♦
♦
ния труда выступает как агрегированная функция предложения домохозяйств (LSr). Региональный спрос определяют фирмы, максимизирующие прибыль, региональное предложение определяют домохозяйства, максимизирующие полезность. Региональная безработица (regional unemployment) в экономической литературе рассматривается как форма структурной безработицы, вызванная проблемами определенных отраслей и сфер занятости, которые сконцентрированы в определенных регионах страны. Чрезмерная специализация региональной структуры занятости может обострить ситуацию на региональном рынке труда. Диверсификация региональной структуры занятости создает условия для появления новых рабочих мест, что вызывает рост местных расходов, расширение инвестиций и занятости. Однако для того чтобы расширялась занятость в одних отраслях, регионах, секторах, она должна сокращаться в других. Например, чтобы росла занятость в секторе услуг, необходимо, чтобы сокращалась занятость в сельском хозяйстве и промышленности. Подход с позиций общего равновесия акцентирует внимание на внутренней взаимосвязи пропорций занятости и является исходной точкой анализа, позволяющей концептуально определить взаимозависимость между секторами региональной экономики исходя из стратегии максимизации долговременной функции полезности (прибыли).
Особенности российской экономики в условиях рецессии вносят определенные коррективы в основные экономические механизмы спроса и предложения на рынке труда. Многие предприятия в этот период избрали специфическую форму сокращения издержек в ответ на сокращение спроса: длительные задержки заработной платы, неоплачиваемые отпуска по инициативе администрации, особый режим работы вместо сокращения численности работающих. Это консервирует неэффективную структуру занятости, приводит к сохранению элементов нерыночных отношений в форме скрытой безработицы, скрытой занятости, росту «долгов» предприятий своим работникам. Кроме того, существуют административные, правовые и экономические ограничения. Все это препятствует высвобождению рабочей силы, перемещению в более эффективные сферы занятости, активному межотраслевому и межрегиональному движению. Неравномерность рыночных реформ также усиливает региональные различия.
1. Huber P., Wurgutter An. Local labor market dynamics in the czech and Slovak republics. Paris, 1997.
2. Layard R., Nickell S., Jackman R. Unemployment: macroeconomic performance and the labour market // Oxford University Press. 1991.
3. Scarpetta St., Huber P. Regional economics and
unemployment in central and Eastern Europe: an attempt to identify
Common Patterns. OECD, Paris, 1995.
удк ззо.з Н.Ю. Богданович
ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕРЕХОДА К РЕЖИМУ ТАРГЕТИРОВАНИЯ ИНФЛЯЦИИ В РФ
Статья посвящена описанию сущности инфляционного таргетирования и перспектив перехода к режиму таргетирования в современной российской экономике. Рассматриваются причины перехода к режиму таргетирования инфляции и условия для его введения.
Ключевые слова: инфляция, режим таргетирования, российская экономика.
N.Yu. Bogdanovich
THE PROSPECTS OF TRANSITION TO INFLATION TARGETING REGIME IN RUSSIA
This article is devoted to the study of the essence of inflation targeting regime and the prospects of its implementation in modern Russian economy. The author considers the reasons for transition to inflation targeting regime and conditions for its implementation.
The key words: inflation, targeting regime, Russian economy.
При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.
К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, т.е. на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительств требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложе-
ния путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.
Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» - это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова [2, с. 21]. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.
В случае, когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств из арсенала экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.
Политика доходов, т.е. формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.
Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.
Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.
Опыт стран, достигших успеха в снижении инфляции, без сомнения, является полезным для России. Так, представляют интерес выводы по итогам проведенного в 2005 г совещания представителей центральных банков под эгидой Банка международных расчетов [6]. Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:
1) структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных
перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;
2) выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;
3) глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;
4) проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;
5) переключение на режим инфляционного таргетирования со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;
6) улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;
7) более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен.
