Научная статья на тему 'Тринитарный подход к постановке задач современного образования'

Тринитарный подход к постановке задач современного образования Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
495
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫЗОВЫ / УГРОЗЫ / КРИЗИС / ЗАДАЧИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / АРХЕТИП / ТРИНИТАРНЫЙ ПОДХОД / ЕDUCATION / CALLS / THREATS / CRISIS / TASKS / EDUCATIONAL SYSTEMS / ARCHETYPE / TRIAD APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Непомнящий Анатолий Владимирович

Обсуждается роль современного образования в обеспечении развития личности и общества в условиях вызовов и угроз, стоящих перед каждым человеком и человечеством в целом. Используя метод триад, как своеобразных архетипов человеческого сознания, формулируются инвариантные задачи образовательных систем, решение которых необходимо для преодоления кризисных явлений в обществе и жизнедеятельности каждого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TRIADS APPROACH TO STATEMENT OF MODERN EDUCATION TASKS

The role of modern education in maintenance of development of the person and a society in conditions of calls and the threats facing to each person and mankind as a whole is discussed. Using a method of triads as original archetypes human consciousness, invariant tasks of educational systems which decision is necessary for overcoming the crisis phenomena in a society and the life of each person are formulated.

Текст научной работы на тему «Тринитарный подход к постановке задач современного образования»

Glushan Valentin Mixajlovich

E-mail: [email protected].

34, 1 Krepostnoi Street, ap. 182, Taganrog, 347922, Russia.

The Department of Computer Aided Design; Dr. of Eng. Sc.; Professor.

Karelin Владимир Петрович

Taganrog Management and Economics Institute.

E-mail: [email protected].

28/1, A. Glushko Street, ap. 87, Taganrog, 347900, Russia.

The Department of Mathematics and Information Science; Dr. of Eng. Sc.; Professor.

УДК 37.012

А.В. Непомнящий

ТРИНИТАРНЫЙ ПОДХОД К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ СОВРЕМЕННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Обсуждается роль современного образования в обеспечении развития личности и общества в условиях вызовов и угроз, стоящих перед каждым человеком и человечеством в целом. Используя метод триад, как своеобразных архетипов человеческого сознания, формулируются инвариантные задачи образовательных систем, решение которых необходимо для преодоления кризисных явлений в обществе и жизнедеятельности каждого человека.

Образование; вызовы; угрозы; кризис; задачи; образовательные системы; архетип; тринитарный подход.

A.V. Nepomnyashchiy

THE TRIADS APPROACH TO STATEMENT OF MODERN EDUCATION

TASKS

The role of modern education in maintenance of development of the person and a society in conditions of calls and the threats facing to each person and mankind as a whole is discussed. Using a method of triads as original archetypes human consciousness, invariant tasks of educational systems which decision is necessary for overcoming the crisis phenomena in a society and the life of each person are formulated.

Еducation; calls; threats; crisis; tasks;, educational systems; archetype; triad approach.

В сознании каждого человека присутствуют структуры, которые вслед за древними греками и К.Г. Юнгом можно определить как архетипы - начальные образы. Среди совокупности этих образов мы находим и довольно конкретные и абстрактные. К последним относятся геометрические фигуры, показывающие структурную организацию Мира: точка, диполь, триада, квадрат, пентаграмма ... окружность и т.д. Сколько настоящий человек, соответствующий своему определению (чела - ученик, век - усреднённый срок существования человека в форме конкретной личности, как проекции индивидуальности), помнит себя, он всегда занимался интерпретацией этих древних символов, стараясь понять, с помощью периодически приходящих на Землю Учителей, заложенный в них смысл, чтобы сделать своё бытие более осознанным, соответствующим и сообразным замыслу Творца.

Если точка, подобно фридмону, являет собой максимум абстракции, вмещая в себя всё мироздание, то уже диполь (диада) показывает нам базовую характеристику мировосприятия обычного человека - дуальность: высокое - низкое; белое -

чёрное; добро - зло и т.д. и т.п. Здесь степень абстракции символа уже существенно снизилась относительно точки.

