Научная статья на тему 'Перспективы использования технологий дистанционного обучения в современном общеобразовательном учреждении'

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в современном общеобразовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
947
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / DISTANCE LEARNING / СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / MODERN TEACHING METHODS / ОПЕРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / DAY-TO-DAY CONTROL / ИНТЕРАКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / INTERACTIVE TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Светозарова Н.С.

В статье рассмотривается вопрос перспективы использования технологий дистанционного обучения на базе современных общеобразовательных учреждений. Показано, какие типы информационных услуг используются при проведении обучения, приведены примеры дополнительных ресурсов для данного вида работы. Кроме того, отражены основные положения современной концепции российской системы образования, направленные на формирование у учащихся определённых навыков. Отмечается, что для осуществления дистанционного обучения школа должна организовать профессиональную переподготовку или повышение квалификации своих преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR DISTANCE LEARNING IN MODERN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS

This article addresses issues related to the prospects for distance learning in modern general education institutions. The author considers information services used in teaching and are gives examples of additional resources for this method. Besides, the paper deals with fundamental issues of Russian modern education system focused on the formation of certain skills in students. The author notes that school should organize in-service training of teachers and school support staff.

Текст научной работы на тему «Перспективы использования технологий дистанционного обучения в современном общеобразовательном учреждении»

УДК 371.315.7:004

Светозарова Н.С.

Московский гуманитарный педагогический институт

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассмотривается вопрос перспективы использования технологий дистанционного обучения на базе современных общеобразовательных учреждений.

Показано, какие типы информационных услуг используются при проведении обучения, приведены примеры дополнительных ресурсов для данного вида работы. Кроме того, отражены основные положения современной концепции российской системы образования, направленные на формирование у учащихся определённых навыков. Отмечается, что для осуществления дистанционного обучения школа должна организовать профессиональную переподготовку или повышение квалификации своих преподавателей и учебно-вспомогательного персонала.

Ключевые слова: дистанционная форма обучения, современные средства обучения, оперативный контроль, интерактивный способ обучения.

Современное образовательное пространство как в мировом, так и в российском масштабе характеризуется активным использованием дистанционных технологий обучения. Уже сейчас доля дистанционного обучения в сфере высшего образования в зарубежных странах является значительной и достигает 30-40%. Дистанционное обучение - это, по сути, совокупность образовательных технологий, направленных на организацию обучения путем взаимодействия учащегося и педагога независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе современных педагогических и информационных технологий. Общая цель дистанционного обучения - предоставление учащимся возможности освоения учебных программ непосредственно по месту жительства или временного их пребывания, получения знаний по дополнительным образовательным программам [1].

Дистанционные технологии обучения базируются на использовании персональных компьютеров и телекоммуникационной сети, при этом 1Т - связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между педагогом и обучаемым. Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают слушателю, с одной стороны, быстрее и глубже освоить учебный материал, с другой стороны дают возможность педагогу осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала [2].

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг, в состав которых входит, прежде

всего[3]:

• электронная почта,

• телеконференции,

• пересылка данных (FTP-серверы),

• гипертекстовые среды (WWW-серверы),

• ресурсы мировой сети Internet (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы),

• видеоконференции.

С помощью каждого из вышеобозначенных типов взаимодействия слушателя и педагога решаются специфические учебные и дидактические задачи. Перечисленные средства могут использоваться в совокупности, или же более развитые виды взаимодействия могут, как частный случай, обеспечивать более простые телекоммуникационные механизмы, как то[4]:

1. С помощью электронной почты может быть оптимизирована межсубъектная коммуникация между педагогом и учениками (рассылка учебных заданий, вопросы к обучаемым и педагогу). Электронная почта оптимизирует также массовую рассылку материалов, позволяет отслеживать историю переписки со слушателями.

2. Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением педагога, выступающего в роли модератора. Педагог формулирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений и суждений, отслеживает их продуктивность. Участники телеконференций могут просматривать поступившие сообщения, присылать свои собственные сообщения в конференцию, принимая, таким образом, деятельное участие в дискуссии.

3. Услуги FTP-серверов могут потребоваться при пересылке данных (файлов), в том числе больших размеров. FTP-серверы располагают удобными функциями для организации и контроля таких пересылок.

4. На www-серверах педагог может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылками (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В www-документах допустимо размещение не только текстовой, но и графической, а также звуковой и видео информацию.

