_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 34
Ю.О. Колосова,
студентка 3 курса Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова, гр. Ю-152
Научный руководитель: Д.Б. Сергеев, доцент кафедры государственного права, кандидат юридических наук
Института истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова,
ПЕРСПЕКТИВЫ МЕСТНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация
В данной статье рассматривается текущее положение и дальнейшие перспективы развития в России электронных референдумов, как ключевого инструмента прямой демократии.
Ключевые слова
референдум, избирательное право, демократия, свободные выборы, электронные выборы,
электронный референдум
Аnnotation
This article examines the current position and future prospects of development in Russia electronic referenda as a key tool for direct democracy.
Key words
the referendum, suffrage, democracy, free elections, e-election, e-referendum.
Сегодня, все большее внимание в мире вызывает институт прямой демократии, самым распространенным методом которой является референдум - способ принятия законов либо решения вопросов жизни общества и государства путем голосования населения. В связи с тем, что прямая демократия является важным инструментом в осуществлении местного самоуправления, представляется актуальным внедрение телекоммуникационных технологий в процедуру голосования, что позволят в конечном итоге повысить электоральную активность, а также привлечь большее количество граждан к участию в политической жизни общества. Кроме того, использование электронного голосования представляется вполне обоснованным явлением в современных реалиях развития Интернета.
По нашему мнению, существенным преимуществом электронного референдума перед традиционным выступает существенное снижение затрат не его проведение, а также скорость получения его итогов.
Сказанное выше позволяет резюмировать закономерность внедрения в Российской Федерации электронных референдумов с целью решения вопросов местного и регионального значения, что повлечет за собой привлечение широких слоев населения к решению задач, которые стоят перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образования.
Действующее законодательство к сожалению, еще не закрепляет юридического статуса электронных референдумов, вследствие чего их результаты носят консультативный характер при выборе возможного управленческого решения и являются ресурсом поддержки инициатив населения и властей. Как указывает ЦИК РФ, за период 2003 - 2016 г. был организован 1351 референдум, из них 13 регионального уровня [4], а федерального уровня референдумы не проводились вовсе, что позволяет прийти к выводу, что данный институт прямой демократии функционирует в основном на уровне местного самоуправления.
В настоящее время также отсутствует практика электронного голосования в масштабах федерального уровня, что объясняется различием уровня информационных технологий в центре и отдаленных регионах.
Первопроходцем в области электронных референдумов в России является г. Москва, в которой в 2014 г. с подачи мэра Сергея Собянина начала функционировать первая система электронных референ-
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
думов - приложение «Активный гражданин» [3]. Данная система действует следующим образом: пользователи отвечают на различные вопросы, которые выносятся на всеобщее обсуждение органами московской власти. Для участия в референдуме, горожанам достаточно установить на свое мобильное устройство соответствующее приложение, либо проголосовать на сайте ag.mos.ru.
Московские власти, создавая электронную систему референдумов, отдали приоритет Интернет технологиям не случайно, поскольку уже к концу 2016 г. 84% населения Москвы пользуются Интернетом, 60 % населения пользуются Интернетом на смартфонах, а 36% на планшетах [5]. Благодаря такому широкому распространению Интернета электронные референдумы в Москве завоевали большую популярность.
С целью увеличения активности горожан в электронных референдумах, были разработаны бонусы для ее участников, которыми можно приобретать билеты в музеи и театры, оплачивать парковочные часы, пополнять карту «Тройка», а также менять их на интересные сувениры и прочее [1].
Система электронных референдумов «Активный гражданин» включает в себя общегородской, окружной и районный уровни опросов.
Некоторые субъекты РФ пошли по столичному пути проведения электронных референдумов: в Липецке функционирует система «Открытый Липецк», Московская область запустила проект «Добродел».
Так, запущенный в начале 2016 г. проект «Открытый Липецк», позиционируется в качестве приложения для горожан, желающих участвовать в управлении городом и оказывать влияние на решения, принимаемые властями. Горожане, высказывающие свое мнение, могут непосредственно влиять на решение важных общественных проблем города. Для участия в опросах окружного значения, в личных настройках приложения нужно определить свой округ и указать адрес. При запуске проекта «Открытый Липецк», горожане получили возможность самостоятельно определить, какие мероприятия будут им интересны в год российского кино, выбрать интересные им акции [2].
Кроме того, жители города могли выбрать дополнительные услуги, которые, по их мнению, следует оказывать в городских библиотеках (рисование, изучение языков, рукоделие, курсы дизайнеров).
