Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКСПОРТНОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА'

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКСПОРТНОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / МАЛЫЙ БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ВЫГОДЫ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сарибоева О.Б.

В статье анализируется деятельность субъектов малого бизнеса. Они изучили способы повышения конкурентоспособности и увеличения экспортного потенциала. Изучена динамика производства продукции малых предприятий Наманганской области в 2001-2019 гг. Для малого бизнеса Узбекистана определены важные задачи по поиску своего места в международном разделении труда и дальнейшему развитию своего экспортного потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INCREASING PRODUCTION AND EXPORT CAPACITY OF SMALL BUSINESSES

In the article, the activities of small businesses are analyzed. They explored ways to improve competitiveness and increase export potential. The dynamics of production of products of small enterprises in the Namangan region in 2001-2019 have been studied. For small businesses in Uzbekistan, important tasks have been identified to find their place in the international division of labor and further develop their export potential.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКСПОРТНОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА»

УДК 658.152.

Сарибоева О.Б. ассистент кафедры «Маркетинг» Наманганский инженерно-технологической институт

Республика Узбекистан, г. Наманган

ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКСПОРТНОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация: в статье анализируется деятельность субъектов малого бизнеса. Они изучили способы повышения конкурентоспособности и увеличения экспортного потенциала. Изучена динамика производства продукции малых предприятий Наманганской области в 2001 -2019 гг. Для малого бизнеса Узбекистана определены важные задачи по поиску своего места в международном разделении труда и дальнейшему развитию своего экспортного потенциала.

Ключевые слова: экономика, малый бизнес, предпринимательство, выгоды, экспортный потенциал, конкурентоспособность.

Sariboeva O.B. assistant of the department marketing Namangan engineering-technological institute

Uzbekistan, Namangan

PROSPECTS FOR INCREASING PRODUCTION AND EXPORT

CAPACITY OF SMALL BUSINESSES

Abstract: In the article, the activities of small businesses are analyzed. They explored ways to improve competitiveness and increase export potential. The dynamics of production of products of small enterprises in the Namangan region in 2001-2019 have been studied. For small businesses in Uzbekistan, important tasks have been identified to find their place in the international division of labor and further develop their export potential.

Key words: economy, small business, entrepreneurship, benefit, export potential, competitiveness.

Введение. Малый бизнес и частное предпринимательство играют важную роль в развитии экономики, и для обеспечения ее стремительного развития руководство нашей страны принимает ряд мер, отдавая приоритет малому бизнесу и частному предпринимательству. На их деятельность создаются привилегии. В результате малый бизнес и предпринимательство в нашей стране и ее регионах развиваются и вносят больший вклад в экономику. О полной поддержке государством всех форм малого бизнеса и предпринимательства и на этой основе увеличивать занятость,

благосостояние и дальнейшую либерализацию и поощрение частного предпринимательства, усиление законодательства для защиты прав предпринимателей, постепенное снижение налоговой нагрузки и участия государства в экономике, рыночной инфраструктуре ряд работ ведется.

Основная часть. В 2000 году малыми предприятиями и предпринимателями области произведено промышленной продукции на 244,0 миллиарда сумов, в 2005 году - промышленной продукции на 1104,8 миллиарда сумов, в 2010 году - промышленной продукции на 10132,9 миллиарда сумов, в 2015 году - 39643,5 миллиарда сумов. В 2019 году произведено промышленной продукции на 83344,2 млрд сумов. Если посмотреть на темпы роста, то в 2005 году он был в 4,52 раза выше, чем в 2000 году, а в 2010 году был в 9,17 раза выше, чем в 2005 году. В 2015 году он увеличился в 3,91 раза по сравнению с 2010 годом, а в 2019 году - в 2,10 раза по сравнению с 2015 годом. Объем промышленного производства малыми предприятиями области в 2019 году увеличился в 341,5 раза по сравнению с уровнем 2000 года.

Что касается строительной отрасли, то малыми предприятиями в этой сфере в 2000 году выполнено строительных работ на 149,0 млрд. Сумов, а к 2019 году выполнено строительных работ на 53960,9 млрд. Сумов, или темп роста в 362 раза. В 2000 году численность работников малого бизнеса в области составила 4467,1 тысячи человек, а к 2020 году - 9402 тысячи человек. Эти показатели показывают высокие темпы роста малого бизнеса в нашей стране (таблица 1).

Таблица 1

Показатели малого предпринимательства по отраслям в Наманганской

области в 2000-2020 гг.

