Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ЧИСЛЕННОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ / КОЛИЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ЧИСЛЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морошкина Марина Валерьевна, Мурашкина Лидия Викторовна

Система образования представляет собой важный элемент развития экономики. Современные условия функционирования существенно изменили образовательную систему. Исследование основных показателей позволит оценить результаты трансформации и их воздействие на систему образования. В рамках данного исследования главной целью является изучение основных проблем системы образования, объектом выступает система образования Российской Федерации. Исследование базируется на статистических данных по системе образования, представленных в открытых источниках и информационной базе Росстата. Оценка статистических данных по развитию системы образования проводится на основании использования методов системного и комплексного анализа, позволяющего рассмотреть процесс и проблемы развития системы образования объективно. Особое внимание отводится исследованию государственной поддержки процесса развития, которая в работе рассматривается с позиции реализации национальных проектов, позволяющих привести систему образования в соответствие с потребностями и запросами общества. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для выработки мероприятий по повышению эффективности системы образования. Данные, представленные в работе, могут послужить основой для написания программных и стратегических документов развития системы образования Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морошкина Марина Валерьевна, Мурашкина Лидия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS

The education system represents an important element of economic development. Modern conditions of functioning have significantly transformed the educational system. The study of the main indicators will allow evaluating the results of the transformation and their impact on the education system. The main purpose of this study is to investigate the main problems of the education system. The object of the study is the education system of the Russian Federation. The study is based on statistical data on education and the education system, presented in open sources and information base of Rosstat. The evaluation of statistical data on the development of the education system is conducted on the basis of the methods of system and complex analysis, which allows us to consider the process of development of the education system and the problems of its development objectively. Particular attention is paid to the study of state support of the development process, which is considered in the work from the position of national projects implementation, which allow to bring the education system in line with the needs and demands of the society. The results obtained in the study can be used in the work to improve the effectiveness of the education system. The data presented in the robot can serve as a basis for writing program and strategic documents for the development of the education system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2022.2.16

UDC 331.5 Submitted: 22.04.2022

LBC 65.2/4 Accepted: 06.05.2022

PROBLEMS OF EDUCATION SYSTEM DEVELOPMENT IN MODERN CONDITIONS1

Marina V. Moroshkina

Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences,

Petrozavodsk, Russian Federation; Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation

Lidia V. Murashkina

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russian Federation

Abstract. The education system represents an important element of economic development. Modern conditions of functioning have significantly transformed the educational system. The study of the main indicators will allow evaluating the results of the transformation and their impact on the education system. The main purpose of this study is to investigate the main problems of the education system. The object of the study is the education system of the Russian Federation. The study is based on statistical data on education and the education system, presented in open sources and information base of Rosstat. The evaluation of statistical data on the development of the education system is conducted on the basis of the methods of system and complex analysis, which allows us to consider the process of development of the education system and the problems of its development objectively. Particular attention is paid to the study of state support of the development process, which is considered in the work from the position of national projects implementation, which allow to bring the education system in line with the needs and demands of the society. The results obtained in the study can be used in the work to improve the effectiveness of the education system. The data presented in the robot can serve as a basis for writing program and strategic documents for the development of the education system of the Russian Federation.

Key words: development, education system, national projects, the number of students, the number of educational organizations, the number of teaching staff.

Citation. Moroshkina M.V., Murashkina L.V. Problems of Education System Development in Modern Conditions. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2022, vol. 24, no. 2, pp. 198-207. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.2.16

УДК 331.5 Дата поступления статьи: 22.04.2022

ББК 65.2/4 Дата принятия статьи: 06.05.2022

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

w

Ч В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1

и

m

я

Марина Валерьевна Морошкина

Институт экономики Карельского научного центра РАН, г. Петразаводск, Российская Федерация; Петрозаводский государственный университет, г. Петразаводск, Российская Федерация

Лидия Викторовна Мурашкина

(в Петрозаводский государственный университет, г. Петразаводск, Российская Федерация

о^ Аннотация. Система образования представляет собой важный элемент развития экономики. Современные условия функционирования существенно изменили образовательную систему. Исследование ос-Ф новных показателей позволит оценить результаты трансформации и их воздействие на систему образования.