Если теперь мы перейдём к треугольнику, или, в общем, к любой триаде, мы увидим ещё больше конкретики, которую невозможно игнорировать без ущерба для безопасности личности, общества, человечества в целом. Но, поскольку это игнорирование по различным причинам наблюдается повсеместно, особенно в образовании, представляется необходимым обратить внимание специалистов к тринитарному подходу в организации процесса передачи информации от поколения к поколению, чем и должны заниматься, на наш взгляд, образовательные системы.

Существующий кризис мировой системы образования не является самостоятельным явлением. Он - всего лишь проекция деформации триады в устройстве государственности большинства стран, особенно промышленно развитых. Поясним это подробнее.

Ранее нами было показано [1], что все базовые принципы управления социальными системами, вне зависимости от уровня последних, можно свести к триаде: экономический принцип; принцип сильной власти; принцип развития. Или, в более привычной форме, экономика, политика, нравственность. Процветающее общество можно построить только одним путём: отдать первостепенный приоритет нравственности, а экономику и власть сделать закрепляющим основанием этой триады (рис. 1).

Нравственность (принцип развития)

Экономика (ресурсное обеспечение) Политика (принцип власти)

Рис. 1. Триадная модель механизма управления социальными системами

Учитывая, что в триаде каждый элемент выполняет роль своего рода регулятора отношений между двумя остальными [2] деформировать эту триаду управления, а, тем более, упрощать её до диады крайне опасно, но именно это и сделано в большинстве развитых стран.

Рассмотрим, например, положение дел в мире, живущем по так называемой западной модели, где под видом демократии процветает известная со времён Аристотеля форма управления государствами - финансовая олигархия. Это форма управления, при которой экономический принцип управления поставлен на уровень максимальной значимости. Всё, что ни делается, должно приносить прибыль. Населению 24 часа в сутки промывают мозги всякими индексами - показателями экономического роста или падения, биржевыми сводками типа - какой молодец биржевой спекулянт, который разбогател на кризисе вдвое, и какой неудачник и глупец тот, кто в это же время проиграл. Новости напоминают фильм ужасов, а в перерывах на рекламу граждан убеждают, что они могут избежать всего этого, если будут следовать советам рекламодателей, которым живётся очень хорошо. После такой информационной промывки в сознании людей остаются только деньги, телесериалы и борьба с кариесом. Для закрепления достигнутого «успеха» этим народам внушают, что пиво или вино их национальные напитки, что их предки являются обезьянами, а сама жизнь - продукт случайных мутаций и борьбы за выживание. Проходит исторически кратчайший период и о принципе развития человека и общества, о нравственности власти перестают даже думать, разве что с трудом выговаривают странные, давно забытые слова в своих предвыборных речах и PR-акциях, а некогда могучие народы превращаются при этом в нечто бес-

форменное по имени электорат, совершенно забывший - кто он и зачем пришёл на эту бренную землю.

Но, если в человеке убита нравственность, он начинает делать много дел, весьма неприятных для правительства, поскольку принцип активности в человеке истребить до конца невозможно и, не помня, куда эту активность нужно направлять (а направлять её нужно на развитие себя и других), он неизбежно, не осознаваемо будет направлять её на разрушение той системы, которая лишила его памяти о своей творческой, божественной сущности.

В самой системе управления эта разрушительная активность проявляется, прежде всего, в тотальной коррупции. Оставшись наедине с экономикой, власть быстро сдает свои позиции, поскольку экономика в отсутствие третьего члена триады (нравственности, как регулятора отношений) её просто выкупает, делает своей слугой, заставляя создавать угодные ей законы. Безнравственная власть никогда не может сохранить свою независимость от экономики и некогда существовавшая триада окончательно обрушивается, допуская тотальное главенство золотого тельца на всех уровнях организации общества. Коррупция пронизывает всё, но этим дело не кончается, поскольку существует множество тех - кому нечего дать, и нет тех - за что брать, а принцип активности продолжает стучаться в их сознание.

