DOI: 10.24412/2070-1381-2023-97-98-111
Перспективы интеграции Молдовы в НАТО
Харитонова Наталья Ивановна
Доктор политических наук, доцент, главный научный сотрудник, Российский государственный гуманитарный
университет, Москва, РФ.
E-mail: natahari@yandex.ru
SPIN-код РИНЦ: 6491-4442
ORCID ID: 0000-0002-7980-6562
Аннотация
Статья посвящена анализу перспектив интеграции Республики Молдовы в НАТО. Внешнеполитическая ориентация Молдовы и ее военно-политический статус представляют собой проблему регионального масштаба, обострившуюся с началом специальной военной операции России на Украине. Цель статьи — определить модель интеграции современной Молдовы в НАТО на политическом уровне. В ходе исследования были решены следующие задачи: проанализирована история взаимодействия Республики Молдовы и НАТО, определен характер взаимоотношений Кишинёва и Североатлантического альянса в контексте специальной военной операции России на Украине, определены перспективы интеграции Молдовы в НАТО с учетом региональной и глобальной обстановки. Посредством использования в качестве методологической базы системного анализа, геополитического подхода, ретроспективного анализа, историко-сравнительного анализа автор пришла к следующим выводам: при нынешнем политическом руководстве Молдова будет активно продвигаться по пути интеграции с западными политическими и военно-политическими структурами; не имея возможности конституционным путем отменить нейтральный статус Республики, руководство Молдовы выбрало путь де-факто интеграции в НАТО при номинально существующем нейтральном статусе страны, пользуясь тем обстоятельством, что нейтралитет Молдовы не признан мировым сообществом и никем не гарантируется; в случае успешной апробации такой модели не исключено, что она будет использоваться НАТО и другими военно-политическими блоками в отношении других по сути зависимых от США и стран Запада государств. Представляет интерес изучение возможности разработки политического инструментария для нейтрализации активности Североатлантического альянса на восточном направлении с учетом факта «делегированной субъектности» организации.
Ключевые слова
Молдова, НАТО, Приднестровье, Россия, Украина, интеграция, военно-политический блок, «делегированная субъектность», нейтралитет, специальная военная операция, региональная безопасность.
Prospects for Moldova's Integration into NATO
Natalya I. Kharitonova
DSc (Political Sciences), Associate Professor, Chief Science Officer, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation. E-mail: natahari@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-7980-6562
Abstract
The article is devoted to the analysis of the prospects for the integration of the Republic of Moldova into NATO. The foreign policy orientation of Moldova and its military-political status are a problem of a regional scale, which has become aggravated with the start of Russia's special military operation in Ukraine. The aim of the article is to define a model for the integration of modern Moldova into NATO at the political level. During the study, the following tasks were solved: the history of interaction between the Republic of Moldova and NATO was analyzed, the nature of relations between Chisinau and the North Atlantic Alliance in the context of Russia's special military operation in Ukraine was determined, and the prospects for Moldova's integration into NATO were determined, taking into account the regional and global situation. Through the use of system analysis, geopolitical approach, retrospective analysis, historical and comparative analysis as a methodological basis, the author came to the following conclusions: under the current political leadership, Moldova will actively move towards integration with Western political and military-political structures; unable to constitutionally abolish the neutral status of the republic, the leadership of Moldova chose the path of de facto integration into NATO with the nominally existing neutral status of the country, taking advantage of the fact that the neutrality of Moldova is not recognized by the world community and is not guaranteed by anyone; if such a model is successfully tested, it is possible that it will be used by NATO and other military-political blocs in relation to other states de facto dependent on the United States and other Western countries. It is of interest to study the possibility of developing political tools to neutralize the activity of the North Atlantic Alliance in the eastern direction, taking into account the fact of the "delegated subjectivity" of the organization.
Keywords
Moldova, NATO, Transnistria, Russia, Ukraine, integration, military-political bloc, "delegated subjectivity", neutrality, special military operation, regional security.
Введение
Геополитические противоречия в современном мире определяют не только изменения государственных границ, но и перераспределение сфер геополитического влияния крупных игроков. Вкупе с последствиями пересмотра ряда принципов международного права и предельным
обострением угрозы глобального военного конфликта происходящее сегодня в мировой политике специалисты определяют как становление нового мирового порядка. В этих переходных условиях военно-политические блоки, чей характер деятельности при их создании в начале холодной войны определялся как «коллективная оборона», начинают играть новую роль, становясь проводниками интересов крупных игроков, имеющих по сути наступательный характер. Речь прежде всего идет о НАТО, выступающем в геополитическом противостоянии России и коллективного Запада в качестве одной из основных сил, обладающих «делегированной субъектностью» (фактически политика НАТО определяется США, взявших на себя большую часть расходов на обеспечение организации). В ситуации, когда ядерное сдерживание продолжает работать, при резком росте напряженности в Европе выяснилось, что превентивные действия как относительно новая стратегия НАТО имеют ограниченную эффективность. Фактически главной функцией НАТО в текущей гибридной войне Запада против России является поддержание блоковой дисциплины и инфраструктурное освоение территорий, относящихся к сфере геополитического влияния РФ.
В рамках реализации поставленных Вашингтоном целей Брюссель существенное внимание уделяет Республике Молдове (РМ), имеющей весьма специфическое геополитическое положение. Зажатая между территорией страны - участницы Альянса (Румыния) и страны, где разворачивается горячая фаза гибридного конфликта (Украина), Молдова, не имеющая выхода к морю (кроме 430-метровой полосы берега Дуная, доставшейся ей в ходе обмена территориями с Украиной в 2005 году), тем не менее представляет интерес для США, прежде всего в логистическом плане. Важно также и то, что у Молдовы есть неурегулированный конфликт с ориентирующимся на Россию Приднестровьем. Наконец, Молдова является нейтральным государством, что должно означать политику невмешательства в конфликты и отказ от оказания помощи сторонам конфликта и, конечно, внеблоковый статус. Тем не менее с началом реализации специальной военной операции России на Украине руководство НАТО делает недвусмысленные заявления относительно возможности более глубокого участия Молдовы в проектах Альянса и даже полноценного членства, несмотря на действующий нейтралитет страны. Эта линия Брюсселя однозначно поддерживается новым прозападным политическим руководством в Кишинёве и вызывает обеспокоенность в Москве. Изменение баланса сил в регионе Северного Причерноморья может иметь весьма негативные последствия не только для региональной, но и для глобальной системы безопасности.
