СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. СОКОЛОВ С.В. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ С ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
В статье дается анализ государственной политики в области гражданской защиты в России и Германии. На примере немецкого опыта и с учетом российского управленческого и ведомственного потенциала показывается возможность подключения к системе пропаганды основ безопасности жизнедеятельности информационно-библиотечных учреждений. Раскрываются основные направления межведомственного сотрудничества: в области обеспечения безопасности страхового фонда документов библиотек, создания кооперативной системы рекомендательной библиографии, развития сотрудничества в интернет-пространстве, активизации фонда государственного книгообмена и партнёрского точечного комплектования профессиональной и специальной литературой.
Ключевые слова: гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности, объекты критической информационной инфраструктуры, пропаганда, Германия, библиотеки, страховой фонд документов библиотек, Гаагская конвенция, информационная политика.
SOKOLOV S. V.
Possibilities of interagency cooperation between civil defense organizations and information and library institutions in Russia and Germany
The article analyzes the state policy in the field of civil protection in Russia and Germany. On the example of German experience and taking into account the Russian managerial and departmental potential, the possibility of connecting information and library institutions to the basic principles of life safety is shown. The main directions of interagency cooperation are revealed: in the field of ensuring the safety of the insurance fund of library documents, creating a cooperative system of recommendatory bibliographies, developing cooperation in the Internet space, activating the state book exchange fund and partner-based picking with professional and special literature.
Keywords: civil defense, the basics of life safety, critical information infrastructure objects, propaganda, Germany, libraries, insurance fund of library documents, The Hague Convention, information policy.
СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ: ИЗУЧАЕМ, АНАЛИЗИРУЕМ, ПРОЕКТИРУЕМ. СОКОЛОВ С.В. ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ С ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ
Система государственного управления предполагает на фоне новых внешних и внутренних угроз максимально полное и взаимосвязанное ориентирование разнообразных государственных стратегий на решение комплексных задач, стоящих перед всеми государственными институтами. Современная государственная политика охватывает как области традиционно единой экономической, социальной и информационной сферы, так и растущие синергии между учреждениями культуры и ведомств, ответственных за предупреждение или локализацию чрезвычайных ситуаций и подготовку населения по линии гражданской обороны. Векторы коллинеарности этих столь разных с внешней стороны направлений государственной политики становятся гораздо ближе с учетом постановки сверхзадачи в формировании единого культурного и информационного пространства, тесно связанного как с развитой информационной инфраструктурой, так и опирающегося на информационную культуру [1], одним из элементов которой является культура безопасности жизнедеятельности [2]. Сравнительный анализ формирования многоуровневой системы национальной безопасности в России и Германии позволит определить общие тренды в государственном управлении, наметить приоритеты государственной культурной и информационной политики, обозначить поле дальнейшего сотрудничества между подразделениями ГО и ЧС и информационно-библиотечными учреждениями.
Государственная политика в области пропаганды основ безопасности жизнедеятельности в системе национальной безопасности Российской Федерации
Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, одобренная решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г., включала в список приоритетных государственных информационных ресурсов «информацию о чрезвычайных ситуациях, опасных природных явлениях и процессах, экологическую, санитарно-эпидемиологическую и др., необходимую для обеспечения безопасного существования граждан, населения в целом, а также функционирования производственных объектов». Эти положения были в развернутом виде представлены в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р). В этом документе была задекларирована смена приоритетов в государственной политике по обеспечению
безопасности населения и территорий от опасностей и угроз различного характера: вместо "культуры реагирования" на чрезвычайные ситуации на первое место должна выйти "культура предупреждения", предполагающая кроме совершенствования системы противодействия чрезвычайных ситуациям также и развитие инфраструктуры информационного обеспечения граждан, повышение уровня образования и грамотности населения.
