Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
импортонезависимость / промышленное производство / малый и средний бизнес / проекты / import independence / industrial production / small and mediumsized businesses / projects

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Ирина Константиновна

В данной статье автор рассматривает одну из главных проблем Российской Федерации, импортонезависимость. Во многих отраслях экономики России, после введения санкций, обнаружилась сильная зависимость от импортных деталей и оборудования. Заместить эти нехватки теперь необходимо отечественными разработками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR IMPORT INDEPENDENCE OF RUSSIA

In this article, the author examines one of the main problems of the Russian Federation, import independence. In many sectors of the Russian economy, after the introduction of sanctions, a strong dependence on imported parts and equipment was discovered. It is now necessary to replace these shortcomings with domestic developments.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИМПОРТОНЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ»

УДК 338

Иванова Ирина Константиновна, старший преподаватель (e-mail: jon_kor_24@mail.ru)

Сибирский государственный университет путей сообщения г.Новосибирск, Россия

ПЕРС ПЕКТИВЫИМПОРТОН ЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ

Аннотация. В данной статье автор рассматривает одну из главных проблем Российской Федерации, импортонезависимость. Во многих отраслях экономики России, после введения санкций, обнаружилась сильная зависимость от импортных деталей и оборудования. Заместить эти нехватки теперь необходимо отечественными разработками.

Ключевые слова: импортонезависимость, промышленное производство, малый и средний бизнес, проекты.

Понятие импортозамещение, по своей сути означает замещение товарной группы иностранного производства такой же товарной группой отечественного производства. При этом замещение может пойти не по пути собственных разработок и внедрения товаров в производство, а заместить одного импортера другим, поэтому автор считает более правильным использовать понятие импортонезависимость.

Еще с 1990х годов Россия пыталась стать равноправной частью глобального мира, в том числе и глобального разделения труда, безусловно, покупать необходимые товары легче, чем разрабатывать и производить собственные. Так, мы практически потеряли авиационную промышленность, станкостроение, судостроение, автопром, ВПК и другие отрасли. В 1990е годы произошла деиндустриализация страны, так доля добывающей промышленности в общем объеме промышленного производства возросла с 15.5% (1990 год) до 23.3% (1994 год), а доля обрабатывающей сократилась соответственно с 84.5% до 76.7%.[1] Российская экономика подсела на «нефтяную иглу».

В нашей экономике хозяйничали американцы, было вывезены патентов, естественных богатств на сотни миллиардов долларов, при этом санкции действовавшие против Советского союза сняты не были.

После возвращения Крыма в состав России, западные «партнеры» начали санкционную войну, в основном санкции были направлены против банковского сектора, физических лиц, оборонного концерна «Алмаз - Антей», авиакомпаний и т.д. По сути это была санкционная репетиция перед глобальным санкционным наступлением на нашу страну.

Не смотря на это, по данным Росстата, за 2015-2019 годы накопленный прирост промышленного производства в целом в России составил 8,6%.

В 2019 году объем выпуска обрабатывающих отраслей превысил показатель 2014 года на 7,0%, добыча полезных ископаемых — на 7,0%, при этом даже в кризисный период 2015-2016 годов, когда темпы прироста про-

мышленности замедлились, объем выпуска в этих секторах не выходил из зоны положительных приростов.[2]

В 2014г. было введено продовольственное эмбарго на ряд сельскохозяйственных товаров, сырья, продовольствия из тех стран, которые ввели санкции против России, так началось возрождение агропромышленного сектора России, сегодня Российская Федерация занимает первое место в мире по экспорту зерновых, в том числе пшеницы. Одновременно начинается работа над созданием независимой платежной системы «Мир», которая предотвратила крах платежей после отключения страны от системы SWIFT и начинается работа над импортонезависимостью.

В период с 2015 по 2021 год в проекты по импортонезависимости, по данным Комитета Совета Федерации по экономической политике, было вложено более 3 трлн. руб., при этом прямое государственное финансирование составило свыше 500 млрд. руб. [3] Это помогло снизить зависимость от импортных товаров в некоторых отраслях до 60%.

После начала специальной военной операции на Украине, запад обрушил на Россию целый шквал санкций, в ноябре 2023г. ЕС вводит уже 12й пакет, и импортонезависимость становится важнейшим приоритетом в развитии российской экономики.

Летом 2022г. был сформирован портфель приоритетных проектов по импортонезависимости в промышленности объемом примерно 5,2 трлн. руб. (без учета авиа- и судостроения).

В него вошли в частности проекты в области: транспортного машиностроения - направленные на суверенизацию подвижного состава, создание отечественного производства дизелей большой мощности; автомобильной промышленности - по развитию универсальной компонентной базы (коробка передач, приводы и т. д.); фармацевтики - по локализации субстанций, необходимых для производства жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов; судостроения - направленные фактически на суверенизацию реализуемых проектов строительства судов.

