Научная статья на тему 'Анализ готовности хозяйственного комплекса Севастополя к реализации проекта «Умный город»'

Анализ готовности хозяйственного комплекса Севастополя к реализации проекта «Умный город» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
412
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭКОНОМИКА ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ / «УМНЫЙ ГОРОД» / DIGITAL ECONOMY / NATIONAL PROJECT / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / ECONOMY OF THE CITY OF SEVASTOPOL / «SMART CITY»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна, Морозова Вероника Геннадиевна

В статье рассматриваются особенности реализации национального проекта «Цифровая экономика» в городе федерального значения Севастополе. Проведен анализ готовности шести основных направлений реализации проекта «Умный город» в Севастополе. Сравнительный анализ показателей развития цифровой экономики в Севастополе с общероссийским уровнем показал ее низкий уровень. Обоснована необходимость разработки и внедрения плана действий по развитию цифрового сектора экономики, который должен соответствовать общероссийскому уровню. Доказана целесообразность привлечения в регион квалифицированных специалистов и крупных компаний, специализирующихся на ИТ-индустрии. Приведены цели, задачи и перспективы внедрения современных технологий в сферы регионального хозяйственного комплекса Севастополя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF READINESS OF THE ECONOMIC COMPLEX OF SEVASTOPOL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE «SMART CITY» PROJECT

The article discusses the features of the implementation of the national project "Digital Economy" in the city of federal significance Sevastopol. An analysis of the readiness of six main areas of the Smart City project in Sevastopol was carried out. A comparative analysis of the development indicators of the digital economy in Sevastopol with the national level showed its low level. The necessity of developing and implementing an action plan for the development of the digital sector of the economy, which should correspond to the national level, is substantiated. The expediency of attracting qualified specialists and large companies specializing in the IT industry to the region has been proved. The goals, objectives and prospects of introducing modern technologies in the sphere of the regional economic complex of Sevastopol are given.

Текст научной работы на тему «Анализ готовности хозяйственного комплекса Севастополя к реализации проекта «Умный город»»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА СЕВАСТОПОЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «УМНЫЙ ГОРОД» Тимиргалеева Р.Р.1, Морозова В.Г.2 Email: Timirgaleeva685@scientifictext.ru

1Тимиргалеева Рена Ринатовна - доктор экономических наук, профессор, директор, Институт экономики и управления Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Ялта;

2Морозова Вероника Геннадиевна - учащаяся, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 34 им. Александра Шостака, г. Севастополь

Аннотация: в статье рассматриваются особенности реализации национального проекта «Цифровая экономика» в городе федерального значения Севастополе. Проведен анализ готовности шести основных направлений реализации проекта «Умный город» в Севастополе. Сравнительный анализ показателей развития цифровой экономики в Севастополе с общероссийским уровнем показал ее низкий уровень. Обоснована необходимость разработки и внедрения плана действий по развитию цифрового сектора экономики, который должен соответствовать общероссийскому уровню. Доказана целесообразность привлечения в регион квалифицированных специалистов и крупных компаний, специализирующихся на ИТ-индустрии. Приведены цели, задачи и перспективы внедрения современных технологий в сферы регионального хозяйственного комплекса Севастополя. Ключевые слова: цифровая экономика, национальный проект, информационно-коммуникационные технологии, экономика города Севастополя, «Умный город».

ANALYSIS OF READINESS OF THE ECONOMIC COMPLEX OF SEVASTOPOL FOR THE IMPLEMENTATION OF THE «SMART CITY» PROJECT Timirgaleeva R.R.1, Morozova V.G.2

1Timirgaleeva Rena Rinatovna - Doctor of Economic Sciences, Professor, Director,

INSTITUTE OF ECONOMICS AND MANAGEMENT CRIMEAN FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER V.I. VERNADSKY, YALTA;

2Morozova Veronika Gennadievna - Student, STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 34 NAMED AFTER ALEXANDER SHOSTAK, SEVASTOPOL

Abstract: the article discusses the features of the implementation of the national project "Digital Economy" in the city of federal significance Sevastopol. An analysis of the readiness of six main areas of the Smart City project in Sevastopol was carried out. A comparative analysis of the development indicators of the digital economy in Sevastopol with the national level showed its low level. The necessity of developing and implementing an action plan for the development of the digital sector of the economy, which should correspond to the national level, is substantiated. The expediency of attracting qualified specialists and large companies specializing in the IT industry to the region has been proved. The goals, objectives and prospects of introducing modern technologies in the sphere of the regional economic complex of Sevastopol are given.

