Научная статья на тему 'Перспективы обмена опытом России и Китая в области государственного управления процессом старения населения'

Перспективы обмена опытом России и Китая в области государственного управления процессом старения населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ / ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА / АКТИВНОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / POPULATION AGING / PENSION REFORM / ACTIVE LONGEVITY / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ли Чжунюань

Статья посвящена проблеме сотрудничества и обмена опытом России и Китая в сфере государственного управления процессом старения населения. Показано, что старение населения имеет свои положительные и отрицательные последствия. Поиск эффективных мер государственного управления в преодолении отрицательных последствий старения населения обуславливают актуальность международного сотрудничества в области обмена опытом по внедрению положительного опыта государственного управления процессом старения населения. Показано, что в КНР вследствие проводимой в стране политики ограничения рождаемости, прогнозируется высокие темпы роста пожилого населения. Это потребовало изменить вектор демографической политики КНР от политики однодетности к двухдетности, которая не дала необходимые результаты. Представлен продуктивный опыт демографической политики России в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. Поставлена проблема пенсионной реформы в Китае и России как метода управления старения населением. Показана необходимость сотрудничества КНР и России в сфере реализации программ активного долголетия пожилых людей.The article is devoted to the problem of cooperation and exchange of experience between Russia and China in the field of public administration of the aging process. It is shown that the aging of the population has its positive and negative consequences. The search for effective measures of public administration in overcoming the negative effects of an aging population determines the relevance of international cooperation in the exchange of experience in introducing positive experience in public administration of the aging process. It is shown that in China, due to the country's birth control policy, high growth rates of the elderly population are projected. This required a change in the vector of the demographic policy of the PRC from a one-child policy to a two-child policy, which did not produce the necessary results. The productive experience of the demographic policy of Russia in the field of stimulating fertility and strengthening the family is presented. The problem of pension reform in China and Russia as a method of managing population aging is posed. The necessity of cooperation between China and Russia in the implementation of programs of active longevity of older people is shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы обмена опытом России и Китая в области государственного управления процессом старения населения»

Перспективы обмена опытом России и Китая в области государственного управления процессом старения населения

Ли Чжунюань,

аспирант, кафедра социологии и специальность, Московский государственный институт международных отношений (Университета) МИД России, nzm8628@mail.ru

Статья посвящена проблеме сотрудничества и обмена опытом России и Китая в сфере государственного управления процессом старения населения. Показано, что старение населения имеет свои положительные и отрицательные последствия. Поиск эффективных мер государственного управления в преодолении отрицательных последствий старения населения обуславливают актуальность международного сотрудничества в области обмена опытом по внедрению положительного опыта государственного управления процессом старения населения. Показано, что в КНР вследствие проводимой в стране политики ограничения рождаемости, прогнозируется высокие темпы роста пожилого населения. Это потребовало изменить вектор демографической политики КНР от политики однодетности к двухдетности, которая не дала необходимые результаты. Представлен продуктивный опыт демографической политики России в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. Поставлена проблема пенсионной реформы в Китае и России как метода управления старения населением. Показана необходимость сотрудничества КНР и России в сфере реализации программ активного долголетия пожилых людей.

Ключевые слова: старение населения, пенсионная реформа, активное долголетие, государственная политика.

Проблема управления процессом старения населения является актуальной в сфере государственного управления многих стран в связи с тем, что на протяжении последних десятилетий в большинстве стран мира, в том числе в России и Китае, наблюдается процесс демографического старения населения. К стареющему обществу относится общество, в котором по демографическому составу 10% населения от общей численности населения старше 60 лет [7].

Увеличение средней продолжительности жизни людей и сокращение рождаемости, связанные с этим процессы демографического старения населения имеют такие отрицательные последствия, как нехватка трудовых ресурсов, рост уровня бедности населения, дефицит бюджетов административно-территориальных образований, увеличение социальной напряженности и восприимчивости населения к негативным политическим воздействиям. Данные факты обуславливают актуальность международного сотрудничества в области обмена опытом эффективных форм государственного управления процессом старения населения, их анализа с точки зрения возможностей использования в практике государственного управления с учетом социокультурных, социально-политических и социально-экономических особенностей Китая и России.

