Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ПЕРСПЕКТИВЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ИНСТИТУТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Салихов Ирек Фаритович

В данной публикации освещаются вопросы перспектив институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации. Объектом проводимого исследования выступают предприятия топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, а предметом - перспективы их институционального регулирования. Теоретическое значение исследования заключено в развитии институциональной теории регулирования макросистем. Практическое значение исследования проявляется в выявлении и ранжировании перспектив институционального регулирования промышленных предприятий энергетической сферы в Российской Федерации. Значимый акцент в исследовании уделен сценарному планированию институциональной энергетической среды. Практические результаты, полученные лично автором, могут быть применены для решения широкого круга задач, включая: экономику, промышленный менеджмент, институциональную теорию и другие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR INSTITUTIONAL REGULATION OF FUEL AND ENERGY COMPLEX ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

This publication highlights the prospects for institutional regulation of enterprises of the fuel and energy complex in the Russian Federation. The object of the study is the enterprises of the fuel and energy complex in the Russian Federation, and the subject is the prospects for their institutional regulation. The theoretical significance of the study is concluded in the development of the institutional theory of macrosystem regulation. The practical significance of the study is manifested in identifying and ranking the prospects for institutional regulation of industrial enterprises in the energy sector in the Russian Federation. Significant emphasis in the study is given to scenario planning of the institutional energy environment. The practical results obtained personally by the author can be applied to solve a wide range of problems, including: economics, industrial management, institutional theory and others.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

- спортивный туризм - вейк-клуб «Воклуб», Горнолыжный комплекс «Квань», Калужские термы, Центр военно-патриотических игр «Партизан», Центр конного отдыха «Караван»;

- сельский туризм - малиновая ферма Жуковский район, «Эконива», «Сырная губерния» и пр. Диаграмма предпочтений туристических направлений, которые были выбраны туристами в

Калужской области за период 2016-2021гт. представлены на рисунке 2[10].

Деловой туризм Экологический туризм Активный (спортивный) туризм Религиозный Культурно-познавательный Охота и рыболовство Исторнко-этнограф11ческ1Ш Сельский туризм

15

Рис.2. Структура туристического потока в Калужской области (%)

Обобщая полученную информацию внутреннему туризму Калужской области, можно, сформулировать вывод, что наиболее многообещающими направленностями считаются культурно-познавательный, сельский, историко-этнографический и религиозный. Для объективной и качественной оценки эффективности данных направлений необходимы дополнительные научные исследования.

Культурно-познавательный вектор туризма считается одним из самых нужных, поскольку это связано с тем, что местной властью было принято решение о внедрении недельных льгот и преференций, как для туристов, так и для местного населения при покупке пеших маршрутов исторической, познавательной направленности. Посетив данные экскурсии, туристы, сумеют познакомиться с разными историческими архитектурно-строительными объектами всевозможных стилей и эпох. Наиболее известные маршруты протекают в старинных городках и районных центрах: Боровск, Таруса, Малоярославец, Жуков, Калуга, Обнинск и иные.

Сельский туризм Калужской области считается достоянием именно нашего региона, поскольку как раз он признан Министерством культуры РФ, наиболее показательным во всем ЦФО. Численность субъектов, продвигающих это направление предложений по туризму, насчитывается больше 150 единиц, а численность гостевых единиц выше 600. Одним из самых известных проектов считается «Сельское лето», которое продолжается с июня по сентябрь, на нем происходят всевозможные состязания между туристами, а именно - рыболовные турниры, домашние состязания и фестивали разного рода развлечений.

Религиозный туризм считается традиционно одним из самых востребованных направлений отдыха среди населения РФ. Популярность Калужской области в предоставленном формате туризма обусловлена огромным количеством объектов культуры, исторических памятников, действующих монастырей и храмов, таких как Оптина пустынь,Казанская Свято-Амвросиевская пустынь, Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь и Пафнутьев Боровский монастырь.

В заключение, хочется отметить, что привлечение и вовлечение туристов во внутренние региональные туристические маршруты и направления, будет зависеть от того, как местные органы власти и культурно-просветительные организации смогут реализовать проекты в сфере инфраструктурных преобразований, особенностей местной культурно-исторических достопримечательностей и современных трендов туристического развития, а так же информационно-рекламного обеспечения и продвижения туристического бизнеса.

