Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ В СТРАНАХ СНГ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ В СТРАНАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВО / CITIZENSHIP / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / MIGRATORY PROCESS / ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА / FOREIGN LABOR / ТРУДОВОЙ МИГРАНТ / LABOR MIGRANT / ПОДДАНСТВО / NATIONALITY / ПАСПОРТ / PASSPORT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Галушкин А.А.

Изучение нынешнего этапа развития института гражданства СНГ показывает, что отношения стран на постсоветском пространстве зависят от влияния множества разнонаправленных факторов и связанных с ними проблем. В статье рассматриваются основные из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTSOF ORGANIZATIONAL AND LEGALDEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE LEGISLATIONON NATIONALITY IN CIS COUNTRIES

Studying of a present stage of development of institute of nationality of the CIS shows that the relations of the countries on the former Soviet Union depend on influence of a set of multidirectional factors and the related problems. In articlemain of them are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ В СТРАНАХ СНГ»

А.А. ГАЛУШКИН, старший преподаватель кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности Российского университета дружбы народов

ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ГРАЖДАНСТВЕ В СТРАНАХ СНГ

Изучение нынешнего этапа развития института гражданства СНГ показывает, что отношения стран на постсоветском пространстве зависят от влияния множества разнонаправленных факторов и связанных с ними проблем. В статье рассматриваются основные из них.

Ключевые слова: гражданство, миграция, миграционный процесс, иностранная рабочая сила, трудовой мигрант, подданство, паспорт.

A.A. GALUSHKIN, senior teacher of chair of judicial authority, law-enforcement and human rights activity of the Russian university of friendship of the people

PROSPECTS OF ORGANIZATIONAL AND LEGAL DEVELOPMENT AND IMPROVEMENT OF THE LEGISLATION ON NATIONALITY IN CIS COUNTRIES

Studying of a present stage of development of institute of nationality of the CIS shows that the relations of the countries on the former Soviet Union depend on influence of a set of multidirectional factors and the related problems. In article main of them are considered.

Keywords: nationality, migration, migratory process, foreign labor, labor migrant, citizenship, passport.

Принципы, положенные в основу деятельности Содружества Независимых Государств, закладывают основы развития разнообразных связей между государствами и отдельными гражданами, проживающими в так называемом постсоветском пространстве.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов.

Российская Федерация приложила много усилий для формирования договорно-правовой базы в рамках государств — участников СНГ (как на многосторонней, так и на двусторонней основе). Исходя из определяющего значения института гражданства в регулировании прав и свобод человека и гражданина Российская Федерация заключила с большинством государств Содружества договоры о правовом статусе граждан РФ, постоянно проживающих в соответствующих странах. Это — двусторонние договоры с Арменией (1997 г.), Казахстаном (1995 г.), о равных правах граждан с Беларусью (1998 г.) либо многосторонние как, например, с республиками Беларусь, Казахстан, Киргизия (1998 г.). Подписаны такие важные договоры, как : Декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (1993 г.); Кон-

венция об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам (1994 г.); Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам (1993 г.); Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека (1995 г.). Однако для ряда государств указанные документы до последнего времени не вступили в силу, поскольку не были ими ратифицированы.

Последнее обстоятельство не могло не сказаться на содержании и способах воздействия органов Содружества на правовое регулирование рассматриваемых отношений. Как известно, одним из координационных органов Содружества является Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ. Основным результатом ее деятельности является издание рекомендательных законодательных актов. Характерно, что в зависимости от сферы правового регулирования эти рекомендательные акты имеют не только различное содержание, но и различные концептуальные подходы.

И здесь мы сталкиваемся с первой проблемой, несмотря на то, что рекомендательные акты издаются в соответствии с Регламентом Межпарламентской Ассамблеи и их перечень определен основными направлениями сближения национальных законодательств1 , половина всех подписанных в рамках СНГ документов (не только рекомендательных, но и актов, имеющих боль-

1 См.: Межпарламентское сотрудничество государств — участников СНГ. 1993. № 1.

шую юридическую силу), как справедливо отмечает Е.Г. Моисеев, не работает2.

