Елена Иванова
ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук
Галина Карловская научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси
Перспективы инновационного развития регионов Беларуси
Прогнозирование инновационного развития регионов Республики Беларусь базируется на анализе индикаторов, лежащих в основе Концепции Государственной программы инновационного развития, а также методики изучения научно-технического прогресса. Рассмотрим динамику различных показателей в периоде, охватывающем 2011—2015 гг.
Согласно оценкам, для индекса «доля внутренних затрат в общем объеме расходов на научные исследования и разработки» будут характерны следующие тенденции:
• устойчивый рост к уровню 2009 г. в Ви-
тебской (114,8%), Брестской (111%), Минской (103,4%), Могилевской (102%) областях и Минске (101,7%);
• отсутствие существенных изменений в
Гомельской области, что обусловлено предельно высоким среди всех регионов значением показателя — 99,1% в 2009 г. и 99,2% в 2015 г.;
• последовательное снижение по Гроднен-
ской области—до 97, 3% к уровню 2009 г. (рис. 1).
Во всех анализируемых регионах будут увеличиваться показатели «доля инновационно активных предприятий» (рис. 2) и «доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции» (рис. 3), а между значениями и темпами их роста, за исключением Гродненской области для первого и Гомельской для
второго, будет наблюдаться обратная зависимость, обусловленная диапазоном ранжирования и динамикой индикаторов.
В прогнозном периоде Минск по-прежнему останется основным научным центром республики: несмотря на незначительное снижение — с 75,9% в 2009 г. до 74,2% в 2015 г. — общей численности работников, выполняющих научные исследования, суммарный удельный вес областей по этому индикатору будет практически в 3 раза меньше — 24,5 и 25,8% соответственно (рис. 4).
Основные тенденции инновационно-технологического развития будут проявляться прежде всего в областях рынка инноваций и технологий, оказывающих наибольшее влияние на экономику региона, занятость населения. Особое внимание при этом будет уделяться совершенствованию си-
стемы управления, в первую очередь методам оценки, позволяющим формировать технологическую политику и стратегию — возрастет роль форсайта как инструмента прогнозирования прогресса технологий, с одной стороны, и проектирования перспективных рынков — с другой. В целом к 2015 г. прослеживается тенденция выравнивания инновационного развития областей Республики Беларусь.
Для размещения в регионах страны инновационных предприятий целесообразно создать необходимые для этого условия, среди которых нужно выделить следующие:
• наличие вузовской сети, интегрированной
в международное образовательное сообщество;
• формирование внешней транспортной ин-
фраструктуры — аэропорты, сеть высокоскоростных магистралей и т.д.;
• создание комфортной для жизни городской
среды (разнообразие функций и сферы услуг в городе);
• развитие масштабного и диверсифициро-
ванного рынка труда.
В 2011—2015 гг. продолжится образование широкой сети организаций, занимающихся инновационной деятельностью, целью которых станет упорядочивание процесса формирования
АНАЛИЗ
региональной инновационной инфраструктуры — обеспечение нормативно-методического сопровождения, оказание помощи при регистрации субъектов хозяйствования, информационная поддержка и мониторинг развития, а также взаимодействие с республиканскими структурами.
Совершенствование системы управления инновационным развитием областей будет основываться на кластеризации государственных и частных структур. Для ее регулирования при облисполкомах планируется формирование комиссий, в состав которых войдут представители органов управления, а также ведущие специалисты по организации кластерной инфраструктуры. Так, например, в Гомельской области наиболее приемлемой юридической формой таких объединений является ассоциация — она обеспечивает достижение общих целей его участников, производственно-хозяйственную самостоятельность, имущественную независимость, решение образовательных и научных задач и при этом обладает низкими барьерами для входа.
Новыми направлениями развития инновационной инфраструктуры и научно-инновационного потенциала регионов Беларуси станет создание территориальных инновационных
Рис. 1. Доля внутренних затрат в общем объеме затрат на научные исследования и разработки, %
2009 ■ 2010 ■ 2011 2012 2013 ■ 2014 ■ 2015
105 100 95" 9085 80 75
99,1 99,2
Гомельская Гродненская область область
Минская область
Брестская Могилевская Минск область область
Витебская область
Рис. 2. Доля инновационно активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности (прогнозная оценка 2009-2015 гг.), %
65 I 2009 I 2010 ■ 2011 2012 2013 ■ 2014 ■ 2015
60 58
50
37,0
30 27,7 . ■ 29,5 25
20 13,9 ^13,1 2°|
Гомельская Брестская Минск Минская Гродненская Витебская
область область область область область
кластеров, формирование зон высоких технологий и инновационного предпринимательства, использование средств инновационных (венчурных) фондов для обновления коммунальных предприятий. При этом предполагается, что информационные,
маркетинговые, консалтинговые организации будут специализироваться на обслуживании комплексов взаимосвязанных отраслей. Например, в Витебской области это могут быть химия и нефтехимия, приборостроение, в Гомельской — кластеры
«Молоко», «Мясо», «Лес. Заготовки».
Прогнозные исследования, вплоть до 2030 г., подтверждают необходимость восстановления отраслей, работающих на местном сырье, — производство стройматериалов, пищевая,
№1(95)_2011 НАУКА И ИННОВАЦИИ
45
Рис. 3. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, %
■ 2009 ■ 2010 1 2011 2012 2013 ■ 2014 ■ 2015
Минск Витебская Гомельская Гродненская Могилевская Брестская Минская
область область область область область область
Рис. 4. Численность работников, выполняющих научные исследования нразрабонки, тыс. чел.
Минск Гомельская Минская Витебская Брестская Могилевская Гродненская
область область область область область область
легкая промышленность, сельское хозяйство и строительство. В долгосрочном периоде можно выделить перерабатывающую отрасль, сырьевой потенциал которой достаточно высок. Расчетные индикаторы также реко-
мендуют увеличение объема инвестиций в эти отрасли.
В перспективе широкое распространение получит транспортная логистика, в частности создание современных транспортно-логистических центров,
использующих автоматизированные системы. Они обеспечат планирование, контроль и организацию доставки товаров, предоставление соответствующей информации грузовладельцам. Практика показывает,
что логистика позволяет экономить до 15—20% издержек, связанных с производством и доставкой товаров потребителю. Так, например, в Минской области уже определено 16 земельных участков под строительство таких структур.
Для повышения качества подготовки специалистов, вовлечения учащейся молодежи в инновационный процесс будет продолжена практика создания учебно-научно-производственных центров на основе кооперации вузов, высокотехнологичных промышленных, сельскохозяйственных и строительных организаций.
Таким образом, в прогнозном периоде планируется начать работу по выявлению инновационных возможностей регионов, созданию новых центров роста. Для выполнения этих задач будут использоваться как региональные, так и государственные программы, основываясь на которых предстоит сформировать новую сбалансированную модель развития областей, имеющую инновационный социально ориентированный характер. Основными векторами роста станут благоприятные экономические условия для повышения научно-технического и образовательного потенциала в регионах, сеть высокотехнологичных территориально-производственных кластеров, новые ресурсосберегающие и экологически чистые производства, развитие крупных транспортно-логистических узлов.