Научная статья на тему 'Перспективы и проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности для российских корпораций'

Перспективы и проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности для российских корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / RUSSIAN STATEMENTS / МСФО / IFRS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ECONOMIC INFORMATION / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ / TRANSNATIONAL CORPORATIONS / МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА / GLOBAL ECONOMY / ВТО / WTO / МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЫНКИ / INTERNATIONAL MARKETS / АЛГОРИТМ / ALGORITHM / СИНТЕТИЧЕСКИЕ СЧЕТА УЧЕТА / SYNTHETIC ACCOUNT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахаров Г.В., Бурцева Т.А., Кушнир К.А.

В статье рассмотрена роль российской отчетности и МСФО для непосредственного использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения качества представляемой финансовой отчетности хозяйствующими субъектами, в первую очередь транснациональными корпорациями. В связи с этим в статье авторами предлагается алгоритм, с помощью которого российская организация может осуществить полномасштабный переход на МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS FOR THE RUSSIAN CORPORATIONS

The article deals with the role of the Russian reporting and IFRS for direct use in practice. The objective of their development was the harmonization of national accounting and reporting systems to improve the quality of financial reporting by business entities, primarily transnational corporations. In this connection, article authors are invited to the algorithm by which the Russian organization can implement a full-scale transition to IFRS.

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности для российских корпораций»

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ РОССИЙСКИХ КОРПОРАЦИЙ

PROSPECTS AND PROBLEMS OF INTRODUCTION OF INTERNATIONAL FINANCIAL REPORTING STANDARDS FOR THE RUSSIAN CORPORATIONS

Г.В. САХАРОВ

профессор кафедры «Экономическая безопасности» КФ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, академик РАЕН, д.э.н., профессор

G.V. SAKHAROV

Professor of the Chair of «economic security» KF Russian Academy of national economy and public administration under the President of the RF, academician of RANS, Dr. Sc. (Econ.), Professor

Т.А. БУРЦЕВА

профессор кафедры менеджмента Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, д.э.н., профессор

T.A. BURTSEVA

Professor of the Management Department of Kaluga State University. K.E. Tsiolkovsky, Dr. Sc. (Econ.), Professor

К.А. КУШНИР

аспирант ИАТЭ НИЯУМИФИ

K.A. KUSHNIR

graduate student IATÈ NRNUMIFI Аннотация

В статье рассмотрена роль российской отчетности и МСФО для непосредственного использования на практике. Цель их раз-

работки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения качества представляемой финансовой отчетности хозяйствующими субъектами, в первую очередь транснациональными корпорациями. В связи с этим в статье авторами предлагается алгоритм, с помощью которого российская организация может осуществить полномасштабный переход на МСФО.

Abstract

The article deals with the role of the Russian reporting and IFRS for direct use in practice. The objective of their development was the harmonization of national accounting and reporting systems to improve the quality of financial reporting by business entities, primarily transnational corporations. In this connection, article authors are invited to the algorithm by which the Russian organization can implement a full-scale transition to IFRS.

Ключевые слова: Российская отчетность, МСФО, экономическая информация, транснациональные корпорации, мировая экономика, ВТО, международные рынки, алгоритм, синтетические счета учета.

Keywords: Russian statements, IFRS, economic information, transnational corporations, global economy, WTO, international markets, algorithm, synthetic account.

Российская отчетность финансовых, нефинансовых корпораций и учреждений выполняет ведущую роль в системе экономической информации для всех пользователей при принятии управленческих решений. Она интегрирует информацию всех видов учета (бухгалтерского, статистического, оперативно-технического), обеспечивает связь и сопоставление плановых, нормативных и учетных данных, представленных в виде таблиц, удобных для восприятия информации заинтересованными пользователями.

В современных условиях, характеризуемых реализацией процессов интеграции России в мировую экономику и вступления в ВТО, макроэкономической нестабильностью и экономическими санкция-

ми, возрастает роль в деятельности корпораций институциональных факторов, к которым следует отнести предоставление отчетности по международным стандартам (МСФО), так как это является необходимой процедурой при выходе компании на международные рынки, в том числе и для поиска потенциальных инвесторов [11].

