УДК 677.11
О.В. Козлова, О.А. Борисова, А.В. Чешкова
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОФОРМЛЕНИИ ЛЬНОСОДЕРЖАЩИХ ТКАНЕЙ
(Ивановский государственный химико-технологический университет)
Представлен обзор современного состояния и перспектив использования химических технологий в художественном оформлении льносодержащих текстильных материалов. Рассмотрены как иностранные технологические решения, так и отечественные инновационные разработки, предусматривающие использование эффективных, экологически безопасных технологий и ТВВ.
Ключевые слова: лен, текстильные материалы, художественное оформление
Козлова Ольга Витальевна —
к.т.н., доцент кафедры химической технологии волокнистых материалов ИГХТУ. Область научных интересов: теория и практика использования пленкообразующих полимеров в технологиях колорирования и заключительной отделки текстильных материалов. Тел.: (4932) 41-78-55, e-mail: [email protected]
Борисова Оксана Александровна —
к.т.н., доцент кафедры химической технологии волокнистых материалов ИГХТУ. Область научных интересов: теория и практика создания высокохудожественных способов колорирования и заключительной отделки льносодержащих текстильных материалов Тел.: (4932) 41-78-55, e-mail: [email protected]
Чешкова Анна Владимировна —
д.т.н., профессор кафедры химической технологии волокнистых материалов ИГХТУ. Область научных интересов: применение биопрепаратов в процессах подготовки, колориро-вания и отделки целлюлозосодержащих текстильных материалов Тел.: (4932) 41-78-55, e-mail: dieshkova^suct.ru
В настоящее время в мировом производстве и потреблении экологичного текстиля по-прежнему приоритет у изделий из натуральных волокон, и в первую очередь из льна как волокна, обеспечивающего оптимальный микроклимат для человека и обладающего бактерицидными свойствами. Несмотря на возрастающее применение других натуральных волокон, а также синтетических текстильных материалов, при пошиве одежды лен удерживает позиции благородного и очень ценного природного волокна [1, 2].
Лен является одним из самых престижных, элитных и поэтому всегда модных во всем мире материалов в силу своей санитарно-гигиенической комфортности и непревзойденной красоты. В льняные одежды облачались египетские фараоны и русские цари. В советские времена по льняным брюкам вычисляли представителей творческой интеллигенции. Сегодня льняные ткани используются при пошиве одежды, как для отдыха, так и для повседневных и нарядных платьев и костюмов.
Для России модернизация технологий переработки и отделки льна дает огромное преимущество российским товарам по сравнению с иностранными, что позволит сократить импорт в данной отрасли и тем самым закрепить это направле-
ние как приоритетное. Население высоко оценивает потребительские качества льна, считает его частью здорового образа жизни: 90% населения имеет льняные вещи дома, почти 60% приобретали их в последние пять лет. Особенно часто покупают лен молодежь (до 30 лет) и граждане со среднемесячными доходами выше 10 тыс. рублей. Эти группы населения склонны приобретать льняную одежду, тогда как менее состоятельные и пожилые люди предпочитают льняное постельное и столовое белье. Согласно концепции развития текстильной промышленности до 2010 года расширение производства продукции из льна может быть обеспечено:
- освоением новой технологии переработки короткого льна в котонин и широким использованием его для производства льняных и льносо-держащих смесовых изделий с замещением части импортного хлопка;
- переходом от выпуска преимущественно тарных и других изделий производственно-технического назначения на производство льняных и льносодержащих костюмно-плательных, сорочечных, бельевых тканей, трикотажных изделий, а также изделий медицинского назначения;
- развитием использования льняного сырья для производства экологически чистых тепло- и звукоизоляционных материалов для строительства и отделки автомобильных салонов, высококачественного пищевого льняного масла и масла для фармацевтической промышленности.
Спрос на продукцию льняной промышленности к 2010 году, с учетом перспективы развития ассортимента, будет составлять 550 млн. м2 льносодержащих тканей, в том числе чистольня-ных 228 млн. м2 [3].
В обзоре приводятся материалы многочисленных исследований российских ученых и специалистов, работающих в области совершенствования технологий производства и художественного оформления льносодержащих тканей.
