УДК 378
Ibragimova M.S., postgraduate, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN DISTANCE LEARNING. The article shows possibilities of application of information technologies in distance learning. At the heart of the learning process there is always the transmission of information from teacher to student. With regard to distance education is of paramount importance: education information; educational technology; information technology. When choosing technologies for the use in the distance, you must consider the greatest match some technology features of trainees, the specific characteristics of specific subject areas, the prevailing types assignments and exercises. When organizing joint educational programmes of particular importance networking technology in distance learning because they allow most comprehensive implement of the principle of distribution of educational resources and personnel capacity.
Key words: distance learning, information technology, educational technology, students.
М.С. Ибрагимова, ассистент каф. информационных технологий и методики преподавания информатики,
Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
В статье показаны возможности применения информационных технологий в условиях дистанционной формы обучения. В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к студенту. Применительно к дистанционному образованию первостепенное значение имеют: образовательная информация; образовательные технологии; информационные технологии. При выборе технологий для использования в условиях дистанционной формы необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений. При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.
Ключевые слова: дистанционная форма обучения, информационные технологии, образовательные технологии, студенты.
Учебный процесс, осуществляемый на основе технологий дистанционного обучения, включает в себя как обязательные аудиторные занятия, так и самостоятельную работу студентов. Участие преподавателя в учебном процессе определяется не только проведением аудиторных занятий, но и необходимостью осуществлять постоянную поддержку учебно-познавательной деятельности студентов путем организации текущего и промежуточного контроля, проведения сетевых занятий и консультаций. Применяемые при дистанционном обучении информационные технологии можно разделить на три группы:
- технологии представления образовательной информации;
- технологии передачи образовательной информации;
- технологии хранения и обработки образовательной информации.
В совокупности они и образуют технологии дистанционного обучения. При этом при реализации образовательных программ особое значение приобретают технологии передачи образовательной информации, которые, по существу, и обеспечивают процесс обучения и его поддержку.
Необходимо выделить ряд основных направлений формирования и становления средств, методов и технологий, которые открывают новые возможности прогрессивного общественного развития, находящего свое отражение в сфере образования.
- информатизация предметных областей;
- интеллектуализация деятельности;
- интеграционные процессы.
В основе процесса обучения всегда лежит передача информации от преподавателя к студенту. В этом смысле любую технологию, применяемую в образовании, можно называть информационной. С другой стороны, нередко термин «информационные технологии» применяют по отношению ко всем технологиям, основанным на использовании компьютерной техники и средств телекоммуника-
ции. Во избежание неправильной интерпретации, определим три понятия, имеющие первостепенное значение для дистанционного образования:
- образовательная информация;
- образовательные технологии;
- информационные технологии.
Рассмотрим каждое из этих понятий.
Образовательная информация - это знания, которые необходимо передать обучаемому для того, чтобы он мог квалифицированно выполнять ту или иную деятельность. В дисциплинарной модели обучения, присущей очной системе образования, интерпретатором знаний выступает преподаватель. При дистанционном обучении интерпретатором в большей мере является сам студент и поэтому к качеству образовательной информации и способам ее представления должны предъявляться повышенные требования.
Образовательные технологии - это комплекс дидактических методов и приемов, используемых для передачи образовательной информации от ее источника к потребителю и зависящих от формы ее представления. Особенностью образовательных технологий является опережающий характер их развития по отношению к техническим средствам. Дело в том, что внедрение компьютера в образование приводит к пересмотру всех компонент процесса обучения. В интерактивной среде «ученик - компьютер - преподаватель» большое внимание должно уделяться активизации образного мышления за счёт использования технологий, активизирующих правополушарное, синтетическое мышление. А это значит, что представление учебного материала должно воспроизводить мысль преподавателя в виде образов. Иначе говоря, главным моментом в образовательных технологиях ДО становится визуализация мысли, информации, знаний.
