44 Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 3 (67), с. 44-49
УДК 338.2
DOI 10.52452/18115942_2022_3_44
ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ
© 2022 г. О.В. Трофимов, А.Г. Саакян
Трофимов Олег Владимирович, д.э.н.; проф.; заведующий кафедрой экономики предприятий и организаций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Саакян Артур Григорьевич, преподаватель кафедры экономики предприятий и организаций Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила в редакцию 10.06.2022 Статья принята к публикации 27.07.2022
Статья посвящена изучению реализации программы ипортозамещения на предприятиях оборонно -промышленного комплекса. Рассмотрен позитивный опыт предприятий Госкорпорации «Ростех» в сфере изготовления импортозамещающей продукции. Отмечена необходимость проведения грамотной кадровой политики для повышения эффективности деятельности предприятий комплекса в современных экономических условиях. Проанализированы проблемы, сдерживающие развитие производства гражданской продукции на оборонных предприятия России. Предложены возможные меры по решению указанных проблем, которые включают в себя развитие института государственно-частного партнерства, льготное кредитование оборотных средств предприятий комплекса, формирование перечня необходимой импортозамещающей продукции, открытие новых производств на территориях особых экономических зон.
Ключевые слова: импортзамещение, Госкорпорация «Ростех», государственно-частное партнерство, ротация кадров, государственный оборонный заказ, федеральный кадровый резерв.
Введение
В настоящее время под импортозависимо-стью понимают существующую или потенциальную угрозу национальной экономической системе или ее компонентам в случае существенного изменения условий поставок импортной продукции. Примерами таких изменений являются не только варианты полного прекращения зарубежных поставок (продукция, сырье, материалы, технологии, запасные части и др.), но и увеличение сроков поставки и цен на импортную продукцию по разным причинам.
Очевидно, что в условиях глобализации и международной интеграции невозможно и неразумно обеспечивать полное отсутствие зависимости от импорта. В связи с этим это понятие следует рассматривать с точки зрения теории рисков, согласно которой возможные негативные последствия от зарубежных поставок можно оценить как произведение вероятности неблагоприятной ситуации на возможный ущерб, который эта ситуация нанесет, для социально-экономического развития страны. В этом контексте снижение импортозависимости не должно быть «глобальной» задачей функционирования экономики в целом - необходимо осуществлять только те меры, которые могут снизить
(или исключить) зависимость от импорта предприятий ключевых типов экономической деятельности. Данное утверждение характерно и для предприятий оборонно-промышленного комплекса РФ.
Актуальность темы связана с тем, что в условиях экономических санкций в отношении России начиная с 2014 года в нашей стране начали реализовывать политику импортозаме-щения, в частности в сфере сельскохозяйственной продукции. Новая волна санкций после февраля 2022 года актуализировала вопросы импортозамещения, но уже в сфере электронных компонентов, высокоточного оборудования, программного обеспечения, гражданского самолетостроения, автомобилестроения.
Цель статьи - провести анализ реализации политики импортозамещения в оборонно-промышленном комплексе России. На основе результатов, полученных нами ранее [1-3] (О.В. Трофимов, А.Г. Саакян, 2019, 2020), наш анализ опирается на методологию исследований, которую развивают теоретики и практики в области реализации политики импортозамеще-ния, устойчивости экономики и экономической безопасности государства [4-7] (Д.В. Морозов, 2021; С.В. Юферев, 2019; М.И. Бадмаев, 2018; В.Г. Фролов, Ю.А. Сидоренко, 2014). Постав-
Рис. Две группы мер программы импортозамещения (составлено авторами)
Сравнительная характеристика положительных ]
Таблица
Положительные стороны политики импортозамещения Отрицательные стороны политики импортозамещения
Появление новых рабочих мест за счёт увеличения объемов производства отечественной продукции Ослабление конкуренции, влияющей на эффективность работы национальных компаний
Увеличение уровня экономической безопасности страны из-за значительного снижения зависимости от поставок импортной продукции Рост издержек предприятий, вызванный низкими показателями объемов внутреннего рынка и ограничениями импорта
Повышение квалификации кадров, вызванное необходимостью развития инновационного потенциала страны Сложности в замещении высокотехнологичной продукции, обусловленные недостаточным развитием отечественной промышленности
ленная цель была достигнута при помощи общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, сравнение) и системного подхода.
