Научная статья на тему 'Перспективы повышения фискальной значимости имущественных налогов'

Перспективы повышения фискальной значимости имущественных налогов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА НЕДВИЖИМОСТЬ / КАДАСТРОВАЯ СТОИМОСТЬ / РЫНОЧНАЯ ОЦЕНКА НЕДВИЖИМОСТИ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ДЕФИЦИТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / REAL ESTATE TAX / CADASTRAL VALUE / MARKET VALUATION OF REAL ESTATE / LOCAL BUDGET / THE DEFICIT / REVENUE BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акимова Татьяна Валентиновна

Целью работы является объективная оценка фискальной и регулирующей функции нового налога на недвижимость для местных бюджетов. В результате проведения анализа налоговых поступлений налога на недвижимость на примере бюджета города Саратова сделан вывод о бюджетной значимости нового налога для местных бюджетов, показана необходимость его введения после обязательной детальной проработки основных элементов налога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPROVING FISCAL SIGNIFICANCE OF PROPERTY TAXES

This paper aims to provide an objective assessment of the fiscal and regulatory function of the new real estate tax for local budgets. Real estate tax revenue impact analysis of the budget of the city of Saratov found its importance for local budgets, and shows the need for its utilization across the country after working out its major details.

Текст научной работы на тему «Перспективы повышения фискальной значимости имущественных налогов»

УДК 336.226.2

Перспективы повышения фискальной значимости имущественных налогов

Целью работы является объективная оценка фискальной и регулирующей функции нового налога на недвижимость для местных бюджетов. В результате проведения анализа налоговых поступлений налога на недвижимость на примере бюджета города Саратова сделан вывод о бюджетной значимости нового налога для местных бюджетов, показана необходимость его введения после обязательной детальной проработки основных элементов налога.

Ключевые слова: налог на недвижимость; кадастровая стоимость; рыночная оценка недвижимости; местный бюджет; дефицит; доходы бюджета.

This paper aims to provide an objective assessment of the fiscal and regulatory function of the new real estate tax for local budgets. Real estate tax revenue impact analysis of the budget of the city of Saratov found its importance for local budgets, and shows the need for its utilization across the country after working out its major details.

Keywords: real estate tax; cadastral value; market valuation of real estate; local budget; the deficit; revenue budget.

Акимова Татьяна Валентиновна

канд. экон. наук, доцент кафедры финансов Саратовского

государственного социально-экономического университета E-mail: akimdocent@mail.ru

Структура доходов местных бюджетов

Важнейшей задачей Правительства РФ является создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Одним из основных приоритетов в области налоговой политики в перспективе 2014-2015 гг. является увеличение доходного потенциала налоговой системы путем ускорения перехода на новую систему налогообложения недвижимого имущества [1].

Сама идея о налоге, взимаемого с рыночной стоимости недвижимого имущества, не нова и уже давно обсуждается российскими властями, так как

это реальная возможность пополнить дефицитные местные бюджеты и повысить бюджетное значение местных налогов. Поступления местных налогов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. снизились с 115,9 до 111,5 млрд руб., а их удельный вес в налоговых доходах местных бюджетов — с 14,4 до 12,7% [2]. В 2011 г. местные бюджеты на две трети состояли из субсидий, дотаций и субвенций. При этом доля поступлений от местных налогов — земельного и налога на имущество физических лиц — в структуре доходов местных бюджетов не превышает 4%.

Указанные проблемы характерны и для местных бюджетов Саратовской области. В консолидированный бюджет Саратовской области за 2012 г. поступило 79 177,70 млн руб., что на 4,58% больше, чем в 2011 г., план по сбору доходов исполнен на 97,89%. 59 479,11 млн руб. составляют налоговые и неналоговые доходы бюджета, что на 8,08% больше, чем в 2011 г., причем доля налоговых доходов составила 94,5%, или 56 236,27 млн руб.