Keywords: digital economy, national project, information and communication technologies, economy of the city of Sevastopol, «Smart City».

УДК 332.1: 338.49

Введение. Современные технологии все больше и больше становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Нововведения встречаются повсюду: как на остановках общественного транспорта, так и в экономике нашей страны.

24 декабря 2018 года решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам был утвержден паспорт национальной программы «Цифровая Экономика Российской Федерации».

Цифровая экономика — сфера экономики, основанная на цифровых технологиях, она связанна с электронным бизнесом и электронной коммерцией, производимыми и сбываемыми ими цифровыми товарами, и услугами.

Целями национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» являются: создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, соответствующей современным международным стандартам, создание системы обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и граждан; повсеместное использование и продвижение отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями.

Развитие информационной инфраструктуры — это одно из направлений национальной программы, которое заключается в развитии сетей связи, развитии системы российских центров обработки данных, внедрение цифровых платформ работы с данными для обеспечения потребностей граждан, бизнеса и власти.

Город федерального значения Севастополь, как и другие регионы Российской Федерации, принимает активное участие в реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», основной целью которой является комплексная цифровая трансформация экономики и социальной сферы России. Одной из важнейших задач реализации данного проекта является обеспечение населения и социально значимых организаций качественным доступом в «Интернет» с возможностью подключения на всей территории Российской Федерации [2].

Благодаря реализации данного федерального проекта в самых отдаленных от центра региона населенных пунктах появится доступ к сети Интернет, причем как в социально значимых учреждениях (больницах, школах), так и в большинстве домохозяйств, осуществление чего ранее не представлялось местным жителям возможным.

Кроме того, в Севастополе происходит активная реализация проекта «Умный город» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» и национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации». Данный проект направлен на формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасных и комфортных условий для жизни горожан. Проект занимается вопросами повышения технологичности городской инфраструктуры и качества использования ресурсов, которыми располагает город. Его реализация, в первую очередь, ориентирована на человека, гражданина, на городского жителя, создание для него комфортной и безопасной среды. Концепция формирования цифровой среды «Умный город» была утверждена распоряжением правительства Севастополя от 25 января 2018 года. Реализация данного проекта создает основу для достижения целей, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития города Севастополя до 2030 года. Выделяются следующие цели:

- создание высокоэффективной экономики, ориентированной на производство продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью;

- становление города как делового центра, центра туризма, образования, культуры и досуга;

- формирование комфортной городской среды для жителей и гостей.

Формулировка цели статьи, ее актуальность. Данные аспекты определили

актуальность рассматриваемой проблемы и цель исследования - анализ готовности хозяйственного комплекса Севастополя к реализации проекта «Умный город».

Изложение основного материала. Как показало исследование, главной целью проекта «Умный город» является не просто внедрение современных технологий во все сферы жизнедеятельности города, а создание комфортной и современной городской среды, что приведет к улучшению качества жизни горожан и гостей. Для достижения целей, поставленных в проекте, необходимо решить задачи, направленные на формирование благоприятной среды для развития цифровой экономики в городе Севастополе. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие субъектов рынков и отраслей экономики.

Согласно концепции формирования цифровой среды Севастополя «Умный город» среди таких задач:

- создание благоприятной среды для развития цифровой экономики в городе (а именно: создание нормативно-регулятивной базы, обучение, подготовка и привлечение квалифицированных кадров);

- поддержка цифровой экономики города, мотивирующая на ее развитие.

Также особо выделяется задача цифровой трансформации ключевых отраслей

экономики и сфер деятельности города. Этот пункт из перечня задач обозначает необходимость внедрения цифровых технологий повсеместно в сферах здравоохранения, образования, туризма, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, в обеспечении безопасной жизнедеятельности [3].

Проработаны шесть основных направлений реализации проекта «Умный город»: безопасность, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование, туризм.

Направление «Безопасность» в рамках реализуемого проекта подразумевает создание единого центра оперативного реагирования, интеллектуального городского видеонаблюдения.

