и информационные
технологии
И.Т. РУСЕВ,
д.м.н., профессор, заведующий кафедрой общественного здоровья и экономики военного здравоохранения, [email protected] A.A. ЕФРЕМОВА,
преподаватель кафедры общественного здоровья и экономики военного здравоохранения,
A.A. ЕФРЕМОВ,
старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (военно-научного сопровождения автоматизированных систем управления) научно-исследовательского отдела (медико-информационных технологий) научно-исследовательского центра, [email protected] Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО УЧЕТА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, В МЕДИЦИНСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМАХ
УДК 614.2:004+34.096
Русев И.Т, Ефремова A.A., Ефремов A.A. Перспективы применения и совершенствования персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, в медицинских информационных системах (Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова Министерства обороны Российской Федерации, г. Санкт-Петербург, Россия) Аннотация. Проведен анализ современного состояния порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, и его влияния на государственную систему здравоохранения. Обоснованы и сформулированы предложения по его совершенствованию, а также перспективы применения в медицинских информационных системах. Ключевые слова: персонифицированный учет, государственная система здравоохранения, медицинские информационные системы, электронная подпись, электронная персональная медицинская запись.
I i
5,1
UDC 614.2:004+34.096
Rusev I.T., Efremova A.A., Efremov A.A. The prospects of the application and improvement of the personal record-keeping in the process of medical care conduction of persons involved in the health care in medical information systems (Military medical academy of S.M. Kirov, Saint-Petersburg, Russia). Abstract. It was carried out an analysis of the current state of the procedure of personal record-keeping in the process of medical care conduction of persons involved in the health care and its impact on the public health system. There were substantiated and formulated some proposals to improve it as well as prospects of application in medical information systems.
Keywords: personal record-keeping, public health system, medical information systems, electronic signature, electronic personal medical record.
И.Т. Русев, A.A. Ефремова, A.A. Ефремов, 2015 г.
Введение
Нормативно-правовые документы в сфере здравоохранения являются важнейшей составляющей организации общественного здоровья. Разработка таких документов должна учитывать все стороны рассматриваемых вопросов и требует системного подхода к предмету регулирования. В полной мере вышеуказанное положение имеет отношение и к вновь изданному Приказу Минздрава России от 31.12.2013 № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг».
Кроме того, стремительное развитие информационных технологий в медицинской сфере все чаще требует рассмотрения и принятия нормативно-правовых документов с точки зрения перспектив информатизации. Но нередки случаи, когда уже после вступившего в силу нормативно-правового документа выявляются недоработки, требующие дальнейшего совершенствования.
Цель исследования
Провести анализ современного состояния порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, и его влияния на государственную систему здравоохранения. Сформулировать и обосновать предложения по его совершенствованию, а также перспективы применения в медицинских информационных системах.
Материалы и методы
Использованы методы правового и системного анализа. Проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы здравоохранения и порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг.
2015, №1
Результаты и их обсуждение
18 мая 2014 года вступил в силу Приказ Минздрава России от 31.12.2013 №1159н, утверждающий порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг (далее — Порядок) [4].
Указанный Порядок был издан в рамках Распоряжения Правительства РФ от 15.04.2013 №614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года». В соответствии с п. 5.2.201 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации [3] Министерство здравоохранения Российской Федерации самостоятельно принимает нормативный правовой акт, регламентирующий порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности.
Порядок определяет правила ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг (далее — персонифицированный учет), посредством ведения Федерального регистра медицинских работников (далее — Федеральный регистр) с целью мониторинга кадрового состава системы здравоохранения.
Федеральный регистр составляет федеральный и региональный сегменты. Ведение регионального сегмента возложено на орган государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья или уполномоченные им организации. Федеральный сегмент Федерального регистра содержит информацию, поступившую из региональных сегментов, а также от организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству [4].
При этом в соответствии с ч. 3. ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [1] в государствен-
>
и информационные
технологии
ную систему здравоохранения, помимо федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальных органов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, также входят органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти и подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья [1].