Проблема старения населения особенно актуальная в КНР вследствие проводимой в стране политики ограничения рождаемости, которая реализо-вывалась на протяжении нескольких десятилетий. В настоящее время прогнозируется, что в КНР к 2050 году будет высокая доля и темпы роста населения в возрасте 60 лет и старше, что приве-

дет к дефициту рабочей силы, сокращению внутреннего потребления, в целом к снижению темпов роста экономики КНР. В плане демографического развития КНР на 2016 до 2030 года, подготовленного Госсоветом КНР, прогнозируется, что к 2030 году люди пожилого возраста составят четверть населения страны. Негативными экономическими последствиями станут «усиление давления на социальное страхование и общественные услуги за счет сокращения налоговых поступлений со стороны работающих, необходимых для поддержки пожилых людей» [8]. Выделены отрицательные последствия старения населения, которые оказывают влияние на ряд макроэкономических параметров экономики Китая, в том числе «на снижение доли конечного потребления в ВВП, нестабильность внутреннего спроса на товары длительного пользования и инновационные товары, дефицит рабочей силы, увеличение финансового бремени» [5, с. 261].

Негативное экономическое влияние старения населения вызывает необходимость принятия мер государственного управления, направленных на их снижение. Поэтому существовавшая в КНР до 2016 года политика однодетно-сти перестала соответствовать стратегическим целям экономического развития страны, что потребовало ее изменения на новую демографическую политику двухдетности, которая рассматривалась как механизм управления старением населения страны. Старение населения Китая оказывает существенное влияние на объемы потребления и совокупный спрос, поэтому политика массовой двухдетности должна изменить структуру внутреннего потребительского рынка за счет увеличения покупательной способности людей пенсионного возраста, финансовое благополучие которых в условиях китайской системы пенсионного обеспечения зависит от заработной платы их детей. В китайских семьях сформировалась «культура однодетности», которая стала сдерживающим фактором повышения

рождаемости в стране. Низкая эффективность новых мер демографического регулирования в КНР может быть повышена посредством государственной политики материального стимулирования двухдетности [1].

В этой связи представляется продуктивным опыт демографической политики России в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи. В основе государственного управления, направленного на повышение рождаемости в России, лежит материальное стимулирование населения в форме материнского (семейного) капитала, который является уникальным российским инструментом управления. Социально-экономические льготы населению по стимулированию рождаемости включают также родовые сертификаты, предоставление при рождении третьего или последующего ребенка на безвозмездной основе земельного участка под строительство жилого дома. Согласно данным Росстата, выплата материнского капитала оказала влияние на решение родить второго ребенка у 6% опрошенных, что составляет около 1,7 млн. человек. О высокой эффективности влияния материнского капитала на повышение рождаемости говорит тот факт, что с момента начала выдачи материнского капитала показатель новорожденных практически совпадает с общей прибавкой рождаемости [6].

Прогноз изменения возрастной структуры населения в России также демонстрирует увеличение доли пожилых людей в общей численности населения, уменьшение доли лиц трудоспособного возраста. Так, к 2050 году прогнозируется, что почти каждый третий человек в стране будет находиться в возрасте 60 лет и более [6].

В России в 2019 году проведена масштабная пенсионная реформа, предполагающая постепенное повышение пенсионного возраста у мужчин до 65 лет, у женщин до 60 лет. По мнению А.В. Зубарева, К.В. Нестеровой, пенсионная реформа «может способствовать суще-

ственному сокращению нагрузки на пенсионную систему при условии сохранения того же уровня отношения государственного долга к ВВП. Однако влияние повышения возраста выхода на пенсию на экономическую активность населения и на экономический рост в целом представляется ограниченным» [2, с. 407]. Положительный эффект пенсионной реформы проявляется в отношении «увеличения благосостояния будущих поколений, которые смогут работать в экономике с более низкими налогами по сравнению с базовым сценарием. При этом поколения, близкие к достижению пенсионного возраста в момент проведения реформы, оказываются в проигрыше, поскольку на период отсрочки момента выхода на пенсию они лишаются пенсионных выплат» [2, с. 407]. Последствия пенсионной реформы, согласно И.Ф. Иванову, будут выгодны для госбюджета, но ценой больших непредусмотренных социальных издержек, появления новой проблемы обеспечения права на труд лиц, лишившихся права на пенсию, воспроизводством социальной группы лиц старших возрастов, лишенных дохода [3].

Поэтому вопрос об эффективности российской пенсионной реформы как механизма государственного управления процессом старения населения остается дискуссионным. Однако, пенсионная реформа имеет и свой положительный потенциал, поэтому в КНР в настоящее время рассматривается вопрос об увеличении пенсионного возраста, что позволит не только сократить расходы на поддержание пенсионной системы, но и частично снять проблему дефицита рабочей силы [5].