Работа над соответствующими актами, образующими содержание политико-правовых институтов, должна проходить по более сложной схе-ме3.

Причина такого положения очевидна — это отсутствие механизмов инкорпорирования положений рекомендательных актов в национальное законодательство государств СНГ. Вариантов решения данной проблемы может быть, по меньшей мере, два. Первый — закрепление соответствующих норм в Регламенте МПА и Уставе СНГ. Это наиболее радикальный и наименее приемлемый в современных условиях путь. Дело в том, что реализация данного подхода на практике будет означать изменение правовой природы Содружества, его постепенное превращение в конфедерацию подобно Союзу Беларуси и России, а в перспективе - в федерацию, к чему вряд ли готово большинство государств СНГ.

Вторая проблема, с которой мы сталкиваемся, изучая гражданство стран СНГ. До выхода 5 декабря 2000 года из Соглашения о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников (Бишкек, 1992 г.). Россия заключила

2 См.: Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997. С. 262.

3 См.: Сравнительный обзор законодательства государств - участников СНГ: Информационный сборник. Ч. 1. М., 1995. С. 159 - 164.

со всеми странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан. Ограничения на передвижение введены только с Грузией и Туркменистаном.

Выделим обстоятельства, как способствующие, так и препятствующие безвизового режима. С одной стороны, общее историческое прошлое обеспечивает как бы равные «стартовые» возможности для всех государств, с другой - во всех государствах СНГ наблюдается отказ от советского прошлого, тех актов, которые действовали в данной сфере правоотношений. Поэтому как нам кажется, воздействие на данную сферу отношений должно быть максимально осторожным, с учетом особенностей национальных интересов государств СНГ.

Второй путь - это создание соответствующих норм в национальном законодательстве государств СНГ. Но для успешного движения по этому пути необходимо, прежде всего, издание соответствующего рекомендательного акта той же МПА. А его дальнейшая судьба на современном этапе очевидна.

Следующая проблема это условия двойного гражданства. Возможность двойного гражданства по определению является крайне актуальной проблемой для населения раздробившегося государства, в котором были широко распространены межнациональные браки, родственные и социально-профессиональные связи среди населения всех его частей. Двойное гражданство (бипатризм) есть такой правовой статус лица, при кото-

ром оно одновременно обладает гражданством более чем одного государства. Это явление существует объективно, независимо от отношения к нему того или иного государства.

Среди причин, способствующих появлению двойного гражданства, отмечают такие, как: территориальные изменения, миграция населения и расхождения законодательств государств о порядке приобретения и утраты гражданства.

Большинство конституций стран СНГ не признают двойного гражданства. Однако законодательство ряда государств-участников Содружества допускают двойное гражданство в соответствии с национальным законодательством и международным договором4.

Как подчеркивает А.В. Мицкевич, двойное гражданство не признается за гражданами своего государства, но может быть им предоставлено при наличии международного договора (законы о гражданстве Казахстана — часть 2 ст. 3, Молдовы — ст. 6, России — ст. 3). Закон Беларуси устанавливает такое же правило, но в обратной форме: гражданин утрачивает гражданство вследствие приобретения другого гражданства, если иное не предусмотрено международным договором (ст.20)5.

Законами Грузии (ст.1), Киргизии (ст.5) и Узбекистана (статья 10) для

4 См.: Конституционное право зарубежных стран. / Под ред.: Баглай М.В., Лей-бо Ю.И., Энтина Л.М. — М., 1999. — С.380.

5 См.: Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников

СНГ о гражданстве. — М.,1996. — С.12.

граждан страны двойное гражданство не допускается. Лишь Закон о гражданстве Туркменистана признает возможность двойного гражданства без всяких условий (ст.9).

Нормы международного права допускают двойное гражданство лишь в виде исключения или по международному договору, предусмотрено также прямое запрещение, если при этом не возникает состояние без-гражданства.