Для более точного определения модели интеграции современной Молдовы в НАТО на политическом уровне, что является целью настоящего исследования, необходимо решить следующие задачи: во-первых, проанализировать историю взаимодействия Республики Молдовы и НАТО; во-вторых, определить характер взаимоотношений Кишинёва и Североатлантического альянса в контексте специальной военной операции России на Украине; в-третьих, определить перспективы интеграции Молдовы в НАТО с учетом региональной и глобальной обстановки. При подготовке исследования в качестве методологической базы использовались системный анализ, геополитический подход, ретроспективный анализ, историко-сравнительный анализ. Отдельные положения, изложенные в статье, были апробированы автором в качестве аналитических материалов для государственных органов власти.
Взаимодействие Молдовы и НАТО
Сотрудничество независимой Республики Молдовы с НАТО имеет достаточно давнюю историю. Весьма подробно анализ этого взаимодействия между военно-политическим блоком и нейтральным постсоветским государством дан в статье С.Я. Лавренова [Лавренов 2022]. Отметим здесь лишь основные вехи. Сотрудничество началось в 1992 году с присоединением Республики к Совету евроатлантического сотрудничества (в 1997 году переименован в Совет евроатлантического партнерства). Уже в 1994 году Молдова присоединяется к программе НАТО «Партнерство ради мира». По оценкам властей РМ, этот шаг позволил национальной армии Молдовы повысить свою боеготовность и участвовать в обеспечении международной безопасности. В этом же году Кишинёв начал участвовать в Международной программе военного обучения (1МЕТ): благодаря программе военные Молдовы обучаются в американской военной академии в Вест-Пойнте за счет США. В 1997 году учреждается миссия Республики Молдовы в НАТО. В 2004 году Молдова вошла в Группу по безопасности и сотрудничеству в Юго-Восточной Европе (SEEGROUP). В мае 2006 года Молдова подписывает Индивидуальный план партнерства (1РАР). Согласно документу, целью механизма партнерства НАТО с участниками программы является укрепление политического диалога, консультации с целью обеспечения сотрудничества для поощрения и поддержки внутренних и внешних условий для продвижения демократических реформ. При этом в Плане указывалось, что «путем внедрения 1РАР Республика Молдова не преследует цель вступления в НАТО, а надеется использовать План для ускорения процесса реформ в секторах национальной защиты и безопасности»1. По сути, Индивидуальный план партнерства предусматривает реформирование системы безопасности и обороны республики в соответствиис принципами НАТО. Согласно Плану, в 2007 г. при поддержке Департамента публичной дипломатии НАТО в Кишинёве был открыт Центр информации и документации по НАТО, в 2007-2008 годах при Службе информации и безопасности Молдовы был создан Антитеррористический центр для возможного участия в операциях под эгидой НАТО. С 2012 года Молдова участвует в «Глобальной инициативе в области миротворческих операций», реализуемой при поддержке США. Программа позволила легализовать участие стран Запада (прежде всего США и Великобритании) в обучении и переподготовке вооруженных сил Молдовы. Достигнутый уровень взаимодействия позволяет Молдове участвовать в многочисленных совместных учениях вооруженных сил и сил безопасности, а также направлять ограниченный контингент и военную технику в зоны проведения совместных миротворческих операций (Косово, Либерия, Южный Судан и др.). В 2017 году в Кишинёве начало свою работу Бюро по связям с Североатлантическим альянсом.
Ретроспективный анализ показывает, что взаимодействие НАТО и Молдовы имело поступательный и системный характер, в целом не прослеживается откатов в развитии связей либо ярко выраженных периодов охлаждения отношений. Сравнение с имеющимся опытом взаимодействия с Альянсом ряда постсоветских стран (Грузия, Украина) также показывает, что отношения РМ — НАТО развивалось в общем русле взаимоотношений военно-политического блока с теми постсоветскими странами, которые к середине-концу 2000-х годов, пережив сценарии так называемых цветных революций, приступили к реализации прозападного вектора внешней политики [Tolstov 2005].
1 Индивидуальный План действий партнерства Республика Молдова - НАТО вступил в силу // IPN [Электронный ресурс]. URL: https://www.ipn.md/ru/individualnyy-plan-deystviy-partnerstva-respublika-moldova-nato-vstupil-v-silu-7965 960978. html#ixzz7sL6ht9oj (дата обращения: 04.02.2023).
Что касается Молдовы, то необходимо отметить, что институализация отношений Кишинёва и НАТО негативным образом сказывается на состоянии приднестровского конфликта и переговорном процессе по его урегулированию, а также имеет в целом негативные последствия для региональной обстановки. Глава МИД Приднестровской Молдавской Республики (ПМР) В. Игнатьев указывает как на один из эффектов на «скоординированные действия Молдавии и Украины по блокированию потенциала миротворческой операции на Днестре», что выступает в качестве факторов «эскалации напряженности, которые уже в ближайшей перспективе способны привести к существенному силовому дисбалансу в Причерноморье в пользу Североатлантического альянса» [Игнатьев 2015, 120]. Несмотря на то, что ситуация в сфере безопасности в Европе оценивается по-разному в России и на Западе [Cebotari 2019], можно утверждать, что расширение влияния прозападных политических сил в Молдове в 2010-х годах привело к изменению приоритетов в документах стратегического планирования, прежде всего во внешнеполитической сфере. Так, в июле 2018 года парламент РМ утвердил новую «Национальную стратегию обороны»2. Этот документ разрабатывался под патронажем Бюро НАТО в Кишинёве (ключевая цель Бюро — реализация «Инициативы по строительству обороны и безопасности» (Defence and Related Security Capacity Building — DCB3)). Неудивительно, что в этой редакции «Национальной стратегии обороны» главными угрозами страны называются Россия и Приднестровье, а основными союзниками — НАТО и ЕС. А уже в ноябре того же года на сайте Парламентской ассамблеи НАТО был опубликован доклад «Противодействие российским гибридным угрозам: обновление» (Countering Russia's Hybrid Threats: An Update)4. Ключевая мысль доклада заключалась в предоставлении обязательств Грузии, Украине и Молдавии по принятию в НАТО, причем РМ занимала в докладе особое место как нейтральное государство.