С.К. Шойгу в своем фундаментальном труде «От спасения России к новым горизонтам развития» писал о следующих изменениях в комплексе мероприятий, составляющих уже не сколько цикл мер по «гражданской обороны», сколько нацеленных на «гражданскую защиту» населения [3]. При этом Сергей Кужугетович подчеркивал следующие важнейшие характеристики новой государственной политики в области «защиты населения»:
1. Социальный аспект: «гражданская оборона все больше отходит от военной организации, ее мероприятия приобретают более социальный, чем военно-стратегический характер». [3, C. 2161
2. Региональный аспект: «происходит определенная «децентрализация» гражданской обороны. Это выражается в повышении прав и ответственности местных органов управления в решении задач ГО». [3, C. 217]
3. Веб-ориентированный аспект: «происходит формирование и развитие единой информационно-образовательной среды в системе обучения через единую систему информационного обеспечения интернет -пространства» [3, C. 113]
4. Информационно-библиотечный аспект: «развитие и умножение учебного фонда гражданской обороны в образовательных организациях». [3, C. 114]
Научно-методические выводы и стратегические ориентиры этого произведения вошли своими принципиальными положениями в «Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» [4]. Этот документ стратегического планирования в списке целей, задач и приоритетных направлений государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций ставит: «внедрение новых методов пропагандистской, образовательной и информационной работы с населением по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций и формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения в контексте реализации прав граждан и осуществления ими своих обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций». В четвертом разделе «Основ» также подчеркнут социальный поворот новой государственной политики: отмечается необходимость привлечения общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Особенная роль в методическом обеспечении этой работы лежит на научно-исследовательском центре «Проблем развития культуры безопасности жизнедеятельности» при Всероссийском научно-исследовательском институте по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)). Научные сотрудники этого центра в своем отчете высокое значение в работе на этом направлении отводят организации деятельности библиотек и музеев, особенное в деле духовно-нравственного и патриотического воспитания. [5, C. 30 ]
Защита населения в общей концепции архитектуры национальной безопасности Федеративной Республики Германия.
Защита населения является важным столпом в общей концепции архитектуры национальной безопасности Федеративной Республики Германия. Особенное значение для истории массовой подготовки населения в области ГО и ЧС как в Западной, так и в Восточной Германии стала развязанная западными державами во главе с США холодная война и разделение Германии на ФРГ и ГДР. В Федеративной Республике в 1952 году в федеральном министерстве внутренних дел был создан подотдел гражданской противовоздушной обороны. В 1955 году подотдел был преобразован в Федеральное управление гражданской противовоздушной обороны. В 1957 году это учреждение было подчинено Федеральной службе гражданской защиты населения. В 1958 году из этой службы было создано Федеральное управление гражданской защиты населения. В 1974 году ведомство окончательно вышло из прямого подчинения министерства внутренних дел и обрело собственный федеральный статус как Федеральное ведомство гражданской обороны - Bundesamt für Zivilschutz (BZS).
Закон «О гражданской обороне и помощи в стихийных бедствиях» (Zivilschutz- und Katastrophenhilfegesetz - ZSKG [6]), принятый 25.03.1997, определил, что основная ответственность за самозащиту населения возлагается на муниципалитеты (параграф 5, пункты 1-4). Компетенции федерации в общей системе самозащиты были определены в третьей части закона и касались финансирования всех мероприятий, в том числе и на муниципальном уровне, создании системы предупреждения чрезвычайной ситуации и подготовки населения в области самозащиты. Вопрос защиты культурных ценностей (параграф 25 - Kulturgutschutz) в законе был полностью переадресован на Гаагскую конвенцию 14 мая 1954 г., включенную в правовое поле ФРГ отдельным федеральным
законом в 1967 г. [7] В этом законе вопросы защиты культурных ценностей изымались из правового поля муниципалитетов и делились между сферами ответственности земель и конкретными министерствами (иностранных дел , внутренних дел, обороны и федерального ведомства по гражданской защите) и немецкими землями. Федеральное ведомство по гражданской защите (пункт 5, абз. 1-2) согласно закону отвечает за два основных направления - эвакуацию культурных ценностей и пропаганду положений Гаагской конвенции и распространение ее среди информационных учреждений. Таким образом федеральное законодательство определило пропагандистскую миссию ведомства по гражданской защите и создало правовую базу для развития его сотрудничества с информационно-образовательными учреждениями Германии, в том числе и с немецкими библиотеками.
