Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ СОБИРАЕМОСТИ ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ СОБИРАЕМОСТИ ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные процедуры экспорта / таможенные процедуры / таможенное регулирование / export customs procedures / customs procedures / customs regulation / export duties / import duties / customs dutiesexport customs procedures / customs procedures / customs regulation / export duties / import duties / customs duties

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова И. В., Солёная С. В.

Целью статьи является анализ факторов, влияющих на собираемость таможенных пошлин, и определение путей повышения эффективности таможенного администрирования. В процессе достижения поставленной цели показано, что одним из ключевых факторов, влияющих на собираемость экспортных пошлин, является развитие торговых отношений с дружественными странами, что способствует росту объемов экспорта. Кроме того, важную роль играет упрощение логистических маршрутов и сокращение издержек. Среди общих проблем, влияющих на собираемость импортных и экспортных пошлин выявляются такие проблемы, как нехватка ресурсов для контроля грузопотоков и санкции, затрудняющие международные расчеты участников внешнеэкономической деятельности. Сделан вывод, что перспективы повышения собираемости связаны с расширением ассортимента экспортируемых товаров, особенно нефти и других энергетических ресурсов, а также с увеличением объема торговли с партнерами, такими как страны БРИКС и АСЕАН. Для повышения собираемости экспортных и импортных пошлин необходимо рациональное распределение кадров и модернизация таможенной инфраструктуры, в частности, в крупных транспортных узлах. Введение гибких ставок таможенных пошлин и предоставление льгот участникам внешнеэкономической деятельности может способствовать стимулированию международной торговли и улучшению собираемости платежей, создавая благоприятные условия для роста внешнеторговой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INCREASING THE COLLECTION OF EXPORT AND IMPORT DUTIES

The purpose of the article is to analyze the factors affecting the collection of customs duties and identify ways to improve the efficiency of customs administration. In the process of achieving this goal, it is shown that one of the key factors influencing the collection of export duties is the development of trade relations with friendly countries, which contributes to the growth of export volumes. In addition, simplification of logistics routes and cost reduction play an important role. Among the common problems affecting the collection of import and export duties, such problems as a lack of resources for controlling cargo flows and sanctions that complicate international settlements of participants in foreign economic activity are identified. It is concluded that the prospects for increasing collection are associated with an expansion of the range of exported goods, especially oil and other energy resources, as well as with an increase in trade with partners such as the BRICS and ASEAN countries. In order to increase the collection of export and import duties, it is necessary to rationalize the allocation of personnel and modernize the customs infrastructure, especially in large transport hubs. The introduction of flexible customs duty rates and the provision of benefits to participants in foreign economic activity can help stimulate international trade and improve the collection of payments, creating favorable conditions for the growth of foreign trade activity.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ СОБИРАЕМОСТИ ЭКСПОРТНЫХ И ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН»

Прогрессивная экономика 2024, № 10. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 10. https://progressive-economy.ru/

Международный научно-исследовательский журнал

«Прогрессивная экономика»

№ 10 / 2024 https://progressive-economy.ru/vypusk_l/perspektivy-povysheniya- Прогрессивная

sobiraemosti-eksportnyh-i-importnyh-poshlin/ экономика

Научная статья / Original article

Шифр научной специальности ВАК: 5.2.5

УДК 339.543

DOI: 10.54861/27131211 2024 10 27

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ СОБИРАЕМОСТИ ЭКСПОРТНЫХ И

ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН

Куликова И.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международная торговля и таможенное дело», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

Солёная С.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры «Международная торговля и таможенное дело», Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

Аннотация. Целью статьи является анализ факторов, влияющих на собираемость таможенных пошлин, и определение путей повышения эффективности таможенного администрирования. В процессе достижения поставленной цели показано, что одним из ключевых факторов, влияющих на собираемость экспортных пошлин, является развитие торговых отношений с дружественными странами, что способствует росту объемов экспорта. Кроме того, важную роль играет упрощение логистических маршрутов и сокращение издержек. Среди общих проблем, влияющих на собираемость импортных и экспортных пошлин выявляются такие проблемы, как нехватка ресурсов для контроля грузопотоков и санкции, затрудняющие международные расчеты участников внешнеэкономической деятельности. Сделан вывод, что перспективы повышения собираемости связаны с расширением ассортимента экспортируемых товаров, особенно нефти и других энергетических ресурсов, а также с увеличением объема торговли с партнерами, такими как страны БРИКС и АСЕАН. Для повышения собираемости экспортных и импортных пошлин необходимо рациональное распределение кадров и модернизация таможенной инфраструктуры, в частности, в крупных транспортных узлах. Введение гибких ставок таможенных пошлин и предоставление льгот участникам внешнеэкономической деятельности может способствовать стимулированию международной торговли и улучшению собираемости платежей, создавая благоприятные условия для роста внешнеторговой активности.