т/р Год Промышленность, млрд сумов Строительство млрд сумов Занятость, тыс. Человек Экспорт, тыс. Долларов США

1 2000 244,0 149,0 4467,1 334,3

2 2001 355,1 230,4 4733,0 293,6

3 2002 690,6 306,9 4994,1 224,3

4 2003 659,6 331,9 5436,7 272,1

5 2004 892,1 556,6 5974,9 354,4

6 2005 1104,8 739,2 6602,5 325,8

7 2006 1589,3 1009,8 7234,1 714,6

8 2007 2432,4 1514,2 7743,1 1333,5

9 2008 3489,5 2090,0 8071,1 1419,8

10 2009 5072,3 2996,0 8370,1 1723,6

11 2010 10132,9 4163,2 8643,9 1782,8

12 2011 13586,8 6188,3 8950,7 2826,2

13 2012 17114,6 7925,5 9239,7 1910,5

14 2013 23312,0 10377,7 9604,0 3752,3

15 2014 30907,0 13944,9 9950,8 3657,8

16 2015 39643,5 16954,0 10170,4 3377,7

17 2016 50654,5 19671,0 10397,5 3139,2

18 2017 61367,8 22469,4 10541,5 2759,3

19 2018 87962,0 37451,7 10128,8 3810,8

20 2019 83 344,2 53960,9 10313,4 4714,8

21 2020 (Январь-июнь) 42274,4 30526,3 9402,0 1400,9

Примечание: Подготовлено на основании данных Государственного управления статистики Наманганской области.

На рисунке 1 представлена динамика производства продукции малых предприятий региона в 2001-2019 гг. Видно, что темпы роста были одинаковыми до 2010 года, а в последующие годы, то есть до 2020 года, были достигнуты высокие темпы роста.

Рисунок 1. Динамика производства продукции малых предприятий в

2001-2019 гг.

Экспорт продукции малых предприятий также увеличился в течение 2000-2019 гг. В 2000 г. эти субъекты экспортировали товаров на сумму 334,3 тыс. долларов США, а к 2019 г. экспортировали товаров и услуг на 4714,8 тыс. долларов США, что в 14,1 раза больше, чем за тот же период. С 2000 по 2019 год объем произведенной продукции малого бизнеса и частного предпринимательства увеличился в 341,5 раза, а объем экспорта увеличился всего в 14,1 раза. Это также можно увидеть на гистограмме на рисунке 2. Это означает, что малый бизнес продолжает производить продукцию в основном для внутреннего рынка, и одной из основных задач сейчас является повышение конкурентоспособности и увеличение экспортного потенциала.

Однако, несмотря на то, что для малого бизнеса и частного предпринимательства созданы необходимые правовые рамки, льготы и гарантии, существует ряд проблем при их реализации в регионе и на местах. Необходимо решить существующие проблемы, особенно в сферах экономического и социального развития, управления экспортно-импортными операциями в малом бизнесе и предпринимательстве.

12000 10000 8000 6000

4000 -■

2000 -

0

□ Ряд 1

1—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I—I

1 3 5 7 9 11 13 15 17 19

Рисунок 2. Гистограмма экспортных операций малого бизнеса в 2000-

2019 гг.

В нашей стране и во всех ее регионах очень высок экспортный потенциал малого бизнеса и предпринимательства. Основными проблемами, мешающими малому бизнесу и предпринимателям расширять экспорт, являются: недостаток средств у малых предприятий для финансирования затрат на организацию экспорта и маркетинговые исследования, отсутствие информации о ситуации и правовых условиях определенных товаров на зарубежных рынках, качество, упаковка, сертификация. , необходимость штрих-кодирования и т. д.

Заключение. Для того, чтобы малый бизнес в Узбекистане нашел свое место в международном разделении труда и развил свой экспортный потенциал, необходимо выполнить следующие задачи:

• Разработка программ по эффективному использованию местного сырья в деятельности малого бизнеса, повышению качества продукции и ее экспорта.

• создание условий для полноценного использования экспортного потенциала республики, формирование экспортно-ориентированной национальной экономики;

• множество отраслей внешнеэкономической деятельности -специализированные торговые дома, лизинговые, консалтинговые,

франчайзинговые и страховые фирмы; дальнейшее совершенствование банковской, транспортной и коммуникационной систем;

• создание в отрасли специального цеха или предприятия по производству продукции на экспорт и оснащение их современными технологиями;

• постоянно проводить маркетинговые исследования конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, создавать виды товаров, отвечающие потребностям покупателей, и так далее.

• совершенствование экспортно-ориентированной отрасли и ее состава за счет высокотехнологичной и наукоемкой продукции глубокой переработки;

В результате эффективной реализации этих направлений влияние малого бизнеса на экономику нашей страны будет еще больше возрастать. В результате экономика будет развиваться, и уровень жизни населения повысится.

Использованные источники:

1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева Олий Мажлису. Газета Наманган Хакикати, 25 января 2020 года. № 7 (19626)

2. Гуломов С.С. и другие. Предпринимательство и малый бизнес. - Т .: «Труд», 2002. - Б. 337.

3. Юлдашев Н.К., Казаков О.С. Экономика и менеджмент. Ташкент, Учебник, «Экономист», 2017.

4. Икрамов М.А., Казаков О.С. Основы экономики и менеджмента. Ташкент, ВнешинвестПром, 2019.

5. Данные Наманганского областного управления статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.