По мнению А. Кудрина, режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетирования принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики инфляционного таргетирования не существует [2, с. 22]. Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима инфляционного таргетирования представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.
Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров - с другой.
Безусловными требованиями реализации инфляционного таргетирования являются:
а) доверие экономических агентов к политике денежных властей;
б) абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;
в) упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.
Таким образом, режим таргетирования инфляции (inflation targeting) подразумевает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу, а стабильность цен становится долгосрочной целью. Другие цели, такие как полная занятость или относительная стабильность обменного курса, также могут учитываться, но являются второстепенными. При этом если власти четко придерживаются поставленных
♦
♦
целей и добиваются их, режим таргетирования инфляции ведет к снижению инфляционных ожиданий.
Режим таргетирования инфляции является достаточно новым методом денежно-кредитной политики, который тем не менее уже сейчас широко распространен в мире. Впервые о переходе к прямому таргетированию уровня инфляции заявила Новая Зеландия в 1990 г Впоследствии этот режим был применен денежными властями Канады, Великобритании, Швеции, Финляндии, Австралии, Испании, Израиля, Чехии и Чили. Сначала таргетирование инфляции использовалось исключительно в развитых странах, а развивающиеся страны практически повсеместно использовали режим фиксированного обменного курса. Однако уже в конце 1990-х гг его начали использовать развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В настоящее время 23 страны применяют таргетирование инфляции, из них лишь 7 являются развитыми.
На протяжении ближайших лет число стран, использующих режим инфляционного таргетирования, будет расти. Опрос, проведенный экспертами МВФ среди представителей денежных властей 88 развивающихся стран и стран с переходной экономикой, показал, что более половины этих стран скорее всего перейдут в ближайшее время к инфляционному таргетированию. Более того, практически три четверти стран из их числа планируют перейти к таргетированию инфляции в 2010 г
В практике проведения антиинфляционной политики в развитых странах сложились три основные системы таргетирования:
1. Для достижения относительной стабильности цен стоимость национальной валюты условно привязывается по отношению к иностранной валюте страны с низкими темпами инфляции. Преимущество - ясность данных показателей. На практике это означает обязательство центрального банка ограничить выпуск национальной валюты до уровня, сравнимого с показателями той страны, к валюте которой привязана национальная денежная единица. Недостатком является то, что страна, применяющая данный метод, утрачивает контроль за проведением национальной денежной политики, которая не может ни отражать особенности внутренней экономической политики, ни ограждать себя от негативных явлений, передающихся из страны.
2. Таргетирование денежных агрегатов - подход, использующийся в ряде развитых стран, в первую очередь в Германии, предусматривающий установление целевых ориентиров роста определенных показателей денежной массы. Преимущество заключается в том, что эти показатели поддаются непосредственному и быстрому контролю со стороны центрального банка. Метод эффективен только в тех странах, где можно оценить соотношение между избранным в качестве ориентира денежным агрегатом и целевым уровнем инфляции. В условиях резкого колебания скорости обращения денег контроль за тем или иным денежным агрегатом со стороны центрального банка не приведет к достижению конечной цели стабильности цен.
3. Таргетирование инфляции - установление целевых ориентиров изменения внутренних цен. Оно основано на признании факта, что динамика денежных агрегатов не всегда определяет реальные темпы инфляции, зависящие и от неденежных факторов. Этот метод, в отличие от первых двух, предоставляет централь-
ному банку больше возможностей действовать в соответствии с нуждами экономики в краткосрочном плане. Конкретные действия, направленные на достижение целевого ориентира изменения темпа инфляции, могут принести эффект с некоторым лагом. Поэтому достичь поставленной цели при регулировании данным способом значительно труднее [1, с. 239 - 240].