Ключевые слова: таможенные процедуры экспорта, таможенные процедуры, таможенное регулирование, экспортные пошлины, импортные пошлины, таможенные пошлины.

PROSPECTS FOR INCREASING THE COLLECTION OF EXPORT AND

IMPORT DUTIES

Kulikova I.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of International Trade and Customs, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia

Solyonaya S.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of International Trade and Customs, Rostov State University of Economics (RINH), Rostov-on-Don, Russia

Abstract. The purpose of the article is to analyze the factors affecting the collection of customs duties and identify ways to improve the efficiency of customs administration. In the process of achieving this goal, it is shown that one of the key factors influencing the collection of export duties is the development of trade relations with friendly countries, which contributes to the growth of export volumes. In addition, simplification of logistics routes and cost reduction play an important role. Among the common problems affecting the collection of import and export duties, such problems as a lack of resources for controlling cargo flows and sanctions that complicate international settlements of participants in foreign economic activity are identified. It is concluded that the prospects for increasing collection are associated with an expansion of the range of exported goods, especially oil and other energy resources, as well as with an increase in trade with partners such as the BRICS and ASEAN countries. In order to increase the collection of export and import duties, it is necessary to rationalize the allocation of personnel and modernize the customs infrastructure, especially in large transport hubs. The introduction of flexible customs duty rates and the provision of benefits to participants in foreign economic activity can help stimulate international trade and improve the collection of payments, creating favorable conditions for the growth of foreign trade activity.

Keywords: export customs procedures, customs procedures, customs regulation, export duties, import duties, customs duties.

JEL classification: M15, M42, G29.

Для цитирования: Куликова И.В., Солёная С.В. Перспективы повышения собираемости экспортных и импортных пошлин // Прогрессивная экономика. 2024. № 10. С. 27-42. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_27.

Статья поступила в редакцию: 30.09.2024 г. Одобрена после рецензирования: 08.10.2024 г. Принята к публикации: 10.10.2024 г.

For citation: Kulikova I.V., Solyonaya S.V. Prospects for increasing the collection of export and import duties // Progressive Economy. 2024. No. 10. pp. 27-42. DOI: 10.54861/27131211_2024_10_27.

The article was submitted to the editorial office: 30/09/2024. Approved after review: 08/10/2024. Accepted for publication: 10/10/2024.

Введение

Таможенные платежи представляют собой один из ключевых источников формирования федерального бюджета Российской Федерации, а их успешное взимание во многом зависит от объемов внешнеторговой деятельности и эффективности работы таможенных органов. В условиях санкций, а также нестабильности как в политической, так и в экономической сферах, роль таможенных поступлений для обеспечения устойчивости бюджета государства и выполнения им своих функций только усиливается [2]. Сегодня таможенные органы сталкиваются с чрезвычайно сложной задачей: необходимо, с одной стороны, увеличивать объем таможенных поступлений в бюджет, а с другой - снижать нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности для стимулирования роста внешней торговли. Решение данной дилеммы является особенно значимым, поскольку учет и анализ факторов, влияющих на начисление таможенных платежей, имеют решающее значение для формирования торговых отношений между странами, а также являются фундаментом экономической стабильности и безопасности России.

В условиях стремительно меняющейся мировой экономики и политической обстановки непрерывное совершенствование таможенных операций становится необходимым условием для поддержания стабильного развития российской экономики [8]. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства, а также обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов в настоящее время становится главной стратегической целью для таможенных органов Российской Федерации. Таким образом, целью статьи является анализ факторов, влияющих на собираемость таможенных пошлин, и определение путей повышения эффективности таможенного администрирования.

В рамках достижения целей исследования авторы решают следующие задачи: рассматриваются ключевые аспекты развития торговых отношений России с ее основными партнерами; выявляются основные факторы, влияющие на собираемость экспортных пошлин; делаются выводы о перспективах повышения собираемости как экспортных, так и импортных пошлин.

