Научная статья на тему 'Перспективы пенсионной реформы РФ в рамках нового этапа пенсионной реформы 2014-2015 г'

Перспективы пенсионной реформы РФ в рамках нового этапа пенсионной реформы 2014-2015 г Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1858
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / РЕФОРМА / БЮДЖЕТ / ПЕНСИОННАЯ ФОРМУЛА / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ / PENSION SYSTEM REFORM / BUDGET / PENSION FORMULA / THE INSURANCE PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щебетун С. Ю.

В статье анализируются проблемы пенсионной системы и перспективы их решения в рамках новой пенсионной реформы. Рассмотрен новый механизм формирования трудовой пенсии граждан с 2015 года. Сделаны выводы о возможном развитии пенсионной системы в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE NEW PHASE OF PENSION REFORM 2014-2015 YEAR

The article analyses problems of the pension system and the prospects for their solution under the new pension reform. Considered a new mechanism of formation of the labour pension of citizens in 2015. Conclusions are drawn about the possible development of the pension system in the future.

Текст научной работы на тему «Перспективы пенсионной реформы РФ в рамках нового этапа пенсионной реформы 2014-2015 г»

УДК 336.221.2

ПЕРСПЕКТИВЫ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ РФ В РАМКАХ НОВОГО ЭТАПА ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ 2014-2015 Г.

PROSPECTS OF THE PENSION SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE NEW PHASE OF PENSION REFORM 2014-2015

YEAR

Щебетун С. Ю.

Южно-Российский институт-управления филиал РАНХиГС при Президенте РФ

Shcebetun S. Y.

South-Russian Institute of management Russian Academy of

national economy and state service under the President of theRussian Federation.

В статье анализируются проблемы пенсионной системы и перспективы их решения в рамках новой пенсионной реформы. Рассмотрен новый механизм формирования трудовой пенсии граждан с 2015 года. Сделаны выводы о возможном развитии пенсионной системы в дальнейшем.

Ключевые слова: пенсионная система, реформа, бюджет, пенсионная формула, страховая пенсия.

The article analyses problems of the pension system and the prospects for their solution under the new pension reform. Considered a new mechanism of formation of the labour pension of citizens in 2015. Conclusions are drawn about the possible development of the pension system in the future.

Key words: pension system reform, budget, pension formula, the insurance pension.

Пенсионная система России - многокомпонентная, динамически меняющаяся экономическая система. Ее эффективное функционирование зависит от многих факторов (демографических, макроэкономических, трудовых). Теоретико-методологические аспекты указанной проблематики

рассмотрена следующими авторами: Г.В. Сулейманова [1], М.А. Овакимян [2], Н.В. Токмачева [3], Х.У. Магомадов [4] и др.

Демографический кризис в России прогнозировали еще в конце ХХ века, затем во втором десятилетии XXI века, и последнее прогнозирование относится к середине XXI века. Чтобы нейтрализовать негативные демографические последствия для финансовой стабильности пенсионной системы рекомендуется применить индивидуальные накопительные способы пенсионного страхования, вместо базового принципа. Такие способы призваны нивелировать влияние сокращение численности молодого поколения на финансовую обеспеченность лиц, пенсионного возраста. Для того чтобы понять насколько это предположение верно, необходимо рассмотреть параметры, которые используются при прогнозировании развития пенсионной системы.

Во-первых - это продолжительность жизни человека в пенсионном возрасте. В 2016 году этот показатель будет составлять 22,1 года, а к 2030 году он составит 22,5 лет, т. е это то время, в течение которого пенсионер будет получать пенсию. Во-вторых - это численность наемных рабочих. С 46,3 млн. человек она снизится к 2030 году до 40,8 млн. и останется на неизменном уровне до 2040-х годов. Вследствие этого до 2030 года нагрузка на работающих по найму людей будет возрастать, а к 2030 году численность пенсионеров сравняется с численностью основных плательщиков, т. е. наемных рабочих. Это достаточно критично для стабильной пенсионной системы.

«Получателями пенсий в России являются свыше 40 миллионов человек, трудовые пенсии получают почти 37 миллионов российских пенсионеров (т.е. более 92%), при этом в нашей стране всего три вида пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца» [4, С. 106].

