ПЕРСПЕКТИВЫ
ПОСТКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ОТРАСЛИ ГРАЖДАНСКОГО САМОЛЕТОСТРОЕНИЯ
POST-CRISIS PROSPECTS FOR THE RUSSIAN CIVIL AIRCRAFT INDUSTRY
УДК 656.7
DOI: 10.24412/2307-5368-2021-3-97-108
ЛАРИН Олег Николаевич
профессор кафедры предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Москва, академик российской и международной академий транспорта, доктор технических наук, профессор, [email protected]
LARIN, Oleg Nikolayevich
Professor at the Department of Entrepreneurship and Logistics, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Academician of Russian and International Transport Academy, Doctor of Technical Sciences, Professor, [email protected]
РУБЛЕВ Владимир Владимирович
аспирант Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Москва, v.v.rublev@ yandex.com
RUBLEV, Vladimir Vladimirovich
Postgraduate Student, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, [email protected]
Аннотация.
Отрасль гражданского самолетостроения является важным элементом развития национальной экономики. В условиях санкционного давления со стороны ряда зарубежных государств вопрос импортозамещения приобретает особую актуальность. Российская Федерация благодаря эффективным мерам государственной поддержки успешно наращивает производство гражданских среднемагистральных узкофюзеляжных воздушных судов. За 12 лет произведено более 200 ед. «SSJ-100», готовится к серийному производству лайнер «МС-21». На основе анализа структуры парка воздушных судов авиакомпаний России и стран ЕАЭС представлено заключение о перспективах развития отрасли гражданского самолетостроения в Российской Федерации в условиях преодоления макроэкономического кризиса, вызванного негативным влиянием на рынок пассажирских авиаперевозок и отрасль гражданского самолетостроения.
© Ларин О. Н., Рублев В. В., 2021.
Ключевые слова: самолетостроение, рынок авиаперевозок, «SSJ-100», «МС-21», региональные авиаперевозки, отраслевой анализ, антикризисное управление.
Abstract.
The civil aircraft industry is an important element in the national economy development. Under sanctions pressure from a number of foreign countries, the issue of import substitution becomes particularly relevant. The Russian Federation is successfully increasing production of civil medium-range narrow-body aircraft thanks to effective measures of state support. More than 200 SSJ-100 aircrafts have been produced over the past 12 years. And the MS-21 airliner is now being prepared for full-scale production. Based on the analysis of the fleet structure of airlines in Russia and EAEU countries, the paper concludes on the civil aircraft industry prospects in the Russian Federation in overcoming the macroeconomic crisis caused by the negative impact on the passenger airline market and the civil aircraft industry.
Key words: aircraft construction, air transportation market, «SSJ-100», «МС-21», regional air transportation, industry analysis, crisis management.
Отрасль гражданского самолетостроения является одной из стратегически важных отраслей в структуре национального производственного комплекса. До событий 1991 г. СССР являлся одним из мировых лидеров гражданского самолетостроения. Советский Союз выпускал пассажирские и грузовые воздушные суда всех типов, удовлетворяя потребности внутреннего рынка и экспортируя лайнеры в страны Африки, Азии и Латинской Америки. После распада СССР национальная отрасль гражданского самолетостроения оказалась в состоянии глубокой стагнации. Производственный цикл был нарушен, утрачены связи между производственными объединениями, оказавшимися после распада на территориях разных независимых государств, произошли масштабные сокращения специалистов отрасли, опыт и знания которых оказались не востребованными, что привело, в совокупности, к катастрофическим последствиям. В период с 1991 по 2000 г. Российская Федерация утратила статус одной из ведущих мировых авиастроительных держав. Российские авиакомпании стали эксплуатантами зару-
бежных воздушных судов, в возрасте от 10 до 30 лет, которые ранее эксплуатировались авиакомпаниями из США и Европы. Эксплантация бывшей в употреблении авиационной техники оказала негативное влияние на национальный рынок авиаперевозок: возросло количество авиационных происшествий, повысилась стоимость авиаперелета на региональных направлениях (на территории СФО, ДФО), сократилась маршрутная сеть внутренних направлений.