Политика прямого инфляционного таргетирования, по мнению профессора М.Ю.Малкиной предполагает ряд существенных ограничений:
1) она фактически означает отказ от всех других ориентиров, в том числе от денежного правила, и переход к дискретной монетарной политике, а также плавающему валютному курсу;
2) Центробанк должен быть наделен достаточными полномочиями, чтобы использовать имеющиеся в его распоряжении инструменты (учетную ставку, нормы резервирования, операции на открытом рынке) для достижения поставленной перед ним единственной конечной цели - стабилизации цен. Независимость Центробанка фактически касается только применяемых инструментов, но не самой цели. Эта цель определяется извне, и хотя в большинстве стран она закрепляется в соглашении Центробанка с правительством, было бы неверно считать, что Центробанк утрачивает свою самостоятельность и переходит в подчинение к правительству. Как показывает опыт некоторых стран, например Австралии, Финляндии, Швеции, правительства первое время даже старались уклониться от такого рода соглашений, и это объясняется тем, что эти соглашения дисциплинируют не только центральные банки, но и сами правительства, теряющие моральное и юридическое право оказывать давление на монетарные власти. Поскольку обязательным элементом новой политики является также публикация прогнозов, целевых ориентиров и результатов, а равно отчеты перед парламентом, фактически Центробанк несет ответственность перед законом и перед публикой, а при определении самой цели присутствует элемент общественного выбора;
3) политика инфляционного таргетирования неизбежно вызывает колебания объемов производства. Некоторые авторы считают это большим недостатком новой политики и предлагают комбинировать ее с таргетированием объемов производств, подразумевая под этим провозглашение потенциальных размеров производства и пределов, в которых реальное значение объема выпуска может отклоняться от своего максимального значения [5]. Фактически речь идет об установлении уровня инфляции для потенциального ВВП и пределов колебания этого уровня в допустимых пределах колебания ВВП.
Недавно экономистами МВФ было проведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран [7]. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима инфляционного таргетирования. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.
Во-первых, можно ожидать, что в такой экономике обменному курсу отводится роль якоря той или иной степени значимости. Следовательно, эффект влияния
обменного курса на инфляцию также оказывается большим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальной валюты, может спровоцировать эффекты второго порядка, связанные с утратой доверия экономических агентов к национальной валюте и политике правительства.
Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against wind» («дуть против ветра» - курсовая политика, которая ориентирована на сглаживание резких краткосрочных колебаний, но не имеющая целью изменение направления движения обменного курса или нейтрализацию в полном объеме действующей тенденции) [2, с. 24]. В качестве инструмента используются прямые интервенции на валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с инфляционным таргетированием, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курса в долгосрочной перспективе.
Что касается России, то в течение ряда лет российские власти придерживались тактики, согласно которой они стремились сдерживать инфляцию и в то же время не допускать слишком быстрого укрепления рубля. Однако во второй половине 2006 г, после окончательной либерализации валютного регулирования, эта тактика претерпела изменения. ЦБ РФ отказался от ориентирования на укрепление рубля. Например, в представленных в августе 2006 г. «Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год» Банк России впервые за последние годы явно обозначил свою главную задачу - борьбу с инфляцией, которая должна была составить 6,5 - 8% по итогам 2007 г Что касается целевого ориентира по индексу реального курса рубля, то в документе сказано, что диапазон его изменения составляет от 0 до 10%. Все это свидетельствует о том, что ЦБ РФ, начиная с 2006 г, постепенно движется в направлении перехода к режиму таргетирования инфляции, т.е. такой политики, когда именно параметры инфляции объявляются основной целью денежных властей.
До недавнего времени в экономической литературе доминировала точка зрения, согласно которой режим таргетирования инфляции является гораздо более требовательным к институциональной и макроэкономической среде по сравнению с альтернативными режимами денежно-кредитной политики. Достаточно жесткие условия, при выполнении которых считалось целесообразным переходить к таргетированию инфляции, заставляли развивающиеся страны и страны с переходной экономикой очень нерешительно подходить к реализации нового режима денежно-кредитной политики. Такая точка зрения подробно изложена в работе Б. Айхен-грина и соавторов, где утверждалось, что без необходимых технических навыков и независимости ЦБ не стоит и пытаться переходить к таргетированию инфляции. Более того, в исследовании рекомендовалось развиваю-
щимся странам, перешедшим к использованию инфляционного таргегирования, вернуться к режимам денежнокредитной политики, которые они применяли ранее [4].
