Научная статья на тему 'Перспективы и проблемы педагогического проектирования в инновационной деятельности педагога'

Перспективы и проблемы педагогического проектирования в инновационной деятельности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
456
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ / СИСТЕМЫ / КОМПЛЕКСЫ / СЕТИ / COMPUTING MACHINE / SYSTEM / COMPLEXES / NETWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васин В. Г.

Представлен материал об особенностях проектирования и использования вычислительных машин, систем, комплексов и сетей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND PROBLEMS OF PEDAGOGICAL DESIGN IN INNOVATIVE EDUCATOR

The material presented about the features of the design and use of computers, systems, complexes and networks

Текст научной работы на тему «Перспективы и проблемы педагогического проектирования в инновационной деятельности педагога»

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ

ИНФОРМАЦИОЛННОМ ОБЩЕСТВЕ

ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА

PROSPECTS AND PROBLEMS OF PEDAGOGICAL DESIGN IN INNOVATIVE EDUCATOR

УДК: 658 ББК: 32.97-018.2

Иванов В.Г. к.п.н.

Открытый институт Самарского государственного архитектурно-строительного университета г. Похвистнево. Россия. Ivanov V. G.

ключевые слова: вычислительные машины, системы, комплексы, сети key terms: computing machine, system, complexes, network

аннотация: представлен материал об особенностях проектирования и использования вычислительных машин, систем, комплексов и сетей

annotation: the material presented about the features of the design and use of computers, systems, complexes and networks

В современном обществе педагогическое творчество получает поддержку на разных уровнях управления: муниципальном, краевом, федеральном. Создается сеть экспериментальных площадок, деятельность которых направлена на реализацию культурно-образовательной инициативы с целью развития системы образования в Российской Федерации, определяющего решения вопросов ее научного, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового и материально-технического обеспечения.

Творчество - это всегда созидание чего-то нового на основе преобразования познанного: нового результата или оригинальных путей и методов его получения. Считается, что «новизна и преобразование - наиболее существенные характеристики творчества».

На творческий, исследовательский характер труда педагога обращали внимание великие педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский. Так Дистервег писал, что без стремления к научной работе учитель элементарной школы попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности, он деревенеет, каменеет, опускается, а Ушинский подчеркивал, что работа педагога более чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении.

Педагогическое творчество специфично в нем присутствует субъективная новизна мыслей, позиций, отношений, оценок, чувств, возникающих в ходе проектирования и принятых решений.

Оно как бы «спрессовано во времени» (учитель не может ждать, пока его «осенит», тогда и дети вырастут); как правило, публично, осуществляется на людях; сам педагогический процесс невозможен без сотворчества с учениками; учитель вынужден работать в «ансамбле» с коллегами; результат творчества связан с развивающимся

человеком, формирующейся личностью, что накладывает ограничения (не навреди своим творчеством!).

Творчество начинается тогда, когда решение не может быть достигнуто путем логического вывода из имеющихся посылок, когда познающий добывает так называемое невыгодное знание с использованием гипотез, предположений, интуиции. В своем высшем проявлении новизна педагогического поиска - это создание новых педагогических систем, открытие неизвестных закономерностей, это новые идеи, методы, средства.

Как в любом виде творчества, в педагогической деятельности своеобразно сочетаются эвристические и нормативные элементы.

Творчество всегда связано со способностью личности к познавательной самодеятельности, позволяющей субъекту выйти в область «непредзаданного». Способность к саморазвитию деятельности не может быть объяснена лишь свойствами интеллекта, в основе лежит взаимодействие познавательных и мотивационных факторов в их единстве, где абстракция одной из сторон невозможна.

Сегодня в российском обществе существует разрыв между декларируемыми глобальными общечеловеческими ценностями, ценностями русской духовной традиции, ценностями гуманистического порядка и реальными ценностями личности и общества. Образование утрачивает ценностную ориентацию.