Последние десять лет США все более активно участвуют в модернизации национальной армии Молдовы, а также военной инфраструктуры, для чего ежегодно выделяется по 12,75 млн долларов в рамках программы Foreign Military Financing. Кроме финансовой помощи, США осуществляют прямые поставки оружия, оборудования и военной техники в Молдову. Так, в 2021 году было по меньшей мере две поставки — 26 сентября и 12 декабря. Точный состав груза правительством Молдовы не был обнародован — Кишинёв ссылался на секретность информации. Однако отдельные официальные лица Молдовы указывали, что вооружение и техника предназначены для модернизации Вооруженных сил Молдовы и «повышения оперативной совместимости при участии в международных миротворческих операциях»5. Эксперты, в свою очередь, указывают на то, что это могли быть легкие бронемашины, стрелковое оружие, противотанковые гранатометы, боеприпасы и средства связи [Лавренов 2022, 28]. Формально поставляемая США техника и вооружения могут быть использованы с целью укомплектования 22-го миротворческого батальона РМ, который выполняет соответствующие задачи за пределами республики. В тот же период
2 Постановление №134 от 19 июля 2018 г. «Об утверждении Национальной стратегии обороны и Плана действий по внедрению Национальной стратегии обороны на 2018-2022 годы» // Registrul de stat al actelor juridice al Republicii Moldova [Электронный ресурс]. URL: http://lex.justice.md/ viewdoc.php?action=view&view=doc&id=376667&lang=2 (дата обращения: 05.02.2023).
3 Defence and Related Security Capacity Building Initiative // NATO [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato.int/cps/ en/natohq/topics 132756.htm#:~:text=The%20Defence%20and%20Related%20Security.countries%20requesting%20 assistance%20from%20NATQ (дата обращения: 05.02.2023).
4 Countering Russia's hybrid threats: an update // NATO Parliamentary Assembly [Электронный ресурс]. URL: https://www.nato-pa.int/download-file?filename=/sites/default/files/2018-12/166%20CDS%2018%20E%20fin%20 -%2QHYBRID%20THREATS%20-%2QJOPLING 0.pdf (дата обращения: 04.02.2023).
5 США создают на базе Республики Молдова ещё один плацдарм для гибридной войны с Россией // News Front [Электронный ресурс]. URL: https://news-front.info/2021/09/29/ssha-sozdayut-na-baze-respubliki-moldova-eschyo-odin-platsdarm-dlya-gibridnoy-voyny-s-rossiey/ (дата обращения: 04.02.2023).
средства массовой информации России, Молдовы и Украины, представители экспертного сообщества указанных стран информировали общественность о присутствии в Кишинёве 400 американских морских пехотинцев6.
Важно отметить, что расходы на оборону РМ постоянно растут: за последние 10 лет в 4 раза (с 223 млн леев в 2011 г. до 914,5 млн в 2021 г.) [Шаповалов 2021]. А с началом СВО России на Украине темпы роста расходов на армию дополнительно увеличиваются. Немаловажно, что молдавский политический класс надеется на содействие НАТО в разрешении приднестровского конфликта.
Между тем поставки военной техники и вооружений США, а тем более длительное присутствие американских военных на территории Молдовы явно противоречат нейтральному статусу страны, зафиксированному в Конституции. Этот факт не может не вызывать беспокойства у Москвы, трезво оценивающей значение Молдовы и неурегулированного конфликта на Днестре в контексте ведущейся СВО. Ведь дальше речь может пойти о создании «учебных центров» (то есть военных баз США) на территории Молдовы по аналогии с Украиной (только близ Одессы Пентагон располагает двумя военными базами (авиационная и военно-морская) в Очакове и в Ильичёвске). Учитывает Москва и тот факт, что США приступают к строительству так называемого посольства США «нового типа» (по примеру посольств в Ираке и Армении, где посольский корпус совмещен с разведывательным центром, центром информационной и психологической борьбы и расположением ограниченных военных контингентов) в центре Кишинёва на месте переданного молдавским правительством США для этих целей старого городского стадиона. Этот и ряд других фактов позволяют предположить, что создаваемая военно-политическая инфраструктура в Молдове может использоваться и НАТО, как это происходит в других регионах.
Состояние отношений Молдовы и НАТО в контексте специальной военной операции России на Украине
Победа М. Санду во втором туре президентских выборов в Молдове в 2020 году, а затем победа ее партии на парламентских выборах в 2021 году привели страну к совершенно новой ситуации, когда президент, парламент и правительство проводили единую и согласованную прозападную политику. Летом 2021 года власти РМ официально заявили о том, что отношения с США и НАТО являются одним из приоритетов внешней политики страны.
С началом СВО власти Молдовы на официальном уровне осудили Россию и поддержали Украину и ее политическое руководство. Кишинёв вновь обозначил актуальность движения на Запад и неуклонное желание интегрироваться в западные политические и военно-политические структуры. В июне 2022 года Молдова (вместе с Украиной) получила статус кандидата в члены ЕС7. Ассоциированным членом ЕС Молдова является с июля 2016 года (церемония подписания соглашения об ассоциации состоялась в июне 2014 года [Харитонова 2014]). В связи с этим президент Франции Э. Макрон отметил, что принятие Молдовы и Украины в кандидаты в члены ЕС стало политическим сигналом Москве8. Таким образом, политическая подоплека этого решения Брюсселем отнюдь не скрывалась.
6 Пентагон в Молдове готовится к обострению на Донбассе // Anna-news.info [Электронный ресурс]. URL: https://anna-news.info/pentagon-v-moldove-gotovitsya-k-obostreniyu-na-donbasse/ (дата обращения: 04.02.2023).
7 Украина и Молдавия стали кандидатами в члены ЕС // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/15018237 (дата обращения: 04.02.2023).
8 «Исторический момент, символ надежды и сигнал для России». Украину и Молдавию пригласили в ЕС // Газета.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2022/06/23/15031112.shtml (дата обращения: 04.02.2023).
