4. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент [электронный ресурс]: учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». 4-е изд., стер. М.: КноРус, 2012.
5. Ломтатидзе О.В., журнал «Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития», «Политика управления денежными потоками предприятия». №7-2, 2013
6. Финансовый директор // практический журнал по управлению финансами компании. [Электронный ресурс]. Режим доступ: https://fd.ru/ (дата обращения: 02.04.2018).
7. Научная электронная библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступ: https://elibrary.ru/ (дата обращения: 05.04.2018).
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Мерзликина Ю.А. Email: [email protected]
Мерзликина Юлия Анатольевна — магистрант, Институт международных отношений, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», г. Москва
Аннотация: в настоящее время мировая авиационная наука уверенно развивается, а авиационная промышленность демонстрирует высокие темпы роста производства. Однако, мировой рынок магистральных самолетов фактически поделен пополам между компаниями Airbus и Boeing, что формирует другим авиастроительным компаниям серьезный барьер для входа на этот рынок. В связи с этим перед компаниями, желающими выйти на мировой рынок, стоит задача грамотной оценки собственных возможностей и перспектив, условий рынка и вероятных рисков. В статье изучены как общемировая ситуация на рынке, так и аспекты, касающиеся российских производителей, желающих продвигать свою продукцию на международный уровень.
Ключевые слова: гражданская авиация, авиастроение, мировой рынок, перспективы, международное сотрудничество.
SCIENCE AND TECHNOLOGY COOPERATION PERSPECTIVES FOR RUSSIA IN THE FIELD OF CIVIL AVIATION Merzlikina YuA.
Merzlikina Yuliya Anatolievna — Undergraduate, INSTITUTE OF INTERNATIONAL RELATIONS, NATIONAL RESEARCH NUCLEAR UNIVERSITY MEPHI, MOSCOW
Abstract: nowadays, the world aviation science is developing and the aviation industry demonstrates high growth rates of production. Nevertheless, the aircraft world market is actually divided in half between Airbus and Boeing, which creates a serious barrier for other aircraft constructing companies to enter this market. In this regard, companies wishing to enter the world market face the problem of assessing their capabilities and prospects, market conditions and possible risks. The article is studied a global market situation as well as aspects concerning Russian companies wishing to promote their products to the international market.
Keywords: civil aviation, aviation industry, world market, perspectives, international cooperation.
УДК 339.138
Несмотря на недавний финансово-экономический кризис, рынок гражданского авиастроения продолжает активно развиваться, в частности это касается сегмента коммерческих пассажирских самолетов. Два мировых гиганта, Airbus [1] и Boeing [2], постепенно наращивают выпуск воздушных судов (далее ВС). При этом количество накопленных твердых заказов, например, с 2003 по 2017 год, выросло в 4 раза, что почти в десятикратном размере превышает годовые производственные возможности каждой из компаний (рисунок 1).
Заказы и поставки самолетов Airbus и Boeing за 2003-2017 гг.
^^я Airbus: заказы Boeing: заказы Airbus: поставки Boeing: поставки
Рис. 1. Твердые заказы и поставки самолетов Airbus и Boeing за 2003-2017 гг.
Однако, прежде чем создавать новую продукцию необходимо четко понимать потребности рынка и основные причины обновления парка эксплуатируемых ВС гражданского назначения. В последние годы наметилось несколько важных тенденций, которые определяют, в каком направлении будет развиваться рынок коммерческих пассажирских самолетов в ближайшие десятилетия [3, с. 6].
Во-первых, стоит отметить появление устойчивого тренда к снижению среднего возраста эксплуатируемого парка ВС и среднего возраста вывода авиалайнеров из эксплуатации.
Во-вторых, постоянно ужесточающиеся технические требования ICAO и национальных правительств по эмиссии вредных веществ и шуму на местности стимулируют эксплуатантов обновлять парк ВС.
Из этого следует вывод, что при создании новых ВС авиапроизводители акцентируют внимание на снижении эксплуатационных издержек при строгом соблюдении экологических ограничений. Одновременно со снижением эксплуатационных затрат растет стоимость новых гражданских самолетов.
Кроме того, важным вопросом все еще остается экономическая поддержка отрасли со стороны государства. Уже несколько десятилетий мировая торговля функционирует в режиме либерализации, но авиационная промышленность - это та отрасль, государственная защита которой остается приоритетной даже в высокоразвитых странах, несмотря на риски преследования в рамках ВТО. Во многих странах действует ряд инструментов государственной поддержки отрасли, напрямую не противоречащих правилам и нормам ВТО. Это частичное освобождение от налогов, завышение доходности по военным контрактам, льготное кредитование, поддержка инновационных кластеров на региональном уровне, привлечение стратегических партнеров на условиях разделения рисков, увеличенное финансирование научных исследований [3, с. 13-14].
