риода с 2009 по 2019 годы корпорация "Airbus SE" наращивала производственные мощности, выводила на рынок новые, модернизированные образцы авиа ционной техники, расширяла свое влияние на рынке. Анализ влияния кризиса 2020 года, вызванного пандемией COViD-19 должен стать основой для разработки антикризисных мер не только руководством Европейского Союза, но и правительствами всех государств, являющихся авиастроительными державами.
Ключевые слова; Airbus, Boeing, COViD-19, пассажирские авиалайнеры, граж данское самолетостроение, рынок авиаперевозок, бюджетные авиакомпании.
Европейская авиастроительная корпорация "Airbus SE" является ведущей европейской авиастроительной компанией и одним из мировых лидеров в сегменте гражданского самолетостроения. Прямым конкурентом является американская корпорация 'The Boeing Company". В сегменте воздушных судов вместимостью до 140 пассажиров конкуренцию "Airbus" составляет бразильская авиастроительная корпорация "Em bra er" и российская "Объединенная авиастроительная корпорация", осуществляющая выпуск лайнера Sukhoï Superjet 100 (по состоянию на сентябрь 2020 г. произведено более 200 единиц). Стоит отметить, что канадская "Bombardier inc." в 201S году перешла под контроль корпорации "Airbus SE" (продажа 51,01% акций), а ранее выпускавшийся лайнер "Bombardier CSeries" изменил аббревиатуру и продолжил выпускаться под названием Airbus А-220 (рис 1). Приобретение контрольного пакета акций было обусловлено стратегией корпорации "Airbus SE" укрепить свои позиции на североамериканском рынке.
о
cü о
CU
£
LÛ <
•=с
а
г*-
ÇQ
1Г Z
кд г
s
161
Рисунок 1 Лайнер "Airbus А-220" швейцарской авиакомпании "SWISS" выпускавшийся до 2018 года как "Bombardier CSeries" [1 ]
Стоит отметить, что корпорация "Airbus SE" является многопрофильным авиастроительным и аэрокосмическим объединением, производящим гражданские пассажирские лайнеры, грузовые лайнеры, военно-транспортные самолеты, вертолеты, компоненты для аэрокосмической промышленности. Самолетостроение занимает ведущее место в структуре деятельности компании. S 2019 году "Airbus SE" произвела и передала заказчикам 863 лайнера, превзойдя показатели своего ближайшего конкурента "Boeing". [2] Компания планировала достигнуть показателя в 900 произведенных лайнеров, но из-за запуска модели Airbus А-321 ACF, являющейся технически сложной, планируемый показатель производительности не был достигнут, 8 2019 году корпорация "Airbus SE" заключила контракты на строительство 1131 лайнера в период 2020-2025 гг., 768 из которых являются подтвержденными (прим. заказы с предоплатой), Таким образом, в 2019 году корпорация "Airbus SE" достигла портфеля заказов в 50 тысяч лайнеров за 50 лет своего существова-
ЛАРИН Олег Николаевич, доктор технических наук профессор
РУБЛЕВ Владимир Владимирович, аспирант
кафедра Предпринимательства и логистики, Российский экономический университет имени Г, В. Плеханова, Москва
ния, что является уникальным историческим фактом в эпохе гражданского самолетостроения.
Успех "Airbus SE" был обусловлен началом производства моделей А-350, являющейся наиболее совершенной в сегменте широкофюзе-ляжныхдальне магистральных лайнеров. В сегменте узкофюзеляжных средне магистральных лайнеров "Airbus" увеличила производство моделей А-319 neo, А-3290 neo и А-321 neo. Обладая более совершенными техническими характеристиками, меньшим расходом топлива и более высоким уровнем комфорта, лайнеры стали лидерами в своем сегменте, обогнав по количеству заказ ов модели конкурента Вое ing-73 7-800, Boeing-737-900. Кроме этого, серия катастроф и происшествий Soeing-737 МАХ, негативным образом отразилась на компании "The Boeing Company", понизив доверие приобретателей и уменьшив количество заказов. [3]
В 2019 году корпорация "Airbus SE" достигла рекордных показателей и укрепила свои позиции на рынке гражданского самолетостроения. Кризисные события 2020 года, вызванные пандемией COVID-19, введением ограничительных и запретительных мер на деятельность авиакомпаний, стали причиной резкого падения спроса. 8апреле 2020 года "AirbusSE"анонсировала планы по отказу от производства самого большого в мире гражданского лайнера Airbus А-380. [4] За 14 лет производства концерну удалось реализовать 234 лайнера при первоначальных планах о постройке 1200 единиц. Таким образом, по мнению экспертов, кризис 2020 года завершил эпоху "гигантов" на рынке гражданского самолетостроения, ввиду ожидаемой длительной стагнации рынка пассажирских авиаперевозок. С целью определения перспектив развития корпорации "Airbus SE" в условиях макроэкономической нестабиль-ностипредставимданныеанализаевропейско-го рынка пассажирских авиаперевозок. Европейский рынок пассажирских авиаперевозок является одним из наиболее развитых в структуре мирового рынка, авиакомпании успешно развивают направление бюджетных авиаперевозок, расширяют маршрутную сеть, увеличивают количество международных направлений. В условиях преодоления последствий кризиса 2020 года смогут ли европейские авиакомпании стать ключевыми приобретателями авиационной техники корпорации "Airbus SE"?