Советский Союз производил воздушные суда всех типов, делая основной акцент на производство лайнеров вместимостью от 80 до 120 пассажиров, предназначенных для выполнения рейсов на расстояние до 2500 км. Лайнер Ту-135, производимый в период с 1966 по 1989 г., перевозил до 80 пассажиров на расстояние до 2000 км. Всего было выпущено 854 ед. Приемник Ту-134, лайнер Як-42 выпускался с 1977 по 2003 г., вместимость которого составляла 120 пассажиров, а дальность полета до 2700 км. Всего было выпущено 183 ед. [1]. Важно отметить, что гражданское самолетостроение являет-
ся сложным производственным циклом, в структуру которого входят сотни производственных компаний - производителей комплектующих, а производственный коллектив составляют тысячи высококлассных специалистов. Помимо производства воздушного судна, необходима подготовка летного персонала и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание лайнера в период его эксплуатации.
В начале 2000 г., по инициативе президента Российской Федерации В. В. Путина, перед отечественными конструкторами была поставлена задача по созданию пассажирского средне-магистрального узкофюзеляжного воздушного судна, вместимостью около 100 пассажиров, с возможностью полета на расстояние до 4000 км [2]. Эксплуатация отечественными авиакомпаниями бывших в употреблении воздушных судов являлась препятствующим фактором в развитии российского рынка пассажирских авиаперевозок. В период с 2000 по 2008 г., на мировом и российском рынках пассажирских авиаперевозок прослеживается динамика высокого роста и развития. Авиакомпании расширили и обновили парк воздушных судов, увеличили количество направлений в структуре маршрутной сети, появились бюджетные авиакомпании. Отсутствие собственного производства пассажирских лайнеров было причиной зависимости российского рынка пассажирских авиаперевозок от иностранных авиастроительных корпораций, что противоречило национальным интересам нашего государства.
В 2008 г. российский лайнер «SSJ-100» совершил свой первый полет. Сборка лайнера осуществляется на производственном объединении «Гражданские самолеты Сухого», расположенном в г. Комсомольск-на-Амуре в Хабаровском крае [3]. Выпуск двигателей для лайнера производится также на территории Российской Федерации в г. Рыбинск, Ярославской области [4]. Важно отметить, что полный цикл сборки лайнера на территории одного государства - это уникальное явление в гражданском самолетостроении. К примеру, европейская авиастроительная корпорация «Airbus SE» при сборке воздушных судов
на заводах в Тулузе (Франция) и Гамбурге (Германия) использовала двигатели американского (GE) и британского производства (Rolls-Royse). Только в 2017 г. был открыт филиал завода Rolls-Royse на территории Германии, для производства двигателей для лайнеров Airbus A-319 neo, Airbus A-320 neo, Airbus A-321 neo [5].
Проблемам развития российской отрасли гражданского самолетостроения посвящен ряд трудов отечественных ученых. В статье Д. Д. Денисова «Развитие международных кооперационных связей в самолетостроении» [6] автор заключает, что развитие сотрудничества российских и зарубежных производителей является эффективным инструментом снижения производственных затрат. Следует вспомнить, что эта статья была опубликована 2013 г., а начиная с 2014 г., ряд зарубежных государств ввели санкции в отношении российских производителей, что оказало самое негативное влияние на структуру производственного цикла «SSJ-100» и сдвинуло сроки проведения летно-технических испытаний другого новейшего российского среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера «МС-21». Таким образом, заключение автора о международной консолидации в области гражданского самолетостроения является несостоятельным. В условиях санкционного давления Российская Федерация должна контролировать весь производственный цикл воздушных судов во избежание возможных негативных последствий из-за нерациональной международной политики ряда зарубежных стран (в первую очередь США и Европейского Союза).
В статье А. М. Топоркова «Сравнительный анализ развития международных и отечественных корпораций авиационной промышленности» [7] автором приведен сравнительный анализ производственного цикла ведущих авиапроизводителей из ЕС, США, Канады и Бразилии. Автор приходит к выводу, что внутренний рынок (макрорегиональный) является важным элементом в развитии национальной системы гражданского самолетостроения. Рост национального рынка (увеличение конкуренции внутри страны, расширение внутренней маршрутной сети, обновление парка воздушных
судов национальных авиакомпаний) является важным фактором развития национальных отраслей гражданского самолетостроения США, ЕС, Бразилии и Канады.