Обзор литературы

На таможенные органы России возложены различные функции: регулятивная контрольная, правоохранительная, но одной из приоритетных (наряду с контрольной) по-прежнему является фискальная. Ее значение состоит в том, что посредством взимания таможенными органами таможенных пошлин и налогов, происходит пополнение федерального бюджета [16]. Важность бюджета в экономике России, как и экономике любой страны, неоценима, поскольку именно благодаря ему государство финансирует различные проекты, направленные на развитие экономики, и иные сферы деятельности общества [2]. Таможенные процедуры, связанные с экспортом и выпуском товаров для внутреннего потребления, играют ключевую роль в объеме собираемых таможенных платежей и, следовательно, в пополнении

федерального бюджета. Неэффективные таможенные процессы могут привести к сокращению доходов бюджета за счет уменьшения поступлений от таможенных пошлин и негативно повлиять на международную репутацию российских производителей. В то же время эффективное функционирование таможенных процедур способствует повышению собираемости пошлин как на экспорт, так и на импорт [8].

Проблема повышения собираемости таможенных пошлин является актуальным направлением исследований. В частности, В.В. Коварда, Р.А. Лаптев, Е.А. Болычева и Е.В. Бобырева анализируют результаты деятельности таможенных органов России в контексте создания условий для устойчивого экономического роста. Авторы приходят к выводу, что таможенные органы вносят значительный вклад в формирование доходной части федерального бюджета. Также авторы делают выводы о необходимости работы с должниками по уплате обязательных платежей и адаптации деятельности таможенных органов к изменяющимся условиям внешнеэкономической деятельности [6]. Инструменты повышения эффективности деятельности таможенных органов анализируют В.А. Сергеев и А.А. Зыков. Авторы описывают методы проведения таможенного аудита с целью обеспечения высокой эффективности проверок, а также сокращения административной нагрузки на добросовестных участников внешнеэкономической деятельности [15]. И.В. Никулкина и А.С. Колядко приходят к выводу аналогичному выводу о том, что повышение собираемости таможенных пошлин требует качественного взаимодействия таможенных и налоговых органов. Авторы указывают на необходимость интеграции информационных систем для более эффективного администрирования платежей в условиях растущих экономических шоков и цифровизации. Межведомственная координация, по мнению авторов, позволит решить проблему повышения собираемости и снижения нагрузки на законопослушных участников внешнеэкономической деятельности [11].

На основе поведенного обзора научных источников можно сделать вывод, что фискальная функция таможенных органов остается одной из ключевых в формировании доходной части федерального бюджета России, а эффективное администрирование таможенных платежей напрямую зависит от функционирования таможенных процедур и межведомственного взаимодействия.

Материалы и методы

Методами исследования выступают: анализ, синтез, обобщение, структурирование и информации. Методологическую базу исследования составляют нормативно-правовые акты и научная литература по исследуемой тематике. Материалами исследования выступают данные Федеральной таможенной службы (ФТС), данные таможенной статистики Китая и Турции, а также информация, размещенная в средствах массовой информации.

Прогрессивная экономика 2024, № 10. ISSN 2713-1211 (online)

Progressive economy 2024, Iss. 10. https://progressive-economy.ru/

Результаты и обсуждение

В условиях постоянно меняющейся экономической ситуации в мире происходят регулярные изменения и в торговой политике России: меняются страны-партнеры, появляются новые рынки, вводятся запреты на торговлю с одними странами, укрепляются и создаются торговые связи с другими. Глава Торгово-промышленной палаты (далее - ТПП) Сергей Катырин 27 ноября 2023 года заявил, что «разворот торговли России на Восток уже произошел, на страны Азии приходится около 70% общего товарооборота РФ». По его мнению, в наши дни «складывается новая конфигурация рынков, новая география...» [5].

Одним из стратегических партнеров России является Китай; страны показывают пример крепких и надежных взаимоотношений в политической, экономической и других сферах. На фоне обострения отношений России с Западными странами, Россия стала укреплять торговые отношения со странами Востока, среди которых наиболее крупной страной является Китай [10]. Стоит отметить, что товарооборот между двумя стратегическими партнерами увеличивается с каждым годом. На рис. 1 показаны данные о росте импорта России из Китая: после введения санкций и в значительной степени прекращении торговли со странами Запада, Китай заменил большее количество товаров, которые импортировались из Европы.

120 -111

Рис. 1. Импорт товаров в Россию из КНР, млрд. долл.

Источник: составлено авторами по данным [19]

На основании представленных данных можно сделать вывод, что за последние 2 года с усилением санкционного давление стран Запада на Россию произошел резкий рост импортных товаров из Китая. Стоит отметить, что среди широкого ассортимента китайских товаров немалая доля приходится и на оборудование (линии по производству) какой-либо продукции, различные комплектующие для техники. Необходимо подчеркнуть, что несмотря на отказ известных Западных брендов сотрудничать из-за санкций, через Китай, как и

через другие дружественные страны, осуществляется параллельный импорт товаров этих брендов. Увеличение импорта товаров из Китая в перспективе положительно скажется на собираемости импортных пошлин.