Вопросам исследования и анализа рынка пассажирских лайнеров посвящены труды российских и зарубежных ученых. Среди фунда-
ментальных исследований необходимо отметить статью A.M. Топоркова "Сравнительный анализ развития международных и отечественных корпораций авиационной промышленности" [5], в которой автором представлен анализ перспектив развития рынка на основе влияния ключевых факторов (среднегодовой рост ВВП регионов мира, рост национальных и региональных рынков пассажирских авиаперевозок, ключевые тенденции рынка, развитие высоких технологий}. В статье Е.Ю. Кругло-вой "Прогнозирование рынка гражданской авиатехники" [6] автором исследования, на основе потребностей рынка пассажирских авиаперевозок в долгосрочной перспективе, представлены данные по основным направлениям развития конкуренции производителей авиационной техники. Исследование A.A. Ни-китенко "Развитие продаж авиатехники на мировом рынке" [7] раскрывает фундаментальные принципы конкурентной борьбы крупнейших авиастроительных корпораций "Boeing" и "Airbus". Автор выделяет основные пути развития рынка на основе усиления конкурентной борьбы между крупнейшими производителями пассажирских авиалайнеров и производителями из Бразилии, Канады, России и Китая. Результатом исследования С.Г. При-воротской "Факторы конкурентоспособности на международном рынке авиастроения" [8] стал анализ конкурентоспособности ведущих авиапроизводителей, в нем выделены ключевые факторы, обеспечивающие их динамичное развитие в условиях развивающегося рынка, В работе Н.З. Султановой и С.А, Головачёвой "Тенденции и особенности развития авиационной промышленности в мире" [9] авторами представлен результат комплексного анализа рынка гражданского самолетостроения. В статье Ю,А. Мерзпикиной "Перспективы международного научно-технологического и промышленного сотрудничества России в области гражданской авиации" [10] представлен анализ деятельности крупнейших авиастроительных корпораций и определены наиболее перспективные пути развития национальной отрасли гражданского самолетостроения России. Авторы исследований сходятся во мнении о том, что развитие пассажирских авиаперевозок, наблюдаемое в период с 2009 года по 2019 год, является ключевым фактором развития авиастроительной промышленности.
Ценовая политика авиастроительных корпораций "Airbus SE" и "The Boeing Company". Представим данные о стоимости лайнеров корпорации "Airbus SE" по состоянию на 2020 год. (табл.1).
Таблица 1 - Стоимость авиалайнеров "Airbus" в 2019-2020 гг, [11]
Модель Вместимость, пасс. Стоимость, МЛН ДОЛЛ. США
Узкофюзеляжные лайнеры
Airbus А-220-100 103-130 81
Airbus A-220-300 130-160 91,5
Airbus A-318 107-132 77,4
Airbus A-319 116-1 se 92,3
Airbus A-320 140-100 101
Airbus A-321 170-220 118,3
Airbus A-319 neo 118-160 101.5
Airbus A-320 neo 140-180 110,6
Airbus A-321 neo 170-220 129,5
Широкофюз еляжные лайнеры
Airbus А-330-200 353-406 238,5
Airbus А-ЗЗО-ВОО neo 380-420 259,9
Airbus А-ЗЗО-ЗОО 395-440 284,2
Airbus A-330-900 neo 360-420 296,4
Airbus A-350-800 280-440 280,6
Airbus A-330-900 315-440 317,4
Airbus A-350-1000 366-440 366,5
Airbus A-3S0 525-853 445,6
Наиболее востребованными в портфеле заказов "Airbus SE" являются узкофюзеляжные модели класса А-319 neo, А-320 neo и А321 neo. Их стоимость выше аналогов классических моделей, выпускающихся без существенных изменений на протяжении 10-15 лет. Экономически эффективные двигатели, низкий уровень шума, низкий показатель выброса СО1 являются факторами, обуславливающими популярность данных моделей. Приобретателями являются ведущие Европейскиебюджетныеавиа-компании, а также авиакомпании из США, Китая, оран Африки и Латинской Америки. В рамках реализации контрактов российская авиакомпания "Уральские Авиалинии" стала одной из первых российских национальных авиакомпаний - эксплуатантов лайнеров линейки "neo". Национальная авиакомпания Республики Казахстан "Air Astana" стала одной из первых авиакомпаний СНГ, получившей лайнеры Airbus А-320 neo и Airbus А-321 neo в рамках программы по обновлению парка воздушных судов. Наиболее востребованной является модель Airbus А320 neo, основными внешними отличительными чертами от классических моделей которой являются: законцовки крыла и измененная форма стекла кабины пилотов (рис. 2) Технические отличия являются более значительными, и лайнер является одним из наиболее совершенных по ряду ключевых показателей в своем классе.