Выход из существующей ситуации следует искать в развитии проектировочной деятельности в сфере образования. В этой связи представляется необходимым:

- выявить тенденции естественного развития существующих педагогических

систем, чтобы прогнозировать их возможные будущие состояния;

- проанализировать и описать должное состояние системы, зафиксированное в существующих нормативно-правовых документах, выявить правовые барьеры и возможности развития инновационной деятельности в образовании;

- выработать и описать желаемое состояние системы, представленное в виде

педагогических идеалов;

- соединить естественные тенденции развития системы образования с искусственными инновационными процессами в едином проекте;

- организовать реализацию проекта, учитывая принцип паритетности

функционирования и развития педагогической системы (создавая - не разрушай).

Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования, и практика его организации многообразна. Невозможно охватить все реально существующие варианты, однако есть нечто общее, что позволяет выделить два направления.

Первое - проектирование и создание проектов в интенсивных формах (инновационные, продуктивные игры, проектировочные сборы и т.д.).

Второй вариант - пошаговое совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками, где сам процесс проектирования рассматривается как один из факторов становления образовательного учреждения гуманистической ориентации. Специфика проектной деятельности в контексте проектной культуры состоит в том, что она содержит в себе принцип саморазвития: решение одних задач и проблем приводит к постановке новых задач и проблем, стимулирующих развитие новых форм проектирования.

Потребность в педагогическом проектировании возникает всякий раз тогда, когда наступает осознание необходимости перехода от существующей к прогностической модели образовательной системы. При этом всякий раз возникает проблема разработки

проекта. Проектирование сегодня - важнейший фактор развития образования и практика его организации многообразна.

Непрерывные и стремительные перемены, происходящие в различных областях нашей жизни, быстрая смена ситуаций деятельности становятся характерными для современного человека.

Специалисты в различных областях науки говорят о становлении информационной или техногенной цивилизации, которая предъявляет более высокие образовательные требования к человеку, и речь идет не столько об усвоении все возрастающего потока информации и повышении уровня предметной обученности учащихся учебных заведений, сколько о формировании ценностных ориентаций гуманистического порядка, развитии продуктивного мышления учащихся и их творчества, сохранении здоровья детей и учащейся молодежи.

Образование, как социальный институт, является традиционной и инертной системой, функционирование которой в большой степени определяется преемственностью педагогического опыта, но следует отметить, что общественно-экономические преобразования, осуществляющиеся в последние годы в стране, не могут быть достаточно эффективными без организации соответствующих инновационных процессов в образовании. Во второй половине восьмидесятых годов 20 века в стране осуществлялась попытка реформы образовательной системы. С откатами назад, в муках, рождалась новая педагогическая система, которая несла в себе новые ценности образования, обновленные содержанием образования и новыми педагогическими технологиями.

Сегодня процесс преобразования педагогической системы предполагает организацию инновационной деятельности в образовании.

Инновации - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся новообразования, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования и позитивно влияют на его развитие, а также на развитие более широкого мультикультурного пространства образования.

Одним из важнейших элементов инновационной деятельности является проектирование - «деятельность, под которой понимается, в предельно сжатой характеристике, промысливание того, что должно быть».

Проектирование, как деятельность, содержит определенный инвариант последовательных мыслительных операций: позиционное самоопределение-анализ ситуации-проблематизация-концептуализация-программирование-планирование. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности.

Образование является процессом естественно-искусственным (то есть, частично генетически обусловленным, частично сознательно организованным со стороны субъекта образования). Есть два вида полярных стратегий в педагогическом проектировании - средовая адаптация, приспособление к социальным условиям жизни и,

преобразование среды, в соответствии с собственными ценностями, убеждениями, целями.

Педагогическое проектирование следует рассматривать как осознанную и целенаправленную деятельность по построению модели развития образования, а педагогические инновации - как продукт реализации предложенной идеальной модели.

В педагогической деятельности сегодня прослеживается несоответствие декларируемых ценностей с целями и задачами педагогического процесса, содержанием и технологиями образования. Образованию человек не научается, и разучиться ему также не может. Образование - это внутренний процесс развития человеческих образов, которым человек следует в течение всей жизни. Образование не может кончиться, завершиться - это непрерывный самовозрастающий процесс преображения образов человека и мира.

