Научная статья на тему 'Перспективы повышения информационной безопасности личности путём развития сознания'

Перспективы повышения информационной безопасности личности путём развития сознания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
232
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / СОЗНАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ОБЩЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / INFORMATION SAFETY / PERSON / CONSCIOUSNESS / SELF-CONTROL / SOCIETY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Непомнящий Анатолий Владимирович, Познина Наталия Анатольевна

Раскрыта роль процесса расширения сознания человека в обеспечении его информационной безопасности. Показаны основные направления развития сознания посредством освоения личностью процессов саморегуляции и самоорганизации и возможные варианты обеспечения безопасности личности в современном обществе при сохранении действующих тенденций управления его функционированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Непомнящий Анатолий Владимирович, Познина Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF INFORMATION SAFETY OF THE PERSON INCREASING BY THE DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS

In the article the role of process of development of consciousness of the person in maintenance of his information safety is opened. The basic directions of development of consciousness by means of processes of self-control and self-organizing are shown and possible variants of a safety of the person in the modern society at preservation of working tendencies of its functioning management.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения информационной безопасности личности путём развития сознания»

Varlamov Oleg Olegovich

Research Institute Limited Liability MIVAR (SRI MIVAR).

E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]; [email protected]. 127572, Moscow, Altufyevskoye sh., 95, B-41.

Phone: +74992005976; +79262767645.

Sandu Roman Alexandrovich

E-mail: [email protected].

Vladimirov Andrey Nikolaevich

E-mail: [email protected]; [email protected].

Phone: +74992005976; +79262767645.

Nosov Alexander Vladislavovich

E-mail: [email protected]; [email protected].

Overchuk Maria Leonidovna

E-mail: [email protected].

УДК 372.36

A.B. Непомнящий, H.A. Познина ПЕРСПЕКТИВЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПУТЁМ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ

Раскрыта роль процесса расширения сознания человека в обеспечении его информа-

.

освоения личностью процессов саморегуляции и самоорганизации и возможные варианты обеспечения безопасности личности в современном обществе при сохранении действующих тенденций управления его функционированием.

Минформационная безопасность; личность; сознание; саморегуляция; общество; .

A.V. Nepomnyashchiy, N.A. Poznina

PROSPECTS OF INFORMATION SAFETY OF THE PERSON INCREASING BY THE DEVELOPMENT OF CONSCIOUSNESS

In the article the role of process of development of consciousness of the person in maintenance of his information safety is opened. The basic directions of development of consciousness by means of processes of self-control and self-organizing are shown and possible variants of a safety of the person in the modern society at preservation of working tendencies of its functioning management.

Information safety; person; consciousness; self-control; society; management.

Проблема обеспечения информационной безопасности личности и общества с каждым днём набирает свою актуальность в силу следующих объективно и субъективно существующих причин.

, , функционировании всегда осуществляет обмены с другими системами (и миром в ) , . может быть использован для внешнего управления системой. В связи с этим чрезвычайно важно полностью контролировать эти обменные процессы, что и осуществляется в каждой системе, но преимущественно на уровне объективно регистрируемого. Однако если процессы обменов веществом можно объективно регистри-

ровать (сенсорными системами человека или их органопроекциями), а соответственно и управлять ими также объективными средствами, то энергетические обмены уже имеют существенную субъективную составляющую, а в сфере информационных обменов субъективная составляющая играет главенствующую роль по сравнению с объективируемыми процессами (например, процессами передачи данных с помощью 1Т). Именно это и ставит проблему обеспечения информационной безопасности на первое место, поскольку здесь открываются широчайшие возможности для хорошо подготовленного информационного агрессора вторгнуться информационно и несанкционированно в атакуемую систему и взять управление ею в свои руки [1]. Эта проблема стоит не только перед отдельным человеком или конкретной человекомашинной системой, но распространяется и на социальные системы любого масштаба, вплоть до планетарного.

Как хорошо известно, один инсайдер может свести на нет все усилия большого коллектива по защите данных организации только лишь потому, что весь этот коллектив «защитников» работает в пространстве объективного (со всеми своими компьютерами, программами, замками и т.п.), а инсайдер работает в пространстве субъективного и является невидимым для объективно направленной .

В субъективном пространстве функционирует не форма, поверхность, структура и её параметры, в нём идут процессы глубинные, не проявленные, не регист-. , -нием - соединяющим знанием, то, что на уровне информационно-мыслительных процессов сохраняет целостность системы, если в его работу не вклинивается более утончённое сознание, с большими возможностями, с более широким видением мира и процессов в нём.

