Научная статья на тему 'Перспективы модернизации регионального продовольственного комплекса на Дальнем Востоке'

Перспективы модернизации регионального продовольственного комплекса на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
64
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ САМООБЕСПЕЧЕНИЕ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ЛИЧНЫЕ ПОДСОБНЫЕ ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ / ЗАНЯТОСТЬ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Дьяченко Владимир Николаевич

В статье рассмотрены перспективы реализации аграрной политики и развития сельского хозяйства в регионе, обеспечения сельскохозяйственных организаций трудовыми ресурсами, использования возможностей вертикально интегрированных региональных, межрегиональных и международных хозяйственных структур. Дана оценка условий повышения товарности личных подсобных хозяйств населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Дьяченко Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы модернизации регионального продовольственного комплекса на Дальнем Востоке»

УДК 338.43(571.6)

Перспективы модернизации регионального продовольственного комплекса на Дальнем Востоке

Prospects to modernizations of the regional food complex on the FAR EAST

Дьяченко Владимир Николаевич

кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института экономических исследований ДВО РАН, (Хабаровск) E-mail:dvn48@list.ru

Аннотация

В статье рассмотрены перспективы реализации аграрной политики и развития сельского хозяйства в регионе, обеспечения сельскохозяйственных организаций трудовыми ресурсами, использования возможностей вертикально интегрированных региональных, межрегиональных и международных хозяйственных структур. Дана оценка условий повышения товарности личных подсобных хозяйств населения.

Ключевые слова: аграрная политика, продовольственное самообеспечение, сельскохозяйственные предприятия, личные подсобные хозяйства населения, занятость, модернизация, интеграция, государственно-частное партнерство, Дальний Восток

Abstract

The agrarian policy, the prospects of agricultural development in the region, agricultural organizations labour force provision, utilization of vertically integrated regional, interregional and international business frameworks resources were consi-

dered. Was made an improvement conditions assessment of public private subsidiary farming marketability.

Keywords: agricultural policy, food self-sufficiency, agricultural enterprises, private subsidiary farming of the population, employment; labor resources, modernization, integration, state-private partnership, Russian Far East.

Создание условий для ускоренного развития Дальнего Востока, превращения его в конкурентоспособный регион относится к числу важнейших приоритетов политики, проводимой в стране в последние десятилетия.

Состояние аграрного сектора экономики региона

Наиболее сложную и трудно реализуемую задачу на предстоящий период представляет, на наш взгляд, развитие агропромышленного комплекса (АПК) Дальнего Востока.

Прежде всего, это касается сельского хозяйства, что определяется ограничениями, диктуемыми природно-климатическими условиями, и уровнем освоенности территории. Производство продукции земледелия и животноводства в Дальневосточном экономическом районе осуществляется на относительно небольших площадях - сельхозугодия занимают 4828 тыс. гектаров (около 1 % территории). Более 86% территории - северные районы с преобладанием отрицательных среднегодовых температур и вечной мерзлоты. Из 2,4 млн. гектаров используемой пашни более 20% её переувлажнено и заболочено.

К началу реформ, в 1990 году, в сельском хозяйстве Дальнего Востока функционировало более 1000 крупных высокотоварных совхозов и колхозов. В среднем на одно хозяйство приходилось более 6 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий (из них 3 тыс. га пашни), 1,4 тыс. голов крупного рогатого скота, 4,3 - свиней и 24 тыс. голов птицы. Товарность мяса, молока и яиц достигала 80-90%, доля собственного производства в общем потреблении составляла по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам - более 40%, картофелю и овощам - 60 % [4].

За первое десятилетие реформ положение в сельском хозяйстве региона существенно ухудшилось. В числе наиболее острых проблем развития АПК Дальнего Востока следует назвать фактическое разрушение созданной ранее материально-технической базы сельского хозяйства. Сложившееся состояние подавляющего большинства предприятий АПК Дальнего Востока, их финансовых возможностей лишало всяческих перспектив на успешную хозяйственную деятельность, самостоятельный выход из кризиса.

Реакцией сельхозтоваропроизводителей на изменение экономических условий стало крупномасштабное сокращение животноводства и всех трудоемких производств в растениеводстве.