В последнее время, после того как стали очевидны положительные результаты, достигнутые странами, перешедшими к режиму таргетирования инфляции, в экономической литературе также стала преобладать более нейтральная точка зрения. Например, А. Кара-ре и его соавторы утверждают, что не существует абсолютно жестких условий, выполнение которых необходимо для внедрения режима инфляционного таргетирования [3]. Другими словами, невыполнение каких-либо из ряда условий не должно становиться препятствием для перехода к инфляционному таргетированию. По мнению Е. Трумэна, многие из условий, указываемых в качестве необходимых для успешного применения режима таргетирования инфляции, являются на самом деле желательными, а не обязательными [8].
Стоит отметить, что большая часть таких условий на самом деле относится не только и не столько к режиму таргетирования инфляции, сколько к любому режиму денежно-кредитной политики. Более того, практика показывает, что выполнение жестких технических условий может оказаться менее важным, чем постоянное улучшение таких условий после перехода к таргетированию инфляции.
Можно выделить следующие условия, необходимые для введения режима таргетирования инфляции (таблица):
1. Институциональная независимость. Центральный банк должен обладать легальной автономией и не испытывать давления со стороны властей, которые могут привести к возникновению конфликтов с объявленной целью по инфляции.
2. Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика. Для эффективного применения режима таргетирования инфляции ЦБ должен быть способен достоверно ее прогнозировать.
3. Требования к структуре экономики. Успешная реализация режима таргетирования инфляции требует, чтобы цены в стране были свободными, экономика не испытывала сильной зависимости от цен на экспортируемое сырье и колебаний обменного курса, а долларизация экономики была минимальной.
4. Развитая финансовая система. Для обеспечения стабильности финансовой системы при осуществлении таргетирования инфляции и эффективной работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики необходимы устойчивая банковская система и развитые финансовые рынки.
Таким образом, ни одно условие в РФ не выполнено полностью. Однако очевидно, что все приведенные условия важны для любого режима денежно-кредитной политики, а некоторые из них являются более значимыми для режимов, альтернативных таргетированию инфляции. В частности, независимость ЦБ от фискальных властей и бюджетно-налоговая политика, направленная на поддержание соответствующего режима, являются более значимыми для режима фиксированного обменного курса, чем для инфляционного таргетирования. В то же время, конечно, есть и такие условия, которые более важны для успешного осуществления именно таргетирования инфляции, например наличие качественной статистики по макроэкономическим показателям страны.
___________________________________________25_____________________________________________
Выполнение в РФ условий, необходимых для введения режима таргетирования инфляции
Условие Выполнение условий в РФ Комментарий
Институциональная независимость органов денежно-кредитного регулирования Выполнено частично ЦБ РФ обладает автономией, однако регулярно испытывает давление со стороны как исполнительной, так и законодательной власти
Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика Выполнено частично Квалификация экспертов ЦБ РФ позволяет осуществлять достоверное прогнозирование инфляции, однако всей необходимой и достоверной статистики, необходимой для прогнозирования, на настоящий момент нет
Структура экономики Не выполнено Экономическая ситуация в РФ сильно зависит от цен на сырье, многие цены в стране de facto не являются свободными, долларизация экономики хотя и снижается, но все еще остается высокой
Развитая финансовая система Выполнено частично Развитие финансовой системы страны идет быстрыми темпами, однако по сравнению с другими странами с переходной экономикой она все еще невелика и подвержена значительным рискам
Одновременно следует отметить, что улучшение институциональной среды в странах, использующих режим таргетирования инфляции, обычно происходило не до, а после момента перехода к новому режиму денежно-кредитной политики. Во всех странах, совершивших переход к режиму таргетирования инфляции, не выполнялись условия успешного внедрения такого режима. В то же время после перехода к новому режиму степень выполнения этих условий увеличивалась.