Осложнение внешнеполитической ситуации в мире оказывает сильное влияние на международную кооперацию предприятий авиационной промышленности и продвижение собственной продукции на мировой рынок. В частности, российский самолет Sukhoi SuperJet 100 изначально проектировался на базе иностранных комплектующих - в случае распространения антироссийских санкций на поставки авиационной техники отечественные производители не смогут предоставить альтернативные комплектующие [4]. С другой стороны, такие санкции ударят и по зарубежным авиастроителям, которые сотрудничают с российскими производителями титановых деталей для ВС, т.к. без этих элементов они не смогут производить современные авиалайнеры [5].
В связи с этим, весьма важным вопросом для отечественной авиационной промышленности является импортозамещение. Во-первых, для новых самолетов нужно новое оборудование, но наши производители еще не научились сертифицировать его по западным стандартам. Во-вторых, у нас нет глобальной сервисной сети, а без нее продвигать изделия на мировой рынок не получится. В то же время высокая доля иностранных комплектующих - это прямой путь на европейские рынки. С другой стороны, стопроцентная локализация в своей стране позволит России сократить негативный эффект от санкций, но сильно усложнит выход на международный рынок, так как большинство заграничных покупателей требуют европейские или американские сертификаты [6].
В целом Россия имеет шансы к расширению своего присутствия на мировом рынке гражданской авиационной промышленности, однако для этого требуется предпринять ряд мер по повышению эффективности и конкурентоспособности отечественного авиастроения как со стороны государства, так и со стороны компаний.
Что отечественному авиастроению уже удалось сделать? Самолет SSJ 100, а также проекты МС-21 и Пд-14 считаются прорывом для России. Государство налаживает производственные связи между предприятиями, создает необходимую авиационную инфраструктуру, стимулирует внедрение уникальных технологий. В долгосрочной перспективе это позволит сделать серьезный шаг для входа на мировой рынок гражданской авиации.
Рассматривая проект российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR 929, стоит отметить, что каждая из сторон преследует свои цели. Для России это значительные китайские инвестиции и азиатский рынок. Для КНР это, вероятно, российские наработки и технологии, что делает этот проект для России довольно рискованным. В свою очередь, проект модернизации Ил-96, скорее всего, не сможет окупиться, так как большая часть самолетов будет использоваться государственными структурами, а для коммерческих организаций использование данного ВС представляется менее рентабельным, чем Airbus и Boeing.
Что же касается модернизированного Ил-114-300, то проект направлен в основном на российскую региональную авиацию, поскольку на международном рынке региональных ВС большинство авиалайнеров производятся компаниями Бомбардье, Эмбраэр и АТР.
Несмотря на все вышесказанное, реализация этих проектов позволит России стать единственной страной, в которой будет производиться полная линейка магистральных судов, что приблизит российскую авиационную промышленность к уровню позднего СССР.
Список литературы / References
1. Orders & Deliveries // Airbus S.A.S.: официальный сайт компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.airbus.com/aircraft/market/orders-deliveries.html/ (дата обращения: 21.04.2018).
2. Boeing: Commercial // The Boeing Company: официальный сайт компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.boeing.com/commercial/#/orders-deliveries/ (дата обращения: 21.04.2018).
3. Российская авиационная отрасль: переломный момент // «Стратеджи Партнерс Групп», ЗАО «СПГ»: официальный сайт, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://strategy.ru/UserFiles/F ile/Doklad/2013_Russian%20aviation.pdf/ (дата обращения: 20.04.2018).
4. Нехезин В. Новые санкции Запада могут стать фатальными для Sukhoi SuperJet 100 // Русская служба «Би-Би-Си»: сайт общественной телерадиовещательной организации, 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bbc.com/russian/business/2015/08/150818_ssj_new_sanctions_can_be_fatal/ (дата обращения: 18.04.2018).
5. Цой Д., Рамм А. Новые антироссийские санкции ЕС обрушат авиастроение в Европе // ОАО «Газета Известия», 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/638883/ (дата обращения: 18.04.2018).
6. Волобуев А. Застряли за границей: Почему «Суперджет» и МС-21 никогда не станут полностью российскими // Интернет-газета «Лента.ру» : официальный сайт, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2016/11/21/avia_problems/ (дата обращения: 23.04.2018).