В подтверждение выводов автора необходимо привести пример французской авиакомпании «Air France», которая в 2019 г. заключила контракт с европейской авиастроительной корпорацией «Airbus SE» на приобретение 60 ед. лайнера Airbus A-220-300 [8]. Этот контракт стал одной из крупнейших сделок для «Airbus SE» на производство Airbus A-220-300. В условиях преодоления кризиса 2020 г., французское правительство выступило с заявлением о том, что все достигнутые в 2019 г. договоренности о приобретении 60 ед. лайнера Airbus A-220-300 остаются в силе. Правительство Французской Республики выступает гарантом в реализации контракта. Благодаря приобретению Airbus A-220-300, авиакомпания «Air France» намерена снизить показатель среднего возраста парка воздушных судов и вывести из эксплуатации лайнеры Airbus A-319. Также следует отметить, что начало коммерческой эксплуатации Airbus A-220-300 осуществляется с 2017 г., а контракт «Air France» и «Airbus SE» заключен в 2019 г. Следовательно, мы можем отметить, что правительство Франции проводит политику протекционизма, направленную на развитие системы гражданского самолетостроения. Лайнеры Airbus A-220-300 производятся на заводе «Airbus SE» в Канаде (Квебек), где «Airbus SE» принадлежит 75% акций, а 25% - Управлению Провинции Квебек.
В Российской Федерации ведущая национальная авиакомпания «Аэрофлот» является ключевым эксплуатантом лайнера «SSJ-100». В пополнение к первому контракту, согласно которому «Аэрофлот» приобрел 50 лайнеров «SSJ-100» в 2018 г., «Группа Аэрофлот» заключила контракт на приобретение еще 100 ед. «SSJ-100» [9].
В статье Рублева В.В. «Европейский опыт развития бюджетных авиакомпаний на рынке региональных авиаперевозок: тенденции и перспективы развития» [10] рассмотрен пример преодоления последствий кризиса 2008 г. на европейском рынке пассажирских авиаперевозок. На фоне падения пассажиропотока
более чем на 10%, обусловленного негативным влиянием последствий мирового финансового кризиса, на европейском рынке усилилась роль и влияние бюджетных авиакомпаний. Так, если в 2008 г. совокупный пассажиропоток европейских бюджетных авиаперевозчиков в структуре рынка не превышал 15%, то по итогам деятельности за 2019 г. этот показатель возрос до 50%.
В этой связи можно привести следующие примеры: британская бюджетная авиакомпания «easyJet» в 2008 г. заключила крупнейший для того времени в истории европейской авиастроительной корпорации «Airbus SE» контракт на приобретение лайнеров Airbus A-319-100, ранее считавшихся невостребованными в бюджетном сегменте рынка. Авиакомпания «easyJet» доказала экономическую эффективность эксплуатации Airbus A-319-100, став второй по величине бюджетной авиакомпанией Европы. Испанская бюджетная авиакомпания «Volotea» также приобрела 19 ед. Airbus A-319-100 и расширила свое присутствие на рынках Испании, Франции и Италии [11]. В 2020 г. «Volotea» приобрела еще 3 ед. Airbus A-319-100 и тем самым расширила свою маршрутную сеть на территории Италии. А в январе 2021 г. руководство авиакомпании заявило о прекращении эксплуатации Boeing 717 в связи с расширением парка Airbus A-319-100 [12]. Лайнеры Boeing 717 авиакомпании «Volotea» имеют вместительность до 110 пассажиров, а Airbus A-319-100 - до 156 пассажиров, следовательно, отказ от Boeing 717 обусловлен желанием авиакомпании расширить перевозные мощности парка воздушных судов.