Налоговые доходы консолидированного бюджета Саратовской области в первую очередь формируются за счет налога на прибыль (доходы) — 38 490,52 млн руб. (68,4 %), НДФЛ — 22 335,12 млн руб. (39,7%), налога на прибыль —

16 155,40 млн руб. (28,7%) и имущественных налогов — 9099,86 млн руб. (16,2%), которыми являются налог на имущество организаций — 5572,73 млн руб. (61,2%), прирост к 2011 г. составил 14,3%; земельный налог — 2035,56 млн руб. (22,4%), прирост к 2011 г. — 4,03 %; транспортный налог — 1095,75 млн руб. (12%), прирост к 2011 г. — 12,03%. Среди этих налогов налог на имущество физических лиц составляет лишь 4,3% от общей суммы имущественных налогов и равен 392,09 млн руб., прирост к 2011 г. составил 294,72%.

Саратовская область относится к четвертой категории из пяти по исполнению консолидированного бюджета налоговых и неналоговых доходов среди всех субъектов Российской Федерации (процент исполнения 96-100%).

Одним из основных приоритетов в области налоговой политики в перспективе 2014-2015 гг. является увеличение доходного потенциала налоговой системы путем ускорения перехода на новую систему налогообложения недвижимого имущества

В собственный бюджет Саратовской области в 2012 г. поступило 62 409,70 млн руб., что на 4,46% больше, чем в 2011 г., план бюджета исполнен на 97,28%. Сумма налоговых доходов области составила 42 201,9 млн руб. (98,7% от общей суммы налоговых и неналоговых доходов). Наибольший удельный вес в составе налоговых доходов собственного бюджета области принадлежит налогу на прибыль — 16 155,40 млн руб. (38,3%), на втором месте НДФЛ — 13 399,90 млн руб. (31,8%), имущественные налоги — 5576,47 млн руб. (13,2%), в числе которых налог на имущество организаций — 5572,73 млн руб. (99,9%) и налог на игорный бизнес — 3,74 млн руб. (0,1%). Прослеживается положительная динамика роста к 2011 году всех налоговых доходов, кроме имущественных налогов (-0,6%).

Доходы местных бюджетов Саратовской области за 2012 г. составили 38 916,78 млн руб., что на 12,84% больше, чем в 2011 г. Из них 43% налоговые и неналоговые доходы — 16 714,99 млн руб. Доля

налоговых доходов равна 96,1%, что в числовом значении составляет 16 070,03 млн руб.

Наибольший удельный вес в структуре доходов местных бюджетов принадлежит таким налогам, как НДФЛ — 8935,22 млн руб. (55,6%), рост по отношению к 2011 г. — 13,19%; имущественные налоги — 3523,40 млн руб. (23%), что на 66,44% больше, чем в 2011 г. В состав имущественных налогов на местном уровне входят земельный налог — 2035,56 млн руб. (57,8%) прирост к 2011 г. составляет 14,81%; транспортный налог (31,1%), поступления по которому в 2012 г. заметно возросли — 1095,75 млн руб., что на 348,12% больше, чем в 2011 г., увеличение роста связано с изменением с 1 января 2012 г. норматива отчислений (в 2012 г. налог зачислялся в местный бюджет в полном объеме — 100%, в 2011 г.— 25% местный бюджет, 75% — областной); налог на имущество физических лиц — 392,09 млн руб. с наименьшим удельным весом — 11,1%, однако по сравнению с

2011 г. рост поступлений увеличился на 294,72%, что связано с изменениями срока уплаты налога в 2011 г. [3].

Данная характеристика налоговых поступлений Саратовской области позволяет сделать следующие выводы: во-первых, область нуждается в мерах по улучшению налогового администрирования, что связано с существенными отклонениями по назначенным и исполненным суммам налоговых доходов. Во-вторых, фискальная роль имущественных налогов в области незначительна. В-третьих, местные бюджеты Саратовской области крайне дефицитны, так как существуют только за счет НДФЛ, земельного и транспортного налогов, в связи с чем существует необходимость в реформировании элементов, составляющих доходную базу местных бюджетов. И как вариант — введение налога на недвижимость, который позволит за счет изменения налоговой базы, ставки, категорий налогоплательщиков, преференций укрепить и повысить самостоятельность и одновременно ответственность местных бюджетов, в частности бюджета г. Саратова.

