Научная статья на тему 'Инновационное развитие регионов Беларуси'

Инновационное развитие регионов Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
457
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Елена

Комплексный анализ инновационного состояния областей Беларуси позволяет определить тенденции научно-технологического развития, оценить и выявить скрытые возможности регионов, их способности к усовершенствованию и обновлению, а следовательно, применять эффективные управленческие решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of regions of Belarus

A comprehensive analysis of the innovation status of the regions of Belarus allows to determine the trends of scientific and technological development, to assess and identify the hidden potential of regions, their ability to improve and upgrade, and hence, to apply effective management decisions.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие регионов Беларуси»

Елена Иванова

ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, кандидат экономических наук

Инновационное развитие регионов Беларуси

Инновации и научно-технические разработки становятся неотъемлемыми составляющими устойчивого экономического роста не только государств, но и отдельных их регионов, в особенности обладающих значительными интеллектуальными и промышленными ресурсами. В этой связи особое значение приобретает комплексный анализ инновационного состояния областей Беларуси. Он позволяет определить тенденции научно-технологического развития, оценить и выявить скрытые возможности регионов, их способности к усовершенствованию и обновлению, а следовательно, применять эффективные управленческие решения.

Инновационный потенциал представляет собой совокупность факторов: кадрового, материально-технического, финансового, информационного и др. Но это не простая их сумма, а система, обладающая эмерджентными — новыми, неожиданно или внезапно появляющимися в определенной экономической ситуации — свойствами, полноценная реализация которых является функцией региональ-

ных органов управления. Несмотря на то что современная статистика не в полной мере отражает инновационные процессы, происходящие в экономике, она позволяет осуществлять расчет определенных рейтингов и на их основе проводить ранжирование состояния регионов. Проанализируем некоторые элементы системы.

Научно-технические ресурсы характеризуются совокупностью выполняемых исследований и разработок. В 2007 г. такой деятельностью в республике занимались 340 организаций, но в 2008 г. их число уменьшилось на 11 единиц, при этом наиболее значительные изменения произошли в Минске и Минской области — сокращение на 4,7% (табл. 1) [2, 5—7].

В регионах лидирует Гомельская область, где увеличение научных учреждений за 2007—2008 гг. составило 7,4%, однако основным исследовательским центром страны по-прежнему является Минск, в котором на конец 2008 г. было сосредоточено 203 такие организации — 61,7% от

их общего количества. Тем не менее следует отметить, что если в 2005—2006 гг. здесь наблюдался рост на 5,9%, то в дальнейшем наметился спад, составивший в 2007 г. 2,6%, а в 2008 г. — 2,4%.

Одна из основных предпосылок развития региональной науки — наличие высококвалифицированных кадров. Согласно аналитическим данным, в 2006—2008 гг. в областях насчитывалось 4038 сотрудников, занятых исследованиями и разработками, — 21,9% от всей численности по республике. Наиболее благополучна по этому показателю была Гомельская область, наименее — Гродненская — 268 чел. В этот же период на 1,5% увеличилась доля исследовательских кадров высшей квалификации, что, учитывая кризисную ситуацию не только в экономике, но и в научной сфере, свидетельствует о сохранении и даже в некоторой степени росте инновационного потенциала (табл. 2).

Невзирая на основную сосредоточенность ученых в Минске — 78,1%, наибольшее их сокращение, составившее

АНАЛИЗ

2,1%, произошло именно в этом регионе, значительно повлияв на общереспубликанский показатель.

Еще один индикатор, характеризующий инновационное развитие, — количество работников, занятых исследованиями и разработками в расчете на 10 тыс. человек населения. В 2007 г. он, составив в среднем по республике 32,распределился следующим образом: Минск — 130, Брестская область — 4, Витебская — 10, Гомельская — 20, Гродненская — 4, Мо-гилевская — 6, Минская — 13. В 2008 г. существенных изменений не происходило, что свидетельствует о тенденции к стабилизации региональной кадровой научной политики.