Несмотря на это, обеспечение ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, в соответствии с Порядком возлагается на организации, подведомственные Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству. Работа по ведению персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, возлагается на органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Подобное изложение документа не позволяет в полном объеме достигнуть поставленной цели — мониторинга кадрового состава системы здравоохранения Российской Федерации, так как остается неохваченной значительная часть государственной системы здравоохранения — Министерство обороны Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, в которых в соответствии с законодатель-
ством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
При этом огромное количество медицинских работников указанных ведомств, не являющихся военнослужащими и имеющими единственное место работы, не будут учитываться в Федеральном регистре. Аналогичным образом из Федерального регистра выпадают медицинские работники, являющиеся военнослужащими.
Указанный правовой пробел невозможно обосновать спецификой военного здравоохранения, так как ряд крупных медицинских организаций силовых ведомств оказывают медицинскую помощь как в составе системы обязательного медицинского страхования, так и в системе оказания высокотехнологичной медицинской помощи гражданам РФ, не относящимся к прикрепленным контингентам.
Из вышеизложенного следует, что для достижения цели, указанной в Приказе Минздрава России от 31.12.2013 №1159н [4], нормативно-правовой акт, регулирующий порядок ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, должен охватывать всю государственную систему здравоохранения.
Особые перспективы открывает ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, для медицинских информационных систем (далее — МИС). Здесь и далее под МИС будем понимать программное обеспечение, предназначенное для автоматизации деятельности стационарных, поликлинических, вспомогательных (лабораторные, диагностические и т.п.) и иных подразделений медицинской организации, в том числе обеспечивающее ведение персонифицированного учета оказанных медицинских услуг пациенту на основе единой электронной медицинской карты [5].
В связи с повсеместным внедрением МИС в деятельность лечебно-профилактических
гол 5, №1
учреждении и непосредственным их использованием в лечебно-диагностическом процессе появились случаи редактирования персонифицированного учета оказанных медицинских услуг и электронных персональных медицинских записей пациентов, содержащихся в МИС, для уклонения от уголовной, админи-стративнои и дисциплинарнои ответственности за нарушение требовании действующей нормативно-правовоИ базы.
Обеспечение всеобъемлющего персонифицированного учета при осуществлении меди-цинскоИ деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, позволит решить данную проблему путем сочетания законодательного закрепления обязательного использования медицинским персоналом лечебно-профилактических учреждении при работе с МИС электронноИ подписи (далее — ЭП) с аналогичным закреплением внедрения в МИС функционального запрета внесения изменении и удаления ранее сделанных записеИ.
Под ЭП при этом будем понимать информацию в электронной форме, которая присоединена к другоИ информации в электронноИ форме (подписываемоИ информации) или иным образом связана с такоИ информациеИ и которая используется для идентификации лица, подписывающего информацию [2].
Таким образом, защита электронных медицинских карт пациентов будет осуществляться реквизитом электронного документа, полученным в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа и позволяющим достоверно идентифицировать владельца, а также установить отсутствие искажения информации в электронных персональных медицинских записях, включая последовательности, взаимосвязи и временные режимы оказания медицинскоИ помощи.
Выполнение данных мероприятиИ позволит идентифицировать лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, при работе в МИС на всем информационном пространстве госу-
дарственноИ системы здравоохранения вне зависимости от территориального расположения, что в свою очередь будет способствовать улучшению контроля за медицинским технологическим процессом при деИствии и (или) взаимодеИствии медицинского персонала медицинского учреждения и пациента для реализации мероприятиИ как лечебно-диагностического характера, так и организационно-управленческого характера с целью эффективного оказания медицинскоИ помощи.
Для устранения вышеуказанных пробелов законодательства и совершенствования персонифицированного учета при осуществлении медицинскоИ деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, в том числе с учетом перспектив его применения в медицинских информационных системах, авторами предлагается принять ряд поправок в нормативные правовые акты.
1. Поскольку целью ведения персонифицированного учета является мониторинг кадрового состава системы здравоохранения, он напрямую затрагивает интересы неучтенных медицинских работников — работников Министерства обороны РоссиИскоИ Федерации и федеральных органов исполнительноИ власти, в которых в соответствии с законодательством РоссиИскоИ Федерации предусмотрена военная служба.
Таким образом, изданныИ Приказ Минздрава России от 31.12.2013 №1159н необходимо согласовать с вышеуказанными ведомствами или издать совместныИ приказ, а также внести следующие изменения.
