Научная статья на тему 'ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА» ЧАСТЬ 1'

ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА» ЧАСТЬ 1 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Митрофанова Инна Васильевна, Юрченко Каринэ Григорьевна

В статье проведен подробный анализ Национального проекта «Производительность труда», показана его роль в достижении национальных целей развития Российской Федерации и характеризующих их целевых показателей. Рассмотрены задачи и общественно значимые результаты, планируемые к достижению через реализацию этого проекта. Представлены показатели социально-экономического развития РФ, используемые для мониторинга достижения показателей национального и федеральных проектов в рамках исполнения Федерального плана статистических работ, проанализированы фактические данные об уровне их достижения на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы. Рассмотрены федеральные проекты, входящие в структуру этого национального проекта, детально отражены реализуемые мероприятия и предоставляемые меры поддержки, а также основные направления деятельности, осуществляемые Федеральным центром компетенций. Представлена информация о лучших практиках, способствовавших повышению производительности труда и эффективности предприятий - участников национального проекта, сокращению издержек; выделены отдельные предприятия Южного федерального округа, участвующие в проекте. Кроме того, раскрыты предоставляемые в рамках проекта меры по поддержке занятости, в том числе в связи с риском высвобождения сотрудников за счет роста производительности на предприятиях, а также по удовлетворению потребностей предприятий в новых кадрах и переобучения работников по актуальным направлениям. Рассмотрены мероприятия, направленные на модернизацию служб занятости в целях внедрения инновационных решений и повышения эффективности их работы; дана краткая характеристика инструментам проектного менеджмента, используемым органами государственной власти в целях достижения национальных целей развития Российской Федерации; ряд показателей и результатов оценен в разрезе регионов Южного федерального округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Митрофанова Инна Васильевна, Юрченко Каринэ Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSION OF THE RUSSIAN REGIONS IN THE NATIONAL PROJECT “LABOR PRODUCTIVITY” PART 1

The article provides a detailed analysis of the National Project “Labor Productivity”, considered its main tasks and significant results. The indicators of socio-economic development of the Russian Federation used to monitor the achievement of indicators of national and federal projects, are presented. The actual indicators on the level of their achievement are analyzed based on the data of the Unified Interdepartmental Information and Statistical System. The federal projects included in the structure of this national project are considered, the ongoing activities and the support measures provided, as well as the main activities carried out by the Federal Competence Center are reflected. Information on best practices was disclosed and individual enterprises of the Southern Federal District participating in the project were identified. In addition, the measures provided under the project to support employment are disclosed, including in connection with the risk of laying off employees due to increased productivity at enterprises, as well as to meet the needs of enterprises in new personnel and retrain workers in relevant areas. Measures aimed at modernizing employment services in order to introduce innovative solutions and improve the efficiency of their work were considered; a brief description of the project management tools used by public authorities in order to achieve the national development goals of the Russian Federation is given; a number of indicators and results were assessed in the context of the regions of the Southern Federal District.

Текст научной работы на тему «ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА» ЧАСТЬ 1»

®

www.volsu.ru

DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2022.2.10

UDC 338.2 Submitted: 18.05.2022

LBC 65.054 Accepted: 08.06.2022

INCLUSION OF THE RUSSIAN REGIONS IN THE NATIONAL PROJECT

"LABOR PRODUCTIVITY" Part 11

Inna V. Mitrofanova

Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences,

Rostov-on-Don, Russian Federation;

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Karine G. Yurchenko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article provides a detailed analysis of the National Project "Labor Productivity", considered its main tasks and significant results. The indicators of socio-economic development of the Russian Federation used to monitor the achievement of indicators of national and federal projects, are presented. The actual indicators on the level of their achievement are analyzed based on the data of the Unified Interdepartmental Information and Statistical System. The federal projects included in the structure of this national project are considered, the ongoing activities and the support measures provided, as well as the main activities carried out by the Federal Competence Center are reflected. Information on best practices was disclosed and individual enterprises of the Southern Federal District participating in the project were identified. In addition, the measures provided under the project to support employment are disclosed, including in connection with the risk of laying off employees due to increased productivity at enterprises, as well as to meet the needs of enterprises in new personnel and retrain workers in relevant areas. Measures aimed at modernizing employment services in order to introduce innovative solutions and improve the efficiency of their work were considered; a brief description of the project management tools used by public authorities in order to achieve the national development goals of the Russian Federation is given; a number of indicators and results were assessed in the context of the regions of the Southern Federal District.

Key words: national development goals of the Russian Federation, national projects, federal projects, regional projects, increasing labor productivity, project activities.

Citation. Mitrofanova I.V, Yurchenko K.G. Inclusion of the Russian Regions in the National Project "Labor Productivity". Part 1. Vestnik Volgogradskogogosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2022, vol. 24, no. 2, pp. 123-136. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2022.2.10

УДК 338.2 Дата поступления статьи: 18.05.2022

« ББК 65.054 Дата принятия статьи: 08.06.2022

(N (N О (N

l-i

1

Ц ВКЛЮЧЕННОСТЬ РОССИЙСКИХ РЕГИОНОВ В НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Н «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА»

03

К Часть 1 1

«

о Инна Васильевна Митрофанова

о

¡н1 Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН,

^ г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация;

© Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Каринэ Григорьевна Юрченко

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен подробный анализ Национального проекта «Производительность труда», показана его роль в достижении национальных целей развития Российской Федерации и характеризующих их целевых показателей. Рассмотрены задачи и общественно значимые результаты, планируемые к достижению через реализацию этого проекта. Представлены показатели социально-экономического развития РФ, используемые для мониторинга достижения показателей национального и федеральных проектов в рамках исполнения Федерального плана статистических работ, проанализированы фактические данные об уровне их достижения на основании данных Единой межведомственной информационно-статистической системы. Рассмотрены федеральные проекты, входящие в структуру этого национального проекта, детально отражены реализуемые мероприятия и предоставляемые меры поддержки, а также основные направления деятельности, осуществляемые Федеральным центром компетенций. Представлена информация о лучших практиках, способствовавших повышению производительности труда и эффективности предприятий - участников национального проекта, сокращению издержек; выделены отдельные предприятия Южного федерального округа, участвующие в проекте. Кроме того, раскрыты предоставляемые в рамках проекта меры по поддержке занятости, в том числе в связи с риском высвобождения сотрудников за счет роста производительности на предприятиях, а также по удовлетворению потребностей предприятий в новых кадрах и переобучения работников по актуальным направлениям. Рассмотрены мероприятия, направленные на модернизацию служб занятости в целях внедрения инновационных решений и повышения эффективности их работы; дана краткая характеристика инструментам проектного менеджмента, используемым органами государственной власти в целях достижения национальных целей развития Российской Федерации; ряд показателей и результатов оценен в разрезе регионов Южного федерального округа.