В рамках данного исследования главной целью является изучение основных проблем системы образования, объектом выступает система образования Российской Федерации. Исследование базируется на статистических данных по системе образования, представленных в открытых источниках и информационной базе Росстата. Оценка статистических данных по развитию системы образования проводится на основании использования методов системного и комплексного анализа, позволяющего рассмотреть процесс и проблемы развития системы образования объективно. Особое внимание отводится исследованию государственной поддержки процесса развития, которая в работе рассматривается с позиции реализации национальных проектов, позволяющих привести систему образования в соответствие с потребностями и запросами общества. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для выработки мероприятий по повышению эффективности системы образования. Данные, представленные в работе, могут послужить основой для написания программных и стратегических документов развития системы образования Российской Федерации.

Ключевые слова: развитие, система образования, национальные проекты, численность обучающихся, количество образовательных организаций, численность педагогического персонала.

Цитирование. Морошкина М. В., Мурашкина Л. В. Проблемы развития системы образования в современных условиях // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2022. - Т. 24, № 2. - С. 198-207. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2022.2.16

Введение

Процесс улучшения качества человеческого капитала становится актуальным на всех уровнях управленческой системы - мировом, федеральном, региональном, муниципальном, хозяйственном. В вопросах определения человеческого капитала исследователи формируют комплект характеристик, которые обеспечивают качественные преимущества, такие как знания, умения, навыки. Система образования способна обеспечить создание и качественное развитие данных направлений для экономики [Гафурова, 2013]. В современных условиях система образования Российской Федерации представляет совокупность структур, которые связаны между собой, имеют возможность взаимодействовать друг с другом, обеспечивая движение информации, ресурсов и т. д. Образовательная система России претерпела значительное количество преобразовательных процессов, которые отражаются в количественных и качественных изменениях.

Стратегические задачи обеспечения прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека сформулированы в Указе Президента № 204 от 7 мая 2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на плановый пе-

риод до 2024 года» [Указ Президента РФ №204, 2018].

В отличие от предыдущих майских указов (№ 597 и 599 от 07.05.2012), определивших основные задачи и целевые показатели развития базовых отраслей, майский указ 2018 г. определил стратегические цели и программно-целевой механизм их реализации. Принципиальная цель национальных проектов - обеспечить устойчивое развитие экономики за счет инновационных методов повышения человеческого капитала и системного решения социальных проблем. Для реализации поставленных стратегических целей разработаны и с 2019 г. реализуются 12 национальных проектов, в том числе Национальный проект «Образование».

Национальный проект «Образование» должен обеспечить приведение системы образования РФ в соответствие с запросами развивающегося социального общества и экономики в современных условиях. Проектный характер однозначно указывает на системное усиление участия государства в управлении изменениями в системе образования. Опираясь на лучшие инновационные образовательные технологии и стимулируя их развитие - с одной стороны, выравнивая базовые материально-технические, технологические, информационные условия функционирования образовательных организаций во всех субъектах РФ - с другой, Национальный проект «Образование» призван обеспечить достижение главных целей политики государства в сфере образования:

- «обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования;

- воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций» [Нацпроект «Образование»].

Системный проектный подход предполагает приоритетные направления модернизации системы образования, затрагивающие:

- образовательные организации, в том числе в сельской местности, обеспечивая современным оборудованием, информационными технологиями;

- образовательные программы;

- педагогический персонал, развитие профессионального мастерства;

- родителей, обеспечивая психолого-педагогической поддержкой и методологической помощью;

- обучающихся, обеспечивая условиями развития способностей и творческих интересов, возможностью профориентации, выбора будущей профессии, а также обеспечивая активное и осознанное участие в волонтерской и патриотически окрашенной деятельности.