Основной субъект информационной политики Германии в области просвещения населения в области гражданской обороны является Специализированный информационный центр Федерального ведомства по защите населения и ликвидации последствий стихийных бедствий. На сайте Федерального управления гражданской защиты и ликвидации последствий стихийных бедствий Германии представлена библиотека ведомства (Literaturdatenbank für Bevölkerungsschutz). Фонд информационного центра ведомства содержит 63000 немецко - и англоязычных документов и аудио-видео материалов на различных носителях. В рамках данного исследования был проведен анализ структуры фондов ведомства с особенным вниманием к литературе, изданным типографией самого ведомства. Общее количество документов, опубликованных самим ведомством невелико - 1001 документ (1,59%), но тем не менее это ядро фонда библиотеки по специальной тематике. Поисковая система библиотеки позволяет проследить динамику печати различных учреждений, связанной с гражданской обороны с конца 1950-х годов по настоящее время. Для этого необходимо в поисковом каталоге не только указывать организацию-издателя, но и обязательно вносить года изданий (без этого поисковая система выдает некорректные значения).
Примечательно, что этапы активизации и снижения количества ведомственных изданий специальной литературы в области гражданской обороны соответствуют в целом колебаниям международной напряженности. Резкое снижение издательской деятельности в 1970-е годы приходится на эпоху разрядки и также демонстрирует возможность рассмотрения этого количественного показателя как индикатора изменения международной политической обстановки. Факт, что в настоящее время, судя по количеству наименований издаваемой печати, пропагандистская активность ведомства гражданской обороны в десятки раз превышает издательскую активность времен холодной войны, свидетельствует о значительном, можно сказать лавинообразном увеличении техногенных и международных политических угроз, осознаваемых политической элитой Германии.
Резервный страховой фонд - важнейшее направление сотрудничества ведомств ГО и ЧС и библиотечных учреждений России и Германии
Эвакуация библиотечных фондов является приоритетной задачей во всем комплексе мероприятий в отношении библиотечной отрасли, обозначенных научной, методической и справочной литературой, изданной подразделениями МЧС России. Так, «Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах» [8] понятие «библиотеки» рассматривает только в рамках статей «Защита материальных и культурных ценностей» [8, С. 159-160] и «Эвакуация материальных и культурных ценностей», [8. С. 635] останавливаясь исключительно на российском страховом фонде документов библиотечных фондов. Проблема «сохранности фондов» является одним из важнейших мостиков, объединяющих эти два общественных института. Взаимодействие центральных библиотек субъектов Российской федерации и региональных управлений по делам ГО и ЧС традиционно шло по линии сохранности библиотечных фондов, что отразилось в докладах Шестой секции РБА Конференциях в Пскове [9] (2003 г.) Тем не менее, руководство библиотечной отраслью не всегда справедливо оценивает всю важность этой точки соприкосновения с партнерскими структурами других ведомств. Так, в 2017 г. финансирование работы по созданию страхового фонда документов библиотек, которая проводились в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018 годы) было прекращено, что было отмечено в Итоговой резолюции заседания Секции по сохранности библиотечных фондов РБА на Конгресса РБА во Владимире в 2018 г. [10] Резолюция Заседании Секция по сохранности библиотечных фондов на XXIV Ежегодная сессия Конференции РБА в Туле (2019 г.) также отмечала недостаточное финансирование сохранения подлинников документов, в том числе книжных памятников по сравнению с широкими ассигнованиями на формирование электронных массивов информации. [11] Второй этап общероссийской программы сохранения библиотечных фондов заканчивается в 2020 году и судьбой этой программы, ее продолжения и расширения обеспокоено все экспертное библиотечное сообщество.