Ключевые слова: национальные цели развития Российской Федерации, национальные проекты, федеральные проекты, региональные проекты, повышение производительности труда, проектная деятельность.

Цитирование. Митрофанова И. В., Юрченко К. Г Включенность российских регионов в Национальный проект «Производительность труда». Часть 1 // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2022. - Т. 24, №№2. - С. 123-136. - DOI: https://doi.Org/10.15688/ek.jvolsu.2022.2.10

Введение

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным для осуществления стремительного развития страны, увеличения числа ее граждан, а также улучшения качества их жизни, в том числе через формирование благоприятных условий для проживания и возможности реализации личностного потенциала каждого, определены национальные цели развития (первоначально утверждены в мае 2018 г. на период до 2024 г., затем скорректированы в июле 2020 г. на период до 2030 г.), за достижение которых в первую очередь ответственно Правительство РФ. Каждая национальная цель (далее - НЦ) сопровождается характеризующими ее достижение целевыми показателями.

Учитывая сложность и высокую степень значимости для страны в целом и каждого ее гражданина в частности, от обозначенных национальных приоритетов к вопросу непосредственной реализации мер по достижению НЦ ответственные органы подходят комплексно, используя разнообразные инструменты

государственного управления и регулирования. При этом наиболее приоритетным из них можно считать национальные проекты (далее -НП), разработка и реализация которых прямо связана с утвержденными НЦ [Беляевская-Плотник и др., 2021; Митрофанова и др., 2021].

Проектная деятельность уже зарекомендовала себя как результативная практика, в том числе и для нужд государственного управления, позволяющая добиваться заданных целей и результатов в условиях ограниченных ресурсов.

В настоящее время в РФ реализуется 15 НП, каждый из которых посвящен определенной сфере (отрасли) и имеет корреляцию с отдельными НЦ и целевыми показателями, характеризующими их. Таким образом, успех реализации каждого конкретного НП напрямую влияет на степень достижения поставленных НЦ.

В структуре НП содержатся федеральные проекты (далее - ФП), необходимые для решения задач НП. При этом достижение общенациональных целей невозможно без участия территорий, в связи с чем субъекты РФ привлечены к реализации НП через свои региональные проек-

ты (далее - РП). Вместе все указанные элементы создают единую организованную систему.

Большинство НП фактически стартовало с 2019 г., но многие из них уже подвергались серьезным структурным изменениям в силу ряда причин, таких как жесткие политические и экономические условия, в которых приходится реа-лизовывать ранее намеченные планы, - это международные санкции против России, спад на фоне вынужденных ограничений, направленных на сдерживание распространения новой коронави-русной инфекции, необходимость в срочном порядке перераспределять ресурсы на новые первоочередные задачи и поддержку предприятий, граждан и даже целых отраслей. Но ничто из указанного не повлекло принятия решений о свертывании планов, речь идет только об их корректировке, что главным образом выразилось в продлении сроков и снижении значений некоторых из ожидаемых результатов. Кроме того, в ходе исполнения НП появились потребности в их реструктурировании в целях перенесения отдельных мероприятий в проекты, более подходящие по существу сферы их воздействия, что направлено, в первую очередь, на оптимизацию процессов, повышение результативности реализуемых мер, получение синергического эффекта за счет более эффективной консолидации ресурсов.

С учетом того, что сейчас реализация НП осуществляется в условиях с высокой степенью неопределенности, становится очевидной актуальность изучения эффективности и результативности государственных мер поддержки, а в рамках данного исследования - мер, направляемых для реального сектора экономики. Ожидается, что реализуемые мероприятия должны быть способны не столько нивелировать ущерб от рисков и угроз, сколько стать катализаторами процессов, обеспечивающих повышение производительности труда, экономический рост и улучшение показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Для данных целей наиболее показательным представляется анализ НП «Производительность труда» (далее - НП ПТ).

Общие положения НП «Производительность труда»

Следует отметить, что за период своего функционирования НП ПТ претерпел дос-

таточно серьезные структурные и содержательные изменения. Так, в первоначально утвержденном протоколом Президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. № 16 паспорте НП ПТ его наименование звучало как «Производительность труда и поддержка занятости», а в его структуре было 3 ФП: 1) «Системные меры по повышению производительности труда»;

2) «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях»;

3) «Поддержка занятости и повышение эффективности рынка труда для обеспечения роста производительности труда». Этот проект функционировал в составе Национального проекта по 31 декабря 2020 года.

С 2021 г. меры по поддержке занятости были перенесены в НП «Демография», чтобы сконцентрировать ресурсы НП ПТ на мероприятиях по повышению производительности труда. Причин для такого решения несколько: во-первых, поддержка занятости в рамках НП ПТ главным образом была направлена на работников, находящихся под риском высвобождения (увольнения) вследствие повышения производительности труда на предприятиях, а их доля относительно мала; во-вторых, в целом вопросами государственного регулирования труда, занятости и безработицы уполномочено заниматься Министерство труда и социальной защиты РФ, осуществляющее руководство НП «Демография». Функции по выработке государственной политики развития предпринимательской деятельности реализует Министерство экономического развития РФ, руководящее НП ПТ [Митрофанова и др., 2021].