В статье М. Г. Евдотьевой «Сравнительный анализ отраслевых инновационных систем: Россия и Бразилия на рынке региональных самолётов» [13] автором сделано заключение о конкурентных преимуществах лайнера «SSJ-100» перед его прямыми конкурентами - бразильскими региональными лайнерами Embraer E-Jet series. Волатильность национальной валюты приводит к увеличению лизинговых платежей, потому что выручку российские авиакомпании получают в национальной валюте, а лизинговые платежи российские авиаперевозчики - эксплуатанты
Таблица 1
Пассажиропоток 15 крупнейших российских авиакомпаний за 2019 и 2020 г. [14]
Авиакомпания Пассажиропоток за 2019 г., пасс. Пассажиропоток за 2020 г., пасс. 2020/2019, %
«Аэрофлот» 37 220 668 14 563 135 - 60,9
«Сибирь» ^7) 14 046 452 12 349 229 - 12,1
«Победа» 10 287 223 9 086 736 - 11,4
«Россия» 11 553 056 5 710 793 - 50,6
«Уральские Авиалинии» 9 616 908 5 632 152 - 38,7
«ЮТэйр» 7 760 642 4 758 390 - 48,7
«Северный Ветер» 5 536 177 2 939 149 - 46,9
«Азур Эйр» 5 788 726 1 930 037 - 66,7
«Смарт Авиа» 2 033375 1 637 603 - 19,5
«Ред Вингс» 3 070 691 1 536 902 - 49,9
«Азимут» 1 247 446 1 221 638 - 2,1
«Роял Флайт» 2 258 915 917 313 - 59,4
«Норд Стар» 1 283 476 877 141 - 31,7
«Аврора» 1 657 741 795 873 - 52
«Икар» 2 161 817 760 085 - 64,8
«Ямал» 1 746 176 698 278 - 60
«Ир Аэро» 908 505 591 830 - 44,9
«Якутия» 713 150 499 511 - 30
«Руслайн» 635 351 374 822 - 41
«Алроса» 491 845 368 968 - 25
воздушных судов зарубежных производителей осуществляют в иностранной валюте (доллар США, евро).
В качестве подтверждения заключения автора может стать результат деятельности российских авиакомпаний по итогам работы за 2020 г. (таблица 1).
Российская региональная авиакомпания «Азимут», являющаяся эксплуатантом «SSJ-100», была образована в 2017 г. В качестве хабов (базовых аэропортов) она использует аэропорты: «Платов» (г. Ростов-на-Дону) и «Пашковский» (г. Краснодар). Маршрутную сеть авиакомпания развивает на базе региональных аэропортов ЮФО, ЦФО, ПФО, СЗФО. «Азимут» - моно эксплуатант, т. е. в парке авиакомпании только лайнеры «SSJ-100». По итогам деятельности за 2020 г. авиакомпания получила наименьший пока-
затель снижения пассажиропотока, который составил 2,1% к данным за 2019 г. В 2020 г. авиакомпания расширила парк воздушных судов с 11 до 13 ед. Увеличение парка воздушных судов и расширение маршрутной сети в условиях общего падения российского рынка пассажирских авиаперевозок более чем на 40% говорит о финансовой стабильности авиакомпании. Авиакомпания осуществляет лизинговые платежи в национальной валюте, что является достаточно важным моментом в условиях макроэкономической нестабильности. Другие российские авиакомпании, наряду с падением пассажиропотока, столкнулись с проблемой увеличения затрат, связанных с девальвацией национальной валюты и удорожанием лизинговых платежей.
Приведем данные анализа парка воздушных судов 20 крупнейших авиакомпаний Россий-
Таблица 2
Парк воздушных судов 20 ведущих авиакомпаний Российской Федерации по состоянию на февраль 2021 г. [15]
Авиакомпания Всего ВС, ед. В том числе узкофюзеляжные ВС, ед. Узкофюзеляжных ВС в парке, %
«Аэрофлот» 241 204 84,65
«Сибирь» ^7) 101 101 100
«Победа» 30 30 100
«Россия» 62 43 69,35
«Уральские Авиалинии» 46 46 100
«ЮТэйр» 64 61 95,31
«Северный Ветер» 32 24 75
«Азур Эйр» 29 14 48,28
«Смарт Авиа» 15 15 100
«Ред Вингс» 14 14 100
«Азимут» 13 13 100
«Роял Флайт» 16 10 62,5
«Норд Стар» 13 13 100
«Аврора» 20 20 100
«Икар» 15 10 66,67
«Ямал» 37 37 100
«Ир Аэро» 18 15 83,33
«Якутия» 16 16 100
«Руслайн» 18 18 100
«Алроса» 6 6 100
ской Федерации по состоянию на февраль 2021 г. (таблица 2).
На основании представленных данных мы можем констатировать, что узкофюзеляжные среднемагистральные воздушные суда занимают доминирующую позицию в структуре парка воздушных судов российских авиакомпаний. Так, из 20 рассмотренных авиакомпаний - у 12 парк воздушных судов состоит на 100% из среднемагистральных узкофюзеляжных воздушных судов. Сегмент данного типа лайнеров, в структуру которого входят воздушные суда вместимостью от 70 до 221 пассажира, является наиболее востребованным в структуре российского рынка пассажирских авиаперевозок.