Известный факт, что МСФО изначально не были предназначены для регулирования учета и отчетности в отдельных странах, а также для непосредственного использования на практике. Цель их разработки состояла в гармонизации национальных систем учета и отчетности для повышения качества представляемой финансовой отчетности хозяйствующими субъектами, в первую очередь транснациональными корпорациями. Важно понимать, что международные стандарты финансовой отчетности базируются на трех главных концепциях: справедливой стоимости, приоритета экономического содержания над правовой формой и прозрачности, что не всегда совпадает с отчетностью международной, так как справедливая стоимость дает пользователю информацию о показателях финансового состояния и результатах деятельности предприятия исходя из его реально существующей цены. Следовательно, составление отчетности по МСФО дает возможность более реально оценивать финансовое состояние конкретного предприятия и проявлять большую самостоятельность в принятии решений, особенно это важно для внешних пользователей. МСФО являются единым стандартом информации о финансовом состоянии компании, как на российском, так и на зарубежных рынках.

Внедрение МСФО позволяет совершенствовать внутреннюю систему управления за счет использования единых методик учета, обеспечивать заинтересованные лица информацией о финансовом состоянии и повысить конкурентоспособность компании. Поэтому в настоящее время все большее количество российских организаций составляют финансовую отчетность не только по российским стандартам бухгалтерского учета, но и по международным стандартам [12].

Несмотря на то что российские стандарты за последние годы существенно продвинулись в сближении с международными принципами учета, часть положений РПБУ (российские положения по бухгалтерскому учету) по-прежнему имеют различия с

МСФО. В связи с этим корпорации, составляющие отчетность по международным стандартам, сталкиваются с дополнительными затратами на параллельное ведение учета или трансформацию готовой отчетности, поэтому переход российских корпораций на МСФО неоднозначно оценивается финансовыми руководителями и экспертами. Одни считают, что такой шаг принесет пользу российской экономике, другие же видят в этом лишь увеличение объема работы и материальных затрат. Опыт российских предприятий, уже работающих по МСФО, а также европейский подход к внедрению МСФО позволяют достаточно объективно оценить существование проблем и перспектив данного процесса.

Таблица 1

Классификация факторов адаптации российской системы бухгалтерского учета к МСФО

№ п/п Признак Препятствующие факторы Стимулирующие факторы

1 Корпоративное развитие малое число корпораций мирового класса; низкий уровень прозрачности финансовой отчетности; методологическое и организационное отставание финансовых инструментов наличие крупных корпораций, доминирующих в своих отраслях, отвечающих международным стандартам и включаемых в мировые рейтинги

2 Пользователи финансовой отчетности отечественных корпораций подавляющее большинство корпораций ориентируют финансовую отчетность на потребности налоговых служб наличие крупных корпораций, ориентирующих финансовую отчетность на различных пользователей (в том числе иностранных)

№ п/п Признак Препятствующие факторы Стимулирующие факторы

3 Участие иностранного капитала в российских корпорациях неустойчивость российской экономики, кризисы, вызывающие отток иностранных инвестиций из страны рост числа транснациональных корпораций в экономике России

В таблице 1 представлены факторы, влияющие на процесс адаптации российской системы бухгалтерского учета к МСФО.

Как показано в таблице 1, препятствующим фактором адаптации российской системы бухгалтерского учета к МСФО выступает уровень корпоративного развития. Поэтому для адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО в российскую практику внедряются новые ПБУ с целью охватывать все объекты, регламентируемые международными стандартами, приведения в соответствие показателей отчетности российских организаций требованиям МСФО.

Началом процесса адаптации является принятие государственной программы перехода на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики, утвержденными Постановлением Верховного Совета РФ от 23.10.1992 № 3708-1 [1].

В 1994 году Министерство финансов России приняло программу реформирования системы бухгалтерского учета, в соответствии с которой переход на МСФО, должен был осуществиться до 2000 года. В рамках этой программы приняты положения по бухгалтерскому учету (ПБУ 1, 2, 3, 4), Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

В 1997 г. разработана Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России. Данная Концепция является основой построения системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. В развитие Концепции Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283 утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности [2].

За период действия Программы перехода на МСФО в российском законодательстве появились такие Положения по ведению бухгалтерского учета, как: «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» (ПБУ 18/02), «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010). Существенно изменены: ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы», ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам», ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».