Н. Батини и Д. Пакстон утверждают, что не существует жестких обязательных условий, которые должны выполняться при успешном переходе к режиму таргетирования инфляции. Конечно, это не означает, что начальные условия абсолютно неважны: опыт стран, применяющих инфляционное таргетирование, говорит о том, что чем более точно соблюдались условия успешного внедрения данного режима, тем выше были достигнутые макроэкономические результаты. Однако практически при любых начальных условиях развивающиеся страны и страны с переходной экономикой, осуществившие переход к таргетированию инфляции, развивались динамичнее, чем прочие страны.
Таким образом, применение режима таргетирования инфляции, как показывает опыт перешедших к нему стран, улучшает макроэкономические показатели, однако некоторые страны не спешат к нему перейти в силу особенностей своей экономической стратегии. Наиболее ярким примером здесь является Китай. Контролируя и поддерживая заниженный курс юаня, китайские власти стимулируют экспортно-ориентированный рост. Однако в последнее время по мере возникновения альтернативных точек роста, увеличения внутреннего потребления власти Китая уже делали некоторые заявления об отказе от полностью фиксированного курса.
Что касается России, то особенностью нашей экономики является ее экспортно-сырьевая направленность. В условиях роста цен на сырье укрепление рубля негативно влияет на несырьевой экспорт, для которого оно означает увеличение издержек. Однако в такой ситуации возможности ЦБ РФ по сдерживанию укрепления рубля все равно ограничены, так как перед ним стоит задача обеспечения стабильности цен, а поддержание неизменного обменного курса приводит к росту денежного предложения и инфляции. Кроме того, для производителей, ориентирующихся на внутренний ры-
нок, укрепление рубля может быть выгодно, так как вызывает удешевление импортного оборудования и технологий. Наконец, огромную роль в стерилизации избыточной ликвидности играет Стабилизационный фонд. Иными словами, указанная особенность российской экономики не создает непреодолимых барьеров для перехода к режиму таргетирования инфляции. Мировой опыт также говорит о том, что инфляционное таргетирование может успешно применяться в странах, сильно зависящих от цен на полезные ископаемые (в качестве примеров можно привести Чили, Мексику, Норвегию).
Гораздо более серьезной проблемой является отсутствие у ЦБ РФ реальных эффективных инструментов воздействия на инфляцию. В настоящее время влияние на инфляцию оказывается в основном за счет изменения денежной базы при купле-продаже валюты. Но такой инструмент в условиях инфляционного таргетирования не является приемлемым, так как в значительной мере зависит от внешнеэкономической конъюнктуры. Для эффективного таргетирования инфляции ЦБ РФ должен иметь возможность влиять на ситуацию на денежном рынке через процентные ставки, чему может способствовать как развитие рынка облигаций Банка России, так и постепенное повышение роли процентной политики ЦБ РФ по мере роста реальных процентных ставок в стране.
Следовательно, в настоящее время в России начинают формироваться условия, необходимые для успешного перехода к инфляционному таргетированию. В 2006 - 2007 гг впервые была достигнута объявленная цель по инфляции. Период постоянного роста цен на энергоносители также, по всей видимости, остался в прошлом. И хотя в силу описанных выше проблем ЦБ РФ вряд ли в ближайшее время сможет перейти к полномасштабному режиму таргетирования инфляции, постепенное смещение акцента от целеполагания по обменному курсу к целеполаганию по инфляции будет совершенно оправданно.
В целом можно отметить, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно
также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов.
1. Инфляция и антиинфляционная политика в России / под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Кудрин А. Инфляция: российские и мировые тенденции // Вопросы экономики. 2007. № 10.
3. Carrare A., Schaechter A., Zelmer M. Establishing initial conditions in support of inflation targeting // IMF working paper. Washington, 2002. № 2.