Образование рассматривается как внутренний процесс преобразования человеческого образа, направленный к становлению личности, способной к осознанному саморазвитию, являющейся субъектом природы, общества и собственного развития, творчески осваивающей ценностные ориентации, являющиеся основой ее деятельности и поведения.

Формальное образование определяется единой сетью разноуровневых и разнотипных образовательных учреждений, единым образовательным стандартом, базисными учебными планами федерального и регионального уровня, федеральным и региональным финансированием, подготовленными педагогическими кадрами. Деятельность субъектов образования определяется нормативно-правовым обеспечением на федеральном и региональном уровнях.

Неформальное образование определяется разветвленной сетью учреждений дополнительного образования для детей и взрослых. Его специфика в том, что и преподаватели, и учащиеся смотивированны в своей совместной деятельности, их связывает общий интерес к предмету деятельности. Учащимся предоставлена свобода выбора содержания образования. Неформальное образование имеет следующие характерные черты: «оно представляет собой организованную структурированную деятельность, предназначается для идентифицируемой целевой группы, организуется для достижения определённого набора учебных целей», эти виды учебной деятельности практикуются за рамкой системы формального образования, а целевые группы могут быть разновозрастными.

Проектирование может являться материалом для выявления взрослыми и детьми собственных творческих уникальностей как субъектов развития образования. В отличие от других технологий воспитания и обучения совместное проектирование является созидательной формой активности ребенка и взрослого. В процессе проектирования происходит становление системы «развивающих и развивающихся отношений в группе». Система развивающихся отношений сама по себе - и продукт, и условие творчества всех ее участников. Она создается сотворчески детьми и педагогами, причем педагоги берут на себя лишь роль инициаторов.

Важный момент такой практики состоит в том, что педагог в ходе сотворчества с учеником вовлекается в процесс самосовершенствования путем переосмысления своего профессионального опыта. Парадокс педагогического существования состоит в том, что педагог может состояться как учитель (т.е. создатель творческой личности) только тогда, когда в каждый момент своего профессионального бытия преодолевает собственную педагогичность. Иными словами, при выборе пути педагогу приходится постоянно сталкиваться, бороться и преодолевать все довлеющие над его сознанием стереотипы, которые накапливались веками и закреплялись в профессиональном опыте в виде норм поведения, общения, мышления и деятельности.

Различные исследования продуктивности педагогической деятельности педагогов разного уровня мастерства показали, что более высокий уровень возможен при условии изменения у педагога системы ценностей.

Система ценностей как бы переадресуется с «ценного для меня» на способы выработки системы ценностей самих учащихся. Как ни удивительно об этом говорить, но подлинно профессиональная педагогическая позиция формируется в условиях своеобразного самоотречения педагога: главный результат педагогического труда не в том, что и как я говорю и действую, а в том, как ученику хочется мыслить, вести себя и работать, каких результатов достигать и как их добиваться. Библиографический список:

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М,1999.-260с.

2. Сачко Н.С. Организация и оперативное управление машиностроительным производством: учебник/Н.С. Сачко. - 2-е изд. Стер. - Мн.: Новое знание, 2006. - 636 с.: ил. - (Техническое образование).

3. А.с. 1218342 СССР, МКИ4 G01R 27/02. Преобразователь емкости и сопротивления в интервал времени/ Л.И.Волгин, А.И.Зарукин, Ю.Г.Тетенькин // Б.И.-1986.- №10.

4. Волгин Л.И., Тетенькин Ю.Г. Аналого-цифровой преобразователь R,C-параметров// Цифровая информационно-измерительная техника. Межвуз. сб. научн.тр. / Пенз. политехн. ин-т.- Пенза, 1986.-Вып.16.- С.102-108.

5. А.с. 479054 СССР, МКИ3 G01R 27/00 . Способ цифрового измерения девиации сопротивления. В.С.Гутников, Х.Б.Аль-Рише // Б.И.- 1975.-№28.

6. Тетенькин Ю.Г. Совершенствование АЦП для параметрических датчиков на основе метода двухтактного интегрирования. Проблемы и решения современной технологии: Сб. научных трудов ПТИСУ Поволж. технологии.ин-т сервиса.- Тольятти, 1998,- Вып.4, ч.2. - С.17-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.