В целях установления приоритетных направлений развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (Приказ Министерства финансов от 1 июля 2004 г. № 180). В период с 2004 по 2010 гг. предполагались следующие этапы реализации данной Концепции [8]:

2004-2007 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности общественно значимых хозяйствующих субъектов, кроме тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным признаваемым стандартам. Утверждение основного комплекта российских стандартов индивидуальной бухгалтерской отчетности на основе МСФО.

2008-2010 гг. Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов, включая общественно значимые, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международным признаваемым стандартам. Однако к настоящему времени основные положения, заложенные в Концепции, не выполнены. Причиной этому является наличие названных ранее факторов, препятствующих массовому переходу на международные стандарты финансовой отчетности.

В России, начиная с 2010 г., процесс адаптации бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности значительно активизировался. Рассмотрим следующие наиболее важные шаги на пути сближения с МСФО:

1. Принят Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 08-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности»[4];

2. Принят Федеральный закон от 06.12.2012 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»[5].

3. Принято Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 07 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»[3];

4. Приказом Минфина России от 02.07.2010 г. № 6н утверждены новые формы бухгалтерской отчетности [9];

5. Приказом Минфина России от 02.02.2011 г. № 1н утверждено новое ПБУ «Отчет о движении денежных средств» [10].

Однако перечень различий исследуемых стандартов еще достаточно большой:

1. Отчетная дата отчетности по МСФО не привязана к окончанию календарного года.

2. Российские правила учета в большей степени, чем МСФО, ориентированы на юридическую форму, технические процедуры учета и строгие требования к документации и в меньшей степени - на экономическое содержание операций.

3. В РСБУ важная роль отведена Плану счетов бухгалтерского учета и корреспонденции счетов. Фактически это определяет методологию российского учета. Стандарты МСФО в принципе не содержат упоминания о бухгалтерских счетах, поскольку ориентированы на результат работы финансовых служб.

4. Одно из основополагающих допущений МСФО предписывает следовать концепции соотнесения, согласно которой затраты отражаются в том же периоде, что и соответствующие доходы, а в российской системе учета затраты отражаются не раньше того, как будет выполнены определенные требования в отношении документации.

5. В МСФО в отличие от РСБУ не допускается возможность признания доходов и, соответственно, расходов по кассовому ме-

тоду. РСБУ допускает применение кассового метода признания доходов и расходов в отношении отдельных категорий организаций.

6. Различается порядок переоценки внеоборотных активов и подход к отражению инфляции.

7. В РСБУ не осуществляется дисконтирование финансовой составляющей сделок, отсутствуют подходы к составлению консолидированной (сводной) отчетности.

В связи с вышеизложенным возникает объективная необходимость в разработке методики внедрения международных стандартов российскими корпорациями. Авторами предлагается алгоритм, с помощью которого российская организация может осуществить полномасштабный переход на МСФО (см. таблицу 2).

Таблица 2

Алгоритм внедрения МСФО российской корпорацией

№ этапа Этап Основные задачи

1 Оценить последствия и создать план перехода Выявить последствия для учета и отчетности, а также для системы компьютерной обработки данных.

2 Спроектировать и разработать новые учетные системы - создать рабочую группу по внедрению МСФО в масштабах всего предприятия; - разработать и принять план внедрения МСФО; - уведомить всех пользователей отчетности о внедрении МСФО, включая аудиторов и акционеров; - проанализировать различия между действующей учетной политикой и политикой МСФО; - определить необходимые изменения плана счетов, первичной документацией и регистров бухгалтерского учета;

- сформировать новый план счетов; - разработать новые кодировки для первичных учетных документов; - разработать инструкции по бухгалтерскому учету на основе МСФО; - приобрести и разработать собственное новое программное обеспечение; - ввести новые счета в Главную бухгалтерскую книгу организации и в систему управленческого учета, чтобы соответствовать требованиям МСФО; - создание кадрового потенциала, необходимого для подготовки показателей по МСФО и финансовой отчетности согласно IAS.

3 Осуществить непосредственное внедрение - параллельное ведение новой и старой системы учета и составление двух видов финансовой отчетности; - исправление ошибок в новой системе; - проверка представленных данных и финансовой отчетности по МСФО.

Таким образом, внедрение МСФО на уровне операций в учете повлияет на всю процедуру его ведения на составление финансовой отчетности корпорации. Такой переход потребует, чтобы операции наблюдались, измерялись и учитывались на основе принципов МСФО. В настоящее время они наблюдаются, измеряются и учитываются в соответствии с требованиями нормативных актов и правил, существующих для российских корпораций.