Теоретико-методологические подходы
Под импортозамещением будем понимать замещение импорта товарами, произведёнными внутри страны. Все меры импортозамещающей политики можно разделить на защитные и стимулирующие (рис.).
Согласно рисунку, защитные меры импорто-замещения направлены на защиту отечественных товаров от товаров конкурентов путем роста таможенных пошлин, введения ограничений на импорт. Вторая группа мер направлена на повышение конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке путем выдачи льготных кредитов, субсидий, введения налоговых льгот, создания технопарков, формирования особых экономических зон, стимулирования открытия новых производств и создания новых рабочих мест. Можно выделить плюсы и минусы развития политики импортозамещения (табл.).
То есть, с одной стороны, российского производителя вытесняют на зарубежных рынках, но, с другой стороны, у российских производителей открываются новые возможности для развития и увеличивается количество рабочих мест.
С 2014 года политика импортозамещения реализуется во всех отраслях и регионах РФ. В целом с 2014 года в РФ получилось прийти к
технологической независимости более чем по 350 образцам вооружений и военной техники [6].
Начиная с февраля 2022 года началась новая волна санкций против российского ОПК. Например, Великобритания ввела ограничения против Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), Госкорпорации «Ростех», Объединенной судостроительной корпорации, Уралвагонзавода, корпорации «Тактическое ракетное вооружение» [8]. Данные санкции направлены на то, чтобы лишить основные отрасли ОПК (авиационная промышленность, судостроение, радиоэлектронная промышленность) основных технологических компонентов и тем самым снизить объемы производства новых вооружений и военной техники для оснащения российской армии.
Однако от санкций пострадали не только отечественные промышленные предприятия, но и зарубежные, так как в современном высоко-глобализованном мире все страны находятся в кооперации друг с другом. Например, в производстве гражданских самолетов Boeing и Airbus участвовали много стран, в том числе и предприятия Госкорпорации «Ростех» [9]. Поэтому новые санкции также парализовали работу и зарубежных компаний. Однако они способствовали дальнейшему развитию политики импортозамещения в РФ.
Госкорпорация «Ростех» (объединяет более 800 предприятий в 60 регионах страны) начала
проводить перенастройку бизнес-процессов, актуализировала свою стратегию развития с учетом новых реалий, вышла на новые перспективные рынки (например, подписала соглашение с Узбекистаном по реализации проекта «Умный город» на базе уже реализованного проекта в Москве) [10].
Разрушение Западом глобальной кооперации повлекло пересмотр кооперационных цепочек, смену поставщиков и вызвало необходимость самостоятельного замещения большого ряда компонентов и комплектующих (в первую очередь автомобильной промышленности, авиастроения, электроники), которые предприятия Госкорпорации «Ростех» ранее импортировали. Однако изготавливать данные комплектующие на российских предприятиях не всегда оправданно, особенно в условиях глобальной кооперации. Поэтому один из вариантов решения данной проблемы - это использование механизма параллельного импорта.
Надо отметить, что уже с 2014 года «Ростех» осуществляет глубокую модернизацию и предприятия корпорации смогли организовать производство товаров, ранее приобретаемых за рубежом. Например, после прекращения поставок композиционных материалов, предназначенных для гражданского самолёта МС-21, компании удалось в короткие временные промежутки перейти на отечественные аналоги. Точнее, на лайнере было установлено композиционное крыло, производство которого осуществляется исключительно из отечественных компонентов.
В настоящее время благодаря программе импортозамещения «Ростех» разработала целую линейку отечественных двигателей всевозможной мощности: ПД-8, ПД-14, ПД-35. Полное импортозамещение вертолётных двигателей в «ОДК-Климов» удалось завершить в 2015 году. Стоит отметить, что прошёл всего лишь год после санкций, которые были введены против России в 2014 году. В 2021 году на «ОДК-Климов» было выпущено около 300 двигателей ТВ3-117 и ВК-2500.
АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию «Рос-тех») на основе своей программы по импорто-замещению разработало первую российскую энергетическую установку ГТА-8, необходимую для морских добывающих платформ, а также работы в экстремальных условиях для арктической ледостойкой платформы «Камен-номысское-море» у берегов Ямала. Ранее данные цели в России достигались благодаря импортному оборудованию. Первая поставка планируется в 2023 году.