В связи с этим дальнейшие события развиваются ещё более драматически. Купленная власть должна отработать полученные деньги, и у неё (по подсказке экономики) возникает «гениальная» идея создания, так называемого, правового государства, граждане которого должны в своей жизнедеятельности быть полностью алгоритмизированы, т.е. должны превратиться в социальных роботов. Главная задача - направить активность в нужное власти и экономике русло. Чтобы при этой, очень плохой игре сохранить красивый внешний образ, экономика прячется за маской демократии. Дескать, мы тут ни причём, это сам народ и его избранники решили так сделать, поскольку кругом бегают всякие там Бен Ладены, Алькаиды, и прочая мерзость, которые могут отнять наши «диролы», «орбиты», памперсы и мерседесы. А значит, их нужно либо заставить «нормально» жить, либо уничтожить. Этому трудно что-либо возразить, поскольку преступность в условиях обрушенной триады набирает силу колоссальными темпами. Но может ли правовое государство поправить ужасный результат обрушения управленческой триады? Конечно же, нет! Оно может только усугублять создавшееся положение, для чего достаточно обратить внимание на опыт «цитадели» современной демократии -США, где законов выпущено столько, что прочесть их и понять механизм их функционирования даже весьма умному человеку невозможно за одну человеческую жизнь. Значит, к каждому американцу должен быть прикреплён адвокат. На этом проблемы не кончаются. Вследствие того, что любой гражданин США никогда не может теоретически знать - находится ли он в правовом поле, или он уже преступил какой-нибудь неизвестный ему закон, его сознание часто выходит за пределы принятой нормы. Чтобы ничего рокового при этом не случилось, каждый уважающий себя американец должен иметь своего личного психолога. Итак, без адвоката и психолога гражданин США - никто. Но самое страшное при этом не наличие целой армии адвокатов и психологов, а то, что у человека полностью отнимают механизм саморегуляции, замещая его внешним управлением. В таких условиях развитие личности и общества не представляется возможным, следовательно, и граждане и государство неизбежно идут к своему упадку.

Чтобы это доказать логическим путём, нужно обратиться к интегральному подходу, разработанному американским философом и психологом К. Уилбером, и здесь мы задействуем возможности квадры - квадрата отношений в Мире.

Суть интегрального подхода заключается в учёте следующих законов и принципов мироустройства.

1. Каждая особь (по А.С. Пушкину) этого Мира имеет обособленную, объективно регистрируемую внешнюю форму, структуру, измеряемые параметры. Эта же особь имеет глубинное содержание - это её сознание, субъектность, мировоззрение, представления о мире. Эти два проявления особи называются соответственно «объективное Я» и «субъективное Я».

2. Каждая особь в пространстве внешнего, формы, объективного входит в качестве составляющей в другие особи большей структурной сложности, образуя функциональные системы - «объективное Мы». В пространстве субъективного образуются соответствующие объединения субъективных ипостасей входящих в системы особей - «субъективное Мы». Мы все неразрывно связаны с миром и друг с другом невидимыми нитями, как и мобильные телефоны, являясь внешне обособленными, ничего не стоят без сети, их объединяющей.

3. В каждом из четырёх получившихся пространств действуют свои законы, свои языки описания, свои критерии соответствия, как показано на рис. 2.

4. Нравственность формируется в пространстве субъективного, законы - в пространстве объективного. Если разрушается система нравственности, то в отдельном человеке или социальной системе любого уровня разрушается внутреннее содержание этого человека или системы и остаётся только внешняя форма - эдакий «живой труп».

ВНУТРЕННЕЕ (СОЗНАНИЕ)

Методы: диалогические, толковательные, герменевтические...

Критерии: правда, искренность, красота, степень доверия...

Субъективное Я

ВНЕШНЕЕ (ФОРМА)

Методы: монологические, эмпирические, позитивистские, индукции...

Критерии: объективная истина, репрезентативность...

Объективное Я (Оно)

Субъективное Мы

Справедливость,

культурное соответствие, правота, целесообразность, взаимопонимание,

Объективное Мы (Оно)

Структурно-функциональное соответствие, синхроничность целесообразность

Рис. 2. Методологическая модель интегрального подхода (по К. Уилберу)

Однако этим дело не кончается. Пространство субъективного само по себе уничтожить невозможно, можно только поменять его качество. Поэтому на место разрушенной нравственности приходит её антипод - безнравственность, безстыд-ство, невежество, неуёмная жажда обладания, эгоизм, агрессивность и прочие пороки современного общества, которые транслируются экономическим принципом управления «объективным Мы».

