Гуськова И. В., докт. экон. наук, профессор кафедры экономики, проректор по науке Нижегородского института менеджмента и бизнеса, [email protected]
Шагалова Т. В., канд. экон. наук, доцент кафедры экономики, начальник научно-исследовательского отдела Нижегородского института менеджмента и бизнеса,
перспективы повышения
конкурентоспособности экономик стран — участниц
евразийского экономического союза
В статье рассмотрены вопросы, связанные с историей создания и состоянием экономик стран — участниц Таможенного союза. Авторы проанализировали как положительные, так и негативные тенденции развития экономики для каждой страны-участницы. Проведен анализ рейтинга стран—участников Таможенного союза в Doing Business с 2009 по 2014 г., а также прогнозные значения темпов роста экономики Единого экономического пространства и потребительской инфляции.
Ключевые слова: Евразийский экономический союз, Таможенный союз, внешняя торговля, международная миграция, внешнеторговый оборот.
Введение
29 мая 2014 г. в столице Казахстана Астане был подписан договор между Россией, Казахстаном и Белоруссией о формировании нового торгового блока — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вместо ЕврАзЭС — с намерением присоединения к нему бывших советских республик Армении и Киргизии в ближайшем будущем.
Документ вступит в силу с 1 января 2015 г. Это событие имеет историческое значение и открывает широкие перспективы для развития экономик и повышения благосостояния граждан указанных стран.
Цель создания Евразийского экономического союза — формирование крупнейшего конкурентоспособного рынка в современной глобальной экономике, а также исполь-
зование позитивного опыта других стран, в частности опыта экономического регулирования Казахстана, для создания стимулов по трансформированию различных российских ведомств в условиях обострения конкуренции. Чтобы выиграть в этом конкурентном соревновании, необходимо обладать определенными конкурентными преимуществами. Успех в экономическом развитии определяющим образом зависит от степени конкурентоспособности1.
Некоторые аналитики заявляют, что создание этого Союза носит, скорее всего, политический, а не экономический характер. «Евразийский союз — это реализация
1 Гуськова И. В, Шагалова Т. В. Анализ конкурентоспособности некоторых отраслей экономики России в условиях ВТО // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). С. 16.
Таблица 1
Внешняя торговля Российской Федерации со странами Таможенного союза3 (в фактически действовавших ценах, млн долл. США)
Год 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Экспорт
Всего 7 815 16 642 29 125 36 806 25 873 28 771 39029 38 980
Беларусь 5 568 10 118 17 205 23 507 16 726 18 081 24 930 24 422
Казахстан 2 247 6 524 11920 13 299 9 147 10 690 14 099 14 558
Импорт
Всего 5 910 8 941 13 502 16 932 10 416 14 403 21 088 19 175
Беларусь 3 710 5 716 8 879 10 552 6 719 9 954 14 509 11305
Казахстан 2 200 3 225 4 623 6 380 3 697 4 449 6 579 7870
Товарооборот
Всего 13 725 25 583 42 627 53 739 36 289 43 174 60 115 58 155
Беларусь 9 278 15 834 26 084 34 059 23 445 28 035 39 439 35 727
Казахстан 4 447 9 749 16 543 19 679 12 844 15 139 20 676 22 428
геополитической мечты Путина», — заявил Николай Петров из московского Карнеги-центра изданию Bloomberg News, добавив, что Союз является «демонстрацией того, что Россия не одинока»2.
Немного истории
Форма торгово-экономической интеграции в виде Таможенного союза между Белоруссией, Казахстаном и Россией предусматривает единую таможенную территорию, в пределах которой в торговле не применяются таможенные пошлины и другие ограничения экономического и торгового характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны — участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими страна-
2 Евразийский союз Путина — это, похоже, не-
выгодная сделка даже для России: Bloomberg
Businessweek.URL: http://www.unian.net/politics/923750--evraziyskiy-soyuz-putina-eto-pohoje-nevyigodnaya-sdelka-daje-dlya-rossii. html (дата обращения 26.06.2014).
