Научная статья на тему 'Перспективы и основные направления внедрения информационных технологий в медицинское образование России'

Перспективы и основные направления внедрения информационных технологий в медицинское образование России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
351
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Петров В.И., Воробьев А.А., Фролов М.Ю.

В статье рассмотрены основные направления развития новых информационных технологий в медицинском образовании, поставлены стратегические задачи развития информационных технологий в современных медицинских школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Петров В.И., Воробьев А.А., Фролов М.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы и основные направления внедрения информационных технологий в медицинское образование России»

III ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ «НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ»

НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

УДК 378:61:007

ПЕРСПЕКТИВЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕДРЕНИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РОССИИ

В. И. Петров, А. А. Воробьев, М. Ю. Фролов

Волгоградский государственный медицинский университет

В статье рассмотрены основные направления развития новых информационных технологий в медицинском образовании, поставлены стратегические задачи развития информационных технологий в современных медицинских школах.

Ключевые слова: информационные технологии, медицинское образование, информационное обеспечение.

Информационные технологии являются важнейшей составляющей жизни прогрессивной части человечества, играя в различных областях знания значительную роль. Сущность сегодняшних информационных изменений в обществе можно определить как единство трех процессов: изменение информационных технологий, изменение объема (количества) информации и изменение содержания (качества) информации. До сегодняшнего дня, в течение последних 50 лет, информационная революция была сосредоточена на технологиях получения, хранения, передачи и анализа данных. На современном этапе информационной революции основными проблемными вопросами становятся качество информации и ее адекватное и эффективное применение в различных отраслях знаний. Медицина и медицинское образование в этом ряду не являются исключением.

Тем не менее, по мнению многих исследователей, такая достаточно консервативная сфера деятельности человека, как образование и

обучение, еще не готова к широкомасштабному применению информационных технологий. Причина тому — короткий исторический отрезок времени их применения (35—40 лет), что недостаточно для осознания и реализации возможностей информационных технологий в образовании и обучении. Опыт использования компьютеров и компьютерных сетей в учебном процессе за рубежом имеет более длительную историю, нежели у нас. Однако даже наиболее экономически развитые страны не накопили достаточного опыта и результатов образовательных экспериментов для выдачи обоснованных рекомендаций по применению информационных технологий и телекоммуникаций в образовании и обучении.

Медицинское образование еще более консервативно, нежели какое-либо другое. В то же время определенные успехи в этой области у Российской медицинской Высшей школы есть. На наш взгляд, на сегодняшний день актуальны следующие направления применения и развития информационных технологий в высшем медицинском образовании:

- компьютеризация организационно-экономической деятельности в медицинском вузе (бухгалтерия, документооборот, бизнес-планирование и т. д.);

- компьютеризация организации учебной работы в медицинском вузе (электронное расписание, система оперативного учета успеваемости и т. д.);

- развитие программных и аппаратно-программных средств для обеспечения учебного процесса (компьютеризация и мультимедийное обеспечение лекционного процесса, практических занятий, создание обучающих и контролирующих систем);

- создание, развитие и распространение информационно-справочных систем для работы преподавателя (различные электронные справочники и атласы по учебным дисциплинам, обновляемые базы

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

3-2008

данных по законодательству, лекарственным средствам, образовательным и лечебным стандартам);

- создание, развитие и распространение динамически обновляемых (электронных) руководств по специальности;

- подготовка врачей, способных применить современные информационные технологии на своем рабочем месте;

- создание связей и обмена опытом в обсуждаемом предмете с другими вузами, развитие вузовского интернет-сообщества (создание и развитие сайтов, интернет-конференций, списков рассылки и т. д.);

- развитие системы телеконференций для полноценного взаимодействия и обмена опыта со специалистами вузов других стран и регионов;

- создание, развитие и распространение информационных технологий в лечебном процессе в условиях клиник и лечебных баз вузов;

- гуманизация образования посредством создания и использования обучающих виртуальных тренажеров как альтернатива операциям на животных;

- замена использования трупного материала на виртуальные топографо-анатомические среды как основное пособие для изучения анатомии человека.

Опыт развития каждого из перечисленных направлений развития информационных технологий имеется в Волгоградском государственном медицинском университете. Это не только наш сегодняшний день, это перспектива определенного поступательного движения вперед.

Несомненно, существующие проблемы информационного обеспечения студентов, врачей и преподавателей отражают общегосударственные беды — недостаток финансирования, региональную разобщенность и необходимость активного участия в процессе современно мыслящих руководителей среднего звена на местах.

В то же время все зависит не только от финансирования. В ряде случаев даже при создании хорошей материальной базы не происходит качественного скачка в области применения информационных технологий. На сегодняшний день необходимо указать на недостаточную активность использования компьютерной техники в отдельных вузах и лечебных учреждениях, отставание информационного обеспечения специалистов государственного сектора в регионах, расслоение специалистов по возможности доступа к информации (что особенно характерно для регионов).

Преподаватели медицинских вузов, в силу особенностей самой специальности, требующей обширных знаний и частого их обновления, в известном отношении являются «информационной элитой». Один только факт: более 90 % имеющихся в Волгограде врачебных электронных адресов принадлежат именно сотрудникам ВолГМУ. Ими же под-

держиваются основные медицинские Интернет-проекты нашего региона. В основных подразделениях вуза оснащены компьютерные Интернет-классы, работают мощные компьютерные сети, развивается электронный документооборот, действует локальная информационная сеть в библиотеке.