В современной ситуации соотношение численности пенсионеров и работающего населения не столь критично: на 100 пенсионеров около 120

работников, но уже сейчас каждый 6-й субъект РФ имеет соотношение пенсионеров и работников 1:1. Почему это происходит? Ответ прост: платят не все занятые. По данным Росстата доля трудоспособного население в численности постоянного населения составляет 62,6 %, а доля лиц старше трудоспособного возраста 21,4 %, т. е. на 100 человек пенсионного возраста приходится 292 человека трудоспособного возраста. [2] Но, как уже говорилось ранее, не все занятые уплачивают взносы в Пенсионный фонд, а индивидуальные предприниматели, количество которых постоянно растет, формируют свои отчисления на льготных основаниях - согласно минимальному размеру оплаты труда, вследствие чего страховые взносы этой категории граждан более чем в 3 раза меньше взносов среднестатистического работника. В результате основная нагрузка по обеспечению пенсионной системы финансами падает на граждан, работающих по найму.

Согласно новой пенсионной формуле, с 2015 года пенсия Россиян будет состоять из двух частей: накопительной и страховой, а также фиксированной выплаты. Главным моментом этой формулы, является то, что страховая пенсия будет теперь выражаться не в абсолютных величинах, а в пенсионных коэффициентах, накопленных за всю трудовую деятельность. У многих возникает вопрос «Ради чего проводится эта пенсионная реформа?»

По словам российского государственного деятеля, Михаила Зурабова: «Первая поставленная задача - это увеличить доходы Пенсионного фонда. Источник для повышения доходов пенсионной системы надо искать внутри ее самой. И такой источник был создан с помощью реформы. Заинтересованность граждан в уплате взносов в Пенсионный фонд должна постоянно повышаться. Люди должны почувствовать, что они могут заработать себе пенсию. Что ее размер, во-первых, зависит от их заработка, а во-вторых, от того, как они распорядятся накопительной частью пенсии. Вот когда граждане это поймут и прочувствуют, тогда у них не будет возникать вопроса "Для чего проводится пенсионная реформа?"» [6].

Этот подход основан на принципах и социального обеспечения, и социального страхования. Всем гарантирована некая сумма - базовая часть пенсии. А половина взносов идет на индивидуальный счет. Если у человека ноль платежей, то к старости он будет иметь только минимум - базовую пенсию. Если же у него был большой заработок и с него платились взносы, то к базовой пенсии он получит весомую прибавку.

Размер пенсионных выплат будет зависеть от трех условий: размера заработной платы, трудового стажа и возраста к моменту выхода на пенсию.

В общих чертах принцип такой: чем больше человек зарабатывает и чем позже выходит на пенсию, тем она выше.

Гражданину, начинающему работать, важно понимать: пенсия будет формироваться только с официального заработка, с которого работодателем будут уплачиваться страховые взносы в пенсионный фонд.

Каковы же основания для начисления страховой пенсии? Для этого необходимо выполнения нескольких условий. Первое - достижения пенсионного возраста. Второе - гражданин должен иметь трудовой стаж не менее 15 лет (на сегодняшний день достаточно 5 лет). Увеличение минимального стажа будет происходить постепенно: в 2015 году он будет составлять 6 лет, а затем будет увеличиваться в течение 10 лет и вырастет до 15, т. е. по одному за каждый год. Третье условие - это необходимость к моменту оформления пенсии сформировать 30 пенсионных коэффициентов. Таким образом, в Министерстве труда пытаются стимулировать легализацию «серых» зарплат.

На брифинге по итогам заседания правительства министр труда и соцзащиты Максим Топилин объяснил, как люди будут получать пенсию по новой формуле. Помимо увеличения минимального трудового стажа формула вводит обязательное минимальное количество пенсионных коэффициентов. Это означает, что россияне только в том случае получат трудовую пенсию, если придут в ПФР минимум с 30 пенсионными коэффициентами. По расчетам Минтруда, заработать данный минимум

с официальной заработной платой в один минимальный размер оплаты труда (МРОТ) можно за 30 лет, или за 15 лет — с зарплатой в два МРОТ.

В ведомстве подчеркивают, что требование в отношении минимального количества пенсионных баллов также не будет введено одномоментно. Начиная с 2015 года необходимое минимальное количество пенсионных коэффициентов для входа в систему составит 6,6 балла, что равнозначно уплате страховых взносов в ПФР с одного МРОТ в течение пяти лет.

Требование по наличию у человека минимальных 30 пенсионных коэффициентов вступит в полную силу только в 2025 году.

Если россияне на подходе к пенсии не выполнят этих условий, то они смогут рассчитывать только на социальную пенсию. Которая, в свою очередь, назначается на пять лет позже установленного пенсионного возраста.