ми, не входящими в данное интеграционное объединение.
Основные цели создания Таможенного союза были следующие: получение конкретных экономических, геополитических выгод; рост торгового оборота, улучшение благосостояния населения, создание конкурентной среды, улучшение предпринимательского климата для государств-участников.
В таблице 1 показан анализ внешней торговли (экспорт и импорт) между Россией, Беларусью и Казахстаном с 2000 по 2012 г. (для сравнения приведены данные за 2000 г.).
На основании данных таблицы можно сделать следующие выводы.
1. Товарооборот Российской Федерацией со странами Таможенного союза за период с 2000 по 2012 г. вырос в 4,2 раза в номинальных ценах, что свидетельствует о взаимной заинтересованности в усилении внешней торговли.
2. Заслуживает интереса тот факт, что Российская федерация экспортирует
3 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 26.06.2014).
Таблица 2
Рейтинг стран — участников Таможенного союза в Doing Business с 2009 по 2014 г.4
Страна Doing Business 2009 г. Doing Business 2010 г. Doing Business 2011 г. Doing Business 2012 г. Doing Business 2013 г. Doing Business 2014 г.
Россия 118 120 124 120 112 92
Беларусь 82 58 91 69 58 63
Казахстан 64 63 58 47 53 50
товаров и услуг больше, чем импортирует. В 2012 г. положительное сальдо составило 19 805 млн долл. США, или 50,8%. Это объясняется тем, что порядка 45% экспорта составляют минеральные продукты, а ввозятся в основном машины и оборудование, а также продукты питания.
Таким образом, товарная структура внешней торговли в рамках Таможенного союза остается примерно такой же, как и во всем мире. На наш взгляд, целевой установкой создания Таможенного союза для интересов Российской Федерации должна стать возможность выхода отечественных производителей промышленной продукции на данный рынок, увеличение объемов продаж за счет расширения рынка сбыта в Беларуси и Казахстане, приобретение опыта работы на внешних рынках.
При этом всегда изыскиваются наиболее выгодные условия для существования бизнеса. Страна, которая сумеет создать их, будет получать наибольшие экономические выгоды, ведь в условиях Таможенного союза как формы экономической интеграции административные и запретные методы становятся малоэффективными.
Существующий рейтинг Всемирного банка Doing Business измеряет нормы регулирования, применимые к местным предприятиям, в 189 странах и определяет рейтинг стран по 10 направлениям регулирования предпринимательской деятельности, таким как создание предприятий, разрешение
4 Ведение бизнеса в России 2014 [Электронный ресурс]: Doing Business. URL: http://russian.doingbusiness. org/reports/global-reports/doing-business-2014/ (дата обращения 26.06.2014).
неплатежеспособности и осуществление внешнеторговой деятельности.
В таблице 2 представлено изменение рейтинга стран — участников Таможенного союза с 2009 по 2014 г.
Из приведенного рейтинга стран — участниц Таможенного союза лидирующее место занимает Казахстан, занимающий в 2014 г. 50-е место в мире из 189 стран, Беларусь занимает 63-е место, а Россия, несмотря на колоссальные усилия по борьбе с коррупцией, проведение ряда реформ в банковской сфере, сфере налогообложения, образования и т. д., всего лишь 92-е место (между Барбадосом и Сербией).
Может быть, данный разрыв и объясняет тот факт, что в России в 2012 г. было накоплено инвестиций из Беларуси на сумму 5757 млн долл. США, а направлено — 7101, из Казахстана за тот же период было накоплено 1084 млн долл. США, а направлено — 24095.
Таким образом, российскому бизнесу выгоднее вкладывать свои капиталы в экономику Казахстана и Беларуси.
Как показывают данные табл. 3, число эмигрантов за период с 2005 по 2012 г. выросло на 9767 человек, или на 144%, а число иммигрантов из Казахстана, наоборот, сократилось на 6439 человек, или на 12%.
Число иммигрантов из Беларуси выросло всего на 281 человека, или на 4,7%; число людей, уехавших в Казахстан, сократилось на 3594, или на 29%. Вполне возможно, данная тенденция объясняется более высокими
5 Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат — Р76. М., 2013. С. 101-129.