Рекомендации в отношении проблемы множественного гражданства вхЬвдв в силу закона Европейской конвенции о гражданстве 1997 г. содержатся в статье 14: «а) детям, имеющим гражданство нескольких государств, приобретенное автоматически по рождению; Ь) в случаях, когда другое гражданство приобретается автоматически в силу вступления в брак». Перечень оснований, в силу которых допускается двойное гражданство, ехЬвдв незначителен. Статья 15 Европейской конвенции дополняет два предыдущих пункта, предоставляя другие возможные случаи множественного гражданства, и рекомендует государствам определять в своем внутреннем законодательстве следующие основания:

a) сохраняют ли или утрачивают его гражданство граждане, приобретающие или имеющие гражданство другого государства;

b) является ли условием приобретения или сохранения его гражданства отказ от другого гражданства или его утрата»6.

6 Европейская конвенция о гражданстве. — Страсбург., 1997. — С.8.

По мнению А.В. Мицкевича, запрещение двойного гражданства может создавать трудности, особенно в условиях распада единого прежде государства. «Поэтому признание двойного гражданства, хотя бы и при определенных условиях, выглядит более демократично, чем полный отказ от него»7. Тем не менее, на сегодняшний день признание многограж-данства — исключение из правила, хотя можно предполагать, что все более тесная взаимосвязь между государствами и снятие угрозы военных конфликтов приведут к расширению этой практики8.

Мнение зарубежных ученых по данному вопросу применительно к странам бывшего Союза ССР было высказано на Дагомысском совещании. В частности, в выступлении г-жи М. Киллерби (Совет Европы), было отмечено, что в Западной Европе в настоящее время проявляется тенденция к двойному гражданству. Государства могли бы использовать эту проблему в качестве средства для достижения политических целей и распространения своего влияния за пределы национальных гра-ниц.9

Немало мнений относительно проблемы двойного гражданства со-

7 Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. - М.,1996. - С. 26.

8 Материалы семинара по вопросам гражданства. - Дагомыс, 1995. - С. 38.

9 Грудцына Л.Ю. Средний класс как основа развития экономических отношений собственности // Образование и право.

2013. № 5-6 (45-46).

держится в материалах международной научно-практической конференции по проблемам гражданства, состоявшейся в Москве 23-24 февраля 1995 г.

В своем докладе, названном «Двойное гражданство: панацея или ловушка?» А.И. Ковлер высказал критическое отношение к содержанию статьи 62 Конституции России 1993 г., ориентирующей на использование двойного гражданства, прежде всего в рамках СНГ: «Посулы двойного гражданства соотечественникам за рубежом являются очередным мифологизированным политическим лозунгом, разменной монетой в геополитической игре, либо просто результатом государственной и политической безответственности». Существование таких документов, как Единый Европейский Акт 1986 г. и Маастрихтский договор 1992 г. (дискуссия происходила до принятия Европейской конвенции 1997 г. по гражданству), по мнению автора, вряд ли можно рассматривать, как восстановление классического двойного гражданства, речь идет о выравнивании правового статуса граждан государств-членов Европейского Союза. В этом он видит прецедент для решения в будущем вопроса об установлении общего гражданства стран СНГ при условии сближения правовых и экономических систем10.

Н.А. Ушаков также высказывает ряд критических замечаний в отношении института двойного граждан-

10 См.: Ковлер А.И. Двойное гражданство // Актуальные проблемы гражданства. -М., 1995. - С.116.

ства: «Конституция Российской Федерации 1993 г. возвела возможность двойного гражданства применительно к иностранному государству для граждан Российской Федерации в ранг конституционной нормы, да еще в главе 2 Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Ничего подобного ни одна другая конституция государств мира, очевидно, не знает»11. С последним нельзя согласиться. Англия, Ирландия, Испания, Франция, Канада разрешают своим гражданам иметь двойное граждан-

ство12.

Заинтересованность в заключении многостороннего договора по вопросу гражданства проявляют следующие категории лиц:

— граждане государств — бывших республик Союза, постоянно проживающие на территории этих государств и желающие приобрести российское гражданство;

— граждане Российской Федерации, желающие приобрести гражданство иных государств;

— граждане иностранных государств, выходцы из России, имеющие российские корни;

— лица, не определившиеся с гражданством, проживающие в России, странах ближнего зарубежья, считающие себя гражданами СССР, желающие сохранить свою связь с

11 См.: Ушаков Н.А. О нецелесообразности допущения в РФ двойного гражданства. // Актуальные проблемы гражданства. — М., 1995. — С.127.