Всё это невозможно устранить законодательно, поскольку, как уже говорилось, законы действуют совсем в другом пространстве - в пространстве функциональных систем. Там критерием служит функциональное соответствие, и законы нужны для того, чтобы зафиксировать это функциональное соответствие. Если кто-то нарушает закон, он выбрасывается из системы (например, в тюрьму), но это не решает проблемы, поскольку в «субъективном Я» заключённого ненависть к системе, изолировавшей его от общества, только усиливается. «Субъективное Мы» преступников набирает мощность, тем более, что к этому подключены СМИ,

постоянно муссирующие плохие новости, убеждая людей в том, что сегодня нам уже плохо, а завтра, если ещё больше не усилить власть, будет гораздо хуже. А, между тем, «Васька слушает да ест»: как говорится в басне Крылова, и процесс идёт своим чередом - к гибели безнравственных систем.

Что же происходит при этом в системах обучения, которые должны обеспечивать свой аспект воспроизводства общества? В настоящее время существует два вида систем обучения: системы подготовки профессиональных кадров и системы образования. В западном мире в сфере массового обучения широкое распространение получили системы профессиональной подготовки различного уровня. Системы образования, на которых мы остановимся ниже, как правило, доступны только для избранных.

Обучающая система первого типа отражает стремление определённых кругов подготовить специалистов исключительно «глубинного бурения», разбирающихся в тонких деталях отдельных объектов этого Мира, находящихся в области профессиональных интересов этих специалистов, как правило, не видящих ничего вокруг кроме этих объектов, и даже связей этих объектов с окружающим миром. Именно эти специалисты обеспечили технический прогресс и развитие техносферы, но именно они, поскольку их преобладающее большинство, и привели современную человеческую цивилизацию и планету в целом к роковой черте, заступить за которую она может в любой момент.

В этой обучающей системе не стихают вековые споры о том, что такое образование и что есть его качество. И, не зависимо от того, кто в этих спорах побеждает, качество образования определяется по формальным признакам в процессе формализованных процедур (например, единый государственный экзамен) и всегда является предметом нескончаемой дискуссии, поскольку формализованные процедуры, сводящие мир до уровня конечного объекта, обладают неистребимым фундаментальным качеством - неполнотой описания, как это следует из теоремы К. Гёделя «О неполноте», показывающей, что в языке описания условно ограниченной или замкнутой системы в принципе есть истинное утверждение, но доказать его средствами этого языка описания невозможно. Отсюда и нескончаемые споры.

Главная идеологическая цель системы профессиональной подготовки - поддержать существование и развитие функциональных систем. Здесь мало кого интересует пространство субъективного, в том числе нравственность, необходимо, чтобы все элементы функциональной системы, допустим, завода, фабрики или научно-исследовательского института, функционировали в строгом соответствии со своими утилитарными задачами прикладного характера. Всё остальное для экономики этих предприятий не имеет никакого значения, как считают управленцы этих функциональных систем и их экономисты.

Каждая из функциональных систем стремится к развитию и экспансии, осуществляемой за счёт «колонизации своими императивами жизненного пространства» (Д. Хабермас), т.е. за счёт не афишируемого порабощения пространства субъективного, которое осуществляется средствами создания т.н. массовой культуры и деформации, тем самым, системы мировоззрения личности как совокупности представлений о мире и о себе в этом мире. Именно поэтому приоритетность отдаётся системе профессиональной подготовки, в которой формируется объективно направленное, сугубо рациональное видение мира. А в субъективном пространстве, невидимом для выпускников таких вузов, хозяйничают власть и деньги имущие, действующие по известным принципам временщиков: «разделяй и властвуй», «после меня - хоть трава не расти». Главное сегодняшняя прибыль.