Таблица 3
Международная миграция, число людей6
Процесс миграции 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Прибыло в Российскую Федерацию — всего 177230 191656 356535 417 681
Беларусь 6 797 4 894 10 182 16 564
Казахстан 51945 27 862 36 474 45 506
Выбыло из Российской Федерации — всего 69 798 33 578 36 774 12 275
Беларусь 6 034 2 899 2 622 6 315
Казахстан 12 437 7 329 6 176 8 843
заработками людей в России, что, с одной стороны, хорошо, но для предпринимателя более дешевый работник гораздо выгоднее при условии, что квалификация и профессионализм будут примерно одинаковы.
Исследования показывают, что значимость государства в развитии частного сектора велика. Правительства должны оказывать поддержку хозяйственной и предпринимательской деятельности путем создания и обеспечения реализации законов и норм, направленных на более четкое определение прав собственности и снижение трансакционных издержек, связанных с урегулированием споров. Это повышает предсказуемость экономического поведения и обеспечивает лица, состоящие в договорных взаимоотношениях, основными средствами защиты от противоправных действий.
Как показывает зарубежный опыт, у стран, показывающих хорошие результаты по легкости ведения предпринимательской деятельности, в среднем большая степень открытости. В них формальные рыночные институты преобладают над неформальными. Это означает, что больше людей имеют доступ и равные права на формальном рынке и могут извлечь выгоду из норм регулирования, относящихся к социальной защите и правилам охраны труда. Также законодательством этих стран обычно обеспечено равенство и отсутствие дискриминации.
6 Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 26.06.2014).
Открытость отражает желание правительства осуществлять более эффективное распределение ресурсов. Это означает, что производительность предприятий не должна ущемляться формальными чрезмерно жесткими и обременительными правилами.
Чтобы создать более благоприятные условия для ведения бизнеса в России, правительству необходимо проводить такие реформы, как упрощение и снижение стоимости процедур регулирования, укрепление правовых институтов, связанных с регулированием бизнеса.
В итоге Правительство России добьется экономии средств. Предприятия выигрывают благодаря наличию более рациональных и менее дорогостоящих процедур или более надежных институтов. B целом такие меры приводят к созданию новых предприятий, рабочих мест, обеспечению роста торговли и динамичной экономики.
Создание торгового объединения и предназначено для решения поставленных задач. За последние годы наблюдается свободное передвижение товаров, граждан и капиталов из страны в страну, а также внедрены союзные технические регламенты. Таможенный союз выполнил поставленные перед ним задачи и теперь превращается в базовое интеграционное объединение.
Что принесет Союз этой тройке?
После присоединения Армении и Киргизии общий ВВП размером в 2,6 трлн долл.
Таблица 4
Прогнозные значения темпов роста экономики Единого экономического пространства
и потребительской инфляции
Год Реальный ВВП (к предыдущему году, %) ИПЦ (к предыдущему году, %)
2014 2,5 6,6
2015 3,6 5,7
2016 2,9 5,3
составит лишь одну пятую от ВВП Евросоюза или США и меньше одной трети ВВП Китая. На Россию придется 80% ВВП всего блока и примерно такая же доля его населения, составляющего около 178 млн человек7.
По прогнозам Евразийской экономической комиссии основных показателей экономического развития государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства (далее ЕЭП) на 20142016 гг.8, ожидается, что в среднесрочном периоде темпы роста цены на нефть снизятся ввиду внедрения новых технологий разработки нефти и газа и развития альтернативных источников энергии.
Прогнозные значения темпов роста экономики Единого экономического пространства и потребительской инфляции представлены в табл. 4.
Республика Беларусь
В экономике Республики Беларусь в течение 2013 г. наблюдался спад. Восстановление после финансово-экономического кризиса по-прежнему происходит медленными темпами и сопряжено со значитель-
7 Путинский Евразийский экономический союз — невыгодная сделка даже для России: Bloomberg Businessweek. URL: http://www.inosmi.ru/ russia/20140530/220675336.html 30/05/2014 (дата обращения 30.05.2014).