Одним из инновационных технологических решений в области создания новых перспективных текстильных материалов является раздельное использование в тканях пряжи различного волокнистого состава, например, из натуральных и химических волокон. Это дает возможность ярче проявиться преимуществам каждого из волокон и значительно повысить потребительские свойства смесовых тканей. Например, сочетание льна с волокном лиоцелл способствует приданию льносодержащей ткани более мягкого грифа, а льна с шелком в пропорции 70 и 30%, обеспечивает дополнительную легкость и блеск.
Широкие перспективы в развитии российской текстильной отрасли открываются благодаря развитию технологий котонизации низкосортных волокон льна.
Разработанная в лаборатории ИХР РАН совмещенная технология химической котонизации и крашения льноволокна кубовыми красителями [4,5] позволяет получить хлопкоподобное интенсивно и прочно окрашенное волокно. Дальнейшее его использование в меланжевой пряже дает возможность достижения ряда существенных преимуществ перед традиционным способом ко-лорирования льняных тканей: это и оригинальное колористическое оформление в виде пестротканых полотен; и получение разнообразных эффектов, позволяющих имитировать муаровый эффект, изменять цвет и интенсивность тона. Причем, варьируя количество вложенного котонина можно добиться необычных цветных переходов; при смешивании ровничных лент разного цвета получать ткань с эффектом «жаспе» (меланжевый эффект с нерегулярной окраской); при смешивании небольшого количества цветного котонина с неокрашенным хлопковым волокном получать ткань с эффектом «искра». Данные эффекты можно осуществить на традиционно применяемых ткацких
станках, которыми оснащены отечественные предприятия.
Производственные испытания на текстильных предприятиях показали, что вложение в смеску до 30% модилена - химически котонизированного низкосортного льняного волокна, или биохимически модифицированного льна - позволяет получить ткани с мягким приятным «туше» и хорошей драпируемостью [5]. Суровые ткани, включающие котонин, имеют специфический слабо выраженный меланжевый эффект, получаемый в результате сохранения природных красящих веществ льна. Работами, проводимыми в ИГХТУ на кафедре ХТВМ, показано, что такие ткани можно окрашивать в темные цвета при производстве тканей специального назначения; при этом подготовка заключается только в расшлихтовке. Хлоп-кольняные ткани с включением котонина обладают высокой отбеливаемостью. Так, котонинсо-держащая ткань бязевого ассортимента, разработанная на основе биохимически котонизированного льняного волокна поверхностной плотностью 145 г/м2, после полного цикла беления характеризуется белизной на уровне 80,5-82,0 %, повышением показателей разрывной нагрузки и капиллярности соответственно на 10 % и 30-40 мм в сравнении с хлопчатобумажной тканью арт. 262, отбеленной по ходовым производственным режимам. Положительным отличием котонинсодержа-щих тканей является оригинальный плотный гриф и хорошая формоустойчивость. По оценкам специалистов-производственников использование котонина будет способствовать расширению ассортимента тканей не только бельевого, но и одежного назначения.
Традиционно художественное оформление льняных и полульняных полотен, как правило, ограничивалось возможностями жаккардовых и кареточных станков. Колористическое оформление таких тканей было достаточно консервативно - цветные просновки и т. д. Ассортимент текстильной продукции из льна может быть значительно расширен благодаря улучшению ее художественно-эстетических свойств за счет:
- интересных структурных эффектов, полученных при помощи переплетений, регулирования густоты ткачества, разной толщины пряж, волокна;
- заключительных отделок, существенно улучшающих эстетические свойства текстильных материалов;
- новизны и оригинальности цветовой трактовки при колористическом оформлении при-родно-окрашенных и гладкокрашеных тканей.
В настоящее время растет тенденция к вы-
работке тканей с разнообразными фактурными поверхностями. На поверхности таких тканей могут быть видны фрагменты специфических утолщений пряжи, петли, разрозненные нитки, придающие им кустарный вид. Намеренно неравномерно окрашенные ткани, из толстых неровных пряж или тонких (но, в несколько сложений), с выраженной крупной текстурой, воплощают древнейшую сущность текстиля. Новые сложные оттенки и, в некоторых случаях, эффекты «шанжан» (ткань переливается разными цветами) или «хамелеон» можно получить, используя комбинации разноцветных нитей в основе и утке, причем цветов насыщенных и контрастных [6].