НП ПТ является самым экономичным из всех национальных проектов: за срок реализации в период с 1 октября 2018 г. по 31 декабря 2024 г. его финансовое обеспечение планируется в объеме 33,53 млрд рублей, что составляет всего лишь 0,13 % от объема финансирования всех НП за аналогичный период. Такие показатели наводят на предположение о высокой рентабельности вкладываемых в НП ПТ финансовых ресурсов. Объем финансового обеспечения НП ПТ по годам реализации и в разрезе ФП (согласно паспорту) представлен на рисунке.

Финансирование НП ПТ практически полностью осуществляется за счет средств федерального бюджета, часть которых в форме межбюджетных трансфертов направляется бюджетам субъектов РФ. Причем доля таких средств имеет нисходящую динамику, уменьшаясь в объеме более чем вдвое в анализируемом периоде (с 67 % в 2019 г. до 29 % в 2024 г.). Это, скорее, указывает на концентрацию средств у участников НП ПТ федерального уровня, что может означать некоторую

приоритетность осуществляемой ими деятельности. Например, автономная некоммерческая организация «Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда» играет ключевую роль в реализации ФП «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях», осуществляя руководство этим ФП.

Показатели планового и фактического финансирования НП ПТ за 2019-2021 гг. представлены в таблице 1.

Рисунок. Объем финансового обеспечения Национального проекта «Производительность труда» по годам реализации и в разрезе федеральных проектов, млн руб. Fig. 1. The amount of financial support for the National Project "Labor Productivity" by years of implementation and in the context of federal projects, million rubles Примечание. Составлено по: [Паспорт национального проекта ...].

Таблица 1. Показатели планового и фактического финансирования Национального проекта «Производительность труда» за 2019-2021 гг.

Table 1. Indicators of planned and actual financing of the National Project "Labor Productivity" for 2019-2021

Год реализации Источник данных Объем, млн руб. % к паспорту % к ФЗ о ФБ

2019 Паспорт НП ПТ 5 524,38 - -

Федеральный закон о федеральном бюджете (ФЗ о ФБ) 7 140 129 -

Кассовое исполнение (ФБ) 6 219,33 113 87

2020 Паспорт НП ПТ 5 030,88 - -

ФЗ о ФБ 6 900 137 -

Кассовое исполнение (ФБ) 4 058,09 81 59

2021 Паспорт НП ПТ 4 876,93 - -

ФЗ о ФБ 4 972,29 102 -

Кассовое исполнение (ФБ) 4 776,57 98 96

Примечание. Составлено по: [Кассовое исполнение ... ; Федеральный закон №2 314-Ф3, 2020; Федеральный закон № 385-Ф3, 2020; Федеральный закон № 380-Ф3, 2019; Федеральный закон № 459-ФЗ, 2018].

Из данных таблицы 1 следует, что на реализацию НП ПТ в федеральном бюджете удавалось запланировать ассигнований больше, чем определено его паспортом, однако в 20202021 гг. прослеживается существенный спад абсолютных значений. Так, на 2020 г. в бюджете удалось предусмотреть финансирование практически на уровне 2019 г., но его фактическое исполнение не превысило 60 %, что, вероятнее всего, связано с перемещением ассигнований (например, посредством сводной бюджетной росписи) на незапланированные срочные государственные нужды. Сформированные на 2021 г. планы больше похожи на баланс между желаемыми расходами и имеющимися на данный момент возможностями.

Реализация НП «Производительность труда» направлена на достижение НЦ «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» и должна повлиять на обеспечение темпов роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового уровня, а также доходов населения и уровня пенсионного обеспечения не ниже инфляции. Для этого в рамках НП ПТ поставлена задача комплексной поддержки предприятий - участников НП ПТ, а также в целях повышения производительности труда - достижения общественно значимых результатов по предоставлению предприятиям возможности: внедрения цифровых сервисов через использование цифровой экосистемы НП ПТ; использования лучших практик, типовых решений, а также получения услуг специализированных центров компетенций на федеральном и региональном уровнях; формирования движения рационализаторов из числа сотрудников и повышения квалификации работников, в том числе через организацию «Ворлдскиллс».

НП ПТ содержит показатели, которые отражают социальный, экономический и (или) иной общественно значимый и понятный эффект от его реализации. Правительством РФ утверждены показатели социально-экономического развития Российской Федерации, мо-ниторируемые для оценки достижения показателей НП и ФП в рамках исполнения Федерального плана статистических работ. Фактические данные по таким показателям размещаются в Единой межведомственной информационно-статистической системе (да-

лее - ЕМИСС), координатором которой является Федеральная служба государственной статистики, а оператором - Министерство связи и массовых коммуникаций РФ [National Project... , 2021].

Для НП ПТ (на уровне национального проекта) установлено 6 таких показателей, официальную статистическую информацию по которым ответственны формировать Минэкономразвития России и ФНС России [Распоряжение Правительства РФ № 671-р, 2008] (табл. 2).

Анализ данных таблицы 2 показывает, что, несмотря на трудный период для мировой и национальной экономики, показатели НП ПТ демонстрируют достаточно хорошие значения.

По показателю № 3 данные из ЕМИСС расходятся с данными из открытой части Единого портала бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет», согласно которому в реализации задач НП ПТ участвуют 82 из 85 регионов [Национальные проекты]. Например, из регионов Южного федерального округа (ЮФО) единственным субъектом РФ, не участвующим в НП ПТ, является Республика Калмыкия, которая планирует начать реализацию НП ПТ к 2023 г. [Регионы ...]. Впрочем, объяснением тому может служить методика расчета показателя, при которой регион учитывается в случае, если у него заключено и действует соглашение с Минэкономразвития России о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости на конец отчетного периода [Приказ Минэкономразвития России № 748, 2018].

Данные в отношении показателей № 4 и 5 соотносятся с информацией Минэкономразвития России. По сведениям ведомства, в настоящее время в НП ПТ участвует более 3 000 предприятий. По итогам 2019 г. на 200 предприятиях-участниках, начавших работу еще на пилотной стадии проекта, добавленная стоимость выросла на 8,5 млрд руб., или на 32 %. При этом показатели эффективности за время участия в проекте в среднем улучшились: производительность труда возросла на 36 %, сократились объемы незавершенного производства (на 39 %) и время производства продукта (на 39 %).