В 1998 году по сравнению с 1990 годом посевные площади в Дальневосточном районе уменьшились на 1233,4 тыс. га (в 1,7 раза), в том числе в сельхозпредприятиях - на 1336,8 тыс. га (в 1,9 раза). С 1990 года по 1998 год производство зерна в сельхозпредприятиях уменьшилось в 2,3 раза, в том числе риса - в 11,9, сои - в 3 раза. Картофель и овощи производятся преимущественно населением. Производство мяса скота и птицы сократилось в 3,5 раза, молока - в 2,4, яиц - в 2,8 раза [4].

Ограничения в занятости сельского населения, определяющие низкие доходы в сочетании с низким уровнем условий жизни породили резкое увеличение миграционной убыли сельских жителей. Только за последний межпереписной период (2002-2010гг.) сельское население Дальнего Востока (без учета численности населения городских поселений, получивших статус сельских) сократилось на 14,3%. Опережающее сокращение численности сельского населения происходило параллельно с процессом ликвидации числа сельских поселений, особенно в северных регионах Дальнего Востока. Так, за 2002-2010 годы прекратили существование 104 сельских населенных пункта, в том числе в северной зоне - 91.

Эти обстоятельства определили вспомогательный характер развития АПК, главной стратегической целью функционирования которого Государст-

венной программой Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" определено обеспечение продовольственными ресурсами населения, проживающего на территории региона. В заложенных оценках предполагается, что имеющийся природный потенциал позволяет рассчитывать на достижение продовольственной самостоятельности Дальнего Востока[6].

При выборе форм и методов государственного участия в развитии АПК региона следует учитывать, что складывающаяся реально ситуация на Дальнем Востоке и в отдельных субъектах РФ существенно дифференцирована, что исключает возможность достижения ожидаемых результатов за счет использования единообразных подходов, прямого переноса опыта лучших практик.

Очевидно, что на севере Дальнего Востока сельскохозяйственное производство может носить исключительно очаговый характер с решением ограниченного круга локальных задач главным образом пригородной специализации.

Основную роль в развитии сельскохозяйственного производства региона играет юг Дальнего Востока, где имеются благоприятные условия для выращивания сои, риса, ведения зернового хозяйства, картофелеводства, овощеводства, молочно-мясного скотоводства, свиноводства и птицеводства.

Вместе с тем и здесь условия ведения сельского хозяйства и складывающаяся ситуация имеют существенные отличия.

Потенциал аграрного сектора Приамурья

Попытаемся рассмотреть складывающуюся ситуацию с ее реализацией на примере Амурской области. Этот выбор определяется тем, что Амурская область является крупнейшим сельскохозяйственным регионом, располагающим 44% сельскохозяйственных угодий и 55% пашни в ДФО. Наряду с южными районами, наиболее пригодными для развития сельского хозяйства, часть районов Центра области имеет ограниченные возможности для развития сельскохозяйственного производства, а Север области относится к районам, приравненным к Крайнему Северу. Тем самым, в определенной мере, область можно

рассматривать с точки зрения развития АПК как модель Дальнего Востока в целом.

Условия для ведения сельскохозяйственного производства в Приамурье наиболее благоприятны, определяя тем самым возможности выбора различных стратегий в развитии АПК, предполагающих постановку задач выхода на самообеспечение по широкому кругу продуктов питания, исключающему импортную зависимость.

При этом аграрная политика должна сочетать в себе активизацию потенциала крупных сельскохозяйственных организаций с использованием тех преимуществ, которые определяются сложившейся многоукладностью, личными и семейными формами ведения сельского хозяйства, их потенциалом в развитии товарного производства.

Определяющая роль в обеспечении продовольственной безопасности региона принадлежит сельскохозяйственным предприятиям, поскольку организация крупномасштабного высокорентабельного, основанного на применении самых передовых технологий производства во всех подотраслях сельского хозяйства возможно исключительно на их основе. Более того, их роль в селе не сводится только к производству сельскохозяйственной продукции. В их услугах нуждаются и владельцы личных подсобных хозяйств населения. Важная роль принадлежит им и в поддержке объектов социальной инфраструктуры села. Тем самым, без их участия вряд ли представляется достижимым устойчивое развитие сельских территорий, закрепление населения.