Что же касается области «Образование, то это предполагает создание системы контроля и доступа в образовательные учреждения, системы контроля питания учащихся, единого образовательного портала города Севастополя, системы «Безопасный интернет», внедрение в школах электронного дневника и журнала, внедрение системы дистанционного образования.

Нововведения в здравоохранении направлены на создание и внедрение, массовое использование в медицинских учреждениях города интегрированной электронной медицинской карты, возникновение возможного управления потоком пациентов, проведение телемедицинских консультаций, учреждение центрального архива медицинских изображений, системы обмена результатами лабораторных исследований.

Направление ЖКХ подразумевает проведение интеллектуального освещения, создание системы мониторинга инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, эффективное управление процессом потребления энергоресурсами, создание системы мониторинга и оптимизации утилизации отходов.

Модернизация транспорта подразумевает создание системы управления и диспетчеризации городского транспорта, создание системы информирования в транспорте и на остановочных пунктах, возможность отслеживания местоположения и время прибытия необходимого общественного транспорта, создание системы управления техническими средствами регулирования, создание системы мониторинга и моделирования параметров транспортных потоков, создание и установка умных остановок.

Такое направление как «Туризм» предполагает создание туристического портала Севастополя, установка туристических стел, создание и запуск системы QR-

навигации на объектах культурного наследия, создание системы мониторинга туристических потоков, создание интерактивного музея города Севастополя.

В итоге взаимосвязь всех нововведений приведет к созданию общегородской цифровой платформы, интеграционной платформы, создание портала, создание электронной карты.

Вместе с тем, анализируя концепцию и строго определенную стратегию реализации национального проекта в городе Севастополе и сопоставляя ее с реальными практическими результатами выявлены ряд аспектов, препятствующих успешному достижению поставленной цели.

Так, одним из главных препятствий, преодолеть которое необходимо в перспективе в первую очередь, является отток квалифицированных, молодых и перспективных специалистов, специалистов по информационно-коммуникационным технологиям в другие регионы и даже за пределы страны. Кроме того, регион покидают даже целые компании, реализуя свой потенциал за его пределами. Все это во многом связано со слабым, по современным меркам, развитием рынка и действующим санкционным режимом. Согласно доводам ученых, ранее занимавшихся изучением цифровой экономики Севастополя, состояние бизнеса в городе по ключевым для данной отрасли параметрам уступает среднероссийскому уровню. Необходимо повысить конкуренцию на региональном рынке, так как именно она поспособствует тому, что рассматриваемая отрасль начнет активнее развиваться, и также необходимо уделить внимание защите прав на интеллектуальную собственность. Правительство Севастополя во многом следует федеральной политике, но при этом необходимо больше внимания уделять повышению уровня информационной безопасности.

Кроме того, существует необходимость в оказании помощи старшему поколению и людям, для которых самостоятельно разобраться в нововведениях представляется достаточно сложной задачей. Для этого привлекаются волонтеры, чей труд незаменим в таких случаях. Нередки ситуации, когда люди отказываются принимать нововведения, не желая тратить время на то, чтобы разбираться в новых технологиях, внедренных в инфраструктуру, и требуют вернуть прежний уклад. Именно для этого и вовлекается работа волонтеров. Так, на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Президент РФ Владимир Владимирович Путин привел слова бывшего министра нефти одной из арабских стран: «Каменный век закончился не потому, что камни кончились. А потому, что появились новые технологии». В нашей стране уже имеется опыт использования труда волонтеров. Так, при переходе российского телевидения на цифровое вещание весной-летом 2019 года люди, прошедшие специальную подготовку, помогали гражданам по всей территории страны освоить нововведение.

За реализацией национального проекта «Цифровая экономика» следит множество специалистов и экспертов, перспективы его развития рассматриваются рядом источников, активно ведутся исследования. Согласно изданию «Оценка уровня развития цифровой экономики в городе Севастополе» правительство Севастополя поставило цель добиться высокой конкурентоспособности на рынке цифровых технологий. В городе имеются финансовые ресурсы, необходимые для достижения стратегических целей и показателей развития цифрового сектора его экономики, но необходима реализация этого потенциала. В целом на сегодня уровень развития цифрового сектора экономики Севастополя, сопоставляя с международными показателями, оценивается экспертами как низкий — прежде всего, из-за отсутствия тщательно проработанной стратегии развития цифрового сектора и недостаточно развитого сектора контента и СМИ [4]. Сравнение показателей развития цифровой экономики в Севастополе с общероссийским уровнем представлено на рисунке 1.