Эту проблему можно очень наглядно проиллюстрировать с помощью линейной модели траектории развития ума и разума (компонентов сознания), используемой целым рядом авторов, особенно в области трансперсональной психологии [2]: архаический ум, магический, мифический, рациональный, надрациональный ( ), , .

Архаический ум - апофеоз чувствования и спонтанной интуиции, подкрепляющей образное восприятие мира, при зарождающейся рациональности. Главные задачи архаического ума - биологическое выживание особи и её воспроизводство. Саморегуляция осуществляется преимущественно с помощью осознаваемой чувственной обратной связи и неосознаваемой интуитивной. И ныне живущие члены собирательских сообществ в Африке способны легко почувствовать вкусного червяка, ползающего в метре от поверхности пустыни, почувствовать подземную воду и всё остальное, что им необходимо для их жизни. От западного человека стараются держаться подальше уже потому, что от него сильно пахнет металлом и другими веществами неприродного происхождения, что вносит сильные помехи в восприятие среды обитания. Отношение к миру такого ума и сознания в целом -.

Магический ум - соитие с природой не только на уровне пользователя, но уже и как сотрудника, соучаствующего в управлении. Собирательство уступает место садоводству и огородничеству, одомашниванию животных. Апофеоз экзистенциальной идеи о всеобщем ценностном равенстве. Природа используется только целесообразно задачам биовыживания, воспроизводства, управления средой обитания и понимания её механизмов. Саморегуляция с триадной обратной ( , ), -во чувствознания остаётся в силе при начинающемся росте рациональности.

Мифический ум - принятие идеи об иерархичности мироустройства, вследствие чего роль главного управленца, которую раньше присваивал себе магиче-, , : осознаваемой саморегуляции в связи с этим резко снижается; чувствознание постепенно утрачивается; отношение к природе - как к божественному дару, предназначенному для нужд человека. Зарождаются науки, появляются фабрики и заводы, технические средства передвижения. Начало антропоцентризма.

Рациональный ум - апофеоз рационального мышления, классической науки, человеческой обособленности, узости мышления, атеизма, антропоцентризма и техносферной цивилизации. «Среднестатистический» человек полностью забывает о своей божественной сущности и становится зависимым от технических средств жизнеобеспечения. Задача рационального ума - развитие физического разума -, , -нить его на фрагменты и добиваться утончённого понимания внешней стороны , . -ния (образов знания) заменяется системой профессиональной подготовки. Осознаваемая саморегуляция - только средствами рационального мышления, достигающего отображения предела своей ограниченности в технических средствах

( ), . . -ной связи в осознаваемой саморегуляции человек больше доверяет техническим средствам, чем самому себе. Чувствознание и интуиция в рудиментарном, неосоз-. -веком и ведения против него информационных войн в пространствах субъективно, ,

.

Надрациональный (надаичностный) ум - иррациональная, не проявленная составляющая сознания больше не отрицается; акценты переносятся с анализа на синтез; объективные системный и сетевой подходы в науке больше не доминиру-, ; себя как часть единого, структурно более сложного целого (метасистемный выход

); -

ствия и конкуренции в жизни, свойственные низшим состояниям ума и разума,

( ), , -ства, сопереживания, сострадания; главными задачами становятся осознанное освоение надличностного пространства, картографирование сознания и достижение адаптивной активности в пространствах субъективного - в пространствах сознания; осознанная саморегуляция основывается на восстанавливаемой триаде «эмоцио-рацио-ин^ицио». Возможности внешнего управления перестают быть 100 %-ми. Наиболее успешным трансперсональщикам удаётся подняться до 20-30 %-го уровня

.

Каузальный ум - видение причинно-следственных связей становится доступным не только на событийном, внешнем уровне, но и на уровнях не проявленного; понимается и принимается к использованию положение КТ. Гегеля о случайности как о проявлении необходимости; открывается возможность не только знания, но и понимания истинной религии как метанауки (здесь речь идёт не о социальном институте религии как системы управления людьми, а о религии как

);

саморегуляции и на их основе появляется возможность осознанной самоорганизации. Накапливается мистический опыт ощущения Бога в себе.

Недвойственный ум - выход осознаваемого в человеке за пределы дуальности, постижение всеобщего единства на всех уровнях бытия, способность осознан-

ного взаимодействия с пустотой как источником наполненности... Недвойственный ум сам по себе представляет континуум сознания и «живёт в пространстве

- , высших состояний ума научными средствами - безрезультатны, поскольку бесконечное невозможно описать конечными средствами языка.