То есть уже сейчас Минтруд дает гражданам сигнал о том, что нужно пересмотреть свои трудовые планы. Во-первых, стоит забыть о пяти годах официальной занятости, а во-вторых, стоит задуматься над тем, так ли выгодна маленькая зарплата «в белую» при реальной зарплате «в конверте».

Также в формуле имеются коэффициенты, которые стимулируют граждан к более позднему выходу на пенсию. Чем позднее человек придет за оформлением пенсии, тем она будет больше (это правило действует только для срока не более 10 лет).

По словам депутата Госдумы, Оксаны Дмитриевой: «Такая система порождает несбалансированность Пенсионного фонда. Человек, проработавший 30 лет до наступления пенсионного возраста, будет получать пенсию в 2 раза меньше, чем тот, кто трудился 20 лет до наступления пенсионного возраста и 10 лет после. Таким образом, государство фактически стимулирует работу граждан в преклонном возрасте, а не в трудоспособном. Это вредно как для рынка труда, так и для демографии». [7]

Вводя новую формулу, государство пытается уменьшить дефицит Пенсионного фонда и снизить трансферты из федерального бюджета, не

повышая при этом пенсионный возраст, не урезая размер пенсий, продолжая их индексировать. Но в настоящее время у бюджета Пенсионного фонда появляется еще одна проблема.

Удар по пенсионной системе может нанести присоединение Крыма к России. Все Расходы лягут на плечи российским налогоплательщикам. Еще до референдума правительство полуострова попросило у России 1 млрд. долларов на покрытие дефицита бюджета. Министр экономического развития Алексей Улюкаев в интервью «Россия 24» оценил затраты на социальные нужды Крыма в 50 млрд. руб. в год. Выплаты пенсий на Украине формируются из тех взносов, которые работодатели вносят за действующих работников. При вхождении в состав России, все пенсионеры переходят под юрисдикцию РФ.

По данным Главного управления Украинского Пенсионного фонда в Крыму 524 тысяч людей, пенсионного возраста. Выплаты пенсий в марте должны составить 834,3 млн. гривен, а годовой объем составит примерно 10 млрд. гривен (39,6 млрд. рублей по курсу 1 : 3,17 на 02.04.2014)

Для того чтобы довести средний размер пенсионных выплат Крыма до среднероссийского, необходимо 1,94 млрд. рублей в месяц или 23,33 млрд. в год.

Безработица, сопутствующая развалу экономики в Крыму не позволит содержать пенсионеров, за счет работающего населения. Это создаст определенный дефицит бюджета пенсионного фонда, его придется покрывать из бюджета РФ.

Таким образом можно сделать вывод, что дальнейшее увеличение страховых взносов с наемных работников возможно и снизит дефицит Пенсионного фонда, но нынешняя экономическая ситуация в Крыму приведет к большим расходам.

Несмотря на это, считаем, что государство не допустит снижение пенсий из-за недопоступления средств в Пенсионный фонд, т. к. дефицит

Пенсионного фонда складывается из тех решений, которые принимает государство и оно берет на себя компенсацию всех финансовых рисков, возникающих в процессе реализации этих решений.

Список литературы:

1. Сулейманова Г.В. Развитие российского законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих и членов их семей: достижения и проблемы // Северо-Кавказский юридический вестник. 2010. № 2. С. 2632.

2. Овакимян М.А. Местное самоуправление в современной России: модернизационные и инновационные решения экономике // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 18-26.

3. Токмачева Н.В. Государственная поддержка развития малого и среднего бизнеса: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2010. № 2. С. 103-112.

4. Магомадов Х.У. Изменения в системе страховых взносов в рамках нового этапа пенсионной реформы. Проблемы налогообложения, предпринимательства и менеджмента (Материалы межкафедральной научно-практической конференции). Ростов-на-Дону. ООО «Мини Тайп». 2014. № 9.

5. Соловьев А.К. Базовый элемент пенсионной системы// Финансы, 2012. № 12.

6. Панина Т.: Михаил Зурабов: главное, чтобы пенсии росли// Российская газета, 2013. № 3310.

7. Земцев А. На галерах// Финансовая газета, 2013 URL: http://fingazeta.ru/budget/na-galerah-188883/ (дата обращения 29.09.2013).

8. Горовцова М. Новая пенсионная формула: плюсы и подводные камни// Гарант. 2013 URL: http://www.garant.ru/article/509573/ (дата обращения: 09.12.2013).

9. Невинная И. Минтруд представил новую пенсионную формулу// Российская газета от 25.06.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.