Доли экспорта и импорта продуктов

Стратегические цели и показатели развития цифрового сектора экономики

сектора контента и СМИ

5

План действий по развитию цифрового срктора экономики

от общего объема экспорта и импорта

4

Даля рабочей силы, занятой в секторе контента и СМИ

Политика государственных закупок по отношению к МСП

Доля сектора контента и СМИ в валовой добавленной стоимости

Налоговые льготы для цифрового сектора

Доля экспорта и импорта ИКТ товаров и услуг от общих объемов

Доля ИКТ-сектора в валовой добавленной стоимости

экспорта и импорта доля рабочей силы, занятой в ИКТ-секторе, от общего объема рабочей силы

| Севастополь Россия

Рис. 1. Развитие цифровой экономики в Севастополе и России

Согласно исследованиям ученых, которые посвятили свои исследования цифровой экономике Севастополя, на сегодняшний день в регионе сформирована достаточно развитая цифровая инфраструктура.

Среди преимуществ, которыми обладает цифровая экономика Севастополя, выделим несколько:

- высокие показатели покрытия городского пространства сотовой связью (в том числе 3G и 4G);

- ценовая политика, проводимая по отношению к доступности для населения широкополосного доступа в интернет, а также состояние кибербезопасности.

Однако, наряду с преимуществами цифровой экономики следует отметить и наличие негативных тенденций:

- в городе существует тенденция меньшего развития широкополосного доступа в интернет;

- в регионе необходимо с большей интенсивностью развивать рынок услуг облачных вычислений и городскую индустрию аналитики данных;

- не во всех, а всего в нескольких секторах экономики представлены онлайновые платформы.

Кроме того, согласно проведенным исследованиям, на сегодняшний день представителей из перечня национальных или глобальных компаний, работающих в сфере цифровых платформ, в Севастополе нет. В результате проведенного экспертного опроса, в ходе которого оценивался уровень осведомленности и готовности предприятий применять на производстве цифровые технологии, было установлено, что этот уровень оценивается как недостаточно высокий. В цифровом секторе экономики Севастополя мало компаний, начавших применять такие технологии и предлагающих их своим клиентам, в некоторых отраслях, затрагивающих цифровые технологии, местные производители вообще отсутствуют [6].

Таким образом, анализируя общие сведения о состоянии цифровой экономики в Севастополе, можно сделать вывод, что город стоит на пути развития и уже добился определенных успехов. Повсеместно внедряются современные технологии, с которыми все чаще и чаще сталкивается население страны и региона в повседневной жизни. Так, человеку больше не нужно стоять в очереди в регистратуру при записи на

прием к врачу, сейчас у каждого гражданина есть возможность записаться на прием онлайн, не выходя из дома. С недавнего времени в Севастополе появилась система ГЛОНАСС, благодаря которой горожане могут заранее знать время ожидания необходимого им общественного транспорта, экономить свое время. Кроме того, существует и ряд ограничений, которые препятствуют безупречному развитию, блокируют и не дают возможность реализовывать имеющийся потенциал и возможности. Использование новейших технологий и программного обеспечения неравномерно распределено по существующим в городе сферам регионального хозяйственного комплекса. В отдельных областях оно находится на высоком уровне, а в других - не применяется вовсе, хотя использование ИКТ могло бы улучшить качество работы данной отрасли.

Практическое значение проведенных исследований огромно, ведь полученные результаты позволяют определить направление дальнейшей работы. Так, необходимо принять план действий по развитию цифрового сектора экономики, который будет соответствовать общероссийскому уровню, преодолевать санкционный режим и привлекать в регион квалифицированных специалистов и крупные компании, специализирующиеся на ИТ-индустрии.

Эксперты отмечают наличие в городе нарастающего влияния цифровых технологий на бизнес, качество предоставляемых услуг и качество жизни горожан. Так, согласно данным федеральной службы государственной статистки удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций вырос с 2017 года, когда он составлял 69,6%, к 2018 году до 93% (рис. 2) [5].