Наиболее простыми технологическими приемами оформления льняных тканей, позволяющих в еще большей степени усилить художественную выразительность тканей, являются эффекты жатости, мятости, плиссе и т.д., вышивка и отделка (бисером, блестками), различного рода аппликации. К данной группе относятся текстильные материалы, поверхность которых, так или иначе, подвергается намеренной деструкции. Перфорация может происходить во время физической (лазерная обработка [7,8] химической (с помощью специальных экологически щадящих химических веществ) [9] и механической (трение, вытирание) обработок.
Объемные эффекты механическим методом получают, используя специальные текстильные станки, позволяющие вести процесс ткачества с двух сновальных валиков, управляемых отдельно. Химический метод заключается во фрагментарном воздействии щелочи при печати на поверхность льняной ткани, что вызывает ее усадку, и дает эффект гофрирования [7, 10, 11]. С помощью этих способов модификации можно получить на полульняных текстильных материалах интересные фактурные эффекты, например, эффект «сирсакер» (ткань в крепированную полоску).
Еще один способ получения эффекта «гофре» на льняных тканях состоит в том, что сначала текстильный материал подвергают принудительному продольному сжатию, затем полученную усадку фиксируют на отдельных избранных участках ткани, предоставляя остальной площади ткани свободно удлиняться при последующих операциях промывки и сушки. Для продольного сжатия можно использовать тканеусадочную машину с резиновым ремнем [1, 9]. Фиксацию усадки ткани проводят при помощи смол, которые наносятся на материал способом печати, с последующей термической обработкой.
Термическим методом структурные эффекты в поперечном или продольном направлении
можно получить, используя в материале пряжу с различной степенью усадки под действием температуры. Не только самые легкие, но и достаточно тяжелые структуры могут подвергаться этим операциям в дополнение к другим приемам декора. Путем вулканизации можно получить эффекты «двухслойности» на льняных тканях. Льняная пряжа соединяется с резиновыми нитками высокой плотности. Затем одна из сторон ткани подвергается воздействию высоких температур, чтобы придать модное бумажно-резиновое качество [8].
Учитывая отличительные особенности технологии производства льносодержащих тканей и необходимость в ряде случаев использовать прочно окрашенную пряжу при их изготовлении, нельзя не отметить и эту сторону, при которой существенно расширяются колористические возможности в оформлении льняных тканей.
При использовании соответствующих фактурных переплетений (рубчика, крепа, репса) и красителя также можно получить изысканные цветовые тональности и цветной меланж. Такие ткани вызывают ассоциации с тканями, изготовленными из цветных ниток [12].
Интересной в колористическом решении и техническом воплощении представляется ткань с пряжей разных цветов в основе и утке, например, более новым выглядит сочетание пряжи насыщенного цвета - в утке и с вареной окрашенной пряжей - в основе [13]. Яркие цвета здесь как бы приглушаются за счет суммирования цвета природного льна и непосредственно красителя. Особо перспективно с точки зрения сокращения стадийности отделки и экологичности процессов подготовки крашение тканей, выработанных на основе вареной ровницы. Льняные ткани в таком оформлении выглядят лаконично обновленными и актуальными, поддерживающими винтажный стиль, т.е. старинной вещи в новом исполнении.
Современные эффекты блеска, придающие новую эстетику льняным тканям, можно получить, переплетая льняную пряжу металлизированными волокнами и металлическими нитями [8].
Смешивание нескольких видов волокон в ткани позволяет создать специальные текстуриро-ванные эффекты волнистости и шероховатости. Ткани такого вида нашли широкое применение при пошиве праздничной одежды.
Инновационным современным направлением отделки тканей из целлюлозосодержащих волокон, в том числе и льняных, является биополировка или искусственное старение, реализуемое за счет контролируемого ферментативного гидролиза целлюлозы целлюлазами. Актуальность данного направления связана с необходимостью ре-
шения проблемы конкурентоспособности тканей костюмного ассортимента принципиально новой структуры и качества.