Современная политико-экономическая обстановка открывает перспективы для интенсивного развития торговых отношений между Россией и Турцией. Уход крупных западных компаний с российского рынка освобождает ниши и создает благоприятные условия для турецких производителей с целью удовлетворения спроса российских потребителей на товары, которые ранее предлагались другими брендами [9]. На рис. 2. представлены данные об изменении показателей внешней российско-турецкой торговли.

80.0

68.2

70.0

60.0 -

50.0 -

40.0 -

30.0 -

20.0

10.0 4.5 0.0

2020 2021 2022 2023

Объем импорта из Турции, млрд. долл. Объем экспорта из Турции, млрд. долл.

• Товарооборот, млрд. долл.

Рис. 2. Динамика товарооборота между Россией и Турцией, млрд. долл.

Источник: составлено авторами по данным [20]

На основании статистических данных можно сделать следующие выводы:

- в период с 2020 по 2022 год торговые отношения развивались стремительно, что было обусловлено несколькими факторами, а именно: усилением торгово-экономического взаимодействия на государственном уровне, а также параллельным экспортом товаров. Турция, заявив нейтралитет в конфликте между Россией и Западом, стала «посредником» в поставках товаров. Помимо этого, важную роль сыграло её выгодное географическое положение. Турция давно является важным торговым партнером России, что подкрепляется их исторически сложившимися экономическими связями.;

- снижение товарооборота в 2023 году обусловлено усилением санкционного давления. Турецкие банки, по причине угрозы Соединенными штатами ввести санкции в финансовой сфере, были вынуждены закрывать счета российских компаний. В результате банки стали ужесточать требования к российским клиентам и, как следствие этого, появились задержки или отказы в поступлениях платежей.

Собираемость экспортных и импортных пошлин повышается за счет развития торговли с дружественно настроенными странами. Уже в 2023 году в структуре торгующих с Россией стран более 75% приходится на дружественные страны. Российская Федерация состоит в различных международных организациях, которые созданы с целью укрепление политических, торговых связей между государствами.

Россия является полноценным диалоговым партнером с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). С 2017 года в Джакарте (Индонезия) действует Постоянное представительство России при АСЕАН. За 2023 год увеличился товарооборот России со странами АСЕАН, что произошло за счет снятия барьеров для экспорта российской пшеницы во Вьетнам, Мьянму и Индонезию и удобрений во Вьетнам [4].

Отдельно необходимо подчеркнуть торговлю России со странами БРИКС. Данное объединение укрепляет взаимодействия в различных сферах между крупными развивающимися странами. До 2024 года в союз входило 5 государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР. Развитие торговых отношений с дружественно настроенными странами является одним из ключевых направлений, которое влияет на развитие экономики России, повышение собираемости таможенных пошлин. Показатели экспорта из России в страны БРИКС проиллюстрированы в таблице 1.

Таблица 1

Экспорт товаров из России в страны БРИКС_

№ страны в Страна Стоимость Торговый Доля в Рост

российском экспорта экспорта в баланс в 2022 экспорте стоимости

экспорте 2022 г., млрд. долл. г., млрд. долл. России, % экспорта в 2021-2022г., %

1 Китай 114,149 38,026 19,68% 46%

3 Индия 40,628 37,701 7% 367%

20 Бразилия 7,852 5,879 1,36% 38%

63 ЮАР 0,549 0,265 0,09% -12%

ВСЕГО: 163,178 81,871 28,13%

Источник: составлено авторами по данным [1]

Необходимо отметить, что исходя из статистических данных, представленных в таблице, следует, что активно развиваются торговые отношения с Индией. Уже в 2023 году товарооборот между Россией и Индией достиг рекордных показателей - 65 млрд долларов [7]. Необходимо учитывать, что страны продолжают наращивать товарооборот и в настоящее время. С 1 января 2024 года к БРИКС присоединились еще 5 стран: Саудовская Аравия, ОАЭ, Иран, Эфиопия и Египет. В будущем это должно позитивно сказаться на развитии торговых отношений России с данными странами в рамках сотрудничества в международной организации.

Доход от экспортных операций является составной частью бюджета Российской Федерации. Создание благоприятных условий для развития

внешней торговли укрепляет экономику страны. При этом важно учитывать, что на мировых рынках обостряется конкурентная борьба, меняются приоритеты и направления международного сотрудничества, существенно усиливается государственная поддержка национальной экономики в целях сохранения и усиления ее роли в системе международных экономических связей.

