КЛИНИЧЕСКАЯ ОНКОЛОГИЯ
63
тельно, только функционально активные транспортеры способны выбрасывать цитостатики из клеток и таким образом регулировать их биологическую активность. Подтверждением этого, в частности, служат данные о том, что только оценка активности АВС-транс-портеров является надежным маркером эффективности химиотерапии и течения разных форм лейкозов.
Цель исследования. Изучение влияния экспрессии функции АВС-транспортеров на агрессивность течения рака молочной железы.
Материалы и методы. Биопсийный материал протокового рака молочной железы, полученный во время хирургических операций, исследовали новым спек-трофлюориметрическим методом, допускающим прижизненную количественную оценку функциональной активности АВС-транспортеров в плотных тканях (Богуш Т.А. и др, Антибиотики и химиотерапия, 1999). Тестирование функции АВС-транспортеров проведено при сравнительной оценке внутриклеточного накопления модельного препарата доксоруби-цина до и после воздействия верапамила - специфического ингибитора Р§р и энергетического яда азида натрия - ингибитора функциональной активности всех АВС-транспортеров в целом. Проанализированы 2 группы больных: 1-я - с прогрессированием заболевания (диагностирование отдаленных метаста-
зов) в течение 5 лет наблюдения после оперативного вмешательства (44 пациентки), 2-я - с отсутствием отдаленных метастазов в течение этого же срока наблюдения (54 пациентки). Характеристики больных, включенных в исследование, на момент постановки диагноза сопоставимы.
Результаты. 1) В группе больных с прогрессированием заболевания в течение 5 лет после операции экспрессия функции Pgp выявлена в 37,5 % случаев, а фенотип МЕЖ (включая Pgp и другие АВС-транспор-теры, отличные от Pgp) - в 82,5 % исследованных опухолей. 2) В группе пациенток, проживших более 5 лет без прогрессирования заболевания, оба показателя были значительно ниже. Частота экспрессии функции Pgp была снижена более, чем в 2 раза (в 16,7 % случаев), а фенотипа МБЫ (включая Pgp и другие АВС-транспортеры, отличные от Р§р) - в 1,5 раза (в 56,6 % исследованных опухолей). Различия статистически достоверны.
Вывод. Полученные данные с очевидностью указывают на то, что экспрессия функции маркеров МОЯ и особенно одного из них - Pgp, является неблагоприятным прогностическим показателем агрессивности течения рака молочной железы.
Исследование поддержано Грантом РФФИ (№ 01-04-49213).
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОГО ФИТОАДАПТОГЕНА ПРИ ЛЕЧЕНИИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОЙ ГИПЕРПЛАЗИИ ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ
О.А. Бочарова1, В.Б. Матвеев1, А.А. Аксенов1, Р.В. Карпова1, Мезенцева2, Э.Г. Горожанская1, М.В. А.Н. Чеботарев3, М.А. Лыженкова1, Л. Д. Като сова3, В. И. Платонова3 ‘ГУРОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН, Москва 2НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н.Ф. Гамалеи РАМН, Москва 3Медико-генетический центр РАМН, Москва
Комплексный фитопрепарат Фитомикс-40 (ФМ-40) разрабатывается в качестве неспецифического адап-тогенного средства для профилактики и лечения доброкачественных и злокачественных опухолей, а также возрастных патологий. Предметом настоящего исследования явилось изучение клинической эффективности ФМ-40 на основании коррекции возрастных особенностей иммунобиологических показателей у мужчин, страдающих доброкачественной гиперплазией предстательной железы (ДГПЖ).
В исследовании приняли участие 79 больных ДГПЖ в возрасте 57-82 лет (средний возраст 70,0±1,0 год). При клиническом обследовании определяли размеры узла, предстательной железы, уродинамические показатели, а также качество жизни по шкале IPSS.
Иммунобиологическое обследование включало определение гормонального, иммунного, интерфероново-го и антиоксидантного статусов, уровня ПСА, цитогенетических показателей.
Длительный прием (в течение 7±0,5 мес) ФМ-40 в эффективных дозах, близких к дозе 45 мл/сут, приводил к нормализации клеточного, гуморального иммунитета и естественной резистентности, повышению уровня плазменного тестостерона, восстановлению баланса андрогенов и эстрогенов, нормализации уровня стресс-гормона кортизола в крови. Наряду с этим выявлено снижение интенсивности перекисного окисления липидов, что выражалось в достоверном уменьшении малонового диальдегида. При этом заметно активизировалась глутатио-новая антипероксидная система. Показана нормализа-
№2/томЗ/2004 РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
64
КЛИНИЧЕСКАЯ ОНКОЛОГИЯ
ция индуцированной продукции - а и -у интерферона, а также возрастание чувствительности к препаратам интерферона и его индукторам. Отмечено снижение как общего уровня, так и частоты отдельных типов хромосомных аберраций лимфоцитов.