Если ферментативное воздействие целлю-лазами на льняную ткань осуществлять до процесса крашения, то обеспечивается эффект усиления подготовки ткани и, как следствие, повышение сорбционных свойств льняного волокна и реакционной восприимчивости целлюлозы к красителям. При условии ферментативной обработки ткани после крашения создается эффект искусственного состаривания материала: при этом интенсивность окраски значительно снижается.
Использование комбинаций ферментов различного действия, например амилаз, пекти-наз и целлюлаз, позволяет в процессе фермента-тивно-механической обработки, например, на машине АШ0-10008 или линии ЛЖО, обеспечить совмещение процессов подготовки и заключительной отделки и исключить использование мяг-чителей химической природы.
COOCH3
H
—O—
H
OH
O H
H
H
H
H
OH
O А
OH H
В процессе обработки под действием комплекса ферментов происходит селективная расшлихтовка, депектинизация, делигнификация и «эрозия» поверхности волокон [14]. Расщепление пектина ферментом ПТЭ (пектат-трансэлиминаза) происходит по схеме, приведенной на рисунке. ПТЭ не действует на высокоэтерифицированный пектин, а в средне- и низкоэтерифидированном пектине (к которому относятся и пектиновые вещества льна) действует на неэтерифицированную часть молекулы. За счет удаления части пектиновых веществ и лигнинного компонента льняные ткани приобретают дополнительную мягкость. Льняной материал приобретает не зависящую от числа стирок дополнительную гидрофильность и бархатистую поверхность [15-17]. Такого рода отделки именуют «Американской мягкостью» или «персиковой кожей». Эти свойства возникают благодаря частичной котонизации комплексных волокон льна с образованием на поверхности выступающих моноволоконец.
OH H
COOCH
3
OH
OH
COOCH
3
действие полигалактуроназы
а
действие пектинэстеразы
H
OH
COOCH
—O—
OH H
H
H
H
O
O
H
OH
3
O H
H
—O—
COOCH
3
H
H
OH H
OH H
CH2
O
CH2
ПТЭ
H
OH
OH
COOCH
3
COOCH3
O
H
OH
O H
H
H
H
OH
OH
б
H
OH
OH
COOCH
O—
H
Рис. Схема действия пектолитического комплекса для «биоотварки» (а) и пектин-транс-элиминазы (ПТЭ) (б) Fig. Scheme of pectolytic complex action for "bio-kiering" (a) and pectin-trance-eliminase (б)
Специфическая делигнификация льняного волокна на стадии совмещенного ферментативно-механического мягчения определяет особенности
цветовых характеристик льняных тканей на основе отваренной ровницы. Сохранение определенных хромофорных группировок в структурных
элементах красящих примесей целлюлозы при ферментативном воздействии приводит к отбеливанию. В результате образования дополнительной сети микрокапилляров и микронеровностей, а также котонизации, ткань приобретает шелковистую структуру и высокую драпируемость. Такие природно-окрашенные и модифицированные полотна легко поддаются колорированию традиционными способами путем прямой печати пигментами, активными красителями или вытравке.
Для создания модного и конкурентоспособного ассортимента текстильных изделий изо льна немаловажное значение имеет художественно-колористическое оформление льняных тканей, которое достигается следующими технологическими приемами:
с помощью крашения, когда текстильный материал имеет окраску с лица и изнанки по всей внешней поверхности или получение из окрашенных нитей пестротканых материалов, путем жаккардового ткачества;
с помощью печатания, когда окраска формируется локально на определенных участках внешней поверхности текстильного материала, образуя рисунок, т.е. получение белых и цветных узоров [18-20].
При сочетании этих технологических принципов колорирования и использования определенных дополнительных приемов (вытравка, резерв), можно добиться весьма интересных колористических эффектов. Значительно расширить ассортимент льняных тканей и изделий позволяет жаккардовое ткачество. Чисто белые и цветные, в полоску и клетку, белоснежные и с цветной каймой, утонченные мережкой льняные ткани всегда отличаются неповторимой национальной самобытностью и колоритом.