Рассмотрим данные анализа парка воздушных судов авиакомпаний стран ЕАЭС, и в
частности, следующих Республик: Казахстан, Беларусь, Кыргызстан и Армения (таблица 3). В структуре парка воздушных судов стран ЕАЭС доминирующее положение занимают также узкофюзеляжные среднемагистраль-ные воздушные суда. Однако в численном выражении совокупный показатель количества воздушных судов авиакомпаний ЕАЭС значительно ниже аналогичного показателя авиакомпаний Российской Федерации.
С целью определения потребностей рынка, приведем данные среднего возраста парка воздушных судов авиакомпаний Российской Федерации (таблица 4) и авиакомпаний стран ЕАЭС (таблица 5) по состоянию на февраль 2021 г.
Итак, мы видим, что средний возраст парка воздушных судов российских авиакомпаний
Таблица 3
Парк воздушных судов авиакомпаний стран ЕАЭС по состоянию на февраль 2021 г. [15]
Авиакомпания Всего ВС, ед. В том числе узкофюзеляжные ВС, ед. Узкофюзеляжных ВС в парке, %
«Белавиа» 28 28 1GG
(Республика Беларусь)
«Air Astana» 31 28 90,32
(Республика Казахстан)
«Fly Arystan» (Республика Казахстан) 7 7 1GG
«Avia Traffic» 6 6 1GG
(Республика Кыргызстан)
«Armenia» 2 2 1GG
(Республика Армения)
Таблица 4
Средний возраст парка воздушных судов 20 ведущих авиакомпаний Российской Федерации по состоянию на февраль 2021 г. [15]
Авиакомпания Средний возраст парка ВС, лет
«Аэрофлот» 5,6
«Сибирь» ^7) 10,5
«Победа» 3,7
«Россия» 15,5
«Уральские Авиалинии» 14,2
«ЮТэйр» 17,6
«Северный Ветер» 11,4
«Азур Эйр» 20,3
«Смарт Авиа» 18,5
«Ред Вингс» 16,7
«Азимут» 1,8
«Роял Флайт» 17,8
«Норд Стар» 13,2
«Аврора» 22
«Икар» 14,3
«Ямал» 10,6
«Ир Аэро» 12,9
«Якутия» 15,6
«Руслайн» 19,5
«Алроса» 13,2
Таблица 5
Средний возраст парка воздушных судов авиакомпаний стран ЕАЭС по состоянию на февраль 2021 г. [15]
Авиакомпания Средний возраст парка ВС, лет
«Белавиа» (Республика Беларусь) 13,1
«Air Astana» (Республика Казахстан) 8,6
«Fly Arystan» (Республика Казахстан) 7,2
«Avia Traffic» (Республика Кыргызстан) 12,2
«Armenia» (Республика Армения) 14
имеет очень высокий показатель: из 20 российских авиакомпаний только 3 авиакомпании имеют низкий показатель среднего возраста парка: «Аэрофлот» - 5,6 лет, «Победа» - 3,7, а авиакомпания «Азимут» - 1,8 лет (самый низкий показатель в Европе). Авиакомпания «Азимут» намерена и дальше расширять парк воздушных судов за счет «SSJ-100». Благодаря разветвленной маршрутной сети, воздушные суда авиакомпании демонстрируют рекордный показатель среднесуточного налета (более 8,3 час / сутки), что стало рекордным показателем в 2020 г. за всю историю эксплуатации «SSJ-100» [16]. Средний возраст парка воздушных судов авиакомпаний стран ЕАЭС составляет более 10 лет, за исключением авиакомпании «Air Astana» и ее дочерней
структуры - первой национальной бюджетной авиакомпании Республики Казахстан «Fly Arystan».
Приведем показатели производства лайнеров «SSJ-100 в период с 2008 по 2020 r. (рисунок 1).
Всего было произведено 207 ед.
Представим данные об основных эксплуа-тантах лайнера «SSJ-100» на территории Российской Федерации по состоянию на февраль 2021 г. (рисунок 2).