Важным направлением государственной политики многих стран является создание условий для активного долголетия пожилых людей. В РФ приняты основополагающие документы в области социальной поддержки лиц старшего возраста. В Государственной программе «Социальная поддержка граждан», утвержденной в 2014 году,

приоритетной задачей является выполнение обязательств государства по социальной поддержке пожилых людей [4].

В заключении отметим, что реализация программ активного долголетия должна отличаться комплексным подходом к проблеме старения с учетом потребностей пожилого населения страны и анализа положительного опыта реализации подобных программ в других странах. Поэтому представляется продуктивным сотрудничество РФ и КНР в области разработки плана конкретных мероприятий на всех уровнях государственной власти для реализации политики активного долголетия пожилого населения.

Литература

1. Ван Е. Изменение демографической политики Китая: причины, результаты, перспективы // Народонаселение. - 2018. - № 1 (21). - С. 84-93.

2. Зубарев А.В., Нестерова К.В. Оценка последствий пенсионной реформы в России в глобальной ОвЕ-OLG модели // Экономический журнал ВШЭ. - 2019 . - № 3 (23). - С. 384-417.

3. Иванов С.Ф. Пенсионная ре-форма-2019: детерминанты, последствия, альтернативы // Демографическое обозрение. - 2019. - № 2 (6). - С. 654.

4. Постановление Правительства РФ №296 от 15 апреля 2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

5. Сунь Фу, Еремина С.Л. Старение населения. Влияние на экономику Китая // Вестник Томского Государственного университета. - 2017. - № 37. - С. 252-262.

6. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

7. Чэнь Б. Тенденции и влияние старения населения Китая. Государственный информационный центр. 2016 [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http:// www.sic.gov.cn/ News/ 455/ 5900.htm

8. Hanrahan M., Baculinao Е. China population crisis: New two-child policy fails to yield major gains. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cnbc.com/2017/01/28/china-population-crisis-new-two-child-policy-fails-to-yield-major-gains.html

Prospects for the exchange of experience between Russia and China in the field of public administration of the aging process Li Zhongyuan

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia

The article is devoted to the problem of cooperation and exchange of experience between Russia and China in the field of public administration of the aging process. It is shown that the aging of the population has its positive and negative consequences. The search for effective measures of public administration in overcoming the negative effects of an aging population determines the relevance of international cooperation in the exchange of experience in introducing positive experience in public administration of the aging process. It is shown that in China, due to the country's birth control policy, high growth rates of the elderly population are projected. This required a change in the vector of the demographic policy of the PRC from a one-child policy to a two-child policy, which did not produce the necessary results. The productive experience of the demographic policy of Russia in the field of stimulating fertility and strengthening the family is presented. The problem of pension reform in China and Russia as a method of managing population aging is posed. The necessity of cooperation between China and Russia in the implementation of programs of active longevity of older people is shown. Key words: population aging, pension reform, active longevity, state policy.

References

1. Wang E. Changes in the demographic policy

of China: causes, results, prospects // Population. - 2018. - № 1 (21). - P. 84-93.

2. Zubarev A.V., Nesterova K.V. Assessing the

consequences of pension reform in Russia in the global CGE-OLG model // HSE Economic Journal. - 2019. - No. 3 (23). - P. 384-417.

3. Ivanov S.F. Pension reform 2019: determinants, consequences, alternatives // Demographic Review. - 2019 .- № 2 (6). - S. 6-54.

4. Decree of the Government of the Russian

Federation No. 296 dated April 15, 2014 «On approval of the state program of the Russian Federation» Social support of citizens».

5. Sun Fu, Eremina S.L. Population aging. Impact on the economy of China // Bulletin of Tomsk State University. - 2017. - № 37. -P. 252-262.

6. Federal State Statistics Service of the Russian Federation [Electronic resource]. -Access mode: http://www.gks.ru

7. Chen B. Trends and effects of China's aging

population. State Information Center. 2016 [Electronic resource]. Access Mode: http: // www.sic.gov.cn/ News / 455 / 5900.htm

8. Hanrahan M., Baculinao E. China population

crisis: New two-child policy fails to yield major gains. [Electronic resource]. - Access Mode:

https://www.cnbc.com/2017/01/28/china-

population-crisis-new-two-child-policy-fails-

to-yield-major-gains.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.