Современные направления моды и постоянно растущие требования потребителя в добротных и красивых тканях диктуют необходимость в увеличении выпуска набивных тканей, в том числе и льняных.
Для придания льняным тканям многообразия эстетических свойств используются такие приемы, как эффекты «клоке» (неровная, жатая поверхность) [21] и «лаке» (ткань приобретает серебристый блеск), печатание матирующими средствами, создание при печатании муарового эффекта, придание эффекта «шинц» (блестящие печатные узоры), флокирование (создание расцветки из плюшевых элементов, бархатный рисунок) и др. [18-20].
Обогатить расцветки льносодержащих тканей, как предлагают авторы [22], можно техническими приемами, например, с использованием
так называемых «теней», который заключается в том, что после оттиска всех печатных валов производится печатание дополнительным валом, имеющим фигуры в виде горошинок, черточек, точек. При соответствующем цветовом подборе печатных красок, создается зрительное впечатление добавочных тонов или полутонов в текстильном орнаменте, что выгодно отличает получаемый рисунок от исходного и обогащает расцветку ткани в целом. Если дополнительным валом печатают не красками, а загущенными химическими составами (например, ронгалит или ПАВ), то в результате в местах наложения краски и химического состава понижается насыщенность цвета, и в расцветке появляются добавочные высветленные полутона. Этот эффект именуется «деграде».
Всегда остается популярным узор в технике «пико». Использование растра позволяет при помощи растровой сетки передавать переходы цвета от светлого к темному. Растр может быть линейным и точечным: в зависимости от частоты сетки получаются разные по интенсивности тона, благодаря чему растровая печать похожа на газетный оттиск.
Ряд оригинальных колористических эффектов [23] может быть получен на окрашенной льнолавсановой ткани способом печатания резервов и вытравок. Окрашенным может быть при этом только один из волокнистых компонентов. Например, льняная составляющая ткани может быть окрашена активными красителями плюсо-вочно-накатным способом. На окрашенной ткани печатают цветные вытравки кубовыми красителями. Описанным способом получают "джинсовые" (меланжевые) эффекты, когда некоторые из нитей остаются непрокрашенными.
Одним из современных способов, позволяющим обогатить внешний вид набивных текстильных материалов различного сырьевого состава, является получение бархатного или велюрового узоров методом «прямого» электрофлоки-рования [24-26].
Технически процесс флок-печати заключается в следующем: печать клеем (например, на основе акриловых сополимеров - Тубивинил 235 МС, 235 SL, Binder Flock E), нанесение флока (коротко нарезанные окрашенные химические волокна -вискозные, полиамидные или полиэфирные) и термофиксация для сушки и сшивки клея при температуре 150°С в течение 3-5 мин. Для получения особой цветовой насыщенности ткань печатают клеем с добавлением пигментов, а затем наносят белый флок. Бархатный эффект особенно актуален для декоративных и мебельных эко-тканей.
В ассортименте льняных тканей для портьер
и мебели выделяется так называемый тисненый вельвет. По сути, это не привычный вельвет в рубчик, а бархатная ткань, на которую нанесен рисунок пастельных окрасок, который может выступать как самостоятельный декоративный элемент или отражать современные тенденции моды на мебельных тканях, в отделке окон, покрывал, ковров.
Известен способ полутоновой (оттеноч-ной) печати [20]. Равномерные полутоновые расцветки получают физическим или химическим воздействием на текстильный материал. В качестве осветляющей пасты используются препараты, уменьшающие степень фиксации активных красителей (сернокислый, солянокислый гидроксила-мин в количестве 60-75 г/кг) [27].
Богатую и в цвете, и по фактуре ажурную узорчатую расцветку на льнолавсановых тканях можно получить способом химической деструкции природной составляющей смесовой ткани. Ряд отечественных и зарубежных публикаций и патентов посвящены способам получения кружевных и ажурных эффектов.
Правильно подобранный состав печатной краски и оптимальные соотношения минеральной кислоты и ПАВ [28] позволяют получить прочный ажурный эффект. Причем, если печатать по ткани, окрашенной смесью активных и дисперсных красителей или только дисперсным красителем, то получается узор, цветовая композиция которого отвечает тоновой гармонии. Если же печать осуществлять по ткани, окрашенной только активным красителем, то полученный колористический эффект отличается сдержанной нежностью, и представляет собой белый ажурный орнамент на слегка тонированном объемном фоне. Ткани с таким оформлением можно отнести к элитной категории декоративных тканей.
