes in the existing situation are given.

Текст научной работы на тему «Перспективы продвижения инновационных продуктов на отечественном страховом рынке»

УДК 368.91

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДВИЖЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ СТРАХОВОМ РЫНКЕ

Заернюк Виктор Макарович, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, [email protected],

Сюбаева Дарья Александровна, ст. преподаватель кафедры финансов, [email protected],

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва

Currently, investment insurance products do not enjoy sufficient popularity among the Russian population. The share of this product we does not exceed 1% of the total insurance market, while in the United States, Europe and Japan it is about 50—70%. The authors analyze the current state of an investment insurance domestic market that made it possible to determine both growth potential ofand key constraints to its today's development. Suggestions for changes in the existing situation are given.

В настоящее время продукты инвестиционного страхования не пользуются достаточной популярностью у населения России. Доля этого продукта у нас не превышает 1% всего страхового рынка, в то время как в США, Европе и Японии составляет порядка 50—70%. В статье проанализировано современное состояние отечественного рынка инвестиционного страхования. Это позволило определить как потенциал роста, так и основные факторы, сдерживающие его сегодняшнее развитие. Даны предложения по изменению существующей ситуации.

Keywords: investment insurance, investment and insurance products, investment insurance market

Ключевые слова: инвестиционное страхование, инвестиционно-страховые продукты, рынок инвестиционного страхования

Российская экономическая система и входящие в ее состав финансовые рынки интенсивно развиваются и набирают обороты. К числу основных препятствий дальнейшего успешного развития относится недостаточный уровень капитализации российской экономики и финансовой системы. Сегодня денежные доходы и сбережения населения являются серьезным источником, который при умелом механизме использования может помочь достигнуть нужного уровня капитализации финансовых институтов. Источниками капитализации российской экономики могут быть два направления: внутренние и внешние финансовые ресурсы. Что касается последнего, то здесь динамика скорее отрицательная, чем положительная. Согласно данным Росстата, в I квартале 2012 года в экономику России поступило $ 36,5 млрд иностранных инвестиций, что на 17,6% меньше, чем в I квартале 2011 года [1]. Отток иностранных инвестиций из российской экономики связан с нестабильностью, которая присутству-

ет в европейских экономических системах [2]. Поэтому приоритет остается за внутренними источниками заимствования средств.

Вкладывать и накапливать средства правильно для каждой семьи. На современном этапе уровень жизни населения России последовательно улучшается. Согласно статистическим данным, реальные располагаемые денежные доходы населения России в июне 2012 года, по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличились на 3,0%, в 1 полугодии 2012 года — на 2,7% [3].

В результате возникает вопрос, волнующий как состоятельных россиян, так и граждан со средним достатком: как сохранить свободные средства, а еще лучше — приумножить с минимальным риском? Чаще всего российские граждане обращают внимание на наиболее популярные, хорошо освещенные в средствах массовой информации виды вложения денег: приобретение недвижимости, открытие банковского депозита, участие в ПИФе. На-

копительное страхование пока не популярно в широкой среде.

На фоне ряда известных инвестиционных инструментов накопительное страхование жизни по сей день выглядит для потенциальных страхователей во многом непонятным. Подавляющее большинство граждан не видят в нем особой пользы, из-за чего они по-прежнему продолжают вкладывать деньги в известные инструменты.

Среди новых инструментов вложения денежных средств специалисты уделяют особое внимание так называемому инвестиционному страхованию. Этот инновационный комплексный продукт интегрирует в себе страхование жизни и инвестиционное накопление и, в зависимости от пожеланий и предпочтений клиентов, может быть как полностью страховым, так и строго инвестиционным.