Библиографический список:

1. Постановление Правительства Калужской области №122 от 26 февраля 2019 года «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области» (с изменениями на 21 февраля 2022 года) (в ред. Постановлений Правительства Калужской области от 02.03.2020 N 143, от 20.04.2020 N 327, от 21.04.2020 N 332, от 15.02.2021 N 72, от 21.02.2022 N 115)

2. Приказ от 21 марта 2019 г. № 411-п «О создании комиссии по предоставлению субсидий областного бюджета субъектам аграрного туризма на возмещение части затрат на развитие материально -

технической базы»

3. Приказ от 21 марта 2019 г. № 412-п «О реализации постановления Правительства Калужской области от 29.10.2014 № 634 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий на развитие материально-технической базы субъектам аграрного туризма в рамках государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области» (в ред. постановлений Правительства Калужской области от 23.07.2015 № 407, от 04.07.2017 № 386, от 12.03.2018 № 136, от 29.12.2018 № 832, 07.03.2019 № 143)

4. Постановление Правительства Калужской области от 21.04.2020 № 332 «О внесении изменения в Постановление Калужской области от 26.02.2019 № 122 «Об утверждении государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области «(в ред. от 02.03.2020 № 143, от 20.04.2020 № 327).

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/11246/84473 (дата обращения 03.07.2022).

6. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons _doc_LAW_12462/ (дата обращения 03.07.2022).

7. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области» в 2021 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: pre.admoblkaluga.m>...mineconom...Itogi_2019...2021.doc (дата обращения 03.07.2022).

8. Государственная программа «Развитие туризма в Калужской области» к годовому отчету о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Калужской области «Развитие туризма в Калужской области». [Электронный ресурс]. Режим доступа: pre.admoblkaluga.m>...mineconom...Itogi_2019...2021.doc. (дата обращения 02.07.2022).

9. Атлас инвестиционных проектов в сфере туризма, реализуемых в субъектах РФ. М.: Министерство культуры РФ, Ростуризм, 2017. 270 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://glasnarod.ru/rossiya/opublikovan-atlas-investiczionnyx-proektov-v-sfere-turizma-realizuemyx-v-subektax-rf/ (дата обращения 22.07.2022).

10. Балашев Н.Б., Бритикова О.С. Развитие туризма в Тульской и Калужской областях // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 4-1. С. 21-27.

© С.А. Новосадов, В.Г. Осморская , 2022

УДК 338.2

Салихов Ирек Фаритович Salikhov Irek Faritovich

кандидат экономических наук, доцент PhD in Economy, associate professor ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» FSAEI HE Kazan (Volga region) Federal University

Казань, Россия Kazan, Russia

ПЕРСПЕКТИВЫ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

PROSPECTS FOR INSTITUTIONAL REGULATION OF FUEL AND ENERGY COMPLEX ENTERPRISES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация: в данной публикации освещаются вопросы перспектив институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации. Объектом проводимого исследования выступают предприятия топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, а предметом - перспективы их институционального регулирования. Теоретическое значение исследования заключено в развитии институциональной теории регулирования макросистем. Практическое значение исследования проявляется в выявлении и ранжировании перспектив институционального регулирования промышленных предприятий энергетической сферы в Российской Федерации. Значимый акцент в исследовании уделен сценарному планированию институциональной энергетической среды. Практические результаты, полученные лично автором, могут быть применены для решения широкого круга задач, включая: экономику, промышленный менеджмент, институциональную теорию и другие.

Summary: this publication highlights the prospects for institutional regulation of enterprises of the fuel and energy complex in the Russian Federation. The object of the study is the enterprises of the fuel and energy complex in the Russian Federation, and the subject is the prospects for their institutional regulation. The theoretical significance of the study is concluded in the development of the institutional theory of macrosystem regulation. The practical significance of the study is manifested in identifying and ranking the prospects for institutional regulation of industrial enterprises in the energy sector in the Russian Federation. Significant emphasis in the study is given to scenario planning of the institutional energy environment. The practical results obtained personally by the author can be applied to solve a wide range of problems, including: economics, industrial management, institutional theory and others.

Ключевые слова: перспективы, регулирование, институт, предприятие, топливно-энергетический комплекс.

Key words: prospects, regulation, institute, enterprise, fuel and energy complex.

Эффективное регулирование предприятий топливно-энергетического комплекса в современных условиях многопланового мирового кризиса [5] невозможно без всестороннего исследования институциональной составляющей их функционирования.

Именно поэтому многие консалтинговые фирмы [4] и независимые аналитики [1, 2, 3] при формировании подходов и рекомендаций к управлению энергетической сферой в Российской Федерации особое внимание уделяют вопросам институционального регулирования, комплексно сопоставляя их с фактическими и прогнозными значениями ключевых макроэкономических показателей [6] в данной сфере.

В результате проведенного авторского исследования были получены данные по потенциалам оптимизации полей институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса ряда стран - лидеров на мировой арене. Результаты данного исследования за 2021 год отображены (для стран с первичным потреблением энергии от 11 эксаджоудлей в год) на рисунке 1.