К образовательным технологиям, наиболее приспособленным для использования в дистанционном обучении, относятся: видео-лекции; мультимеди-
Таблица 1
Преимущества ДО-технологий Недостатки ДО-технологий
- расширение доступа к образованию для тех людей, кто не имеет никаких других возможностей в связи с работой, семьей или физическими ограничениями; - обеспечение такого метода обучения, который лучше подходит для определенного типа учеников; - большая гибкость при планировании обучения: студенты могут определить время и место своих уроков; - большая гибкость в плане привязки к месту: студенты могут заниматься на работе, дома, в парке, отпуске и по сути везде, где есть электричество и сеть; - дистанционное образование делает студентов более самостоятельными и дисциплинированными; - облегчает взаимодействие студент - преподаватель; - экономия времени и других ресурсов; - более доступная стоимость обучения, чем при очном обучении; - демократичность и возможность получить образование независимо от места проживания, физических способностей и других критериев. Такой тип образования имеет важное социальное значение. - отсутствие социального взаимодействия; - некоторые работодатели не принимают всерьез дипломы, полученные путем дистанционного образования. Безусловно, это временный фактор; - не все специальности могут быть предложены в Интернете. Логично, что более практические специальности, например, медицинские профессии не могут преподаваться заочно. Но список доступных профессий все же большой.
а-лекции и лабораторные практикумы; электронные мультимедийные учебники; компьютерные обучающие и тестирующие системы; имитационные модели и компьютерные тренажеры; консультации и тесты с использованием телекоммуникационных средств; видеоконференции.
При выборе технологий необходимо учитывать наибольшее соответствие некоторых технологий характерным чертам обучаемых, специфическим особенностям конкретных предметных областей, преобладающим типам учебных заданий и упражнений (табл. 1).
Дальнейшее развитие рынка дистанционного образования приведет к созданию нового подхода к построению учебных систем. Их главной задачей должна стать адаптация к сложившемуся образу жизни людей и создание среды неразрывного образования на основе управления временем. В новых условиях меняется и роль преподавателя. Его главным умением становится способность разрабатывать и использовать открытые методики обучения [2].
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определению. В очном обучении возможность диалога определяется самой формой организации учебного процесса, присутствием преподавателя и обучаемого в одном месте в одно время. В ДО учебный диалог необходимо организовать с помощью телекоммуникационных технологий.
Рассмотрим новые информационные технологии в дистанционном обучении. В качестве основных типов информационных образовательных технологий можно выделить:
- технология электронной почты;
- компьютерные обучающие программы;
- компьютерный учебник;
- Web-технологии и другие [2].
Технология электронной почты используется для поддержания учебных взаимодействий как между преподавателем и обучающимся, так и между самими обучающимися. Компьютерные обучающие программы бывают гипертекстовые, мультимедиа, интеллектуальные и другие. Обычно они предоставляют возможность обучения в двух основных режимах информационно-справочном и контрольно-обучающем.
Компьютерный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Компьютерный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, сборника задач, правил, ситуаций для решения [3].
Web-технологии служат для разработки и доставки учебных курсов, ведёт к развитию новой модели, парадигмы обучения. К основным типам Web-техно-логий, применяемых в инновационном обучении, можно отнести следующие: Интегрированные обучающие пакеты (ИОП) для разработки и доставки инновационных курсов на базе Web-технологии. В настоящее время активно разрабатываются такие инструментальные средства, как W3 Interactive Talk (WIT), WebBoard, Big Mouth Lion, NetForms, NetForum и другие. Они позволяют осуществлять сортировку и архивирование посланий, удаленное управление дискуссией, структурирование форума и организацию дискуссий по подтемам (threaded discussion), многоуровневую иерархию посланий, строить дерево посланий.
Каждая система обучения, в том числе и дистанционная, строится на основе определенной дидактической концепции, которая и определяет определенный набор методов, организационных форм и средств обучения, т.е. технологию дистанционного обучения
Библиографический список
- кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями);
- TV-технологии, которые базируются на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
- сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.
Тем самым коммуникационные технологии можно разделить на два типа -on-line и off-line. Первые обеспечивают обмен информацией в режиме реального времени, то есть сообщение, посланное отправителем, достигнув компьютера адресата, немедленно направляется на соответствующее устройство вывода. При использовании off-line технологий полученные сообщения сохраняются на компьютере адресата. Пользователь может просмотреть их с помощью специальных программ в удобное для него время. В отличие от очного обучения, где диалог ведется только в режиме реального времени (on-line), в ДО он может идти и в отложенном режиме (off-line).