Значение налога на недвижимость в доходах г. Саратова

В бюджет Саратова за 2012 г. поступило 12 774,59 млн руб., что на 0,98 % больше, чем планировалось. В 2011 г. поступления составили 12 150,07 млн руб., таким образом, прирост в

2012 г.— 5,14%. Доля налоговых доходов в общей

сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 77,5% (6916,31 млн руб.).

Основными источниками налоговых доходов являются НДФЛ — 4260,17 млн руб. (61,6%); имущественные налоги — 1867,45 млн руб. (27%), в том числе: земельный налог — 1171,15 млн руб. (62,7%), транспортный налог — 509,50 млн руб. (27,3%), налог на имущество физических лиц — 186,81 млн руб. (10%); налоги на совокупный доход (ЕНВД, ЕСХН) — 699,28 млн руб. (10,1%). Практически 25% доходов бюджета г. Саратова приносят имущественные налоги, однако среди них бюджетообразующими являются земельный и транспортный налоги. Налог на имущество физических лиц играет крайне незначительную роль в формировании налоговых доходов бюджета.

Проводя анализ налоговых и неналоговых доходов и расходов Саратова, следует отметить, что бюджет города относится к категории дефицитных, так как доходы бюджета полностью не покрывают все необходимые расходы.

Очевидно, что укрепление финансовой базы бюджета в первую очередь должно быть связано с налоговыми поступлениями и как вариант с введением налога на недвижимость.

Чтобы убедиться в фискальной значимости введения нового налога, проведем сравнительный анализ доходности имущественных налогов на современном этапе и налога на недвижимость на примере г. Саратова.

Инвентаризационная стоимость квартиры общей площадью 49,0 м2, находящейся в жилом доме 1981 г. постройки, на 10.09.2012 имеющая 22% износа, составляет 442,3 тыс. руб. Согласно решению Саратовской городской думы «Об установлении ставок налогов на имущество физических лиц» (с изм. и доп. от 16.12.2003, 29.11.2007, 27.10.2011) такой тип жилья попадает под ставку 0,2%. Соответственно сумма налога, которая должна быть уплачена за такую квартиру, равна 884,3 руб.

Рыночная стоимость квартиры, прописанная в отчете о рыночной стоимости жилья, равна 1650 тыс. руб. Так как минимальная ставка налога на недвижимость — 0,35%, сумма налога с этой квартиры с учетом погрешности при введении налога на недвижимость будет равна 5775 руб.

Квартира, находящаяся в жилом доме 2004 г. постройки и нулевым процентом износа общей площадью 61,1 м2, имеет инвентаризационную стоимость, равную 680,4 тыс. руб. Ставка налога на

имущество физических лиц в этом случае составит 0,5%, а сумма налога — 3402,1 руб. Рыночная стоимость такой квартиры равна 2200 тыс. руб. Соответственно сумма налога на недвижимость будет равна 7700 руб.

В жилом доме 1959 г. постройки и 29%-ным износом инвентаризационная стоимость квартиры площадью 75,1 м2 равна 725,3 тыс. руб. Процентная ставка по налогу на имущество физических лиц составляет 0,5%. Сумма налога на имущество физических лиц будет равна 3626,4 руб. Рыночная стоимость квартиры составляет 1350,0 тыс. руб. Рассчитав налог на недвижимость, получаем 4725 руб.

По данным Саратовстата, по области общая площадь жилых помещений, приходящихся в среднем на одного жителя, составляет 25,7 м2. Численность постоянного населения в Саратове на 1 января 2012 г. составила 836,9 тыс. человек [4]. Таким образом, общая площадь жилой недвижимости в г. Саратове составляет 21 508,3 тыс. м2.