Между тем с началом специальной военной операции России на Украине интенсифицировалось военное сотрудничество Молдовы со странами НАТО. Накануне СВО правительство Молдавии утвердило план сотрудничества с Альянсом на 2022-2023 годы. Власти Молдовы отметили, что при реализации плана акцент будет сделан на модернизации системы безопасности страны, а также запуске новой программы профессионального развития экспертов в этой сфере9. Тогда же, в январе 2022 года, представители политического класса и интеллигенции Молдовы обратились к руководству США и Евросоюза, а также генсеку НАТО с заявлением о том, что Вашингтон и Брюссель не имеют права бросить Кишинёв в столь сложной обстановке. В обращении содержался призыв не отпускать Молдавию в сферу влияния России, содействовать выводу российских войск с ее территории, «воспрепятствовать попыткам России остановить расширение НАТО на Восток»10.
Примечательным было заявление Министра иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) Н. Попеску в сентябре 2022 года: «НАТО — друг для Молдовы, который помогает решать множество проблем»11. Спустя несколько дней министр обороны РМ А. Носатый обсудил с и.о. главы Офиса по связи НАТО в Молдове Б. Пакликовой перспективы реализации Инициативы по наращиванию оборонного потенциала фСВ1), а также Плана действий индивидуального партнерства РМ — НАТО (1РАР). Представитель НАТО подтвердила готовность Организации поддержать министерство обороны в реформировании вооруженных сил РМ12.
В конце 2022 года власти РМ заявили о том, что расходы на Вооруженные силы Молдавии в 2023 году будут увеличены на 50% и составят около 87 млн долларов. Ранее, в июне 2022 года, в ЕС пообещали выделить €40 млн на поставку нелетального вооружения, которые повысят совместимость с войсками европейских стран. Программа рассчитана на 36 месяцев и предполагает передачу Кишинёву логистической техники, транспорта, БПЛА, оборудования для обеспечения кибербезопасности, средств связи и управления. Военную помощь Кишинёву начал оказывать также Пентагон13. В ноябре 2022 года в системе раскрытия государственных расходов правительства США была опубликована информация о приобретении Пентагоном приборов ночного видения для нужд Кишинёва на $810 тыс.14 1 октября, выступая на брифинге, министр обороны Германии К. Ламбрехт сообщила о намерении передать Молдавии армейские беспилотники и другую военную технику. Уже в январе 2023 года прибыла первая партия бронетранспортеров из Германии15.
В абсолютном выражении суммы военного бюджета Молдавии могут показаться небольшими, однако здесь важна тенденция (плюс 50%) и демонстрация нового приоритета государственной политики — курс на милитаризацию для «защиты от российской угрозы». Молдова, перманентно находящаяся в экономическом и энергетическом кризисе, ограничена
9 Правительство Молдавии утвердило план сотрудничества с НАТО // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20220119/nato-1768591351.html (дата обращения: 04.02.2023).
10 Молдаване пишут письмо американскому султану: композитор Евгений Дога просит вывести российские войска из Молдовы... // MPSH [Электронный ресурс]. URL: https://mpsh.ru/5834-moldavane-pishut-pismo-amerikanskomu-sultanu. html (дата обращения: 04.02.2023).
11 Представитель МИДЕИ: в отношениях с НАТО необходимо преодолеть стереотипы // Днестр.ТВ [Электронный ресурс]. URL: http://www.dnestr.tv/15266-predstavitel-midei-v-otnosheniyah-s-nato-neobhodimo-preodolet-stereotipy.html (дата обращения: 04.02.2023).
12 Министр обороны обсудил с представителем НАТО перспективы сотрудничества // eNews [Электронный ресурс]. URL: https://enews.md/publicatsia/ministr-oborony-obsudil-s-predstavitelem-nato-perspektivy-sotrudnichestva (дата обращения: 04.02.2023).
13 «По отработанной схеме»: как при поддержке Запада происходит милитаризация Молдавии // Russia Today [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/1085143-moldaviya-byudzhet-nato-oruzhie (дата обращения: 04.02.2023).
14 Минобороны США закупит для Молдавии приборы ночного видения на $810 тысяч // Russia Today [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/world/news/1080561-moldaviya-ssha-pribori-nochnogo-videniya (дата обращения: 04.02.2023).
15 Первые бронемашины для армии Молдавии прибыли из Германии // ТАСС [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/16771355 (дата обращения: 04.02.2023).
в финансовых возможностях для модернизации вооруженных сил. В связи с этим Кишинёв пользовался и будет продолжать пользоваться возможностями разнообразных программ западной военной помощи, аргументируя свои потребности в укреплении национальной армии понятным на западе аргументом — «угрозой агрессии со стороны России».
Примечательно, что резкие и категоричные заявления о вступлении Молдовы в НАТО обычно звучат после возвращения из зарубежных поездок президента и членов правительства. Так, в декабре 2022 года в прессе активно обсуждалось заявление президента Молдовы М. Санду японским СМИ о том, что Молдова намерена вступить в НАТО16. В свою очередь, глава МИДЕИ Н. Попеску на саммите ОБСЕ в Варшаве заявил о необходимости вывести российских военных с территории Молдовы (Приднестровья), которые там якобы находятся незаконно, после чего станет возможным вступление Молдовы в НАТО17. Синхронные заявления первых лиц по одной и той же теме позволяют предположить, что Молдова максимально близка к тому, чтобы начать формальные процедуры по интеграции страны в Альянс, учитывая, что «военное освоение НАТО территории Молдовы» давно и успешно происходит, с 2007 года здесь создаются элементы инфраструктуры Альянса и проч. Однако в своих публичных заявлениях власти Молдовы намеренно упрощают ситуацию, на деле же она куда сложнее. Во-первых, Молдова, согласно Конституции, является нейтральным, а значит, внеблоковым государством. Во-вторых, не урегулирован приднестровский конфликт (как известно, в НАТО не может быть принята страна, на территории которой имеется неурегулированный территориальный конфликт). В-третьих, решение о приеме в члены НАТО принимается консенсусом — сложно представить ситуацию, когда все страны - члены Альянса сразу и единогласно решат принять самое бедное государство Европы в свои ряды.