Защита культурных ценностей в Германии находится под бдительным надзором Ответственного федерального правительства в области культуры и СМИ. На сайте указанного ведомства создан портал - база данных защищенных объектов культурных ценностей. [12] Примечательно, что база ориентирована на взаимодействие с региональными властными структурами,
ответственными за сохранение и перемещение культурных ценностей. В качестве организационной площадки взаимодействия различных организаций в области охраны культурных ценностей также был создан интернет-портал «Руководство по безопасности культурного достояния» - SicherheitsLeitfaden Kulturgut (SiLK). [13] Раз в три года SiLK проводит международное совещание по безопасности и гражданской защите музеев, архивов и библиотек „Культура! Хорошо! Защищаем!". Заседания под эгидой Федерального ведомства по защите населения и ликвидации последствий стихийных бедствий (BBK) и ведомства Руководство по безопасности культурных ценностей (SiLK) проходили в городах, исторически связанных с развитием немецкой библиотечной отрасли в Лейпциге (2006), в Штральзунде (2009), в Берлине (2012), в Галле (2015). Последняя пятая Международная научная конференция „Культура! Хорошо! Защищаем!" в защиту культурного наследия прошла 8 и 9 ноября 2018 в Лейпциге, книжной столице Восточной Германии на территории лейпцигской ярмарки. Особенный интерес участников был направлен на сохранение архивных и библиотечных фондов в целях предотвращения повторения пожара в библиотеке герцогини Анны Амалии в Веймаре в 2004 году и обрушении кёльнского архива в 2009 г. В конференции приняли участие высшее руководство федерального ведомства включая его президента Кристофа Унгера. Основная тема - повышение кооперации библиотек, архивов, других учреждений культурного наследия и региональных и городских служб архитектуры и строительства, противопожарной защиты, страховых организаций. Поднимались вопросы дальнейшей пропаганды положений международного права по защите памятников культурного наследия.
Библиотеки в списке объектов критической информационной инфраструктуры в России и Германии
В Германии список основных объектов критической инфраструктуры (BSI KRITIS) был утвержден 22 апреля 2016 года министерством внутренних дел Германии. Все учреждения страны были категорированы на девять секторов: «Энергия», «Вода», «Продовольствие», «Информационные технологии и телекоммуникации», «Здоровье», «Финансы и страхование», «Транспорт», «Государственные учреждения», «Средства массовой информации и культура». Рабочие материалы по идентификации объектов критической инфраструктуры [14], обновленные в марте 2019 года, относят архивы, музеи и библиотеки вместе с телевидением и радио, мемориальными местами и памятниками архитектуры к седьмой группе «Культура и СМИ». Важнейшими мероприятиями по сохранению библиотечных зданий и фондов названы: условия хранения и надежность сигнализации, оперативность предоставления информации, открытость к общественности, надежность систем идентификации ценных предметов культуры, доступность к системам определения культурной идентичности, «долгосрочное хранение и хранение микроэкранированных документов немецкой истории в соответствии с Гаагской конвенцией о защите культурных ценностей». В России ни в одном из документов, определяющих принципы категорирования субъектов и объектов критической информационной инфраструктуры (см. нормативную базу на сайте ФСТЭК России [15]) библиотеки и их фонды не упоминаются ни как критически важный объект информационной инфраструктуры, ни в качестве объектов сохранения культурного наследия, ни как субъектов информационной политики.
