УДК 329
О. Г. Кишаковская
перспективы обновления политической партии «единая россия» на региональном уровне
(на примере Приморья)
Раскрываются проблемы обновления политической партии и предлагаются критерии для оценки требуемого обновления. Автор применяет выявленные критерии для оценки перспектив обновления политической партии на примере действующей в Приморье организации.
Ключевые слова: политические партии, кадровая политика, выборы, электорат, эффективность, власть.
The prospects for modernizing political party «United Russia» at the regional level (basing on the example of Primorye). OLGA G. KISHAKOVSKAYA (Vladivostok State University of Economics and Service, Vladivostok).
The article describes the updating of the political party, the methods and the criteria for assessing the required updates. The author uses the identified criteria to assess the prospects of renovation of the political party basing on the example of the Primorsky branch of the organization.
Key words: political parties, human resources policy, elections, electorate, efficiency, power.
Политическая система считается максимально стабильной, если ее составляют эффективные политические институты. Как отмечал С. Липсет, стабильная политическая система способствует адаптации к изменению внешних и внутренних условий управления, обеспечивает адаптацию и развитие общественной системы в целом [6, с. 257]. Таким образом, положение политических партий и выполнение ими своей роли имеет существенное значение в этом смысле.
Политические партии являются единственными в политической системе исключительно политическими организациями. Поэтому для политической партии, как для любой организации, помимо институционализации характерно прохождение жизненного цикла, т.е. совокупность стадий развития. Исходя из теории менеджмента, организация проходит несколько этапов развития: становление, рост, зрелость и смерть. В случае с политическими организациями последнее не всегда обязательно, что объясняется их способностью эволюционировать. Причины, побуждающие партию к эволюции, могут порождаться изменениями, происходящими либо в социальной базе партии, либо во внешних условиях, уже не способствующих удержанию завоеванных ранее позиций. Партией, представляющей интерес с этой точки зрения, является «Единая Россия». В данной статье автор не видит
смысла подробно останавливаться на каждом из этапов жизненного цикла этой политической организации, поскольку этапы становления и роста она преодолела, завершив процесс институционализации, т.е. создав условия, гарантирующие стабильность. Однако вступление в период зрелости сопровождалось для партии власти усилением целого ряда противоречий, развитие или преодоление которых будет определять ее дальнейшую судьбу. Как отмечают исследователи, институционализация партий - это не только процесс, но и свойство или состояние данных политических организаций [4, с. 94]. Чаще всего в качестве индикаторов уровня институционализации политических партий выступают минимальная электоральная поддержка и минимальная продолжительность существования партии. Помимо этого обязательным критерием для оценки уровня институционализации политологи называют число участия в избирательных кампаниях. Так, по мнению Р. Роуза и Т. Маки, об успешной институционализации партии можно говорить в том случае, если она участвовала более чем в трех общенациональных выборах, не достигшие этого уровня партии считаются эфемерными. [7, с. 34]. Для оценки уровня институционализации партии используется и более сложная шкала, включающая не только время существования политической партии и ее электоральную стабильность, но
КИШАКОВСКАЯ Ольга Геннадьевна, аспирант кафедры государственного и муниципального управления Института права и управления (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Владивосток). E-mail: Olga_Kishakovska@ mail.ru
© Кишаковская О.Г., 2012
и количество расколов и слияний (смену руководства), стабильность уровня представительства в законодательных органах власти. Данный показатель является оправданным, поскольку таким образом можно отсечь партийные образования, имеющие вождистскую или бизнес-природу. Если вождист-ская партия в случае ухода ее лидера перестала быть значимым субъектом политического процесса, то вряд ли имеет смысл говорить о ее успешной институционализации. Кроме того, соответствие вышеназванным критериям вполне соответствует и такому этапу жизненного цикла организации, как зрелость, за которой, если речь идет о живом организме, следует смерть. Однако в искусственно созданных организмах (организациях) следующей стадией скорее является кризис.