Таким образом, громкие заявления Санду и Попеску вероятнее всего преследуют другую цель (тем более что заявления о необходимости вывода российских военных из Приднестровья звучат уже не первый год, по этому поводу в 2018 году даже была принята Резолюция ГА ООН). Властям Молдовы необходимо было напомнить своим патронам на Западе и их сторонникам о том, что Молдова неуклонно стремится к интеграции в западные структуры, несмотря на то, что в ноябре 2022 года произошли ситуативные позитивные изменения в отношениях с Москвой (фактически помимо их воли). Однако последствия этих изменений оказались жизненно важными для молдавского населения и местного бизнеса. Во-первых, благодаря усилиям молдавской политической оппозиции Росспотребнадзор запустил в РФ продукцию двенадцати молдавских производителей; во-вторых, «Газпром» возобновил поставки газа в Молдову с условием, что весь газ будет использоваться Приднестровьем в обмен на поставки Молдавской ГРЭС (располагается на территории Приднестровья) электроэнергии в Молдову, что позволит не допускать повторения ноябрьских блэкаутов на правом берегу Днестра.
Примечательно, что все эти позитивные изменения в отношениях Молдовы с Москвой, за которые М. Санду и Н. Попеску были вынуждены оправдываться в заграничных поездках, стали возможны благодаря усилиям США. Достигнутым договоренностям между РМ и ПМР в формате «1+1» предшествовала встреча Посла США Кента Д. Логсдона с президентом ПМР В. Красносельским. Эксперты считают, что США, внимательно отслеживающие ситуацию в Молдове, пришли к выводу о возможной потере контроля над ситуацией в стране по итогам
16 Майя Санду решила «вступить» Молдавию в НАТО: насколько это реально // Московский комсомолец [Электронный ресурс]. URL: https://www.mk.ru/politics/2022/12/05/mayya-sandu-reshila-vstupit-moldaviyu-v-nato-naskolko-eto-realno. ЫшЦдата обращения: 04.02.2023).
17 Вице-премьер Молдавии призвал к выводу российских войск из Приднестровья // Российская газета [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2022/12/01/vice-premer-moldavii-popesku-prizval-k-vyvodu-rossijskih-vojsk-iz-pridnestrovia. ЫшЦдата обращения: 04.02.2023).
анализа ноябрьских эксцессов с электроэнергией на фоне продолжавшихся политических протестов в стране. Появилась необходимости снизить накал, а это возможно было сделать только путем достижения хоть и временного, но все же консенсуса между РМ, ПМР и Россией («Газпром», Роспотребнадзор). И, как выяснилось в очередной раз, этот консенсус без участия США, полностью контролирующих официальный Кишинёв, невозможен.
Тем не менее значение заявлений президента и главы МИДЕИ о необходимости вступления Молдовы в НАТО не стоит недооценивать. Они отражают вполне осознанные устремления молдавского политического класса. К вступлению в западные структуры постепенно будет готовиться и общественное мнение в Молдове. В случае если политическая ситуация в регионе и в стране не изменится кардинально, уже в обозримой перспективе Молдова может отказаться от своего конституционного нейтралитета, имеющего в действительности фиктивный характер, что, однако, не означает немедленное принятие РМ в Альянс, а скорее использование Альянсом территории Молдовы в военно-политических целях.
Приднестровье крайне обеспокоено милитаризацией Молдовы посредством системной военной и финансовой помощи со стороны Запада в период реализации СВО, а также информацией о поставках военной техники НАТО из Румынии через территорию Молдовы на Украину. В Тирасполе опасаются, что поставки вооружения и военной техники из стран НАТО в Молдову «с целью повышения обороноспособности» последней лишь ухудшат ситуацию с безопасностью в регионе. С точки зрения МИД ПМР, вооружая Молдавию, «НАТО фактически раздувает противостояние, провоцирует горячие головы»18. Более того, политический класс в Приднестровье и экспертное сообщество опасаются, что Молдова может в одностороннем порядке выйти из «Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова» от 21 июля 1992 года19, что будет означать возвращение к ситуации 1992 года, то есть вооруженному конфликту на Днестре. Нынешняя же региональная обстановка может предельно обострить ситуацию в регионе, где усилиями России 30 лет поддерживался хрупкий мир, ведь теперь Молдова и Украина (формально сохраняющая статус посредника и гаранта в переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта) выступят единым фронтом против пророссийски настроенного Приднестровья и базирующихся там российских миротворцев и контингента Оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова (ОГРВ ПРРМ).
Таким образом, анализ показал, что взаимодействие Молдовы с НАТО в период реализации СВО приобрело более интенсивный характер. Более активную военную, политико-дипломатическую помощь Молдове, помимо США, стали оказывать и другие страны - участницы Альянса (Великобритания, Германия, Польша и др.). Относительно целей оказываемого Западом содействия Кишинёву важно отметить тот факт, что США и их союзники действуют по тому же сценарию, что и в отношении Украины. Экспертное сообщество указывает, что политика Запада на молдавском направлении нацелена на втягивание Молдавии в конфронтацию с Россией по схеме, которая с 2014 года реализовывалась на Украине: «под видом «безобидных» поставок нелетального вооружения, включая средства связи, обмена данными и разведки, осуществляется создание инфраструктуры управления войсками государства-сателлита»20. Такой подход позволяет не только использовать ресурсы де-факто контролируемой ими страны,
18 «По отработанной схеме»: как при поддержке Запада происходит милитаризация Молдавии // Russia Today [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/1085143-moldaviya-byudzhet-nato-oruzhie (дата обращения: 04.02.2023).
19 Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Республики Молдова // МИД ПМР [Электронный ресурс]. URL: https://mid.gospmr.org/ru/sGv (дата обращения: 04.02.2023).
20 «По отработанной схеме»: как при поддержке Запада происходит милитаризация Молдавии // Russia Today [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/article/1085143-moldaviya-byudzhet-nato-oruzhie (дата обращения: 04.02.2023).
105
но и управлять процессом противостояния России на конкретном театре военных действий. В частности, совместные учения молдавской армии с силами стран - участниц НАТО призваны повысить уровень взаимодействия, встроив вооруженные силы республики в подконтрольный Альянсу контур управления.