12 См. подробнее: Громушкин П.Г. Законодательные акты о гражданстве. T.I. — М., 1993.

различными государствами — республиками бывшего СССР, имеющие близких родственников в этих государствах.

Урегулирование проблемы путем заключения международных договоров привело бы к улучшению социальной обстановки в странах СНГ и Балтии, а также способствовало бы интеграции соотечественников в государствах проживания. Альтернативами двойному гражданству могут послужить:

— ограничение возможности продления двойного гражданства через определенное время и для следующих поколений (Канада, Голландия);

— «спящее» гражданство (Испания, Аргентина);

— право на проживание или право на возвращение гражданства (Германия, Израиль);

— уравнивание в правах иных лиц, постоянно проживающих на территории государств, со своими гражданами (в Швеции, например, иностранцам дается разрешение на 3-летнее проживание и представлено право избирать и быть избранным на местных выборах).

В России позиция непризнания двойного гражданства, характерная для СССР, с 1991 г. меняется на допущение двойного гражданства, но лишь на определенных условиях (часть 1-2, ст.62 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.):

«I. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с Федеральным законом или международ-

ным договором Российской Федерации.

2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации «13.

Но, между тем, возможность приобретения гражданства другого государства допустима не только в соответствии с Федеральным законом или международным договором. По причине того, что каждое государство, в силу своего суверенитета, имеет право регулировать приобретение и утрату своего гражданства, возникают коллизии законов о гражданстве. Тем самым возникают прецеденты двойного гражданства. Примером может служить Соглашение между Россией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства. Оно свидетельствует о неразработанности некоторых положений— в отношении воинской службы, защиты и покровительства сторон, гражданином которых является лицо; защиты прав такого лица в третьих странах.

Хотя в 1998 г. на майском саммите стран СНГ был заключен договор между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном и Российской Федерацией о правовом статусе граждан одного государства, постоянно про-

13 См.: Конституция Российской Федерации. — М., 1993. — С.6.208.

живающих на территории другого государства, государства стран СНГ и Балтии по-разному относятся к многогражданству. Только Туркменистан в своем внутреннем законодательстве признает двойное гражданство, т.е. принадлежность человека наряду с гражданством Республики Туркменистан к гражданству другого государства (ст.9 Закона о гражданстве). В Таджикистане принадлежность граждан Таджикистана к гражданству рассматривается как исключение предусмотренное межгосударственными договорами. Таджикистан и Россия признают за своими гражданами право приобрести, не утрачивая гражданства одной страны, гражданство другой.

В остальных государствах российское гражданство как второе либо не признается (Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Украина), либо имеется прямой запрет гражданам государств иметь второе, в частности, российское гражданство (Армения, Беларусь, Грузия, Латвия Литва, Молдова, Эстония). Более того, получившие российское гражданство жители утрачивают гражданство этих государств и приобретают статус иностранцев.

Так, Азербайджан в Законе о гражданстве не признает за азербайджанским гражданином гражданства другого государства. Закон о гражданстве Казахстана (ст. 3) не признает принадлежности к гражданству другого государства, за исключением случаев, предусмотренных международным договором. Отклоняется ходатайство о приобретении гражданства Казахстана, если лицо состо-

ит в гражданстве другого государства и с этим государством отсутствует международное соглашение. Закон о гражданстве Казахстана предоставляет возможность иметь казахское гражданство казахам, вынужденно покинувшим территорию республики. За ними признается право иметь казахское гражданство наряду с гражданством государств проживания, если это не противоречит законам этих государств (часть 3 ст.3).

Гражданин Кыргызстана в соответствии с Законом о гражданстве Кыргызстана не может быть гражданином другого государства (статья 5). Ходатайство о приобретении кыргызского гражданства рассматривается при условии отказа от гражданства другого государства (статья 21).