Проанализировав российские партии на основе критериев уровня институционализации, можно говорить, что на отечественном политическом пространстве процесс институционализации относительно успешно прошла партия «Единая Россия», пережив смену лидера. 25 мая 2012 г. состоялся XIII съезд Всероссийской политической партии «Единая Россия». Экс-президент РФ, а ныне председатель правительства Д.А. Медведев возглавил партию, став ее председателем. Во время своего выступления он рассказал как об успехах, так и о проблемах партии, а также озвучил задачи, которые стоят перед ней. По мнению Д.А. Медведева, наступил момент, когда фактор усталости начинает играть против партии, несмотря на ее достижения, поэтому «Единой России» постоянно следует работать над повышением авторитета. Партии необходимо стать более открытой системой, чтобы общество имело представление, чем занимается данная структура, что поможет избежать неоправданных высказываний оппонентов. Кроме того, важно усилить идеологическую составляющую. И, наконец, был сделан акцент на решающую роль кадровой политики и развитие внутрипартийной демократии и конкуренции. «Мы должны достойно ответить и на этот вызов времени, вызов, заключающийся в том, что нужны новые люди.... Я не думаю, что нам нужны какие-то громкие кампании или чистки, как это было принято в определенный период жизни нашей страны. Но мы должны безотлагательно избавляться от тех, кто дискредитирует себя и тем самым дискредитирует саму партию, и привлекать в ряды партии как можно больше новых, искренних, творчески мыслящих и инициативных людей.. “Единая Россия” должна стать хорошей школой и, что не менее важно, реальным лифтом для тех, кто хотел бы реализовать себя в политике, поэтому нужно создавать партийный резерв. Вы знаете, что нужда в подготовленных и квалифици-
рованных людях возникает в ходе проведения избирательных кампаний и после них, в период формирования органов власти, и когда нужно обеспечить преемственность в руководстве партией», - обозначил свою позицию Д.А. Медведев [11].
Председатель партии говорил также о развитии внутрипартийной демократии и конкуренции. «Ни одна должность в партии не является синекурой, ни одна должность в партии не дается навечно, и нужно быть готовым к тому, что будет серьезная конкуренция за посты, за должности в руководстве партии.. Перед партией стоит еще один важнейший вызов - дальнейшее развитие внутрипартийной демократии и конкуренции. Прямые и конкурентные выборы руководящих органов снизу доверху, четко прописанные и реализуемые на практике механизмы сменяемости высших партийных должностных лиц, дебаты в преддверии выборов - все это должно стать нормой уже в самое ближайшее время. Для сохранения лидерских позиций в новых условиях необходимо привнести во внутрипартийную жизнь больше открытости и диалога и, конечно, инструментов товарищеской конкуренции. Чем больше инициативных, профессиональных и эффективных людей партия будет выдвигать на соответствующие посты, на передовые участки работы, тем сильнее будут ее политические позиции, тем сильнее будет ее позиция в ходе дебатов с политическими оппонентами, тем лучше будет ее позиция в борьбе за голоса наших избирателей» [11].
Далее назывались инструменты, благодаря которым перечисленные задачи должны стать реальностью. В устав «Единой России» были внесены изменения, согласно которым кандидатуры на должности глав регионов, мэров административных центров, выборных глав муниципальных образований должны рассматриваться и выдвигаться на региональных конференциях и местных собраниях партии по итогам предварительного голосования на альтернативной основе прямым и тайным голосованием. Секретари региональных и местных отделений партии теперь также избираются на альтернативной основе непосредственно на региональных конференциях и местных собраниях. Подобные изменения коснулись и федерального уровня партийной структуры.
Запрос нового руководства на обновление партии закономерен. Д.А. Медведев возглавил институт, рейтинг которого начал стремительно снижаться. В подтверждение этому можно привести результаты последних выборов как на федеральном уровне, так и в регионах, к примеру в Приморье.
Так, если в Государственную думу в 2007 г. за «Единую Россию» проголосовало 64,3%
избирателей, что обеспечило ей 315 депутатских мандатов, то в 2011 г. электоральная поддержка снизилась до 49,3%, а число мест в нижней палате Федерального собрания сократилось до 238. Аналогичная ситуация сложилась и в Приморском крае. В 2006 г. партия власти получила 48,27% голосов избирателей, что позволило ей сформировать в Законодательном Собрании Приморского края фракцию из 30 депутатов, в декабре прошлого года «Единая Россия» ухудшила свои показатели - 35,8% граждан поддержали партию [9]. Тем не менее благодаря изменившемуся в регионе избирательному законодательству (переход при распределении мандатов от метода делителей к методу Империале) «Единая Россия» смогла получить в региональном Законодательном Собрании 23 мандата.