Инвестиционное страхование жизни (в международной практике его принято называть unit-link) — способ инвестирования, оформленный с помощью договора страхования жизни, учитывающего инвестиционные риски. Unit-linked Insurance или инвестиционное страхование жизни (далее ИСЖ) было разработано западными страховыми компаниями около 40 лет тому назад для того, чтобы удовлетворить массовый спрос на эффективные в плане доходности страховые программы. По сути, это был результат эволюции накопительного страхования жизни, которое слилось с классической формой инвестирования.

Первые продукты unit-link появились в начале 70-х годов прошлого века в Западной Европе (Франция, Германия). В Восточной Европе продукты unit-link получили распространение в 90-х годах прошлого века. До 2007 года доля продуктов ИСЖ на рынках в ряде стран Восточной Европы приближалась к отметке 50% от начисленной страховой премии по страхованию жизни.

Несмотря на резкое падение фондового рынка в 1999 году, спрос на продукты ИСЖ имел устойчивую положительную динамику вплоть до 2007 года. Однако после того как финансовый кризис охватил Европу, спрос на этот вид страховых услуг пошел вниз. Так, по итогам первого квартала 2008 года, объем нового бизнеса на некоторых рынках снизился более чем на 70% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Но в последующие годы в процессе восстановления финансовой

системы восстанавливался и рынок ИСЖ. Более того, в большинстве европейских стран рынок ИСЖ сегодня по праву можно назвать локомотивом развития всего рынка страхования жизни. Так, по данным аналитического обзора [4], доля ипй-Ипкеё в ряде стран Восточной Европы, таких как Венгрия, Словения и Эстония, достигла 60% в совокупном рынке страхования жизни. При этом уровень проникновения страхования жизни составил в этих странах порядка 1,5-2,5% от ВВП, против 0,3-0,7% в Румынии, Болгарии и Хорватии.

Интерес к этому виду страхования проявляют и другие страны. Так, в странах БРИКС1 (за исключением России) он составляет от 30 до 40% от всего страхового рынка, в США, Европе и Японии — 50-70%, а в нашей стране — всего 1%.

В России клиентами страховой компании обычно становятся граждане в возрасте от 30 до 45 лет, достигшие определенных успехов и желающие максимизировать доход и минимизировать риски. Однако их процент крайне низок.

В то же время, по имеющимся оценкам, рынок накопительного страхования жизни в Российской Федерации имеет огромный потенциал развития и очень перспективен. Его объем в России сегодня оценивается специалистами в диапазоне объема страховых сборов от 0,5 трлн руб. до 1 трлн. руб. [14].

Наиболее популярными в Европе стали продукты, доходность которых была привязана к динамике фондового рынка. Кроме того, в отличие от традиционных страховых продуктов, новому продукту достались самые лучшие качества:

• регулярность сбережений в течение продолжительного периода (в договоре предусмотрены ограничения и санкции в случае досрочного изъятия пенсионных средств без веских причин);

• привилегированный режим налогообложения, невозможность конфискации при судебных тяжбах;

• неделимость при разводах;

• немедленная выплата назначенным наследникам в случае смерти владельца, что обычно является проблематичной операцией при наследовании финансовых активов других финансовых продуктов.

1 Группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика.

От инвестирования страхование unit-linked переняло такую функцию, как право клиента напрямую выбирать на рынке финансовые инструменты для своего полиса и менять их в зависимости от экономической ситуации и личной стратегии. В 1990-е годы получившийся гибрид серьезно потеснил менее продвинутые формы финансовых продуктов. Кроме того, страхование unit-linked по своей сути можно назвать таким видом накопительного страхования жизни, при котором доходность страхового полиса прямо зависит от доходности капиталовложений страховой компании. Клиент получает высокий инвестиционный доход, если инвестиции компании оказались удачными, но если компания несет инвестиционные потери, то вместе с ней несет потери и клиент.