Важную роль здесь играют и планы политического руководства Молдовы по вхождению в состав Румынии (идея так называемой унири), которая также является страной - участницей Альянса. Румыния и Молдова, так и не подписавшие базовый договор (румынская сторона не считает необходимым пописывать такой договор между «двумя румынскими государствами»), на системной основе развивают отношения, которые эксперты определяют как подготовку к поглощению Молдовы Румынией при том, что население относится к такой перспективе весьма неоднозначно (по данным соцопросов, проведенных в феврале 2023 года, если бы состоялся референдум по вопросу объединения с Румынией, 52,2% граждан Молдовы проголосовали бы против, а 36,2% — за21). Так, в 2010 году Кишинёв и Бухарест подписали договор об обмене информацией о гражданах Молдавии и о доступе к линиям спецсвязи. Двумя годами позже был подписан (ратифицирован в 2013 году) договор о сотрудничестве в военной сфере. Этим договором, в частности, предусмотрено оказание помощи со стороны Румынии в случае конфликта Молдавии и Приднестровья, а также возможность бессрочного нахождения на территории страны румынских войск22.
Таким образом, многими специалистами признается, что Молдова по ряду параметров идет по пути Украины с той лишь разницей, что де-юре Кишинёв еще не отказался от нейтралитета, а де-факто это произошло23. На текущий момент, судя по всему, США максимально усиливают инфраструктуру НАТО в Молдавии, осваивают ее территорию, чтобы иметь стабильный и укрепленный тыл в рамках противоборства с Россией на Украине. Однако по мере ослабления позиций США и НАТО в противоборстве с Россией на Украине Вашингтон и Брюссель могут начать реализовывать планы по открытию «второго фронта» в Приднестровье. Усиление присутствия Альянса в Молдавии в перспективе может привести к провокациям против российских миротворцев в Приднестровье и возобновлению горячей фазы приднестровского конфликта в изменившихся геополитических условиях и в совершенно ином политическом контексте. Таким образом, риск вовлечения Молдовы в конфликт Запада с Россией вполне вероятен. И, очевидно, нейтральный статус Молдовы не станет препятствием для реализации оперативных планов западной коалиции, весьма свободно распоряжающейся судьбами своих сателлитов.
Перспективы вступления Молдовы в НАТО с учетом региональной и глобальной обстановки
В январе 2023 года в общественно-политических кругах Республики Молдовы в очередной раз активизировалось обсуждение темы вступления страны в НАТО. С учетом того, что РМ, согласно Конституции, является нейтральным государством, перед Кишинёвом сегодня стоит вопрос вариантов реализации таких планов.
О нейтральном статусе Молдовы говорится в статье 11 Конституции РМ (Республика Молдова провозглашает свой постоянный нейтралитет. Республика Молдова
21 Большинство опрошенных молдаван против вступления в НАТО и объединения с Румынией // Рамблер [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/50133773-bolshinstvo-oproshennyh-moldavan-protiv-vstupleniya-v-nato-i-obedineniya-s-rumyniey/ (дата обращения: 04.02.2023).
22 Соглашение с неизвестными // Молдавские ведомости [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.md/news/ Soglashenie S Neizvestnymi (дата обращения 6 февраля 2023).
23 Политолог Наталья Харитонова: Молдавия уже стала «Украиной» // Российская газета [Электронный ресурс]. URL:https://rg.ru/2023/02/02/politolog-natalia-haritonova-moldaviia-uzhe-stala-ukrainoj.html(дата обращения: 04.02.2023).
не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств)24. Однако еще большее значением имеет статья 142 Конституции, где обозначены пределы пересмотра нейтрального статуса. В этой статье указано, что нейтральный статус может быть пересмотрен путем всенародного референдума большинством граждан, включенных в избирательные списки (подпункт 1), и что Конституция не может быть пересмотрена во время чрезвычайного, осадного и военного положения (подпункт 3). Речь идет о так называемом позитивном нейтралитете, предусматривающем последовательное неучастие государства в военных союзах, который закрепляется в основных нормативно-правовых актах страны, но при этом не является официально признанным мировым сообществом, в частности ООН, как это имеет место в отношении, например, Туркменистана [Малышев 2019, 188-189].
Общее количество избирателей, зарегистрированных в Государственном реестре избирателей, на 3 января 2022 года составляет 3 283 288 человек25. Спустя год число избирателей немного выросло: общее количество избирателей, внесенных в Государственный реестр избирателей, по состоянию на 3 января 2023 года составляет 3 294 050 человек26. Однако в любом случае собрать более половины голосов от указанного числа избирателей в стране для руководства РМ является невыполнимой задачей, так как, во-первых, большинство населения выступает против вступления страны в Североатлантический альянс, а во-вторых, традиционно в Молдове голосует около половины избирателей (так, на последних выборах явка составила 48%). Как показывают данные социологических опросов последних десяти лет, идею вступления Молдовы в НАТО поддерживают около 20% населения, а число ее противников вдвое больше — около 50%. Например, по данным «Ассоциации социологов и демографов Молдовы», в январе 2012 года за вступление в НАТО выступало 17% населения, против — 47%, в 2018 году за — 24%, против — 54%. По данным социологической компании CBS-Research, на начало февраля 2023 года в случае проведения референдума по вопросу вступления в НАТО поддержали бы интеграцию в Альянс 26,9% граждан, 55,5% проголосовали бы против27. Причину формирования подобных настроений в обществе руководство Молдовы видит в «российской пропаганде», убедившей население страны в том, что «нейтралитет означает отказ инвестировать в оборонный сектор». Таким образом, если вопрос с отменой чрезвычайного положения в стране М. Санду решить в состоянии (ЧП в стране было введено в день начала СВО — 24 февраля 2022 года, несколько раз продлевалось, 4 февраля 2023 года режима ЧП из-за кризиса в энергетике был продлен на 60 дней), то заручиться поддержкой населения по вопросу отмены нейтрального статуса Молдовы и вступления в Альянс правящий режим не может. Кроме того, как указывалось выше, со стороны НАТО есть также ряд препятствий для вступления: неурегулированный приднестровский конфликт и проблема достижения консенсуса при решении вопроса о вступлении Молдовы в Альянс.
Таким образом, последние заявления президента Молдовы, министра обороны и других политических деятелей о безальтернативности и необходимости скорейшего вступления в НАТО, по мнению экспертов, на текущий момент можно воспринимать в качестве популистских либо
24 Конституция Республики Молдова // Парламент Республики Молдова [Электронный ресурс]. URL: https://www.parlament.md/CadrulLegal/Constitution/tabid/151/language/ru-RU/Default.aspx (дата обращения: 04.02.2023).
25 В государственном реестре зарегистрировано 3 283 288 избирателей // Молдавские ведомости [Электронный ресурс]. URL: http://www.vedomosti.md/news/v-gosudarstvennom-reestre-zaregistrirovano-3-283-288-izbirat (дата обращения: 04.02.2023).