В то же время, как многие ежедневные операции будут учитываться тем же способом и в те же моменты времени как по действующей системе, так и по МСФО, ряд других операций потребуют иного бухгалтерского подхода. Корпорации придется следовать двум инструкциям по этой категории операций. Наличие новых синтетических счетов учета, вводимых для целей ведения учета по МСФО, означает, что корпорации придется изменить все форматы входящей документации. Другими словами потребуются новые бланки для всех документов. Необходимо будет подготовить новые инструкции как для сотрудников, которые будут заполнять эти документы, так и для тех, кто будет их проводить по учетным регистрам, заполнять все эти формы так и для тех, кто вводит эти документы в систему учета и отчетности.

Полномасштабное внедрение МСФО на уровне операций наглядно можно проследить на рисунке 1.

Рис. 1. Применение МСФО на уровне операций

Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что корпорации не в состоянии заменить старую систему учета системой МСФО, поскольку параллельная система необходима для того, чтобы компания могла предоставлять необ-

ходимую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета, а также согласно налоговым и другим нормативным требованиям. Однако, корпорациям под силу осуществить полномасштабный переход на МСФО и решить стратегические задачи своего развития.

Библиографический список

1. Постановление Верховного Совета РФ от 23 октября 1992 г. N 3708-1 «О Государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики»;

2. Постановление Правительства РФ от 06.03.1998 № 83 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности»;

3. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 г. № 07 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;

4. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» от 27.07.2010 г. № 08-ФЗ;

5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 № 425-ФЗ).

6. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07. 1998 г. № 34н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186н).

7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено Приказом Минфина РФ от 06.07. 1999 г. № 43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 08.11.2010 г. № 142н).

8. Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 80 «Об одобрении Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу».

9. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 6н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.08.2010 № 8023)

10. Приказ Минфина РФ от 02.02.2011 № 1н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2011 № 0336)

11. Ильина Н.А. Основные этапы подготовки отчетности по МСФО // Актуальные вопросы экономических наук. - 2008. -№ (33). - С. 169-172

12. Гусарова Л.В. МСФО - универсальный подход к формированию финансовой отчетности организации // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № . - С. 8-15.

Bibliographical list

1. The Decree of the Supreme Council of the Russian Federation from October 23, 1992 № 708-I on the State programme for transition of the Russian Federation adopted in international practice, a system of accounting and statistics in accordance with the requirements of the development of a market economy «.

2. The Decree of the Government of the Russian Federation dated 06.03.1998 № 83 approving the programme for the reform of accounting in accordance with international financial reporting standards «.

3. Russian Federation Government resolution of 25 g. This article also introduces «on approval of the regulations on the recognition of international financial reporting standards and international financial reporting standards for use on the territory of the Russian Federation».

4. Federal law on consolidated financial statements «from 27.07.2010 g. № 08-FZ.

5. Federal law «on accounting» of 06, 2011. // 402-FZ (as restated by federal law No. 425 28.12.2013-FZ).

6. Position on accounting and accounting in the Russian Federation. Approved by the Decree of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 29.07. 1998 г. № 34n (in the redaction of the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 24.12.2010, № 186n).

7. Position in accounting «accounting organization «MODU 4/99. Approved by the Decree of the Ministry of Finance of the Russian Federation from 06.07. 1999 r. № 43n (in the redaction of the order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 11/8/2010, no. 142n).

8. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 01.07.2004 № 80 «on approval of the concept of development of accounting and reporting in the Russian Federation in the medium term».

9. Order of the Ministry of finance from 02.07.2010 № 6n (ed. by 06.04.2015) «on the forms of accounting organizations» (registered with the Ministry of Justice of Russia 02.08.2010 № 8023)

10. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 02/02/2011 № 1n «on approval of the regulations on account-ing,» statement of cash flows «(PBUS 23/2011)» (registered with the Ministry of Justice of RUSSIAN FEDERATION № 9 20336)

11. Ilyina N.A. Basic stages of the preparation of IFRS reporting // current issues in economics. - 2008. - № 5 (33). - P. 169-17212.

12.Gusarova L. IFRS is a universal approach to financial reporting // international accounting. - 2011. - № 3. - S. 8-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.