Научная статья на тему 'Влияние старения населения на пенсионное обеспечение в Китае'

Влияние старения населения на пенсионное обеспечение в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИЯ / PENSION / СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЕ / POPULATION AGING / КИТАЙ / CHINA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хоу Цзинлинь

Статья посвящена актуальной проблеме пенсионного обеспечения в Китае. Представлен содержательный анализ динамики пенсионной нагрузки и финансового положения Пенсионного фонда. Обоснована необходимость принять соответствующие меры противостояния старению населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the issue of today the China's pension provisions. The dynamics of pension burden and financial situation of Pension Fund are analyzed. The necessity to take appropriate measures to prevent aging of the population are reasoned.

Текст научной работы на тему «Влияние старения населения на пенсионное обеспечение в Китае»

Хоу Цзинлинь

доктор экономических наук, старший научный сотрудник Академии общественных наук Китая*

Влияние старения населения на пенсионное обеспечение в Китае

Согласно мировой концепции, если доля пожилых людей в возрасте 60 и более лет в структуре населения страны достигла 10% или в возрасте 65 лет и выше достигла 7%, то можно считать, что эта человеческая популяция входит в категорию пожилого общества. В мире многие экономически развитые страны и районы с увеличивающейся степенью старения населения давно уже вошли в категорию пожилого общества. В Европе в 1950 г. доля пожилых людей в возрасте 65 лет и выше составила 8,7%, в 1975 г. - 12,3, в 1995 г. - 8,7, и по предварительному расчету в 2015 г. увеличится до 16,8%.

В развивающихся странах и районах старение населения возникло позднее. Примерно в 80-х гг. Китай являлся одной из развивающихся стран, где феномен старения населения проявился относительно рано и скорость старения населения являлась самой высокой. По данным первой всекитайской переписи населения в 1953 г. доля населения в возрасте 65 лет и выше составила 4,41%; во время второй всекитайской переписи населения в 1964 г. — 3,54%. В этот период возрастная структура населения относилась к категории молодой. Во время третьей

* Хоу Цзинлинь, e-mail: h_jl@mail.ru

всекитайской переписи населения в 1984 г. доля населения в возрасте 65 лет и выше выросла до 4,91%; четвертой всекитайской переписи - в 1994 г. - 5,58%; а пятой в 2000 г. - 6,96%1. По прогнозу ООН 2040 г. станет пиковым по старению населения в Китае: доля населения в возрасте 60 лет и выше может составить 23,7%, а доля населения в возрасте 65 лет и выше — 18,3%. В 2040 г. доля населения в возрасте 65 лет и выше хотя и будет ниже общего уровня развитых стран, которая прогнозируется в 23%, но окажется значительно выше мирового среднего уровня, равного 13,1% и среднего уровня в развивающихся странах - 11,7%.

Старение населения в Китае имеет две характерные особенности. Во-первых, отмечается высокая скорость старения. Если в развитых странах население в возрасте 65 лет и выше увеличивается с 7 до 17% за 80 лет и даже более чем за 100 лет, то в Китае этот период составляет менее 40 лет. К середине XXI в. Китай войдет в группу стран, которые имеют самый высокий процент пожилых людей. Во-вторых, процессы старения населения и экономического развития не синхронны. В развитых странах мира возник феномен старения населения в ситуации высокого уровня экономического развития, т.е. «сначала страна становится богатой, а потом возникает старение населения». Таким образом, экономическое развитие в этих странах заранее подготовило

1 Ежегодник статистики 2000 г Государственное статистическое управление КНР, 2000.

достаточную материальную базу для решения возникающих социальных проблем вследствие старения населения. Ускорение процесса старения населения в Китае возникло в период, когда экономическое развитие еще находилось на стадии первоначального периода индустриализации.

Наблюдается увеличение коэффициента пенсионной нагрузки на занятое население в Китае. В 1978 г. на 30 работников в среднем приходился один пенсионер. Начиная с середины 80-х гг., по мере старения населения Китая удельный вес пенсионеров среди работающих работников стал увеличиваться быстрыми темпами. В 90-е гг., по мере более быстрого роста численности пенсионеров по сравнению с увеличением количества лиц, участвовавших в обязательном пенсионном страховании, возрастал коэффициент пенсионной нагрузки.