Рекомендательная библиография как совместное направление работы органов гражданской защиты и библиотек в России и Германии
В СССР включение библиотек в единое поле образовательной политики в области мобилизационной подготовки населения было гораздо более полным, системно проработанным и ресурсообеспеченным чем в США и странах Европы, с учётом, что процентное соотношение государственных библиотек в странах СССР было заметно выше, чем в странах западных демократий. Методическая работа ведущих библиотек по военно-патриотическому воспитанию и пропаганде знаний гражданской обороны велась во всех союзных республиках. Для примера можно назвать методические материалы Государственной библиотеки Армянской ССР им. А. Ф. Мясникяна [16], Государственной библиотеки Белорусской ССР им. В. И. Ленина [17], Республиканского научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительской работы им. Э. Мелнгайлиса (Латвийская ССР) и др [18]. Методические письма [19] и рекомендации по пропаганде знаний гражданской обороны для библиотек СССР составлялись военным отделом Государственной ордена Ленина библиотекой СССР им. В. И. Ленина. В 60-70 годы библиотека выпускала сборник методических и библиографических материалов «Библиотека и гражданская оборона». [20]
В настоящее время вопросы противодействия чрезвычайным ситуациям специально не разрабатываются в российских национальных библиотеках, хотя и затрагиваются частично в ряде сборников научных и методических материалов. [21] В Российской государственной библиотеке после ликвидации военного отдела, методическая работа по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям также не ведется.
На сайте Федерального управления гражданской защиты и ликвидации последствий стихийных бедствий Германии представлены подробные списки рекомендательной библиографии,
рекомендованные для комплектования информационных учреждений по направлению безопасность жизнедеятельности. В настоящее время на сайте представлены 4 подробных списка рекомендованной литературы: «Отборочная библиография по защите населения (Публикации на 27.08.2019)», «Отборочная библиография по защите населения (Публикации на 04.01.2018)», «Рекомендации по литературе (Материалы к 20.01.2014)», «Информационные предложения FIS (Статьи на 21.03.2011)». В самый актуальный список на конец 2019 года входят 92 книги. Характерно, что составители не ограничились узкоспециализированной литературой, а подобрали рекомендательную литературу по социологии, философии, истории, праву, естественнонаучных дисциплин и инженерного дела.
Точечное комплектование центральными региональными библиотеками Германии и России изданиями ведомств ГО и ЧС
Важнейшим направлением вовлечения российских библиотек в систему межведомственного сотрудничества является пополнение фондов специальной литературой, к которой относят прежде всего профессиональную периодику: журналы «Гражданская защита» («Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»), «Основы безопасности жизнедеятельности», «Пожарное дело». Некоторые региональные подразделения МЧС берут под свой контроль обеспечение библиотек своего региона необходимой литературой. В 2017 году Главное управление МЧС России по Костромской области провело акцию «Ведомственное СМИ в каждую муниципальную библиотеку!». [22]
Специализированный информационный центр (FIS) при Федеральном управлении гражданской защиты и ликвидации последствий стихийных бедствий публикует, собирает, распространяет специальную литературу по всем темам гражданской обороны и защиты населения. Центр ежеквартально издает журнал «Защита населения» («Bevölkerungsschutz»). В рамках настоящего исследования был проведен анализ фондов всех 33-х региональных немецких библиотек с правом получения регионального обязательного экземпляра на наличие литературы, издаваемой с 2004 года Федеральным управлением гражданской защиты. Тип библиотек, выбранный для исследования, достаточно полно раскрывает особенности не только региональной но и федеральной библиотечной сети, так как библиотеки с правом взимания обязательного экземпляра входят в общую систему библиографического учёта издаваемой продукции и соответственно выполняют не только региональные, отраслевые и частные, но и общегосударственные задачи. В результате исследования обнаружилась четверка лидирующих регионов, с большим отрывом обгоняющие другие немецкие земли по количеству наименований специализированной литературы в области гражданской обороны: Северный Рейн-Вестфалия, Бавария, Шлезвиг-Гольштейн, Саксония. Необходимо отметить, что результаты исследования в целом отличаются от прошлогоднего авторского анализа количества литературы в центральных региональных библиотеках, издаваемой другим ведомством - немецким Центром