Сложившееся состояние материально-технической базы сельскохозяйственных предприятий, их финансовое положение не позволяют рассчитывать на самостоятельный выход из кризиса, ставя ситуацию в исключительную зависимость от привлечения значительных по размерам инвестиций. Однако сельское хозяйство региона является отраслью, связанною с высокими рисками, капиталоемкой с длительными сроками окупаемости, что делает ее малоприбыльной и малопривлекательной для частных инвесторов.

Тем самым, подъем сельского хозяйства региона и создание условий для развития производства ставится в исключительную зависимость от масштабов и характера государственной поддержки.

Не останавливаясь на анализе аграрной политики, проводимой на федеральном уровне, отметим лишь те аспекты, которые относятся к региональному уровню и характеризуют особенности ситуации на юге Дальнего Востока.

Государственная поддержка сельскохозяйственных предприятий и ее

результаты

Проводимая в последние годы в области государственная политика по отношению к АПК была направлена, прежде всего, на поддержку сельскохозяйственных предприятий, восстановление и развитие их материально-технической базы, создание условий для включения в хозяйственный оборот земельных ресурсов региона. Масштабные, пока крайне ограниченные меры были предприняты по развитию животноводства, в частности за счет закупок скота за рубежом.

Реализация этих мер позволила обеспечить формирование тенденции к возрождению сельского хозяйства региона. Рост производства в 2006-2012 годах составил в растениеводстве в 1,6 раза и животноводстве на 33,0%. Увеличение объема производства продукции растениеводства было связано с ростом посевных площадей и урожая сельскохозяйственных культур. В среднем за 2006-2012 годы прирост посевных площадей сельскохозяйственных культур составил 8,2%. За этот период в хозяйствах всех категорий области в среднем за год сбор зерна увеличивался на 22,0%, сои - на 23,0%, овощей - на 4,3%, картофеля - на 0,3%; урожайность зерновых культур - на 11,6%, сои - на 9,5%, овощей - на 6,2%. Рост производства основных продуктов животноводства за этот период был обеспечен ежегодным приростом поголовья свиней (на 4,2%) и птицы (на 5,2%), а также продуктивности сельскохозяйственных животных. Прирост производства скота и птицы на убой в среднем за год составил 3,8%, молока - 3,5%, яиц - 2,1% [1].

Вместе с тем складывающиеся для сельхозпредприятий условия заставляют их обеспечивать выход на рентабельность за счет специализации производства, отказа от животноводства, сужения растениеводства до выращивания сои и зерна при все большем превалировании роста посевных площадей под сою.

При этом в 2012 году по отношению к 1995 году объем производства продукции животноводства в сельскохозяйственных организациях сократился в 3,1 раза. Практически полностью было прекращено производство в сельскохозяйственных организациях картофеля и овощей (2,5% и 4,0% соответственно от общего объема производства в хозяйствах всех категорий)[3]. Тем самым, роль крупных аграрных предприятий как непосредственного производителя продовольствия снижается до символических размеров, и какие-либо основания для изменения этой тенденции в настоящее время отсутствуют.

Более того, сложившиеся позитивные тенденции по включению в хозяйственный оборот земельных ресурсов региона уже в ближайшей перспективе могут начать свертываться.

Современное состояние проблемных зон региона

К настоящему времени потенциал развития растениеводства на юге региона близок к исчерпанию. Гораздо более сложной проблемной зоной, как представляется, остается центральная часть региона, где условия для развития сельского хозяйства в силу природно-климатических условий и качества земли существенно хуже, чем в южной части. Уже в силу этих обстоятельств трудности девяностых годов имели здесь гораздо более тяжелые последствия.

К сожалению, экономический кризис в районах центральной части области достиг таких масштабов, что при существующих мерах государственной поддержки, его преодоление пока не имеет перспективы. Начатые в 90-ые годы процессы имеют свое продолжение и в настоящее время. Здесь падение размеров посевных площадей в сельскохозяйственных организациях продолжилось.

Площади в 2000 г. составили от уровня 1996г. 41%, а в 2007 г. к уровню 2000 г. - 45,9%.

В ряде районов все существовавшие ранее сельскохозяйственные организации прекратили свое существование. Их место на короткий период времени заняли малые предприятия, которые в своем большинстве также оказались нежизнеспособными. Еще сложнее складывается ситуация в горно-таежной и северной зоне.