5. Ресурсы мировой www-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Педагог с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам internet может готовить набор ссылок на www-страницы, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и транслировать данные ссылки обучаемым.

6. Используя видеоконференции педагог может читать лекции или проводить занятия со слушателями «в прямом эфире», имея при этом

возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов в области педагогики достаточно популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи. Становление высокоскоростной кабельной internet-связи в РФ также позволяет рассчитывать на скорое распространение популярности данного метода дистанционного обучения.

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным обучением. В традиционной системе обучения слушатель периодически получал учебные и методические материалы и отсылал свои решения педагогу. Обычно периодичность общения из-за медленной работы почты составляла не более одной посылки в месяц. Электронная почта работает значительно более оперативно - письма здесь идут в течение секунд - минут. Тем самым обучаемому предоставляется возможность оперативной связи, а педагогу -возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу, тем самым повышая её продуктивность [5].

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Педагог в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени становится не критичным, ученик может также выбрать оптимальный для себя темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса[6].

Средства новых информационных технологий обеспечивают обучаемых разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться [7]:

• компьютерные обучающие программы,

• электронные учебные пособия,

• компьютерные системы тестирования и контроля знаний,

• электронные справочники и энциклопедии,

• учебные аудио- и видеоматериалы,

• информационные материалы, размещенные в сети internet.

В Российской Федерации практику дистанционного обучения активно используют многие вузы, причем ежегодно число их существенно возрастает. Параллельно дистанционное обучение становится значимой реальностью и в среднем образование. На первый взгляд можно предположить, что дистанционная форма обучения и школа - понятия не вполне совместимые, так как школа изначально подразумевает очную форму обучения, однако форма нынешнего школьного образования во многом уже не соответствует социальному заказу общества. Традиционная классно-урочная схема во многом тормозит интеллектуальное и творческое развитие ученика, ограничивает

возможности для углубленного изучения материала, исследования проблемы, самостоятельного поиска информации. Национальные проекты в сфере образования, реализуемые правительством Российской Федерации, повсеместное подключение школ к сети Internet дали новые стимулы для развития инновационных форм обучения. Основные положения современной концепции системы образования включают формирование у учащихся [8]:

• критического мышления;

• духовно-познавательных ценностей;

• системы фундаментальных знаний;

• умений по решению разнообразных проблем;

• потребностей приобретения новых знаний;

• культуры социальной коммуникации;

• рефлексии.

Применительно к школьному образованию, наиболее эффективной моделью внедрения дистанционного обучения является интеграция очной и дистанционной форм педагогического воздействия. Использование дистанционных курсов профильного направления в старших классах позволит существенно улучшить качество знаний учащихся и уменьшить учебную нагрузку. Замена урочной формы на самостоятельные, проективные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся. Дистанционную форму также эффективно применять в целях ликвидации пробелов в навыках и умениях или углубления знаний. Дистанционное обучение, построенное на использовании Internet-технологий, позволяет решить проблемы обеспечения качественного образования в случаях недоступности или ограниченной доступности очного обучения в школе: болезни, удаленность от учреждений образования и т.д. [9].

Внедрение дистанционного обучения в школе не должно начинаться с нуля. Должен быть мощный фундамент, который послужит залогом успеха использования дистанционного обучения. Этим фундаментом должны стать педагогический коллектив учебного заведения с его богатыми знаниями и опытом традиционных технологий обучения учащихся, а также последние достижения в сфере IT, инновационные технологии образования, передовые методики и программы обучения. Залогом успешного внедрения и использования дистанционного обучения в школе может стать только желание самого педагогического коллектива школы использовать дистанционную форму в учебном процессе и готовность продвигать ее в повседневную жизнь.

Для развития дистанционного обучения в школе необходимо также техническое обеспечение дистанционного обучения. Без этого все попытки создать учителями на домашних компьютерах нечто, именуемое курсами дистанционного обучения, будет только своеобразной самодеятельностью, но никак не согласованной программой школы. Для реализации дистанционного обучения школа должна обладать телекоммуникационными каналами достаточной пропускной способности, быть оснащенной компьютерным и

мультимедийным оборудованием. Если учебный план предусматривает лабораторные и практические занятия, то школа предоставляет учащимся возможность либо участия в этих занятиях реально, либо виртуально (с использованием программного обеспечения или системы телеконференций или видеороликов). Школа для ведения дистанционного образования должна располагать специально оборудованными помещениями [10].