Представим данные стоимости авиационной техники корпорации
"The Boeing Company", являющейся прямым конкурентом "Airbus SE" (табл. 2}.
Корпорация "The Boeing Company" допустила ряд технических ошибок при разработке обновленной версии лайнера Boeing 737 МАХ, что стало причиной нескольких авиакатастроф и привело к временному запрету на эксплуатацию лайнеров данного типа в ряде стран. По этой причине 2019 год стал одним из самых худших s истории корпорации, что негативно отразилось на формировании портфеля заказов. Эксплуатантами лайнеров "Boeing" являются классические и бюджетные авиакомпании всех континентов мира. Модель "Boeing-737" является наиболее массовой в истории гражданского самолетос-г троения, первый лайнер данной модели поднялся в небо в 196S году, на протяжении всего времени происходило техническое совершенствование моделей и, по состоянию на 2019 год, было выпущено более 10 000 лайнеров раз-
Рисунок 2 - Airbus А320 neo испанской национальной классической авиакомпании "Iberia" [12]
Таблица 2 - Стоимость авиалайнеров "Boeing" В 2019-2020 гг. [13]
Модель Максимальная вместимость, пасс Стоимость, МЛН долл. США
Узко фюзеляжные лайнеры
Boeing-737 МАХ-7 172 96
Boeinq-737 700 149 85,8
Boeinq-737 MAX 8 189 117,1
Boeinq-737 MAX 200 200 120,2
Boeinq-737 800 189 102,2
Boeinq-737 900 ER 215 108,4
Boeinq-737 MAX 9 215 124,1
Boeing-737 MAX 10 230 129,9
Широкофюзеляжные лайнеры
Boeinq-767 300 ER 351 209,8
Boeinq-787-8 381 239
Boeinq-787-9 440 281,6
Boeinq-777 200 LR 440 334
Boeinq-777 200 ER 440 295,2
Boeinq-787-10 473 325,8
Boeinq-777-8 550 394,9
Boeinq-777 300 ER 550 361,5
Boeinq-777-9 600 425,8
Boeinq-747-800 605 402,9
О
cü о cu
cf
LO <
sc et
г?
со
=r Z
s
163
личных модификаций Soeing-737. [14] В России эксплуатацию лайнеров корпорации "Boeing" осуществляют авиакомпании "Аэрофлот", "Победа", "ЮТэйр" и другие крупные авиакомпании. Ирландская бюджетная авиакомпания "Ryanair" располагает парком в 442 единицы лайнера Boeing-737-800, что делает ее крупнейшим мировым эксплуатантом данной модели.
Анализ парка воздушных судов крупнейших европейских авиакомпаний. Представим данные крупнейших европейских авиакомпаний и авиационных холдингов по итогам деятельности за 2019 год (рис 3). Эти данные свидетельствуют о том, что бюджетные авиакомпании занимают особое положение в структуре рынка пассажирских авиаперевозок. Бюджетными авиакомпаниями являются: ирландская "Ryanair", британская "easyJet", венгерская "Witz Air" В структуру холдингов "Lufthansa Group", "LAG" и "Air France - KLM" входят бюджетные авиакомпании, что подчеркивает интерес классических авиакомпаний к сегменту бюджетных авиаперевозок. Флот бюджетных авиакомпаний составляют узкофюзеляжные суда одного производителя.