Тенденция роста антирейтинга «Единой России», по мнению руководства партии, была связана с закрытостью и закостенелостью ее структуры. Поэтому ключевой задачей, решение которой должно было обеспечить выход партии из кризиса, была обозначена ротация кадров. После XIII съезда партии инициативы нового руководства поспешили реализовать на местах. И. о. секретаря Приморского регионального политического совета (РПС) «Единой России» Л.З. Талабаева заявила о «чистке» партии в регионе. Кроме того, накануне выборов в Думу Владивостока были проведены мероприятия, призванные обеспечить открытость партии как для населения, так и для новых инициативных лиц, для которых «Единая Россия» должна была стать лифтом прохождения в политику. Так, во Владивостоке состоялся Гражданский референдум «Открытый выбор», на площадках которого было предложено выступить перед избирателями округов со своей предвыборной программой любому желающему, независимо от партийной принадлежности и взглядов. По итогам выступлений жителям предстояло определиться с симпатиями путем голосования. Данное мероприятие должно было стать в некотором смысле механизмом отбора будущих кандидатов от «Единой России». Руководство регионального отделения партии заявило, что ни один партиец, не принявший участие в Гражданском референдуме, не попадет на внутрипартийные праймериз, и тем более в список кандидатов от «Единой России». Данный механизм отбора должен был обеспечить ротацию кадров и в самой партии, и в представительном органе власти.
В завершение аналитикам и экспертам в области проблем, связанных с региональным политическим процессом, было предложено высказать свое мнение о примененных методах в рамках круглого стола, посвященного перспективам обновления «Единой России».
Президент фонда «Петербургская политика» М.Ю. Виноградов считает, что шансы на обновление «Единой России» в Приморском крае есть. Политолог уверен, что на руку партии власти сыграл ряд моментов. Смена непопулярного среди населения губернатора С.М. Дарькина на демонстрирующего открытость В.В. Миклушевского снизила степень недовольства общества властью. Низкие результаты электоральной поддержки на прошедших в 2011 г. выборах дали партии понимание, что в условиях серьезной конкуренции необходимо вести себя иначе.
Несмотря на достаточно позитивную позицию партии власти политологии, приморские эксперты дали достаточно критический анализ тому, что происходит с партией в регионе. Директор Дальневосточного консалтингового центра П.Д. Ханас считает, что будущее «Единой России» в Приморском крае будет зависеть от выборов во Владивостоке и в других муниципальных образованиях. Примененные механизмы обновления, по мнению политического консультанта, не являются эффективными: «гражданский референдум» стал в большей степени внутрипартийным событием, партийная школа также стала внутрипартийной тусовкой и не затронула население. Что касается обновления списков кандидатов, то ситуация остается неизменной. В списках кандидатов, по мнению эксперта, явно просматриваются две основные кандидатуры, остальные являются «техническими». «Скорее всего, “Единая Россия” “зачистит” округа и это создаст для нее негативную ситуацию», - считает П.Д. Ханас [3].
По мнению политолога Н.В. Шинковской, характер функционирования партийной системы определяется политическим режимом, который, по сути, на сегодняшний день является авторитарным. Это обусловливает как организационно, так и законодательно существование довольно жестких рамок, ограничивающих возможности расширения внутрипартийной демократии, свободы внутрипартийной конкуренции для партии, созданной этим режимом для гарантии собственной стабильности, для обеспечения функционирования властной вертикали. Понятно, что любые изменения невозможны без изменения законодательства, а последнее -без решений федерального центра. И в случае если приморское отделение «Единой России» захочет выйти за рамки, то ему это не будет позволено. Более того, это было бы посягательством на устои существующего режима.