4. Eichengreen B, Vasson P., Sharma S. Transition strategies and nominal anchors on the road to greater exchange-rate flexibility // Essays in International Finance. 1999. Vol. 213.
5. Green John H. Inflation targeting: theory and policy implications // IMF working paper. 1996. № 65.
6. Melick W., Galati G. The evolving inflation process: an overview // BIS working paper. 2006. № 196 (February).
7. Leiderman L, Maino R., Parado E. Inflation targeting in dollarized economies // IMF working paper. 2006. № 157 (June).
8. Truman E. Inflation targeting in the world economy. Washington: Institute for International Economics, 2003.
удк 331.101 И.С. Большухина
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР
В статье рассматривается возникновение трудовых отношений в доиндустриальной и индустриальной эпохе и их качественное изменение в социалистической и современной рыночной экономике. Более подробно рассмотрено возникновение Международной организации труда, которая определила основные принципы социального партнерства. Показаны изменения содержания социального партнерства в современных условиях развития экономики в странах Западной Европы.
Ключевые слова: социально-трудовые отношения, социальное партнерство, Октябрьская революция в России 1917 г, МОТ, забастовки в странах Западной Европы в XXI в.
/.Б. БоІМвикМіпа
DEVELOPMENT OF SOCIAL-LABOR RELATIONS: HISTORICAL OVERVIEW
The article examines the origin of labor relations in pre-industrial and industrial period and their qualitative change in planned socialist and modern market economy. The author studies in detail the origin of International Labor Organization which outlined basic principles of social partnership. The changes in the concept of social partnership at the current stage of economic development in the Western Europe are also shown in the article.
The key words: social-labor relations, social partnership, October Revolution in Russia in 1917, International Labor Organization, strikes in the Western Europe in the XXI century.
Любое новое экономическое явление связано в первую очередь с изменениями в социально-политической и экономической сферах соответствующих стран или общих тенденциях в мировой экономике.
Возникновение социального партнерства есть следствие качественного изменения социально-трудовых отношений в результате перехода от доиндустриальной и индустриальной эпох, в которых преобладали методы прямого принуждения к труду к социалистической и современной рыночной экономике со свойственной им прогрессивной организацией общественного труда, основанной на согласовании интересов сторон.
Учитывая разнонаправленность основных интересов партнеров, разработка теории социального партнерства тесно связана с проблемами конфликта. Уже в XVI в. английский философ Фрэнсис Бэкон указал, что к возникновению конфликтов в системе социально-трудовых отношений ведут пренебрежение мнениями социальных сословий и ошибки в управлении. Таким образом, он сформулировал одну из основных предпосылок формирования системы социального партнерства.
Наличие исторических предпосылок для возникновения социального партнерства демонстрирует обзор
трудов ученых XII - XX вв., проведенный В.А. Михеевым. Рассмотрим основные результаты его исследования:
1. Взаимоотношения работника и капиталиста-ра-ботодателя впервые изучены в трудах Адама Смита (1723 - 1790 гг). Признавая корыстный интерес как основной мотив хозяйственной деятельности, он считал «естественным порядком» экономической жизни свободную конкуренцию, господство частной собственности, свободу торговли, невмешательство государства в экономику. А. Смит рассматривал противоборство между работниками и работодателями как источник поступательного развития общества1.
1 Необходимо заметить, что в современных российских условиях государственное регулирование социально-трудовых взаимоотношений работника и работодателя является обязательным, так как степень социальной ответственности бизнеса перед населением и государством оценивается как низкая, а удельный вес предпринимателей и руководителей, осознающих важность поиска компромисса экономической и социальной эффективности бизнеса, критически мал. При этом рассматривать противоборство как «источник поступательного развития общества» нельзя, так как снижение качества жизни населения уменьшает их покупательскую способность, что напрямую влияет на состояние экономики государства и деятельность отдельных хозяйствующих субъектов.