политического образования. Если в целом политическая литература, - предмет исследования прошлогоднего доклада автора на Скворцовских чтениях [23], в десятки раз менее востребована в восточногерманских библиотеках, то, ситуация с литературой также государственного значения, но уже связанной с гражданской обороной - иная. Восточногерманские библиотеки достаточно активно проявляют себя по линии ведомственного сотрудничества с региональными филиалами Федерального управления гражданской защиты и комплектуют свои фонды специальной литературой. Традиции пропаганды через социальные институты принципов и установок гражданской защиты в ГДР были достаточно сильны, такими же они остаются и на сегодняшнее время. Региональный контекст распределения ключевых структур гражданской защиты повторяет разницу в комплектовании фондов центральных региональных библиотек. В Баварии и Северном Рейне-Вестфалии открыто наибольшее количество Районных бюро самозащиты - региональных филиалов Федерального союза самозащиты. [24] Структура фондов центральных региональных библиотек также коррелирует с «культурным весом» каждой федеральной земли Германии, который может быть связан с официально установленными нормами максимального количества исторических памятников, определенных для каждой федеральной земли в соответствии с постановлением министров культуры земель 26. 06. 1998 о недвижимом культурном наследии. [25] В Баварии (1600) и Северном Рейне-Вестфалии (1280) в Западной Германии и в Саксонии (700) в Восточной Германии определено наибольшее количество недвижимых памятников культурного наследия среди других немецких земель.
Итак, в статье была рассмотрена государственная политика в области пропаганды основ безопасности жизнедеятельности в системе национальной безопасности Российской Федерации, а также защита населения в общей концепции архитектуры национальной безопасности Федеративной Республики Германия. Важнейшей особенностью правового поля Германии в области гражданской обороны является ее вовлеченность в систему международных правовых актов (Гаагская конвенция, Женевские соглашения), включенных в национальное законодательство на уровне федеральных законов. Избыточную мобильность и ресурсообеспеченность немецкой политики в области гражданской обороны даёт активное подключение к ней региональных и муниципальных субъектов управления, гражданских инициатив и, объединенных единой миссией сохранения культурного и
духовного наследия библиотек, архивов и музеев. С учетом немецкого опыта взаимодействия между службами в области ГО и ЧС и библиотечными учреждениями определены важнейшие направления сотрудничества: общие мероприятия по созданию, поддержанию и определение возможностей эвакуации страхового фонда документов библиотек, составление специалистами информационных центров списков рекомендательной библиографии в области гражданской обороны для различных учреждений, точечное комплектование изданиями национальных ведомств в области гражданской обороны библиотечных фондов, включение библиотек в список объектов критической информационной инфраструктуры. Как показывает опыт Германии, наибольшая эффективность обеспечения взаимодействия различных ведомственных учреждений достигается при помощи создания многофункциональных интернет-порталов, являющихся самостоятельными важнейшими субъектами государственной политики в области сохранения культурного наследия. Современные научные разработки общей теории безопасности жизнедеятельности в России предполагают создание «общей теории безопасности» [26], в которую бы вошли все возможные ресурсы, институты и инструменты, позволяющие выстраивать противодействие возможным катастрофическим событиям на системном уровнеГП, тем не менее, библиотеки и их фонды продолжают в нашей стране в лучшем случае восприниматься не как субъект, а как объект политики в области безопасности. Но даже на этом уровне активизация библиотечной политики в направлении пропаганды безопасности жизнедеятельности позволит дополнительно актуализировать библиотечные учреждения, включить их в единую систему гражданской обороны и национальной безопасности Российской Федерации.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Лопатина Н.В. Информационная культура как условие эффективности социальных технологий: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2002.- 81 с.
2. Воробьев Ю.Л., Дурнев Р.А., Пучков В.А. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения. М.: Деловой экспресс, 2006. - 316 с.
3. Шойгу С.К. Система гражданской обороны страны // От спасения России к новым горизонтам развития. С.К. Шойгу: 21 год во главе чрезвычайной службы России. Собр. соч. : в 4 т. М.: Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России., 2012. Т. 1. - 232 с.