, . связи с этим все её наработки в области обеспечения информационной безопасности не представляют никакого барьера для специалистов в области совершенство, « », « » .

В силу вышеуказанных причин, активность которых нарастает с каждым , -ным развитие своего сознания, дабы удержать контроль над информационными обменами и сохранить, тем самым, хотя бы в какой-то минимальной степени свою индивидуальность и свободу принятия решений.

Наиболее действенным путём развития, расширения сферы осознаваемого функционирования сознания является осознаваемое самоуправление в жизнедея-,

: , .

Сущность саморегуляции - осознанное или неосознанное самоизменение или удержание системой в определённых пределах своих параметров при неизменности её структуры, тогда как самоорганизация - есть управляемый изнутри самой системы процесс изменения структуры отношений отдельных её элементов или их , . ,

обратной связи, т.е. способ отслеживания результатов управляющих действий.

Организация обратной связи в технических устройствах путём подачи части выходного сигнала устройства на его вход детально проработана в теории и практи-. -

тигается таким же - объективируемым путём, но всё это в пространстве объективного. Как только мы переходим в пространство субъективного, возникает множество , .

Триада процессов восприятия человеком мира, на которую указывает вечная философия и ссылаются множество современных авторов, в естественном своём протекании также образует треугольник взаимодействия, показанный на рис. 1. [2]. Это три способа познания человеком мира, три канала получения информации

и, следовательно, три канала, которые должны быть задействованы в системе об. - , -

. , .

Суть проблемы заключается в том, что для среднестатистического человека ( ) , . . , -чение информации по каналам чувственного и интуитивного восприятия практи-, ,

. -

( )

( )

( )

Рис. 1. Триадная модель механизма восприятия мира человеком

.

не является субъектом (управителем) своего жизненного пути. Естественно, наличие таких сотрудников в организации также снижает уровень её безопасности, который можно определить, как вероятность достижения цели, ради которой система была создана.

Беспроблемная методология саморегуляции доступна для полного понимания и применения в надличностном, каузальном и не двойственном состояниях сознания, ума и разума. Проблемы возникают на более низких ступенях развития сознания. Трансперсональная (надаичностная) психология являет собой некий связующий мост между наукой и субъективным опытом, которым далеко не все пользуются.

Теперь рассмотрим теоретические возможности саморегуляции человека на различных уровнях развития ума и владения соответствующим знанием, для чего перечислим основные механизмы управления человеком, показывая их в контексте концепции бесконечного человека, т.е. имеющего согласно вечной философии в своей структуре тело душу и дух, где свойствами конечного объекта обладает только тело - своего рода «скафандр» для души и духа человеческого, необходимый для проявленной деятельности человеческой формы разума в условиях данной конкретной планеты. Рассмотрение проблем саморегуляции в рамках концеп-, , при любой саморегуляции всё равно рано или поздно превращается в удобрение . -вития души и духа, пребывающих в нём.

Будем рассматривать группы механизмов одного уровня или отдельные механизмы управления человеком по степени сложности вмешательства в их работу средствами осознаваемой саморегуляции.

1. , , мироустройства, из которого невозможно «выпасть» никакими средствами саморегуляции; закон всемирного тяготения, закон сохранения.

2. - , -ловека, например: «и сказал Господь: «Идите! Плодитесь и размножайтесь.»; императивы, запускающие дыхание, пищеварение и мн. др.

3. , -

( ), , , восприятие Мира только через сенсорные системы и т.п.

4. Ограничения, наложенные неосознаваемой жизненной программой (дейст-

, - ).

5. Базовые импринты, задающие систему нейрологических контуров созна-

( . . ).

6. Тип информационного метаболизма (Аушра Аугустинавичуте).

7. Императивы и программы функциональных систем (семьи, школы, пред, - ).

8. Устойчивые стереотипы поведения и мышления.

9. Установки.

Этот перечень можно сделать более детальным, однако в этом нет особой не, .

Механизмы первой группы не преодолеваются средствами саморегуляции, но могут осознанно использоваться отдельными выдающимися личностями, которых причисляют к воплощённым божествам за их способности к так называемым чуде, , уровня развития сознания, понимания и использования законов природы. На бытийном языке это называется владением эзотерическими знаниями и мистическим .