Федеральные проекты, составляющие Национальный проект «Образование»:

- «Современная школа»;

- «Успех каждого ребенка»;

- «Поддержка семей, имеющих детей»;

- «Цифровая образовательная среда»;

- «Учитель будущего»;

- «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»;

- «Новые возможности для каждого»;

- «Социальная активность»;

- «Экспорт образования»;

- «Социальные лифты для каждого».

Наличие федеральных проектов должно

обеспечить эффективность развития системы образования в Российской Федерации.

Обзор литературы

На современном этапе предложено значительное количество подходов к определению и основным характеристикам человечес-

кого капитала. Наиболее активно процесс оценки развития человеческого капитала стал использоваться в период рыночных реформ, когда квалификация, знания, умения и навыки трудовых ресурсов определяют процесс развития производства, региона, экономики, государства [Гафурова, 2013].

Значимость развития человеческого капитала определяется наличием законодательных и нормативных актов, в рамках которых прописаны основные направления государственной политики. К важным законодательным документам можно отнести следующие: «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.» [Концепция ...], Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Указ Президента РФ № 1351, 2007], Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Указ Президента РФ № 537, 2009].

Процесс формирования человеческого капитала происходит при непосредственном участии образовательной системы, которая в Российской Федерации в 2010 г. была реформирована в результате подписания законодательного документа о системе мероприятий по преобразованию системы образования [Современная система ...].

Функционирование образовательного процесса происходит на основании п. 1 ст. 10 «Структура системы образования» Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) [Федеральный закон № 273-ФЗ, 2018] подразделяется на несколько уровней: общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, профессиональное обучение. В рамках подобного разделения образуются подразделы по различным направлениям.

Преобразовательные процессы системы образования связаны с поступающими вызовами экономического и социального характера, в результате которых система начинает модифицироваться в ответ [Клячко, 2020]. В результате трансформации изменяются приоритеты и система образования становится

одним из важных факторов развития государства [Елкин и др., 2012].

Исследователи неодинаково оценивают развитие системы образования, существует большое количество методик и подходов к проведению оценки [Варламова и др., 2020].

Отдельные направления методических подходов к оценке определяют качественные характеристики процесса подготовки кадров, в рамках которых исследуются знания, оценивается эффективность процесса преподавания, востребованность выпускников и многие другие показатели эффективности образовательного процесса [Белов, 2002].

Не менее важной является оценка образовательного процесса в количественном соотношении, с помощью которой можно оценить количество обучающихся на всех уровнях. Подобный анализ позволяет оценить спрос и предложение на рынке образовательных услуг. Исследовательская оценка системы образования может иметь различные направления, в рамках данной работы представлен количественный анализ показателей образовательного процесса Российской Федерации [Кущев, 2021].

Результаты

По данным статистики, на начало 2020/21 учебного года численность обучающихся составила более 30,5 млн человек. Динамика измене-

ний в структуре обучающихся (рис. 1) характеризует устойчивые тенденции незначительного уменьшения обучающихся дошкольного образования и прироста обучающихся в общеобразовательных организациях, что является следствием демографических сдвигов в возрастной структуре населения.

Численность обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования устойчиво прирастает, а численность обучающихся в образовательных организациях высшего образования снижается, что в определенной степени является результатом реализации стратегических изменений системы образования, заданных национальным проектом.

Полученные результаты в динамке трехгодичного периода показывают устойчивый прирост численности обучающихся при получении общего образовательного уровня, что определяется ростом динамики численности населения в предыдущий период. Численность воспитанников дошкольных учреждений незначительно сокращается, что может быть следствием воздействия пандемии на желание родителей отдавать детей в детские сады. Численность обучающихся, получающих среднее профессиональное образование, имеет устойчивый рост, что может быть следствием функционирования национальных проектов и программ, которые позволяют получать профессиональное образование отельным

Рис. 1. Численность обучающихся по уровням образовательной системы в РФ Fig. 1. The number of students by the level of the educational system in the Russian Federation Примечание. Составлено автором на основе данных Росстата.