За последнее десятилетие программы для управления и обучения в школе эволюционировали от централизованных систем на выделенных компьютерах к системам с распределенной архитектурой информационной системы дистанционного обучения «клиент-сервер». Реальные преимущества новых web-технологий смогут выявить принципиально новые приложения, архитектура которых непосредственно основана на Internet-технологиях. Такую архитектуру называют web-ориентированной. Вычислительная модель web предоставляет не только совершенно иную техническую инфраструктуру, но и другой концептуальный подход к построению крупномасштабных информационных систем. Использование web-технологий для построения архитектуры информационной системы дистанционного обучения позволяет создавать сложные корпоративные системы, с управлением различными данными, с использованием стандартных компонентов и решений. Кроме того, применение web-технологий для электронных систем обучения, например, систем дистанционного обучения, тестирования, электронных школьных дневников, позволяет использование сравнительно простых компьютеров, какие, как правило, установлены в компьютерных классах школ России.

При такой организации программного обеспечения внешний вид клиентских приложений систем идентичен для всех популярных платформ. Доступ к серверу приложений, систем дистанционного обучения, тестирования, электронных школьных дневников, пользователь получает с помощью любого установленного на его рабочем месте web-браузера. Такая технология позволяет создать объединенную систему, отвечающую уникальным требованиям каждой отдельной школы или организаций, использующих систему дистанционного обучения, тестирования, электронных школьных дневников и т.п.

Учебный процесс по дистанционной форме обучения школа может осуществлять как самостоятельно, так и в составе конгломерата школ. Школа может реализовать дистанционное обучение или по нескольким предметам, или в полном объеме дистанционного обучения. Как правило, если 70-80% дисциплин в школе будут реализованы в объеме дистанционного обучения, то можно говорить о том, что школа может реализовать обучение учащихся на основе дистанционной формы обучения [11].

При дистанционном обучении школа нуждается в электронной системе обучения (программном обеспечении) - системе дистанционного обучения, посредством которой обеспечит каждому учащемуся возможность доступа к средствам дистанционного обучения в объеме часов учебного плана,

необходимых для освоения соответствующей образовательной программы или ее части.

Для реализации в полном объеме дистанционного обучения в школе необходимы [12]:

• наличие электронных учебно-методических комплексов по каждой учебной дисциплине либо специальных кейсов (индивидуальных комплектов учебно-методических материалов с использованием мультимедийных средств);

• наличие специальной корпоративной информационной системы документооборота (в т.ч. электронного), полностью обеспечивающей администрирование учебного процесса;

• наличие преподавателей, специально подготовленных для работы в интерактивной среде;

• наличие специальных (в том числе электронных) форм проверки знаний учащихся.

При организации дистанционного обучения необходимо вести учет результатов учебного процесса и внутренний документооборот в электронном виде с применением систем идентификации (аутентификации) и/или электронной цифровой подписи.

Для осуществления дистанционного обучения школа должна организовать профессиональную переподготовку или повышение квалификации своих преподавателей и учебно-вспомогательного персонала [13].

Предельная численность учащихся, для которых ведется дистанционное обучение, рассчитывается школой самостоятельно на основе существующих нормативных документов и индивидуального плана преподавателей, а также с учетом применяемой дистанционной образовательной технологии [14].

Перспективы развития дистанционного образования и применения в учебном процессе mtemet-технологий можно на настоящий момент расценивать следующим образом:

1. В развивающемся информационном мире появляются новые ориентиры российской школы: персонализация образования, интеграция педагогических и информационных технологий, переход к открытому содержанию образования в связи с развитием mtemet-технологий и сетевых ресурсов. Необходимым условием развития дистанционного образования в России является разработка основ дистанционной педагогики, проведение исследований в области философии, методологии и психологии Intemet-образования. Необходима разработка принципов конструирования базисного учебного плана, учебных программ и электронных учебников нового типа, предусматривающих различные формы сочетания очного и дистанционного обучения. Главным условием развития теории дистанционного обучения является организация и анализ деятельности педагогов-практиков.