Доходная статья бюджета от платежей за вывоз товаров формируется, во многом, благодаря нефтегазовому сектору. Например, в 2023 году, на фоне снижения цен на нефть доходы бюджета от таможенных пошлин значительно снизились (более 1 трлн рублей) в сравнении с аналогичным периодом за 2022 год. Снижение поступлений было обусловлено постепенным отказом от вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты. Нефть является основными видом топлива и одним из стратегических ресурсов современной экономики. На формирование цены на нефть влияет множество факторов (уровень спроса, санкции, боевые действия).

Однако, в настоящее время (с 1 января 2024 года) экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты равна нулю, что, непосредственно, влияет на собираемость экспортных пошлин. Сокращение пошлин связано с проведением налогового маневра в нефтяной отрасли - программы постепенного отказа от взимания вывозной пошлины за нефть и нефтепродукты [13]. При этом повышается налог на добычу полезных ископаемых. Главные цели, преследуемые при проведении налогового маневра:

- более выгодный экспорт нефти и нефтепродуктов;

- снижение зависимости экспортеров от нефтяных цен на глобальном рынке;

- увеличение переработки нефти на российских НПЗ.

Резюмируя, следует отметить, что при данном налоговом маневре снижается собираемость экспортных пошлин при экспорте нефти и нефтепродуктов. Развитие экспорта является одной из приоритетных задач в экономической политике. Повышение качества продукции, производство отечественных товаров, которые впоследствии могут заменить импортные приведет к повышению конкурентоспособности российской продукции на мировом рынке. Повышение объемов экспорта приведет к увеличению собираемости вывозных таможенных пошлин. Увеличение основных торговых показателей говорит о том, что появляется всё больше контрагентов из дружественных стран.

Правительство России оказывает поддержку российским организациям-экспортерам, так как это обеспечивает увеличение объемов отечественного производства и поступлений в федеральный бюджет. В настоящее время перед Правительством страны, а также таможенными органами, стоит непростая задача - с одной стороны необходимо обеспечивать пополнение федерального бюджета путем взимания таможенных платежей, а с другой - уменьшать

нагрузку на участников внешнеэкономической деятельности и обеспечивать рост внешней торговли.

На сегодняшний день, в условиях нестабильности, Правительство России пытается поддерживать отечественного производителя, регулируя ставки вывозных таможенных пошлин. Так, с 1 октября 2023 года и до конца 2024 года была применена специальная временная мера для защиты внутреннего рынка - введение гибких пошлин [12]. Регулирование применяется в целях поддержания рационального соотношения вывоза товаров и внутреннего потребления и тем самым защищает внутренний рынок от повышения цен. Таким образом, чем выше курс, тем выше ставка пошлины. Данная мера, в перспективе, может сказаться на росте собираемых пошлин.

В настоящее время повысить собираемость таможенных пошлин с экспорта товаров довольно сложно, поскольку политика Государства направлена на укрепление торговых связей с дружественными странами, вводятся различные льготы. Примером служат недавние изменения в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [18]. Изменения позволяют Правительству РФ снижать и обнулять пошлины на экспорт товаров в дружественные страны, устанавливать тарифные квоты. Мера направлена на увеличение роста поставок таких категорий товаров как зерно, удобрения, сырье. Одной из причин является изменение логистики маршрутов, что привело к увеличению издержек на перевозку товаров.

Поскольку основу экспорта составляют топливно-энергетические товары, одной из перспектив, которая может повысить собираемость экспортных пошлин может стать увеличение поставок данной категории товаров в дружественные страны. Необходимо отметить, что, помимо поставок продукции топливно-энергетического комплекса, следует развивать производство широкого ассортимента товаров, тем самым уменьшая долю сырьевых товаров в структуре экспорта. Уже в 2023 году Россия поставила в Китай 97,5 млн тонн, что на 22% больше, чем за 2022 год [3].

Повышение собираемости таможенных платежей прямо зависит от объемов внешнеторговой деятельности и от уровня эффективности применяемых правовых средств, гарантирующих своевременное и полное поступление таможенных платежей в казну государства. Перспективы повышения собираемости ввозных и вывозных таможенных пошлин представлены на рис. 3.

Рис. 3. Перспективы повышения собираемости экспортных и

импортных пошлин

Источник: составлено авторами

На основании вышесказанного следует сделать вывод, что в перспективе, по мере развития торговых и иных связей с дружественными странами, будут создаваться новые направления логистики маршрутов, которые сбалансируют издержки и это приведет, в перспективе, к повышению собираемости таможенных пошлин; расширится номенклатура торгуемых товаров. Необходимо также сделать выводы о том, что существует ряд проблем, которые решаются государством с целью повышения эффективности собираемости экспортных и импортных пошлин, но при этом с соблюдением мер по защите государственных интересов страны. Можно заключить, что на современном этапе социально-экономического развития следует продолжать развитие торговые отношений с дружественными странами для увеличения объемов товаров.