Настоящим прорывом в современном медицинском образовании стало внедрение в практику виртуальных тренажеров-имитаторов, аналогичных тренажерам для водителей и летчиков. Вместе с тем основной задачей преподавателя является создание обстановки, максимально приближенной к реалиям современной операционной. Для этого требуется создание виртуальной топографо-ана-томической среды или виртуальной карты области, в которой будет произведена операция. Объединение этих двух направлений позволит не только отрабатывать мануальные навыки, но соз-даст предпосылки для виртуального предоперационного планирования, когда наиболее ответственные этапы предстоящей операции возможно будет смоделировать непосредственно перед ее выполнением на человеке.

Какие же цели стоят перед нами? Прежде всего — не отстать в своем развитии от остального передового мира, по возможности находится в авангарде этого процесса. Важно не только влиться в мировое информационное пространство, занимая в нем свою нишу, но и развивать и расширять ее всеми доступными средствами. Только в этом случае наши вузы и все российское медицинское сообщество останутся конкурентоспособными и смогут выполнить предъявляемые к ним требования.

Что для этого требуется?

- необходимо изучать новые технологии и применять их на практике. Важно уметь найти и получить нужную информацию, задействуя все возможные и доступные средства коммуникации;

- создавать новую информацию — как путем научного эксперимента, так и с помощью адекватного анализа и обобщения новых и известных фактов;

- необходимо добиться повсеместного достижения современного уровня научных работ и публикаций.

Международные требования к статьям в биомедицинские журналы за последние десятилетия изменились, изменились требования к дизайну научных медицинских исследований, выполняемым статистическим выкладкам и многое другое. Важно обеспечить претворение этих требований в повседневную работу научных коллективов по всей стране.

Объем информации, которую необходимо перерабатывать и использовать сообществу, непрерывно растет. Многообразие и доступность информации несет в себе, однако, новую опасность. Информационный поиск может завершиться получением необъективных, тенденциозных или конфликтных данных, что лишает смысла всю проделанную работу.

3-2008

БЮЛЛЕТЕНЬ ВОЛГОГРАДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА РАМН

Искажение информации может быть связано с объективными и субъективными факторами:

1) низким методическим уровнем значительного числа проводимых исследований;

2) невысокими требованиями к публикуемой информации со стороны ряда журналов и медицинских Интернет-изданий;

3) заинтересованностью компаний-спонсоров и отсутствием данных об источниках финансирования исследований;

4) желанием исследователя иметь большое число публикаций и публиковать незавершенные исследования;

5) публикацией преимущественно положительных результатов;

6) отсутствием практики отзыва статей, содержащих ложную или некачественную информацию;

7) ограниченным доступом большинства практикующих врачей к медицинской информации, приведенной на иностранных языках.

Поэтому, в рамках обучения студентов и врачей информационным технологиям, мы должны уделять большое внимание оценке адекватности получаемых данных. Изучение основ доказательной медицины, подходов к систематизации данных, принципов планирования клинических исследований в рамках преподавания клинических дисциплин позволяет в значительной степени решить эту проблему.

Алгоритмы работы с информацией на сегодня в целом разработаны. Они могут успешно использоваться студентами и врачами для выбора источников медицинской информации и определения стратегии ее поиска, формулировки клинических запросов и принятия решений на основе полученной информации, анализа типичных ошибок в медицинских исследованиях, оценки адекватности использованного метода статистической обработки.

Грядущие перемены в здравоохранении, интенсификация деятельности этой области требуют нового уровня информатизации. На наш взгляд, стратегическими задачами развития информационных технологий в российских медицинских школах на современном этапе являются:

- поступательное развитие технической базы образовательных и лечебно-профилактических учреждений - закупка современного оборудования для обработки, хранения и передачи информации, а также средств визуализации и мониторинга;

- создание и развитие современных информационно-аналитических систем для обеспечения всех сторон деятельности учреждений медицинского образования и здравоохранения;

- создание единого информационного пространства в сфере разработки и применения медицинских информационных технологий. Регулярное обсуждение (на различных форумах, телемостах, в Интернете и прессе) современных и перс-

пективных информационных технологий, рынка программных продуктов; обмен идеями и опытом как между пользователями, так и между производителями информационных продуктов;

- продолжение развития системы удаленного консультирования (телемедицины) для труднодоступных и удаленных регионов страны;

- создание банков данных здоровья населения страны в целом и цифрового медицинского паспорта (электронной поликлинической карты) для каждого пациента в отдельности;

- стремление к стандартизации, информационной совместимости и интеграции как объектов исследования и оценки (с точки зрения информационных технологий), так и технических характеристик различных медицинских компьютерных систем;

- изучение современного международного рынка информационных технологий в медицине, продвижение отечественных разработок на внутренний и внешний рынок;

- дополнение традиционных методов освоения мануальных навыков на трупах и животных работой с виртуальными тренажерами;

- привлечение к сотрудничеству потенциальных источников финансирования и партнеров по информатизации медицинских вузов и лечебных учреждений - государственных регистров, систем территориального здравоохранения, медицинского страхования, организаций и производств всех форм собственности, частных медицинских и оздоровительных учреждений.

УДК 378:61:007:681.5

РАЗВИТИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В. Б. Мандрпков, А. Н. Голубев, А. П. Воронпн, А. Д. Геронтпдп

Волгоградский государственный медицинский университет

Определены основные пути развития комплексной технологической инфраструктуры медицинского вуза.

Ключевые слова: комплексная система автоматизации, информатизация, базы данных.

Стратегическим направлением информатизации высшего образования в современных условиях является создание единого информационного образовательного пространства. Эта задача решается каждым учебным заведением России в зависимости от технических возможностей и развития телекоммуникационных сетей вуза.

В настоящее время в Волгоградском государственном медицинском университете (ВолГМУ) применяется несколько баз данных, которые в силу технических, финансовых и управленческих ограничений были введены в эксплуатацию в разное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.