160 140 120 100 80 60 40 20 0
145
11В
9,1 R
1 1
jg.B
j_
«Ryanair» «Lufthansa Group»
«LAG»
«easyJet» «Air France «Wizz Air» - KLM»
Рисунок 3 - Крупнейшие европейские авиакомпании по количеству перевезенных пассажиров в 2019 г, (млн чел,), авт, Рублев В,В, [15]
В00 700 S00 500 400 300 200 100 о
589 c,fi
ЛЛО
1
1
110
■
«Ryanair» «Lufthansa Group»
«LAG»
«easyJet» «Air France «Wizz Air» -KLMs
Рисунок 4 Крупнейшие европейские авиакомпании. Количество воздушных судов по состоянию на 2020 г., авт. Рублев В,В. [15]
Представим данные о количестве воздушных судов в парке крупнейших европейских авиакомпаний (рис. 4). Отметим, что бюджетные авиакомпании, с целью минимизации затрат на обслуживание, приобретают лайнеры
одной или нескольких модификаций. Единовременное приобретение значительного количества воздушных судов способствует снижению стоимости одной единицы. Примером может послужить приобретение британской бюджетной авиакомпанией "easyJet" лайнеров модели Airbus А-319-100. (рис. 5} Авиакомпания приобрела единовременно, в период мирового финансового кризиса 2008 года, 50 единиц, что, по оценкам экспертов, способствовало снижению каталожной стоимости лайнера до 30%. Airbus А-319-100 считался экономически неэффективным для эксплуатации в сегменте бюджетных пассажирских авиаперевозок по причине низкой пассаж и ровмес-тимости (156 кресел в одноклассовой компоновке). Авиакомпания "easyJet" доказала экономическую эффективность эксплуатации данного лайнера в сегменте бюджетных авиаперевозок. Испанская бюджетная авиакомпания "Volotea" вслед за "easyJet" осуществила приобретение 19 лайнеров данной модели.
Представим данные среднего возраста парка воздушных судов ведущих европейских бюджетных и классических авиакомпаний по состоянию на сентябрь 2020 года (табл. 3}.
Представленные данные свидетельствуют о том, что европейские авиакомпании осуществляют эксплуатацию лайнеров "Airbus". Исключения составляют ирландская бюджетная авиакомпания "Ryanair", испанская бюджетная авиакомпания "Air Europa", голландская "KLM" и австрийская "Austrian Airlines". Парк воздушных судов бюджетных авиакомпаний "easyJet", "Wi2Z Air", "Vueîtng" и классических "Iberia" и "Brussels Airlines" состоит на 100% из лайнеров корпорации "Airbus".
Средний возраст парка воздушных судов большинства евро-пейский авиакомпаний составляет до 10 лет, что является высоким показателем. Авиакомпании приобретают лайнеры по схеме лизинга, а по достижению 10-летнего возраста возвращают лайнер лизингодателю. Далее воздушное судно реализуется авиакомпаниям стран Африки, Азии, Латинской Америки, России и стран СНГ. При этом средний возраст парка воздушных судов французской "Air France" и британской "British Airways" составляет более 13 лет, австрийской "Austrian Airlines" более 15 лет, что является наихудшим показателем. Важно отметить, что
■ ед. ВС
авиакомпании продолжают эксплуатацию лайнеров Airbus А-340 {снят с производства) и первых моделей лайнера Airbus А-330, что увеличивает показатель среднего возраста парка. Темпы производства лайнера Airbus A-35Ö, пришедшей на замену устаревших широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров, не удовлетворяют потребности рынка. При этом европейские авиакомпании выражают заинтересованность в приобретение у конкурента Airbus А-350 лайнера Boeing 787 Dreamiiner.
--- , _ _ 1. ft1 1 ^ и
О
cü о
CU
cf
Lü <
sc Ct
г? со
=r Z
Рисунок 5 - Airbus А-319-100 британской бюджетной авиакомпании "easyJet" [16]
Таблица 3 - Средний возраст парка воздушных судов крупнейших авиакомпаний Европы, по состоянию на сентябрь 2020 г, [17]
S
165
Авиакомпании %, ВС лр-ва ЕС "А, ВС лр-ва др. Средний возраст
(сегмент) в парке авиакомпании стран в парке авиакомпании парка SC, лет
«Ryanair» (бюджетная 0 100 8,4
авиакомпания!