Из представленных данных мы видим, что базовым эксплуатантом является «Аэрофлот», при этом другие региональные авиакомпании также осуществляют эксплуатацию рассматриваемого лайнера. В парках авиакомпаний «Газпром Авиа», «Азимут», «Россия», «Ямал»
Рисунок 1
Динамика производства российского среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера SSJ-100 в период с 2008 по 2020 г., ед. [17]
Рисунок 2
Эксплуатанты российского среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера SSJ-10 по состоянию на 2021 г., ед. [17]
имеется от 10 ед. техники. Региональные авиакомпании «Ир Аэро», «Северсталь» и «Якутия» увеличивают парк воздушных судов за счет приобретения «SSJ-100». Корпорация «Иркут» имеет намерение выкупить лайнеры «SSJ-100», которые были ранее проданы ирландской авиакомпании «City Jet» [18]. «Ир-кут» анонсировала планы по выкупу в январе 2021 г. Одним из обусловливающих факторов этому является увеличение спроса среди российских авиакомпаний на узкофюзеляжные, среднемагистральные воздушные суда.
Обобщим данные ключевых характеристик лайнера «SSJ-100» и его ближайших конкурентов «Airbus A-220» и «Embraer E-Jet series» (таблица 6).
Современный российский лайнер «SSJ-100» по ключевым характеристикам ничем не уступает зарубежным аналогам. В условиях финансовой нестабильности и девальвации национальной валюты ключевым конкурентным преимуществом «SSJ-100» является цена и величина лизинговых платежей.
Таблица 6
Технические характеристики лайнера SSJ-100 и его ближайших конкурентов Airbus A-220 и Embraer E-Jet series [17]
Лайнер SSJ-100 Airbus A-220 Embraer E-Jet series
Модификации 100-95 В, 100-95 LR 100, 100 ER, 300, 300 ER Е-170, Е-175, Е-190, Е-195
Страна производства Россия Европейский Союз (Сборка: Канада) Бразилия
Начало производства 2008 2016 2001
Количество произведенных единиц (2021 г.) 207 143 1593
Цена, млн долл. США 27-35 76-85 28-40
Дальность полета, км 3000-4500 4000-6000 3300-4200
Вместимость, пасс. 87-103 110-130 70-124
Страны -эксплуатанты Россия, Казахстан, Индонезия, Мексика. Ирландия, Лаос Европейский Союз, США, Канада. США, Бразилия, Европейский Союз, Латинская Америка, Россия
Лайнер «SSJ-100» является примером эффективного восстановления отечественной отрасли гражданского самолетостроения в условиях макроэкономической нестабильности и санкционного давления на Российскую Федерацию со стороны зарубежных стран. В условиях преодоления кризиса 2020 г. важным элементом протекционистских мер является расширение рынка сбыта за счет поставок лайнера «SSJ-100» государствам - стратегическим партнерам Российской Федерации в рамках ЕАЭС. Интеграционные процессы в рамках Евразийского экономического союза доказали свою эффективность. Расширение сотрудничества с авиакомпаниями из республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения может стать ключевым фактором в развитии национальной системы гражданского самолетостроения.
Российская Федерация возвращает себе статус одного из мировых лидеров гражданского самолетостроения. За 12 лет было произведено более 200 ед. новейшего российского лайне-
ра «SSJ-100», составляющего конкуренцию продукции мировых лидеров гражданского самолетостроения. Российская региональная авиакомпания «Азимут» - моно эксплуатант «SSJ-100» является примером эксплуатационной и экономической эффективности лайнера. В 2020 г. начались летно-технические испытания второго новейшего российского лайнера «МС-21», и в декабре 2020 г. «МС-21» совершил первый полет с российским двигателем ПД-14, что является важным событием в истории развития отечественного двига-телестроения [19]. Кроме этого, в декабре 2020 г. совершил свой первый полет лайнер Ил-114 российского турбовинтового регионального лайнера [20].
Развитие национальной системы гражданского самолетостроения важно осуществлять одновременного с системой роста национального рынка пассажирских авиаперевозок, направленных на снижение среднего возраста парка воздушных судов российских авиакомпаний. Российский рынок пассажирских
авиаперевозок имеет высокий потенциал развития, а эксплуатация российскими авиакомпаниями воздушных судов отечественного производства позволит, помимо снижения среднего возраста парка, который продол-
жает оставаться на крайне высоком уровне, сократить зависимость от иностранных авиапроизводителей и снизит возможные финансовые риски в условиях макроэкономической нестабильности.
Список литературы
1. ЯК-42 Фото. Видео. Схема салона. Характеристики. Отзывы. AVIA.PRO. URL: https://avia.pro/blog/yak-42 (дата обращения: 07.02.2021).