Таким образом, рассмотрев проблемы, которые возникают у таможенных органов при осуществлении контроля товаров, помещаемых под таможенные процедуры экспорта и выпуска для внутреннего потребления и перспективы повышения собираемости экспортных и импортных пошлин, следует сделать общий вывод, что при повышении собираемости экспортных и импортных пошлин в результате укрепления торговых связей с дружественными странами у таможенных органов возникают проблемы при осуществлении контроля большого потока товаров.

Одно из возможных решений проблемы, которое позволит сохранить высокий уровень собираемости таможенных пошлин и эффективность контроля за перемещением товаров через таможенную границу - создание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

новых логистических маршрутов или усовершенствование уже имеющихся с целью распределить объемы контроля за перемещением товаров.

Фискальная функция является одной из ключевых в таможенном деле, поскольку играет важную роль в формировании доходной части федерального бюджета, а, следовательно и в обеспечении финансовой устойчивости как национальной, так и региональной экономик. Таможенные органы в процессе деятельности сталкиваются с различного рода проблемами, которые влияют на собираемость экспортных и импортных пошлин. Необходимо обратить внимание на ключевые проблемы, влияющие на эффективность собираемости экспортных и импортных пошлин, а также выделить особенности этого процесса.

Собираемость таможенных пошлин может напрямую зависеть от таких факторов, как: количество участников внешнеэкономической деятельности, уровень их грамотности при прохождении процесса таможенного оформления, а также объемы поставок.

В условиях непростой геополитической ситуации, с учетом географического положения регионов, находящихся в регионе деятельности Южного таможенного управления, проблемы могут оказывать существенное влияние на эффективность выполнении функций таможенных органов

Например, одной из проблем является нехватка ресурсов для своевременного и полноценного контроля, обработки документации в связи с загруженностью таможенного порта города Новороссийск. Исходя из географического положения, до введения санкций основными торговыми партнерами участников внешнеэкономической деятельности южных регионов были страны Запада. После введения санкций основные логистические маршруты закрылись и в результате чего государству было необходимо в кратчайшие сроки перестроиться на Восточный рынок, договариваться с дружественными странами и развивать торговые отношения. В результате чего, увеличилась нагрузка на морской порт Новороссийск - это крупный морской порт и ключевой торговый узел в черном море. В него прибывают товары как со стран ближнего зарубежья, так и дальнего, поскольку перевозка товаров морским транспортом является эффективным по грузоподъемности и стоимости.

С увеличением нагрузки на морской порт, возникли проблемы и при вывозе контейнеров. Из Новороссийска вывоз осуществляется железнодорожным и автомобильным транспортом. В связи с этим, наблюдается нехватка поездов и автомобильного транспорта, что влечет за собой увеличение издержек, времени ожидания. Таким образом, проблемы, связанные с увеличением грузопотока на таможенном порте Новороссийск, возникают как у таможенных органов, так и у участников внешнеэкономической деятельности, что влияет на качество и количество собираемых таможенных пошлин.

Меры по решению данной проблемы могут быть следующими:

- развитие инфраструктуры: расширение таможенных постов, территории терминалов, которые будут вмещать большее количество контейнеров, в результате чего не будет задержек;

- увеличение количества сотрудников на местах фактического контроля на таможенных постах и в Новороссийской таможне. Для повышения эффективности проведения таможенного контроля (фактического и документационного) требуется большее число должностных лиц. Кадровый ресурс является одной из важных составляющих при решении данного рода проблемы.

Следующая проблема - неравномерно сложившееся распределение товаров. Данная проблема вытекает из первой, поскольку в последние годы, исходя из статистических данных, на фоне загруженности таможенного порта Новороссийск, значительно снизились аналогичные показатели, например, в Ростовской области. Некоторые таможенные посты остались без работы в силу их географического положения. После подписания Президентом РФ законов о принятии в состав России четырех субъектов губернатор Ростовской области Василий Голубев сообщил о прекращении работы таможенных постов на границе с ДНР и ЛНР. До изменения границ на данной территории функционировали 7 таможенно-пропускных пунктов: Изварино - Донецк, Новошахтинск - Должанская, Гуково - Червонопартизанск, Чертково -Меловое, Новоазовск - автодорога Мариуполь - Таганрог, Мариновка -Куйбышево, а также Успенка - Авило-Успенка Матвеево-Курганского района. До принятия субъектов в состав России, участники внешнеэкономической деятельности вели с данными регионами торговлю. Несмотря на то, что официальный лица ДНР и ЛНР воздерживались от публикаций данных по внешней торговле, из заявлений властей этих регионов и статистического учета ФТС следует, что основные объемы внешней торговли приходятся на России. При этом в 2020 году около 96% экспорта ДНР шло в Россию [17].