26 В Молдове более 3,2 млн человек внесены в Государственный реестр избирателей // Gaguzinfo [Электронный ресурс]. URL: https://gagauzinfo.md/news/politics/v-moldove-bolee-32-mln-chelovek-vneseni-v-gosudarstvennii-reestr-izbiratelei (дата обращения: 04.02.2023).
27 Большинство опрошенных молдаван против вступления в НАТО и объединения с Румынией // Рамблер [Электронный ресурс]. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/50133773-bolshinstvo-oproshennyh-moldavan-protiv-vstupleniya-v-nato-i-obedineniya-s-rumyniey/ (дата обращения: 04.02.2023).
призванных транслировать Руководству НАТО и ЕС приверженность их принципам антироссийской политики. Однако здесь важно учитывать, что таким образом идет подготовка общественного мнения в Молдове к принятию факта неизбежности и даже желательности отмены нейтрального статуса и вступления в НАТО, что часто рассматривается как необходимая часть европейской интеграции. В целом Кишинёв не скрывает, что ведет системную работу по подготовке к изменению статуса страны: влиятельные зарубежные издания приводят слова Санду о том, что в Молдове ведутся серьезные дискуссии о том, может ли страна самостоятельно обеспечить собственную безопасность, или необходимо вступить в более крупный альянс.
Понимание невозможности отмены нейтралитета конституционным путем, по оценкам экспертов, заставляет молдавское политическое руководство осуществлять поиск практической формулы, которая бы позволила осуществлять де-факто интеграцию в НАТО, оставаясь в нейтральном статусе. Так, представители власти в Молдове используют в своей риторике пассажи о том, что нейтральный статус Молдовы отнюдь не мешает Кишинёву принимать военную помощь от внешних партнеров, в первую очередь — материально-техническую. С учетом региональной обстановки есть все основания полагать, что в будущем можно ожидать поставок любой номенклатуры вооружения, которая частично может передаваться Украине.
Кроме того, как указывалось выше, в плане обучения военных, командно-штабной работы Молдова уже многие годы интегрируется с НАТО, переходит на стандарты организации, постоянно участвует в учениях, всевозможных стажировках командного состава, отлаживает информационное взаимодействие и проч. Таким образом, фактическое военное освоение НАТО системно идет более 15 лет. Нейтральный статус Молдовы, как показывает практика, не является препятствием для этого. Ситуацию с виртуально существующим нейтралитетом Молдовы усугубляет антироссийская кампания, планомерно разворачивающаяся усилиями прозападных и прорумынских политиков в Молдове в контексте вооруженного конфликта на Украине. Внутри страны и за ее пределами обществу и политическому классу внушается, что только военно-политическое взаимодействие с НАТО может спасти Молдову от российской агрессии.
Таким образом, в нынешней крайне сложной региональной обстановке в ближайшей перспективе не следует ожидать юридически оформленной процедуры вступления Республики Молдова в НАТО. Однако к моменту стабилизации геополитической обстановки в Северном Причерноморье либо, наоборот, нарастания кризисных явлений в регионе общественное мнение в стране может быть уже вполне готовым к этому акту. Сейчас же политическое руководство Молдовы выбрало путь де-факто интеграции в НАТО при номинально существующем нейтральном статусе страны.
Заключение
Результаты анализа показали, что взаимодействие Североатлантического альянса и Республики Молдовы в целом выстраиваются в рамках общей схемы, реализуемой Вашингтоном и Брюсселем в отношении постсоветских стран и бывших стран соцлагеря. При этом есть ряд характерных черт, отличающих Молдову от внешне схожих случаев.
Во-первых, это неурегулированный территориальный конфликт, а точнее крайне сложный по структуре и характеристикам приднестровский конфликт, переговорный процесс по разрешению которого не завершен и сознательно бойкотируется поощряемым Западом Кишинёвом как одной из сторон конфликта.
Во-вторых, нейтральный статус Республики Молдовы, а скорее, позитивный нейтралитет, не признанный ООН, лишенный международных гарантий. Здесь важно, что сам политический класс Молдовы весьма специфически относится к этому статусу — практически с момента закрепления нейтралитета в Конституции он все в большей степени обесценивался самими же властями РМ независимо от политических ориентаций того или иного правительства. Речь прежде всего идет о поступательно развивающемся сотрудничестве с НАТО, особенно с 2006 года, когда начал реализовываться Индивидуальный план партнерства (1РАР).
В-третьих, это крайне активные и системные связи с соседним государством - членом НАТО, где основную массу населения составляет близкий молдаванам этнос — румыны. Политический класс Румынии, опираясь на сторонников объединения Молдовы с Румынией (унири) в Кишинёве, более 30 лет продвигает планы по поглощению соседней постсоветской страны. Военно-политическая накачка Вашингтоном и Брюсселем Румынии в контексте вооруженного противостояния на Украине лишь разжигает аппетиты румынских элит и делает румынский фактор более весомым в региональной расстановке сил.
Все указанные особенности дают возможность более точно определить перспективы интеграции Молдовы в НАТО: руководство Молдовы выбрало путь де-факто интеграции в НАТО при номинально существующем нейтральном статусе страны, пользуясь тем обстоятельством, что нейтралитет Молдовы не признан мировым сообществом и никем не гарантируется. В случае успешной апробации такой модели не исключено, что она будет использоваться НАТО и другими военно-политическими блоками в отношении других, по сути зависимых от них государств.
Важно отметить и одну из черт, которая сближает опыт Молдовы с опытом других постсоветских стран, оказавшихся на линии геополитического разлома. Речь идет о крайне большом весе внешних факторов во внутри- и внешнеполитическом развитии, а также о том, что действие этих факторов дополнительно стимулируется внешними силами. Пример Украины является весьма показательным. Так, и в отношении Молдовы отмечается, что «склонность ряда политиков, экспертов, журналистов РФ, ФРГ, других европейских стран, США искусственно делить молдавское общество на пророссийских и проевропейских граждан, не говоря уже о партиях, не способствует консолидации общественно-политических сил, ослабляет интеллектуальный потенциал республики в плане выхода из кризиса, противодействия новым вызовам и рискам» [Васильев 2019, 70].