«easyJet» (бюджетная 100 0 7,9
авиакомпания)
«Wez Air» (бюджетная 100 0 5,4
авиакомпания)
«Vueiing» (бюджетная 100 0 6,7
авиакомпания)
«Air Europa» (бюджет- 30,77 69,23 8,9
ная авиакомпания)
«Iberia» (классическая 100 0 9,3
авиакомпания)
«5W1SS» (классическая 08,67 11,33 9,9
авиакомпания)
«Air France» (классиче- 66,09 33,91 13,8
ская авиакомпания)
«Alitalia» (классическая 72,42 27,53 12,9
авиакомпания)
«LOT» (классическая 0 100 8,9
авиакомпания)
«KLM» (классическая 10,74 89.26 11,8
авиакомпания)
«Austrian Airlines» (клас- 45,12 58.88 15,4
сическая авиакомпания)
«Brüssels Airlines» 100 0 9,4
(классическая авиаком-
пания)
«Lufihansa» (кпассиче- as,зз 10,67 11,9
ская авиакомпания)
«British Airways» (клас- 56,32 43,67 13,8
сическая авиакомпания)
Анализ парка воздушных судов крупнейших российских авиакомпаний. Представим дан-
ные о количестве перевезенных пассажиров по итогам 2019 года крупнейшими российскими авиакомпаниями (рис. 6}. Лидером на российском рынке пассажирских авиаперевозок является авиакомпания "Аэрофлот", которая перевезла по итогам 2019 года более 101 миллиона пассажиров, что является рекордным показателем. Бюджет ная а в иа компания "Победа" {входит в структуру Группы "Аэрофлот"), перевезла 18,5 миллионов пассажиров, располагая парком в 30 единиц Boeing 737-800. Отличительной особенностью российского рынка пассажирских авиаперевозок является развитость конкуренции, разветвленная внутренняя маршрутная сеть, высокая доля российских авиаперевозчиков s структуре направления Россия - Европа. Авиакомпания "Аэрофлот" на базе московского аэропорта "Шереметьево" активно развивает концепцию стыковочного™"."!^ хаба по направлениям "Азия - Евро-па", что является высокоэффективным элементом развития компании и увеличения пассажиропотока.
Рассмотрим данные анализа парка воздушных судов крупнейших российских авиакомпаний по состоянию на сентябрь 2020 года (рис. 7).
Представленные данные свидетельствуют о том, что средний возраст парка воздушных судов российских авиакомпаний продолжает оставаться достаточно высоким. Объединенная авиастроительная корпорация, производитель лайнеров "SSJ-100" увеличила количество эксплу-атантов, благодаря мерам государственной поддержки, направленной на стимулирование спроса налайнеры отечественного производства. По состоянию на 2020 год эксплутантами "SSJ-IOO" являются "Аэрофлот" (56 ед.), "Ямал" (16 ед.), "Азимут" (11 ед.), Тазпрома-виа" {10 ед.),з также авиакомпании "ИрАэро", "Якутия", "Северсталь" и другие отечественные и зарубежные авиаперевозчики. Другой перспективный лайнер "МС-21", прямой конкурент
А)!*Ьш А-320 и Воетд-737 проходит летно-тех-нические испытания и, по заверению экспертов, будет принят в эксплуатацию первыми заказчиками не ранее 2021 года.
336
60
80
101 100 120
Рисунок б - 15 крупнейших авиакомпаний России по итогам 2019 г., млн чел, [17]
Норд Стар Нордэвиа Ямал Икар Ред Вин гс РОЛЛ ФПЗЙТ Глобус (слияние с 57) Ютэмр Северный Ветер Победа Уральские авиалинии АЗЮР Эйр 37 Россия Аэрофлот
132
10.6
14,3
11.4
2,7
14,2
10
14
10
15
Рисунок 7 Средний возраст парка воздушных судов 15 крупнейших авиакомпаний России, по состоянию на сентябрь 2020 г. [17]
Заключение. В условиях макроэкономической нестабильности и преодоления послед-
ствий кризиса, вызванного пандемией COVID-19, рынок производства и продажи пассажирских авиалайнеров ожидает существенный и затяжной кризисный период. Падение мирового рынка пассажирских авиаперевозок станет причиной пересмотра стратегий развития крупных авиаперевозчиков. Заказанные и приобретенные ранее лайнеры могут оказаться невостребованными при падении пассажиропотока на внутренних и меж-■ мпн. чел. дународных направлениях.
Ограничительные и запретительные меры,принятые большинством стран мира в связи с риском распространения COVID-19, окажут крайне негативные последствия на сегмент международных авиаперевозок. На основании анализа всех вышеперечисленных данных представим перечень мер, которые могут оказать положительное влияние на развитие гражданского самолетостроения и стать фундаментальной основной эффективного преодоления кризиса корпорацией "Airbus SE":
1. Разработка и принятие программы Европейским Союзом по снижению среднего возраста парка воздушных судов европейских авиакомпаний (до 10 лет), стимулирование европейских авиакомпаний, осуществляющих приобретение лайнеров корпорации "Airbus SE".