В 2017 году Объединенная двигателестрои-тельная корпорация (ОДК) открыла сборочно-испытательный комплекс для производства морского дизель-газотурбинного агрегата М55Р в рамках Федеральной целевой программы по импортозамещению. От болта до полностью агрегата - все сделано из отечественных материалов. Основные поставщики и предприятия, с которыми работала ОДК: «Северное ПКБ» -поставщик дизельного двигателя Д1049 из города Коломны; «Аврора», отвечающая за системы управления; казанские предприятия по контрольным датчикам. «Звезда» из Санкт-Петербурга предоставила редуктор, «Старт» -топливную аппаратуру, «Агат» - масляную аппаратуру. В 2021 году АО «Объединенная дви-гателестроительная корпорация» и судостроительный завод «Северная верфь» заключили договор на поставку 6 дизель-газотурбинных агрегатов М55Р для кораблей «Адмирал Юмашев» и «Адмирал Спиридонов». Общий объем заказов составил двенадцать агрегатов, был установлен срок изготовления до 2025 года.
Таким образом, введенные санкции и реализация политики импортозамещения с 2014 года дали предприятиям Госкорпорации «Ростех» толчок для дальнейшего развития. По результатам 2021 года выручка организаций данной корпорации от реализации продукции гражданского назначения достигла 45%. Для сравнения: за семь лет выручка «Ростеха» от реализации продукции гражданского и двойного назначения выросла в три раза - с 316 млрд в 2014 году до 928 млрд в 2021. Однако 350 предприятий Госкорпорации «Ростех» участвуют в выполнении гособоронзаказа (на предприятия корпорации приходится примерно 40% всего объема ГОЗ страны), поставляя 400 типов вооружений и военной техники (бронетанковую технику, ракетные комплексы различного назначения, стрелковое оружие, боеприпасы и многое другое) [111. Поэтому одна из задач - это выпуск качественного и уникального вооружения для обеспечения безопасности РФ.
Новые санкции 2022 года - это отличный шанс для развития и укрепления технологического суверенитета России. С одной стороны, произошел отказ поставлять отечественным предприятиям комплектующие иностранного производства. С другой стороны, для предприятий ОПК итогом ухода западных компаний стало открытие новых перспектив по поставкам крайне востребованной и современной продукции в сфере гражданского назначения. Например, одна из задач, стоящих перед предприятиями ОПК авиационной промышленности в
условиях нынешних санкций, - это гражданское самолетостроение.
На совещании 1 апреля 2022 года по вопросам развития авиационных перевозок и авиастроения президент РФ Владимир Путин поставил задачу в минимальные сроки, учитывая сложившиеся реалии, перенастроить имеющиеся авиационные программы [12]. В перспективе до 2030 года планируется поставить на рынок более 500 воздушных судов отечественного производителя. Это МС-21, SSJ, Ил-114 и наращивание серийного производства Ту-214 и Ил-96 (в настоящее время поставляются в малой серии для государства, но могут успешно выполнять пассажирские перевозки). В планах Госкорпорации «Ростех» предоставить заказчикам в 2024 году первые шесть серийных лайнеров МС-21 с отечественным двигателем ПД-14, а с 2024 года наладить производство импортозамещенного самолета Sukhoi Superjet с отечественными двигателями ПД-8 в количестве 20 штук в год. Однако из-за новых санкций существует ряд трудностей. Так, проект МС-21 на первоначальных этапах задумывался как международный, с большой международной кооперацией (планировалось, что импортных деталей на МС-21 должно быть 50%). После санкций Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) вынуждена перейти на создание полностью «отечественной» версии самолета. В планах компании к 2025 году выпустить 36 самолетов, после этого выйти на 72 самолета в год в Иркутске.
Самолеты Ту-214 и Ил-96 на гражданский рынок ОАК не поставляла. В планах ближайших 2-3 лет по программе Ту-214 выпускать 10-20 самолетов в год. По Ил-96 пока цель выпускать 2 самолета в год. Также ОАК планирует выйти на выпуск 18 транспортных самолетов Ил-76 в год. По мнению генерального директора ОАК Юрия Слюсаря, это «амбициозные задачи, так как внутри одной страны полностью современные авиационные комплексы не создаются, это всегда результат широкой международной кооперации» [11].