Рассчитав среднеарифметическую величину суммы налога на имущество физических лиц, приходящуюся на 1 м2, получаем 40,6 руб. Общая сумма налога на имущество физических лиц будет составлять 873,3 млн руб.

Аналогичным образом величина налога на недвижимость, приходящаяся на 1 м2, равна 102,3 руб., а общая сумма налога составляет 2200,3 млн руб.

Таким образом, доходность налога на недвижимость в Саратове только в части налога на имущество физических лиц будет составлять 1327 млн руб., что позволит увеличить налоговые поступления в бюджет г. Саратова в 2,5 раза.

Однако существует риск, что бюджетное значение нового налога не будет соответствовать тем поступлениям, которые мы получаем сегодня. На объемы поступлений налога могут повлиять расходы на его администрирование, количество и масштаб установленных на федеральном и местном уровне льгот.

Планируется, что круг лиц, подпадающих под льготы, будет достаточно широк. К льготным категориям граждан приравниваются пенсионеры, инвалиды 1 и 2-й групп, являющиеся собственниками объектов недвижимости. Данным категориям граждан будет предоставляться право на натуральный налоговый вычет в размере 30 м2 жилой площади. А это 28,1% от всей численности жителей Саратова [4]. Согласно предварительным расчетам

рыночная цена таких квартир в среднем составляет 1100-1300 тыс. руб. Без вычета налог был равен сумме в 1100-1300 руб. В настоящий момент налог для владельцев таких квартир составляет в среднем 300-500 руб. Социальный налоговый вычет будет предоставляться на каждого члена семьи, что позволит свести налоговую базу по налогу на недвижимость к минимуму, за счет чего будет обеспечено справедливое распределение налогового бремени.

Выводы

Проведенный анализ доходов местных бюджетов Саратовской области и отдельно бюджета г. Саратова позволяет, во-первых, сделать вывод о необходимости реформирования действующих налогов, составляющих доходную базу местных бюджетов, а именно налога на имущество физических лиц и земельного налога, за счет изменения налогооблагаемой базы, ставки и льгот, а во-вторых,

предположить, что налог на недвижимость — это реальный способ вывести местные бюджеты из хронического состояния дефицита, усилить их самостоятельность, что создаст, в свою очередь, возможность для увеличения расходов на первоочередные нужды. Но до введения этого налога нужно грамотно доработать отдельные механизмы его взимания.

Литература

1. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (одобрено Правительством РФ 07.07.2011).

2. Мониторинг местных бюджетов в 2011 году. URL: http: //www.minfin.ru.

3. Бюджет Саратовской области. URL: http:// saratov.ifinmon.ru.

4. Официальный сайт Саратовстат. URL: http:// srtv.gks.ru.

РЕЙТИНГ

Согласно рейтингу Forbes Финансовый университет занял 3-е место среди 16 ВУЗов, где учились

200 самых богатых бизнесменов России

Число участников списка Forbes среди выпускников: 8.

Совокупное состояние выпускников: $40,8 млрд.

Выпускники:

• основатель USM Holdings, гендиректор «Газпроминвестхолдинга» Алишер Усманов (№ 1, состояние $17,6 млрд), выпускник 1997 года;

• владелец группы «Онэксим» Михаил Прохоров (№ 10, состояние $13 млрд), выпускник 1989 года;

• председатель совета директоров банка «Национальный стандарт» Лев Кветной (№ 36, состояние $3 млрд), выпускник 1997 года;

• гендиректор «Росгосстраха» Данил Хачатуров (№ 43, состояние $2,4 млрд), выпускник 2001 года;

• председатель совета директоров группы «Мой банк» Глеб Фетисов (№ 55, состояние $1,9 млрд), выпускник магистратуры.

• председатель совета директоров ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Бокарев (№ 74, состояние $1,35 млрд), выпускник 1995 года;

• частный инвестор Андрей Бородин (№ 129, состояние $0,8 млрд), выпускник 1991 года;

• президент Бинбанка Микаил Шишханов (№ 142, состояние $0,75 млрд), выпускник 2000 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.