В нынешних условиях в самой партии, несмотря на заявленную внутрипартийную демократизацию, продолжает превалировать централизованное управление, что мешает создать условия для
здоровой конкуренции. Достаточно ли демократических импульсов внутри партии для того, чтобы играть не по сложившимся правилам, т.е., к примеру, не использовать административный ресурс, отказаться от фальсификаций и признать в конечном итоге заслуженное количество голосов? Парадокс ситуации с «Единой Россией» состоит в том, что результат ее очередной электоральной победы, организованной путем манипуляций, подающейся официальной пропагандой в качестве сохраняющегося высокого рейтинга, работает на усиление антирейтинга.
Налицо и глубокий идеологический кризис партии, который также сказывается на ее эффективности. По мнению политолога В.А. Бурлакова, состоявшиеся во Владивостоке мероприятия, направленные на открытость и обновление «Единой России», обладают краткосрочным эффектом - колебания рейтинга партии только на ближайших выборах. Главной проблемой «Единой России» политолог считает отсутствие стратегического мышления [3]. Объясняется это тем, что нет связующего звена в виде каналов реального влияния общества на действия власти, на процесс принятия решений. Выход из кризиса эксперт видит в создании канала коммуникации между властью и обществом. «Необходимо не просто искать болевые точки общества, но и обеспечить каналы, через которые общество может донести эти проблемы до власти», -считает В.А. Бурлаков.
Другим выходом для партии власти исследователи называют ее поражение на выборах. «Наиболее благоприятный сценарий для развития “Единой России” и налаживания контакта с обществом - это ее поражение, поскольку после поражения следует обновление.. С точки зрения западной политической практики, 30% поддержки на выборах - это серьезная победа, а вот 60% вызывают сомнения в том, насколько эта поддержка реальна», - считает А.А. Зыков [3].
По мнению Н.В. Шинковской, такой сценарий имеет перспективы в меньшей степени, и серьезные изменения в «Единой России» не произойдут, поскольку они значительно скажутся на уровне электоральной поддержки в сторону снижения. «Партия “Единая Россия” создавалась как партия власти, основной ретранслятор идей центра, обслуживала вертикаль всегда, и вертикаль ей обеспечивала власть. “Единая Россия” не захочет сдавать позиции партии власти, поэтому изменения вряд ли произойдут. Но партия не будет слышать общество вне конкурентной среды», - констатирует эксперт [3].
Наиболее важен тот факт, что в странах с тяжелым авторитарным наследием, как Россия, имеет
место формальное регулирование государством вопросов как создания, так и деятельности партий, включая обеспечение прав их рядовых членов и региональных отделений, а также взаимоотношений между партией и избранными от нее депутатами.
Для достижения поставленной цели используется административно-правовой код создания партии власти, которая с помощью современных политических технологий конструируется с единственной целью - победы на очередных выборах, чтобы обеспечить государству полный контроль над деятельностью законодательного либо представительного органа власти. Говоря словами Ж. Бодрийяра, «цель не полагается в итоге, а наличествует изначально, зафиксированная в коде» [1, с. 129]. Такой порядок действия соответствует ментальности национальной бюрократии, при которой рост политической активности граждан и развитие институтов гражданского общества нецелесообразны. Поэтому «Единая Россия», по сути, выражает интересы государства, точнее, его административно-бюрократического аппарата, и в меньшей степени - интересы гражданского общества.
Исследователи неоднократно отмечали, что руководство политических партий имеет естественную тенденцию принимать олигархическую форму [5, с. 43]. Когда руководство партией приобретает олигархический характер, то какова бы ни была его форма, неизбежно встают две проблемы: проблема формирования «внутреннего круга» и проблема его обновления. Обновление партийных элит бывает достаточно трудным, порой легче создать новую партию, чем реформировать старую. И наиболее остры данные проблемы как раз для доминирующих партий. Первая проблема состоит в том, чтобы сократить разрыв между социальной структурой массы членов партии и аналогичной характеристикой «внутреннего круга».
Тем не менее состав РПС «Единой России» в Приморье остается неизменным на протяжении последних лет. В него входят директора предприятий, представители бизнеса, финансовых структур, работники здравоохранения, культуры и спорта, в то время как партия, говоря об ориентирах при представительстве интересов социальных групп, опирается на обезличенную категорию «народ».