2. Развитие направлений бюджетных авиаперевозок как эффективного инструмента преодоления последствий мирового фи-нансового кризиса 2008
года. Расширение региональной маршрутной сети бюджетных авиакомпаний с целью увеличения парка воздушных судов на 20 30 %.
3. Разработка программ с иностранными государствами, направленных на обновление
10 7
17.3
176
22.3
20
шет
20
25
парка воздушных судов авиакомпаний развивающихся рынков. Предоставление более выгодных условий лизинга для зарубежных авиакомпаний - лизингополучателей (субсидирование процентной ставки Европейским Союзом).
Самолетостроение является важной составляющей экономики Европейского Союза. В 2019 году выручка "Airbus SE" составила 70,5 млрд евро (+11% к показателю 2018 года), производство лайнеров осуществляют десятки тысяч сотрудников во Франции и Германии, приобретателями являются сотни авиакомпаний из разных стран мира, тысячи компаний являются поставщиками товаров и услуг "Airbus SE". Эффективность антикризисных мер является основой успешного преодоления сложившегося кризиса и важным элементом стратегического развития мирового лидера гражданского самолетостроения.
Кризис 2020 года на рынке пассажирских авиаперевозок и гражданского самолетостроения может открыть перспективы для российских производителей авиационной техники. Основными отечественными производителями пассажирских и грузовых авиалайнеров являются: "Воронежское акционерное самолетостроительное общество", выпускающее региональные пассажирские лайнеры АН-148-100, военно-транспортные ИЛ-112-В, а также дзльнемагистральный ИЛ-96 в пассажирской и грузовой (перспективной) модификациях. (18] Акционерное Общество "Гражданские самолеты Сухого", осуществляющее выпуск лайнера "SSJ-100", [19] а также "Корпорация Иркут", завершающая пред серийные летно-технические испытания новейшего российского лайнера "МС-21". [20] Отечественная система гражданского самолетостроения, благодаря эффективным методам государственной поддержки, возвращает утраченные позиции со времен распада СССР, когда парк воздушных судов советских авиапредприятий состоял на 100% из лайнеров советского производства. Современные российские лайнеры, по сравнению с зарубежными аналогами, имеют ряд конкурентных преимуществ, важнейшими из которых являются: более низкая стоимость воздушного судна, более низкая стоимость технического обслуживания, отсутствие зависимости от иностранных производителей комплектующих и запасных частей. Укрепление позиций отечественных авиастроительных корпораций на российском рынкеможет стать фундаментальной основой для дальнейшего развития отрасли гражданского самолетостроения и выхода на рынки стран СНГ и ближнего зарубежья.
Литература:
1. Авиакомпания SWISS. Официальный сайт. [Элек тронный ресурс] URlihttps://www.sWiss.com/ru/ru (дата обращения:02.09.2020).
2. В 2019 году компания Airbus поставила 863 коммерческих самолета. 13 января 2020 года. АЕХ, [Электронный ресурс] URi.:http$;//www.aex.ru/ news/2020/1 /13/207002/ (дата обращения; 02.092020).
3. Boeing ТУ/ МАХ летал меньше двух лет. [Электронный ресурс] URL:hHps://tas$.ru/proisshestviya/ 6208939 (дата обращения: 02.09.2020).
4. Отлетал свое: Airbus прекращает выпуск А-380, [Электронный ресурс] URL:https://www.gazeta.ru/ science/2019/02/14_а_12182785.shtml (дата обра щения: 02.09,2020).
5. Топорков A.M. Сравнительный анализ разви тая международных и отечественных корпораций авиационной промышленности // Вестник ВУиТ. - 2016. - №2, - С. 33-42.
6. Круглова Е.Ю. Прогнозирование рынка гражданской авиатехники // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - №10. -С. 104-115.
7. Никитенко A.A. Развитие продаж авиатехники;: на мировом рынке // Российский внешнеэконо-" мический вестник. - 2018. - №10. - С 91-100.
8. Приеоротская СГ. Факторы конкурентоспособности на международном рынке авиастроения // ТДР.-2011.-№9.-С 112-114.
9. Султанов Н.З., Головачёв С.А. Тенденции и особенности развития авиационной промышленности в мире // Norwegian tournai of Development of the international Science. -2016. - №1.-C. 23-26.
