Том
№4
2022
УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY
научный электронный журнал
Vol 2 №4, 2022
2
Научная статья Original article
Перспективы национального проекта «Образование» в разрезе Федерального проекта «Цифровая образовательная среда»
Мачкарина Т.С.
Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург, Россия Автор-корреспондент: machkarina777@gmail.com
Аннотация: В данной статье рассматривается сущность внедрения и перспективы развития
национального проекта Российской Федерации «Образование», внедрённого с целью обеспечения возможностей самореализации и развития талантов детей, анализируются ключевые сегменты проекта, методы поддержки со стороны государства, основная цель внедрения проекта и достигнутые результаты на сегодняшний день, на основе проведённого анализа формируется вывод об эффективности и перспективности развития данного проекта.
Ключевые слова: национальный проект «Образование», национальный проект система образования, российская система образования, государственная программа.
Для цитирования: Мачкарина Т.С. Перспективы национального проекта «Образование» в разрезе Федерального проекта «Цифровая образовательная среда». Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №4, с. 71-74
Prospects for the national project "Education" in the context of the Federal project "Digital educational environment"
Machkarina T.S.
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russia Corresponding author: machkarina777@gmail.com
Abstract:
This article discusses the essence of the implementation and development prospects of the national project of the Russian Federation "Education", implemented in order to provide opportunities for self-realization and development of children's talents, analyzes the key segments of the project, methods of support from the state, the main goal of the project implementation and the results achieved to date, based on the analysis, a conclusion is formed about the effectiveness and prospects of the development of this project.
Keywords: national project "Education", national project education system, Russian education system, state
program.
For citation: Machkarina T.S. Prospects for the national project "Education" in the context of the Federal project
"Digital educational environment". Smart digital economy. 2022. T.2, №4, pp. 71-74
В современном мире развивающихся международных отношений сфера образования - стратегически важная и неотъемлемая часть укрепления конкурентоспособности страны на мировом рынке. В Российской Федерации Министерством образования была предложена, и в
2019 году принята к реализации программа по обеспечению возможностей самореализации и развития талантов детей через национальный проект «Образование» (период реализации - 5 лет). Основной вектор развития проекта -поддержка конкурентоспособности выпускников российских образовательных учреждений на мировом рынке. Рассмотрим вопрос подробнее.
Выделяют две основные цели программы - «Образование»: «воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических инационально-культурных традиций» и «вхождение России в число 10 стран - лидеров по качеству общего образования». По оценке экспертов, данные цели являются достижимыми [3].
Рассмотрим первую цель проекта: следует отметить реальность её реализации. По индексу человеческого капитала (рассчитанного Всемирным банком в 2017 году) российское образование, благодаря достижениям школьников в международных исследованиях по качеству школьного образования, заняло 9-ое место, что может свидетельствовать об уже имеющихся успешных начинаниях на пути достижения цели. Вторым показателем повышения качества образования считается вхождение российских вузов в ТОП-500 глобальных рейтингов университетов, следовательно, концентрация государства на развитии данных университетов также напрямую будет способствовать приближению к одной из заявленных целей.
Достижимость второй цели оценивается следующими показателями:
- Повышение доли детей от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием,
- Рост численности обучающихся, вовлеченных в деятельность общественных объединений.
Приближение к заявленным показателям по данной цели осуществляется за счёт организации следующих мероприятий: создание мотивированного, более эффективного усвоения получаемой информации обучающимися, развитие особенностей, талантов у детей и молодёжи путём внедрения новых методов обучения и воспитания, а также оказание психолого-педагогических услуг родителям учеников, студентов и воспитанников.
Том
№4
2022
УМНАЯ ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА SMART DIGITAL ECONOMY
научный электронный журнал
Vol 2 №4, 2022
Рисунок 1 - Реализация национального проекта «Образование» на примере
Свердловской области
2
Рассмотрев основные цели заявленного проекта «Образование», предлагается проанализировать основные этапы его реализации, уже отмеченный опыт и перспективы развития. Для достижения определённых ранее целей завялено обеспечение совершенствования образовательных структур, повышение квалификации педагогических работников. К 2024 году планируется повышение показателей в следующих ключевых факторах: воспитание, кадры, инфраструктура. Более чем 2 миллиона дополнительных мест получат школьники общеобразовательных организаций (включая коррекционные школы), как в городах-миллионниках, так и в малых городах. В каждом регионе планируется организовать центы выявления, поддержки и развития способностей и талантов детей и молодёжи, в том числе базирующихся на территориях общеобразовательных учреждений.
В ключе «содержание и воспитание» планируется организовать общероссийские олимпиады школьников, продвигая их на олимпиады международного уровня. Охватив 83% общеобразовательных организации, предполагается внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям, разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин [1].
Что касается направлении «кадры», то ожидается успешное применение следующих модификаций:
- Внедрение и исправная работа единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров;
- Повышение уровня квалификации сотрудников образовательных организаций;
- Адресная методическая поддержка более 6000 школам с низкими образовательными результатами.
- Внедрение единой целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций;
- Материальная поддержка более 3 000 преподавателям сельской местности [2].
Для формирования вывода о перспективности рассматриваемого проекта, необходимо
сопоставить планируемые мероприятия по внедрению программы и уже достигнутые результаты к 2022 году. Так, уже построено и открыто более 320 новых общеобразовательных школ и обеспечено в них более 200 000 мест для учеников, следовательно, можно свидетельствовать о выполнении заявленного плана в данном секторе на 10%. Ученики сельской местности в более чем 3 000 общеобразовательных учреждениях получили обновлённые условия для занятий физической культурой и спортом. Почти 30% общеобразовательных организаций получили обновление материально-технической базы. Уже функционируют более 120 центров цифрового образования «ГГ-клуб», более 170 технопарков «Кванториуем» для детей и 10 для педагогов. Расширена доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидностью: обновлена материальная техническая база в более чем 500 школах. Уже более 10% педагогов прошли повышение квалификации по дополнительным профессиональным федеральным программам. Оказана адресная поддержка более чем 3 000 школам, выделенных на основе образовательных результатов обучающихся. Сборная российских школьников (по результатам международных олимпиад) завоевала более 70 золотых и более 30 серебряных медалей соответственно.
Таким образов, рассмотрев достигнутые на 2022 год результаты национальной программы «Образование» мы можем сделать о её реальной эффективности, значимости, как вклада в развитие будущего образования России, следовательно, в поддержку конкурентоспособности качества российского образования на мировом рынке и укреплению общих позиций страны в целом.
Список литературы
1. Андреева Т.А. Модернизация системы образования в России / Т.А. Андреева // Вестник факультета управления спбгэу. 2017. № 1-2. С. 438-444;
2. Микерова, Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России / Г.Г. Микерова // Современные технологии управления. 2019. № 4 (76). С. 15-21;
3. Романишина, Т.С. Критерии и методы оценки потенциала развития социально -экономической системы муниципального образования / Т.С. Романишина // Вестник ВСГУТУ. 2020. № 2 (65). С. 102-109.
© Мачкарина Т.С. Умная цифровая экономика. 2022. Т.2, №4.