8 Прогноз основных показателей экономическо-
го развития государств — членов Таможенного союза и ЕЭП на 2014-2016 годы. Агентство анализа интеграционных инициатив. URL: http://np-aaii.ru/news/1/156 (дата обращения 26.06.2014).
ными рисками. В частности, реальный ВВП по итогам 2013 г. вырос на 1%.
Для стабилизации ситуации в экономике и поддержания обменного курса органы денежно-кредитного регулирования прибегают к периодическому ужесточению монетарной политики.
В среднесрочной перспективе ввиду высокой зависимости экономики Беларуси от экономической ситуации в России прогнозируемое замедление роста ВВП в России наряду с общими негативными тенденциями в мировой экономике обусловит негативный внешнеэкономический фон для Беларуси (табл. 5).
При этом могут обостриться риски, связанные с накопленными внешними и внутренними макроэкономическими дисбалансами, высокими девальвационными ожиданиями, возможным снижением уровня золотовалютных резервов, несмотря на осуществляемые внешние заимствования.
Высокий уровень процентных ставок окажет сдерживающее воздействие на рост внутреннего спроса, в связи с чем тенденции замедления темпов роста ВВП, наблюдаемые в 2013 г., сохранятся, и темпы экономического роста в 2014 г. ожидаются на уровне 0,5%.
В дальнейшем в случае постепенного ослабления валюты сальдо счета текущих операций улучшится, что положительно отразится на темпах роста ВВП в 2015 г. К концу 2016 г. темпы роста ВВП стабилизируются на уровне долгосрочного тренда 3,6%.
Ожидается планомерное ослабление национальной валюты, поддерживаемое же-
Таблица 5
Прогнозные значения основных показателей экономического развития
Республики Беларусь9
Год Реальный ВВП (к предыдущему году, %) ИПЦ (к предыдущему году, %)
2014 0,5 15,6
2015 6,1 15,4
2016 3,8 14,6
Таблица 6
Прогнозные значения основных показателей экономического развития
Республики Казахстан10
Год Реальный ВВП (к предыдущему году, %) ИПЦ (к предыдущему году, %)
2014 5,4 5,3
2015 6,1 6,0
2016 5,7 6,4
сткой денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой в соответствии с планом совместных действий правительства и Национального банка Республики Беларусь. Инфляция будет удерживаться на уровне 14-15% в год.
Республика Казахстан
В начале 2013 г. темпы роста экономики Казахстана замедлились. Это связано со снижением цен на нефть и металлы. Тем не менее текущая макроэкономическая ситуация в Казахстане остается стабильной и экономический рост находится на достаточно высоком уровне.
По итогам первого полугодия 2013 г. экономика Казахстана выросла на 5,1% в основном благодаря поддерживаемому потребительским кредитованием спросу со стороны домохозяйств. Отмечалось замедление инфляции в течение 2013 г. в результате снижения цен на продовольствие.
В результате роста импорта и снижения экспорта наблюдается ухудшение счета текущих операций. Темп роста реального ВВП по итогам 2013 г. составил 6,0%. Прирост реального ВВП в 2014 г. прогнозируется на уровне 5,4%. В дальнейшем экономический рост ускорится под влиянием положительной динамики чистого экспорта, а также постепенного восстановления мировой экономики и возможного плавного снижения номинального обменного курса тенге. Денежно-кредитная политика в целом будет носить умеренно жесткий характер и составит 6-8%. Под воздействием импортируемой инфляции ожидается постепенное ускорение потребительской инфляции с 5,3% в 2014 г. до 6,4% к 2016 г. (табл. 6).
Российская Федерация
Динамика макроэкономических показателей в России во втором полугодии 2013 г. в целом характеризуется негативными тен-
9 Прогноз основных показателей экономического развития государств — членов Таможенного союза и ЕЭП на 2014-2016 годы. Агентство анализа интеграционных инициатив. URL: http://np-aaii.ru/news/1/156 (дата обращения 26.06.2014).