Классическое страхование жизни в отличие от этого обеспечивает клиенту накопление с заранее определенной гарантированной страховой суммой и с определенной гарантированной прибылью. То есть инвестиционный риск в этом случае несет страховая компания. В ИСЖ клиент несет как минимум риск неполучения прибыли и как максимум — потери какой-то части своего капитала. Деньги клиента инвестируются в какой-либо заранее определенный инвестиционный фонд, к развитию которого привязывается доходность страхового полиса. При этом фонды могут иметь различную степень риска, в зависимости от ценных бумаг, лежащих в основе фонда.

Условно можно выделить три направления: высокий риск (если в фонде преобладают акции), средний риск и низкий риск (если доминируют облигации с фиксированной доходностью). Страховщик может внести в полис ИСЖ гарантийную составляющую, ограничив максимальные потери клиента. Но всегда будет действовать принцип — чем больше гарантии, тем меньше доход, и наоборот, чем больше прибыль, тем больше риск потери капитала. По сравнению с традиционным страхованием жизни, в ИСЖ клиент несет гораздо больший риск [5].

Система работает по следующей схеме: клиент ежемесячно делает относительно небольшой взнос (его сумму можно выбрать индивидуально), который делится на страхование и инвестиции. Пропорция соотношения страховых и накопительно-инвестиционных сумм определяется клиентом. Деньги, идущие на инвестиции, перечисляются под процен-

ты в выбранные банком или клиентом фонды. Страховая компания инвестирует вклады клиента через партнерские управляющие инвестиционные компании под 2,4—10% годовых. Таким образом, капитал увеличивается. Клиент может использовать счет, открытый в рамках ИСЖ, в качестве накопительного счета с возможностью снятия части вложенных (накопленных) денег или дивидендов в зависимости от типа ИСЖ.

По сравнению с другими видами страхования ИСЖ является сейчас наиболее популярным и гибким продуктом и может использоваться для накопления и инвестирования средств [6].

Развитию ИСЖ мешает отсутствие высококвалифицированных агентов, которые предлагают этот продукт. Рынок, на наш взгляд, нуждается также в предложении новых инвестиционных продуктов, которые предоставляли бы страхователям возможность принимать на себя более высокий уровень риска в обмен на более высокий ожидаемый доход.

Наряду с этим, на наш взгляд, серьезно сдерживает развитие ИСЖ в России недостаточная финансовая грамотность и правовая культура значительной части потенциальных клиентов этого хорошо прижившегося в развитых странах страхового продукта.

Несмотря на наличие почти 20 лет становления рыночной экономики в нашей стране, практический уровень финансовой грамотности населения продолжает оставаться крайне низким. Здесь мы говорим не о теоретическом уровне знаний, а об элементарных практических навыках и умении действовать в условиях рынка, об умении граждан пользоваться предоставляемыми банками услугами — кредитом, вкладами, операциями с наличной валютой и т. д. Имеет место большой разрыв между немногочисленной частью граждан, сумевших адаптироваться к рыночной экономике, осмысленно пользующихся современными финансовыми инструментами, и большинством граждан, так называемых «аутсайдеров рынка», не приспособившихся к новым реалиям и современным ритмам повседневной жизни в рыночной экономике [7].

Как уже говорилось выше, по сравнению со страхованием жизни, в ИСЖ риск клиента более высок. Возможно возникновение такой ситуации, когда клиент, заключая договор, может не в полной мере осознавать и предвидеть ситуацию, при которой для него могут возник-

нуть в дальнейшем определенные потери, что, безусловно, будет вызывать у него недовольство. Результат таких отношений может негативно отразиться на отечественном страховом рынке, на доверии населения к нему, что может отбросить нас на 3—4 года назад.

К сдерживающим факторам относится и такой барьер, как восприятие клиента. Население страны еще не успело свыкнуться с таким относительно простым продуктом, как страхование жизни, понять в полной мере, что это такое, а ему предлагают более сложный продукт — ИСЖ. Поскольку в России культура в сегменте страхования жизни только формируется, крайне важно грамотно объяснять людям преимущества подобного инвестирования.