Создание визуальных эффектов не только обогащает расцветку, но и придает напечатанному на ткани рисунку иллюзию объемности или трехмерности.
В последнее время во всем мире отмечается тенденция увеличения объема набивных тканей, в том числе и льняных, за счет использования пигментов. При всех экологических, технологических и экономических преимуществах пигментной печати необходимо отметить и дополнительные возможности в колористическом оформлении набивных тканей.
Большое количество научных исследований российских ученых посвящено разработке и внедрению новых колористических эффектов посредством использования отечественных продуктов текстильной химии в пигментной печати и крашения. Это и уникальный «умный» тек-
стиль с использованием в пигментном составе люминофоров [29] и камуфлированные стратегические ткани, многоцветные рисунки на которых можно создать с помощью триады основных пигментов это и многочисленные работы по созданию экологически привлекательных технологий пенной печати с использованием отечественной химии [30-35].
Введение в пигментные печатные составы минеральных добавок: металлов, окислов, перламутра и др. позволяет эффектно дополнить оформление тканей и одежной группы (платьев, блузок) и домашнего текстиля (постельного белья, скатертей, штор).
К классическим интересным эффектам можно причислить эффекты печати металлической и золотистой бронзой, позволяющие получать золотистые, медные и серебристые оттенки. Данные эффекты получают благодаря специальной печатной пасте - Goldbinder N с добавлением в нее металлических порошков. После печати и сушки проводится термофиксация при температуре 150°С в течение 3 минут. В зависимости от желаемого эффекта в печатной пасте можно использовать частицы или одного или разных цветов, смешанных в разных соотношениях. Блестящий привлекательный эффект получается отражением света на отдельных металлизированных пластинках из полиэфирной пленки от направления взгляда и положения фиксированных частиц.
Перламутровый эффект нежного блестящего оттенка достигается добавлением тонких, пластинчатых неорганических пигментов (на основе расколотых пластинок слюды размером от 5 до 100 мкм, покрытых тонким слоем двуокиси титана) в специальные печатные пигментные пасты Perlamin NFO (ф. Minerva) на основе полимерного связующего.
Актуальными модными разновидностями оформления являются глянцевые эффекты [35], производимые с помощью тиснильного каландра или печатанием загущенными составами на основе синтетических смол. При их использовании после печати требуется интенсивный процесс каландрирования (на каландре с нагреваемыми валами). На интенсивно окрашенных целлюлозосо-держащих тканях после нанесения продукта Tubiscreen GD (ф. CHT) (готовая пигментная паста на основе синтетической дисперсии, образующей мягкую пленку) в основном получается углубление цвета данной окраски, на белых и пастельных - прозрачный эффект или «жировая печать» (эффект масла или жира на бумаге).
Эффекты матовой бели на серебристо-серых и светлых фонах льносодержащих тек-
стильных изделий можно получить с помощью препаратов, представляющих собой готовые к применению композиции - белые пигментные пасты. После печати напечатанную ткань окрашивают активными винилсульфоновыми красителями, и далее после сушки проводят термофиксацию и промывку.
Эффективная технология пигментного крашения льносодержащих тканей разработана учеными ИГХТУ [36], которая основана на использовании особого связующего, представляющего собой многокомпонентный сополимер на основе бутилметакрилата, глицедилметакрилата, стирола и др. функциональных добавок, и акрилового загустителя в качестве антимигранта. Поскольку новый препарат - связующее, в силу своего особого химического строения совмещает в себе свойства и потенциальнореактивных и самосшивающихся акриловых смол, создаются выгодные условия и для качественного закрепления пигмента на текстильном материале и для совмещения колористических эффектов с заключительной отделкой (водо- и воздухонепроницаемой, грязе-, пыле-, маслоотталкивающей и др.). Привлекательность технологии заключается в ее простоте и возможности расцвечивания тканей любой поверхностной плотности, вида переплетения и фактурных особенностей, а также интересные колористические эффекты отмечены при окрашивании льняных полотен с цветными просновками. Таким образом, возможности использования льняных гладкокрашеных тканей для бытового назначения расширяются до использования их как декоративных и интерьерных.