Таблица 2. Показатели социально-экономического развития РФ для оценки достижения показателей Национального проекта «Производительность труда»

Table 2. Indicators of socio-economic development of the Russian Federation to assess the achievement of indicators of the National Project "Labor Productivity"

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2018 2019 2020 2021

1 Рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к предыдущему году % - 105,2 103,09 -

2 Прирост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики по отношению к производительности труда в РФ п. - -1,73 0,23 -

3 Количество привлеченных к участию в реализации НП ПТ субъектов РФ шт. 16 37 82 85

4 Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, вовлеченных в реализацию НП ПТ шт. 100 1 283 2 290 -

5 Количество средних и крупных предприятий базовых несырьевых отраслей экономики, воспользовавшихся мерами поддержки в рамках НП ПТ шт. - 110 299 -

6 Доля предприятий от общего числа предприятий, вовлеченных в НП ПТ, на которых прирост производительности труда соответствует целевым показателям % - 43 41 -

Примечание. Составлено по: [Единая ... система].

Для более детального анализа следует изучить непосредственные результаты и оценить мероприятия, которые позволили их достичь, что целесообразно рассмотреть в разрезе ФП, входящих в структуру НП ПТ.

ФП «Системные меры по повышению производительности труда»

Лучше понять направления функционирования ФП можно через анализ ожидаемых от его реализации результатов и осуществляемых в этих целях мероприятий [Паспорт федерального проекта ...], к которым относятся:

А. В целях расширения практики использования предприятиями цифровой экосистемы НП ПТ, способствующей повышению производительности труда: внедрение цифровых сервисов на предприятиях - участниках НП ПТ, разработка типовых решений от партнеров-разработчиков; разработан шаблон диагностики предприятий - участников НП ПТ для отбора в целях присоединения к цифровой экосистеме производительности.

Оператором цифровой экосистемы является АНО «Цифровые технологии производительности», основной целью которой является поддержка цифровой платформы, позволя-

ющей взаимодействовать потребителям (предприятиям - участникам НП ПТ) и разработчикам программного обеспечения и цифровых решений. Сама система представляет собой платформу, содержащую сервисы, способные определить наиболее эффективные для предприятия программные продукты. Таким образом, цифровая экосистема, с одной стороны, позволяет предприятиям провести анализ для определения точек роста производительности, подобрать актуальные и проверенные цифровые решения из каталога поставщиков, а также положенные меры государственной поддержки и осуществляет сопровождение на всех этапах - от подготовки плана до обучения сотрудников. В результате проведенных мероприятий ожидается снижение затрат за счет повышения производительности труда, выручки или прибыли предприятия. С другой стороны, платформа предоставляет возможность поставщикам программного продукта привлекать новых клиентов, коммуни-цировать с ними, что в целом оказывает положительный эффект как на производительности труда, так и на имидже отечественных производителей программного обеспечения.

Предлагаемые платформой сервисы и цифровые решения проходят строгий отбор и

проверку. Поставщиками для цифровой экосистемы являются такие компании, как Лаборатория Касперского, Ростелеком, Росатом, Positive Technologies (российская компания, специализирующаяся на разработке решений в сфере информационной безопасности), Modus BI (российская система бизнес-аналитики и визуализации данных), SDI Solution (российская компания - разработчик корпоративных систем управления нормативно-справочной информацией и системой автоматизированного проектирования технологических процессов) и др.

Участниками ФП по данному направлению стали более 3,2 тыс. предприятий из 73 регионов. Ожидается, что к 2024 г. число участников составит около 5 тыс. предприятий [Цифровая экосистема ...].

Б. В целях продвижения рационализаторства среди работников предприятий:

- повышение квалификации работников предприятий по стандартам Ворлдскиллс: АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» организует на предприятиях-участниках корпоративные центры опережающей подготовки, сотрудникам которых предоставляются стандарты профессий, результаты оценки компетенций работников предприятия, программы их подготовки в соответствии с профилем компетенций;

- увеличение числа сотрудников предприятий, подтвердивших квалификацию рационализатора и сертифицированных по стандартам

Ворлдскиллс; основной задачей внедрения принципов рационализаторства на предприятиях - участниках НП ПТ является не просто его возникновение как явления, а скорее, как части производственной культуры с элементами изобретательства, внедрения и наставничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что АНО «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» в 2021 г. проведено исследование степени активности предприятий-участников в пилотных мероприятиях и составлен рейтинг в разрезе субъектов РФ. В перечень субъектов РФ, основанный на количестве сотрудников предприятий-участников, вовлеченных в движение рационализаторов в рамках НП ПТ, вошло 70 регионов. Топ-10 рейтинга, а также регионы ЮФО представлены в таблице 3.

Можно заметить отсутствие в выборке двух регионов ЮФО: Республики Калмыкия, которая приступит к реализации НП ПТ к 2023 г., и Астраханской области, которая начала участвовать в НП ПТ с 2022 г. и, соответственно, не могла быть учтена при составлении рейтинга [В Астраханской области ...]. Особое внимание хотелось бы обратить на регионы ЮФО, занявшие высокие места в рейтинге: Краснодарский край и Волгоградская область (2-е и 8-е соответственно).

В целях комплексной поддержки предприятий - участников НП ПТ предусмотрено:

- предоставление льготных займов для внедрения передовых технологических решений;

№ п/п Субъект РФ № п/п Субъект РФ

1 Республика Татарстан 8 Волгоградская область

2 Краснодарский край 9 Воронежская область

3 Самарская область 10 Белгородская область

4 Санкт-Петербург 19 Республика Крым

5 Нижегородская область 24 Ростовская область

6 Московская область 49 город Севастополь

7 Тульская область 57 Республика Адыгея

Таблица 3. Перечень отдельных субъектов РФ по количеству вовлеченных предприятий - участников Национального проекта «Производительность труда» в движение рационализаторов

Table 3. List of individual constituent entities of the Russian Federation by the number of enterprises involved - participants in the National Project "Labor Productivity" in the movement of innovators

Примечание. Составлено по: [Ворлдскиллс Россия ...].