4. Основы государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года: утверждены Указом Президента Российской Федерации от 11 января 2018 года N 12 // МЧС России: официальный сайт. -URL: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/ukazy-prezidenta-rf/437 .
5. Аюбов Эдуард Нажмудинович, Новиков Олег Николаевич, Лукьянович Алексей Викторович, Пашков Андрей Александрович Формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения: основные аспекты и перспективы // Технологии гражданской безопасности. 2016. №4 (50). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kultury-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-naseleniya-osnovnye-aspekty-i-perspektivy (дата обращения: 10.02.2020).
6. Zivilschutz- und Katastrophenhilfegesetz - ZSKG. 03.1997 // Gesetze im internet: официальный сайт. - URL: https://www.gesetze-im-internet.de/zsg/ZSKG.pdf.
7. Gesetz zu der Konvention vom 14. Mai 1954 zum Schutz von Kulturgut bei bewaffneten Konflikten. 04.1967 // Gesetze im internet: официальный сайт. - URL:https://www.gesetze-im-internet.de/kultgschkonvg/KultgSchKonvG.pdf.
8. Гражданская защита: Энциклопедия в 4-х томах (издание третье, переработанное и дополненное); под общей ред. В.А. Пучкова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (фЦ), 2015. 658 с.
9. Совместное заседание секций 06. Секция по сохранности библиотечных фондов, 20. Секция «Краеведение в современных библиотеках» VIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Псков, 12.05.2003-17.05.2003 // Росийская библиотечная ассоциация: официальный сайт. -URL: http://www.rba.ru/activities/sections/annual/annual 65.html
10. Заседание секции 06. Секция по сохранности библиотечных фондов XXIII Ежегодная сессия Конференции РБА, Владимир, 12.05.2018-18.05.2018 // Всероссийский библиотечный конгресс: XXIII Ежегодная Конференция Российской библиотечной ассоциации Владимир, 12—18 мая 2018 года: официальный сайт. -URL: http://www.rba.ru/activities/conference/conf2018/about/zasedaniya/meetings 522.html.
11. Заседание секции 06. Секция по сохранности библиотечных фондов XXIV Ежегодная сессия Конференции РБА, Тула, 11.05.2019-17.05.2019 // Российская библиотечная ассоциация: официальный сайт. - URL: http://www.rba.ru/activities/sections/annual/annual 568.html
12. Kulturgutschutz Deutschland // Die Beauftragte der Bundesregierung fuer Kultur und Medien: официальный сайт. - URL: http://www.kulturgutschutz-deutschland.de/DE/Home/home node.html
13. SicherheitsLeitfaden Kulturgut (SiLK) // Das Bundesamt für Bevölkerungsschutz und Katastrophenhilfe: официальный сайт. -URL: https://www.bbk.bund.de/DE/AufgabenundAusstattung/Kulturgutschutz/SicherheitsleitfadenKulturgut/S icherheitsleitfadenKulturgut node.html
14. Schutz Kritischer Infrastrukturen - Identifizierung in sieben Schritten Arbeitshilfe für die Anwendung im Bevölkerungsschutz. Band 20 • Praxis im Bevölkerungsschutz. Ausgabe: 02 Stand: März 2019 // Das Bundesamt für Bevölkerungsschutz und Katastrophenhilfe : официальный сайт. -URL: https://www.bbk.bund.de/SharedDocs/Downloads/BBK/DE/Publikationen/Praxis Bevoelkerungsschutz/ PiB 20 Schutz%20Kritischer Infrastrukturen Identifizierung%20in%20sieben%20Schritten.pdf? blob=pub licationFile
15. Документы // ФСТЭК России: официальный сайт. -URL: https://fstec.ru/normotvorcheskaya/poisk-po-dokumentam
16. Пропаганда знаний гражданской обороны в библиотеках : Метод. рекомендации / Гос. б-ка АрмССР им. А. Ф. Мясникяна, Нч.-метод. отд. библиотековедения. - Ереван : ГБ АрмССР, 1984. - 14 с.