Как показали европейские выставки текстиля и дизайна, проведенные во Франции [37], растет интерес к тканям, расцветки которых соответствуют гамме природного льна - от бежево-кремовых до серо-коричневых. Причем цвета мягко дополняют и оттеняют друг друга: бело-серый (в стиле «гризайль»), соломенно-дерюжный и др.
Вообще использование только существующих способов колорирования (крашение, прямая печать по белому или светлоокрашенному фону и др.) в какой-то степени сдерживает создание принципиально новых нетрадиционных приемов колорирования льняных тканей.
Последние российские инновационные разработки позволили создать перспективные эко-ткани с высокохудожественными полутоновыми рисунками по природно-окрашенному льну.
Особый интерес представляют технологии локального беления и цветной вытравной печати по серому льну [38-39], разработанные на кафедре
ХТВМ Ивановского государственного химико-технологического университета.
Способ локального полутонового беления тканей с интенсивной природной окраской льняного волокна основан на нетрадиционном подходе: разрушение естественных окрашенных спутников целлюлозы льна, в основном лигнинсодер-жащих веществ, в местах нанесения окислительного белящего состава. В основе способа используются технологические приемы окислительной вытравной печати. По суровому или полубелому льну (исходная светлота фона 25-45%) печатают специальным составом, содержащим пероксид водорода и силикат натрия или составом, содержащим хлорамин Б и уксусную кислоту. После печатания текстильный материал подсушивают и запаривают при температуре 102-105 °С в течение 5-10 мин, а затем промывают. Природная окраска самого льняного волокна позволяет исключить стадию предварительного крашения ткани и служит исходным фоном для получения особого колористического эффекта - белых и полубелых, полутоновых рисунков.
На основе способа локального полутонового беления была разработана технология совмещенного беления и колорирования нативного льна - цветная вытравная печать по серому льну [38-41]. Своеобразие технологии заключается в одновременном присутствии в печатном составе белящего агента (пероксида водорода), под действием которого происходит разрушение естественной окраски льна, и синтетического красителя (прямые, активные), фиксирующегося из печатного состава на отбеленных участках. Целенаправленный подбор концентрации компонентов композиции позволяет получать чистые и яркие расцветки, оригинальное цветовое решение.
В рамках способа цветной вытравной печати разработана технология получения выразительного дизайна, имитирующего на окрашенной льняной структуре цветовые эффекты типа дегра-де, цветовой муар.
Разработанные на кафедре ХТВМ способы вытравной печати дают возможность получения чистых, разнообразных по цветовой гамме узоров и вместе с тем обеспечить сохранение изысканной натуральности природного льна.
Таким образом визуальные эффекты: эффект ажура, ворса, свето-теневой эффект рельефных переплетений, эффект прозрачности, просвечивания, многослойности, блеска, деграде, матовости, эффекта лаке, меланжа, плиссе и т.д. - все они могут быть получены за счет переплетения, сырья, отделки.
ЛИТЕРАТУРА
1. Живетин В.В. и др. Лен на рубеже XX-XI веков. М.: ИПО «Полигран». 1998.
2. Корте Ф. и др. Экологическая химия / Пер. с нем. Ф. Корте. М.: Мир. 1997.
3. Мизонова Н.Г. Текстильная химия. 2001. №1(19). С.10-12.
4. Губина СМ. Текстильная химия. 2002. №1 (17). С. 15-19.
5. Ларин И.Ю. Текстильная промышленность. 1996. №6. С. 20-26.
6. Чешкова А.В. Текстильная промышленность.1998. № 3. С. 32-33.
7. Годз Н. Текстильняа химия. 2006. № 6. С. 54-56.
8. Прищинска Э. и др. Текстильная химия. 2001. №1(19). С.31-36.
