Научная статья на тему 'Развитие профессионализма педагогического коллектива'

Развитие профессионализма педагогического коллектива Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / PEDAGOGICAL IDEAS / COMPETENCE / PERSONAL RELATIONS / RESPONSIBILITY / ПЕДАГОГИ-КАЛЫқ ИДЕАЛАР / қАРЫМ-қАТЫНАС / ЖАУАПКЕРШіЛіК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акжанова Г.Т.

В статье рассматриваются вопросы формирования сплоченного коллектива в условиях технического и профессионального образования.Мақалада техникалық және кәсіптік білім беру жүй-есінде ұйымшыл ұжымның қалыптасу мәселелері қара-стырылған.In the article the problems of how to form a solidary collective under the conditions of technical and professional education are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионализма педагогического коллектива»

сп <

CL.

из

с:

о

м s

Г. Т. Акжанова,

преподаватель истории, высшей категории, отличник образования РК, Учреждение «Костанай-ский гуманитарный колледж»

Нег1зг1 свздер: педагоги-кальщ идеалар, компетентность, царым-цатынас, жа-усткериплт.

Ключевые слова: педагогические идеи, компетент-ност ь, взаимоотношения, ответственность.

Keywords: pedagogical ideas, competence, personal relations, responsibility.

и S

и о

s

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Ацдатпа

Макалада техникальщ жэне кэсштш бш1м беру жуй-есшде уйымшыл ужымньщ калыптасу мэселелер1 кара-стырылган.

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы формирования сплоченного коллектива в условиях технического и профессионального образования.

Annotation

In the article the problems of how to form a solidary collective under the conditions of technical and professional éducation are considered.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить.

А. Дистервег

«Сегодня мир вступает в эпоху Четвертой промышленной революции, эру глубоких и стремительных изменений: технологических, экономических и социальных. Новый технологический уклад кардинально меняет то, как мы работаем, реализуем свои гражданские права, воспитываем детей» отметил президент Республики Казахстан Назарбаев Н.А [1].

Система казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает изменения. Какие реформы не проводились бы в образования, успешная реализация их зависит от профессионализма педагогического коллектива образовательного учреждения.

Педагогическая деятельность является сложно организованной системой ряда деятельностей[2, с.234].

Современная социокультурная ситуация и задачи образования требуют, чтобы описанием и проектированием целей обучения занимался педагог, педагог-методолог. Это необходимо, во-первых, потому, что современная производственно-практическая деятельность часто ставит очень определенные цели, задачи, которые могут решить только специально подготовленные люди[3, с.32].

Время обучения в колледже условно можно разделить на два периода: адаптация вновь поступивших студентов к условиям, требованиям колледжа, новому коллективу, преподавателям и обучение профессиональной подготовленности. Очевидно, что качество второго периода определя-

ется успешностью первого, которая, в свою очередь, зависит от психологической готовности студента к активной познавательной деятельности в новых для него условиях. В организации образования, как правило, функционируют два самостоятельных и в то же время тесно взаимосвязанных коллектива. Это коллектив обучающихся и коллектив педагогов, каждый из которых имеет свои задачи, свое содержание деятельности, свою систему взаимоотношений и свой функционал. Решающую роль играет педагогический коллектив, как целостное объединение, призванное обеспечить успешное функционирование данного колледжа. Педагогический коллектив, призванный обучать, воспитывать, развивать обучающихся, будет добиваться наилучших результатов, если он будет представлять единое целое.

Любой успешно функционирующий коллектив характеризуется следующими основными чертами:

• устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и времени;

• внутренней организацией, которая состоит из органов управления, социального контроля и санкций;

• структурированностью - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

• отчетливо выраженной однородностью состава, т. е. наличием признаков, присущих этому коллективу, отличающих его от других «чужих» групп;

• относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива, групповых ценностей, на основе которых развивается социальное чувство общности, выражаемое словом «мы», а также формируется общественное мнение группы;

• организованностью, т. е. упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совмест-

ной коллективной жизнедеятельности;

• открытостью, т. е. готовностью к принятию новых членов;

• закреплением традиций, символики [4, с. 91-93].

Основные черты успешно функционирующего коллектива присущи педагогическому персоналу Учреждения «Костанайский гуманитарный колледж». Основными составляющими, характеризующими целостность данного педагогического коллектива, являются:

• профессионализм и компетентность педагогов;

• наличие единых взглядов, смыслов, идей;

• деловой, психологический микроклимат в коллективе.