а) П. 1 1 Порядка принять в следующеИ редакции:
«ФедеральныИ сегмент Федерального регистра содержит информацию, поступившую из региональных сегментов, а также от организациИ, подведомственных Министерству здравоохранения РоссиИскоИ Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Министерству обороны РоссиИскоИ Федерации и федеральным органам исполни-
>
и информационные
технологии
тельной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба».
б) В п. 12 Порядка внести аналогичную правку:
«Внесение информации в федеральный сегмент Федерального регистра из медицинских организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, Федеральному медико-биологическому агентству, Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, осуществляют лица, уполномоченные на основании письменных распоряжений руководителей указанных медицинских организаций».
в) В п. 2 Приказа Минздрава России от 31.12.2013 № 1159н внести аналогичные изменения, оставив при этом контроль за исполнением приказа на заместителе министра здравоохранения Российской Федерации:
«Руководителям организаций, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации и Федеральному медико-биологическому агентству, Министерству обороны Российской Федерации и федеральным органам исполнительной власти, в которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, обеспечить ведение персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, в соответствии с Порядком».
2. В целях идентификации медицинских работников в МИС, в том числе посредством электронной подписи, в нормативные правовые акты необходимо внести следующие изменения:
а) В ст. 93 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» добавить п. 14 «Электронная подпись».
б) В п. 5 Порядка добавить аналогичные требования — пп. 14 «Электронная подпись».
в) В п. 4 Порядка ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования (утв. Приказом Мин-здравсоцразвития РФ от 25.01.2011 № 29н) добавить пп. 15 «Электронная подпись».
г) В ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» добавить п. 6: «при назначении лекарственных препаратов и выписке их через медицинскую информационную систему (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат) подписывать назначение электронной подписью».
д) В ч. 2 ст. 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» добавить п. 7: «создание электронной персональной медицинской записи в медицинской информационной системе заверять электронной подписью».
е) В ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» добавить ч. 3: «при использовании медицинской организацией медицинской информационной системы обеспечить возможность использования лицами, участвующими в оказании медицинских услуг, электронной подписи при назначении лекарственных препаратов и выписке их через медицинскую информационную систему (за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта на лекарственный препарат)».
ж) В ст. 79 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» добавить ч. 4: «при использовании медицинской организацией медицинской информационной системы исключить возможность удаления и (или) изменения ранее созданных электронных персональных медицинских записей».
Заключение
Проведенный анализ предлагаемого порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг, и его влияния на государственную систему здравоохранения выявил некоторые пробелы нормативно-правовой базы, которые могут привести к нарушению координации и взаимодействия между управляю-
S015, №1
щими звеньями субъектов государственной системы здравоохранения.
Предложенные поправки позволят осуществлять достоверный мониторинг кадрового состава государственной системы здравоохранения, а также сформулировать и обосновать предложения по его совершенствованию и перспективы применения в медицинских информационных системах.
Литература
1. Федеральный закон от 21.11.2011 № Э2Э-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Ф3 «Об электронной подписи».
3. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 №608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации».
4. Приказ Минздрава России от 31.12.2013 № 1159н «Об утверждении Порядка ведения персонифицированного учета при осуществлении медицинской деятельности лиц, участвующих в оказании медицинских услуг».
5. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.04.2011 №364 «Об утверждении Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения».
вв
■ ■■
ИТ-новости
-i-
МИНЗДРАВ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ РОССИЙСКИЙ АНАЛОГ IBM WATSON ДЛЯ ВРАЧЕЙ
В рамках CNews FORUM «Информационные технологии завтра» руководитель департамента ИТ и связи Минздрава Елена Бойко заявила о намерении создать в России аналог IBM Watson. Для того, чтобы медработники имели возможность оперативно получать информацию, связанную со здоровьем пациента, инструменты для диагностики и принятия решений, снижения времени, затрачиваемого на непрофильную деятельность, ведомство планирует создать систему поддержки принятия экспертных решений.
Е. Бойко напомнила присутствующим о недавних новостях компании IBM, в чей суперкомпьютер Watson были загружены сотни тысяч медицинских документов и историй болезней, после чего он стал предлагать врачам оптимальные решения в отношении их пациентов с уровнем адекватности в районе 90%. «Эта система стоит несколько сотен миллионов долларов. Мы считаем, что можем создать систему не хуже и не платить за пределы нашей родины», — заявила Елена Бойко.
Источник: CNews