категориям населения. К таким категориям могут относиться военнослужащие, которые на основании Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О статусе военнослужащих» [Федеральный закон № 76-ФЗ, 2022] имеют право на профессиональную переподготовку по одной из гражданских специальностей. В результате увеличивается количество обучающихся категории среднего профессионального образования.

Количество образовательных организаций незначительно снижается по всем уровням образования, что является результатом оптимизации, проводимой в предыдущие годы (рис. 2).

Полученные результаты по количеству образовательных организаций подтверждают положение относительно направления обязательного образования. Количество образовательных организаций дошкольного образования и общего образования составляют большую часть всех направлений системы образования.

Оценка системы образования может проводиться по различным индикаторам, особое значение в данном контексте занимают показатели численности педагогического персонала, которые определяют возможности образовательных организаций.

В образовательных организациях всех уровней работает почти 2,5 млн педагогических сотрудников (см. рис. 3).

Устойчивая тенденция к уменьшению численности педагогического персонала проявляется в сфере высшего образования, в дошкольном, общем и среднем профессиональном образовании численность педагогических работников растет.

Анализируя позитивные результаты реализации Национального проекта «Образование», следует отметить инфраструктурные мероприятия в рамках федерального проекта «Современная школа»: строительство новых образовательных организаций более чем на 140 тысяч мест, существенное обновление материально-технической базы как дошкольных, так и общеобразовательных организаций. В 80 субъектах РФ появилось более 5 тысяч центров образования «Точка роста» цифрового и гуманитарного профилей, созданных на базе образовательных организаций, расположенных в малых городах и сельской местности. Более 400 организаций, работающих по адаптированным общеобразовательным программам с обучающимися, имеющими ограниченные возможности по здоровью, обновили и модернизировали материально-техническую базу.

В рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» более 2 300 образовательных организаций в сельской местности и малых городах обеспечены современной материально-технической базой для занятий спортом.

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

0,741 -0,71 0,838

3 311

3,33 3,273

40,8 ни,о 40,3

40,3 40 ■ /1П

40,3

1 1 2019 2020 1 1 2021

Высшее образование

Среднее профессиональное образование

общее образование Дошкольное образование

Рис. 2. Количество образовательных организаций Fig. 2. Number of educational organizations Примечание. Составлено автором на основе данных Росстата.

3 000,0

2 500,0

2 000,0

. 1500,0 ) а

1000,0 500,0 0,0

236,1 229,3 223,1

195,3 196,6 197,7

1 333,2 1 339,5 1 347,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

669,8 676,7 682,9

2019

2020

2021

□ Дошкольное образование □ Общее образование

□ Среднее профессиональное образование Высшее образование (ППС)

Рис. 3. Численность педагогического персонала Fig. 3. Number of teaching staff Примечание. Составлено автором на основе данных Росстата.

Продолжает реализовываться Проект 500+, обеспечивающий методическую и ресурсную поддержку общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами и функционирующих в сложных социально-экономических условиях.

Несмотря на ковидные ограничения, федеральный проект «Успех каждого ребенка» реализуется как в части повышения охвата и качества дополнительного образования, так и в части выявления и поддержки способностей и талантов детей. Уже создано более 370 тысяч мест дополнительного образования для детей по всем направлениям дополнительных общеобразовательных программ. Программами и мероприятиями стационарных и мобильных технопарков «Кванториум» уже охвачено более 1 миллиона детей.

Более 10 млн обучающихся общеобразовательных организаций приняли участие в мероприятиях по профессиональной ориентации и построению индивидуальной образовательной траектории, в том числе в открытых онлайн-уроках цикла «Проектория».