Как следствие, предпринимаемые за последние 5-7 лет усилия по увеличению государственной поддержки АПК позволили увеличить посевные площади в целом по области в 2012 г. до 61,6% к уровню 1990 г. При этом в южной зоне этот показатель составил 85,0%, в центральной зоне - 49,0%, в горнотаежной - 18,2%, а в северной - только 16,7%.

Не менее существенно складываются различия по зонам в роли сельскохозяйственных организаций. В южной зоне в сельскохозяйственных организациях сосредотачивается 73,9% посевных площадей, тогда как в центральной -только 59,2%, а в горно-таежной - 46,9%.

Главным сдерживающим фактором является низкий трудовой потенциал сельской местности. За период между переписями 1989 и 2010 годов из 20 районов области в 5 расположенных на севере области и его центре потери численности населения, главным образом за счет миграции, составили более 40%[5].

При этом отсутствие возможности получения работы в рамках своих поселений породило в широких масштабах практику удаленной занятости и новое отходничество, занятость населения за пределами мест проживания. В ряде сельских поселений практически вся мужская часть населения имеет работу за пределами мест проживания [2]. Так, в 36 сельских поселениях области доля занятых на территории своего поселения составила менее 50% от всех имеющих занятие, включая работников занятых в социальной сфере.

Особенно сложна, не в пользу сельского хозяйства, ситуация в тех районах области, где складывается высокая инвестиционная активность. Реализация на территории области крупных федеральных программ, таких как строительство ГЭС, космодрома, автодороги "Амур", нефтепровода вымывает кадры из сельского хозяйства в примыкающих населенных пунктах. Свою долю в этот процесс вносит развитие производства в городах, где находят занятость жители ближайших сельских поселений.

Если учитывать сложившееся отставание сельского хозяйства региона относительно других видов деятельности в уровне заработной платы, отсутствие возможности обеспечить полную занятость и имеющийся повсеместно дефицит кадров в регионе, то задача обеспечения сельскохозяйственного производства трудом может в перспективе только осложняться.

Однако нам представляется, что используемый в настоящее время набор форм и методов государственной поддержки сельского хозяйства, как и ее размер, не являются достаточными для решения задач, декларируемых в программных документах по развитию Дальнего Востока.

Развитие агропромышленной интеграции в возрождении АПК региона

Среди их круга следует выделить, прежде всего, развитие сельскохозяйственной кооперации и агропромышленной интеграции, являющихся одним из первоочередных направлений стабилизации и совершенствования аграрного производства в России.

Накопленный опыт последнего десятилетия свидетельствует о широких возможностях, которые раскрываются при использовании различных форм кооперации, формировании вертикально интегрированных структур. Наиболее эффективными формами в последние годы проявили себя «жесткие» интегрированные крупные корпоративные формирования (комбинаты, концерны, агро-холдинги и др.). Их создание и интенсивное использование в условиях Дальнего Востока представляется перспективным, прежде всего, с использованием потенциала государственно-частного партнерства.

Значительные перспективы раскрывает и международная кооперация, позволяющая в короткие сроки добиться кардинальных изменений в АПК региона. В ее рамках раскрываются широкие возможности для массового использования сезонной иностранной рабочей силы, что, как показывает опыт, позволяет в короткие сроки обеспечить в регионе развитие высокопродуктивного овощеводства.

Учитывая особенности Дальнего Востока и, прежде всего, продовольственную зависимость его северной части, представляется целесообразным, чтобы принятая программа "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" могла бы быть существенно усилена за счет включения такого важного элемента, как межрегиональная кооперация, которая и на практике используется только эпизодически, не нося системного характера. Вместе с тем такая проблема, как обеспечение продовольственной безопасности, снабжение населения Дальнего Востока продуктами питания, формирование кормовой базы для животноводства имеет все признаки для осуществления совместных действий, включая механизм государственного заказа, межрегионального софинансирования проектов, превращения юга региона в общерегиональный дальневосточный продовольственный комплекс.

За счет этого может быть достигнута активизация участия государственного капитала на принципах государственно-частного партнерства. Тем самым могут быть существенно расширены возможности использования интегрированных структур по производству молока и молочных продуктов; мяса и мясопродуктов; продукции птицеводства; картофеля и овощей; племенного животноводства и семеноводства; развития инфраструктуры аграрных рынков; механизации и агросервисного обслуживания.