преференции при предоставлении мер государственной поддержки; налоговые преференции;

- обучение управленческих кадров: речь идет об образовательном проекте «Лидеры производительности», программа для которого разработана экспертами Центра повышения производительности Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития России для предприятий - участников НП ПТ; целью обучения является формирование комплексного подхода к управлению предприятием для роста производительности труда в современных условиях, внедрения инноваций и подготовки производства к цифровой трансформации, что позволит вывести предприятие на новый уровень экономической эффективности; программа разработана для руководителей высшего и среднего звена предприятий обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспортной и строительной отраслей [Управление производительностью; «Лидеры производительности» ...];

- совершенствование нормативного правового регулирования в целях снятия административных ограничений: в указанных целях реализуется новый инструмент - механизм управления системными изменениями предпринимательской среды «Трансформация делового климата», который позволяет власти оперативно реагировать на запросы предпринимательского сообщества для устранения избыточных, устаревших и противоречащих друг другу положений нормативных правовых актов; спецификой функционирования механизма является активное вовлечение бизнес-сообщества на всех этапах - от выявления существующих проблем ведения бизнеса в различных отраслях до формирования способов их решения, включая оценку качества работы органов власти [Трансформация ...];

- акселерационная поддержка для развития экспортного потенциала: для предприятий - участников НП ПТ Школой экспорта АО «Российский экспортный центр» разработана и реализуется акселерационная программа «Акселератор экспортного роста»; цель программы - подготовить предприятия для выхода на экспортные рынки, для чего сформировать практические навыки разработки экспортного проекта, минимизации рисков и снижения издержек.

Программа состоит из четырех образовательных модулей и трех межмодульных периодов. Образовательный модуль - непосредственно курс обучения, межмодульный период - самостоятельная работа компании по подготовке этапов экспортного проекта, при постоянной консультационной поддержке и индивидуальном сопровождении специалистами РЭЦ и куратором.

Модуль 1 «Подготовка предприятия к экспорту» - информирование участников о рисках экспортной деятельности, о мерах государственной поддержки. Результатом освоения модуля станет приобретение знаний о выборе рынка и покупателей для своей продукции, о подготовке товара к экспорту, включая сертификацию, о повышении его конкурентоспособности и инструментах продвижения. Модуль 2 «Формирование конкурентоспособного предложения» посвящен анализу затрат экспортной деятельности. В ходе освоения модуля будут оценены финансовые риски экспортной сделки и рассмотрены способы их снижения, сформировано понимание специфики международной транспортной логистики и особенностей таможенного оформления.

Модуль 3 «Заключение внешнеторгового контракта» направлен на изучение существенных условий внешнеторгового контракта, включая вопросы экспортного и валютного контроля, возмещение валютного НДС. Модуль 4 «Эффективное участие экспортеров в бизнес-миссиях» - это новый модуль, освоение которого подготовит предприятие к участию в бизнес-миссиях. Модуль посвящен психологической подготовке сотрудников для проведения эффективных переговоров с иностранными партнерами, изучению техники управления манипуляцией и возражениями, общения в состоянии стресса, давления или агрессии с другой стороны. Положительным эффектом от участия в программе рассматривается заключение участниками новых внешнеторговых контрактов в течение года по окончанию обучения [Акселерация ...].

Проведение конкурса лучших практик наставничества среди предприятий - участников НП ПТ направлено на поощрение наставничества, способствующего росту производительности труда. Проходит ежегодно, по-

бедители определяются в нескольких номинациях. Так, в 2021 г. в конкурсе приняли участие предприятия из 55 регионов, экспертами было оценено более 300 заявок.

В номинации «Наставничество в области повышения производительности труда» победило научно-производственное объединение «Мир» из Омска, производящее электрооборудование. Принцип деятельности предприятия заключается в следующем: работники с наибольшим стажем включаются в Совет ветеранов, к задачам которого относится коллективный поиск решений для самых разных задач («брейнсторминг»). Опытные работники предприятия включаются в Совет старейшин, который взаимодействует с руководством, поддерживает связь между специалистами разных поколений и ведет работу по профориентации молодежи г. Омска.

В номинации «Наставничество в профессиональном развитии молодежи» победил Казанский государственный казенный пороховой завод. Проблемой, с которой столкнулось предприятие, была низкая заинтересованность молодежи в работе в оружейной отрасли, отсутствие в профессиональных образовательных организациях необходимых программ подготовки. В качестве решения завод организовал кампанию по вовлечению работников, включающую конкурсы профмастерства, целевое обучение, конференции, премии и стипендии, что позволило привлечь на предприятие 182 человека по ученическому договору.

В номинации «Наставничество в профессиональном самоопределении» победила Особая экономическая зона промышлен-но-производственного типа «Алабуга». Дело в том, что ежегодная потребность в кадрах 33 заводов - резидентов ОЭЗ составляет порядка 500 новых рабочих, которую не удавалось обеспечить за счет имеющихся в городе Елабуге (местонахождение ОЭЗ) профессиональных образовательных организаций, что приводило к необходимости переезда для получения образования. Для решения проблемы был построен современный колледж «Алабуга Политех», который предлагает молодежи обучение с возможностью дальнейшего трудоустройства на предприятиях ОЭЗ.

В номинации «Наставничество в области прорывных технологий» 1-е место занял «Волжский трубный завод», на котором создали имитатор трубопрокатного агрегата для практических занятий студентов, которые обучаются по специальности «Обработка металлов давлением». Выгода наглядна для обеих сторон: заводу не придется тратить много времени на подготовку новых работников, а студенты получают практические навыки, которые будут востребованы на любом предприятии [Минэкономразвития России ...].

Кроме того, остановимся на показателях планового и фактического финансирования рассматриваемого ФП за период 20192021 гг., которые представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели планового и фактического финансирования Федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда» за 2019-2021 гг.