Профессионализм и компетентность педагогов представляют собой тот содержательный стержень, на котором держится вся образовательная система.

Профессиональная компетентность - это уровень осведомленности, авторитетности педагога, позволяющий ему продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, возникающие в процессе подготовки квалифицированного специалиста, формирования личности другого человека. В структуру профессиональной компетентности входят: общественно-политическая осведомленность, психолого-педагогическая эрудиция, педагогическая техника, умения и навыки по тематике и другое[5, с.92].

Психологической основой компетенции является готовность к постоянному повышению своей квалификации, мобильность профессиональных функций.

Профессионально-важные качества - это система устойчивых личных качеств, создающих возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.

К важным профессиональным качествам, по А.К. Марковой, относятся: педагогическая эрудиция, педагогическое целепола-гание, педагогическое (практическое и диагностическое) мышление, педагогическая интуиция, педагогическая импровизация,

о?

<

сз С

Г) <

с,

из

П

щ

с;

С о.

М

ш и ы

У

С КГ

о

м

5:

Щ

и ©

С и п

го <

а.

из

с:

о

ш

и 2

и о

педагогическая наблюдательность, педагогический оптимизм, педагогическая находчивость, педагогическое предвидение и педагогическая рефлексия[6, с. 173].

Педагогический профессионализм есть интегративная характеристика педагога, отражающая интенциональные, субстанциональные, процессуальные и результативные стороны осуществления профессиональной деятельности [7, с. 15].

Профессионализм это свойство личности педагога, оно предполагает хорошее владение профессиональными знаниями и умениями, владение своим предметом, умение им увлечь обучающихся, найти те приемы и способы, которые помогут обучающимся овладеть предлагаемыми знаниями.

Профессионализм педагогической деятельности заключается в том, что педагог владеет искусством своего предмета формировать у обучающихся готовность к продуктивному решению задач.

Профессионализм предполагает наличие профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективность и оптимальность выполнения своих профессиональных функций.

В параграфе «Профессиональная компетентность педагога» учебного пособия «Педагогика» (авт. В.А. Сластенин и др.) отмечается: «Педагогическое мастерство - это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетенции учителя-воспитателя». [4, с. 40]. Педагогическое мастерство - качественный уровень профессиональной деятельности, имеющей творческий характер, ориентированный на социально значимый конечный результат «цель» и оптимальный процесс его достижения.

Традиционно педагогическое мастерство рассматривается как совокупность эрудиции, способности и педагогической техники.

Педагогические способности:

• Гностические - способности к изучению, исследованию педагогических объ-

ектов, предметов, явлении;

• Проектировочные - способности определять, формировать цели и задачи педагогической деятельности;

• Конструктивные - способности в планировании педагогической деятельности в соответствии с целями и задачами;

• Организаторские - способности организовать свою деятельность и деятельность обучающихся;

• Перцептивные- способности, позволяющие понимать субъекта на основе чувственного восприятия другого;

• Коммуникативные- способности к эффективному общению с обучающимся;

• Креативные - способности преподавателя к творчеству.

Критерии профессионализма педагога:

• объективные: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов- обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррек-ционной, консультативной, организатор-ско- управленческой, самообразовательной и др.)

• субъективные: устойчивая педагогическая направленность ( желание оставаться в профессии, понимание ценностных ориентаций в профессии педагога, позитивное отношение к себе как к профессионалу, удовлетворенность трудом;

• процессуальные: использование педагогом социально-приемлемых гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

• результативные: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом, формирование качеств личности обучающихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе.

Уровни профессионализма педагога:

• уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение педагогом норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;

• уровень педагогического мастерства

как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в профессии приема индивидуального подхода к обучающимся, методами передачи знаний, личностно ориентированного обучения и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• уровень самоактуализации педагогов в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитии себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;

• уровень педагогического творчества как обогащение педагога опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесение авторских предложений, касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организаций учебного процесса так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания [8, с. 10].

В начале учебного года провели анкетирование преподавателей колледжа с целью определения мотивационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств.

Что побуждает педагога интересоваться инновациями?

1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить

- 37,5%.

2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов - 3%.

3. Потребность в контакте с интересными, творческими людьми - 34%.