Реализация в регионе крупных федеральных проектов, предполагающих значительное увеличение численности привлекаемых в регион работников, на наш взгляд, должна включать соответствующее инвестирование в сельское хо-

зяйство, объемы которого позволяли бы обеспечить население продовольственными ресурсами.

Повышение товарности личных подсобных хозяйств населения

Особого внимания заслуживает формирование стратегических ориентиров по отношению к личным подсобным хозяйствам населения.

В настоящее время во многих сельских поселениях Приамурья, ранее имевших сельскохозяйственную специализацию, единственной формой занятости большинства населения остается работа в личном подсобном хозяйстве. Так, если в 2012 году среднесписочная численность работников предприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность, составила 9,8 тыс.человек, то численность лиц, занятых в домашнем хозяйстве производством сельскохозяйственной продукции для реализации, превысила их число в 2,1 раза и составила 20,5 тыс.человек. В последние годы почти в 2/3 муниципальных районах области производство сельскохозяйственной продукции сосредоточено в хозяйствах населения.

Действенность осуществляемых в настоящее время мер поддержки и стимулирования малых форм хозяйства: крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ), личных подсобных хозяйств граждан и сельскохозяйственных потребительских кооперативов остается на низком уровне. За последние 12 лет наблюдается тенденция уменьшения доли хозяйств населения в валовом объеме продукции: с 75 % в 2000 г. до 45 % в 2012 г. Без существенных изменений в проводимой политике рост товарности малых форм хозяйствования вряд ли может быть достигнут. Основная часть личных подсобных хозяйств организует производство почти исключительно для личного потребления. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием готовности сельского населения к участию предпринимательской деятельности.

В сложившейся ситуации нам представляется, что перспективы повышения эффективности использования потенциала личных подсобных хозяйств населения связаны с развитием кооперативов. При многообразии их форм наибо-

лее перспективными нам представляются те, которые для производства товарной продукции включают владельцев ЛПХ в кооперативы на принципах семейного подряда.

Учитывая возрастной состав сельского населения, где преобладают жители старших возрастных групп, преимущественно женский труд в личных подсобных хозяйствах, добиться значительных успехов в развитии ЛПХ можно только при условии создания для них максимально комфортных условий.

Выводы

В заключение следует отметить, что осуществляемое в последние годы значительное увеличение государственной поддержки сельскому хозяйству и процессам развития села привело к формированию разнонаправленного движения общерегиональных и внутрирегиональных показателей. Наряду с территориальными и хозяйственными структурами, где происходит развертывание позитивных процессов, определяющих общерегиональную динамику, продолжают сохраняться зоны устойчивой депрессии и деградации. По отношению к последним требуются разработки особых государственных программ, основанных на специальных подходах к преодолению кризисных явлений, поддержке аутсайдеров. Элементы такой политики в последние годы находят все более широкое применение как на федеральном уровне, так и в деятельности органов управления субъектов федерации и муниципальных образований. Однако нам представляется, что процесс этот далек от завершающей стадии и требует существенной модернизации. Там, где "коридор возможностей" еще сохраняется, должны быть в полной мере использованы экзогенные факторы. В иных случаях нельзя исключить и меры по относительно безболезненному для населения прекращению существования отдельных поселенческих структур, не имеющих оснований для возрождения экономики.

Библиографический список

1. Амурский статистический ежегодник 2013: Статистический сборник/ Амурстат.- Благовещенск, 2013. - 287с.

2. Великий П.П. Неоотходничество, или лишние люди современной деревни // Социологические исследования. - 2010. - № 9. - С. 44-49.

3. Вклад сельскохозяйственных организаций в сельское хозяйство Амурской области: Записка/Амурстат.- Благовещенск, 2013 - 20 с.

4. Дальневосточный район и Читинская область на рубеже третьего тысячелетия (материалы Ассоциации "Дальстат"). - Благовещенск - 1999.

5. Дьяченко В.Н. Население Дальнего Востока в межпереписной период // Вопросы статистики. - 2005 - № 2.- 59с.

6. Клименко А.С. Хозяйства населения в обеспечении продовольственной безопасности // ЭКО. — 2009. — N22/

7. Распоряжение Правительства РФ "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона" от 29 марта 2013 г. № 4666-р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.