Одно из направлений развития гражданского самолетостроения - это выпуск нового легкого самолета ЛМС-901 «Байкал» вместимостью 9 человек. «Байкал» будет иметь ряд преимуществ перед своим предшественником: значительные уменьшения габаритов самолета, новая авионика, увеличение скорости и возможности дольше летать без дозаправки. С базовым составом бортового радиоэлектронного оборудования летающий самолет должен работать до 73° северной широты. Двигатель ВК-800СМ для самолета «Байкал» разработан в России с нуля. В России не было еще турбовального мо-
тора в этом силовом сегменте. Пока в составе двигателя 1.5% иностранных компонентов, но разработчики обещают: когда начнется серийное производство, их не останется. «Байкал» отличается от своего предшественника самолета Ан-2 значительно уменьшенным поперечным сечением фюзеляжа. Это является следствием преимуществ аэродинамических и летных показателей. В планах выпуск модификаций «Байкала» с лыжными, колесно-лыжными и поплавковыми шасси для удаленных регионов и Арктики. Разработчики говорят, что в перспективе возможна беспилотная версия, а также версия с гибридной силовой установкой. В январе 2022 года новый самолет прошел первые испытания в воздухе. Серийное производство планируется в 2024 году: его предполагается начать с выпуска 30 самолетов в год. Объем рынка оценивается в 300 машин до 2030 года [13].
Одна из задач, стоящих перед предприятиями ОПК РФ, - это привлечение кадров. Так, например, увеличение серийности Ту-204, Ил-96, Ил-76 привело ОАК к необходимости расширения рабочих производственных мест приблизительно в количестве 8.5 тысячи человек. Сотрудники будут работать в отрасли высоких технологий на высокопроизводительном оборудовании.
Связывая успех деятельности оборонных предприятий с их кадровым обеспечением, Госкорпорация «Ростех» ориентируется на партнерские отношения с ведущими вузами страны, чтобы совместно создавать конкурентоспособные образовательные программы. Генеральный директор «Ростеха» Сергей Викторович Чеме-зов является наставником в управленческом конкурсе «Лидеры России», и уже на протяжении многих лет корпорация работает с участниками конкурсов, делает совместные проекты. «Ростех» принимает активное участие во внешних кадровых резервах: федеральном резерве управленческих кадров, федеральном резерве ОПК и т.д. В 2020 году Академия «Ростеха», Академия «Росатома» и Академия «Роскосмо-са» приняли участие в реализации программы федерального кадрового резерва по инициативе коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. В программе приняли участие 55 топ-менеджеров, которые работают на предприятиях «Ростеха», «Росатома», «Роскосмоса», Объединенной судостроительной корпорации, концерна «Алмаз-Антей» и Фонда перспективных исследований. Участники, прошедшие курс, смогли претендовать на руководящие посты на ведущих предприятиях ОПК России [14].
После восьми месяцев обучения участники программы прошли повышение квалификации по следующим направлениям: управление про-
ектами, экономические дисциплины, маркетинг, управление персоналом и командами, стратегический менеджмент и др. По итогу обучения участниками команды были разработаны кросс-отраслевые проекты, в том числе по импорто-замещению, которые впоследствии планируют реализовать на предприятиях.
Среднесписочная численность персонала организаций, которые входят в ОПК России, превосходит 2 млн человек, около четверти из них работают в «Ростехе», поэтому развита ротация сотрудников между предприятиями, холдингами корпорации. Например, в ноябре 2021 года произошла ротация кадров в корпорации «Иркут» для усиления работы авиастроительных компаний по импортозамещению и разработке современной авиационной бортовой электроники.
Искусственные барьеры, которые существуют между организациями, приводят к разрушению внутреннего портала вакансий, хотя именно здесь сконцентрированы все потоки информации о внутренних вакансиях и внутренних соискателях. Безусловно, результативными инструментами поиска и «выращивания» управленцев в инновационных сферах являются акселераторы «Рос-теха». Упомянутые акселераторы вывели в 2019 году «Ростех» на четвертое место рейтинга РБК «Работа с открытыми инновациями».