Механизмы второй группы также преодолеваются только овладевшими высшими ступенями йоги или эзотерическими аспектами религиозного знания. В соответствующих духовных школах известны методология и практики глубокой саморегуляции (вплоть до остановки) сердечной деятельности, дыхания, преодоления сексуальных влечений и т.п.

Третья и четвёртая группа ограничений и соответствующих управляющих механизмов доступна для преодоления только теми, кто может ответить на три вопроса: кто я, откуда пришёл в этот мир и зачем? Прямые ответы на эти вопросы , ,

,

практики, т.е., опять-таки, через эзотерические знания и опыт.

Механизмы пятой и шестой групп частично освоены наукой при поддержке

,

, -, -.

Последние три группы механизмов управления человеком достаточно хорошо объективированы наукой и составляют содержание психологии саморегуляции , , достигнутых в других - более высоких по отношению к науке областях знания, где методологических проблем как таковых уже давно не существует. Чтобы убедиться в этом, достаточно, например, ознакомиться с разделом древнеиндийского эпоса Махабхараты, имеющем название Мокшадхарма (основа освобождения) [4], где до тонкостей прописана вся методология саморегуляции и самосовершенствования вообще, или к современным разработкам, например, к системе М.С. Норбеко-ва [5], в которой дана методология саморегуляции, использовавшаяся в разные времена в школах самосовершенствования.

, ,

,

любого уровня необходимо скорейшее освоение пространства субъективного -пространства функционирования сознания.

На этом пути имеются следующие трудности.

Человечество заканчивает проживание первого десятилетия XXI в., находясь не только в экономически кризисной ситуации, но и в ситуации критического состояния своего разума и среды его обитания. В основной своей массе мы напоминаем весьма недоброкачественную, быстро растущую опухоль на теле планеты. Всё это результаты однобокого развития рациональности, т.е. многовекового игнорирования субъективных пространств и редукции триады восприятия «чувст-, , » « ».

: « ». цивилизацией миллионы первоклассных специалистов и составляют движущий механизм роста этого флюса и разрушения планеты. Триада управляющих факторов на планете «экономика, политика, нравственность» редуцирована до диады « - », , -скольку экономика колонизирует политику, вследствие чего неудержимо растёт коррупция. При отсутствии нравственности как регулятора отношений между политикой и экономикой процесс приобретает необратимый характер и его развитие в данном направлении может быть остановлено только глобальными катастрофа, .

Остаётся уповать только на «квантовый скачок» в развитии сознания под воздействием внешнего пассионарного импульса, вследствие которого барьер ме-

жду осознаваемым и неосознаваемым в сознании человека либо существенно снизится, либо исчезнет вообще. Это, как говорит восточная мудрость, простое переключение тьмы (неосознанности) в свет (осознание). Процесс далеко не простой, и не всем по плечу, поскольку неожиданная встреча с самим собой во всей божественной красоте и одновременно мерзости, накопленной в далеко не святом бытии, и являет собой, на наш взгляд, тот самый библейский страшный суд, перед которым предстанут все участники процесса.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Непомнящий А.В. Молодежиая политика: содержание и основные направления реализации. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 128 с.

2. У ил бер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; пер с англ. В. Самойлова под ред. А. Киселёва. - М.: ООО «Изд-во АСТ» и др., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 476. [4] с. - (Тексты трансперсональной психологии).

3. Непом нящий А.В., Захиреет ВТ. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. - Таганрог: ТРТИ, 1989. - 82 с.

4. Махабхарата. Философские тексты. Изд. 2-е. - А.: Ылым, 1983. - 664 с.

5. Норбеков М.С. Тренировка тела и духа. - СПб.: Питер. 2004. - 160 с. - (Серия «Исцели себя сам»).

Непомнящий Анатолий Владимирович

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: [email protected].

347922, . , . , 2.

.: 88634312016.

Познина Наталия Анатольевна

E-mail: [email protected].

Nepomnyashchiy Anatoli Vladimirovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Educational Autonomy Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: [email protected].

2, Chehova, Taganrog, 347922, Russia.

Phone: +78634312016.

Poznina Nataliya Anatol’evna

E-mail: [email protected].

УДК 004.056

В.А. Поздняков

СВОЙСТВА И МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ В КОНКУРЕНТНОЙ РАЗВЕДКЕ

Раскрыта роль интерпретации информации в конкурентной разведке. Показаны основные методы обработки информации в конкурентной разведке и возможные варианты ее трансформации в результате обработки и восприятия.

Разведывательная информация; свойства информации; оценка информации; управление; конкурентная разведка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.