Фактически руководители имеют тенденцию сближаться между собой и стихийно создавать особый класс, поэтому понятие «научного» представительства иллюзорно: всякая власть олигархична.
Но любая олигархия имеет обыкновение стареть. Проблема обновления партийных кадров, омоложения «внутреннего круга» состоит в том, чтобы противодействовать этой естественной тенденции. Омоложению базовых организаций партии, как
правило, куда меньше противится высшее руководство, нежели низовые руководители: на местах не любят новых лиц и особенно - стремительных восхождений. Чтобы выдвинуться на руководящие посты, приходится проделать медленный «круг почета», для этого нужно пройти «школу партии».
По мнению классика партологии М. Дюверже, противостояние обновлению политических партий обнаруживается на низшем уровне, и связано это с объединением эгалитаристской ревности и соперничества поколений. То есть имеет место как привязанность к известным лицам и глубокий консерватизм, так и обычная инстинктивная ревность. Степень старения кадров и возможности их обновления существенно зависят от организации самой партии. Несмотря на то что старение присуще всем типам партий, обновление свойственно автократическим партиям, где энергичное действие центра обеспечивает смену элит, в то время как в демократических оно затруднено электоральными механизмами.
Обновление легче происходит в централизованных партиях, ибо наибольшее сопротивление молодым всегда встречается среди низовых кадров, ревниво относящихся к своему авторитету и весьма уверенных в собственной ценности; они инстинктивно ставят преграды перед теми, кто, по их мнению, может угрожать их руководящему положению. Тем не менее в конечном счете только централизованные партии, к которым можно отнести «Единую Россию», заботятся о создании системы обновления руководителей, коренным образом связанной с системой кадровых школ. Попытку создания «партийной школы» предприняло и региональное отделение партии власти в Приморье. Однако данный механизм, отработанный в качестве пилотного проекта, на первоначальном этапе не показал впечатляющих результатов.
Стоит отметить, что существуют традиционные обходные пути наполнения партий новыми кадрами. В качестве примера можно привести деятельность исследовательских центров. Они позволяют молодым очень быстро выдвигаться на руководящие посты в партии, не проходя долгий «круг почета», который навязывается им активистами базовых организаций. Молодые люди сначала работают в тени, где их деятельность не менее эффективна, так как исследовательские центры готовят проекты законов, которые затем вносят парламентские группы партии, и разрабатывают ее программу и избирательную платформу. Руководители партии могут протежировать им, продвигая сначала в парламент, а потом в министерские советы. Подобные механизмы применяются, в частности, в британской лейбористской партии, где молодые интеллек-
туалы таким образом обретают перспективы для будущего роста. Данную практику автор считает возможным экстраполировать на российскую действительность, в том числе и в деятельности региональных отделений партий.
Другим способом подготовки, отбора, воспитания кадров, в конечном итоге обновления политической элиты, несмотря на ряд аргументов против данного тезиса, являются выборы. Политическая партия как институт политической системы и действующий организм должна находиться в состоянии динамической стабильности, быть устойчивой к внешним и внутренним дестабилизирующим воздействиям и одновременно обеспечивать собственный прогресс, обновление, развитие.
Именно об этом говорил Д.А. Медведев на XIII съезде «Единой России». Тем не менее, по мнению исследователей, принципиально то, как поведут себя регионы - будут имитировать внутрипартийную конкуренцию или примут данный посыл за основу, что действительно может привести к обновлению.
Единственным способом выяснить, насколько справились с данной задачей в регионах, в частности в Приморье, представляется анализ зарегистрированного списка кандидатов от «Единой России» на выборы в Думу Владивостока. Как отмечают эксперты, изменения произошли несущественные, так как партия власти в регионе не учитывает ошибок прошлого.
Несмотря на обещание обновить список кандидатов на выборах в Думу Владивостока, практически все претенденты идеально подходят для выстроенной властью системы, при которой представительный орган подчинен исполнительной власти. Факт присутствия в списке людей с неоднозначной репутацией и даже уголовным прошлым повысил шанс партии в октябре 2012 г. повторить сценарий, что и в декабре прошлого года.