2. Путин ознакомился с производством двигателей для «Сухой-Суперджет-100». РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/20081202/156328093.html (дата обращения: 07.02.2021).
3. Sukhoi Superjet-100: история производства и хроника инцидентов. Аргументы и факты. URL: https://aif.ru/dontknows/1235835 (дата обращения: 07.02.2021).
4. Как собирают двигатели для самолетов. 24РосИнфо. URL: http://24ri.ru/down/open/ kak-sobirajut-dvigateli-dlja-samoletov.html (дата обращения: 07.02.2021).
5. Rolls-Royce открыл первое в истории производство двигателей для широкофюзеляжных самолётов на территории Германии. [Электронный ресурс] URL: https://zen. yandex.ru/media/aeronautica/rollsroyce-otkryl-pervoe-v-istorii-proizvodstvo-dvigatelei-dlia-shirokofiuzeliajnyh-samoletov-na-territorii-germanii-5946f2968e557dd778822a93 (дата обращения: 07.02.2021).
6. Денисов Д. Д. Развитие международных кооперационных связей в самолетостроении // Вестник ОГУ. 2013. № 8 (157). С. 15-23.
7. Топорков А. М. Сравнительный анализ развития международных и отечественных корпораций авиационной промышленности // Вестник ВУиТ. 2016. № 2. C. 88-90.
8. Air France-KLM подтвердила контракт на приобретение 60 самолетов Airbus A220-300. URL: https://www.aex.ru/news/2019/12/19/206187/print/ (дата обращения: 07.02.2021).
9. Новости «Аэрофлот» заказал еще 100 самолетов SSJ 100. URL: http://www.ato.ru/ content/aeroflot-zakazal-eshche-100-samoletov-ssj-100/ (дата обращения: 07.02.2021).
10. Рублев В. В. Европейский опыт развития бюджетных авиакомпаний на рынке региональных авиаперевозок: тенденции и перспективы развития // Региональные проблемы преобразования экономики. Махачкала. 2020. № 6 (116) (сентябрь). С. 24-33.
11. Рублев В. В. Анализ влияния бюджетных авиакомпаний «Volotea» и «Vueling» на рынок пассажирских авиаперевозок Испании в условиях макроэкономической нестабильности // Теоретическая экономика. 2020. № 11 (71) (ноябрь) С. 68-78 / Ярославский государственный технический университет.
12. Volotea Operates Europe's Last Scheduled Boeing 717 Flights (анг. Volotea выполняет последние регулярные рейсы Boeing 717 в Европе). URL: https://simpleflying.com/ volotea-boeing-717-last-flights/ (дата обращения: 07.02.2021).
13. Евтодьева М. В. Сравнительный анализ отраслевых инновационных систем: Россия и Бразилия на рынке региональных самолетов // Вестник МГИМО. 2018. № 3 (60). С. 179-197.
14. «Федеральное агентство воздушного транспорта. РОСАВИАЦИЯ». Перевозки пассажиров. URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/ (дата обращения: 07.02.2021).
15. Список авиакомпаний России, стран СНГ и мира. SAMOLETS. URL: https:// samolets.com/aviakompanii/ (дата обращения: 07.02.2021).
16. Аналитика «Азимут» добился рекордного налета Superjet 100. URL: http://www. ato.ru/content/azimut-dobilsya-rekordnogo-naleta-superjet-100 (дата обращения: 07.02.2021).
17. Список произведенных самолетов Суперджет-100. [Электронный ресурс] URL: http://superjet.wikidot.eom/wiki:produced (дата обращения: 07.02.2021).
18. «Иркут» решил выкупить не востребованные ирландцами SSJ-100. РБК. URL: https://www.rbc.ru/business/25/01/2021/600e744d9a7947e7e8f34b3c (дата обращения: 07.02.2021).
19. МС-21: последние новости и статус программы. URL: https://aviation21.ru/ms-21-poslednie-novosti-i-status-programmy/ (дата обращения: 07.02.2021).
20. Начало серийных поставок самолета Ил-114-300 запланировано на 2022 год. URL: https://www.rzd-partner.ru/aviation/news/nachalo-seriynykh-postavok-samoleta-il-114-300-zaplanirovano-na-2022-god/ (дата обращения: 07.02.2021).