УДЕЛЬНЫЙ ВЕС ОРГАНИЗАЦИЙ, ИСПОЛЬЗОВАВШИХ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, В ОБЩЕМ ЧИСЛЕ ОБСЛЕДОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

100%

75% 50% 25%

0% 2015 2016 2017 2018

Рис. 2. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций

Именно поэтому очень важно всячески развивать и поддерживать ИТ-индустрию города и привлекать специализированные кадры, молодых ученых, программистов. Необходимо создать систему льгот и специальных условий для квалифицированных специалистов, экспертов в области ИКТ. В условиях современности все большую популярность набирает удаленная трудовая деятельность. Такой вид занятости населения предполагает работу из любого местонахождения человека, вдали от привычного офиса. Многие крупные компании уже на протяжении нескольких лет практикуют такой вид деятельности, ожидая повышения трудоспособности и продуктивности их кадров.

Возможность осуществления удаленной занятости обеспечена повышением технологичности предприятий, повсеместным переходом к использованию баз

данных, приходящих на замену привычным бумажным носителям, внедрение технологии блокчейн, освоением умных контрактов, позволяющих существенно экономить время не произведение транзакций. У человека, обладающего возможностью работать удаленно, исчерпывается необходимость выделения и траты дополнительного времени, которое люди, работающие из офисов, вынуждены затрачивать на дорогу до рабочего места и обратно. Согласно оценкам экспертов, доля работающего удаленно населения в городе не превышает 5-10%. Отмечено, что такой формат занятости в значительной степени предпочитает молодежь, у которой в отличие от старших поколений имеется большая степень приспособленности к современным технологиям.

Среди областей, для которых характерна удаленная трудовая деятельность, выделяют: область ГГ-индустрии, образование, оказание юридических услуг, различные формы дизайна и инженерное проектирование. Современные технологии позволяют обеспечивать дистанционное обучение для школьников и студентов. Наибольшее развитие эта область применения цифровых технологий получила в Москве, где запущен портал «Московская электронная школа», который является проектом для учителей, детей и родителей, направленным на создание высокотехнологичной образовательной среды в школах города Москвы. Главная цель проекта — максимально эффективное использование современной ИТ-инфраструктуры для улучшения качества школьного образования. Севастополю необходимо перенимать опыт создания подобных проектов и осуществлять их реализацию.

Технология блокчейн и система умных контрактов, о которых говорилась ранее, имеет множество преимуществ и очень многогранна, если отойти от ее поверхностного рассмотрения. Например, данные инновации дадут возможность покупателям отследить путь товара от изготовителя и до прилавка магазина, убедиться в его качестве. Помимо таких, казалось бы, мелких аспектов, из которых на самом деле складывается наша повседневная жизнь, данная технология может служить для произведения транзакций и для ускорения заключения договоров и контрактов, для заключения которых ранее требовалось большое количество времени и множество документов, сократятся транзакционные издержки. Кроме того, с помощью данной разработки можно во много раз повысить уровень безопасности ныне существующих систем, отвечающих за хранение данных. Благодаря грамотному использованию имеющегося потенциала данной технологии общество может получить множество преимуществ [7]. Необходимо грамотно преподнести общественности все положительные стороны проекта, заинтересовать производителей внедрять на предприятиях инновационные технологии, поощрять исследования в данной области.

Эксперты оценивают уровень насыщенности и достаточности инновационной инфраструктуры как невысокий, наиболее ярко выражено в областях исследовательской и производственной инфраструктуры. Большинство инициатив в области формирования инновационной инфраструктуры в городе Севастополь внедряется АО «Корпорация развития Севастополя». В Севастополе работает «Крымский ИТ-кластер», который объединяет в себе несколько бизнес-инкубаторов и других объектов инновационной инфраструктуры. Также отбор инновационных стартапов проводится в бизнес-инкубаторе «Фрегат» при Севастопольском филиале МГУ. Поддержку этому инкубатору оказали федеральные институты развития (Российская венчурная компания, Фонд развития интернет-инициатив) и НКО «Севастопольский фонд поддержки субъектов предпринимательства».