Госкорпорация работает с опорными вузами. Молодые специалисты готовятся под требования конкретных предприятий. Примерами являются магистерская программа «Менеджмент в области ВЭД и ВТС» в МГИМО, а также пилотные группы в МАИ по подготовке инженеров-конструкторов с международными стажировками в Сингапуре и, потенциально, других вузах мира. Также «Ростех» сотрудничает с Российско-Сингапурским деловым советом, который организует обучение целевых студентов из числа сотрудников корпорации в Наньянском университете Сингапура по программам магистратуры в рамках инженерных специальностей. Также в Госкорпорации сотрудникам предоставляют хороший социальный пакет и существуют разнообразные методы мотивации.
Однако к основным проблемам, не способствующим развитию производства гражданской продукции, стоит отнести дефицит масштабных проектов, процентные ставки по кредитам, а также особенности дефицита собственных средств и закредитованность предприятий ОПК. Для решения данных проблем необходимо привлечение в процесс диверсификации частных инвесторов на основе института государственно-частного партнерства (ГЧП), льготное кредитование оборотных средств предприятий ОПК, формирование перечня необходимой им-
портозамещающей продукции, создание особых экономических зон (ОЭЗ) и территорий опережающего социально-экономического развития для получения льгот и механизмов поддержки, внедрение концепции «бережливого производства» на предприятиях комплекса для снижения затрат и борьбы с потерями.
В современных условиях для развития высокотехнологичных отраслей экономики, разработки технологий и производства новых видов продукции площадки ОЭЗ становятся приоритетными и наиболее перспективными с точки зрения реализации инвестиционных проектов. Различные льготы, преференции, административные привилегии в ОЭЗ позволяют повысить операционную устойчивость бизнеса и сократить сроки его окупаемости. Так, например, 9 июня 2022 года в рамках ПМЭФ-2022 было подписано трёхстороннее соглашение между АО «ОДК-Климов», управляющей компанией АО «ОЭЗ «Санкт-Петербург» и администрацией Санкт-Петербурга. В его рамках на территории ОЭЗ Северной столицы будет расширено производство авиадвигателей АО «ОДК-Климов», в том числе возведены производственно-конструкторский корпус, цех разработки, комплекс для стендовых испытаний. Это решение принято в связи с ростом спроса на воздушные суда российского производства, так как «ОДК-Климов» серийно выпускает газотурбинные двигатели ТВ3-117 и ВК-2500 для российских вертолетов, ведет проекты по созданию новых двигателей для вертолетов «Ансат», Ка-226, Ка-62, гибридной силовой установки и систем автоматического управления. Реализация проекта позволит создать почти тысячу новых рабочих мест. Объем инвестиций в развитие производственного комплекса «ОДК-Климов» до 2026 года оценивается в 37.7 млрд рублей [15].
Заключение
Анализируя статистическую информацию и новости, представленные на сайте Госхолдинга «Ростех», статьи в периодической печати, авторы пришли к выводу о том, что в современных условиях перед руководством отечественных оборонных предприятий стоят новые задачи в сфере импортозамещения не только продукции, но и технологий в ряде стратегических отраслей в кратчайшие сроки. Однако изготавливать все комплектующие лишь на российских предприятиях не всегда оправданно, особенно в условиях глобальной кооперации. Поэтому один из вариантов решения данной проблемы - это использование механизма параллельного импорта и развитие новых торговых связей с предприяти-
ями из стран БРИКС и СНГ. Также необходимо привлечение в процесс импортозамещения частных инвесторов на основе института ГЧП, льготное кредитование оборотных средств предприятий ОПК, развитие особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития, решение кадровых проблем на оборонных предприятиях РФ, внедрение перспективных методов организации производственного процесса (например, кайдзен, бережливое производство, шесть сигм и др.).
Спрос отечественных предприятий на высокотехнологичное оборудование растет, особенно с учетом перехода на новый технологический уклад и цифровизацию производства. По мнению экспертов, ближайший цикл технологического перевооружения, который поспособствует реализации и исключительно новых концепций, ориентировочно прогнозируется на период 2035-2050 гг. До этого времени предприятиям ОПК необходимо не только снизить зависимость от импорта, но и стать конкурентоспособными на рынке гражданской продукции и продукции двойного назначения.