В реализации федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» оказано более 4,17 млн услуг психолого-педагогической и консультационной помощи.

В рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2020 г. № 2040 в «пилотных» субъектах РФ до декабря 2022 г. про-

водится эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды (создание, введение в эксплуатацию информационных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры платформы цифровой образовательной среды) и дальнейшему маштабиро-ванию опыта на всей территории РФ. В 20192021 гг. обновлена материально-техническая база почти 7,5 тысяч образовательных организаций.

Параллельно с этой деятельностью разрабатывается федеральная информационная система «Моя школа» - образовательная платформа, бесплатный доступ к которой будет предоставлен по всей территории РФ.

Анализ реализации национального проекта «Образование» и по другим его федеральным проектам подтверждает инновационный, системный характер запланированной модернизации системы образования.

Однако наряду с позитивной оценкой следует обратить внимание на сложности и проблемы. Основной системной проблемой развития системы образования является ее недостаточное финансирование. Суммарные расходы на образование в 2006 г. составляли 3,9 %, в 2016 г. - 3,6 % от валового внутреннего продукта в консолидированном бюджете РФ. Современный уровень финансирования с учетом запланированных вливаний в рамках реализации национального проекта «Образования» в лучшем случае обеспечит сохранение системы образования, так как развитие,

необходимое для стратегического прорыва в экономике, требует не менее 5-7 % ВВП. Бюджетное финансирование образования - не тяжкое бремя для государства, а самые высокоэффективные инвестиции в человеческий капитал, в долгосрочном периоде обеспечивающие условия и возможность экономического и социального развития.

Образование - сфера нематериального производства и социального служения, главным благополучателем от деятельности системы образования является государство, поэтому внебюджетные источники финансирования должны рассматриваться как дополнительные, а не как необходимые для выживания образовательных организаций. Особенно это касается дошкольного и общего образования.

Выводы

Реализация стратегических задач, определенных в майских указах президента, предполагает проектный подход, что инновационно и своевременно в практике государственного управления в нашей стране, однако научная проработанность и обоснованность проектов вызывает много вопросов, проявляющихся в дублировании и несогласованности некоторых системных проблем, решение которых оказалось в разных нацпроектах.

Критикуемы критерии оценки, основные показатели проектов - в значительной степени они агрегированы, не указаны методики их определения, что создает предпосылки для фальсификации оценки и контроля их достижения.

Использование в названии «национальный» предполагает обязательное участие общественных и профессиональных организаций в разработке, реализации и контроле проектов. В нашем случае государство само разрабатывает проекты, руководит их реализацией, выделяет и распределяет деньги.

Еще одним из недостатков нацпроекта является его избирательность и точечность. Избирательность выделяемых грантов и существенные различия регионов по возможности освоить выделяемые средства проявились в неполном кассовом исполнении запланированных расходов, особенно по наиболее капиталоемким федеральным проектам «Совре-

менная школа» и «Цифровая образовательная среда».

Реализация нацпроекта осуществляется в принципиально изменяющихся внешних условиях - сначала ковид, теперь глобальные санкции, что не может не сказываться не только на ресурсных возможностях реализации поставленных задач, но и на вероятной корректировке целей.

Повысить конкурентоспособность российского образования в изменяющихся условиях вряд ли получится, а создать максимально равные образовательные возможности на всей территории страны и обеспечить непрерывное высококачественное образование для всех - задача, которая должна быть решена.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена в рамках государственного задания Института экономики КарНЦ РАН «Комплексное исследование и разработка основ управления устойчивым развитием северного и приграничного поясов России в контексте глобальных вызовов».

The work is carried out within the framework of the public service task of the Institute of Economics, KarRC RAS "Comprehensive research and development of the foundations sustainable sustainable northern and border belt of Russia in the professional world calls".

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Белов, В. Система оценки качества образования / В. Белов // Высшее образование в России. -2002. - № 1. - С. 44-49.