га X га

Э

и

Иран ■ 12,19

Бразилия | 12,57

Германия Ц 12,64

Южная Корея | 12,58

Канада ■ 13,94

Япония

Российская Федерация Индия США Китай

17,74

31,30

35,43

0,00

Потенциалы оптимизации

92,97

157,65

50,00 100,00 150,00 200,00 Потребление энергии, эксаджоули

г 27%

V 4

29%

15%

17%

16%

5%

53%

75%

9%

31%

Рис. 1. Данные по потенциалам оптимизации полей институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса стран - лидеров на мировой арене [составлено автором самостоятельно по материалам 4, 5]

Из рисунка мы можем увидеть, что суммарный объем первичного потребления энергии десятью рассмотренными странами-лидерами в энергетической сфере в 2021 году составил порядка 399,01 эксаджоудлей, что эквивалентно 67,06 процентам от совокупного первичного потребления энергии в мире.

Наиболее значимыми странами - потребителями первичной энергии в исследуемом периоде времени являлись Китай (годовой объем потребления более 157 эксаджоулей: явная страна - лидер), США (годовой объем потребления более 92 эксаджоулей: незначительное отставание от уровня потребления предыдущей страны), Индия (годовой объем потребления более 35 эксаджоулей: чуть менее чем пятикратное отставание от США), Российская Федерация (годовой объем потребления более 31 эксаджоуля: сопоставимые показатели с Индией) и Япония (годовой объем потребления более 17 эксаджоулей: замыкающая страна - лидер в рассматриваемой группировке стран).

Наибольший потенциал оптимизации полей институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса в 2021 году приходился на Индию (уровень порядка 75 процентов из 100 возможных), Российскую Федерацию (уровень порядка 53 процентов из 100 возможных) и Китай (уровень порядка 31 процент из 100 возможных).

Чуть меньшие значения потенциала (в интервале от 15 до 50 процентов) приходились на такие страны, как: Германия, Канада, Южная Корея, Иран и Бразилия.

Замыкают перечень США и Япония со значениями потенциала оптимизации полей институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса на уровне 9 и 5 процентов соответственно.

Следовательно, Российская Федерация обладает внушительным (третьим в мире) потенциалом оптимизации исследуемого поля, превосходя в обозначенном временном интервале семь из десяти рассмотренных стран.

Основные перспективы институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года приведены в таблице 1.

Таблица 1. Основные перспективы институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации на период до 2025 года

[составлено автором самостоятельно'

Наименование сценария Наименование перспективы Вклад перспективы в потенциал оптимизации, %

Пессимистичный Повышение уровня конкуренции на рынке сбыта электроэнергии 17

Активное развитие рынка ВИЭ 15

Внедрение элементов саморегулирования энергетического сектора 10

Оптимистичный Повышение уровня конкуренции на рынке сбыта электроэнергии 11

Активное развитие рынка ВИЭ 16

Внедрение элементов саморегулирования энергетического сектора 18

Наиболее вероятный Повышение уровня конкуренции на рынке сбыта электроэнергии 15

Активное развитие рынка ВИЭ 14

Внедрение элементов саморегулирования энергетического сектора 12

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что обозначенные перспективы при должном уровне финансирования [3, с.18] могут обеспечить достижение большей части потенциала оптимизации полей институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации до 2025 года.

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно выделить следующие моменты:

- институциональная компонента в настоящее время является значимым ключом для эффективного регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса во всем мире;

- Российская Федерация по результатам 2021 года обладает третьим по величине в мире потенциалом оптимизации полей институционального регулирования предприятий топливно-энергетического комплекса, который равняется 53 процента;

- основные перспективы институционального регулирования исследуемых предприятий в Российской Федерации связаны с повышением уровня конкуренции на рынке сбыта электроэнергии, активным развитием рынка ВИЭ и внедрением элементов саморегулирования энергетического сектора.

Библиографический список:

1. Гаджизаде Н. Э. Теоретические и практические аспекты институциональной системы энергетического инфраструктурного комплекса / Н. Э. Гаджизаде // Азербайджанское нефтяное хозяйство - Баку: Изд-во: Редакция журнала «Азербайджанское нефтяное хозяйство», 2021. - № 8. - С. 48 - 54.

2. Салихов И. Ф. Четвертый энергопереход в Российской Федерации: предпосылки и перспективы / И. Ф. Салихов // Экономические науки: Изд-во: ООО «24 Принт», 2022. - № 7. - С. 140 - 144.

3. Koczar J., Akhmetshina A.R. and others. Modeling investment decisions in the system of sustainable financing / J. Koczar, A.R. Akhmetshina, K.M. Selivanova, V.I. Vagizova // Advances in Intelligent Systems and Computing. Conference Paper, 2019. 854. - PP. 16 - 23.

4. Компания «British Petroleum plc» [Электронный ресурс] : Statistical Review of World Energy 2019, 2020, 2021, 2022 - Официальный сайт компании «British Petroleum plc», 2021. - Режим доступа: https://www.bp.com/

5. Министерство энергетики Российской Федерации [Электронный ресурс] : Аналитические материалы - Официальный сайт Министерства энергетики Российской Федерации, 2022. - Режим доступа: https ://minenergo. gov. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.