10. Мерзл икина Ю.А. Перспективы международного научно-технологического и промышленного сотрудничества России в области гражданской авиации// Проблемы Науки. - 2018. - №6 - С 22-26.
11. Airbus 20120 Price List Press Release. [Электрон ный ресурс] URLhttps://www.airbus.com/newsroom/ près s-r e le ases/e n/2018/01 /ai rbus- 2018- pri ce-I ist-pre ss-release.html (дата обращения:01.09.2020).
12. Авиакомпания "Iberia". Официальный сайт. [Электрон ный ресурс] URL: http s: //www. iberia, com/ ru/(дата обращения:02.09.2020).
13. Номинальные средние цены Airbus и Boeing. [Электронный ресурс] URL: https:// aeronautíca.oniine/prices/airbus-n-boeing prices-2017/{дата обращения: 01.09.2020).
14. Самолеты семейства "Boeîng-737". [Электрон ный ресурс] URL:https://www.airiinés inform.ru/ com inercia!-a i re ra ft/Boeing-737-fa mí [у.htm I (дата обращения: 02.09.2020}.
15. Compagnies aíriennes: Les 8 plus grandes compagnies a?riennes d'Europe (фр. Авиакомпании: 8 крупнейших авиакомпаний Европы). [Электронный ресурс] URL: h ftps://www. vol -reta rde.fr/ blog/2019/06/06/compagnies-aeriennes les-8-píus-grandes-compagnies-aeriennes-deurope (дата обращения: 02.09,2020).
16. Авиакомпания "easyJet". Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL:https://www.eаsyjet.com/ г и {дата о б ра i цен и я : О2.09.202О).
17. Список авиакомпаний России стран СНГ и мира. [Электронный ресурс] URL:https:// samojets.com/aviakompanii/ (дата обращения: 01.092020).
18. ВАСО - производственное предприятие. [Электронный ресурс] URL:http://www.vaso.ru/
О
cü о cu
cf
lq <
i: a
to
3-
z
i
167
index.p hp/product! on {дата обращения; 05.09.2020),
19. Главная страница сайта АО ГСС [Электронный ресурс] URL.ihttp://www.scac.ru/ru/products/sиkhoi-superjet 100/(дата обращения:05.09.2020).
20. Корпорация "Иркут" [Электронный ресурс] URLhttps://www.irkut.com/ (дата обращения: 05.092020).
INTEGRATED APPROACH ТО THE STUDY OF THE COMPANY'S ECONOMIC SECURITY AND ITS SYSTEM CHARACTERISTICS
Lesnyak Vladimir Vtadimlrwich, PhD of Economics, Associate Professor Sefezneva Ekaterina Mikhaybvna, PhD of Economics, Associate Professor
Department of Economic Security, Accounting and Law, Don State Technical University, Rostov-on-Don
The article deals with methodological issues of the use of the main provisions of an integrated approach to the company's economic security system, taking into account its system characteristics, content and development directions, The results obtained are characterized by a number of determining factor components of the company's protection mechanism in the context of using modern engineering tools that allow evaluating the effectiveness of protective measures with access to system-forming property indicators. For the purpose of practical use of the methodological provisions presented in the work author's computer programs have been developed.
Keywords; economic security; property; engineering tools; derivative balance; system; integrated approach; economic security zone.
D0I 10.24923/2222-243X.2020-37.36
УДК 332 КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПА СНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ СИСТЕМНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
В статье рассматриваются методические вопросы по использованию основ ных положений комплексного подхода к системе экономической безопасное ти организации с учетом ее системных характеристик, содержания и направлений развития. Полученные результаты характеризуется рядом определяющих факторных составляющих механизма защиты организации в контексте использования современных инжиниринговых инструментов, позволяющих оценивать эффективность проводимых защитных мероприятий с выходом на системообразующие показатели собственности. Практическая реализация представленных в статье методических положений позволила предложить авторе кие программные продукты.
Ключевые слова; экономическая безопасность; собственность; инжиниринговый инс: трументарий; производный баланс; сис. тема; комплексный подход; зона экономической безопасности.
ВАК РФ 08,00,05
ОЛееыякВ.В., 2020 & Селезнева ЕМ, 2020
ЛЕСНЯК Владимир Владимирович, кандидат экономических наук, доцент
СЕЛЕЗНЕВА Екатерина Михайловна, кандидат экономических наук, доцент
кафедра Экономической безопасности, учета и права, Донской государственный технический университет, Ростов на-Дону
В основе комплексного подхода к исследованию экономической безопасности организации лежит функциональная ориентация на достижение состояния ее защищенности от вызовов и угроз с использованием различных защитных механизмов во взаимосвязи с ее системной характеристикой и структурными элементами.