Варламова, Д. В. Анализ методик оценки качества образовательных услуг / Д. В. Варламова, В. Б. Филатова, Н. О. Абдураимова // Вестник Алтайской академии экономики и права. -2020. - № 11-3. - С. 433-437. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://vaael.ru/ ru/article/view?id=1445 (дата обращения: 18.04.2022). - Загл. с экрана.

Гафурова, А. А. Система образования как основополагающий фактор развития человеческого капитала и повышения уровня экономического потенциала региона (на примере Ульяновской области) / А. А. Гафурова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - № 13. - Электрон. текстовые

дан. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/ article/n/sistema-obrazovaniya-kak-osnovopolagayuschiy-faktor-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-i-povysheniya-urovnya-ekonomicheskogo (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Елкин, С. Е. Особенности развития человеческого потенциала в условиях формирования современной системы образования / С. Е. Елкин, Н. М. Калинина, Л. И. Баянова // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 3. - С. 292. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=6450 (дата обращения: 14.04.2022). - Загл. с экрана.

Клячко, Т. Л. Образование в России и мире: основные тенденции / Т. Л. Клячко // Образовательная политика. - 2020. - № 1 (81). - С. 26-42. -DOI: 10.22394/2078-838Х-2020-1-26-40

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://government.ru/info/6217 (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Кущев, Н. П. Совершенствование управления реализацией национальных проектов в России / Н. П. Кущев // Самоуправление. - 2021. -№ 3 (125). - С. 405.

Нацпроект «Образование» // Министерство просвещения Российской Федерации. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// edu.gov.ru/national-project/about (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Современная система образования в России. Проблемы и перспективы. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://moiprava.info/ obrazovanie/obrazovanie-v-rf/65 5-sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на плановый период до 2024 года» // Официальный сайт Президента РФ. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.kremlin.ru (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/ document/cons_doc_LAW_71673 (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Феде-

рации до 2020 года. - Электрон. текстовые дан. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_87685 (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018). -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174 (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана.

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 25.02.2022) «О статусе военнослужащих». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http: //www. consultant. ru/document/cons_doc_ LAW_18853/3f605cf58a2f05128265efe40de 0bfec7c6b3009 (дата обращения: 18.04.2022). -Загл. с экрана.

REFERENCES

Belov V. Sistema otsenki kachestva obrazovaniya [System for Assessing the Quality of Education]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia], 2002, no. 1, pp. 44-49.

Varlamova D.V., Filatova V.B., Abduraimova N.O. Analiz metodik otsenki kachestva obrazovatelnykh uslug [Analysis of Methods for Assessing the Quality of Educational Services]. Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law], 2020, no. 113, pp. 433-437. URL: https://vaael.ru/ru/article/ view?id=1445 (accessed 18 April 2022).

Gafurova A.A. Sistema obrazovaniya kak osnovopolagayushchiy faktor razvitiya chelovecheskogo kapitala i povysheniya urovnya ekonomicheskogo potentsiala regiona (na primere Ul'yanovskoy oblasti) [The Education System as a Fundamental Factor in the Development of Human Capital and Raising the Level of the Economic Potential of the Region (On the Example of the Ulyanovsk Region)]. Natsionalnyye interesy: prioritety i bezopasnost [National Interests: Priorities and Security], 2013, no. 13. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/sistema-obrazovaniya-kak-osnovopolagayuschiy-faktor-razvitiya-chelovecheskogo-kapitala-i-povysheniya-urovnya-ekonomicheskogo (accessed 4 April 2022).

Elkin S.E., Kalinina N.M., Bayanova L.I. Osobennosti razvitiya chelovecheskogo potentsiala v usloviyakh formirovaniya sovremennoy sistemy obrazovaniya [Features of the Development of Human Potential in the Conditions of the Formation

of a Modern Education System]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2012, no. 3, p. 292. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=6450 (accessed 14 April 2022).