Особую тревогу вызывает такой фактор, как незащищенность потенциального клиента. Скорее всего, в ИСЖ нельзя будет достаточно ограничить свободу действий страховщиков в области вложения капитала, как это имеет место сегодня в традиционном страховании жизни. Дело в том, что ИСЖ требуется гораздо более широкое поле для инвестиций, при котором, естественно, возможности страховых компаний, желающих ввести в заблуждение клиента, станут много шире.

Продукты класса unit-linked, или ИСЖ, позволяющие инвестировать деньги клиентов в различные инвестиционные инструменты, не распространены на нашем рынке, поскольку есть определенные законодательные ограничения для инвестирования, что делает невозможным перенос инвестиционного риска на клиента. Более того, в российском законодательстве по сей день отсутствует понятие «инвестиционное страхование».

Всероссийский союз страховщиков выделяет три основных ограничения, препятствующих широкомасштабному развитию отечественного рынка ИСЖ.

1. Согласно требованиям ст. 942 Гражданского кодекса Российской Федерации, при выпуске страхового полиса страхователь и страховщик должны согласовать существенные условия, к ним относятся сведения об объекте, предмете и сроке страхования, размере страховой суммы. Это условие определяет первое ограничение, состоящее в том, что страховая сумма должна быть зафиксирована в денежной форме.

2. Действующими правилами размещения страховых резервов максимальная доля

категории активов не должна быть больше доли резервов по страхованию жизни: ПИФы — 10%, собственные средства — 15%, корпоративные облигации — 20% [8]. В результате возникает второе ограничение, определяемое тем, что существует несоответствие между величинами резервов и покрываемых ими активов при ИСЖ: максимальная доля категории активов не должна быть больше доли резервов по страхованию жизни. 3. По действующему порядку расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств [9] требуемый объем капитала для страхования жизни сегодня составляет 5% от величины резервов по страхованию жизни (включая поправочный коэффициент доли перестрахования, но не более 85%). Коэффициент достаточности капитала при этом должен составлять не менее 130%. Данное требование по объему минимально необходимого размера собственного капитала не позволяет перенести инвестиционный риск на клиента, в результате чего этот инвестиционный риск остается у страховщика. На наш взгляд, необходимо ускорить рассмотрение на соответствующем уровне пакета поправок и предложений Всероссийского союза страховщиков по внесению изменений в существующие законодательные акты, чтобы ИСЖ стало возможным.

Необходимо незамедлительно ввести в законодательство такое понятие, как «инвестиционное страхование жизни», что позволит инвестировать деньги граждан в различные инвестиционные инструменты. В частности, в Федеральном законе РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ» следует выделить отдельный вид страхования — «инвестиционное страхование жизни». Согласно проекту Федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации», определяются получатели части инвестиционного дохода по договорам страхования жизни [10].

В поправках к законодательству необходимо привязать страхование жизни к знаковым событиям для людей, исключив двойное налогообложение по выплатам. Крайне важно также ввести одинаковый подход к переоценке активов и страховых резервов по индивиду-

альному страхованию жизни, который должен быть соответствующим образом отражен в Налоговом кодексе Российской Федерации.

Как уже говорилось ранее, клиент при взаимодействии со страховщиком и заключении договора ИСЖ является незащищенным от разного рода мошенничества и схем обмана. Для решения этой проблемы необходимо предусмотреть особый режим государственного регулирования, суть которого можно свести к следующему:

1) предусмотреть возможность федеральному исполнительному органу, ответственному за регулирования страхового рынка, устанавливать требования к составу и качеству активов, в которые могут инвестировать средства компании при осуществлении ИСЖ;

2) ввести на законодательном уровне требование специального лицензирования нового вида страхования;

3) создать механизм отдельного учета операций по ИСЖ, позволяющий контролировать исполнение страховщиком своих обязательств.