С 1996 - 1998 гг. наблюдалось некоторое сокращение количества застрахованных лиц. Так в конце 1997 г., по сравнению с 1996 г., численность работников предприятий, участвовавших в обязательном пенсионном страховании, уменьшилась на 1,0%, тогда как численность пенсионеров за этот период увеличилась на 6,9%, т.е. примерно на 1,75 млн. человек. И в 1997 г. в обязательном пенсионном страховании коэффициент пенсионной нагрузки достиг 0,292, т.е. на 3,4 работника приходился 1 пенсионер.

В 1998 г. эта тенденция сохранилась. К этому же году по приказу Госсовета Китая в процессе передачи страхователей старой отраслевой системы обязательного пенсионного страхования в местные управленческие органы в некоторых отраслях проводилась политика «досрочного выхода на пенсию». Резко уменьшилось количество работников, участвовавших в отраслевой системе обязательного пенсионного страхования. В этом же году 70 млн. работников, вышедших из государственных предприятий, перешли в Центры вторичного трудоустройства. Однако часть государственных предприятий не выделила денежных средств на покрытие пенсионных взносов, что привело к резкому уменьшению численности участвовавших в обязательном пенсионном страховании. Так, к концу 1998 г. численность работников, участвовавших в обязательном пенсионном страховании, уменьшалась на 1,95 млн. по сравнению с концом 1997 г., а количество пенсионеров за этот же период увеличивалось на 1,94 млн. человек. В результате коэффициент пенсионной нагрузки возрос до 0,322, т.е. примерно в среднем на 3,1 работника, участвовавшего в пенсионном страховании, приходился 1 пенсионер.

С 1999 г. началась тенденция увеличения численности работников, участвовавших в обязательном пенсионном страховании, по мере увеличения занятости. В 2003 г. в системе обязательного пенсионного страхования участвовали 116,47 млн. работников и численность

пенсионеров составила 38,60 млн. человек. Соответственно, коэффициент пенсионной нагрузки был равен 0,331, т.е. на 3,0 работника приходился 1 пенсионер. В 2007 г. в системе обязательного пенсионного страхования участвовали 151,83 млн. работников и численность пенсионеров составила 49,54 млн. человек. Соответственно, коэффициент пенсионной нагрузки был равен 0,326, т.е. на 3,1 работника

л

приходился 1 пенсионер1.

До 1997 г. в Китае уровень пенсии пенсионеров предприятий был намного выше. Пенсии ежегодно увеличивались. Так, в 1978 г. средний

о

размер пенсии городских пенсионеров составлял 551 китайских юаней2, а в 1995 г. уже достиг 4263 юаней. Годовой темп прироста среднего размера пенсии составил 12,8%, что превышало средний темп прироста зарплаты работников в стране за тот же период.

Высокий уровень пенсии и высокий темп ее прироста, с одной стороны, обусловили трудности в обеспечении равновесия доходной и расходной части пенсионного фонда, с другой стороны, работавшие на предприятиях, где выплачивалась низкая зарплата, почувствовали несправедливость. Некоторые работники предприятий, которые боялись потери части дохода и значительного уменьшения размера пенсии, выразили желание уйти на пенсию досрочно. В то же время предприятия

1 Ежегодник статистики труда и социального обеспечения 2008 г. Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР, 2008.

2 1 доллар ~ 6,8 юаней.

использовали это как шанс передать нагрузку по пенсионному страхованию органам социального страхования.

После 1997 г. темп прироста среднегодовой пенсии отстал от темпа прироста среднегодовой зарплаты. Наблюдалась убывающая тенденция в динамике уровня пенсионного замещения для трудящихся предприятий. В 2007 г. уровень среднегодовой пенсии пенсионеров предприятий составил 12041,30 юаней, что равно 50,29% от среднегодовой зарплаты работников. Уменьшение уровня пенсионного замещения вызывает необходимость развития дополнительной пенсионной системы, в том числе развитие корпоративного пенсионного страхования и индивидуального пенсионного сбережения.

В настоящее время во многих местах в обязательном пенсионном страховании покрытие расходной части текущими поступлениями пенсионных взносов невозможно даже в случае полностью изъятия средств с индивидуальных счетов работников. Несмотря на наличие остатков средств в Фонде обязательного пенсионного страхования центральное правительство Китая выделило большую сумму бюджетных средств. Это связано с тем, что государственное пенсионное страхование распространяется на области (города) или уезды и средства фонда пенсионного страхования между ними не регулируются. Центральное правительство Китая вынуждено предоставить денежную

помощь в местах, где доходами пенсионного страхования не покрываются расходы.