10 Прогноз основных показателей экономическо-
го развития государств — членов Таможенного союза и ЕЭП на 2014-2016 годы. Агентство анализа интеграционных инициатив. URL: http://np-aaii.ru/news/1/156 (дата обращения 26.06.2014).
Таблица 7
Прогнозные значения основных показателей экономического развития Российской Федерации11
Год Реальный ВВП (к предыдущему году, %) ИПЦ (к предыдущему году, %)
2014 2,4 6,2
2015 3,2 5,1
2016 2,6 4,6
денциями. Наблюдалось снижение объемов промышленного производства, строительства и инвестиций, ухудшение внешнеторгового баланса.
Отмечалась потребительская активность, получившая дополнительный импульс за счет роста розничного кредитования. Уровень безработицы находится на самом низком уровне за всю историю. В начале 2013 г. наблюдался рост инфляции ввиду роста цен на продовольствие и увеличения импортируемой инфляции.
Темп роста реального ВВП по итогам 2013 г. составил 1,3%.
В целом слабость внешнего спроса, вероятное снижение цены на энергоносители и исчерпание внутренних факторов роста обусловят невысокие темпы роста ВВП России в среднесрочной перспективе.
По прогнозам предполагается, что денежно-кредитная политика Банка России в целом будет носить умеренно жесткий характер и будет направлена на достижение целевых значений инфляции и сдерживание инфляционных ожиданий.
В результате ожидается постепенное снижение уровня инфляции потребительских цен с 6,2% в 2014 г. до 4,6% в 2016 г. (табл. 7).
11 Прогноз основных показателей экономического развития государств — членов Таможенного союза и ЕЭП на 2014-2016 годы. Агентство анализа интеграционных инициатив. URL: http://np-aaii.ru/news/1/156 (дата обращения 26.06.2014).
Какие новые преференции предполагаются?
Статья 36 «Тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран»12.
1. В целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран Союз в соответствии с настоящим Договором может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза.
2. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
3. В отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин
12 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) от 6 июня 2014 г.
Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.
Какие выгоды получит каждая из стран?
Согласно официальной информации Договор о Евразийском экономическом союзе направлен на решение задач по повышению благосостояния и качества жизни граждан Казахстана, России и Беларуси и предусматривает свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной экономической политики. Перспективный интеграционный эффект в виде прироста совокупного ВВП к 2030 г. оценивается в размере около 900 млрд долл.
В основу документа положена договорно-правовая база Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП), действующие нормы которых были оптимизированы и приведены в соответствие с правилами Всемирной торговой организации (ВТО).
Национальные парламенты трех государств должны осуществить ратификацию договора до конца 2014 г., и с 1 января 2015 г. Евразийский экономический союз начнет функционировать. С этого момента должны быть обеспечены условия для свободного перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы между тремя странами. Страны-участницы будут осуществлять согласованную политику в ключевых отраслях экономики: энергетике, промышленности, сельском хозяйстве, транспорте.
Роль и место союзников России в Евразийском экономическом союзе
Смена стратегического вектора России и курс на создание оси Москва—Пекин открывает новые возможности для Казахстана, который становится ключевым союзником России — как военным, так и тран-
зитным. С учетом того, что центры экономического развития России переносятся в Сибирь и на Урал, для Казахстана открывается большой спектр возможностей.
Беларусь же, наоборот, будет терять свою значимость для России. Поэтому в Минске на повестке дня — максимально интенсивная межрегиональная интеграция с ЦФО и Северо-Западным ФО. Беларуси надо проявить активность и пытаться занять ниши в российском ВПК, освобождающиеся после коллапса на Украине.
Российская экономика станет прагматичной, это напрямую отразится на всех союзниках России. Поэтому союзные отношения с Казахстаном — это положительная тенденция, что нельзя сказать о Беларуси. И обусловлено это тем, что центр развития мира в XXI в. перемещается из Евроатланти-ческого региона в Юго-Восточную Азию.