4. Желание создать хорошую, эффективную систему работы - 69%.

5. Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодоление рутины

- 41%.

6. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей

- 6%.

7. Потребность в самовыражении, са-

мосовершенствовании - 17%.

8. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе - 9%.

9. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах - 25%.

10. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию - 19%.

Как ни странно, но педагоги узнают об инновациях не из книг, а других источников.

Источники информации об инновациях:

Совещания и семинары - 91%.

Средства массовой информации - 84%.

Книги по вопросам инноваций - 44%.

Совещания в колледже - 78%.

Общение с коллегами в колледже - 69%.

Общение с коллегами других УЗ - 47%.

Квалификационную готовность педагогического коллектива к освоению новшеств (К) выяснили по формуле:

К = Кфакт: Кмакс, где

Кфакт - количество преподавателей, имеющих высшую, 1-ю и 2-ю квалификационные категории;

Кмакс - количество членов педагогического коллектива

Критерии оценки уровня ИППК:

• Критический уровень - К < 0,45

• Низкий уровень - 0,45 < К < 0,65

• Допустимый уровень - 0,65 < К < 0,85

• Оптимальный уровень - К > 0,85 (0,96).

Уровень квалификационной готовности педагогического коллектива к освоению новшеств - низкий.

Встала задача - организовать деятельность педагогического коллектива для развития инновационного потенциала. Выделили 4 этапа:

• подготовительный этап - мотиваци-онная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств;

• организационный этап - теоретическая готовность;

о?

С са С

со <

с, из О 3

ы с; из С о.

И Ш

и

ы •у

С е=Г О Н м

5:

Щ

2: Ы

и ©

с и п

го <

а.

из

с:

о

w S

и

и о

• практическим этап - практическая готовность;

• контрольно-оценочный этап - достижение согласования между желаемым и реальным инновационным потенциалом ПК.

Главное определить пути повышения инновационного потенциала педагогического коллектива и строго им следовать:

• последовательно развивать восприимчивость педагогов к новшествам;

• обеспечивать их подготовленность к усвоению новшеств;

• повышать уровень новаторства и творческой активности преподавателей в коллективе;

• обеспечивать психолого-педагогические и организационно-педагогические условия развития И1111К колледжа.

Подчеркнем также важность для преподавателя желания самосовершенствования, саморазвития, ибо, как точно отметил еще Е.Д. Ушинский, учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель [2, с. 247]. Педагога невозможно переучить, и, строго говоря, никакие знания для него не будут лишними, избыточными. Стало уже банальным сравнивать педагога с аккумулятором. Но аккумулятор надо периодически подзаряжать. Вот почему педагогу так необходимо иметь время для самосовершенствования, постоянного повышения своей квалификации[2, с.257].

Самое важное добиться единства педагогического коллектива, что обеспечивается задачами колледжа, а также выдвижением перед преподавателями определенных педагогических проблем, методических тем, над которыми коллектив будет работать в предстоящие годы. Они должны разрабатываться сообща директором колледжа и коллективом, только тогда цели коллектива воспринимаются каждым его членом как личные цели.

От администрации в работе по формированию и развитию педагогического

коллектива требуется четкое понимание основной цели, формирование коллектива единомышленников, объединенных общими принципами работы, создание социально-педагогического климата, соответчиков за то, чтобы из стен колледжа выходили грамотные специалисты, адекватные производству, способные не только выполнять определенные работы, но и творчески подходить к их выполнению.

ЛИТЕРАТУРА

1.Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции». [Электронный ресурс] www.akorda.kz

2.Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» - 2-е изд., перераб, и доп.- Ростов на Дону: «Феникс», 2003. - 544 с.

3.Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С.А.Дру-жилов Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г.Новокузнецк. - 2005 (выпуск 8). - С.26-44

4.Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин - Москва.: Школа-Пресс, 1998.

- 576с.

5.Талызина Н.Ф.Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н.Ф.Талызина - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 288с.

6.Сорокун П.А. «Основы психологии» Учебное пособие / П.А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005. с. 173.

7.Панов А.И. Структура педагогического профессионализма: структурно-аналитический аспект. / А.И. Панов - Томск, ОГУ «РЦРО», 2003, - 198с.

8.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. / М.М. Поташник

- М.: Знание, 1987.-Серия «Педагогика и психология». - С.8-13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.