По данным статистики, в 1996 г. доходная часть Фонда обязательного пенсионного страхования по всей стране составила 117,18 млрд. юаней, расходная часть - 103,19 млрд. юаней, остаток в данном году - 13,99 млрд. юаней, тогда как общая сумма остатков составила 57,86 млрд. юаней. В 2007 г. доходная часть Фонда составила 783,42 млрд. юаней, расходная часть - 596,49 млрд. юаней, остаток в данном году равен 186,93 млрд. юаней, а общая сумма остатков - 739,14 млрд. юаней. Можно видеть, что суммарное накопление более чем за 20

л

лет составил лишь 1,24 раза расходной части 2007 г.1 Такие темпы накопления средств в обязательном пенсионном страховании вряд ли могут противостоять импульсу резкого увеличения выплаты пенсий в пик старения населения.

В отдельные годы в обязательном пенсионном страховании по всей стране расходы не покрываются доходами. В 1998 г. разница между ними составила 5,26 млрд. юаней.

Кроме этого, в 2007 г. наблюдалось превышение доходов над расходами в обязательном пенсионном страховании во всех регионах Китая. Это дает основание для поднятия уровня единства организации обязательного пенсионного страхования и реализации политики

1 Ежегодник статистики труда и социального обеспечения 2008 г. Министерство трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР, 2008.

регулирования пенсионных средств между местными фондами обязательного пенсионного страхования.

Проводившиеся реформы системы социального страхования создали такую модель, в которой за страховые взносы по социальному страхованию отвечают не только правительство и предприятия. Страховые взносы по социальному страхованию платят и работники. Они участвуют в уплате страховых взносов совместно с государством и предприятиями. Доля вносимых индивидуальными работниками страховых взносов относительно невелика, она составляет 8% от зарплаты работников. Взносы, уплачиваемые предприятиями в Фонд обязательного пенсионного страхования, составляют около 20% фонда зарплаты предприятий. Высокий удельный вес пенсионных взносов предприятий увеличивает себестоимость продукции предприятий и уменьшает ее конкурентоспособность. И хотя «Постановлением о создании единой системы основного пенсионного страхования работников предприятий», изданном Госсоветом КНР в 1997 г., предусмотрено, что вносы предприятий не должны превышать 20% фонда зарплаты предприятий, в районах, где высокий процент пенсионеров, взносы на пенсионное обеспечение превысили этот предел пенсионных взносов. В некоторых старых промышленных районах пенсионные взносы предприятий по обязательному пенсионному страхованию достигли 26% и более от фонда зарплаты. В

настоящее время по показателям ставки взносов пенсионного страхования Китай обогнал многие зарубежные страны.

Кроме взноса пенсионного страхования китайским предприятиям еще нужно уплачивать взносы по безработице (1,5%), взносы медицинского страхования (9%), взносы по страхованию на случай производственных травм (0,2-3,0%), а также взносы страхования по деторождению (1%). Общая ставка взносов предприятий в среднем достигла 30%, что очень близко к такому же показателю в странах, в которых ее величина сохраняется на высоком мировом уровне, например, в Швеции - 32,86%, в Новой Зеландии - 33%, в Венгрии -44%.

По мере возрастания ставки взносов предприятий по социальному страхованию стоимость выпускаемых предприятиями продуктов повышается, что приводит к снижению конкурентоспособности продуктов предприятий на мировом рынке. Данному вопросу необходимо уделять большое внимание в том случае, когда государство разрабатывает политику по взносам социального страхования.

Ухудшение ситуации в связи со старением населения неизбежно вызовет увеличение платежной нагрузки на пенсионный фонд. Во избежание возникновения дефицита пенсионных средств необходимо принять соответствующие меры, в том числе увеличение возраста выхода на пенсию, повышение ставки страховых взносов и т.д. Выбор

одной из мер либо совместное их применение должны решаться на основе исследований.

Хоу Цзинлинь. Влияние старения населения на пенсионное обеспечение в Китае. Статья посвящена актуальной проблеме пенсионного обеспечения в Китае. Представлен содержательный анализ динамики пенсионной нагрузки и финансового положения Пенсионного фонда. Обоснована необходимость принять соответствующие меры противостояния старению населения. Ключевые слова: пенсия, старение население, Китай

Jinglin Hou. The Influence of Population Aging on Pension Provisions. The

article is devoted to the issue of today - the China's pension provisions. The dynamics of pension burden and financial situation of Pension Fund are analyzed. The necessity to take appropriate measures to prevent aging of the population are reasoned. Key words: pension, population aging, China

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.