Бывшие советские республики углубили свои торговые связи с Европой и Китаем в последние годы. ЕС сейчас является главным торговым партнером России, Казахстана и Армении, в то время как Китай — лидирующий торговый партнер Киргизии.
Надо отметить изъяны в экономических системах союзников: высокая олигархиза-ция, несуверенная финансовая система, низкая квалификация управленцев и оффшоризация.
Краткие выводы
1. Евразийский экономический союз должен стать стимулом к созданию полноценного союзного рынка, а также снять все ограничения для ведения экономической деятельности как физическими лицами, так и предприятиями всех форм собственности на данной территории.
2. Мы думаем, что этот союз позволит вывести Россию, Казахстан и Беларусь на следующий уровень евразийской интеграции, обеспечивающий рост объемов производства, инвестиций, торговли, конкурентоспособности экономик стран-участниц.
3. При благоприятных трендах развития евразийской интеграции к данному объединению в ближайшее время присоединятся страны СНГ. В итоге появляется перспектива создания сильного стратегического, экономического и политического альянса на постсоветском пространстве как конкурентная альтернатива союзам стран западного мира.
Список литературы
1. Ведение бизнеса в России 2014 [Электронный ресурс]: Doing Business. URL: httpY/russian. doingbusiness.org/reports/global-reports/doing-business-2014/ (дата обращения 26.06.2014).
2. Гуськова И. В, Шагалова Т. В. Анализ конкурентоспособности некоторых отраслей экономики России в условиях ВТО // Современная конкуренция. 2014. № 1 (43). С. 16.
3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) от 6 июня 2014 г.
4. Евразийский союз Путина — это, похоже, невыгодная сделка даже для России. Bloomberg Businessweek. URL: http://www.unian.net/politics/ 923750--evraziyskiy-soyuz-putina-eto-pohoje-nevyigodnaya-sdelka-daje-dlya-rossii.html (дата обращения 26.06.2014).
5. Прогноз основных показателей экономического развития государств — членов Таможенного союза и ЕЭП на 2014-2016 годы. Агентство анализа интеграционных инициатив. URL: http://np-aaii.ru/news/1/156 (дата обращения 26.06.2014).
6. Путинский Евразийский экономический союз — невыгодная сделка даже для России. Bloomberg Businessweek. URL: http://www.inosmi. ru/russia/20140530/220675336.html 30/05/2014 (дата обращения 30.05.2014).
7. Российский статистический ежегодник. 2013: Стат. сб. / Росстат. — R 76. М., 2013. — 717 с.
8. Силантьева Ю. В. Конкурентоспособность Российской Федерации и направления ее повышения // Современная конкуренция. 2013. № 5 (41). С. 103-109.
9. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 26.06.2014).
10. Чирихин С. Н. О некоторых аспектах оценки эффективности конкурентной политики и необходимости ее трансформации // Современная конкуренция. 2013. № 5 (41). С. 92-102.
11. Широкова Г. В., Цуканова Т. В. Выход на международный рынок российских фирм малого и среднего бизнеса: интегративный подход к анализу // Современная конкуренция. 2013. № 3 (39). С. 50-63.
I. Guskova, Dr of Economics Sciences, Associate Professor, Vise Rector for Scientific Work, Nizhny Novgorod Institute of Management and Business, [email protected]
T. Shagalova, PhD of Economic Sciences, Associate Professor, Chief of Research Department, Nizhny Novgorod Institute of Management and Business, [email protected]
PROSPECTS OF iNCREASE OF COMPETiTiVENESS OF ECONOMY
of the countries — participants euroasian economic union
In article the questions connected with history of creation and a condition of economy of the participating countries of the Customs Union are considered. Authors analysed both positive, and negative tendencies of development of economy for each participating country. The analysis of a rating of the participating countries of the Customs union is carried out to Doing Business from 2009 to 2014, and also expected values of growth rates of economy of the Common economic space and consumer inflation.
Keywords: Euroasian economic union, Customs union, foreign trade, international migration, foreign trade turnover.