2. Необходима существенная переоценка имеющегося содержания образования в категориях информационных процессов в открытом информационном поликультурном пространстве. Это означает глубокие

трансформации и в «традиционных» сферах, таких, как нормирование содержания, методы и формы образования, способы контроля и т.д. Должны изменяться методики преподавания и представления о навыках, необходимых школьникам для полноценного обучения.

3. Допустимо одновременное существование и развитие различных моделей дистанционного образования. В дистанционном обучении, когда учитель и ученики удалены друг от друга, меняется традиционная модель взаимодействия «учитель-учащийся», появляются очные и дистанционные субъекты учебного процесса с новыми функциями, которые нуждаются в соответствующих условиях реализации.

4. Одна из главных возможность применения internet в образовании - это использование его ресурсов в качестве инструмента активизации творческого потенциала учителя и ученика.

5. Особой задачей научных, учебных и административных органов образования должна стать забота об обеспечении свободного выбора выстраивания индивидуальной образовательной траектории учащимися и педагогами. Для обеспечения индивидуальной траектории учащихся при проектировании дистанционных курсов в будущем возможно использование модулей двух видов: инвариантных - обязательных для изучения всеми обучаемыми, и вариативных - содержание которых изучается в зависимости от желания обучаемого и его личностных возможностей. Индивидуальная траектория обеспечивается мониторингом - непрерывным процессом анализа информации обратной связи и синтезом (на основе этого анализа) новых ситуаций, воздействий, ответом на запросы развивающейся личности.

6. Необходимо, чтобы электронный учебник обеспечивал изучение нового не через изучение написанной теории, а посредством выполнения учеником специальным образом упорядоченных заданий, выполняя которые, ученик совершает «открытие» нового. Электронный учебник должен быть максимально личностным, адаптивным, автообновляемым, предполагающим обратную связь с педагогом, рефлексию. Одним из вариантов конструирования учебника является линейно-концентрическая модель, проявляющаяся в линейной последовательности изучения модулей и концентричности их внутренней организации. Необходима также разработка педагогических основ использования школьного сайта, который, с одной стороны, может быть инструментом эффективного решения традиционных задач очного обучения (организация дистанционных родительских собраний, проведение конкурсов, информационная поддержка обучения), с другой - будет выступать средством коммуникации с внешним миром.

7. Интеграция школьного образовательного процесса и образовательных ресурсов Internet возможна при условии создания в школах новой структурной единицы - информационной службы. Министерству образования предлагается разработать организационно-правовые акты, регламентирующие

дистанционную деятельность учителей и школ, имеющих возможность обучать дистанционно учеников из других регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Дранко О.И. Очно-дистанционная программа профессиональной переподготовки. [Текст] http://astrakhan.imcn.ru/content

2. Журавлёва И.Ю. Дистанционное обучение в средней школе. http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/distantsionnoe-obuchenie-v-srednei-shkole

3. Концепция развития обраховательного учреждения. http://g_11.edu54.ru/p68aa1 .html

4. Кукуева Л.И. Принципы дистанционного обучения. http://nsportal.ru/vu/distantsionnoe-obuchenie-shkolnikov/printsipy-distantsionnogo-obucheniya

5. Матвеева О.И. Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма образования. http://festival.1september.ru/articles/530827/

6. Новинская Л.В. Внедрение и освоение дистанционного обучения. М., ВедА., 2011

7. Пакрунина И.В. Использование школьной социальной сети «Дневник» для организации дистанционного обучения школьников. http://parunina.ucoz.ru/index/

8. Парванян Г.С. Дистанционное обучение. http://dpir.mskh.am/autor.php?id=Парванян Гаяне

9. Положение о дистанционном обучении. [Законопроект] http://express-externat.spb.ru

10. Сергиенко И.В. Образование XXI века. Отдел дистанционного обучения. http://www.bifk.ru/about/sp/odo/

11. Скоробагатая А.Ю.Система дистанционного обучения по курсу "Обработка структур данных». М, Глагол, 2011.

12. Холодкова И. В. Дидактические условия интеграции очной и дистанционной форм обучения: [Диссертация ... кандидата педагогических наук]: 13.00.01 / Холодкова Ирина Владимировна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т]. - М, 2009.- 173 с.

13. Храмцов П.Б. Информационные ресурсы Internet. М., РНЦ «Курчатовский Институт» 2012.

14. Шиманова А.В. Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями

здоровья. http://www.tulaschool.ru/teachers/57/1223/

■ ♦ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.