Однако в перспективе развитие производственной инфраструктуры вполне реально осуществимо. Так, к концу 2021 г. должен быть возведен Индустриальный парк «Гераклид» площадью 77,6 га и планируемой емкостью на 1400 рабочих мест для квалифицированных кадров. Кроме того, с 2017 г. ведутся работы над

благоустройством технопарка «Маяк», основанного на производственной площадке бывшего завода [4].

Индустриальный парк с рабочим названием «Гераклид» - первый проект нового промышленного развития территории в Севастополе. В перспективе его создание принесет городу множество преимуществ и привлечет дополнительные инвестиции.

Индустриальный парк города Севастополя - это:

- разработка и распространение высоких технологий в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования, точного приборостроения;

- поддержка и внедрение инноваций в производстве ведущих отраслей;

- вывод производственной инфраструктуры на новый уровень с целью привлечения внешних инвестиций;

- создание благоприятных условий для малого и среднего предпринимательства.

Доля предприятий, которые осуществляют организационные, маркетинговые или

технологические инновации, по данным на 2017 год в Севастополе крайне мала — 2% [1]. Предприятиям необходимо больше внимания уделять проведению инновационной деятельности. Эксперты отметили острый недостаток финансовых ресурсов, необходимых для внедрения инноваций, небольшую емкость местного рынка и барьеры на пути к внешним рынкам в качестве ключевых причин низкой оснащенности инновациями севастопольских компаний.

Выводы. Таким образом, можно отметить, что город Севастополь не так давно встал на путь развития, хоть уже и находится на общероссийском уровне по ряду параметров социально-экономических эффектов цифровой трансформации, а по некоторым даже немного опережает их, например, в сфере улучшения качества предоставления государственных услуг. Городу необходимо перенимать опыт других регионов и даже стран. Так, например, при реализации проекта «Умный город» необходимо обращать внимание на уже реализованные проекты в Москве, Беларуси и т.д. Кроме того, необходимо в строгом порядке выполнять цели, определенные и четко поставленные в документах стратегического планирования, что обеспечит успешное воплощение главной задачи - задачи улучшения качества жизни горожан и гостей города, повышение комфорта городской среды, соответствие ее условиям современности, вывод экономики города на принципиально новый уровень. Уже сейчас мы можем наблюдать, как Севастополь меняется в лучшую сторону. Практически каждая остановка общественного транспорта города оборудована портами для зарядки мобильных устройств, разрабатываются приложения для удовлетворения потребностей горожан и гостей города, парки и скверы оснащаются техническими деталями, соответствующими потребностям современного человека. Жителям Севастополя предоставлена возможность посредством ИКТ принимать активное участие в формировании комфортной городской среды, выдвигая собственные предложения и высказывая свое мнение насчет нововведений на портале города.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-410-925001 р Наставник.

Список литературы /References

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2019: статистический сборник /

Л.М. Гохберг, К.А. Дитковский, И.А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая

школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2019. 376 с. 300 экз. ISBN 978-5-7598-1945-5 (в

обл.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Итоги первого года реализации федерального проекта «Информационная инфраструктура» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gшs.sev.gov.ru/news/?artide=99832&sphrase_id=2464733/ (дата обращения: 14.04.2020).

3. Концепция формирования цифровой среды Севастополя «Умный город». Утверждена Распоряжением Правительства Севастополя № 16-РП от 25 января 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sevastopol.gov.ru/docs/253/46715/ (дата обращения: 14.04.2020).

4. Оценка уровня развития цифровой экономики в городе Севастополе / Под ред. Т.В. Ершовой, Ю.Е. Хохлова. М.: Институт развития информационного общества, 2018. 98 с.

5. Росстат. Удельный вес организаций, использовавших информационные и коммуникационные технологии, в общем числе обследованных организаций. Режим доступа: https://www.gks.ru/storage/mediabank/it1.xls/ (дата обращения: 14.04.2020).

6. Цифровые и нецифровые факторы, влияющие на развитие цифровой экономики Севастополя. Балашов Е.Л., Зубович К.Е. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://istina.msu.ru/publications/article/200949171/ (дата обращения: 14.04.2020).

7. Цифровая трансформация регионального хозяйственного комплекса / Тимиргалеева Р.Р., Гришин И.Ю. Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018 № 12. С. 165-172.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.