Список литературы
1. Саакян А.Г. Управление предприятиями оборонно-промышленного комплекса России в условиях пандемии // Сборник «Инновационные технологии управления». Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2020. С. 69-71.
2. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Внедрение бережливого производства для повышения эффективности деятельности оборонных предприятий Нижегородской области // Креативная экономика. 2019. Т. 13. № 7. С. 1475-1482.
3. Трофимов О.В., Саакян А.Г. Организация процесса обучения персонала на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Креативная экономика. 2020. Т. 14. № 12. С. 3763-3774.
4. Morozov D.V. Scientific-industrial cluster opportunities to implement import substitution programs for biotechnology enterprises // The Science of Person: Humanitarian Researches. 2021. Vol. 15. № 4. P. 205-213.
5. Юферев С.В. Импортозамещение в российском ВПК. Результаты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https ://topwar.ru/163525 -importozameschenie -V-rossijskom-vpk.html (дата обращения: 15.06.2022).
6. Бадмаев М.И., Ерохина Е.В. Влияние политики импортозамещения на развитие промышленности и экономики регионов // Международный студенческий научный вестник. 2018. № 5. С. 24-27.
7. Сидоренко Ю.А., Фролов В.Г. Стратегические приоритеты развития промышленного производства и экономическая безопасность // Научное обозрение. 2014. № 8-1. С. 238-285.
8. Оборонные компании назвали основные трудности из-за новых санкций [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/30/05/ 2022/628а1ЬП9а794772ЬЫ31Ьса (дата обращения: 15.06.2022).
9. Чемезов С. Откуда пренебрежение к российскому? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rbc.ru/opinions/economics/15/06/2022/62a8 7e589a7947cbf332c253?from=column_2 (дата обращения: 15.06.2022).
10. Ростех интегрирует в транспортную систему Узбекистана элементы «Безопасного города» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rostec.ru/ne ws/rostekh-integriruet-v-transportnuyu-sistemu-uzbekista na-elementy-bezopasnogo-goroda/?sphrase_id=4878775 (дата обращения: 15.06.2022).
11. Слюсарь Ю. Стране нужны самолеты [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rostec.ru/ news/yuriy-slyusar-strane-nuzhny-samolety/?sphrase_id =4878773 (дата обращения: 15.06.2022).
12. Российский авиапром на пути серьезных изменений [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rostec.ru/news/rossiyskiy-aviaprom-na-puti-serez nykh-izmeneniy/?sphrase_id=4878779 (дата обращения: 15.06.2022).
13. Ячменникова Н. «Байкал» вместо «Аннушки»: чем новый самолет будет отличаться от Ан-2 // Российская газета. 2022. № 117.
14. Цветкова Ю. Работая на опережение, растим кадры сами [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rostec.ru/news/yuliya-tsvetkova-rabotaya-na-operez henie-rastim-kadry-sami/?sphrase_id=4878777 (дата обращения: 15.06.2022).
15. Ростех инвестирует 37.7 млрд руб в производство авиадвигателей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rostec.ru/news/rostekh-investiruet-37-7-mlrd-rubley-v-proizvodstvo-aviadvigateley/ (дата обращения: 15.06.2022).
IMPORT SUBSTITUTION POLICY AT THE ENTERPRISES OF THE RUSSIAN MILITARY-INDUSTRIAL COMPLEX
O.V. Trofimov,AG. Saakyan
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article is devoted to the study of the implementation of the import substitution program at the enterprises of the military-industrial complex. The positive experience of Rostec State Corporation enterprises in the manufacture of import-substituting products is considered. The necessity of carrying out a competent personnel policy to improve the efficiency of the enterprises of the complex in modern economic conditions is noted. The problems hindering the development of civilian production at Russian defense enterprises are analyzed. Possible measures to solve these problems are highlighted, which include the development of the institute of public-private partnership, preferential lending of working capital of enterprises of the complex, the formation of a list of necessary import-substituting products, the creation of "virtual" special economic zones.
Keywords: import substitution, Rostec State Corporation, public-private partnership, personnel rotation, state defense order, federal personnel reserve.