Научная статья на тему 'Перспективы прикладного социологического анализа слухов в интернете (на примере событий сентября 2010 г. В Краснодарском крае)'

Перспективы прикладного социологического анализа слухов в интернете (на примере событий сентября 2010 г. В Краснодарском крае) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
70
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы прикладного социологического анализа слухов в интернете (на примере событий сентября 2010 г. В Краснодарском крае)»

УДК 316.658.2:177.3:004.738.5(470.62)

Е.М. Куликов, Н.А. Куликова ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИКЛАДНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА СЛУХОВ В

ИНТЕРНЕТЕ

(НА ПРИМЕРЕ СОБЫТИЙ СЕНТЯБРЯ 2010 Г. В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ)

КУЛИКОВ Евгений Михайлович - кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Кубанского государственного университета. E-mail: soclograf@maH.ru КУЛИКОВА Наталья Александровна - магистрант кафедры социологии Кубанского государственного университета. E-mail: sociograf@mail.ru

В современном информационном обществе важное место занимает глобальная сеть интернет. С каждым годом увеличивается численность ее аудитории, упрощаются формы и способы подключения к интернету. В результате прогресса коммуникативных технологий нивелируются пространственно-временные границы. Если прежде масштаб деятельности большинства традиционных СМИ определялся размерами страны, региона, населенного пункта, то сейчас аудитория интернета расширилась до планетарных масштабов. В результате резко возросла скорость трансляции информации, однако одновременно произошло и ухудшение ее качества. В интернете коммуникация часто выглядит неперсонализированной, обезличенной, соответственно, у части пользователей появляется соблазн передачи сообщений, носящих недостаточно достоверный, а иногда и откровенно ложный характер. При этом возможности государства и общества в сфере контроля над сетью серьезно ограничены, учитывая планетарный характер этого средства массовой коммуникации. Это еще раз доказали события сентября 2010 г., когда Краснодарский край буквально захлестнули слухи об угрозе терактов в момент празднования Дня города в Краснодаре, Армавире, Тимашевске и ряде других городов.

Известно, что слухи о готовящихся терактах начали распространяться в Армавире, одном из крупнейших городов Краснодарского края, в середине сентября 2010 г. Среди распространяемых слухов была история о том, что в городском парке Армавира якобы был найден гроб с гвоздиками и запиской о том, что число жертв в День города будет равным числу цветов. Затем волна паники перекинулась на Краснодар, причем слова о «гробе с гвоздиками» повторялись почти дословно [1]. Стало очевидным, что затем произошла модификация содержания слуха, вследствие эффекта «испорченного телефона». В результате в Краснодаре в преддверии празднования Дня города 24-25 сентября 2010 г. стали ходить слухи о том, что якобы возле администрации кто-то видел гроб, набитый уже гвоздями, а не гвоздиками [2].

© Куликов Е.М., Куликова Н.А., 2011

185

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №2(102) МАРТ-АПРЕЛЬ 2011

Массовое распространение слухов об угрозе терактов спровоцировало панику среди части населения. Наиболее впечатлительные стали вести затворнический образ жизни, отказались от участия в праздничных мероприятиях, впали в депрессию. Естественно, правоохранительные органы и административные структуры были вынуждены работать в чрезвычайном режиме, учитывая состояние многих людей.

Мы можем констатировать, что сначала пользователи интернета муссировали данное сообщение на форумах, в чатах и блогах. В истерию включились и ряд он-лайн изданий. Затем слух из виртуальной реальности мигрировал в реальную повседневность. Люди стали общаться друг с другом посредством сотовых телефонов, а также «с глазу на глаз» (на улицах, остановках общественного транспорта, в общественном транспорте, магазинах и т. п.). Спираль панических настроений стремительно раскручивалась, угрожая стабильному существованию социума.

В связи со сложившейся в сентябре 2010 г. в Краснодарском крае ситуацией, в очередной раз стал актуальным вопрос о возможностях прикладного социологического анализа распространения слухов в интернете. Цель прикладного социологического исследования - восстановить хронологический порядок распространения слухов в сентябре 2010 г.; сформировать перечень интернет-ресурсов, где произошел генезис слухов; составить базу данных наиболее активных интернет-пользователей, которые внесли вклад в процесс распространения слухов. Однако, едва ли не самое главное, - осуществить социологическое обеспечение для компьютерного контент-анализа интернета (посредством интеграции программы в основные поисковые системы). Очевидно, что в случае успешного осуществления указанного комплекса исследовательских мероприятий становится возможным не только оперативно реагировать на изменение ситуации в коммуникационных системах, но и повышать эффективность государственных управленческих мероприятий в области обеспечения информационной безопасности на уровне субъекта РФ.

Актуальность прикладных социологических исследований обусловлена и тем, что слухи могут выступать в качестве средства массово-коммуникативного воздействия, если имеет место целенаправленная деятельность по их созданию, распространению, использованию и т. д. ради достижения определенных целей. Вполне возможно, что события сентября 2010 г. в Краснодарском крае - атака информационных террористов, экстремистских групп, цель которых - дестабилизация обстановки в регионе или стране в целом. Именно поэтому приобретает важность и практическую направленность дальнейшая разработка методологических и методических аспектов проведения прикладных социологических исследований распространения слухов в интернете.

Литература

1 Гень Ю. Слухи добавили работы спецслужбам // Кубанские новости. 2010. 28 сент.

2 Ветрова В. Ходят слухи по углам... // Краснодарские известия. 2010. 28 сент.

МОНИТОРИНГ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ №2(102)

МАРТ-АПРЕЛЬ 201 Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.