Подводя итог, необходимо отметить положительную динамику развития электронных референдумов в Российской Федерации. За период 2014-2016 гг. в Москве и Липецке были разработаны и запущены в работу две не связанные между собой системы электронных референдумов «Активный гражданин» и «Открытый Липецк».
По нашему мнению, на территории всей Российской Федерации следует воспользоваться столичным и липецким опытом создания электронных референдумов, которые уже доказали свою необходимость и эффективность в решении следующих задач: повышение политической активности населения путем привлечения граждан к решению городских вопросов; создание эффективной коммуникации между населением и властью; доведение до сведения населения информации о результатах работы властей, а также итогах референдумов.
В связи с тем, что основная масса населения нашей страны не имеет возможности принимать участие в электронных референдумах ввиду их недостаточной распространенности, а также рекомендательного, а не обязательного для власти характера их результатов, серьезные вопросы выносятся на референдум не так часто, как этого требует сегодняшняя действительность, кроме того, проведение традиционных референдумов требует существенных затрат на их проведение.
По нашему мнению, одной из проблем дальнейшего развития электронных референдумов, также, как и электронных выборов, является вопрос персонификации участников любых голосований.
Решение указанной проблемы видится нам в разработке единой системы электронного голосования на территории всей Российской Федерации, на базе уже существующей системы Госуслуги, которая позволяет персонифицировать пользователя, а также в дальнейшем законодательном закреплении юридического статуса результатов голосований с использованием подобной системы.
Использование подобного подхода позволит создать в Российской Федерации систему электронных референдумов, которая будет способствовать выстраиванию диалога между населением и властью.
Список использованной литературы 1. «Активный гражданин» отметил 2 года плодотворной работы [Электронный ресурс] // ГБУ города Москвы «Городской центр профессионального и карьерного развития» [сайт]. URL:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х
http://centrprof.dtoiv.mos.ru/presscenter/news/detail/2998267.html (Дата обращения: 01.12.2017).
2. В городе стартовал новый проект - «Открытый Липецк» [Электронный ресурс] // Липецк: официальный сайт города. URL: http://www.lipetskcity.ru/iblock/novij_proektotkritij_lipeck (Дата обращения: 01.12.2017).
3. «Активный гражданин» [Электронный ресурс] // Активный Гражданин» [сайт]. URL: https://ag.mos.ru/results (Дата обращения: 01.12.2017).
4. Сведения о проводящихся выборах и референдумах. [Электронный ресурс] // ЦИК РФ [сайт]. URL: http://www.vybory.izbirkom.ru/region/izbirkom (Дата обращения: 01.12.2017).
5. Проникновение Интернета в России: итоги 2016 года [Электронный ресурс] // GfK [сайт]. URL: https://www.gfk.com/fileadmin/user_upload
/dyna_content/RU/Documents/Press_Releases/2017/Internet_Usage_Russia_2016 .pdf (Дата обращения: 01.12.2017).
© Колосова Ю.О., 2017
УДК 34.03
Мехралиева А.Э.
студентка 4 курса юридического факультета филиал Дагестанского Государственного Университета, г. Кизляр
Россия, Дагестан Научный руководитель: Абдулаева И.А.,
к.фс.н., доцент филиал ДГУ, г.Кизляр mekhralieva.aida@mail. ru
ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В СФЕРЕ ПУБЛИЧНЫХ ФИНАНСОВ И ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Аннотация
В данной статье были выявлены актуальные проблемы финансового права. Наиболее развернуто была рассмотрена такая проблема как коррупции в сфере публичных финансов. Выявлена и обоснована необходимость использования методов юридического воздействия для устранения данного явления не только в сфере публичных финансов, но и в государстве и обществе в целом.
Ключевые слова
Финансовое право, проблемы, коррупция, предупреждение, профилактика.
A.E. Mehralieva
branch of the Dagestan State University in the city of Kizlyar Student: 4 courses of the Faculty of Law mekhralieva.aida@mail. ru Supervisor: Abdulaeva I.A., Candidate of Philosofy Sciences branch of the Dagestan State University in the city of Kizlyar
mekhralieva.aida@mail. ru
LEGAL MEANS OF COMBATING CORRUPTION IN THE SPHERE OF PUBLIC FINANCES AND PREVENTION OF OFFENSES.
Аnnotation
In this paper, we have identified current problems of financial law. Most deployed were considered such a