Table 4. Indicators of planned and actual financing of the Federal project "Systemic measures to increase labor productivity" for 2019-2021

Год реализации Источник данных Объем, млн руб. % к паспорту % к ФЗ о ФБ

Паспорт 0 - -

2019 ФЗ о ФБ 1 053 - -

Кассовое исполнение (ФБ) 807 - 77

Паспорт 0 - -

2020 ФЗ о ФБ 868,9 - -

Кассовое исполнение (ФБ) 280 - 32

Паспорт 1 181,38 - -

2021 ФЗ о ФБ 1 248,13 106 -

Кассовое исполнение (ФБ) 1 097,72 93 88

Примечание. Составлено по: [Кассовое исполнение ...; Федеральный закон N° 314-ФЗ, 2020; Федеральный закон .№ 385-ФЗ, 2020; Федеральный закон .№ 380-ФЗ, 2019; Федеральный закон .№ 459-ФЗ, 2018].

Особое внимание из представленных в таблице 4 данных привлекает кассовое исполнение за 2020 г., составившее всего лишь треть от ассигнований, предусмотренных на ФП в федеральном бюджете, что объяснимо известными событиями. Результат тождественен полученному при анализе финансирования НП ПТ и, как указано выше, скорее всего связан с необходимостью в срочном порядке перераспределять финансовые ресурсы на безотлагательные нужды на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции и экономическую поддержку пострадавших отраслей российской экономики.

В отношении ФП «Системные меры по повышению производительности труда» Правительством РФ установлено 7 показателей социально-экономического развития, монито-рируемых в рамках проведения статистических работ, данные о которых представлены в таблице 5.

Следует отметить достаточно хороший уровень фактических значений представленных показателей, их динамики. Впрочем, по

мнению авторов, в отношении исполнения показателя № 5 усматривается потенциал его улучшения, для чего требуется проведение более тщательной отработки задач по налаживанию обратной связи по вопросам и претензиям, связанным с наличием административно-правовых барьеров, в целях их оперативных устранений. Кроме того, по двум из указанных показателей паспортом ФП утверждены плановые значения, что позволяет оценить степень их достижения.

Окончание следует...

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Публикация подготовлена в рамках реализации Государственного задания Южного научного центра РАН, проект «Стратегические векторы развития социохозяйственного комплекса Юга России с учетом региональной резилентности (экономические и демографические аспекты)», № гос. регистрации 122020100349-6.

The publication was prepared as part of the implementation of the State Assignment of the

Таблица 5. Показатели социально-экономического развития РФ для оценки достижения показателей Федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда»

Table 5. Indicators of socio-economic development of the Russian Federation to assess the achievement of indicators of the Federal project "Systemic measures to increase labor productivity"

№ п/п Наименование показателя Статус Ед. изм. 2019 2020 2021

1 Количество руководителей, обученных по программе управленческих навыков для повышения производительности труда план тыс. чел. 3,2 4,4 6,49

факт 1,7 4,4 6,71

исполнение, % 53 100 103

2 Доля участников программы обучения управленческим навыкам для повышения производительности труда, удовлетворенных программой обучения факт % 87 92

3 Осведомленность предприятий целевой группы о возможностях повышения производительности труда факт % 62 62 -

4 Количество измененных нормативных правовых актов (доля от перечня) факт % 33 66 -

5 Уровень удовлетворенности пользователей отработкой заявок по снижению административно-правовых барьеров факт % - 54,55 -

6 Разработан перечень нормативных правовых актов, подлежащих изменению в целях повышения производительности труда факт ед. 1

7 Количество предприятий - участников НП, получивших акселерационную поддержку по развитию экспортного потенциала план ед. 162 312 582

факт 171 331 605

исполнение, % 106 106 104

Примечание. Составлено по: [Единая ... система; Распоряжение Правительства РФ № 671-р, 2008; Паспорт ...].

Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, project "Strategic vectors of development of the socio-economic complex of the south of Russia taking into account regional resilience (economic and demographic aspects)", state registration No. 122020100349-6.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Акселерация: «Акселератор экспортного роста». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://exportedu.ru/acceleration#accelerator (дата обращения: 09.04.2022). - Загл. с экрана. Беляевская-Плотник, Л. А. Развитие подходов к мониторингу рисков недостижения национальных целей развития Российской Федерации и ее регионов / Л. А. Беляевская-Плот-ник, Л. К. Бочарова, Н. Ю. Сорокина // Региональная экономика. Юг России. - 2021. - Т. 9, № 2. - С. 71-82. - DOI: https://doi.org/10.15688/ re.volsu.2021.2.8 В Астраханской области реализуют нацпроект «Производительность труда». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://нацио-нальныепроекты.рф/news/v-astrakhanskoy-oblasti-realizuyut-natsproekt-proizvoditelnost-truda (дата обращения: 07.04.2022). - Загл. с экрана.

Ворлдскиллс Россия сформирован рейтинг активности предприятий - участников нацпроекта «Производительность труда». - Электрон. табл. дан. - Режим доступа: https://worldskills.ru/ media-czentr/novosti/vorldskills-rossiya-sformirovan-rejting-aktivnosti-predpriyatij---uchastnikov-naczproekta-«proizvoditelnost-truda».html (дата обращения: 06.04.2022). - Загл. с экрана.

Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС). - Электрон. табл. дан. - Режим доступа: https://www.fedstat.ru (дата обращения: 04.04.2022). - Загл. с экрана. Кассовое исполнение по расходам. - Электрон. табл. дан. - Режим доступа: http://budget.gov.ru/ Бюджет/Расходы/Кассовое-исполнение-по-расходам (дата обращения: 04.04.2022). - Загл. с экрана.