Узбекский гражданин не может быть гражданином другого государства (ст. 17). Статья 10 Закона в исключительных случаях позволяет соотечественникам - гражданам иностранного государства по их просьбе и по заключению специальной депутатской комиссии, решением Президента, иметь гражданство Узбекистана, если они или их родители, дед или бабушка в свое время вынуждены были покинуть родину в связи с существующим в то время режимом. Отказ от иностранного гражданства является необходимым условием для ходатайства о приобретении гражданства (ст. 17). Кроме того, в ст. 33 отмечается: «лицо, состоящее в гражданстве иностранного государства, обязано представить документ, свидетельствующий об отношении этого государства к намерению гражданина изменить гражданство».

Ходатайство о приеме в гражданство Украины рассматривается при наличии отказа от иностранного гражданства. Закон о гражданстве Украины не признает принадлежность к гражданству другого государства гражданина Украины.

Закон о гражданстве Армении запрещает армянскому гражданину иметь гражданство другого государства при отсутствии международного договора (ст. 1). Статья 25 закона лишает гражданства Армении лицо, приобретшее гражданство другого государства с нарушением законодательства о гражданстве Армении.

Статья 13 закона о гражданстве Республики Беларусь допускает прием в белорусское гражданство при отсутствии у лица гражданства другого государства. В статье 20 отмечается, что лицо утрачивает белорусское гражданство «вследствие приобретения гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь». Утрату белорусского гражданства регистрирует Министерство внутренних дел Республики.

Закон о гражданстве Молдовы не предоставляет своим гражданам гражданство другого государства, за исключением случаев, предусмотренных межгосударственными договорами. Специальным решением Президента иностранным гражданам предоставляется молдавское гражданство (ст. 6). При рассмотрении ходатайства о приеме в гражданство Молдовы необходим отказ от другого гражданства (ст. 15, 20). Решением Президента лицо лишается молдав-

ского гражданства, если оно приобрело гражданство государства, с которым у Молдовы нет Договора о предоставлении двойного гражданства, и не отказалось от иностранного гражданства в течение шести месяцев (ст. 23).

Закон о гражданстве Грузии не допускает двойного гражданства (ст. 9). При приобретении гражданства другого государства лицо утрачивает гражданство Грузии (ст. 32). Министерство юстиции принимает решения об утрате гражданства.

Латвийский закон о гражданстве также не допускает двойного гражданства (ст. 9). При приобретении гражданства другого государства, если лицо не отказалось от латвийского гражданства, Рижский окружной суд принимает решение о лишении лица гражданства Латвии (ст. 24).

Литовский закон о гражданстве не допускает двойного гражданства, за исключением кратковременного нахождения в состоянии двойного гражданства до тех пор, пока не будет оформлен выход из гражданства другого государства (ст. 12.5). Президент Республики может в порядке исключения предоставить литовское гражданство иностранцам, имеющим заслуги перед Литвой (ст. 16). Решение об утрате литовского гражданства со дня приобретения гражданства другого государства выносит министр внутренних дел республики (ст. 29).

Эстонский гражданин не может иметь гражданства другого государства (ст. 1). Необходимость отказа от одного из гражданств (эстонского или иного) предусматривается ст.3 для

лиц, имеющих двойное гражданство по достижении ими 18 лет. В целом отношение стран СНГ к наличию у их граждан российского гражданства во многом определяется общим уровнем взаимоотношений с Россией.14

К числу важнейших гуманитарных проблем относится трудовая миграция в СНГ. Ее рост сопровождался повсеместным спадом производства, массовым высвобождением рабочих рук. Однако для некоторых стран СНГ вопрос трудовой миграции имеет политический аспект, поскольку отток безработных граждан значительно снижает внутриполитическую, социальную напряженность. В числе первых трех стран по объемам импорта иностранной рабочей силы числятся Казахстан, Украина. В России большая часть трудовых мигрантов трудится в строительстве, где не желает работать местное население. Второй отраслью применения труда мигрантов является торговля и общественное питание. Активно используется труд мигрантов в транспорте и связи. Доходы мигрантов, пересылаемые на родину, составляют заметную часть государственных бюджетов ряда стран СНГ. По данным Международной организации труда (МОТ), ежегодно эти поступления составляют примерно 3 млрд дол. Всего в России, согласно оценкам МОТ находится около 5 млн граждан из стран ближнего зарубе-

14 Грудцына Л.Ю. Отчужденный народ, или к вопросу о неконституционности отмены выборов губернаторов // Право и жизнь. 2006. №98 (8).