Правовое обеспечение рынка ИСЖ может решить многие проблемы, наличие которых препятствует развитию данной сферы отечественного страхового рынка. Но следует помнить о том, что финансовые рынки Европы прошли длительный период развития и становления и на момент внедрения ИСЖ в их практику они были хорошо развиты, что являлось благодатной почвой для проникновения такого рода инновационных финансовых продуктов. Российская финансовая система сейчас находится на переходном этапе развития и потому внедрение различных инноваций проходит сложно и длительно, порой методом проб и ошибок.

Оценивая сегодняшнее состояние отечественного рынка ИСЖ, необходимо отметить, что наряду с крупными страховыми компаниями, такими как компания «Альянс РОСНО Жизнь», «Росгосстрах», СК «Кардиф», осуществляющими операции по ИСЖ, огромный интерес к этому перспективному для бизнеса направлению с последние годы стали проявлять коммерческие банки [11]. Как отмечают зарубежные эксперты, банки, которые предлагают страховые услуги своим клиентам в качестве сопутствующих, через некоторое время сосредотачиваются на личном страховании, включая накопительное страхование жизни и страхование от несчастных случаев и болезней [12, 13].

Так, ИСЖ стоит сегодня на повестке дня в ряде крупнейших отечественных банков (Сбербанк, ВТБ и др.), рассматривающих это новое направление развития своего страхового бизнеса, который еще несколько лет назад они начинали с продажи продуктов по рисковому страхованию жизни через свою сеть с помощью партнеров-страховщиков.

Понимая, что рынок страхования жизни имеет большой потенциал развития, Сбербанк в октябре 2011 года объявил о покупке страховой компании «Альянс-Лайф» у международной группы Allianz для развития накопительного и инвестиционного страхования жизни [15], то есть Сбербанк через собственного страховщика планирует развивать указанные страховые продукты.

Предполагалось, что уже в 2012 году Сбербанк предложит гражданам накопительное и инвестиционное страхование жизни. Первоначально эта услуга предлагается среднему классу — гражданам с ежемесячным достатком выше среднего (от 60—90 тыс. руб. в регионах и от 100 тыс. руб. в Москве) — через сеть отделений «Премьер» (таких отделений у Сбербанка 870 по России). В Сбербанке уверены, что через пять лет ему вполне по силам занять четверть российского рынка накопительного и инвестиционного страхования жизни.

Выход на рынок страхования жизни таких игроков, как Сбербанк и ВТБ, располагающих сегодня активами в 2,18 трлн руб. (а это 40% совокупных активов всего банковского сектора России), по нашему мнению, принципиально изменит ситуацию с рынком ИСЖ в лучшую сторону.

Самая важная задача, как нам представляется, состоит в возврате массового доверия клиентов к накопительному страхованию жизни. За последние 20 лет российские граждане настолько от него отвыкли, что возродить этот рынок будет непросто. Потребуется приложить много усилий для того, чтобы преодолеть недоверие граждан к долгосрочным инвестициям и к страховому сектору в целом.

Разогреть рынок накопительного и ИСЖ, на наш взгляд, можно только тогда, когда удастся создать реальные стимулы для того, чтобы граждане вкладывали деньги в долгосрочные программы. А это вопрос доверия к самому государству.

Необходимо законодательно предусмотреть льготы инвестора и страховщика при реа-

лизации продуктов инвестиционного страхования жизни. Рынок должен быть интересен гражданам, иначе построить серьезный рынок страхования жизни, как в развитых странах, будет невозможно.

Проведенный анализ современного состояния, проблем и перспектив развития рынка ИСЖ в Российской Федерации позволяет сделать следующие основные выводы.

1. Российская Федерация располагает огромным потенциалом развития инвестиционного страхования жизни: его доля сегодня оценивается всего в 1% от страхового рынка против 50—70% в США, Европе и Японии и 40% в странах БРИКС.