«Лидеры производительности» снова запускают очный поток обучения. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/ news/lidery_proizvoditelnosti_snova_ zapuskayut_ochnyy_potok_obucheniya.html (дата обращения: 07.04.2022). - Загл. с экрана. Минэкономразвития России подвело итоги конкурса «Лучшие практики наставничества». -Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:

https://www. economy. gov. ru/material/news/ minekonomrazvitiya_rossii_podvelo_itogi_ konkursa_luchshie_praktiki_nastavnichestva.html (дата обращения: 09.04.2022). - Загл. с экрана. Митрофанова, И. В. Национальные проекты России: дайджест изменений, ожидаемых с 2021 года / И. В. Митрофанова, К. Г. Юрченко // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. - 2021. - Т. 23, № 1. - С. 6-26. -DOI: https://doi.org/10.15688/ek.jvolsu.2021.1.1 Национальные проекты. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://budget.gov.ru/ epbs/faces/oracle/webcenter/portalapp/ pagehierarchy/Page585.jspx (дата обращения: 03.04.2022). - Загл. с экрана. Паспорт национального проекта «Производительность труда». - Электрон. табл. дан. - Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/ file/a711145f786b998a91c4378bd34d2013/ NP_Proizvoditelnost_truda.pdf (дата обращения: 01.04.2022). - Загл. с экрана. Паспорт федерального проекта «Системные меры по повышению производительности труда». - Электрон. табл. дан. - Режим доступа : https: //www. economy. gov. ru/material/ file/027f0ba395076f753d5d92d3188ad490/ FP_Sistemnye_mery.pdf (дата обращения: 08.04.2022). - Загл. с экрана. Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2018 № 748 (ред. от 20.12.2021) «Об утверждении Методики расчета показателей производительности труда предприятия, отрасли, субъекта Российской Федерации и Методики расчета отдельных показателей национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости"». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_315668/2ff7a8c72 de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518 Распоряжение Правительства РФ от 06.05.2008 № 671 -р (ред. от 28.01.2022) «Об утверждении Федерального плана статистических работ» (вместе с «Федеральным планом статистических работ»). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/ 64139. - Загл. с экрана. Регионы, вовлеченные в реализацию национального проекта. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://производительность.рф/ national-project/regions/ (дата обращения: 03.04.2022). - Загл. с экрана. Трансформация делового климата. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https:// www. economy. gov. ru/material/directions/ investicionnaya_deyatelnost/investklimat/tdk/ (дата обращения: 09.04.2022). - Загл. с экрана.

Управление производительностью. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://liderypro. vavt.ru (дата обращения: 07.04.2022). - Загл. с экрана.

Федеральный закон от 29.11.2018 N° 459-ФЗ (ред. от

02.12.2019) «О федеральном бюджете на

2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44449 (дата обращения: 07.04.2022). - Загл. с экрана.

Федеральный закон от 02.12.2019 № 380-Ф3 (ред. от

18.03.2020) «О федеральном бюджете на

2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44957 (дата обращения: 07.04.2022). - Загл. с экрана.

Федеральный закон от 15.10.2020 № 314-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2019 год». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45975 (дата обращения: 07.04.2022). - Загл. с экрана.

Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/46212 (дата обращения: 07.04.2022). - Загл. с экрана.

Цифровая экосистема повышения производительности труда. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://эффективность.рф/ (дата обращения: 06.04.2022). - Загл. с экрана.

National Project "Demography" as an Instrument of Human Capital Development in Russia / I. V. Mitrofanova, K. G. Yurchenko, N. N. Kiseleva, I. V. Taranova // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS (II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society). - 2021. - Vol. 116. - P. 2866-2875. - DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.320

REFERENCES

Akseleratsiya: «Akselerator eksportnogo rosta» [Acceleration: Export Growth Accelerator]. URL: https://exportedu.ru/acceleration#accelerator (accessed 9 April 2022).

Belyaevskaya-Plotnik L.A., Bocharova L.K., SorokinaN.Yu. Razvitiye podkhodov k monitoringu riskov nedostizheniya natsional'nykh tseley razvitiya Rossiyskoy Federatsii i yeye regionov [Development of Approaches to Monitor the Risks of Not Achieving the National Development Goals of the Russian Federation and Its Regions]. Regionalnaya ekonomika. Yug Rossii [Regional

Economy. South of Russia], 2021, vol. 9, no. 2, pp. 71-82. DOI: https://doi.org/10.15688/ re.volsu.2021.2.8 V Astrakhanskoy oblasti realizuyut natsproyekt «Proizvoditel'nost' truda» [The National Project "Labor Productivity" is Being Implemented in Astrakhan Region]. URL: https:/ /national projects. rf/news/v-astrakhanskoy-oblasti-realizuyut-natsproekt-proizvoditelnost-truda (accessed 7 April 2022). Vorldskills Rossiya sformirovan reyting aktivnosti predpriyatiy - uchastnikov natsproyekta «Proizvoditel 'nost' truda» [Worldskills Russia Has Formed a Rating of the Activity of Enterprises - Participants in the National Project "Labor Productivity"]. URL: https://worldskills. ru/media-czentr/novosti/vorldskills-rossiya-sformirovan-rejting-aktivnosti-predpriyatij---uchastnikov-naczproekta-«proizvoditelnost-truda».html (accessed 6 April 2022). Yedinaya mezhvedomstvennaya informatsionno-statisticheskaya sistema (YeMISS) [Unified Interdepartmental Information and Statistical System (UIISS)]. URL: https://www.fedstat.ru (accessed 4 April 2022). Kassovoye ispolneniye po raskhodam [Cash Execution on Expenses]. URL: http:// budget.gov.ru/Budget/Expenses/Cash-execution-by-expenses (accessed 4 April 2022). «Lideryproizvoditel 'nosti» snova zapuskayut ochnyy potok obucheniya [Performance Leaders is ReLaunching the Face-to-Face Learning Stream]. URL: https: //www. economy. gov. ru/material/ news/lidery_proizvoditelnosti_snova_ zapuskayut_ochnyy_potok_obucheniya.html (accessed 7 April 2022). Minekonomrazvitiya Rossii podvelo itogi konkursa «Luchshiye praktiki nastavnichestva» [The Ministry of Economic Development of Russia Has Summed up the Results of the Best Mentoring Practices Contest]. URL: https:// www.economy.gov.ru/material/news/ minekonomrazvitiya_rossii_podvelo_itogi_ konkursa_luchshie_praktiki_nastavnichestva.html (accessed 9 April 2022). Mitrofanova I.V., Yurchenko K.G. Natsional'nyye proyekty Rossii: daydzhest izmeneniy, ozhidayemykh s 2021 goda [National Projects of Russia: Digest of Changes Expected from 2021]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomika [Journal of Volgograd State University. Economics], 2021, vol. 23, no. 1, pp. 6-26. DOI: https://doi.org/10.15688/ ekjvolsu.2021.1.1 Natsional'nyye proyekty [National Projects]. URL: http://budget.gov.ru/epbs/faces/oracle/

webcenter/portalapp/pagehierarchy/Page585jspx (accessed 3 April 2022).