Klyachko T.L. Obrazovaniye v Rossii i mire: osnovnyye tendentsii [Education in Russia and the World: Main Trends]. Obrazovatelnaya politika [Educational Policy], 2020, no. 1 (81), pp. 26-42. DOI: 10.22394/2078-838X-2020-1-26-40

Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federatsii naperiod do 2020 g. [The Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period of 2020]. URL: http://government.ru/info/6217 (accessed 8 April 2022).

Kushchev N.P. Sovershenstvovanie upravleniya realizatsiey natsionalnykh proektov v Rossii [Improving the Management of the Implementation of National Projects in Russia]. Samoupravleniye [Self-Government], 2021, no. 3 (125), p. 405.

Natsproekt «Obrazovanie» [National Project "Education"]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii [Ministry of Education of the Russian Federation]. URL: https://edu.gov.ru/ national-project/about (accessed 8 April 2022).

Sovremennaya sistema obrazovaniya v Rossii. Problemy i perspektivy [The Modern System of Education in Russia. Problems and Prospects]. URL: https://moiprava.info/obrazovanie/ obrazovanie-v-rf/655-sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-rossii-problemy-i-perspektivy (accessed 8 April 2022).

Ukaz Prezidenta RF № 207 ot 07.05.2018 g. «O natsionalnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na planovyy period do 2024 goda» [Decree of the President of the Russian Federation No. 207

dated 07.05.2018 "On the National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation for the Planning Period Until 2024"]. Ofitsialnyy sayt Prezidenta RF [Official Website of the President of the Russian Federation]. URL: http://www.kremlin.ru (accessed 8 April 2022).

Ukaz Prezidenta RF ot 09.10.2007 № 1351 «Ob utverzhdenii Kontseptsii demograficheskoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of09.10.2007 No. 1351 "On Approval of the Concept of the Demographic Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025"]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_71673 (accessed 8 April 2022).

Ukaz Prezidenta RF ot 12.05.2009 № 537 «O Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of May 12, 2009 No. 537 "On the National Security Strategy of the Russian Federation until 2020"]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_87685 (accessed 8 April 2022).

Federalnyy zakon № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» (red. ot 03.08.2018) [Federal Law No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (As Amended on August 3, 2018)]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (accessed 4 April 2022).

Federalnyy zakon ot 27.05.1998 № 76-FZ (red. ot 25.02.2022) «O statuse voennosluzhashchikh» [Federal Law No. 76-FZ of May 27, 1998 (As Amended on February 25, 2022) "On the Status of Servicemen"]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_L AW_ 18 8 5 3/ 3f605cf58a2f05128265efe40de0bfec7c6b3009 (accessed 18 April 2022).

Information About the Authors

Marina V. Moroshkina, Candidate of Sciences (Economics), Senior Researcher, Institute of Economics of the Karelian Research Centre of the Russian Academy of Sciences, Prosp. A. Nevsky, 50, 185030 Petrozavodsk, Russian Federation; Associate Professor, Department of Economics, Production Management and State and Municipal Administration, Petrozavodsk State University, Lomonosov St, 65, 185011 Petrozavodsk, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6520-4248 Lidia V. Murashkina, Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Economics, Production Management and State and Municipal Administration, Petrozavodsk State University, Lomonosov St, 65, 185011 Petrozavodsk, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8491-0305

Информация об авторах

Марина Валерьевна Морошкина, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт экономики Карельского научного центра РАН, просп. А. Невского, 50, 185030 г. Петрозаводск, Российская Федерация; доцент кафедры экономики, управления производством и государственно-муниципального управления, Петрозаводский государственный университет, ул. Ломоносова, 65, 185011 г.Петрозаводск, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6520-4248

Лидия Викторовна Мурашкина, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления производством и государственно-муниципального управления, Петрозаводский государственный университет, ул. Ломоносова, 65, 185011 г. Петрозаводск, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8491-0305

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.