Эта ситуация привела к появлению принципиально новых угроз, которые не могут быть проигнорированы никем из здраво мыслящих специалистов. К этим угрозам, прежде всего, можно отнести следующие:

♦ преобладающее развитие техносферы по отношению к развитию человека и общества, откуда возникает неконтролируемый рост числа и масштабов экологических и гуманитарных катастроф, фактическая тотальная роботизации человечества, превращающегося в придаток техносферы во имя создания так называемых материальных благ;

♦ неконтролируемое использование информационного оружия, выступающего основным средством реализации экономического принципа в управлении массами, в связи с чем, наблюдается погружение огромных человеческих масс в виртуальные миры Интернета, кино и телевидения, что, в свою очередь, провоцирует в широких масштабах психические расстройства и задержки в психическом развитии подрастающих поколений;

♦ введение в системы обучения формализованных средств контроля (тесты, ЕГЭ и т.п.), вследствие чего, механизм вывода умозаключений в сознании обучающихся замещается механизмом выбора утверждений;

♦ сжатие социального времени за счет бурного развития телекоммуникационных средств и средств оперативного создания и обработки информации, обслуживающей деятельность функциональных систем, от малых групп до государств и человечества в целом, проявляющегося в виде не столько гуманитарной системы, сколько в виде глобальной технизированной функциональной системы, все более и более отвергающей освоение пространства субъективного в развитии личности и человеческих сообществ;

♦ широкая пропаганда СМИ стратегии противодействия и умаление значимости стратегии содействия, что снижает вероятность развития той части населения планеты, которая не обладает импринтной неуязвимостью и не имеет в бытии опыта самообеспечения информационной безопасности своей жизнедеятельности.

Этот перечень можно продолжать и детализировать очень долго, но уже из перечисленного ясны перспективы нерадостного будущего, которые уже буквально вынуждают нас обратиться к возрождению системы образования, которая, кстати сказать, задачу подготовки профессиональных кадров также решает автоматически, но более эффективно.

Системы образования (образов знания) изначально нацелены на трансляцию подрастающим поколениям интегральных образов этого мира, в которых объективное неразрывно связано с субъективным.

Образы объектов Мира формируются человечеством с помощью механизмов их отражения, отображения, изображения и фиксируются в виде знания. Оно, как известно, бывает бытийным, научным, философским, эзотерическим и образует структуру, показанную на рис. 3 [5]. Интегральное знание включает в себя все виды знания, но не эклектично, а синергетически.

Научное

знание

Бытийное

Эзотерическое

знание

знание

Рис. 3. Структура знания

Интегральные образы Мира доступны в наше время очень немногим, поскольку для их вмещения необходимо не только технократическое, а расширенное сознание, способное выйти за узкие рамки рациональности - на более высокие уровни миропонимания и мироощущения. Поэтому часто преподаватели вузов, не желающие ничего слышать кроме научного знания, и транслирующие в связи с этим только часть интегрального образа, и являются теми, кто тормозит развитие учеников средствами своего усечённого образования.

Системы образования изначально всегда строились по следующим тринитарным принципам:

1. Учитывалось, что у обучаемого должна быть хорошо проявлена триада восприятия - рациональное, чувственное, интуитивное. Если какой-либо элемент триады был не проявлен, образовательная система ставила своим долгом его в ученике актуализировать или, в самом тяжёлом случае, сформировать и развить, без чего трансляция интегрального образа совершенно невозможна. Можно только транслировать его отдельные компоненты, например, в виде текста, тогда как полноценным процессом является передача триады - образ, текст, символ.

2. Организация процесса передачи также должна была осуществляться по закону гармонизации триады - знание, бытие, понимание. Иными словами: что узнал надо было прожить; если что-то прожил, надо было узнать - что это было; наконец, достигнув баланса в системе «знание-бытие», необходимо было добиться понимания, т.е. видения системы отношений исследуемого объекта (его передаваемого образа) с остальным миром. Глубина понимания всегда определялась широтой видения связей, что в практике самосовершенствования учащегося называется расширением сознания [4].

3. Усвоение транслируемых образов мира должно осуществляться на основе принципа активности (свободы воли), что означает актуализацию у обучаемого триады самоуправления - самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция, в противном случае транслируемые образы неизбежно вытесняются из той области сознания ученика, которая называется осознаваемым, и процесс теряет свою эффективность. В закрытый сосуд ничего нельзя налить.