Pasport natsional 'nogo proyekta «Proizvoditel 'nost' truda» [Passport of the National Project "Labor Productivity"]. URL: https://www.economy.gov.ru/ materiaMe/a7m45f786b998a91c4378bd34d2013/ NP_Proizvoditelnost_truda.pdf (accessed 1 April 2022).

Pasport federal 'nogo proyekta «Sistemnyye mery po povysheniyu proizvoditel 'nosti truda» [Passport of the Federal Project "Systemic Measures to Increase Labor Productivity"]. URL: https:// www. economy. gov. ru/material/file/ 027f0ba395076f753d5d92d3188ad490/ FP_Systemnye_mery.pdf (accessed 8 April 2022).

PrikazMinekonomrazvitiya Rossii ot 28.12.2018 N 748 (red. ot 20.12.2021) «Ob utverzhdenii Metodiki rascheta pokazateley proizvoditel'nosti truda predpriyatiya, otrasli, subyekta Rossiyskoy Federatsii i Metodiki rascheta otdel'nykh pokazateley natsional 'nogo proyekta "Proizvoditel'nost' truda i podderzhka zanyatosti"» [Order of the Ministry of Economic Development of Russia No. 748 Dated December 28, 2018 (As Amended on December 20, 2021) "On Approval of the Methodology for Calculating Labor Productivity Indicators of an Enterprise, Industry, Constituent Entity of the Russian Federation and the Methodology for Calculating Individual Indicators of the National Project "Labor Productivity and Employment Support'"]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_315668/2ff7a8c72de3994f 30496a0ccbb1ddafdaddf518

Rasporyazheniye Pravitel'stva RF ot 06.05.2008 № 671-r (red. ot 28.01.2022) «Ob utverzhdenii Federal'nogo plana statisticheskikh rabot» (vmeste s «Federal 'nym planom statisticheskikh rabot») [Decree of the Government of the Russian Federation No. 671-r Dated May 6, 2008 (As Amended on January 28, 2022) "On Approval of the Federal Statistical Work Plan" (Together with the "Federal Statistical Work Plan")]. URL: http://government. ru/docs/all/64139

Regiony, vovlechonnyye v realizatsiyu natsional 'nogo proyekta [Regions Involved in the Implementation of the National Project]. URL: https://productivity.rf/national-project/regions/ (accessed 3 April 2022).

Transformatsiya delovogo klimata [Business Climate Transformation]. URL: https:// www. economy. gov. ru/material/directions/ investicionnaya_deyatelnost/investklimat/ tdk/ (accessed 9 April 2022).

Upravleniye proizvoditel'nost'yu [Performance Management]. URL: https://liderypro.vavt.ru (accessed 7 April 2022).

Federal 'nyy zakon ot 29.11.2018 № 459-FZ (red. ot

02.12.2019) «O federal'nom byudzhete na 2019 god i na planovyy period 2020 i 2021 godov» [Federal Law No. 459-FZ Dated November 29, 2018 (As Amended on December 2, 2019) "On the Federal Budget for 2019 and for the Planning Period of 2020 and 2021"]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/44449

Federal 'nyy zakon ot 02.12.2019 № 380-FZ (red. ot

18.03.2020) «Ofederal 'nom byudzhete na 2020 god i na planovyy period 2021 i 2022 godov» [Federal Law No. 380-FZ Dated December 2, 2019 (As Amended on March 18, 2020) "On the Federal Budget for 2020 and for the Planning Period of 2021 and 2022"]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/44957 (accessed 7 April 2022).

Federal 'nyy zakon ot 15.10.2020 № 314-FZ «Ob ispolnenii federal'nogo byudzheta za 2019 god» [Federal Law No. 314-FZ Dated October 15, 2020 "On the Execution of the Federal Budget for 2019"]. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/45975 (accessed 7 April 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Federal'nyy zakon ot 08.12.2020 № 385-FZ «Ofederal'nom byudzhete na 2021 god i na planovyy period 2022 i 2023 godov» [Federal Law No. 385-FZ Dated December 8, 2020 "On the Federal Budget for 2021 and for the Planning Period of2022 and 2023"]. URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/46212 (accessed 7 April 2022).

Tsifrovaya ekosistema povysheniya proizvoditel 'nosti truda [Digital Ecosystem for Productivity Improvement]. URL: https://efficiency.rf/ (accessed 6 April 2022).

Mitrofanova I.V., Yurchenko K.G., Kiseleva N.N., Taranova I.V National Project "Demography" as an Instrument of Human Capital Development in Russia. The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS (II International Conference on Economic and Social Trends for Sustainability of Modern Society), 2021, vol. 116, pp. 2866-2875. DOI: 10.15405/epsbs.2021.09.02.320

Information About the Authors

Inna V. Mitrofanova, Doctor of Sciences (Economics), Professor, Chief Researcher, Laboratory of Regional Economics, Federal Research Centre the Southern Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Chekhova St, 41, 344006 Rostov-on-Don, Russian Federation; Professor, Department of Economic Theory, Regional Economics and Entrepreneurship, Volgograd State University, Prosp. Universitesky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, mitrofanova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1685-250X

Karine G. Yurchenko, Candidate for a Degree, Department of Economic Theory, Regional Economics and Entrepreneurship, Volgograd State University, Prosp. Universitesky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, yur.karina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8230-4002

Информация об авторах

Инна Васильевна Митрофанова, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, лаборатория региональной экономики, Федеральный исследовательский центр Южный научный центр РАН, просп. Чехова, 41, 344006 г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация; профессор кафедры экономической теории, региональной экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, mitrofanova@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0003-1685-250X

Каринэ Григорьевна Юрченко, соискатель кафедры экономической теории, региональной экономики и предпринимательства, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, yur.karina@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-8230-4002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.