9. Badertscher W., Kögel G. Zell. Mischungen. Textilveredlung. 1983. 18. N 3. S. 103.
10. Feess E V. Melliand Textilber. 1979. V. 60 N 7. P. 595-605.
11. Scoufis J. American Dyest. Rep. 1979. V. 68. N 7. P. 20-23.
12. Мельников Б.Н. Текстильное колорирование. Учебн. пособие. М.: 2008. 212 с.
13. Narkar A.K. Indian Text. J. 1983. V. 93. N 4. P. 91-97.
14. Чешкова А.В. Изв. вузов. Технология текстильной промышленности. 2007. № 1. С. 45-50.
15. Чешкова А.В. Вестник КГТУ. 2007. № 15. С. 29-32.
16. Чешкова А.В. Текстильная химия. 2000. № 2(18). С. 112-117.
17. Шибашова С.Ю. Текстильная промышленность. 2002. № 3. С. 29-30.
18. Рудин Н.Г. Художественное оформление тканей. 1964. С. 88.
19. Журавлева Н.В. и др. Колорирование текстильных материалов. Учебное пособие для вузов. М.:МГТУ им. А.Н. Косыгина. 2007. 368 с.
20. Леви Л. Текстильная химия. 2001. № 1 (19). С. 69-72.
21. Качурина Н.М. Колористика хлопчатобумажных и штапельных тканей. Легкая индустрия. 1967. 120 с.
22. Назарова Т.И., Шейко О.К. Текстильная промышленность. 1987. № 11. С. 60.
23. Волхонская Н.С., Дергачева Т. А. Текстильная химия. № 3. 2003. С. 169-171.
24. Петрова О.В. Текстильная химия. №1 (20). 2002. С. 29-34.
25. Журавлева Н.В. Колорирование текстильных материалов. М.: МГТУ. 2007. 368 с.
26. Narkar A.K Indian Text. J. 1983. V. 93. N 4. P. 91-97.
27. Козлова О.В. и др. Межд. научн.-техн. конф. "Пути совершенствования технологии и оборудования в льняной отрасли текстильной промышленности". Сб. докл. Кострома.1994. С. 139.
28. Narkar A.K. Indian Text. J. 1983. V. 93. N 4. P. 91-97.
29. Щеглова Т.Л. Материалы 11 Международной науч.-техн. конф. Владимир. ЗАО «Полицелл». С. 232-233.
30. Громейко И.В., Переволоцкая В.К. Текстильная промышленность. 1985. № 5. С. 63-64.
31. Епишкина В. А., Киселев А.М. Авт. свид. №1557225. Опубл. 15.12.1998. Б.И. 14.
32. Епишкина В.А., Киселев А.М. Теоретические и практические аспекты текстильных материалов и синтеза красителей. Иваново. 1991. С.94-98.
33. Конычева М.В. и др. Создание камуфлированных рисунков из триады пигментов на базе данных спектрофо-тометрических исследований/ ВНТК «Дни науки-2007». СПГУТиД. С. 122-123.
34. Козлова О.В. II Конгресс колористов. РСХТК, 1996. С. 78-79.
35. Макарова А.А., Козлова О.В. 59 Межд.науч. технич. конфер. Кострома. 2007. С. 64-65.
36. Babiker Badri. J. S. D. C. Vol. 106. October. 1990. P. 321-327.
37. Владимирцева Е.Л. Теоретическое обоснование и разработка принципиально нового способа локального отбеливания льносодержащих тканей: Дис. ...канд. техн. наук. Иваново. 1996
38. Патент РФ № 2093629, D 06Q 1/02. Способ декорирования текстильных целлюлозосодержащих материалов / Е.Л. Владимирцева и др. Опубл. 1997. Бюл.№ 29.
39. Лещева О.А., Владимирцева Е.Л., Шарнина Л.В. Новые возможности в художественно-колористическом оформлении серых льняных тканей // Научн. -техн. конф. " Студенты и молодые ученые КГТУ-производству". Сб. докл. Кострома. 2003. С. 95.
40. Владимирцева Е.Л. и др. Деп. в ВИНИТИ. №1260. В
2002. М. 2002. 12 с.
41. Лещева О.А. и др. Деп. в ВИНИТИ. №1361- В 2003. М.
2003. 15 с.
Кафедра химической технологии волокнистых материалов