Инновационный потенциал во многом определяется числом и активностью организаций, создающих и использующих передовые производственные технологии (ППТ) [3, 5—7]. По этому показателю в Беларуси в 2006—2007 гг. сложилась отрицательная динамика: со 119 до 102 уменьшилось количество структур, занятых в этой сфере деятельности. В 2008 г. существенных изменений не наблюдалось, наибольшее количество передовых производственных технологий (65%) было разработано в Минске, в регионах лидируют за последние два статистических года Гомельская, Минская и Могилевская области. В республике порядка 80% всех технологий, созданных в 2007—2008 гг. — новые для страны, около 18% — новые за рубежом и лишь 2% — принципиально новые. Последние, как правило, создаются в Минске, но региональные научные центры также участвуют в этом процессе.

Стабилизация темпов появления отечественных ППТ сопровождается общим ростом их практического применения: так, в 2006—2007 гг. число используемых в производстве новых технологий увеличилось на 8,6% и составило более 19 тыс. единиц. Наиболее активны предприятия и организации Минска, Гомельской, Минской и Брестской областей, но воз-

раст эксплуатируемых передовых производственных технологий неодинаков: в Гомельской обл. 39,5% из них старше 10 лет, в Минске — 31,8%, а больше всего устаревших технологий использовалось в Витебской области — 43,8% [7, 8].

Увеличивающийся разрыв между объемами создания и применения ППТ свидетельствует о том, что их развитие осуществляется преимущественно за счет ввоза [2, 5, 6]. Так, в 2007 г. в стране действовало 1150 соглашений об импорте общей стоимостью 181,8 млн долл., что в 1,3 раза выше, чем в 2006 г. Наибольшее число сделок было заключено в Минске — 559 (48,6%) и Гомельской области — 301 (26,2%) при средней стоимости каждой 103 и 258 тыс. долл. соответственно. В регионах число договоров по импорту технологий было на 2,8% больше, чем по экспорту, при

разнице в цене в 1,9 раза. По республике в торговле объектами интеллектуальной собственности приоритет отдавался неохраноспособным ее видам — ноу-хау, инжиниринговым услугам, научным исследованиям и разработкам.

В 2006—2007 гг. наблюдалось определенное снижение активности в охране объектов промышленной собственности, но в 2008 г. при общем количестве ППТ, оставшемся на уровне 2007 г., число полученных охранных документов возросло на 8,8%; наиболее активны были Мо-гилевская, Гомельская области и Минск.

Организации, создающие и внедряющие новые и усовершенствованные продукты, технологические процессы, уже сейчас определяют будущее развитие экономики страны. Уровень инновационной активности предприятий — важнейший пока-

Таблица 1. Распределение количества организаций, выполняющих исследования и разработки по регионам, в 2004—2008 гг.

Регион 2004 2005 2006 2007 2008

брестская обл. 16 18 18 21 22

Витебская обл. 25 29 28 29 27

Гомельская обл. 28 27 27 27 29

Гродненская обл. 15 13 13 15 13

г. Минск Минская обл. 181 15 202 19 214 24 208 26 203 20

Могилевская обл. 15 14 14 14 15

Всего по республике 295 322 338 340 329

Таблица 2. Численность исследователей в 2006—2008 гг.

Численность исследователей, в том числе имеющих ученую степень

выполнявших научные исследования и разработки, всего, чел. доктор наук кандидат наук

2006 2007 2008 2006 2007 2008 2006 2007 2008

Республика Беларусь 18494 18995 18455 758 743 725 3167 3144 3112

г. Минск 14729 14915 14417 646 631 615 2645 2617 2584

Всего по областям, из них: 3765 4080 4038 112 112 110 522 527 528

брестская 352 354 364 1 3 4 26 29 29

Витебская 699 728 716 7 9 8 43 46 40

Гомельская 1313 1464 1468 31 28 26 108 111 119

Гродненская 284 304 268 10 9 8 49 47 48

Минская 836 863 859 57 57 60 261 262 258

Могилевская 281 367 363 6 6 4 35 32 34

№9(91)_2010 НАУКА И ИННОВАЦИИ

51

затель результативности инновационной деятельности. В 2007 г. ей в республике занимались 380 субъектов хозяйствования, что больше, чем в 2006 г., всего лишь на 0,5%. В основном они сосредоточены в Минске (21,3%), наименьшее их число в Гродненской (9,5%) и Витебской (10%) областях. Надо отметить, что около 60% всех затрат на технологические инновации в 2006—2007 гг. приходится на Гомельскую область, хотя на ее территории расположены только 11,8% от общего числа инновационно активных предприятий. Данные 2008 г. отражают падение показателя инновационной активности практически по всем регионам, за исключением Гомельской области. Здесь количество инновационно активных предприятий в 2008 г. по сравнению с 2007 г. возросло на 26,7%, а распределение затрат на технологические инновации в промышленном секторе области составило 51% от общего показателя по всем регионам Беларуси.