В области авиастроения общий объем финансирования программы им-портонезависимости согласно информации с официального сайта кабинета министров составил более 770 млрд. руб., примерно 150 млрд. руб. было направлено в отрасль в 2022 году. [3]

Возрождение и дальнейшее развитие отечественной авиации для России не прихоть, а насущная необходимость, учитывая географию и территорию страны. В 2021г. на авиасалоне МАКС был показан отечественный сред-немагистральный самолет МС - 21 - 310, полностью состоящий из российских материалов, особенно радует возрождение авиационного двигателе-строения, т.к. этот самолет оснащён российскими двигателями ПД - 14, показан новый турбовинтовой самолет Ил-114-300.

В конце ноября 2023г. в Дубае, прошел авиасалон Dubai Airshow-2023, на котором РФ представила более 250 образцов продукции, в том числе новый военно-транспортный самолет ИЛ - 76МД-90А, грузоподъёмностью

60 тонн, военные и гражданские вертолёты КБ Камова, которые пользуются большим спросом среди ближневосточных покупателей.

Развитие отечественного гражданского авиастроения помогает возместить нехватку авиапарка и полностью перейти на отечественные авиалайнеры, возродить малую авиацию, которая, к сожалению, была уничтожена в 1990е годы. Военное авиастроение в стране всегда было на высоте, что стоит только СУ - 57, истребитель 5го поколения и начало строительства нового самолета «Checkmate» или СУ - 75, основанного на новых принципах.

Одновременно с возрождением авиапрома начинается возрождение и авиационной инфраструктуры, строительство аэропортов, расширение ВПП аэродромов, и вообще всей транспортной инфраструктуры страны, причем не только в новых, но и в старых регионах страны. Транспортное строительство будет иметь большой мультипликационный эффект для экономики страны.

Другим важнейшим направлением технологической независимости России является развитие радиоэлектронной промышленности.

Российская радиоэлектронная промышленность может получить в 20232025 годах поддержку в виде субсидий из федерального бюджета в размере 111 млрд. рублей, говорится в материалах/приложении к проекту бюджета РФ на 2023-2025 годы, внесенному правительством в Госдуму.

Так, в 2023-2025 годах российские компании могут получить субсидии в размере немногим более 15 млрд. рублей на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области средств производства электроники. При этом в 2023 году на такие субсидии планируется выделить 6,8 млрд. рублей, в 2024 году — 5 млрд. рублей, а в 2025 году — 3,7 млрд. рублей, а к 2030г., общий объём финансирования может составить от 3 до 9 трлн. руб.[4]

Отрасль электроники для России имеет огромное значение, поскольку в этой отрасли мы действительно отстаём, особенно, в области микроэлектроники и программного обеспечения. Уже в 2016г. предприятия (27 основных предприятий, среди них предприятие «Элтекс», расположенное в Новосибирске) радиоэлектронной промышленности увеличили выпуск на 11,4%, но в основном эта продукция военного назначения, доля которого в том же 2016г. составила более 91%, что наглядно мы сегодня можем наблюдать на театрах военных действий СВО.

В военной электронике мы достигли больших успехов, вспомнить только наши несравненные «Герани» и «Ланцеты».

Разработана дорожная карта развития российской микроэлектроники, завершены разработки микросхем для промышленной электроники, главное здесь, оборудование для производства микроэлектроники, чипов, полупроводников и т.д., создаются полигоны для тестирования нового оборудования в совместном проекте Минобрнауки, Минпромторга и профильных вузов России.

Внедрён Реестр российского программного обеспечения (ПО), который предлагает аналоги зарубежным IT-продуктам. По данным на 16 мая 2022 года, в реестре зарегистрировано свыше 13,3 тыс. видов отечественного ПО. Если компания захочет зарегистрировать своё IT-решение в реестре, то они полностью будут освобождены от уплаты НДС по ставке в 20 %. В свою очередь, бизнес-клиенты, которые захотят купить российское ПО, смогут рассчитывать на компенсацию 50 % затрат на его приобретение от государства. [5]

В области судостроения главное направление развития в России — создание военно-морских кораблей и судов разных классов (подводные лодки, корветы, фрегаты, миноносцы, большие десантные корабли и другие). Военное судостроение играет ключевую роль в обеспечении оборонного потенциала страны.

Направление гражданского судостроения, включает создание и модернизацию судов и кораблей для гражданских нужд, таких как пассажирские суда, грузовые суда, ледоколы, суда для береговой охраны и другие. [6]

В доверительное управление банку ВТБ сроком на пять лет переда-но100% акций Объединенной судостроительной корпорации (ОСК).

ОСК— давний корпоративный клиент ВТБ. Еще в 2016 году корпорация открыла в банке две кредитные линии на общую сумму €435 млн. [7]

Основная задача ВТБ, вывести ОСК из убыточного состояния и вывести в течение пяти лет на чистую прибыль. Главной гордостью нашего судостроения являются военные корабли и конечно, атомный ледокольный флот, в 2020г. и 2021г. были спущены на воду два ледокола «Арктика» и «Сибирь» соответственно, в 2024г. ожидается спуск на воду еще одного ледокола «Якутия».