жья 15 . Однако, по мнению независимых экспертов данные цифры значительно занижены.

Для России проблема массовой миграции из стран СНГ имеет многоаспектный характер. Стране, переживающей демографический спад, действительно нужны новые рабочие руки. В первую очередь это касается малонаселенных районов Сибири и Дальнего Востока. Между тем основная часть мигрантов оседают в Москве, в других центральных регионах, на Северном Кавказе, где и без того имеется трудоизбыточное население. С другой стороны массовая миграция дестабилизирует криминогенную обстановку в России. Прибывшие мигранты занимаются воровством, мошенничеством, разбоями, торговлей наркотиками, похищением людей и т.д. Разумеется, что это вызывает растущее недовольство российских граждан. По данным судебной статистики, в 2006 г. - 92%, в 2007 г. - 92,5% преступлений, совершенных на территории России иностранцами, приходится на долю выходцев из стран СНГ16.

Дискриминация в отношении русскоязычного населения в странах СНГ с одной стороны и пассивность России в защите прав и свобод своих

15 См.: Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты / Н. Федулова // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - № 5. -С. 85.

16 См.: Поздняков А.Н. Мигранты в России: криминальная действительность / А.Н. Поздняков // Государство и право. -2008. - № 6. - С. 18.

граждан, проживающих в бывших союзных республиках, с другой стороны привели к созданию русских общин. Они самостоятельно пытаются защитить свои права и свободы. Однако без поддержки России их роль пока невелика. Власти отдельных стран сразу заняли негативную позицию к созданию общественных, культурно-просветительских организаций, основанных по национальному признаку. Наиболее эффективно действуют русскоязычные организации в Кыргызстане, учредителями которых являются представители русскоязычных заводских коллективов и предпринимательства, православной церкви, казачества. В Казахстане славянское движение «Лад» выступает за установление статуса государственного за двумя языками — казахским и русским.

Таким образом, Россия должна заботиться о восстановлении единого гуманитарного пространства, чтобы сохранить свое место и влияние на постсоветском пространстве. Этого требует многовековая история и будущее народов некогда единого многонационального государства.

Библиографический список:

1. Громушкин П.Г. Законодательные акты о гражданстве. T.I. — М., 1993.

2. Грудцына Л.Ю. Отчужденный народ, или к вопросу о неконституционности отмены выборов губернаторов // Право и жизнь. 2006. №98 (8).

3. Грудцына Л.Ю. Средний класс как основа развития экономических отношений собственности // Образование и право. 2013. № 5-6 (45-46).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Европейская конвенция о гражданстве. — Страсбург., 1997. — С.8.

5. Ковлер А.И. Двойное гражданство // Актуальные проблемы гражданства. — М., 1995. — С.116.

6. Конституционное право зарубежных стран. / Под ред.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. — М., 1999. — С.380.

7. Материалы семинара по вопросам гражданства. — Дагомыс, 1995. — С. 38.

8. Межпарламентское сотрудничество государств — участников СНГ. 1993. № 1.

9. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств — участников СНГ о гражданстве. — М.,1996. — С.12.

10. Моисеев Е.Г. Международно-правовые основы сотрудничества стран СНГ. М., 1997. С. 262.

11. Поздняков А.Н. Мигранты в России: криминальная действительность / А.Н. Поздняков // Государство и право. — 2008. — № 6. — С. 18.

12. Сравнительный обзор законодательства государств — участников СНГ: Информационный сборник. Ч. 1. М., 1995. С. 159 — 164.

13. Ушаков Н.А. О нецелесообразности допущения в РФ двойного гражданства. // Актуальные проблемы гражданства. — М., 1995. — С.127.

14. Федулова Н. Влияние России в странах СНГ: гуманитарные аспекты / Н. Фе-дулова // Мировая экономика и международные отношения. — 2007. — № 5. — С. 85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.