Список кандидатов от «Единой России» на выборы в Думу Владивостока, обнародованный на XXII региональной конференции [8], претерпел значительные изменения по сравнению с тем, кого партия собиралась поддержать в предстоящей кампании в начале июля [2]. Видимо, высшее руководство партии совместно с краевыми властями пересмотрело стратегию и выработало решение, которое отражает интересы всех сторон.
Впрочем, курс на обновление власти, пополнение ее новыми лицами как раз и стал генеральной идеей. Во Владивостоке по инициативе губернатора Приморья благодаря поддержке «Единой России» провели Гражданский референдум «Открытый выбор». Следующий шаг - внутрипартийные прай-мериз, затем решили повысить уровень самих
«претендентов», для чего было организовано обучение в виде цикла лекций и мастер-классов «партийной школы». Без этих процедур будущим кандидатам получить место в списке не представлялось возможным.
Однако в итоговом списке кандидатов от «Единой России» появились совершенно не известные для общественности люди. А ряд участников партийных мероприятий, честно пройдя Гражданский референдум, внутрипартийные праймериз, оказались не у дел [10]. К примеру, предприниматель Д.В. Царев стал победителем площадки Гражданского референдума, победил во внутрипартийных праймериз, не будучи членом «Единой России», принял участие во всех мероприятиях «партийной школы», но в итоговом списке кандидатов от «Единой России» себя не нашел.
Также и действующий депутат Думы Владивостока Л.В. Горячкина, несмотря на победу в прайме-риз, не попала в список партии ни по территориальной группе, ни по одномандатному округу. Зато доверие оказали бизнесмену Д.А. Легкому, не занимавшему лидирующих позиций при проведении праймериз и Гражданского референдума. Среди кандидатов «Единой России» ряд фигур не с самыми лучшими характеристиками известны избирателю как действующие депутаты Думы Владивостока. Так, в округе № 2 баллотируется действующий депутат Д.П. Сулеев, который менее года назад проходил обвиняемым по уголовному делу, правда, закрытому за истечением срока давности [12].
Некоторые «новые» кандидаты известны избирателям с выборов в Законодательное Собрание в декабре 2011 г., причем также не с лучшими имиджевыми показателями. К примеру, предприниматель Е.Е. Корж, уступив в своем округе представителю КПРФ, через суд пытался отменить итоги голосования. В качестве доказательств неправомочности голосования он предъявил суду книги избирателей, в которых обнаружил ряд нарушений. Согласно законодательству, эти данные могут находиться только в распоряжении представителей избирательных комиссий. Как они стали доступны кандидату, вопрос остается открытым. Однако «Единая Россия» оказала предпринимателю поддержку на выборах, поскольку тот является одним из источников финансирования регионального отделения партии.
Аналогичная ситуация и на округе № 10, который возглавляет кандидат Е.А. Рылов, проигравший выборы в Законодательное собрание Приморского края.
Ряд новых фигур напрямую не имеют связи с партией, но являются удобными с точки зрения управления. К примеру, среди новых лиц немало
представителей бюджетной сферы: главный врач Городского клинического роддома Владивостока (территориальная группа №9 6), начальник плановоэкономического отдела управления здравоохранения Владивостока (территориальная группа № 9).
Таким образом, можно констатировать, что примененные механизмы обновления дали сбой. По мнению политологов, данная практика не привела к успеху, во-первых, потому, что на региональном уровне не готовы к смене элит, во-вторых, при формировании списка кандидатов сохранялись традиционные доминантные позиции со стороны исполнительной власти. В-третьих, окончательные решения в партии «Единая Россия» по-прежнему принимает центральный руководящий орган, без согласования с которым список кандидатов, предложенный региональным отделением, не подлежал регистрации в избирательной комиссии.
Тем не менее в верхах партии считают, что ситуация кардинально поменялась. В целом, как отмечают в Центральном исполнительном комитете «Единой России», сформированный список является компромиссным и логически выдержанным: соблюдены интересы представителей всех заинтересованных групп.
Есть основания утверждать, что специфика отношений региональных отделений «Единой России» с партийной «верхушкой» по принципу «централизация-децентрализация» по-прежнему заключается в четкой субординации и подчинении. Вся инициатива региона давится на корню, и РПС «Единой России» в Приморье беспрекословно исполняет решения, принятые в Центральном исполнительном комитете партии, одна из функций которого - анализ кандидатур на должности всех уровней.