Атомный ледокольный флот есть только у Российской Федерации, теперь это особенно актуально, т.к. западные не партнеры стараются перекрыть все возможные логистические пути, поэтому Северный морской путь становится основной логистической артерией для перевозки грузов, СМП должен работать в круглогодичном режиме. Также необходимо построить и обновить всю транспортную инфраструктуру.

Объем перевезенных грузов по итогам 2022 года, в том числе в рамках реализации инвестиционных проектов, составил 34,1 млн. тонн при целевом показателе 32 млн. тонн. Отечественные компании нарастили перевозки более чем на 1 млн. тонн. [8]

Государство взяло на себя основное бремя по финансированию и разработке основных направлений импортонезависимости России, эксперты НИУ ВШЭ, РСПП, Минпромторга и др. предложили 7 основных стратегий развития импортонезависимости, которые были объединены в три основных блока.

Первый, это долгосрочные разработки в области НИОКР, это мобилизационная активация НИОКР, которая имеет смысл либо в стратегических отраслях (как авиастроение и электроника), либо там, где уровень техноло-

64 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №7 (73), 2023 гической готовности высок или может быть пройден в ускоренном темпе.

[9]

Второй, это среднесрочные стратегии, т.е. создание так называемой «дженериковой» стратегии, которая позволит принудительно локализовать в стране лицензионные разработки иностранных компаний.

Третий, это стратегия с результатами в краткосрочной перспективе, или переход на поколение технологий «-1» или «-2». Суть этого подхода в удовлетворении внутреннего потребления за счет упрощенных подменных продуктов, которые обеспечат пользователю базовую функциональность изделия. Такой подход может быть реализован за счет рационализации стандартов и снятия избыточных требований в техническом регулировании отдельных отраслей. [9]

К сожалению, не все идет гладко в области технологического возрождения России, но Правительство делает все возможное для того, чтобы стать независимыми от импорта большинства жизненно необходимых товаров для экономики страны, работает бюджетное софинансирование проектов, субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляются льготные займы, вводятся ответные санкции для защиты внутреннего производителя и многое другое.

Именно благодаря Правительству РФ за последние месяцы экономический рост в российской экономике составляет 5,5% в годовом исчислении, если бы ЦБ не проводил политику, которая заключается исключительно в повышении учетной ставки процента, а наоборот помогал бы экономическому росту, он был бы намного выше и импортозамещение шло бы намного быстрее.

Список литературы

1. Промышленный спад и инвестиционная политика[Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.yabloko.ru/Union/Program/ep-13.html (Дата обращения 19.11.2023)

2. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Динамика промышленного производства [Электронный ресурс]. - Режим доступа -URL: https://ac.gov.ru/uploads/2-Publications/ _(1).pdf (Дата обращения 19.11.2023)

3. Импортозамещение в промышленности: новые проекты и их финансирование [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.garant.ru/news/1581704/(Дата обращения 19.11.2023)

4. Радиоэлектронная промышленность РФ может получить субсидии на 111 млрд. рублей [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.digital-energy.ru/2022/09/28/industry/ (Дата обращения 20.11.2023)

5. Меры поддержки импортозамещения в 2022г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа - URL: https://www.esphere.ru/blog/meryi-podderzhki-importozameshheniya-v-2022-godu(Дата обращения 20.11.2023)

6. Судостроение в России: Центры судостроения 2023 и основные направления [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: Ь11рв://Ьоа1ргоГ1.сош/аг11с1ев-ров1/виёов1гоеп1е-у-говв11/(Дата обращения 22.11.2023)

7. Путин утвердил передачу в управление ВТБ 100% акций ОСК [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.rЬc.ra/Ьusiness/09/10/2023/6523f99a9a7947ea54d42eЬ8(Дата обращения 22.11.2023)

8. «Росатом»: перевозки грузов по Севморпути превысят 270 млн. тонн в 2035 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.уedoшosti.ru/Ьusiness/news/2023/04/07/969969-pereуozki-po-sevmorputi (Дата обращения 22.11.2023)

9. Эксперты придумали семь стратегий импортозамещения для России [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://www.уedoшosti.ru/Ьusiness/artic1es/2023/02/15/963038-eksperti-priduma1i-sem-strategii-importozamescheniya(Дата обращения 22.11.2023)

Ivanova Irina Konstantinovna, Senior Lecturer (e-mail: jon_kor_24@mail.ru) Siberian State University of Railways, Novosibirsk, Russia

PROSPECTS FOR IMPORT INDEPENDENCE OF RUSSIA

Abstract: _In this article, the author examines one of the main problems of the Russian Federation, import independence. In many sectors of the Russian economy, after the introduction of sanctions, a strong dependence on imported parts and equipment was discovered. It is now necessary to replace these shortcomings with domestic developments.

Key words: import independence, industrial production, small and medium-sized businesses, projects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.