Инновационный потенциал также характеризуют объемы продаваемой инновационной продукции. Первые позиции в 2007 г. по этому показателю занимали Минск и Минская область — 54,2%. За ними следуют Гомельская (19,8%), Витебская (11,4%), Могилевская (5,4%), Гродненская (4,8%) и Брестская (4,4%) области. В 2007—2008 гг. ситуация не изменилась, по-прежнему лидировал Минск. Экспорт инновационной продукции в 2007 г. распределился следующим образом: Российская Федерация — 27%, СНГ — 34%, другие страны — 39%, а в 2008 г. объем данной продукции отправленной в государства, не входящие в СНГ, снизился на 14,1%.

Анализируя номенклатуру экспорта свободных экономических зон (СЭЗ), следует отметить, что они не выполняют одну из важнейших задач своей деятельности — обеспечение благоприятных условий для привлечения новых и высоких технологий. Основными товарами, поставляемыми резидентами СэЗ на внешний рынок, остаются пищевые продукты, изделия

деревообрабатывающей и легкой промышленности [9]:

• СЭЗ «Брест» — мебель, готовая продукция из мяса, рыбы;

• СЭЗ «Гомель» — изделия из пластмасс, упаковочные материалы;

• СЭЗ «Минск» — холодильники, мебель, металлоконструкции;

• СЭЗ «Витебск» — корсетные изделия, готовая продукция из мяса, шоколад;

• СЭЗ «Могилев» — изделия из пластмасс;

• СЭЗ «Гродно» — мебель, чулочно-носочные изделия.

Исходя из проведенных аналитических исследований инновационного потенциала областей Беларуси, следует отметить, что наряду с положительными изменениями в анализируемом периоде наблюдаются и отрицательные тенденции, которые, в первую очередь, заключаются в невысокой доли радикальных технологически значимых нововведений, большой продолжительности использования и освоения новшеств в производстве, немногочисленности разработок, получивших широкое распространение на отечественном и зарубежном рынках.

Дальнейшее развитие научно-технологического потенциала отечественных регионов нуждается в создании среды, способствующей стабилизации рынка инноваций в условиях изменяющейся экономики. В принятой в настоящее время Концепции Государственной программы инновационного развития республики Беларусь на 2011—2015 гг. планируется организовать работу по изучению инновационных возможностей областей, формированию в них новых центров роста. Для решения этих задач будет использован ряд механизмов, таких как региональные и государственные программы, направленные на усовершенствование транспортной системы, энергетической инфраструктуры, предпринимательства и др. В рамках этого подхода также предстоит создать новую, сбалансированную модель регионального развития, ориентированную на формирование

условий для роста научно-технического и образовательного потенциала, организацию сети высокотехнологичных территориально-производственных кластеров, создание новых ресурсосберегающих и экологически чистых предприятий, крупных транспортно-логистических и промышленных узлов.

С помощью этих механизмов будут созданы многоуровневая инновационная инфраструктура, включающая региональные образовательные комплексы (филиалы вузов, НИИ, научные центры, консалтинговые и обучающие кампании, в том числе мобильного типа), ориентированные на подготовку высококвалифицированной рабочей силы; генерацию и коммерциализацию идей и разработок; структуры, поддерживающие инновационную деятельность. Особое внимание при этом должно уделяться совершенствованию налогового, таможенного регулирования функционирования СЭЗ Беларуси, чтобы обеспечить размещение в них высокотехнологичных производств.

Литература

1. Материалы сайта Министерства регионального развития РФ (http://www.minregion.ru/).

2. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2006. — Мн., 2007.

3. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007. — Мн., 2008.

4. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008. — Мн., 2009.

5. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2006: Стат. сб. — Мн., 2007.

6. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2007: Стат. сб. — Мн., 2008.

7. Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2008: Стат. сб. — Мн., 2009.

8. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2008 г.: Аналитический доклад — Мн., 2009.

9. Основные показатели деятельности резидентов свободных экономических зон Республики Беларусь в 2008 г. — Мн., 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.