При этом наблюдали ослабление симптоматики и улучшение качества жизни (снижение индекса 1РБ8 с 17 до 8 баллов), уменьшение размеров узла (на 27 %) и предстательной железы (на 10 %), улучшение функции мочевыведения у пациентов. Вместе с тем больные
ДГПЖ отмечали повышение общего тонуса днем и улучшение сна ночью, стабилизацию кровяного давления, улучшение половой функции. Препарат не вызывал индивидуальной толерантности и привыкания. Достигнутые эффекты сохранялись на протяжении 6 мес после окончания лечения. Таким образом, ФМ-40 может быть рекомендован мужчинам после 45-50 лет для лечения и профилактики ДГПЖ, замедления процессов старения, в том числе для коррекции стрессор-ных нарушений обмена.
СОСУДИСТЫЙ ЭНДОТЕЛИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РОСТА (УЕвЕ) У БОЛЬНЫХ ОПУХОЛЯМИ КОРЫ НАДПОЧЕЧНИКОВ
ТА. Бритвин1, Н.Е. Кушлинский2, А.П. Калинин1 ‘МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского, Москва 2ГУ РОНЦим. Н.Н. Блохина РАМН, Москва
Цель исследования. Сравнительный анализ количественного содержания УЕОР в сыворотке крови больных опухолями коры надпочечников и у практически здоровых людей.
Материалы и методы. Обследовали 13 женщин (средний возраст - 52,1 года), больных опухолями коры надпочечников: альдостеронпродуцирующая аденома (5), кортизолпродуцирующая аденома (4), рак коры надпочечника (4). Клинический диагноз у всех больных подтвержден данными гормональных исследований и результатами гистологического изучения надпочечников после адреналэктомии. Группу контроля составили 15 практически здоровых женщин (средний возраст - 45,7 лет). Концентрацию УЕОР в сыворотке крови больных до начала лечения и в контроле определяли иммуноферментным методом с использованием наборов реактивов фирмы “К&Б” (США).
Результаты. В группе контроля показатели УЕОР варьировали от 50,3 до 182,6 пг/мл и в среднем составили 139,4±24,8 пг/мл. У больных опухолями коры надпочечников уровни УЕОР колебались в пределах 29,7-
531.9 пг/мл, а среднее его содержание (272,9+58,2 пг/ мл) было выше, чем в контрольной группе. Не выявлено корреляционной связи между уровнем УЕОР в крови, возрастом больных и длительностью заболевания. Наиболее высокие показатели УЕОР обнаружены при раке коры надпочечника (пределы колебаний - 325,4-
531.9 пг/мл, среднее содержание - 439,1±54,7 пг/мл).
Максимально высокое значение УЕОР (531,9 пг/мл) отмечено у больной адренокортикальным раком, у которой одновременно с первичной опухолью выявлены множественные метастазы в печени. Показана тенденция к прямой корреляционной связи между уровнем УЕОР в крови больных раком коры надпочечника и размером опухоли (г=0,6). У больных альдостеромой значения УЕОР колебались от 154,5 до 488,9 пг/мл и в среднем составили 318,4±32,3 пг/мл. При кортикосте-роме обнаружены более низкие значения УЕОР (пределы колебаний - 29,7-350,3 пг/мл, среднее содержание -164,2±56,1 пг/мл) по сравнению с больными альдостеромой и раком коры надпочечника.
Выводы. У большинства больных опухолями коры надпочечников уровни УЕОР в сыворотке крови выше, чем у практически здоровых людей. Представленные данные дают основание предполагать, что экспрессия УЕОР может иметь связь с гистогенезом опухолей надпочечников, а высокое содержание УЕОР в крови больных адренокортикальным раком указывает на возможное участие данного фактора роста в механизмах инвазии и метастазирования этих опухолей. Изучение ангиогенеза при опухолях надпочечников может создать основу для разработки новых методов патогенетической лекарственной терапии этих заболеваний, направленных на снижение экспрессии анги-огенных факторов и их рецепторов с целью подавления неоангиогенеза.
РОССИЙСКИЙ БИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
№2/томЗ/2004