Таким образом, Североатлантический альянс, встраивая в свой контур управления территории стран с вариабельной геополитической ориентацией, которая по мере втягивания становится более определенной — прозападной (чему способствует скоординированная работа других западных структур [КиГот 2008; Laumulin 2014]), решает ряд задач гибридной войны, ведущейся Западом против России в соответствии с классическими законами геополитики [Харитонова, Максимов 2022]. Вашингтону крайне важно, чтобы такие структуры с «делегированной субъектностью», как НАТО, поддерживали «железную» блоковую дисциплину, то есть сохраняли антироссийский фронт максимально монолитным и максимально близким к государственным границам России за счет сокращения сферы ее геополитического влияния. Последнее с успехом реализуется посредством инфраструктурного освоения территорий сначала бывших стран соцлагеря, а последние десятилетия — и постсоветских стран. При этом опыт Молдовы демонстрирует следующее: чтобы НАТО решало обозначенные выше задачи, странам, попавшим в фокус внимания США, вовсе не обязательно иметь статус члена Альянса. Наоборот, можно иметь нейтральный статус и даже неурегулированный конфликт, настроенное против интеграции в НАТО население страны. Главное, чему учит опыт Молдовы (как и Украины), — это то, что нужно
иметь «подсаженную» политическую элиту, исповедующую не национальные, а навязанные извне интересы, игнорирующие очевидные угрозы региональной безопасности, ставшие отчасти следствием их же политики.
Понимание механизмов экспансионистской политики НАТО в восточном направлении позволяет определить слабые места реализуемых политических и военно-политических практик. В перспективе представляет интерес изучение возможности разработки политического инструментария для нейтрализации активности Североатлантического альянса на восточном направлении с учетом факта «делегированной субъектности» организации.
Список литературы:
Васильев В.И. Европейский путь Молдовы: иллюзии и действительность // Анализ и прогноз. Журнал ИМЭМО РАН. 2019. № 3. С. 59-72. DOI: 10.20S42/afij-2019-3-59-72
Игнатьев В.В. Приднестровье в тисках внешнего давления: Актуальные вызовы региональной безопасности // Постсоветский материк. 2015. № 4(8). С. 115-122.
Лавренов С.Я. Молдавию встраивают в восточноевропейский «пояс обороны» НАТО // Научно-аналитический журнал Обозреватель— Observer. 2022. №3-4. С.23-38. DOI: 10.48137/2074-2975 2022 3-4 23
Малышев Д.В. Политика нейтралитета на постсоветском пространстве на примере Туркменистана и Молдавии // Свободная мысль. 2019. № 6(1678). С. 183-193.
Харитонова Н.И. Возможные последствия подписания Соглашения об ассоциации Республики Молдова с Европейским союзом // Государственное управление. Электронный вестник. 2014. № 43. С. 39-54.
ХаритоноваН.И., МаксимовА.С. Взаимодействие России с ключевыми геополитическими оппонентами в условиях гибридной войны: комплексный стратегический подход // Государственное управление. Электронный вестник. 2022. №95. С.108-123. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-108-123
Шаповалов Б.А. Туманные перспективы улучшения молдавско-российских отношений в условиях наметившегося дрейфа Молдовы в ЕС и НАТО // Молдово-Приднестровский регион. 2021. № 5-6. С. 73-78.
Cebotari S. The Evolution of the East-European Space's Geopolitical Architecture // Science Time. 2019. № 1(61). P. 36-46.
Kurtov A. The CSTO, GUAM: Transformation of the Post-Soviet Area // Central Asia and the Caucasus. 2008. № 3-4. P. 262-276.
Laumulin M. Eastern Partnership in the Geopolitical Context of Post-Soviet Space // Central Asia and the Caucasus. 2014. Vol. 15. № 1. P. 16-33.
Tolstov S. Ukraine's Foreign Policy after the Orange Revolution // Central Asia and the Caucasus. 2005. № 5(35). P. 82-90.
References:
Ignat'ev V.V. (2015) Pridnestrovie in the Grip of External Pressure: Current Challenges to Regional Security. Postsovetskiy materik. No. 4(8). P. 115-122.
Kharitonova N.I. (2014) Potential Consequences of the European Union — Moldova Association Agreement. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 43. P 39-54.
Kharitonova N.I., Maksimov A.S. (2022) Russia's Interaction with Key Geopolitical Opponents in Hybrid War: An Integrated Strategic Approach. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 95. P. 108-123. DOI: 10.24412/2070-1381-2022-95-108-123
Kurtov A. (2008) The CSTO, GUAM: Transformation of the Post-Soviet Area. Central Asia and the Caucasus. No. 3-4. P. 262-276.
Laumulin M. (2014) Eastern Partnership in the Geopolitical Context of Post-Soviet Space. Central Asia and the Caucasus. Vol. 15. No. 1. P. 16-33.
Lavrenov S. (2022) Moldova is Being Integrated into the Eastern European "Defense Belt" of NATO. Nauchno-analiticheskij zhurnal Obozrevatel'— Observer. No.3-4. P. 23-38.
DOI: 10.48137/2074-2975 2022 3-4 23
Malyshev D.V. (2019) The Politics of Neutrality in the Post-Soviet Space. The Case of Turkmenistan and Moldova. Svobodnaya mysl'. No. 6(1678). P. 183-193.
Shapovalov B.A. (2021) Tumannyye perspektivy uluchsheniya moldavsko-rossiyskikh otnosheniy v usloviyakh nametivshegosya dreyfa Moldovy v ES i NATO [Vague prospects for improving Moldovan-Russian relations in the context of Moldova's emerging drift towards the EU and NATO]. Moldovo-Pridnestrovskiy region. No. 5-6. P. 73-78.
Cebotari S. (2019) The Evolution of the East-European Space's Geopolitical Architecture. Science Time. No. 1(61). P. 36-46.
Tolstov S. (2005) Ukraine's Foreign Policy after the Orange Revolution. Central Asia and the Caucasus. No. 5(35). P. 82-90.
Vasil'ev V.I. (2019) A European Path of Moldova: Illusions and Reality (Specific Circumstances). Analiz i prognoz. Zhurnal ¡MEMO RAN. No. 3. P. 59-72. DOI: 10.20542/afij-2019-3-59-72
Дата поступления/Received: 22.02.2023