В предвыборный период опять наблюдается несамостоятельность регионального отделения партии, разработка идеологии спускается «сверху». Системная работа непосредственно в отделении отсутствует: нет комплекса мер по исследованию электоральных предпочтений и политической ситуации; факт проведения партийных праймериз не находит должной поддержки среди рядовых членов, кроме того, данное мероприятие проходит в закрытом режиме; и, что опаснее всего, региональным отделением партии не ведется идеологическая работа.
Несмотря на видимость демократических преобразований в партии власти очередной раз подтвердил свое существование реальный механизм распределения государственных постов между профессиональными группами административнополитической и экономической элиты, минимально зависящий от воли избирателей. Цели создания
устойчивых, стабильных реальных социальных и политических отношений между политиками и избирателями, властью и гражданским обществом, и тем более сокращения дистанции между ними по-прежнему не ставится.
Очевидно, что процесс преобразования невозможен без политической (демократической) модернизации российского общества, которая должна изменить и характер взаимодействия общества и власти, и характер межпартийных взаимоотношений в политическом поле и освободить выборы от влияния административного ресурса, фальсификаций и предопределенности результатов. А тогда будут востребованы и внутрипартийная демократия, и конкуренция, и соответствующая ротация кадров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть / пер. с фр. С.Н. Зенкин. М.: Добросвет, 2000. 387 с.
2. В список «Единой России» на выборах в Думу Владивостока добавили «свежей крови» / РИА PrimaMedia. 2012. URL: http://primamedia.ru/news/politics/11.07.2012/215817/ v-spisok-quot-edmoy-rossii-quot-na-viborah-v-dumu-vladivostoka-dobavili-q.html (дата обращения: 18.08.2012).
3. Встреча с известным политологом Михаилом Виноградовым во Владивостоке / РИА PrimaMedia. 2012. URL: http://primamedia.ru/news/politics/18.08.2012/222830/ vstrecha-s-izvestmm-politologom-mihailom-vmogradovim-vo-vladivostoke.html (дата обращения: 20.08.2012).
4. Джанда К. Сравнение политических партий: исследования и теория. Современная сравнительная политология: хрестоматия. М., 1997. 144 с.
5. Дюверже М. Политические партии / пер. с франц. А.Д. Кириллова. М.: Акад. проект, 2000. 558 с.
6. Исаев А.Б. Теория партий и партийных систем: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.
7. Кынев А.В., Любарев А.Е. Партии и выборы в современной России: Эволюция и деволюция. М.: Фонд «Либеральная миссия»; Новое литературное обозрение, 2011. 792 с.
8. Мэр Владивостока Игорь Пушкарев поведет кандидатов от Единой России в Думу / РИА PrimaMedia. 2012. URL: http://primamedia.ru/news/politics/25.08.2012/224159/mer-vladivostoka-igor-pushkarev-povedet-kandidatov-ot-edmoy-rossii-v-dumu.html (дата обращения: 27.08.2012).
9. Приморье отгородилось от однопартийной системы
// «Коммерсантъ». 2011. URL: http://kommersant.ru/
doc/1831255/print?69052080 (дата обращения: 27.08.2012).
10. Список участников Гражданского референдума «Открытый выбор» / Приморское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия». 2012. URL: http://primorsk.er.ru/party/referendum/kandidati/ (дата обращения: 20.08.2012).
11. Стенограмма выступления председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева / Всероссийская политическая партия «Единая Россия». 2012. URL: http://er.ru/ news/2012/5/26/edmaya-rossiya-perehodit-v-novyj-perюd-politicheskogo-razvitiya/ (дата обращения: 26.05.2012).
12. Уголовное дело в отношении депутата Думы Вла-
дивостока Дмитрия Сулеева прекращено / РИА PrimaMedia. 2012. URL: http://primamedia.ru/news/
vladivostok/29.06.2012/213711/ugolovnoe-delo-v-otnoshemi-deputata-dumi-vladivostoka-dmitriya-suleeva-prekrasc.html (дата обращения: 23.08.2012).