Объемы торговли России с данными республиками можно увидеть и в статистике внешней торговли ФТС. Поскольку до признания республик независимыми, они считались частью Украины, данные по торговле могут частично отразить статистика внешней торговли Ростовской области, так как этот регион является приграничным и, в основной части, через него осуществлялась торговля. По данным ФТС, в 2021 году экспорт товаров на Украину через Ростовскую область составил почти 1,5 млрд. долл., а импорт с Украины через ту же область - почти 500 млн долл. [17]. По определению торговля с ДНР и ЛНР не соответствует однозначно торговле Ростовской области с Украиной. Однако данная статистика показывает те объемы товарооборота, который обеспечивали функционирование таможенных постов. В результате были образованы Донецкая и Луганская таможни, а часть таможенных постов Ростовской области была закрыта, что, соответственно, повлияло на собираемость таможенных пошлин.

Следующая проблема - логистический кризис в Красном море. Это серьезная проблема, которая может в последствии оказать влияние на рост цен

во всем мире. В конце декабря 2023 года, в связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке и беспрецедентными атаками на торговые судна в акватории Баб-эль-Мандебского пролива, который соединяет Красное море и Аденский залив, начали происходить глобальные изменения в логистике. Часть мировых компаний по осуществлению перевозок морским транспортом стали массово отказывать в доставках грузов. В связи с этим происходят задержки в доставке, что приводит к дополнительным расходам, а также к поиску альтернативных путей [21].

Поскольку Суэцкий канал является кратчайшим морским путем, соединяющим Европу и Азию, а значит одним из ключевых логистических маршрутов, начавшийся кризис вызвал множество проблем. Сложившийся кризис уже привел к росту издержек и перебоям в поставках. Большое количество судов стало идти по альтернативным маршрутам. Альтернативный маршрут через мыс Доброй Надежды, который вынуждены выбирать судоходные компании, создает дополнительные расходы и увеличивает время доставки грузов. Как следствие проблемы, наблюдается повышение издержек. Задержка в поставках влечет за собой повышение транспортных расходов, что приводит и к повышению таможенной стоимости. Таким образом, кризис в Красном море оказывает непосредственное влияние на собираемость таможенных пошлин. Сокращение прибывающих судов приводит к уменьшению объемов перевозимых товаров, что приводит к снижению собираемых таможенных пошлин.

В качестве еще одной проблемы следует отметить трудности, возникающие у участников внешнеэкономической деятельности при проведении операций по переводу денежных средств зарубежным партнерам. Санкции в банковской сфере приводят к затруднениям в осуществлении переводов: отказ или задержка в переводе. Например, ограничения турецких и китайских банков на прямые расчеты с Россией привели к увеличению среднего срока оплаты. В некоторых случаях практикуется и отклонение переводов [14]. Ужесточение контроля за перемещаемыми товарами приводит к тому, что российским участникам внешнеэкономической деятельности приходится искать альтернативные варианты перевода, что влечет за собой повышение затрат на осуществление дополнительных операций, поиск новых банков. Для решения данной проблемы российские организации прибегают к различным методам в обход санкций, привлекают большее количество посредников, а большее число транзакций влияют не только на увеличение стоимости, но и создают проблемы для органов, осуществляющих контроль.

Проблемы, возникающие с переводами, оказывают влияние не только на участников внешнеэкономической деятельности, но и на таможенные органы. Например, увеличение срока временного хранения товаров, возникновение риска невыплаты таможенных и иных платежей. Таможенные органы вынуждены усилить контроль за банковскими транзакциями, чтобы избежать случаев неуплаты таможенных платежей в полном объеме, нарушения сроков их уплаты.

Таким образом, в настоящее время существуют различного рода проблемы, которые оказывают влияние на собираемость экспортных и импортных пошлин. Стоит отметить, что у данных проблем есть одно сходство: следствием является повышение цен на готовую продукцию для конечного потребителя. Данные проблемы влияют не только на уровень собираемости таможенных пошлин, но и на экономику страны в целом. На основании вышесказанного следует сделать вывод, в настоящее время существует ряд проблем, которые оказывают непосредственное влияние на объемы и качество собираемых экспортных и импортных таможенных пошлин. Одной из позитивных тенденций является увеличение объемов торговли с дружественными странами, что безусловно скажется в перспективе на увеличение объемов пополнения бюджета России.