17. Гражданская оборона - дело всенародное : (Метод. рекомендации в помощь б-кам респ.) / Гос. б-ка БССР им. В. И. Ленина, Науч.-метод. отд. библиотековедения; [Сост. Л. Г. Стружецкая]. -Минск : ГБ БССР, 1984. - 21 с.
18. Работа клубных учреждений и библиотек по военно-патриотическому воспитанию и пропаганде знаний ГО среди населения Латвийской ССР : Метод. рекомендации / Респ. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы им. Э. Мелнгайлиса, Гос. б4. - Рига : Б. и., 1983. - 16 с.
19. Обзор опыта работы библиотек РСФСР по пропаганде литературы о гражданской обороне [Текст] : (Методическое письмо) / Гос. ордена Ленина б-ка СССР им. В. И. Ленина. Воен. отд. - Москва : [б. и.], 1965. - 16 с.
20. Библиотека и гражданская оборона [Текст] : Обзор опыта пропаганды литературы по гражд. обороне / Гос. ордена Ленина б-ка СССР им. В. И. Ленина. Воен. отд. - Москва : [б. и.], 1967. ; Библиотека и гражданская оборона [Текст] : Метод. и библиогр. материалы / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина. Воен. отд. - Москва : [б. и.], 1971. - 91 с.
21. Зеленская А. П. О мероприятиях по предотвращению чрезвычайных ситуаций в библиотеке / А. П. Зеленская // Теория и практика сохранения памятников культуры : c6. науч. трудов / Рос. нац. б-ка ; [науч. ред. С. А. Добрусина]. - Вып. 23. - СПб. : Рос. нац. б-ка, 2014. - С. 198-200
22. В Год Гражданской обороны акция «Ведомственное СМИ в каждую муниципальную библиотеку!» 2017 // МЧС России Главное управление по Костромской области : официальный сайт. -URL: https://44.mchs.gov.ru/deyatelnost/poleznaya-informaciya/dopolnitelnye-stranicy/god-grazhdanskoy-oborony/informacionnye-meropriyatiya/akcii-mchs-rossii/v-god-grazhdanskoy-oborony-akciya-vedomstvennoe-smi-v-kazhduyu-municipalnuyu-biblioteku
23. Соколов С. В. Индикаторы управления библиотечно-информационной деятельностью в области политического образования в Германии // Культура. Теория и практика. Электронный научный журнал. Выпуск 2 (29) (март-апрель). - URL: http://theoryofculture.ru/issues/104/1230/
24. Гражданская оборона ФРГ. Военная экономика. 9 июля 2015 // Зарубежное военное обозрение: официальный сайт. - URL: http://www.zvo.su/voennaya-ekonomika/grazhdanskaya-oborona-frg.html
25. Unbewegliches Kulturgut // Das Bundesamt für Bevölkerungsschutz und Katastrophenhilfe : официальный сайт. -URL: https://www.bbk.bund.de/DE/AufgabenundAusstattung/Kulturgutschutz/Kulturgut/UnbeweglichesKultu rgut/UnbeweglichesKulturgut einstieg.html
26. Акимов В.А., Диденко С.Л., Смирнов А.С. Научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности Под ред. А.П. Чуприяна, МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Москва, 2019.с 56
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Соколов Сергей Валерьевич, научный сотрудник Фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН, старший преподаватель Кафедры библиотечно-информационных наук МГИК
ПРИМЕЧАНИЯ
[11 См. Предисловие Первого заместителя Министра МЧС России генерала-полковниак внутренней службы Чуприяна А.П. к монографии Акимов В.А., Диденко С.Л., Смирнов А.С. Научные основы общей теории безопасности жизнедеятельности Под ред. А.П. Чуприяна, МЧС России; ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Москва, 2019.с 5-6