4. Самоуправление осуществляется в процессе взаимодействия личности со своим внутренним миром и внешним миром - средой обитания во всём её многообразии - от непосредственного окружения, до вселенских масштабов. Этот процесс также может быть представлен в виде триады воздействующих факторов, его определяющих: среда - субъектность - генотип. Как нами было показано ранее [1], форма этого треугольника индивидуальна для каждого человека и показывает степень активности каждого из факторов, составляющих триаду. В задачу системы образования входит содействие личности обучаемого в коррекции отношений между этими факторами, с целью достижения ею максимальной осознанности происходящих процессов управления жизнедеятельностью, без чего попадание в состояние запрограммированного существа неизбежно.

5. Главной задачей систем именно образования, а не просто обучения, было воспитание высоконравственной личности, поскольку решение экономических проблем при этом происходит без малейших усилий - в виде, как говорится, бесплатного приложения к главному результату - нравственности населения. То же самое происходит и с проблемой власти: во власть в нравственно здоровом государстве идут только те, кого просит народ. Власть воспринимается как принесение в жертву себя, своего личного времени для служения народу.

Можно было бы сказать, что всё это наивные фантазии и мечты утопистов, но «факты вещь упрямая». В Китае существуют четыре города с миллионным населением в каждом, где не практикуется применение денег и не пишется много

законов. Г лавный принцип - каждый гражданин этих городов старается быть полезным для других и очень радуется, когда произведенный им продукт кем-то используется (разумеется, бесплатно), почему и стараются производить только качественное. Второй пример: народ Непала, до прихода туда Санта Барбары и прочей мерзости, производимой западной цивилизацией, обходился очень малым количеством законов и полицейских, поскольку способность к саморегуляции общественных отношений, базирующаяся на нравственности, была столь велика, что каждый человек прекрасно сам понимал как себя вести в той или иной ситуации. Минимум законов в виде социальных договорённостей, конечно же, был, но только минимум. Например, правил дорожного движения в долине Катманду с её миллионным населением было только два: 1) ездим по левой стороне дороги, поскольку так научили англичане; 2) в дорожно-транспортном происшествии виноват тот, у кого дороже транспортное средство. Логика проста и неуязвима для обоснованной критики: если ты такой умный, что смог заработать на дорогое транспортное средство, то на тебе и больше ответственности за то, что происходит вокруг тебя в мире. Возразить здесь что-либо, понимая восточную концепцию мироустройства, в которой субъективному пространству личности и мира отводится гораздо большая роль, чем объективному, - нечего.

Таких примеров можно привести множество. Они, естественно, замалчиваются западно-ориентированными, свободными (от чувства совести) СМИ, которые стараются не допустить появления в народе даже мысли о том, что жизнь может быть устроена совершенно иначе: радостно, достойно, независимо, свободно, но при одном условии - необходимо возродить нравственность и воссоздать тем самым архетипическую триаду управления социальными системами. Это и является, на наш взгляд, основной задачей современного образования, развитие которого должно происходить в соответствии с выше перечисленными принципами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Захаревич В.Г., Непомнящий А.В. Самоконтроль, саморегуляция и самоорганизация в учебном процессе. Учебное пособие по курсу «Инженерная психология». - Таганрог: Изд-во ТРТИ, 1989. - 85 с.

2. Баранцев Р.Г. Понятия - Образы - Символы. Источник: http://www.trinitas.ru/rus /doc/0019/d01/00190005 .htm

3. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / К. Уилбер; пер с англ. В. Самойлова под ред. А. Киселёва. - М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002. - 476. [4] с. - (Тексты трансперсональной психологии).

4. Успенский П.Д. Психология возможной эволюции человека; Космология возможной эволюции человека. Пер. с англ. - СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2001. - 192 с.

5. Непомнящий А.В. Молодежная политика: содержание и основные направления реализации. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 128 с.

Непомнящий Анатолий Владимирович

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге. e-mail: [email protected].

347922, г. Таганрог, ул. Чехова, 2.

Тел.: 88634312016.

Кафедра психологии и безопасности жизнедеятельности; заведующий кафедрой. Nepomnyashchiy Anatoly Vladimirovich

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”. e-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2, Chehova Street, Taganrog, 347922, Russia.

Phone: +78634312016.

The Department of Psychology and Safety of Existence; Head the Department.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.