Заключение

Повышение эффективности таможенного администрирования требует комплексного подхода, который включает несколько ключевых путей. Во-первых, улучшение информационного обмена между таможенными и налоговыми органами через интеграцию цифровых систем позволит сократить ошибки и повысить скорость обработки данных. Во-вторых, необходимо совершенствование таможенного аудита для более точного контроля за уплатой пошлин, что также снизит нагрузку на законопослушных участников внешнеэкономической деятельности.

Эффективное распределение кадровых ресурсов и модернизация таможенной инфраструктуры, особенно в крупных портах, таких как Новороссийск, решат проблему перегрузки и задержек грузов. Также важно оптимизировать логистические маршруты для балансировки грузопотоков. Введение гибких ставок таможенных пошлин и льгот для участников внешнеэкономической деятельности может стать дополнительным стимулом для роста внешней торговли и повышения собираемости платежей.

Литература

1. Анализ экономик стран БРИКС и их сотрудничества с Россией в части международной торговли. URL: https://roscongress.org/materials/strany-briks-analiz-ekonomik-sotrudnichestvo-s-rossiey-v-2024-g/.

2. Ахмедзянов Р.Р., Мушкарина К.Н. Совершенствование контроля за уплатой таможенных платежей в бюджет государства // Естественно -гуманитарные исследования. 2021. № 35(3). С. 54-57.

3. Главное таможенное управление КНР. URL: http://www.customs.gov.cn/customs/syx/index.html.

4. Доля дружественных стран во внешней торговле РФ в 2023 году составила 75%. URL: https://tass.ru/ekonomika/19885953.

5. Информационное агентство «Прайм». URL: https://1prime.ru/20231127/842379809.html.

6. Коварда В.В., Лаптев Р.А., Болычева Е.А., Бобырева Е.В. Направления совершенствования деятельности таможенных органов России

по обеспечению национальной безопасности страны в условиях масштабной цифровизации // Вестник Евразийской науки. 2021. № 2. С. 1-19.

7. Куликова И.В., Соленая С.В., Андрющенко К.Д. Потенциал Индии в контексте внешней торговли России // Прогрессивная экономика. 2023. № 12. С. 39-51.

8. Куликова И.В., Соленая С.В. Анализ применения таможенных процедур экспорта и выпуска для внутреннего потребления и их влияние на развитие Южного федерального округа // Прогрессивная экономика. 2024. № 9. С. 75-90.

9. Куликова И.В., Соленая С.В., Украинцева И.В. Развитие торгово-экономических отношений России и Турции на современном этапе // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 215-225.

10. Куликова И.В., Украинцева И.В., Рощина Л.Н. Развитие экономических отношений России с Китаем и Индией: перспективы и прогнозы // Прогрессивная экономика. 2023. № 9. С. 68-80.

11. Никулкина И.В., Колядко А.С. Развитие механизмов взаимодействия таможенных и налоговых органов по администрированию таможенных платежей // Экономика, предпринимательство и право. 2022. Т. 12. № 4. С. 1417-1434.

12. Постановление Правительства РФ от 21.09.2023 N 1538 (ред. от 28.08.2024) "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, и о внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза" // СПС Консультант Плюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_457807/.

13. Россия снизит экспортную пошлину на нефть до нуля с начала 2024 года. URL: https://neftegaz.ru/news/gosreg/807622-rossiya-snizit-eksportnuyu-poshlinu-na-neft-do-nulya-s-nachala-2024-goda/.

14. Савина С. В. Влияние санкций на банковскую систему РФ // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: Сборник материалов XIX Международной научно-практической конференции. Москва: Печатный цех, 2023. С. 413-418.

15. Сергеев В.А., Зыков А.А. Особенности модели и методики проведения таможенного аудита таможенными органами // Прогрессивная экономика. 2024. № 4. С. 237-247.

16. Фахретденова Э.В. Роль фискальной деятельности таможенных органов в обеспечении экономической безопасности // Глобус: экономика и юриспруденция. 2021. №2 (42). С. 15-25.

17. Федеральная таможенная служба. Справочные и аналитические материалы. URL: https://customs.gov.ru/statistic.

18. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности"

// СПС Консультант Плюс. URL:

https: / /www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_45397/.

19. China Exports to Russia. URL: https://tradingeconomics.com/china/exports/russia.

20. Turkish Statistical Institute. URL: https://data.tuik.gov.tr/Bulten/Index?p=Foreign-Trade-Statistics-May-2023-49624&dil=2.

21. What are the impacts of the Red Sea shipping crisis? URL: https://www.jpmorgan.com/insights/global-research/supply-chain/red-sea-shipping.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.