Необходимость комплексного исследования информационно-управленческой категории экономической безопасности ставит задачу системной характеристики и обоснования методов, инструментария и технологий ее обеспечения во взаимосвязи с категориями рисков и конфликтов, установления основных угроз экономической безопасности, а также обоснования основных стратегий и комплекса тактических инструментов и механизмов их реализации. Использование комплексного подхода к процессам управления безопасностью основывается на исследовании учетно-аналитичес-кой категории собственности как основного показателя безопасного функционирования организации с учетом интересов ее руководства и собственников. Предметом рассмотрения в данной статье выступают процессы формирования и функционирования комп-
лексной системы обеспечения и управления экономической безопасностью на микроуровне.
Основная идея комплексного подхода к исследованию экономической безопасности на микроуровне состоит в полноте и всестороннем охвате, идентификации и оценке внутренних и внешних факторов, вызовов и угроз функционирования организации, последовательном и согласованном анализе их влияния на безопасное состояние организации и перспективы его изменения на основе расчета системообразующих инжиниринговых показателей собственности и индикаторов безопасности.
Комплексный подход должен использоваться с учетом современных достижений не только экономических наук, но и философии, социологии, права, математики, информатики, истории и др. При этом необходимо постараться максимально охватить все существенные факторы, дать многомерную оценку событиям и фактам хозяйственной жизни, рассмотреть различные варианты развития ситуации и возможные при соответствующих исходах последствия.
Экономическая безопасность как состояние защищенности организации предполагает эффективность ее функционирования в условиях возникающих рисковых и конфликтных ситуаций в целях решения стратегических задач развития. Теория рисков определяет необходимость аналитического исследования категорий интегрированного и ситуационных рисков, инициирующих кризисные ситуации и потери. Теория конфликтов ориентирует на: анализ внутренних и внешних факторов среды, обусловливающих возникновение конфликтов; исследование теневых экономических отношений и криминализации экономики; исследование экономической безопасности в процессе разрешения конфликтных ситуаций; исследование вопросов безопасности отношений собственности.
Максимальный охват различных факторов и угроз, их идентификация, анализ и прогнозирование, оценка степени воздействия на начальный, достигнутый или прогнозный уровень экономической безопасности лежат в основе реализации базовых положений комплексного подхода. Комплексный подход к содержанию структурных элементов защитного механизма организации и реализации направлений его развития предполагает учет многофакторности и вариативности, полноты и всесторонности в реализации управленческих процессов, наличие конкретно поставлен-
ной цели, многовариантность путей ее достижения (каналы воздействий, способы, меры и мероприятия), согласованность и последовательность использования методических приемов и средств.
В основе регулирования защитных процессов в организации лежит серьезная аналитическая работа; при этом комплексность должна проявляться в сочетании традиционных и инжиниринговых методов анализа, формализованных и неформализованных процедур принятия управленческих решений, необходимой вариативности формы и содержания подготавливаемой информации.
Целостность защитных процессов и их целенаправленность определяет системный характер реализации комплексного подхода, связанный с установленной логической последовательностью получения и рассмотрения необходимых показателей, последовательно-, стью этапов решения сложных задач и проблем." В основе реализации комплексного подхода к оценке потенциала безопасности организации лежит соответствующее информационно-аналитическое обеспечение, ориентированное на факторное достижение поставленных целей, т.е. достижение безопасного состояния и оценку перспектив его повышения: оценка альтернатив развития в условиях многовариантности решений; ситуационное моделирование и прогнозирование индикаторов безопасности; методы осуществления защитных мер; корректировка защитного механизма; конкретные инструменты защиты; разработка, аналитическое обоснование, контроль и оценка эффективности; корректировка стратегии и тактики развития организации; разработка и принятие решений в рамках выбранных альтернатив с учетом выбранного базового аналитического критерия - роста стоимости организации.
Комплексный подход к процессам обеспечения и управления безопасностью связан с основными факторами формирования и функционирования защитного механизма организации, его системной и структурной характеристикой.
В основе оценки уровня и потенциала экономической безопасности организации лежит расчет ряда системообразующих показателей.
Эти показатели используются для оценки эффективности хода и результатов реализации защитных мероприятий на основе стоимостного метода [1,106], который позволяет широко использовать инжиниринговые показатели собственности.
На основе абсолютных {агрегированных, дезагрегированных) и относительных показа-
о
си о си
а*
ш <
Й
р
со
3-¡2
Ё
169