Основное преимущество off-line технологий состоит в том, что они менее требовательны к ресурсам компьютера и пропускной способности линий связи. Они могут использоваться даже при подключении к Internet по коммутируемым линиям (при отсутствии постоянного подключения к Internet).
К технологиям этого рода относятся электронная почта, списки рассылки и телеконференция. С помощью list-сервера может быть организована рассылка учебной информации, с помощью электронной почты устанавливается личное общение между преподавателем и студентом, а телеконференция позволяет организовать коллективное обсуждение наиболее сложных или вызвавших затруднения вопросов курса. Все эти технологии позволяют обмениваться сообщениями между различными компьютерами, подключенными к Internet.
Важным преимуществом off-line технологий является большой выбор программного обеспечения для работы с электронной почтой и телеконференциями. Современные почтовые программы позволяют отправлять сообщения в гипертекстовом формате (т. е., с гиперссылками, шрифтовыми и цветовыми выделениями фрагментов текста, вставкой графических изображений и др.). Кроме того, к письму может быть прикреплен файл произвольного формата, что дает возможность пересылать, например, документы в формате MS Word. Эффективность технологий off-line проявляется при организации текущих консультаций, текущего контроля на основе контрольных и самостоятельных работ, проверяемых «вручную» преподавателем.
Из on-line технологий прежде всего нужно отметить chat, позволяющий осуществлять обмен текстовыми сообщениями через Internet в реальном времени. В простейшем случае «разговор» происходит между двумя пользователями. Для коллективной беседы необходимо подключаться к специальному серверу - IRC-серверу. Тогда при работе пользователь видит перед собой экран, на котором отображаются сообщения, с указанием того, кто отправил данное сообщение. Большинство программ позволяет также вызвать кого-нибудь из присутствующих пользователей на «частный» диалог, закрытый от других пользователей. Для работы с chat существует большое количество программ, например, MIRC. Эффективность технологий on-line особенно высока при организации сетевых семинарских занятий и групповых консультаций.
При организации совместных образовательных программ особое значение приобретают сетевые технологии дистанционного обучения, поскольку именно они позволяют наиболее полно реализовать принцип распределенности образовательных ресурсов и кадрового потенциала.
1. Информационные технологии дистанционного обучения. Available at: http://www.ict.edu.rU/ft/003625/1.html
2. Абдурахманова З.М. Информационные технологии в образовании: технология дистанционного обучения. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015757
3. Ларионова М.А. Использование информационных технологий и развитие компетенций в дистанционном обучении. Available at: file:///C:/Users/user/Downloads/ ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-i-razvitie-kompetentsiy-v-distantsionnom-obuchenii.pdf
References
1. Informacionnye tehnologii distancionnogo obucheniya. Available at: http://wwwict.edu.ru/ft/003625/lhtml
2. Abdurahmanova Z.M. Informacionnye tehnologii v obrazovanii: tehnologiya distancionnogo obucheniya. Available at: https://scienceforum.ru/2015/article/2015015757
3. Larionova M.A. Ispol'zovanie informacionnyh tehnologij i razvitie kompetencij v distancionnom obuchenii. Available at: file:///C:/Users/user/Downloads/ispolzovanie-informatsionnyh-tehnologiy-i-razvitie-kompetentsiy-v-distantsionnom-obuchenii.pdf
Статья поступила в редакцию 05.12.18
УДК 372
Ramazanova Z.M., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Department of Philological Education, Dagestan Institute for Educational Development (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
Abdurakhmanova P.D., Doctor of Sciences (Philology), Professor, Head of Department of Early Learning of Foreign Languages and Methods, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE USE OF COMPUTER LEARNING PROGRAMS AND VIDEO MATERIALS IN TEACHING HIGH SCHOOL STUDENTS ENGLISH LANGUAGE. The use of opportunities provided by information and communication technologies in working with students allows to achieve better results, as well as cause students greater interest in the study of the material. The most important aspect is the addition of the lecture part visualizing its multimedia