2. Внедрение инвестиционного страхования жизни в отечественной страховой практике может служить цели развития отечественного страхового рынка, а также реализации Правительственной стратегии по развитию финансового рынка РФ.

3. В поправках к действующему законодательству необходимо привязать страхование жизни к знаковым событиям для людей, предусмотреть в налогообложении льготы

инвестора и страховщика при реализации продуктов инвестиционного страхования жизни.

4. Необходимо преодолеть низкий уровень осведомленности о продуктах ИСЖ. В основу новых моделей клиентского обслуживания и продаж продуктов инвестиционного страхования жизни должно быть заложено комплексное финансовое консультирование клиентов. Важно полностью контролировать весь производственный цикл от разработки продукта до его непосредственной продажи клиенту.

Проблему сбережений и инвестиций в Российской Федерации, остро вставшую сегодня на пути экономических преобразований, наряду с известными методами, целесообразно, по нашему мнению, решать также с помощью широкомасштабного внедрения в практику новых инвестиционно-страховых продуктов. Это позволит реализовать потенциал механизмов страхования как фактора социально-экономической стабильности общества, а также как источника долгосрочных инвестиций в реальный сектор экономики.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики. Об иностранных инвестициях в 1 квартале 2012 // URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW. exe/Stg/d03/112inv24.htm (дата обращения 12.10.2012).

2. Российская экономика в 2011 году. Тенденции и перспективы. Издательство Института Гайдара. Выпуск № 33. 2012 // URL: www.finansy.ru/t/post_1334907730.html (дата обращения 25.10.2012).

3. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели, характеризующие уровень жизни населения // URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B12_00/IssWWW. exe/Stg/dk07/6—0.htm (дата обращения 15.10.2012).

4. Всероссийский союз страховщиков. Инвестиционное страхование жизни // URL: http://www.in-sure.ru/ images/lib/files/Alexey_Rudenko. pdf (дата обращения 2.08.2012).

5. Черемис А. Страхование инвестиционных рисков // Ассоциация Страховой бизнес. Страхование в Украине. 2007. // URL: http://insurancebiz.org/discuss/analysis/detail. php? ID=2307 (дата обращения 15.10.2012).

6. Чалкин О. Инвестиционное страхование жизни // Информационный портал Чехии // URL: http:// www.ruinfo .cz/poleznaya-informacziya/stati-chehii/302-investiczionnoe-straxovanie-zhizni (дата обращения 15.10.2012).

7. Черникова Л.И., Заернюк В.М. Доступность банковских услуг в российских регионах: проблемы, пути решения // Сервис plus. 2011. № 4, С. 71-80.

8. Правила размещения страховых резервов (утв. приказом Минфина РФ от 8 августа 2005 года № 100н) // Информационно-правовой портал «Гарант» // URL: http://base.garant.ru/12141832/ (дата обращения: 20.10.2012).

9. Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств (утв. Приказом Минфина РФ от 02.11.2001 N 90н) // Информационно-правовой портал BestPravo // URL: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/ew-normy/h6n. htm (дата обращения 20.10.2012).

10. Проект Федерального закона № 625509 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации». 2012. URL: // http://www.consultant.ru/law/review/ lawmaking/zw2012-02-13.html (дата обращения 25.10.2012).

11. Заернюк В.М., Сюбаева Д.А. Перспективы сотрудничества страховых компаний и банков на российском рынке финансовых услуг. Сервис в России и за рубежом. 2012. № 7 (34). С. 56-68.

12. Bancassurance в России и за рубежом. Интеграция страховых компаний и банков в распространении страховых услуг // Русский полис. 2004. C. 4-36.

13. Шинкаренко И. Банки и страхование (обзор международной практики) // Финансовый Бизнес. 1997. № 8.

14. URL: http://www.insurance-info.ru/? p=2558 (дата обращения: 14.12.2012).

15. URL: http://www.rbcdaily.ru/2012/04/04/finance/562949983456913 (дата обращения: 14.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.